Научная статья на тему 'Модель содержательной интеграции учебного процесса и спортивной подготовки в вузе спортивного профиля'

Модель содержательной интеграции учебного процесса и спортивной подготовки в вузе спортивного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / HIGHER EDUCATION / SPORT TRAINING / INTEGRATION / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимов А.М., Ботова Л.Н., Назаренко А.С., Галяутдинов М.И.

В настоящее время подготовка специалистов в области физической культуры и спорта становится многоаспектным комплексным процессом. В этой связи спортивную деятельность студента необходимо рассматривать как его погружение в отрасль и в будущую профессиональную деятельность, которую можно формализовать в рамках системы планирования учебного процесса. Целью данной работы является разработка модели содержательной интеграции учебного процесса и спортивной подготовки в вузе спортивного профиля. Для достижения цели исследования был произведен сопоставительный анализ ФГОС ВО 3+ и профессионального стандарта «Спортсмен», анализ посещаемости занятий, текущей и промежуточной успеваемости студентов, разработаны меры содержательной интеграции спортивного и образовательного процессов. Также в рамках исследования использовались методы моделирования, интервьюирования, экспертной оценки и математической статистики. В результате исследования выявлено наличие согласованности некоторых знаний, умений и трудовых действий профессионального стандарта «Спортсмен» и компетенций, которые должны быть сформированы по итогам обучения студента по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. Доказано, что спортсмен высокого класса в рамках спортивной деятельности получает часть знаний, умений и навыков, которые предусматриваются образовательной программой. Разработан интегративный подход к предоставлению учебного материала для спортсменов высокой квалификации в рамках освоения образовательной программы высшего образования в вузе спортивного профиля. В результате математической обработки полученных в ходе исследования данных было доказано отсутствие статистически значимых различий в количестве баллов, получаемых студентом на зачете и в итоговой сумме при условии использования интегративного подхода, что позволяет обеспечить студентам-спортсменам высокой квалификации повышение уровня комфортности образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галимов А.М., Ботова Л.Н., Назаренко А.С., Галяутдинов М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF CONTENTING INTEGRATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AND SPORT TRAINING IN THE SPORT UNIVERSITY

Currently, training specialists in the field of physical culture and sports is becoming a comprehensive process covering a number of aspects. In this regard, student sport activities should be considered as his/her immersion in the industry and in future professional activities, which can be formalized in the framework of the educational planning system. This paper is aimed at the development of a model for the meaningful integration of the educational process and sport training in the sport university. The goal of the study was achieved through a comparative analysis of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3+ and the “Athlete” professional standard, the analysis of attendance, current and periodical student progress, designing measures for the contenting integration of sport and educational processes. The study also included the methods of modeling, interviewing, expert review and mathematical statistics. The research resulted in revealing the coherence of some knowledge, skills and labor actions of the “Athlete” professional standard and competencies that should be developed as a result of student training on 49.03.01 Physical culture program. It is proved that a sport activity allows an elite athlete to receive a part of knowledge and skills that are provided by the educational program. An integrative approach to the provision of educational materials for highly-qualified athletes was developed in the framework of mastering the educational program of higher education in the sport university. As a result of mathematical processing of the data obtained in the framework of research, no statistically significant differences have been found in the number of credits gained by the student at the exam and in the total amount provided that an integrative approach is used, which makes it possible to provide highly-qualified students with increasing comfort level of the educational environment.

Текст научной работы на тему «Модель содержательной интеграции учебного процесса и спортивной подготовки в вузе спортивного профиля»

УДК 378

МОДЕЛЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

А.М. Галимов, Л.Н. Ботова, А.С. Назаренко, М.И. Галяутдинов

ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Казань, Россия Для связи с авторами: a.galimov@sportacadem.ru

Аннотация

В настоящее время подготовка специалистов в области физической культуры и спорта становится многоаспектным комплексным процессом. В этой связи спортивную деятельность студента необходимо рассматривать как его погружение в отрасль и в будущую профессиональную деятельность, которую можно формализовать в рамках системы планирования учебного процесса. Целью данной работы является разработка модели содержательной интеграции учебного процесса и спортивной подготовки в вузе спортивного профиля. Для достижения цели исследования был произведен сопоставительный анализ ФГОС ВО 3+ и профессионального стандарта «Спортсмен», анализ посещаемости занятий, текущей и промежуточной успеваемости студентов, разработаны меры содержательной интеграции спортивного и образовательного процессов. Также в рамках исследования использовались методы моделирования, интервьюирования, экспертной оценки и математической статистики.

В результате исследования выявлено наличие согласованности некоторых знаний, умений и трудовых действий профессионального стандарта «Спортсмен» и компетенций, которые должны быть сформированы по итогам обучения студента по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. Доказано, что спортсмен высокого класса в рамках спортивной деятельности получает часть знаний, умений и навыков, которые предусматриваются образовательной программой. Разработан интегра-тивный подход к предоставлению учебного материала для спортсменов высокой квалификации в рамках освоения образовательной программы высшего образования в вузе спортивного профиля. В результате математической обработки полученных в ходе исследования данных было доказано отсутствие статистически значимых различий в количестве баллов, получаемых студентом на зачете и в итоговой сумме при условии использования интегративного подхода, что позволяет обеспечить студентам-спортсменам высокой квалификации повышение уровня комфортности образовательной среды.

