Научная статья на тему 'Организация учебно-воспитательного процесса по антидопинговому обеспечению в спортивном вузе'

Организация учебно-воспитательного процесса по антидопинговому обеспечению в спортивном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПИНГ / АНТИДОПИНГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СТУДЕНТЫ / СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсувалеева Эльмира Шамилевна, Назаренко Андрей Сергеевич, Галимов Алмаз Мирзанурович

Организация антидопингового образования студентов предполагает в ОПОП ВО наличие специализированной дисциплины «Основы антидопингового обеспечения» и введение антидопинговых тем в классические дисциплины. Формирование у студентов ряда компетенций в антидопинговых образовательных областях требует новых интерактивных форм организации деятельности, что происходит при освоении, как дисциплин медико-биологического цикла, так и спортивных, педагогических и общественных дисциплин. Осознанное восприятие отраслевых проблем, связанных с применением допинга в спорте и здоровьем нации обеспечивают знания по химии, биохимии, физиологии, спортивной медицине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамсувалеева Эльмира Шамилевна, Назаренко Андрей Сергеевич, Галимов Алмаз Мирзанурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of teaching and educational process for anti-doping providing in sports higher education institution

The organization of anti-doping education of students supposes in OPOP the presence of the specialized discipline “The basics of anti-doping support” and the introduction of anti-doping topics in classical disciplines. The formation of a number of competencies among the students in anti-doping educational areas requires new interactive forms of the organizing activities, which occurs when mastering both the disciplines of the medical-biological cycle, and sports, pedagogical and social disciplines. A conscious perception of the branch problems related to the use of doping in sport and health of the nation provides fundamental knowledge in chemistry, biochemistry, physiology, sports medicine.

Текст научной работы на тему «Организация учебно-воспитательного процесса по антидопинговому обеспечению в спортивном вузе»

Ал Арджа Мохаммед Али Мохаммед. - Санкт-Петербург, 2016. - 148 с.

2. Залалетдинов, А.Р. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности у футболистов разного возраста / А.Р. Залалетдинов, Н.А. Ярыгина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, Психология. - 2015. - № 14 (23). - С. 88-90.

3. Индивидуальные особенности контроля за действием в спорте / В.А. Москвин, Н.В. Москвина, Н.С. Шумова, А.Г. Ковалевский // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 1. - С. 76-79.

4. Люкшинов, Н.М. Искусство подготовки высококлассных футболистов / Н.М. Люкши-нов. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 432 с.

5. Насибуллина, А. Д. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учреждения дополнительного образования детей / А.Д. Насибуллина. - Оренбург : Изд-во Оренбургского гос. пед. ун-та, 2008. - 160 с.

6. Шамардин, А. А. Подготовка тренера к созданию положительного социально-психологического климата в спортивной команде : монография / А.А. Шамардин, А.В. Неретин ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2015. - 229 с.

7. Шамардин, А.А. Роль тренера в формировании положительного социально-психологического климата в спортивной команде / А.А. Шамардин, А.В. Неретин // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы IX Международной научно-практической конференции. - Смоленск : [б.и.], 2015. - С. 114.

REFERENCES

1. Al Arja Mohammed Ali Mohammed (2016), Psychological and pedagogical accompaniment of young sportsmen of team sports (on the example offootball and hockey), dissertation, St. Petersburg.

2. Zalaletdinov, A.R. and Yarygina, N.A. (2015), "Psychological and pedagogical support of sports activities among players of different ages", The Science Vector of TSU. Series: Pedagogy, Psychology, No. 14 (23), pp. 88-90.

3. Moskvin, V.A., Moskvina, N.V., Shumova, N.S. and Kovalevsky, A.G. (2013), "Individual features of control over the action in sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 76-79.

4. Lyukshinov, N.M. (2006), The art of training high-profile football players, TVT Division, Moscow.

5. Nasibullina, A.D. (2008), Psychological and pedagogical support of the activity of the institution of additional education for children, OGPU Publishing, Orenburg.

6. Shamardin, A.A. and Neretin, A.V. (2015), Preparation of a coach for creating a positive social and psychological climate in a sports team (monograph), Volgograd.

