Научная статья на тему 'Спортивная и академическая карьера студента-спортсмена: взгляд тренера'

Спортивная и академическая карьера студента-спортсмена: взгляд тренера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / STUDENT-ATHLETES / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / INTEGRATION OF EDUCATIONAL PROCESS AND SPORT TRAINING / АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА / ACADEMIC CAREER / СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА / SPORT CAREER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ф. Р., Газнанова В. М.

Цель изучение отношения тренеров к интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки высококвалифицированных студентов-спортсменов. Методы исследования : анкетный опрос. К анкетному опросу привлечено 56 тренеров, имеющих стаж работы в спортивной отрасли более 18 лет. Результаты. Более половины тренеров, участвовавших в анкетном опросе (57,2%), помогают своим подопечным в выборе высшего учебного заведения, соучаствуют в учебном процессе своих учеников. Большинство опрошенных тренеров считают, что, будучи членом сборной команды страны, спортсмен должен опираться преимущественно на дистанционные формы обучения, посещать занятия и очно сдавать зачетно-экзаменационную сессию после крупных спортивных событий. Заключение. Анкетный опрос тренеров, работающих со студентами, имеющими высокую спортивную квалификацию, показал их активную позицию относительно учебной деятельности своих воспитанников, что свидетельствует об их готовности взаимодействовать с образовательной организацией в вопросах интеграции учебного и тренировочного процессов в период обучения воспитанников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ф. Р., Газнанова В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT AND ACADEMIC CAREER OF A STUDENT-ATHLETE: COACH'S VIEW

Purpose study of the attitude of coaches toward the integration of educational process and sport training of elite student-athletes. Research methods a questionnaire based survey. The survey comprised 56 coaches having over 18 years of employment period in the sport sphere. Results over a half of the total number of the survey participants (57,2%) assist to their students in choosing higher educational institution; and supervise their study process. The most of coaches think that while being a member of the national team the athlete should focus on online education, and he/she should attend the classes and take exams after major sport events. Conclusion questionnaire based survey focused on coaches working with elite student-athletes revealed their pro-active position concerning educational activities of their students, and consequently they are ready to interact with educational organization on the issues of integration of educational and training process of their students during university period.

Текст научной работы на тему «Спортивная и академическая карьера студента-спортсмена: взгляд тренера»

УДК 796.011

СПОРТИВНАЯ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА СТУДЕНТА-СПОРТСМЕНА: ВЗГЛЯД ТРЕНЕРА

Ф.Р. Зотова, В.М. Газнанова

ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Казань, Россия Ддя связи с авторами: e-mail: [email protected]

Аннотация:

Цель - изучение отношения тренеров к интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки высококвалифицированных студентов-спортсменов.

Методы исследования: анкетный опрос. К анкетному опросу привлечено 56 тренеров, имеющих стаж работы в спортивной отрасли более 18 лет. Результаты. Более половины тренеров, участвовавших в анкетном опросе (57,2%), помогают своим подопечным в выборе высшего учебного заведения, соучаствуют в учебном процессе своих учеников. Большинство опрошенных тренеров считают, что, будучи членом сборной команды страны, спортсмен должен опираться преимущественно на дистанционные формы обучения, посещать занятия и очно сдавать зачетно-экзаменационную сессию после крупных спортивных событий. Заключение. Анкетный опрос тренеров, работающих со студентами, имеющими высокую спортивную квалификацию, показал их активную позицию относительно учебной деятельности своих воспитанников, что свидетельствует об их готовности взаимодействовать с образовательной организацией в вопросах интеграции учебного и тренировочного процессов в период обучения воспитанников в вузе. Ключевые слова: студенты-спортсмены, интеграция образовательного процесса и спортивной подготовки, академическая карьера, спортивная карьера.

SPORT AND ACADEMIC CAREER OF A STUDENT-ATHLETE: COACH'S VIEW F.R. Zotova, V.M. Gaznanova

Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia Abstract:

Purpose - study of the attitude of coaches toward the integration of educational process and sport training of elite student-athletes.

Research methods - a questionnaire based survey. The survey comprised 56 coaches having over 18 years of employment period in the sport sphere.

Results - over a half of the total number of the survey participants (57,2%) assist to their students in choosing higher educational institution; and supervise their study process. The most of coaches think that while being a member of the national team the athlete should focus on online education, and he/she should attend the classes and take exams after major sport events.