Ключевые слова: высшее образование, спортивная подготовка, интеграция, профессиональная компетенция.

MODEL OF CONTENTING INTEGRATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AND SPORT

TRAINING IN THE SPORT UNIVERSITY

A.M. Galimov, L.N. Botova, A.S. Nazarenko, M.I. Galyautdinov

Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Abstract

Currently, training specialists in the field of physical culture and sports is becoming a comprehensive process covering a number of aspects. In this regard, student sport activities should be considered as his/her immersion in the industry and in future professional activities, which can be formalized in the framework of the educational planning system. This paper is aimed at the development of a model for the meaningful integration of the educational process and sport training in the sport university. The goal of the study was achieved through a comparative analysis of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3+ and the "Athlete" professional standard, the analysis of attendance, current and periodical student progress, designing measures for the contenting integration of sport and educational processes. The study also included the methods of modeling, interviewing, expert review and mathematical statistics.

The research resulted in revealing the coherence of some knowledge, skills and labor actions of the "Athlete" professional standard and competencies that should be developed as a result of student training on 49.03.01 Physical culture program. It is proved that a sport activity allows an elite athlete to receive a part of knowledge and skills that are provided by the educational program. An integrative approach to the provision of educa-

tional materials for highly-qualified athletes was developed in the framework of mastering the educational program of higher education in the sport university.

As a result of mathematical processing of the data obtained in the framework of research, no statistically significant differences have been found in the number of credits gained by the student at the exam and in the total amount provided that an integrative approach is used, which makes it possible to provide highly-qualified students with increasing comfort level of the educational environment. Keywords: higher education, sport training, integration, professional competence.

ВВЕДЕНИЕ

В практике отечественных и зарубежных вузов физической культуры существует проблема традиционного обучения высококвалифицированных спортсменов, так как их профессиональная деятельность предусматривает длительное пребывание на спортивных базах [1,12,15]. Практика деятельности вузов спортивного профиля показывает, что студенты-спортсмены высокой квалификации в ходе освоения образовательной программы высшего образования не всегда показывают высокую текущую успеваемость по отдельным дисциплинам. В то же время подавляющее большинство студентов-спортсменов проходят итоговую аттестацию с высокими оценками, демонстрируя высокий итоговый уровень владения профессиональными компетенциями. Например, средняя текущая качественная1 успеваемость студентов факультета спорта ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», обучающихся по программам бакалавриата, за 2016-2018 годы составляла 45,7%, в то время как качественная успеваемость по результатам итоговой аттестации в эти же годы составила 72%. Более того, по мнению членов итоговых аттестационных комиссий, студенты-спортсмены высокой квалификации во время итоговой аттестации проявляют уровень владения профессиональными компетенциями значительно более высокий, чем студенты, не выступавшие на высоком спортивном уровне, несмотря на то что текущая успеваемость последних была выше. Для определения причин такого противоречия нами была поставлена задача определить структуру формирования у студентов-

спортсменов профессиональных компетенций и рассмотреть возможность осуществления содержательной интеграции учебного процесса и спортивной подготовки в вузе спортивного профиля.

В качестве рабочей гипотезы исследования был выдвинут тезис о том, что спортсмен высокого класса в рамках спортивной деятельности получает определенный объем знаний, умений и навыков, которые предусматривает ФГОС ВО 3+. Конечно, здесь нельзя говорить о полноценном формировании той или иной компетенции, однако необходимо понимать, что спортсмен в соответствии с должностными требованиями профессионального стандарта «Спортсмен» обязан иметь знания, умения и навыки реализации определенных действий, которые находят отражение в ФГОС ВО 3+. Другими словами, студенты-спортсмены формируют у себя профессиональные компетенции и получают определенный объем профессиональных знаний, умений и навыков в процессе централизованной подготовки. В данном случае, используя нормативный подход, заключающийся в сопоставительном анализе образовательного и профессионального стандартов, можно проследить пересечение профессиональных навыков, осваиваемых студентом-спортсменом в рамках обучения и в спортивной деятельности.

К сожалению, в настоящее время в научно-методической литературе практически нет материалов, рассматривающих вопросы содержательной интеграции образовательной деятельности и спортивной подготовки обучающихся. Имеющиеся в зарубежной литературе материалы [13; 14; 16; 17; 18; 19] раскрывают в основном организационные аспекты

1 Под качественной успеваемостью понимается доля студентов, обучающихся по итогам аттестации только на оценки «4» и «5».

