Научная статья на тему 'Профессиональный стандарт в системе подготовки спортсменов в физкультурно-оздоровительных технологиях'

Профессиональный стандарт в системе подготовки спортсменов в физкультурно-оздоровительных технологиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1446
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ОТРАСЛЬ / SPORTS INDUSTRY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARDS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / СПОРТСМЕН / ATHLETE / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATIONS / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тарасенко А. А., Воеводина С. С.

В статье представлены результаты исследования структуры и содержания профессионального стандарта «Спортсмен», позволяющие расширить базовую основу системы подготовки спортсменов в физкультурнооздоровительных технологиях, усилить ее профессиональноприкладную направленность, а также результаты сравнительного анализа структуры квалификационной должности «спортсмен», предусмотренной в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15 августа 2011 г. № 916 н, и профессионального стандарта «Спортсмен», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 186 н. Профессиональный стандарт позволяет четко структурировать профессиональную деятельность спортсмена за счет описания требований к трудовым функциям и качеству их выполнения, исключив их дублирование по должностям. Профессиональный стандарт может применяться спортивными федерациями при отборе и представлении спортсменов по соответствующим видам спорта на присвоение международными спортивными организациями званий и квалификаций, при формировании и подготовке сборных команд для участия в спортивных соревнованиях; спортивными вузами при разработке профессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта, обеспечивая, таким образом, взаимосвязь между профессиональной подготовкой и требованиями современного спорта постоянного развития профессиональных компетенций работников спортивной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional standards in the system of athletes training in sport and health technologies

The article presents the results of the study of the structure and content of the professional standard "Athlete" that would increase the basic principles of the system of training athletes, enhance its professional-applied focus, as well as the results of comparative analysis of the structure of the qualifying position "athlete", provided for in the unified qualification handbook for managers, professionals and employees, see "Qualification characteristics of workers in the field of physical education and sport" approved by Order of the Health and Social Development Ministry of Russia on August 15, 2011 N 916n, and professional standard "Athlete" approved by Order of the Minis try of Labour and Social Affairs of the Russian Federation on April 7, 2014 № 186n. Professional standard allows to structure professional activity of an athlete through the description of requirements to job functions and the quality of their performance, eliminating the duplication of posts. Professional standard may be applied by sport federations in the selection and representation of athletes on relevant sports on allocation of titles and qualifications by international sports organizations, in forming and training national teams to participate in competitive sports; in the development of vocational educational training programs by sports universities in the field of physical education and sports, providing, thus, the relationship between professional training and the requirements of modern sportcontinuous development of professional competencies of sport industry employees.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт в системе подготовки спортсменов в физкультурно-оздоровительных технологиях»

УДК 378:796

профессиональный стандарт в СИСТЕМЕ подготовки спортсменов в физкультурно-оздоровительных технологиях

Кандидат педагогических наук, профессор Тарасенко А. А., кандидат педагогических наук, доцент Воеводина С. С.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

В статье представлены результаты исследования структуры и содержания профессионального стандарта «Спортсмен», позволяющие расширить базовую основу системы подготовки спортсменов в физкультурно-оздоровительных технологиях, усилить ее профессионально-прикладную направленность, а также результаты сравнительного анализа структуры квалификационной должности «спортсмен», предусмотренной в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15 августа 2011 г. № 916 н, и профессионального стандарта «Спортсмен», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 186 н.

Профессиональный стандарт позволяет четко структурировать профессиональную деятельность спортсмена за счет описания требований к трудовым функциям и качеству их выполнения, исключив их дублирование по должностям. Профессиональный стандарт может применяться спортивными федерациями при отборе и представлении спортсменов по соответствующим видам спорта на присвоение международными спортивными организациями званий и квалификаций, при формировании и подготовке сборных команд для участия в спортивных соревнованиях; спортивными вузами при разработке профессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта, обеспечивая, таким образом, взаимосвязь между профессиональной подго-

товкой и требованиями современного спорта - постоянного развития профессиональных компетенций работников спортивной отрасли.

Ключевые слова: спортивная отрасль; профессиональный стандарт; профессиональная деятельность; спортсмен; квалификация; система подготовки.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией развития физической культуры и спорта на период до 2020 года повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене является одной из приоритетных задач государственной политики в сфере физической культуры и спорта [4].

В этих условиях актуальным направлением совершенствования системы подготовки спортсменов является квалификация работников спортивной отрасли, требования к которой отражены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД), в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта» (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15 августа 2011 г. № 916 н), и профессиональных стандартах.