Conclusion - questionnaire based survey focused on coaches working with elite student-athletes revealed their pro-active position concerning educational activities of their students, and consequently they are ready to interact with educational organization on the issues of integration of educational and training process of their students during university period.

Key words: student-athletes, integration of educational process and sport training, academic career, sport career.

Место студенческого спорта в системе высшего образования стало предметом активных дискуссий в последнее десятилетие. Анализ научно-методической литературы по студенческому спорту показывает, что большинство исследований посвящено изучению ценностного, оздоровительного и воспитательного потенциала спорта; технологии спортивной подготовки студентов, студенческих команд к соревнованиям разного уровня; нормиро-

ванию физических нагрузок студентов, занимающихся различными видами спорта [5,6,8]. Между тем явно недостаточно работ, в которых бы рассматривались проблемы интеграции учебного процесса и спортивной подготовки, участие тренеров и руководителей спортивных клубов в решении этих проблем. При этом мы выявили, что вопросы поиска эффективных способов совмещения спортивной и академической карьеры в период

обучения студентов в университете нередко становятся предметом обсуждения в зарубежных исследованиях.

Так, Национальная ассоциация студенческого спорта США (NCAA) разработала программу «Оценка успеваемости», которая обязывает университеты предоставлять академических консультантов для студентов-спортсменов, тем самым обеспечивая данной категории студентов возможность получить полноценное образование, не снижая при этом спортивные результаты.

В разработанной NCAA программе предусмотрены следующие поощрения и наказания студентов-спортсменов за академическую успеваемость (неуспеваемость):

• награда команд, которые демонстрируют приверженность студентов-спортсменов к росту в академической карьере;

• содействие успеваемости всех студентов-спортсменов — членов спортивных команд;

• награда учреждений (команд), которые достигли значительных академических успехов;

• штрафы за академическую неуспеваемость. Согласно этому документу назначение поощрения в виде «спортивной стипендии» от вуза должно производиться в соответствии с рейтингом, который составляется по итогам успехов студентов-спортсменов. Причем учитывается не только последний учебный год, а четыре, и рейтинг выставляется не обычной суммой, но еще и делением полученных очков на максимум, который они могли заработать за отчетный период[7]. Исследователи полагают, что университеты США способны изменить культуру студенческого спорта и сделать его совместимым с миссией каждого учреждения [5].

Российские исследователи видят решение проблемы интеграции в использовании в учебном процессе дистанционных технологий обучения, предоставлении индивидуальной траектории обучения, мотивировании и стимулировании совмещения спортивной и академической карьеры[1,4]. В соответствии с целью изучения отношения тренеров к интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки нами был проведен анкетный опрос тренеров, работающих со студентами, имеющими высокую спортивную квалификацию. Для этого мы разработали анкету, состоящую из 13 вопросов и 57 подвопросов. Отдельные вопросы анкеты повторяли содержание анкеты для студентов-спортсменов, результаты анкетирования которых были изложены ранее [3]. К исследованию были привлечены 56 тренеров, имеющих стаж работы в спортивной отрасли в среднем 18,5 лет. Средний возраст респондентов составил 47,8 лет. В анкетном опросе принимали участие представители циклических видов спорта и спортивных единоборств в количестве 32 человек и представители спортивных игр в количестве 24 человек. В первом вопросе тренерам предлагалось определить ранг жизненных ценностей. Среди девяти предлагаемых жизненных ценностей наиболее значимыми являются здоровье, семья и любовь (таблица 1). Достижение максимально высоких спортивных результатов учениками для тренеров является чрезмерно значимым и занимает 4-ю позицию в ранге жизненных ценностей, что свидетельствует о преданности данной категории респондентов своей профессии. Немаловажным для тренеров также является и

Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос о ранге жизненных ценностей тренеров

Ранг перечисленных жизненных ценностей Баллы (место)

благополучие Отечества 6,1 (6 место)

достижение максимально высоких результатов моих учеников в спорте 4,6 (4 место)

тренерская карьера 6,2 (7 место)

материальное благополучие 5,3 (5 место)

здоровье 2,6 (1 место)

семья 3,8 (2 место)

любовь 4,1 (3 место)

дружба 6,2 (7 место)

взаимоотношения с учениками 6,1 (6 место)

другое 9,9 (8 место)