проблемы сочетания спортивной деятельности элитных спортсменов с их академической нагрузкой. Описываются программы поддержки спортсменов, направленные на то, чтобы помочь им сбалансировать учебу с индивидуальными требованиями к образовательной деятельности, которые заключаются в следующем:

• применении альтернативных форм экзаменов;

• установлении индивидуальных сроков завершения обучения;

• составлении гибкого расписания занятий;

• кросс-институциональной помощи в учебе. В отечественной литературе тоже рассматриваются вопросы организационно-педагогического и технологического обеспечения учебного процесса для студентов-спортсменов на основе применения элементов технологии дистанционного образования [3; 6; 6], кластерного взаимодействия образовательных и спортивных организаций [7], индивидуализации учебного процесса[2] и др.

Только в последнее время в связи с принятием профессиональных стандартов и переходом высшего образования на образовательные стандарты, адаптированные к ним, появились исследования, доказывающие необходимость согласования квалификационных требований профессиональных стандартов и компетенций, формируемых в рамках освоения образовательных программ [4; 10].

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения цели настоящего исследования был произведен сопоставительный анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура [11] и профессионального стандарта «Спортсмен» [9]. Проанализирована посещаемость занятий, а также текущая и промежуточная успеваемость студентов факультета спорта ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». Для изучения удовлетворенности

студентов-спортсменов уровнем комфортности образовательной среды, формируемой на основе разработанной модели содержательной интеграции спортивного и образовательного процессов, использовались методы интервьюирования, анкетирования, экспертной оценки. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сравнительный анализ вышеуказанных стандартов и результаты интервьюирования студентов-спортсменов, проходящих централизованную подготовку, показали, что ряд компетенций в весьма значительном объеме формируется во время непосредственного процесса тренировочной и соревновательной деятельности. Например, такие компетенции, как ОК-1, ОК-5; ОК-6, ОК-7; ОК-8, ПК-32 формируются благодаря тому, что любой спортсмен, находящийся в сборной команде России, так или иначе общается с большим количеством людей — коллегами по команде, тренерами, администрацией, судьями. Как правило, при выездах на международные соревнования спортсмену приходится общаться на иностранных языках, вести переговоры с организаторами соревнований, решать проблемы элементарного бытового характера, что в какой-то степени формирует у них компетенции, характеризующие разного рода межличностные отношения и коммуникации. Представление об использовании основ экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3) у спортсменов складывается в процессе содействия тренеру во время проведения тренировочного процесса (код В) при составлении смет в рамках выездов на соревнования, здесь же (на этом уровне) можно отметить ПК-23.

Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4) реализуется исключительно в рамках трудовых действий спортсменов, а также в рамках узкоспециализированных действий, направленных на защиту своих прав и знание

2 В зарубежной литературе в отношении спортсменов, выступающих на международном уровне, преимущественно применяется термин «элитный спортсмен».

своих обязанностей при осуществлении процедуры допинг-контроля.

Способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9) формируется у спортсменов в процессе тренировочной деятельности частично, так как они не получают информации о методах защиты в условиях чрезвычайных ситуаций, в то время как вполне способны осуществить приемы первой минимальной помощи.

У спортсменов в рамках тренировочной деятельности компетенция ОПК-2 не может быть сформирована относительно базовых видов спорта, однако относительно избранного вида спорта спортсмены вполне в состоянии на начальном уровне проводить спортивную подготовку (ОПК-3). Способность воспитывать у учеников социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность (ОПК-4) — может сформироваться у студентов-спортсменов, как правило, в процессе содействия тренеру во время проведения тренировочного процесса, а также в том случае, если спортсмен является капитаном команды; здесь же можно найти и сопоставление с ПК-9. В процессе спортивной подготовки спортсмены постоянно сталкиваются с процедурой контроля и оценки как физических качеств, так и технического мастерства коллег по команде, молодого поколения, своего исполнения (на основе видеоматериалов), в то же время требования к знаниям, умениям и действиям подобного рода указаны в профессиональном стандарте «Спортсмен», в связи с чем можно прийти к заключению, что компетенция ОПК-5 у спортсменов сформирована в достаточно высокой степени.

По мнению самих студентов-спортсменов, человек, прошедший специализированную, можно даже сказать — профессиональную, подготовку в процессе своей спортивной деятельности, обладает рядом знаний, умений и навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в избранном виде спорта. Конечно, учеба в вузе — это достаточно сложный процесс, особенно для спортсменов,

долгое время находящихся на тренировочных выездных сборах, но все же освоить ряд изучаемых вопросов, опираясь на спортивный опыт, по мнению студентов-спортсменов, им немного проще, чем рядовым студентам. Способностью использовать средства избранного вида спорта для формирования навыков здорового образа жизни при проведении занятий рекреационной, оздоровительной направленности с лицами различного пола и возраста (ОПК-6), как правило, владеют спортсмены наивысшего уровня (призеры и победители чемпионатов мира, Олимпийских игр) при проведении физкультурно-массовых мероприятий, олимпийских уроков, проведении мастер-классов для всех возрастных групп. Также, согласно профессиональному стандарту, в процессе профессиональной деятельности спортсмены обязаны иметь необходимые знания и умения относительно способности обеспечения в процессе профессиональной деятельности соблюдения требований безопасности, санитарных и гигиенических правил и норм, уметь проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь, что полностью соответствует ОПК-7, а также использовать в процессе спортивной подготовки средства и методы профилактики травматизма и заболеваний, организовывать восстановительные мероприятия с учетом возраста и пола обучающихся, применять методики спортивного массажа (ПК-12), что успешно реализуется на уровнях квалификации спортсменов А, С, И