Следует отметить, что существующая система квалификаций была создана в середине прошлого века. Квалификационные справочники включали в себя около 5 тыс. профессий рабочих и 2,5 тыс. должностей служащих (в то время как все развитые страны готовят специалистов по 600-800 профессиям) и не являлись основой для разработки образовательных стандартов [8]. В современных условиях они не отвечают необхо-

димым характеристикам, предъявляемым работодателями к уровню знаний и квалификации работника.

Профессиональные стандарты - это документы нового типа, идущие на смену ЕКСД и Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС), которые включают актуальную информацию о цели профессиональной деятельности, содержании трудовых функций, уровне квалификации, требованиях к образованию и обучению, практическому опыту, особых условиях допуска к работе и о других характеристиках.

Как показывает международный опыт, именно профессиональные стандарты описывают требования работодателей к качеству и содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности, которые и являются значимыми для сферы профессионального образования.

Профессиональные стандарты призваны стать основой российской национальной системы квалификаций, обеспечить взаимосвязь между профессиональной подготовкой и требованиями современного спорта - постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работников спортивной отрасли.

План разработки профессиональных стандартов утвержден Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2012 № 2204-р «Об утверждении плана разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы».

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» поставлена задача к 2015 г. разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.

В рамках выполнения данного Указа разработаны и утверждены профессиональные стандарты «Спортсмен» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 186 н) и «Тренер» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 193 н) [3].

Чем же отличаются профессиональные стандарты от ЕКСД в области физической культуры и спорта, и каково их значение в системе подготовки спортсменов?

В соответствии с трудовым законодательством (глава 54.1 ТК РФ «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров») спортсмен - это работник, трудовая функция которого состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта.

Квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта его работы, а профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ). В соответствии со ст. 144 ТК РФ Приказом Минздравсоцразвития России от 27 февраля 2012 г. № 165н [2] утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников физиче-

ской культуры и спорта, в составе которых, в частности, такие должности, как тренер, тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре, старший тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре, тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта), старший тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта), главный тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта), государственный тренер (по виду спорта), спортсмен, инструктор-методист и др.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15 августа 2011 г. № 916н [1] утвержден раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Областью профессиональной деятельности руководителей, специалистов и служащих рассматриваемой отрасли являются физическая культура и спорт (включая детско-юношеский спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт).

Квалификационные характеристики, включенные в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта» ЕКСД, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рациональной организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников, предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям.

Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта» ЕКС состоит из 4 разделов: I - «Общие положения»; II - «Должности руководителей»; III - «Должности специалистов»; IV - «Должности служащих».

Глава «Должности руководителей» указанного раздела закрепляет такие должности, как главный тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта) и государственный тренер (по виду спорта).

Глава «Должности специалистов» содержит следующие должности - старший тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре, старший тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта), тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре, тренер, тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта), старший инструктор-методист по адаптивной физической культуре, старший инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций, инструктор-методист по адаптивной физической культуре, инструктор по адаптивной физической культуре, инструктор-методист спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивной физической культуре.

Рис. 1. Структура квалификационной характеристики должности

Таблица 1

Квалификационная характеристика должности «спортсмен» в ЕКС

Должность Должностные обязанности Должен знать Квалификационные требования

Спортсмен Выполняетиндивидуальный план подготовки, тренировочные и соревновательные задания. Поддерживаетвысокий уровеньобщейфизическойи специальной подготовленности, обеспечивающий достижение результатов международного класса. Ведет учет выполнения заданий, предусмотренных индивидуальным планом подготовки. Совместно с тренерским составом принимает участие в планировании тренировочного процесса. Соблюдает правила спортивных соревнований. Соблюдает антидопинговые правила. Осуществляет пропаганду физической культуры и спорта. Соблюдает правила по охране труда и пожарной безопасности. Законыииные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельностьвобласти физическойкультуры и спорта; правила спортивных соревнований; теоретические основы физкультурно-оздоровительной работы; порядок проведения врачебного контроля и способы оказания первой помощи; порядок допинг-контроля и антидопинговые правила; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности. Основноеобщее образование.Спортсмен, выполнивший нормативные требования программы по виду спорта для присвоения спортивного разряда или звания кандидата в мастера спорта или спортивного звания мастера спорта или спортивного звания мастера спорта международного класса.