материальное благополучие (5-я позиция в ранге жизненных ценностей). О положительном отношении тренеров к своей профессии свидетельствуют и их ответы на вопрос, в котором требовалось продолжить фразу «Для меня спорт — это...». Большинство тренеров (40 человек) ответили, что спорт — это жизнь, жизнь во всех ипостасях (стиль жизни); при этом 75% респондентов сами в прошлом имели достаточно высокую спортивную квалификацию, остальные 16 человек ответили, что спорт — это работа. Более половины тренеров, участвовавших в анкетном опросе (57,2%), помогают своим подопечным в выборе высшего учебного заведения, что согласуется с данными, полученными во время анкетного опроса студентов-спортсменов (таблица 2). В то же время 42,9% тренеров утверждают, что выбор профессии — сугубо индивидуальный процесс, поэтому, на их взгляд, тренер не должен оказывать влияние на выбор.

Распределение ответов тренеров на вопрос «Ощущают ли себя Ваши воспитанники истинными студентами своего вуза?» представлены в таблице 3.

Как видно из таблицы, две трети воспитанников тренеров социализировались в студенческую среду вуза и гордятся тем, что обучаются в данном вузе.

Вместе с тем для 21,4% подопечных тренеров достаточно чувствовать принадлежность к спортивной команде (группе, спортивному клубу), поскольку для них спортивная деятельность является доминирующей. Данные варианты ответов также согласуются с ответами студентов-спортсменов, представленными нами ранее.

Более половины тренеров, принимавших участие в анкетировании (57,1%), заявляют, что совмещение учебного процесса со спортивной подготовкой дается их подопечным ценой очень больших усилий (рисунок 1). Наряду с этим около одной трети тренеров

Таблица 2 - Распределение ответов на вопрос «Помогаете ли Вы своим воспитанникам в выборе вуза?»

Помогаете ли Вы своим воспитанникам в выборе вуза? Ответы респондентов (кол-во / %)

да, я рекомендую вуз, исходя из возможности совмещения тренировочного процесса с учебой 24 / 42,9%

я рекомендую вуз, исходя из личностных качеств, способностей и предпочтений воспитанников 8 / 14,3%

выбор профессии - сугубо индивидуальный процесс, поэтому, на мой взгляд, тренер не должен оказывать влияние на выбор 24 / 42,9%

нет, они со мной не советуются 0

Таблица 3 - Распределение ответов на вопрос «Ощущают ли себя Ваши воспитанники истинными студентами конкретного вуза?»

Ощущают ли себя Ваши воспитанники истинными студентами конкретного вуза? Ответы респондентов (кол-во / %)

да, они гордятся тем, что обучаются в данном вузе 18 / 64,3%

скорее да, чем нет 2 / 7,1%

скорее нет, чем да 4 / 14,3%

нет, для них важнее всего спортивная карьера, поэтому им достаточно чувствовать себя членом спортивного клуба (команды, группы под руководством тренера) 3 / 21,4%

7,1%

цесс со спортивной подготовкой?»

отвечают утвердительно на вопрос «Удается ли Вашим воспитанникам успешно совмещать учебный процесс со спортивной подготовкой?».

Отвечая на вопрос «Если Вашим воспитанникам удается успешно совмещать учебный процесс со спортивной подготовкой, то какие формы и приемы организации учебного процесса способствуют этому?», тренеры, в первую очередь, отдают предпочтение индивидуальному графику обучения и удобному расписанию занятий (таблица 4). Распределение ответов на вопрос «Если бы выбор был за Вами, какой вариант обучения Вы бы предпочли для Ваших воспитанников?» представлен в таблице 5. Согласно данным, представленным в этой таблице:

- половина респондентов утверждают, что воспитанники должны завершить обучение в установленные сроки, а недостающие знания получить на практике;

- около 1/3 заявляют, что для спортсменов важнее всего спортивная карьера, поэтому считают, что они должны обучаться в вузе дольше, чтобы совмещать ее с учебой;

- лишь 14,3% респондентов согласны с тем, что воспитанникам нужно обучаться в вузе дольше на 1-2 года, чтобы получить достаточно знаний для их будущей профессии. Для нас было важно узнать мнение тренеров о том, с какими проблемами сталкиваются их воспитанники в период обучения в академии (университете, институте).