7. Shamardin, A.A. and Neretin, A.V. (2015), "The role of the coach in the formation of a positive social and psychological climate in the sports team", Sports games in physical education, recreation and sport, Materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Smolensk, pp. 114.

Контактная информация: aash74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.02.2018

УДК 796.077.5

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО АНТИДОПИНГОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ

Эльмира Шамилевна Шамсувалеева, кандидат биологических наук, доцент, Андрей Сергеевич Назаренко, кандидат биологических наук, доцент, Алмаз Мирзанурович Галимов, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Казань

Аннотация

Организация антидопингового образования студентов предполагает в ОПОП ВО наличие специализированной дисциплины «Основы антидопингового обеспечения» и введение антидопинговых тем в классические дисциплины. Формирование у студентов ряда компетенций в антидопинговых образовательных областях требует новых интерактивных форм организации деятельности, что происходит при освоении, как дисциплин медико-биологического цикла, так и

спортивных, педагогических и общественных дисциплин. Осознанное восприятие отраслевых проблем, связанных с применением допинга в спорте и здоровьем нации обеспечивают знания по химии, биохимии, физиологии, спортивной медицине.

Ключевые слова: допинг, антидопинговое обеспечение, основная профессиональная образовательная программа, учебно-воспитательный процесс, фундаментальные дисциплины, студенты, спортсмены.

ORGANIZATION OF TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS FOR ANTIDOPING PROVIDING IN SPORTS HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Elmira Shamilevna Shamsuvaleeva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Andrey Sergeevich Nazarenko, the candidate of biological sciences, senior lecturer,

Almaz Mirzanurovich Galimov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan

Annotation

The organization of anti-doping education of students supposes in OPOP the presence of the specialized discipline "The basics of anti-doping support" and the introduction of anti-doping topics in classical disciplines. The formation of a number of competencies among the students in anti-doping educational areas requires new interactive forms of the organizing activities, which occurs when mastering both the disciplines of the medical-biological cycle, and sports, pedagogical and social disciplines. A conscious perception of the branch problems related to the use of doping in sport and health of the nation provides fundamental knowledge in chemistry, biochemistry, physiology, sports medicine.

Keywords: doping, anti-doping support, basic professional educational program, teaching and educational process, fundamental disciplines, students, athletes.

Актуальность исследования связана с усилением внимания международного сообщества к борьбе с допингом в спорте [2]. В целях повышения эффективности информационно-просветительской работы по профилактике и образованию в области борьбы с допингом Министерством спорта Российской Федерации реализуется комплексная система мероприятий. Министерством спорта совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации при участии общероссийской антидопинговой организации разработаны и утверждены образовательные антидопинговые программы для различных типов образовательных организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

В основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) предлагается вводить специализированную дисциплину «Основы антидопингового обеспечения» введение в уже сформировавшиеся дисциплины компонентов антидопингового образования.

Современное спортивное образование предполагает наличие у студентов ряда компетенций в антидопинговых образовательных областях. Специфичность этих образовательных областей диктует особенности подачи и восприятия новой информации. «Руководство по антидопинговому образованию для учреждений среднего и высшего профессионального образования» выделяет 6 антидопинговых тем (таблица 1).

Таблица 1 - Требования ^ к результатам освоения программы бакалавриата

Выпускной | Дисциплины учебного плана

Антидопинговая тема 1. Введение в антидопинговую тему

для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1) Биомеханика двигательной деятельности, Государственный экзамен, Естественнонаучные основы физ. культуры и спорта, Защита ВКР, История, История физ. культуры, Культурология, Подготовка к государственному экзамену, Подготовка к процедуре защиты ВКР, Политология, Практика по получению первичных профессионал. умений и навыков, Социальная адаптация в условиях образовательной и профессионал. деятельности, Философия

способностью выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта (ПК-28) Государственный экзамен, Защита ВКР, Научно-исследовательская деятельность (НИД) в ациклических видах спорта, НИД в игровых видах спорта, НИД в циклических видах спорта, Научно-методическая деятельность в спорте, Подготовка к государственному экзамену, Подготовка к процедуре защиты ВКР, Преддипломная практика, Спортивная метрология, Теория и методика физической культуры

Выпускной Дисциплины учебного плана

способностью формировать через СМИ, информационные и рекламные агентства общественного мнения о физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья (ПК-33) Государственный экзамен, Защита ВКР, Менеджмент физической культуры и спорта, Организация спортивно-зрелищных мероприятий, Подготовка к государственному экзамену, Подготовка к процедуре защиты ВКР, Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта

Антидопинговая тема 2. Что такое допинг?