Должности - спортсмен, спортсмен-инструктор, спортсмен-ведущий - определены в главе «Должности служащих».

Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации» (рис. 1).

В разделе «Должностные обязанности» установлен перечень основных функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определен уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения возложенных на него

Вид профессиональной деятельности (ВПД) -совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда

Ч> 4>

ОТФ ОТФ ОТФ

Обобщенная трудовая функция (ОТФ) — совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе

О О о ч> о о

ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ

Трудовая функция (ТФ) — система трудовых действий в рамках ОТФ

Рис. 2. Структура профессионального стандарта

должностных обязанностей, а также указан требуемый стаж работы.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Рассмотрим структуру квалификационной должности «спортсмен» (таблица 1).

Квалификационная характеристика должности «спортсмен» в ЕКС отражает специфику деятельности работника спортивной отрасли, содержит конкретный перечень должностных обязанностей и требования к уровню профессиональной подготовки. На ее основе разрабатывается должностная инструкция для конкретного работника [7].

Профессиональный стандарт - это многофункциональный нормативный документ, определяющий не только квалификационный уровень работника и его профессиональные обязанности, но и обеспечивающий эффективную систему управления качеством его труда (в отличие от ЕКСД). Каждый квалификационный уровень включает в себя единицы стандарта, отражающие профессиональные знания, умения и навыки, которыми должен обладать работник.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕКС, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (постановление Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»).

Структура профессионального стандарта представлена на рисунке 2 и содержит указание на следующие компоненты:

- вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;

- обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном процессе;

- трудовая функция - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Рассмотрим структуру профессионального стандарта «Спортсмен» с указанием характеристики трудовой функции А/01.3 обобщенной трудовой функции А - деятельность по подготовке к соревнованиям и участие в соревнованиях под руководством тренера (тренеров) (таблица 2).

Таким образом, основой профессионального стандарта являются трудовые функции, из которых складывается трудовая деятельность спортсмена как работника. Все трудовые функции объединены в категории (А, В, С, D), представляющие собой цикл управления (анализ и планирование; руководство и контроль).

Таблица 2

Структура профессионального стандарта «Спортсмен»

Наименование раздела Характеристика

1. Общие сведения:

- наименование вида деятельности деятельность в области спорта

- основная цель профессиональной деятельности с указанием кодов классификаторов - ОКЗ (Общероссийский классификатор занятий), ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) Подготовка к спортивным соревнованиям и участие в спортивных соревнованиях по определенным видам спорта, спортивным дисциплинам; 3475 (ОКЗ) - спортсмены ОКВЭД: 9202 - прочая деятельность в области спорта 93.04 - физкультурно-оздоровительная деятельность 80.10.3 - дополнительное образование детей 80.22.2 - среднее профессиональное образование 80.30 - высшее профессиональное образование

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт(функциональная карта вида профессиональной деятельности) Обобщенные трудовые функции с кодами А, В, С, D и уровнем квалификации с указанием трудовых функций, отнесенных к обобщенной трудовой функции, и уровнем (подуровнем) квалификации: А - А/01.3; А/02.3; А/03.3; А/04.3 В - В/01.3; В/02.3; В/03.3; В/04.3; В/05.3; В/06.3 С - С/01.4; С/02.4; С/03.4; С/04.4; С/05.4 D - D /01.4; D /02.4; D /03.4; D /04.4; D /05.4

Характеристика обобщенных трудовых функций (ОТФ) -А, В, С, D Возможные наименования должностей, требования к уровню образования и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе, дополнительные характеристики (наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности в соответствии с ОКЗ и ЕКС)

Характеристика трудовых функций, включенных в ОТФ, - трудовые действия, необходимые умения, знания, другие характеристики

Сведения о разработчиках 16 организаций - разработчиков, в том числе ФГБОУ ВПО КГУФКСТ «Училище (техникум) олимпийского резерва», город Краснодар

Обобщенная трудовая функция А

Наименование Деятельность по подготовке к соревнованиям и участие в соревнованиях под руководством тренера (тренеров)

уровень квалификации - 3

Трудовые функции:

А/01.3 Контроль уровня спортивной подготовленности под руководством тренера (тренеров)

А/02.3 Подготовка к соревнованиям под руководством тренера (тренеров)

А/03.3 Выступление на спортивных соревнованиях под руководством тренера (тренеров)

А/04.3 Проведение под руководством тренера (тренеров) восстановительных мероприятий после интенсивных физических нагрузок, заболеваний и травм