Спортсмены высокого уровня обладают прикладными знаниями о том, из каких частей состоит занятие, какие задачи в них решаются, как оказывать первую доврачебную помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, о разных средствах восстановления, новых тренажерах, специальных устройствах, об арсенале технической и физической подготовки в избранном виде спорта. Студенты-спортсмены отмечают: «Даже если тяжело давались изучение естественнонаучных дисциплин и погружение в научную деятельность, то освоение профильных дисциплин, несмотря на многочисленные попуски занятий, было достаточно простым».

В силу своего большого опыта профессиональный спортсмен также имеет представление об организации спортивных соревнований, однако зачастую исключительно в избранном виде спорта, здесь же вполне способен осуществлять судейство, в связи с чем можно говорить о небольшом объеме знаний, характерных для ОПК-8. Лишь на уровне помощи тренеру в проведении тренировочных занятий (код В) спортсмены сталкиваются с планированием и методическим обеспечением деятельности физкультурно-спортивных организаций (ОПК-9, ПК-3), разработкой перспективных и оперативных планов подготовки (ПК-11), и лишь небольшая часть высококвалифицированных спортсменов, участвуя в пропагандистских мероприятиях, встречах и физкультурно-спортивных мероприятиях, способны мотивировать разные категории населения к здоровому образу жизни (ОПК-10, ПК-6). Профессиональный стандарт «Спортсмен» подразумевает наличие необходимых умений пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи (код В), что может соответствовать ОПК-11.

Со стороны профессиональных компетенций педагогической деятельности также есть ряд пересечений с профессиональным стандартом. Так, например, спортсмен должен знать теоретические основы физкультурно-спортивной деятельности (на всех уровнях квалификации), что можно соотнести с уровнем знаний компетенции ПК-2. В силу своей профессиональной деятельности спортсмен должен знать нормативы по видам спортивной подготовки и их показатели на этапах спортивной подготовки. Учитывая знания и личный опыт в определении тенденций развития вида спорта, можно говорить о возможности проведения качественного отбора занимающихся на разных этапах подготовки (ПК-10). Согласно профессиональному стандарту, спортсмены также должны уметь контролировать собственное физическое и психическое состояние, знать порядок выполнения комплекса контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической подготовленности и уметь выполнять комплекс контрольных упражнений

для оценки общей, специальной физической подготовленности, технико-тактической и психической подготовленности, а также проводить коррекцию, что может соответствовать ПК-13. Не вызывает никаких сомнений, что ПК-14, которая заключается в способности совершенствовать индивидуальное спортивное мастерство в процессе тренировочных занятий, владении в соответствии с особенностями избранного вида спорта техникой движений, технико-тактическими действиями, средствами выразительности, формируется у спортсменов, находящихся на централизованной подготовке, полностью. К подобному выводу можно прийти и по ПК-15, которая сопоставляется с рядом пунктов профессионального стандарта уровней А, С, В. В рамках уровня квалификации С спортсмены должны уметь планировать оснащение физкультурно-спортивной организации соответствующим оборудованием, экипировкой и инвентарем, что соответствует ПК-26.

Студенты-спортсмены отмечают, что, выбирая вуз, они понимали, что придется заниматься сразу двумя глобальными делами — совмещать спортивную карьеру и образовательный процесс, именно поэтому они предпочитают профильный вуз. Спортсмены высокой квалификации, тренирующиеся в сборных командах, справедливо рассчитывают, что знание разных средств восстановления, знакомство с материально-техническим оснащением, повышение своего спортивного мастерства под руководством ведущих тренеров России позволят им успешно справляться с усвоением учебного материала и промежуточной аттестацией.

Ведущие спортсмены, выступающие на международной арене, в состоянии также выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта (ПК-28, ПК-30), так как в необходимых умениях уровней квалификации спортсменов С и В указано умение проводить анализ передового российского и зарубежного опыта подготовки к соревнованиям, однако это относится зачастую только к избранному виду спорта. Согласно профессиональному стандарту, спортсмен (код В) должен знать основы работы с текстовыми редакторами,

электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, что соотносится с ПК-29. Профессиональный стандарт требует от спортсмена умения осуществлять пропаганду физической культуры и спорта, что также частично соотносится с ПК-31.

Таким образом, было выявлено, что большое количество требований к знаниям и умениям, с одной стороны, к спортсмену при выполнении профессионального стандарта «Спортсмен», с другой стороны, к студенту при выполнении ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура, находит общие точки соприкосновения. Другими словами, в ходе своей профессиональной деятельности спортсмен в определенном объеме овладевает компетенциями ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура, что было подтверждено экспертным мнением опрошенных студентов-спортсменов.