способностью использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности (ОПК-12) Государственный экзамен, Защита ВКР, История физической культуры, Педагогика физической культуры, Подготовка к государственному экзамену, Подготовка к процедуре защиты ВКР, Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогическая, исполнительская и творческая, Теория и методика физической культуры

Антидопинговая тема 3. Кто применяет допинг?

способностью воспитывать у обучающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции (ПК-9) Государственный экзамен, Защита ВКР, Менеджмент физической культуры и спорта, Подготовка к государственному экзамену, Подготовка к процедуре защиты ВКР, Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогическая, исполнительская и творческая

способностью организовывать восстановительные мероприятия с учетом возраста и пола обучающихся (ПК-12) Государственный экзамен, Защита ВКР, История физической культуры, Педагогика физической культуры, Подготовка к государственному экзамену, Подготовка к процедуре защиты ВКР, Практики по получению профессионал. умений и опыта профессионал. деятельности, педагогическая, исполнительская и творческая, Теория и методика физической культуры

Антидопинговая тема 4. Почему, когда и где используется допинг?

способностью использовать актуальные для избранного вида спорта технологии управления состоянием человека (ПК-13) Биохимия человека, Веб-дизайн, Государственный экзамен, Защита ВКР, Интернет- технологии, Информатика, Информационные технологии в спорте, Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований, Компьютерный видео анализ в спорте, Основы антидопингового обеспечения, Подготовка к государственному экзамену, Подготовка к процедуре защиты ВКР, Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогическая, исполнительская и творческая

способностью осуществлять самоконтроль, оценивать процесс и результаты индивид. спорт. деятельности, сохранять и поддерживать спортивную форму (ПК-15) Государственный экзамен, Защита ВКР, Лечебная физическая культура и массаж, Подготовка к государственному экзамену, Подготовка к процедуре защиты ВКР, Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогическая, исполнительская и творческая, Спортивная медицина, Физиология спорта, Физиология человека

Антидопинговая тема 5. Почему допинг запрещен?

способностью определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкульт-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека (ОПК-1) Анатомия человека, Биомеханика двигательной деятельности Биохимия человека, Государственный экзамен, Естественнонаучные основы физической культуры и спорта, Защита ВКР, Лечебная физическая культура и массаж, Основы антидопингового обеспечения, Плавание, Подготовка к государственному экзамену, Подготовка к процедуре защиты ВКР, Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, Психология физической культуры, Спортивная медицина, Физиология спорта, Физиология человека

способностью формировать мотивационно-ценностные ориентации и установки ведения здорового образа жизни (ОПК-10) Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, Государственный экзамен, Защита ВКР, Лечебная физическая культура и массаж, Организация спортивно-зрелищных мероприятий, Основы антидопингового обеспечения, Педагогика физической культуры, Подготовка к государственному экзамену, Подготовка к процедуре защиты ВКР, Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогическая, исполнительская и творческая, Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта, Профессионально-спортивное совершенствование, Теория и методика физической культуры, Теория спорта

способностью осуществлять пропаганду и обучение навыкам ЗОЖ (ПК-6) Биохимия человека, Государственный экзамен, Защита ВКР, Лечебная физическая культура и массаж, Плавание, Подготовка к государственному экзамену, Подготовка к процедуре защиты ВКР, Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогическая, исполнительская и творческая

Выпускной Дисциплины учебного плана

способностью проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-30) Биохимия человека, Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, Государственный экзамен, Защита ВКР, Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований, Лечебная физическая культура и массаж, НИД в ациклических видах спорта, НИД в игровых видах спорта, НИД в циклических видах спорта, Научно-методическая деятельность в спорте, Подготовка к государственному экзамену, Подготовка к процедуре защиты ВКР, Преддипломная практика, Спортивная медицина, Спортивная метрология, Физиология спорта, Физиология человека

Антидопинговая тема 6. Какие меры применяются против допинга?