Тренеры, участвующие в анкетировании, жалуются на отсутствие понимания со стороны преподавателей в отношении трудностей спорта высших достижений, физических и психоэмоциональных перегрузок спортсменов; того, что они всецело отдают себя спортивной деятельности не только во имя повышения личного престижа, но и во имя повышения престижа региона и страны (таблица 6).

Таблица 4 - Распределение ответов на вопрос «Если Вашим воспитанникам удается успешно совмещать учебный процесс со спортивной подготовкой, то какие формы и приемы организации учебного процесса способствуют этому?»

Если Вашим воспитанникам удается успешно совмещать учебный процесс со спортивной подготовкой, то какие формы и приемы организации учебного процесса способствуют этому? Ответы респондентов (кол-во / %)

дистанционное обучение 6 / 21,4%

индивидуальный график обучения 10 / 35,7%

лояльное отношение преподавателей 6 / 21,4%

удобное расписание занятий 8 / 28,6%

другое 2 / 7,1%

Таблица 5 - Распределение ответов на вопрос «Если бы выбор был за Вами, какой вариант обучения Вы бы предпочли для Ваших воспитанников?»

Если бы выбор был за Вами, какой вариант обучения Вы бы предпочли для Ваших воспитанников? Ответы респондентов (кол-во / %)

для них важнее всего спортивная карьера, поэтому я считаю, что они должны обучаться в вузе дольше, чтобы совмещать ее с учебой 16 / 28,6%

им нужно обучаться в вузе дольше на 1-2 года, чтобы получить достаточно знаний для их будущей профессии 8 / 14,3%

они должны завершить обучение в установленные сроки, а недостающие знания получить на практике 28 / 50%

они не будут работать в выбранной профессиональной сфере, поэтому им нужен лишь диплом о высшем образовании 4 / 7,11%

Таблица 6 - Распределение ответов на вопрос: «С какими проблемами сталкивались Ваши воспитанники при обучении в вузе?»

С какими проблемами сталкивались Ваши воспитанники при обучении в вузе? Ответы респондентов (кол-во / %)

отсутствие понимания со стороны преподавателей (педагог заставляет отрабатывать все пропуски в равной степени со всеми, не делая скидку на спортивную занятость) 32 / 57,1%

неудобное расписание занятий 12 / 21,4%

отсутствие времени на учебу 20 / 35,7%

предвзятое отношение преподавателей 8 / 14,3%

другое 0

Их мнение во многом совпадает с мнением студентов, имеющих высокую спортивную квалификацию.

В этих условиях спортсмену и тренеру чрезмерно сложно выкроить время на тренировочных сборах для подготовки к занятиям и, конечно, найти в графике спортсмена период, чтобы без помех для успешности в спорте приехать в вуз для формирования профессиональных компетенций. В личной беседе тренеры высококвалифицированных спортсменов высказываются, что многие знания, приобретаемые в процессе обучения, их воспитанники добывают эмпирическим путем, на собственной практике в период подготовки к спортивным соревнованиям. Тренеры также жалуются на неудобное расписание занятий, предвзятое отношение преподавателей. Они утверждают, что у многих преподавателей, администрации вузов сформировано мнение о студенте-спортсмене как о ленивом глуповатом студенте, пропускающем занятия, ссылаясь на свою загруженность, уровень знаний которого не может быть выше оценки «удовлетворительно». Учитывая тот факт, что как для студента-спортсмена, так и для тренера спортивная карьера является значимой жизненной ценностью, только взаимодействие вуза с участниками и соучастниками тренировочного процесса позволит обеспечить эффективную интеграцию образовательного процесса и

спортивной подготовки в период обучения студентов-спортсменов в вузе. Поэтому нами был задан тренерам вопрос: «Какие у Вас взаимоотношения с вузами, в которых обучаются Ваши воспитанники».

Согласно представленным в таблице 7 результатам, тренеров, равнодушных к процессу обучения воспитанников в вузе, не выявлено. Тренеры заявляют следующее:

- тренер и преподаватель — это одна команда, и я с пониманием отношусь к образовательному процессу моих учеников; такой вариант ответа выбрали более половины респондентов;

- для меня важно все, что касается моих учеников, я помогаю им по мере своих возможностей и знаний; такого мнения придерживаются 46,7% тренеров.

Нам также важно было узнать мнение тренеров о том, как часто должен «отвлекаться» от тренировочного на учебный процесс спортсмен экстра-класса.