Далее в рамках экспериментальной части исследования нами была осуществлена экспериментальная апробация разработанной методики путем оценки качества владения компетенциями ОК-7, ОПК-1, ПК-15, ПК-18, ПК-30 по дисциплине «Физиология спорта» образовательной программы 49.03.01 Физическая культура (профиль — Спортивная тренировка в избранном виде спорта). В эксперименте приняли участие 20 студентов-спортсменов, которые проходят централизованную спортивную подготовку в федеральных центрах спортивной подготовки либо в профессиональных спортивных клубах (экспериментальная группа), а также 20 студентов, не проходящих централизованную спортивную подготовку (контрольная группа).

Обращает на себя внимание зависимость уровня (подуровня) квалификации спортсмена и разнообразия трудовых функций. Чем

Таблица 1 - Сравнительный анализ результатов посещаемости и успеваемости у студентов контрольной и экспериментальной групп

Показатели Контрольная группа (п=20) Экспериментальная группа (п=20)

Средний балл успеваемости 1 модуль 14,55±3,57 14,25±4,5

Средний балл успеваемости 2 модуль 14,68±2,93 13,85±4,66

% успеваемости за 1 модуль 72,75 71,25

% успеваемости за 2 модуль 73,38 69,25

% посещаемости занятий за 1 модуль 81,25 30,83

% посещаемости занятий за 2 модуль 89,29 25

Отношение успеваемости к посещаемости 1 модуль (усл.ед) 0,90 2,31

Отношение успеваемости к посещаемости 2 модуль (усл.ед) 0,82 2,77

Средний балл ответа на зачете 38,00±8,64 38,75±7,56

% правильных ответов на зачете 76,00 77,5

Итоговое количество баллов за семестр 76,14±13,69 69,98±14,63

Таблица 2 - Показатели удовлетворенности студента образовательной деятельностью

Удовлетворенность

Уровни психологическая интеллектуальная физическая

низкий грусть, озабоченность, недовольство; волнение, напряжение, беспокойство по поводу необходимости осуществления учебно-познавательной деятельности согласно графику тренировок и соревнований низкая работоспособность, снижение качества выполнения учебных заданий, нет познавательного интереса; затруднения в формулировании мыслей и выборе слов для их адекватного выражения; недовольство результатами обучения нет удовлетворенности предметно-пространственными условиями образовательной среды

средний некоторые ситуации учебной деятельности, взаимодействия вызывают волнение и напряжение; некоторое беспокойство по поводу осуществления учебной деятельности согласно графику тренировок и соревнований хорошая ориентация в знакомом учебном материале, отсутствие проблем с запоминанием и воспроизведением учебного материала; удовлетворенность результатами обучения, но «пробелы» знаний еще имеются частичная удовлетворенность предметно-пространственными условиями образовательной среды

высокий радость, удовольствие и удовлетворение от учебного процесса; спокойствие, уверенность за возможность осуществлять учебно-познавательную деятельность согласно графику тренировок и соревнований настрой на учебную деятельность, способность к длительному сосредоточению внимания, увлеченность работой; отсутствие проблем с запоминанием и воспроизведением учебного материала; удовлетворенность результатами обучения полная удовлетворенность предметно-пространственными условиями образовательной среды

выше уровень квалификации, тем шире диапазон необходимых знаний, умений и трудовых действий, соответственно увеличивается процент пересечения с компетенциями ФГОС ВО 3+. Таким образом, можно прийти к выводу, что спортсмен, осуществляющий деятельность по подготовке к соревнованиям и участию в соревнованиях, по содействию тренеру (тренерам) в проведении тренировочного процесса спортсменов (код В), имеет определенный объем знаний, умений и навыков, что в значительной мере способствует формированию у него общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

В ходе эксперимента по применению методики оценки качества владения компетенциями в рамках дисциплины «Физиология спорта» было выполнено следующее:

1) составлен единый перечень планируемых (преподавателем) результатов освоения дисциплин, соответствующих компетенциям, установленным ОПОП;

2) на основе применения разработанной методики составлен перечень знаний, умений и действий спортсмена, которые содержательно соответствуют запланированным в рабочих программах результатам освоения дисциплин;

3) на основе сопоставления объемов планируемых результатов освоения дисциплин и соответствующих им знаний, умений и действий спортсмена определены размеры содержательного совпадения (интеграции) учебной дисциплины и спортивной деятельности;

4) участвовавшие в эксперименте студенты-спортсмены были освобождены от выполнения текущих учебных заданий по формированию компетенций, имеющих содержательное пересечение с профессиональным стандартом «Спортсмен»; соответственно, баллы в семестре были распределены между выполняемыми заданиями;

5) все студенты прошли промежуточную аттестацию по дисциплине по единому фонду оценочных средств.

Итоговые сравнительные данные по успеваемости обучающихся представлены в таблице 1. Итоги эксперимента показывают, что

студенты-спортсмены, несмотря на то что посещали только около 30% учебных занятий, благодаря тому что являются действующими спортсменами набрали сопоставимое итоговое количество баллов по итогам промежуточной аттестации.