способностью использовать основы правовых знаний (ОК-4) Государственный экзамен, Защита ВКР, Основы антидопингового обеспечения, Подготовка к государственному экзамену, Подготовка к процедуре защиты ВКР, Правоведение и правовые основы профессиональной деятельности, Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогическая, исполнительская и творческая

способностью обеспечивать в процессе профессиональной деятельности соблюдение требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм (ОПК-7) Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, Государственный экзамен, Защита ВКР, Легкая атлетика, Лечебная физическая культура и массаж, Лыжный спорт, Основы антидопингового обеспечения, Плавание, Подготовка к государственному экзамену, Подготовка к процедуре защиты ВКР, Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогическая, исполнительская и творческая, Спортивные сооружения и экипировка

способностью проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон деятельности (ОПК-11) Биохимия человека, Государственный экзамен, Подготовка к государственному экзамену, Естественнонаучные основы физической культуры и спорта, НИД в ациклических видах спорта, Защита ВКР, Подготовка к процедуре защиты ВКР, Преддипломная практика, НИД в игровых видах спорта, НИД в циклических видах спорта, Научно-методическая деятельность в спорте, Теория и методика физической культуры

Рассмотрим взаимосвязи формируемых компетенций и антидопинговых тем на примере направления подготовки 49.03.01 Физическая культура. В результате анализа основной профессиональной образовательной программы получен перечень из 15 компетенций и 47 дисциплин, которые прямо или косвенно связаны с антидопинговыми темами. Наибольшая ответственность за формирование указанных компетенций падает на следующие учебные дисциплины.

Таблица 2 - Взаимосвязь дисциплин антидопингового блока с числом формируемых компетенций_

Дисциплины учебного плана направления подготовки 49.03.01 Физическая культура Число компетенций

Государственный экзамен, Защита ВКР, Подготовка к государственному экзамену, Подготовка к процедуре защиты ВКР 15

Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, педагогическая, исполнительская и творческая 10

Лечебная физическая культура и массаж 6

Биохимия человека, Основы антидопингового обеспечения, Теория и методика физической культуры 5

Естественнонаучные основы физической культуры и спорта, Гигиенические основы физкуль-турно-спортивной деятельности, История физической культуры, НИД в ациклических видах спорта, НИД в игровых видах спорта, НИД в циклических видах спорта, Научно-методическая деятельность в спорте, Педагогика физической культуры, Плавание, Преддипломная практика, Спортивная медицина, Физиология спорта, Физиология человека 3

Анализ таблиц выявил, что наибольшая нагрузка по формированию необходимых компетенций для осуществления рекомендаций обозначенных в Руководстве по антидопинговому образованию ложится на такие дисциплины как: Биохимия человека, Основы антидопингового обеспечения, Лечебная физическая культура и массаж, Теория и методика физической культуры, Естественнонаучные основы физической культуры и спорта, Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, История физической

культуры, Научно-исследовательская деятельность в ациклических/игровых/циклических видах спорта, Научно-методическая деятельность в спорте, Педагогика физической культуры, Плавание, Спортивная медицина, Физиология спорта, Физиология человека. При прохождении преддипломной практики и практик по получению профессиональных умений у студентов формируется от 5 до 10 компетенций, связанных с вопросами антидопингового обеспечения в соответствии с квалификационными требованиями стандартов.

Итоговая государственная аттестация, включающая в себя Государственный экзамен, защиту ВКР, подготовку к государственному экзамену, подготовку к процедуре защиты ВКР, является способом комплексной оценки сформированности всех 15 компетенций из образовавшегося списка, формирование которых завершается на этапе сдачи государственного экзамена в соответствии с учебным планом.

В Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма учебные планы для бакалавров по направлениям подготовки 49.03.01 Физическая культура и 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья включают учебную дисциплину «Основы антидопингового обеспечения». В рамках учебного процесса эта дисциплина реализуется у студентов очной формы обучения на 3 курсе и заочной формы обучения на 4 курсе кафедрой Медико-биологических дисциплин с сентября 2016 года. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

Основными задачами дисциплины «Основы антидопингового обеспечения» являются:

- выявление круга наиболее актуальных вопросов антидопинговой тематики и систематизация представлений студентов о современной антидопинговой политике;

- обеспечение студентов наиболее полной информацией обо всех аспектах допинг-контроля;

- формирование умения использования глобальной антидопинговой базы данных «АДАМС» и развитие желания поиска возможных путей реализации антидопинговой политики;

- формирование мотивации к самостоятельному освоению антидопинговых правил и чувства ответственности за их нарушение;

- развитие потребности к применению полученных знаний о негативных последствиях допинга на здоровье спортсменов.

Кроме введения в учебный процесс отдельной дисциплины «Основы антидопингового обеспечения», пласт значимых вопросов рассматривается преподавателями кафедры Медико-биологических дисциплин при освоении бакалаврами таких учебных дисциплин, как «Спортивная медицина», «Физиология человека/спорта», «Спортивная фармакология», «Химия» и «Биохимия человека», «Спортивно-оздоровительный мониторинг», магистрами - «Спортивная генетика», «Основы спортивной диетологии», «Физиологические аспекты адаптации организма», «Адаптация в спорте», «Антропомаксимология», «Биохимические аспекты управления тренировочным процессом», аспирантами - «Физиологические основы адаптации организма к спортивной деятельности» и «Современные методы оценки и контроля подготовленности спортсменов».

С одной стороны, «Руководство по антидопинговому образованию ...» определяет, что студенты должны понимать и уметь объяснить, что такое химическая структура классов веществ, включенных в запрещенный список препаратов, как проверить лекарственные средства, последствия для здоровья при использовании запрещенных веществ, оценить риск применения пищевых добавок. Для понимания химической структуры классов веществ или механизмов воздействия запрещенных веществ на организм, студенты должны обладать знаниями по химии, биологии, биохимии, физиологии. Программы изучения этих дисциплин должны быть рассчитаны на большое количество часов. Знания по указанным дисциплинам могут обеспечить осознанное восприятие проблем здоровья конкретного организма и здоровья нации. Антидопинговое обеспечение - это такая

прикладная наука, которая не может быть полноценно освоена без фундаментальных знаний по химии, биологии и физиологии. Эти дисциплины кафедры преподаются кандидатами и докторами биологических и медицинских наук, что накладывает соответствующий отпечаток на угол зрения рассматриваемых вопросов.

С другой стороны, «Руководство по антидопинговому образованию ...» предполагает воспитание нулевой терпимости к допингу со стороны молодежи, связанной с вредом для моральных ценностей спорта, что диктует необходимость воспитания истинных ценностных ориентиров, спортивной этики, честного спортивного поведения. Этот круг вопросов связанных с требованиями Института национальной антидопинговой организации и Всемирного антидопингового агентства, с такими документами как Положения Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте и Всемирный антидопинговый кодекс, должны изучаться на дисциплинах кафедр Социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Теории и методики физической культуры и спорта, Спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма, Адаптивной физической культуры и БЖД.

Соответственно для преподавания этого круга вопросов требуются кандидаты и доктора педагогических, психологических, социологических, философских и политических наук, а также требуются новые формы организации деятельности студентов на семинарских занятиях.

Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных технологий обучения. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех присутствующих без исключения. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки [1].

Накопленный опыт работы в этом направлении позволяет предложить интерактивную технологию «Дебаты», как средство формирования ключевых компетенций и средство формирования истинных спортивных ценностей. Опыт применения технологии на семинарских занятиях в Поволжской ГАФКСиТ дал возможность отработать методику формулировки тем для дискуссий, продолжительность игры, ее регламент, оценки работы участников и частные методики вовлечения в работу всех присутствующих на занятии, что дает возможность обсуждения принципиально важных для формирования спортивной этики и ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности проблем, скрытых за, казалось бы, простенькими темами для дискуссий. Технология «Дебаты» легко вписывается в рамки балльно-рейтинговой системы.