Большинство опрошенных тренеров считают, что, будучи членом сборной команды страны, спортсмен должен опираться преимущественно на дистанционные формы обучения и приезжать на занятия и зачетно-экзаменационную сессию после крупных спортивных событий (таблица 8). Необходимо особо подчеркнуть, что ни один из опрошенных тренеров не заявил, что спортсмен экстра-класса должен приезжать на учебу

Таблица 7 - Распределение ответов на вопрос: «Какие у Вас взаимоотношения с вузами, в которых учатся Ваши воспитанники?»

Какие у Вас взаимоотношения с вузами, в которых учатся Ваши воспитанники? Ответы респондентов (кол-во / %)

меня вообще не интересует их учеба 0

я отвечаю только за тренировочный процесс, а остальное меня не касается 0

тренер и преподаватель - это одна команда, и я с пониманием отношусь к образовательному процессу моих учеников 32 / 53,3%

для меня важно все, что касается моих учеников, я помогаю им по мере своих возможностей и знаний 28 / 46,7 %

другое 0

Какова, по Вашему мнению, реально возможная частота посещения вуза студентами-спортсменами в условиях большой занятости спортивной деятельностью? Ответы респондентов (кол-во / %)

только по завершении соревновательного сезона 0

приезжать на 1-2 недели сразу после крупных соревнований 20 / 35,7%

это индивидуальный выбор каждого 16 / 28,6%

он должен выполнять задания дистанционно 24 / 42,9%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

другое 4 / 7,1%

Таблица 8 - Распределение ответов на вопрос «Какова, по Вашему мнению, реально возможная частота посещения вуза студентами-спортсменами в условиях большой занятости спортивной деятельностью?»

только по завершении соревновательного сезона.

Отвечая на вопрос «Часто ли Ваши воспитанники во время сборов выполняют учебные задания, читают по программе вуза или серьезно готовятся к сессии в вузе?», только треть тренеров, принимавших участие в анкетировании, заявили, что их воспитанники систематически выполняют задания по учебным дисциплинам, готовятся к зачетно-экзаменационной сессии, а остальные ответили, что спортсмены делают это от случая к случаю (рисунок 2).

Напрашивается вопрос, если часть спортсменов готовятся к сессии, несмотря на огромные затраты энергии и сил во время тренировочных сборов, то, возможно, остальные спортсмены просто менее самоорганизованны или имеют низкую мотивацию обучения? Анкетный опрос тренеров показал, что только 7,1% их воспитанников не обращаются за помощью в решении проблем, связанных с их учебной деятельностью (рисунок 3). В остальных случаях тренеры по-разному соучаствуют (часто или время от времени) в

учебном процессе своих воспитанников:

- 42,9% тренеров активно вмешиваются в решение проблем воспитанников, акцентируя внимание на их высокую спортивную загруженность, позиционируя своих воспитанников перед преподавателями как людей, выполняющих важную для вуза, региона и страны миссию (таблица 9).

- 28,6% тренеров делятся своими знаниями с учениками в выполнении учебных заданий, если это касается организации тренировочного процесса;

- лишь пятая часть тренеров утверждают, что «спортсмены — взрослые люди и должны самостоятельно решать подобные проблемы». Таким образом, анкетный опрос тренеров, работающих со студентами, имеющими высокую спортивную квалификацию, показал их активную позицию относительно учебной деятельности своих воспитанников, что свидетельствует о готовности взаимодействовать с образовательной организацией в вопросах интеграции учебных и тренировочных процессов в период обучения их воспитанников в вузе.

ДДа Иногда

Рисунок 2 - Распределение ответов на вопрос «Часто ли Ваши воспитанники во время сборов выполняют учебные задания, читают по программе вуза или серьезно готовятся к сессии в вузе?»

7,1%

шении проблем относительно учебы?»

Таблица 9 - Распределение ответов на вопрос «Если Ваши воспитанники обращаются за помощью в решении учебных проблем, то каким образом Вы им помогаете?»

Если Ваши воспитанники обращаются за помощью в решении учебных проблем, то каким образом Вы им помогаете? Ответы респондентов (кол-во / %)

активно вмешиваюсь в проблемы, хожу вместе с учениками в вуз, звоню, устанавливаю контакты для решения учебных проблем 24 / 42,9%

делюсь своими знаниями 16 / 28,6%

они взрослые люди и должны сами решать подобные проблемы 12 / 21,4%

я слишком занят тренировочным процессом и не могу уделять внимание учебе своих воспитанников 0

другое 4 / 7,1%

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК:

1. Галимов, А. М. Организационно-педагогические условия интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью / А. М. Галимов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=25441 (дата обращения: 10.02.2018).