Возможные наименования должностей спортсмен

Требования к образованию и обучению Подготовка по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта и (или) программам спортивной подготовки

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе Допуск к занятиям спортом и спортивным соревнованиям, полученный в порядке, утвержденном законодательством Российской Федерации

Трудовая функция А/01.3

Трудовые действия Выполнение под руководством тренера (тренеров) комплекса контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической подготовленности

Продолжение табл. 2

1 2

Выполнение под руководством тренера (тренеров) комплекса контрольных упражнений для оценки технико-тактической подготовленности

Выполнение под руководством тренера (тренеров) комплекса контрольных упражнений (тестирования) для оценки психологической подготовки

Оценка уровня общей, специальной физической, тактико-технической и психологической подготовленности под руководством тренера (тренеров)

Получение рекомендаций от тренера (тренеров) по совершенствованию уровня общей, специальной физической, тактико-технической и психологической подготовленности и их внедрение на практике

Учет состояния показателей различных сторон собственной спортивной подготовленности под руководством тренера (тренеров)

Необходимые умения Контролировать собственное физическое и психическое состояние

Владеть навыками выполнения контрольных упражнений и тестирования по определению уровня общей, специальной физической, тактико-технической и психологической подготовленности

Выполнять тренировочные задания

Обладать навыками ведения первичного учета показателей различных сторон собственной спортивной подготовленности

Соблюдать антидопинговые правила

Необходимые знания Теоретические основы физкультурно-спортивной деятельности

Порядок выполнения комплекса контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической подготовленности

Порядок выполнения комплекса контрольных упражнений для оценки технико-тактической подготовленности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Порядок проведения тестирования для оценки психологической подготовленности

Нормативы по видам спортивной подготовки и их показатели на этапах спортивной подготовки

Порядок проведения допинг-контроля и антидопинговые правила

Санитарно-гигиенические правила

Правила охраны труда и пожарной безопасности

Другие характеристики Необходимые нормы спортивной подготовки: выполнение спортивных разрядов и званий согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации

Работники различаются по квалификационным уровням: чем выше уровень, тем больше полномочий и ответственности.

Профессиональный стандарт позволяет четко (в отличие от ЕКСД) структурировать профессиональную деятельность работника (спортсмена) за счет описания требований к трудовым функциям и качеству их выполнения, исключив дублирование трудовых функций по должностям.

в результате анализа структуры и содержания ЕКСД (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», квалификационная характеристика должности «спортсмен») и профессионального стандарта «Спортсмен» можно сформулировать преимущества профессионального стандарта для участников спортивных отношений:

- работникам (спортсменам) предоставляется возможность определить свой профессиональный уровень и развить профессиональные компетенции, повысить квалификационный уровень и подтвердить его сертификатом, получить основу для дальнейшего профессионального роста;

- работодатели получают критерии для оценки работников с целью повышения качества труда и эффективности за счет развития компетенций, освоения требуемых квалификаций, активизации мотивации, следовательно, для достижения высоких спортивных результатов;

- работодатели приобретают возможность контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать отраслевые стандарты качества;

- система спортивного образования в виде стандартов получает содержательную основу для обнов-

ления основных образовательных программ под- 3. готовки, разработки учебных программ, модулей и учебно-методических материалов [5, с. 54].

Можно сказать, что профессиональные стандарты представляют собой своего рода послания работодателя образовательным организациям, содержащие 4. требования к образованию и обучению, опыту практической работы выпускников спортивных вузов [6, с. 4].

Несомненно, что в конечном итоге именно профессиональные стандарты могут стать эффективным инструментом совершенствования системы подготовки 5. спортсменов в физкультурно-оздоровительных технологиях, оценки их профессиональной деятельности и квалификации, а также формирования социальной ответственности за развитие спорта. 6.

Литература:

1. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов

и служащих, раздел «Квалификационные характери- 7 стики должностей работников в области физической культуры и спорта»: приказ Минздравсоцразвития РФ от 15 августа 2011 г. № 916 н // Российская газета. -№ 260, 18.11.2011.

2. Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической куль- 8 туры и спорта: приказ Минздравсоцразвития РФ от 8. 27 февраля 2012 № 165 н // Российская газета. № 82, 13.04.2012.

Об утверждении профессионального стандарта «Спортсмен»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» от 7 апреля 2014 г. № 186 н // Консультант Плюс. Законодательство. Версия Проф [Электронный ресурс]/АО «Консультант Плюс». - М., 2014.