Эксперимент по исследованию комфортности образовательной среды проводился нами в начале и в конце первого учебного семестра 2017-2018 учебного года среди выбранных 20 студентов-спортсменов. Для этого нами была использована методика «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности», разработанная Н.А. Курганским (1990), а также собственная анкета-опросник.

Посредством методики, предложенной Н.А. Курганским, нами были исследованы такие состояния студента, как психическая активация, интерес, эмоциональный тонус, напряжение и комфортность. Вопросы нашей анкеты-опросника были направлены на изучение удовлетворенности студентов-спортсменов возможностью обучаться, совмещая учебно-познавательную, социально-коммуникативную и

тренировочно-соревновательную деятельность; возможности регулировать график изучения дисциплин; процесса, условий и результатов обучения; своевременного получения обратной связи от субъектов образовательного процесса; соответствия между соматическими, телесными потребностями и предметно-пространственными условиями образовательной среды.

В результате уровни комфортности образовательной среды вуза физической культуры оцениваются по определенным показателям, характеризующим три составляющие комфортности: психологическую, интеллектуальную, физическую (таблица 2). Опрос студентов-спортсменов на предмет их удовлетворенности организацией учебного процесса проводился в два этапа: в начале учебного года, то есть перед началом экспериментальной части исследования, а также в конце первого учебного семестра 2017-2018 учебного года, после завершения изучения дисциплины «Физиология спорта».

Таблица 3 - Результаты изучения уровня комфортности образовательной среды

Уровни удовлетворенности Един. изм. Результаты анкетирования на 1-м этапе Результаты анкетирования на 2-м этапе

Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа

Низкий чел. 0 3 0 1

% 0 15 0 5

Средний чел. 9 13 10 14

о/ % 45 65 50 70

Высокий чел. 11 4 10 5

о/ % 55 20 50 25

В таблице 3 и на рисунке представлены среднеарифметические значения трех составляющих комфортности образовательной среды: психологической, интеллектуальной, физической.

Таким образом, по итогам второго этапа эксперимента нами были получены результаты изменения комфортности образовательной среды (среднеарифметическое значение психологической, интеллектуальной и физической составляющих) для студентов-спортсменов. Если на первом этапе 3 студента-спортсмена оценивали комфортность образовательной среды на низком уровне и 13 студентов-спортсменов — на среднем уровне, то на втором этапе только 1 студент-спортсмен остался недоволен организацией учебного процесса. Также увеличилось количество студентов-спортсменов, которые стали оценивать комфортность учебного процесса на среднем и высшем уровне. С помощью программы статистического анализа StatPlus Pro v6 было проведено сравнение данных контрольной и экспериментальной групп. Сравнение проводилось для баллов, по-

лученных студентами за посещение занятий, на зачете и итоговых баллов за дисциплину (таблица 4).

Для сравнения был применен критерий Стьюдента для независимых выборок (двух-выборочный 1:-тест). Все данные были проверены на нормальность распределения при помощи критерия Колмогорова-Смирнова/ Лиллифорса. Все данные соответствуют закону нормального распределения. Следующим шагом был применен критерий Фишера для выяснения достоверности различий дисперсий сравниваемых выборок [8]. В случае, если согласно критерию Фишера дисперсии сравниваемых выборок различимы статистически недостоверно, применялся критерий Стьюдента (11-тест) с одинаковыми дисперсиями (гомоскедастический), в иных случаях применялся критерий Стьюдента с различными дисперсиями (гетероскедастиче-ский).

Из данных таблицы видно, что статистически значимо различается лишь показатель посещаемости, что объясняется нахождением спортсменов на централизованной подготов-

Рисунок - Результаты изучения уровня комфортности образовательной среды

Таблица 4 - Баллы за посещение занятий, на зачете и итоговые баллы за предмет студентов контрольной и экспериментальной групп

Группы студентов

Посещение Зачет Итоговый балл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контрольная группа 8,41±2,6 38,00±8,64 76,14±13,69

Экспериментальная группа 2,83±1,8* 38,75±7,56 69,98±14,63

* - Различия между группами при Р«0,05 по критериям Стьюдента и Фишера

ке. Однако результаты зачетов в контрольной и экспериментальной группах, как и итоговых баллов, статистически значимо не отличаются, здесь необходимо учитывать тот факт, что в процессе обучения студентам предлагалось выполнить задания в меньшем объеме, лишь те, которые не находят «пересечений» с трудовой спортивной деятельностью. Далее, используя данные таблицы 3, проведен сравнительный анализ уровней комфортности образовательной среды для контрольной и экспериментальной групп на 1 и 2-м этапах. Результаты удовлетворенности в контрольной и экспериментальной группах на начало эксперимента (1-й этап) значимо различаются. В контрольной группе удовлетворенность была значимо выше. В конце эксперимента (2-й этап) статистически значимых различий между группами не наблюдается.