После освоения соответствующих дисциплин студенты Академии должны понимать, что такое химическая структура классов веществ, включенных в список запрещенных препаратов, как проверить лекарственные средства и выявить последствия их применения для здоровья, а также иметь навык оценки риска применения пищевых добавок и уметь объяснять спортсменам информацию касательно антидопинговых правил и санкций за их нарушение. В своей будущей профессиональной деятельности выпускники Академии смогут проводить информационную работу со спортсменами, осуществлять планирование антидопингового обеспечения деятельности физкультурно-спортивных организаций, пользоваться глобальной антидопинговой базой данных «АДАМС», применять полученные знания о негативных последствиях допинга на здоровье спортсменов и участвовать в решении других смежных вопросов.

Имеется еще один аспект проблемы допинга, как проблемы вышедшей за рамки спорта. Допинг-скандалы, раздуваемые в СМИ, привели к тому, что люди далекие от спорта знают про пресловутый мельдоний, реклама которого в телеэфире живет под именем «милдронат». Архитектура проблемы в СМИ с целью оклеветать, посеять раздор, выбить из колеи, как и, вероятный, сговор фармацевтических компаний привел к ожидаемому

результату: практически все, в том числе и школьники, имеют представление о допинговых препаратах, как о веществах, повышающих выносливость организма и его работоспособность. Поскольку в аптеке милдронат доступен каждому, школьники бесконтрольно применяют его как при сдаче норм ГТО, так и в детском спорте в целом.

В данном случае владение информацией о допинге, не является залогом успешности в борьбе с ним. Мы считаем, что многогранные аспекты всего, что касается допинговых проблем должны изучаться в специализированных вузах, регулироваться в соответствующих ведомствах и министерствах, т. е. быть сугубо отраслевой проблемой. Муссирование проблемы в обществе, которое в целом не владеет базой фундаментальных биолого-химических знаний, может стать причиной, влияющей на здоровье населения в сторону его ухудшения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация учебно-воспитательного процесса по антидопинговому обеспечению студентов ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ» предполагает в ОПОП ВО наличие специализированной дисциплины «Основы антидопингового обеспечения» и введение компонентов антидопингового образования в уже сформировавшиеся дисциплины. Современное спортивное образование, планирующее наличие у студентов ряда компетенций в антидопинговых образовательных областях требует новых формы организации деятельности студентов на семинарских занятиях, с применением, прежде всего, интерактивных технологий обучения. Формирование компетенций на аудиторных занятиях, в процессе самостоятельной работы студента происходит при освоении, как дисциплин медико-биологического цикла, так и ряда спортивных, педагогических и общественных дисциплин, завершается на этапе сдачи государственного экзамена. Для понимания сложных механизмов воздействия запрещенных веществ на организм, студенты должны обладать знаниями по таким дисциплинам, как химия, биохимия, физиология, спортивная медицина. Только фундаментальные знания по указанным дисциплинам могут позволить дальнейшее осознанное восприятие проблем, связанных с применением допинга в спорте и вопросами здоровья конкретного организма, здоровья нации. В тоже время, все различные аспекты допинговых проблем должны быть, в первую очередь, отраслевой проблемой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронцов, A.B. Современное образование: от знаниевого к компетентностному подходу / A.B. Воронцов ; Региональный социально-психологический центр. - Самара : [б.и.], 2005. - 82 с.

2. Конвенция против применения допинга. Страсбург, 16.11.1989 г. ETS № 135 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://bmsi.ru/doc/6a0b85fc-0de0-4def-bde5-965ad3dc5e12 (дата обращения: 01.01.2018).

REFERENCES

1. Vorontsov, A.V. (2005), Modern education: from knowledge to competence approach, Regional socio-psychological Centre, Samara, pp. 39-40.

2. Convention against the use of doping, Strasbourg, 16.11.1989 ETS No. 135, available at: http://bmsi.ru/doc/6a0b85fc-0de0-4def-bde5-965ad3dc5e12.

Контактная информация: almazga@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 07.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.