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р [Электронный ресурс]. - Правительство Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.kubansport.ru (Дата обращения 10 октября 2014 г.).

Ахметов, С. М. Роль университета физической культуры и спорта в социокультурном развитии олимпийского региона / С. М. Ахметов, Ю. К. Чернышенко, А. А. Тарасенко // Теория и практика физической культуры.

- 2014. - № 1. - С. 53-56.

Ахметов, С. М. Основные научные направления деятельности коллектива Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма / С. М. Ахметов, Г. Д. Алексанянц, Ю. К. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011.

- № 2. - С. 3-7.

Алтухов, С. Концепция профессиональных стандартов в спортивной отрасли / С. Алтухов [Электронный ресурс]. - Правительство Российской Федерации.

- Режим доступа: http://www.sportdiplom.ru/project/ koncepciya-professionalnyh-standartov-v-sporte (Дата обращения 21 августа 2014 г.)

Шевченко, О. А. Нормативно-правовые основы разработки профессиональных стандартов в спорте/ О. А. Шевченко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.standartprof.ru. (Дата обращения 21 августа 2014 г.)

THE PROFESSIONAL STANDARDS IN THE SYSTEM OF ATHLETES TRAINING IN SPORTS AND HEALTH TECHNOLOGIES

A. Tarasenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor

S. Vojvodina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.

The article presents the results of the study of the structure and content of the professional standard "Athlete" that would increase the basic principles of the system of training athletes, enhance its professional-applied focus, as well as the results of comparative analysis of the structure of the qualifying position "athlete", provided for in the unified qualification handbook for managers, professionals and employees, see "Qualification characteristics of workers in the field of physical education and sport" approved by Order of the Health and Social Development Ministry of Russia on August 15, 2011 N 916n, and professional standard "Athlete" approved by Order of the Minis-

try of Labour and Social Affairs of the Russian Federation on April 7, 2014 № 186n.

Professional standard allows to structure professional activity of an athlete through the description of requirements to job functions and the quality of their performance, eliminating the duplication of posts. Professional standard may be applied by sport federations in the selection and representation of athletes on relevant sports on allocation of titles and qualifications by international sports organizations, in forming and training national teams to participate in competitive sports; in the development of vocational educational training programs by

sports universities in the field of physical education and sports, providing, thus, the relationship between professional training and the requirements of modern sport -continuous development of professional competencies of sport industry employees.

Keywords: sports industry, professional standards, professional activity, athlete, qualifications, training system.

REFERENCES:

1. The order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of August 15, 2011 № 916 n «About the approval of the Uniform qualification reference book of positions of heads, experts and employees, the section "Qualification Characteristics of Positions of Workers in the field of Physical Culture and Sport»». Ros-siiskaia hazeta [Russian Newspaper], 2011, 18 November, no. 260 (in Russian).

2. The order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of February 27, 2012, no. № 165 n «About the statement of professional qualification groups of positions of workers of physical culture and sport». Rossiiskaia hazeta [Russian Newspaper], 2012, 13 April, no. 82 (in Russian).

3. On the Approval of the professional standard "Athlete": the order of the Ministry of Labor and Social Protection of

the Russian Federation dated April 7, 2014 № 186n. Pra-vovaia sistema Konsul'tant-plius [Consultant Plus. Legislation. Professional version] (in Russian).

4. Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020: the disposal of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 № 1101-p. Available at: http://www.ku-bansport.ru. (Accessed 10 Oktober 2014) (in Russian).

5. Akhmetov S. M., Chernyshenko lu. K., Tarasenko A. A. The role of the University of Physical Culture and Sport in the socio-cultural development of the Olympic Region. Teoriia ipraktika fizicheskoi kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2014, no. 1, pp. 53-56 (in Russian).

6. Akhmetov S. M. Aleksaniants G. D., Chernyshenko lu. K. The main scientific directions of the activities of the team of Kuban state University of physical culture, sports and tourism. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2011, no. 2, pp. 3- 7 (in Russian).

7. Altukhov S. The concept of professional standards in the sports industry. Available at:http://www.sportdiplom.ru/ project/koncepciya-professionalnyh-standartov-v-sporte (Accessed 21 August 2014) (in Russian).

8. Shevchenko O. A. Legal and regulatory framework to develop professional standards for sport. Available at: http:// www.standartprof.ru. (Accessed 21 August 2014) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.