ВЫВОДЫ

В результате настоящего исследования было доказано, что концептуальной основой интеграции учебного процесса со спортивной подготовкой является компетентностный подход в организации высшего образования, где в качестве планируемых результатов освоения образовательной программы использу-

ются знания, умения, трудовые действия по профессиональному стандарту «Спортсмен». В связи с этим интеграция учебного процесса и спортивной деятельности обучающихся должна быть формализована в виде характеристических особенностей образовательной программы, учитывающей специфику и содержание спортивной деятельности. Нами разработана и экспериментально проверена методика оценки качества владения компетенциями на основе установления содержательного соответствия с требованиями профессионального стандарта «Спортсмен». Доказано, что применение разработанной методики оценки качества владения компетенциями при изучении учебных дисциплин повышает удовлетворенность студентов-спортсменов условиями организации учебного процесса в вузе спортивного профиля. Результаты настоящего исследования в виде практических рекомендаций по интеграции учебного процесса и спортивной подготовки могут быть применены в вузах спортивного профиля, а также в образовательных организациях высшего образования другого профиля (классические, педагогические), реализующих образовательные программы по УГС 49.00.00 «Физическая культура и спорт».

Статья подготовлена в рамках выполнения Тематического плана проведения прикладных научных исследований в области физической культуры и спорта в целях формирования государственного задания для подведомственных Министерству спорта Российской Федерации научных организаций и образовательных организаций высшего образования на 2017-2019 годы (приказ Минспорта России от «16» декабря № 1298)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Абелькалнс, И. Возможности формирования среды для дуальной карьеры спортсменов высокого класса / И. Абелькалнс // Физическая культура и студенческий спорт: проблемы реализации стратегии развития. - Казань : Гос .ун-т, 2012. - 194199.

2. Афанасьева, В. М. Модель интеграции обра-

зовательного и тренировочного процессов высококвалифицированных спортсменов / В. М. Афанасьева, Ф. Р. Зотова // В сборнике: Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической

культуры, спорта и туризма». - 2016.- С. 117-120.

3. Галимов, А. М. Организационно-педагогические условия интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью / А. М. Галимов // Современные проблемы науки и образования. -2016.- № 5. - С. 286.

4. Галимов, А. М. Методические рекомендации по определению характеристических особенностей образовательных программ, направленных на интеграцию учебного процесса со спортивной подготовкой / А. М. Галимов, Л. Н., Ботова, Р. И. Гильмутдинова. - Казань : ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры и спорта», 2017. - 63 с.

5. Зотова, Ф. Р. Спортивная и академическая карьера студента-спортсмена: взгляд тренера / Ф. Р. Зотова, В. М. Газнанова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - Т. 18, № 1 (18). - С. 83-89.

6. Котлярова, О. В. Модель организации туристского образования студентов-спортсменов с использованием информационных технологий (на примере преподавания курсов "Страноведение" и "География") / О. В. Котлярова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -Т. 10, № 1. - С. 61-72.

7. Латыпов, И. К. Проблема интеграции научно-образовательного процесса и спортивной подготовки студентов в условиях физкультурного вуза / И. К. Латыпов // В сборнике: Наследие крупных спортивных событий как фактор социально-культурного и экономического развития региона. Международная научно-практическая конференция. Редколлегия: Ф. Р. Зотова, Н. Х. Давлетова, В. М. Афанасьева, Е. М. Курочкина. -2013. - С. 270-272.

8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб. : Питер, 2000. -560 с.

9. Профессиональный стандарт "Спортсмен", зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2014 N 32397. (URL-адрес - http://fgosvo.ru/ docs/101/69/2/5). Дата обращения 17.08.2018 г.

LIST OF REFERENCES

1. Abelkalns, I. Opportunities for development of environment for the dual career of elite athletes / I. Abelkalns // Physical culture and student sport: problems of implementing a development strategy. Kazan: State University, 2012, 194-199.

2. Afanasyevа, V. M. Model of integration of educational and training processes of highly qualified athletes / V. M. Afanasyevа, F. R. Zotovа // In the collection: Problems and prospects of physical education, sports training and adaptive physical culture : proceedings of the All-Russian Conference on science and practice with international participation. FGBOU VO "Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism". - 2016. - P. 117-120.

3. Galimov, A. M. Organizational and pedagogical conditions for the integration of educational process and sport activities / A. M. Galimov // Modern problems of science and education. - 2016. - No. 5. - P.

10. Фёдоров, В. В., Блинов Л.В. Интеграция профессиональных компетенций спортивного тренера в высшем физкультурном образовании / В. В. Фёдоров, Л. В. Блинов // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 7. - С. 14-16.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата), зарегистрирован в Минюсте России 25.08.2014 N 33796. (URL-адрес - http://fgosvo.ru/ fgosvo/92/91/4/99). Дата обращения 17.08.2018 г.

12. Abelkalns, I. High performance athletes' dual career possibilities in Latvian higher educational institutions / I. Abelkalns, A. Geske // LASE Journal of sport science. - 2013. - Vol. 4, Nr.2. - р. 47-60.

13. Do athletes make better students? / The Guardian. Электронный ресурс https://www.theguardian. com/education/2014/aug/04/sport-at-university-do-athletes-make-better-students. (Дата обращения -05.05.2017 г.).