2. Зотова, Ф. Р. Сравнительный анализ оценки практики интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки в период обучения в вузе российскими и иностранными студентами-спортсменами / Ф. Р. Зотова, В. М Газнанова, Э. Р. Султанова, А. З. Манина / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - 10 (151). - С. 83-91.

3. Зотова, Ф. Р. Отношение студентов-спортсменов к интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки / Ф. Р. Зотова, В. М. Афанасьева, Н.Х. Дав-летова, Ф. А. Мавлиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - 10 (128).

4. Хуббиев, Ш. З. Сочетание качественной учебы и занятий спортом высших достижений в училищах олимпийского резерва и вузах физической культуры / Ш. З. Хуббиев // Ученые записки университета имени П.

LIST OF REFERENCES

1. Galimov, A. M. Organizational and pedagogical conditions for integrating educational process with sport activities / A. M. Galimov // Modern problems of science and education. - 2016. - № 5: URL: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=25441 (access date: 10.02.2018).

2. Zotova, F. R. Comparative analysis of assessment of integrating educational process with sport training of Russian and foreign student-athletes during university period / F. R. Zotova, V. M. Gaznanova, E. R. Sultanova, A. Z. Manina / Scientific notes of P. F. Lesgaft university. -2017. - 10 (151). - P. 83-91.

3. Zotova, F. R. Attitude of student-athletes to integration of educational process and sport training / F. R. Zotova, V. M. Afanasyeva, N. Kh. Davletova, F. A. Mavliev // Scientific notes of P. F. Lesgaft university. - 2015. - P. 10 (128).

4. Hubbiev, Sh. Z. The combination of high-quality studies and elite sport in the schools of Olympic reserve and in high schools of physical culture / Sh. Z. Hubbiev // Scientific notes of P. F. Lesgaft university. - 2010. - № 3(61). - P. 116-121.

Ф. Лесгафта. - 2010.- № 3 (61). - С. 116-121.

5. Adler, P., Adler, P. A. Role conflict and identity salience: College athletics and the academic role. // Social Science Journal 1987. - 24(A). - pp. 443-455.

6. Aquilina, D., Degrees of success: negotiating dual career paths in elite sport and university education in Finland, France and the UK / D. Aquilina // Submitted in Partial fulfilment of the Requirements for The Award of the Degree of Doctor of Philosophy of Loughborough University. - 2009. - pp. 422-423.

7. Batley, J. W. Athletic Academic Reform Does the Level of Spending on Academic Services by Athletic Departments Affect the Academic Progress Rates of Revenue Sports? 2015 30 p. URL: http://martin.uky. edu/sites/martin.uky.edu/files/Capstone_Projects/ Capstones_2011/Batley.pdf (дата обращения: 10.02.2018).

8. Boyd, J., Student-Athlete Educational Perceptions: A Comparative Study of Division I and Division III Student-Athletes". Senior Theses, Trinity College, Hartford, CT 2010. Trinity College Digital Repository, URL: http://digitalrepository.trincoll.edu/theses/28 (дата обращения: 10.02.2018).

5. Adler, P., Adler, P. A. Role conflict and identity salience: College athletics and the academic role. // Social Science Journal 1987. - 24(A). - pp. 443-455.

6. Aquilina, D., Degrees of success: negotiating dual career paths in elite sport and university education in Finland, France and the UK / D. Aquilina // Submitted in Partial fulfilment of the Requirements for The Award of the Degree of Doctor of Philosophy of Loughborough University. - 2009. - pp. 422-423.

7. Batley, J. W. Athletic Academic Reform: Does the Level of Spending on Academic Services by Athletic Departments Affect the Academic Progress Rates of Revenue Sports? 2015 30 p. URL: http://martin.uky. edu/sites/martin.uky.edu/files/Capstone_Projects/ Capstones_2011/Batley.pdf (дата обращения: 10.02.2018).

8. Boyd, J., Student-Athlete Educational Perceptions: A Comparative Study of Division I and Division III Student-Athletes". Senior Theses, Trinity College, Hartford, CT 2010. Trinity College Digital Repository, URL: http://digitalrepository.trincoll.edu/theses/28 (дата обращения: 10.02.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.