14. Elite student athletes / Victoria University. Электронный ресурс https://www.vu.edu.au/current-students/campus-life/sport-fitness/elite-student-ath-letes. (Дата обращения - 19.04.2017 г.).

15. Forster J. Students as Top-athletes "Promotion of the DualCareer in sports and academics". Report presented at the EAS conference in Berlin? Germany. - 2010.

16. Gustin W. Balancing Sports and Academics / HealthGuidance for better health No 8, dec 2017. Электронный ресурс http://www.healthguidance. org/entry/15885/1/Balancing-Sports-and-Academ-ics.html. (Дата обращения - 19.04.2018 г.).

17. Sports Academy of Oulu / University Sports of Oulu. Электронный ресурс http://www.oulunkorkeakou-luliikunta.fi/en/sports-academy. (Дата обращения -17.04.2017 г.).

18. Student Life Elite Athlete Support / The University Adelaide. Электронный ресурс http://www.adelaide. edu.au/eliteathletes/services. (Дата обращения -05.05.2017 г.).

19. Research for cult committee-q ua lifications/dualcareers in sports. Электронный ресурс http://www.europarl. europa.eu/RegData/etudes/STUD/2016/573416/ IPOL_STU%282016%29573416_EN.pdf. (Дата обращения - 04.05.2017 г.).

286.

4. Galimov A. M. Guidelines for determining the characteristic features of educational programs aimed at integrating educational process and sport training / A. M. Galimov, L. N. Botova, R. I. Gilmutdinova // Kazan: FGBOU VO "Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism", 2017. - 63 p.

5. Zotova, F. R. Sports and academic career of an athlete student: a coach's view / F. R. Zotova, V. M. Gaznanova // Science and Sport: Current Trends. - 2018. - Vol. 18, No. 1 (18). - P. 83-89.

6. Kotlyarova, O. V. Model of organization of tourist education of students-athletes with the use of information technologies (on the example of teaching "Country studies" and "Geography" modules) / O. V. Kotlyarova // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports. - 2015. - Vol. 10, No. 1. - P. 61-72.

7. Latypov, I. K. The problem of integration of the

scientific and educational process and sport training of students in the sport university / I. K. Latypov // In the collection: The legacy of major sport events as a factor of the socio-cultural and economic development of a region. International Conference on science and practice. Editorial board: F. R. Zotova, N. Kh. Davletova, V. M. Afanasyeva, E. M. Kurochkina. -2013. - P. 270-272.

8. Practical guidelines on general, experimental and applied psychology: textbook / V. D. Balin, V. K. Gayda, V. K. Gorbachevsky and all., ed. by A. A. Krylov, S. A. Manichev. - SPb: Piter, 2000. - 560 p.

9. "Athlete" professional standard, registered in the Ministry of Justice of Russia on 22.05.2014 N 32397. (The URL address - http://fgosvo.ru/docs/101/69/2/5). Access mode: 17.08.2018.

10. Fyodorov V. V., Blinov L. V. Integration of professional competences of a sports coach in higher physical education / V. V. Fyodorov, L. V. Blinov // Theory and practice of physical culture. 2017. - No. 7. - P. 14-16.

11. Federal State Educational Standard of Higher Education on 49.03.01 Physical culture (undergraduate program), registered in the Ministry of Justice of Russia on 25.08.2014 N 33796. (URL address - http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/ 4/99). Access mode: 17.08.2018.

12. Abelkalns I., Geske A. High performance athletes' dual career possibilities in Latvian higher educational institutions // LASE Journal of sport science. - 2013. - Vol. 4, No.2. - P. 47-60.

13. Do athletes make better students? / The Guardian.

Electronic resource https://www.theguardian.com/ education/2014/aug/04/sport-at-university-do-athletes-make-better-students. (Access mode -05.05.2017).

14. Elite student athletes / Victoria University. Electronic resource https://www.vu.edu.au/current-students/ campus-life/sport-fitness/elite-student-athletes. (Access mode - 19.04.2017).

15. Forster J. Students as Top-athletes "Promotion of the DualCareer in sports and academics". Report presented at the EAS conference in Berlin? Germany. - 2010.

16. Gustin W. Balancing Sports and Academics / HealthGuidance for better health No 8, dec 2017. Electronic resource http://www.healthguidance.org/ entry/15885/1/Balancing-Sports-and-Academics. html. (Access mode - 19.04.2018).

17. Sports Academy of Oulu / University Sports of Oulu. Electronic resource http://www. oulunkorkeakoululiikunta.fi/en/sports-academy. (Access mode - 17.04.2017).

18. Student Life Elite Athlete Support / The University Adelaide. Electronic resource http://www.adel.aide. edu.au/eliteathletes/services. (Access mode -05.05.2017).

19. Research for cult committee - qualifications/ dual careers in sports. Electronic resource http://www.europarl.europa.eu/RegData/ etudes/STUD/2016/573416/IP0L_ STU%282016%29573416_EN.pdf (Access mode -04.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.