Научная статья на тему 'Сравнительный анализ оценки практики интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки в период обучения в вузе российскими и иностранными студентами-спортсменами'

Сравнительный анализ оценки практики интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки в период обучения в вузе российскими и иностранными студентами-спортсменами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / РОССИЙСКИЕ СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Фируза Рахматулловна, Газнанова Валентина Маратовна, Султанова Элина Ромиковна, Манина Альбина Зуфаровна

В статье представлен сравнительный анализ субъективной оценки существующей практики интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки в период обучения в высшем учебном заведении. Оценка такой практики проводилась российскими и иностранными студентами-спортсменами, имеющими высокие спортивные достижения. Установлены достоверные различия между исследуемыми группами студентов-спортсменов в ранге жизненных ценностей, отношении к получению качественного образования, выборе вуза и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Фируза Рахматулловна, Газнанова Валентина Маратовна, Султанова Элина Ромиковна, Манина Альбина Зуфаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of assessment of integration practice for educational process and sport training of Russian and foreign students-athletes during academic period

The article is focused on the comparative analysis of the subjective assessment of current practice of integration of the educational process and sport training during university period. Assessment of such practice was carried out by Russian and foreign student-athletes showing high sport performance. There were found authentic differences between the groups of students-athletes investigated in terms of life values, their attitude to obtaining high-quality education, choosing high school, etc.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ оценки практики интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки в период обучения в вузе российскими и иностранными студентами-спортсменами»

1997. - 44 с.

4. Психология физической культуры и спорта : учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Е. Ловягина, Н.Л. Ильина, Д.Н. Волков [и др.] / под ред. А.Е. Ловягиной. - М. : Издательство «Юрайт», 2016. - 531 с.

REFERENCES

1. Kamensky, I.V. (2013), "Various aspects of psychological training of skiers-racers", National psychological journal, No. 2 (10), pp. 117-126.

2. Lisovsky, A.F. (1997), "Control of technical and tactical readiness in mountain skiing: problem and decision", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 24-26, 39.

3. Lisovsky, A.F. (1997), Theory and practice of pedagogical control of sports readiness of mountain skiers, dissertation, Malakhovka.

4. Lovyagina, A.E., Ilyina, N.L., Volkov, D.N. and etc. (2016), Psychology of physical culture and sport: the textbook and a practical work for the academic bachelor degree, publishing house, Yurayt, Moscow.

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2017

УДК 796.077.5

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОЦЕНКИ ПРАКТИКИ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В

ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ РОССИЙСКИМИ И ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ-СПОРТСМЕНАМИ

Фируза Рахматулловна Зотова, доктор педагогических наук, профессор, Валентина Маратовна Газнанова, преподаватель, Элина Ромиковна Султанова, магистрант, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ»), Казань; Альбина Зуфаровна Манина, старший преподаватель, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга

Аннотация

В статье представлен сравнительный анализ субъективной оценки существующей практики интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки в период обучения в высшем учебном заведении. Оценка такой практики проводилась российскими и иностранными студентами-спортсменами, имеющими высокие спортивные достижения. Установлены достоверные различия между исследуемыми группами студентов-спортсменов в ранге жизненных ценностей, отношении к получению качественного образования, выборе вуза и др.

Ключевые слова: интеграция образовательного процесса и спортивной подготовки, российские студенты-спортсмены, иностранные студенты-спортсмены.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ASSESSMENT OF INTEGRATION PRACTICE FOR EDUCATIONAL PROCESS AND SPORT TRAINING OF RUSSIAN AND FOREIGN STUDENTS-ATHLETES DURING ACADEMIC PERIOD

Firuza Rakhmatullovna Zotova, the doctor of pedagogic sciences, professor, Valentina Mara-tovna Gaznanova, the teacher, Elina Romikovna Sultanova, the graduate student, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan; Albina Zufarovna Mani-na, the senior teacher, Elabuga Institute, Kazan (Volga Region) Federal University, Elabuga

Annotation

The article is focused on the comparative analysis of the subjective assessment of current practice of integration of the educational process and sport training during university period. Assessment of such practice was carried out by Russian and foreign student-athletes showing high sport performance. There

were found authentic differences between the groups of students-athletes investigated in terms of life values, their attitude to obtaining high-quality education, choosing high school, etc.

Keywords: integration of educational process and sport training, Russian student-athletes, foreign student-athletes.

В настоящее время многие сферы жизни человека претерпевают большие изменения, которые обусловлены современными мировыми тенденциями. Век инноваций и прогресса стимулирует оптимизацию давно устоявшихся процессов, в том числе и образовательных.

Галимов А.М. (2016) отмечает, что, несмотря на то, что образовательный процесс, регулируется универсальными государственными нормативами, и система высшего образования рассматривается как явление цельное, можно отметить существенные различия в деятельности образовательных организаций разного профиля. Особо стоит выделить организацию учебного процесса в вузах физкультурно-спортивного профиля. В силу своей специфики, связанной с ведомственной принадлежностью, поставленными учредителем задачами, особенностями контингента обучающихся и профессорско-преподавательского состава, инфраструктурой и др., деятельность образовательных организаций высшего образования спортивного профиля обладает некоторыми особенностями. Одной из таких характерных особенностей является необходимость совмещения студентами, обучающимися в вузах спортивного профиля, учебной и спортивной деятельности на основе интегрированных образовательных программ [3].

Количество спортивно одаренных и способных посвятить себя спорту как доминирующей сфере деятельности студентов-спортсменов в вузах спортивного профиля составляет 8-12% от всего контингента. Для данной категории студентов становится актуальной проблема эффективного совмещения спортивной подготовки и образовательного процесса.

Спортсмен, составляющий элиту отечественного спорта, вынужденный всецело отдавать себя спорту высших достижений, постоянно балансирует между двумя карьерами - спортивной и академической.

Анализ научно-методической литературы и изучение практики организации учебного процесса в вузах спортивного профиля показывают, что большинство студентов-спортсменов не успевают эффективно обучаться, если у них в приоритете находится спорт [1, 2, 5]. Возможно, это обусловлено тем, что в вузах недостаточно организационно-педагогических условий для того, чтобы вышеназванная категория студентов могла совмещать эти два процесса.

Молодые спортсмены высокого уровня, которые тренируются и соревнуются на международной арене, сталкиваются с риском, связанным с тем, что многие упускают из виду высококачественное образование и профессиональную подготовку, которые могут помочь им подготовиться к новой карьере после завершения спортивной. Поддержка студентов-спортсменов должна осуществляться через эффективное совмещение образовательного процесса и спортивной подготовки, что позволит им сформировать профессиональные компетенции и в перспективе изменить свое амплуа на работу тренера-преподавателя, спортивного менеджера.

Специалисты сферы физической культуры и спорта в России и за рубежом в значительной степени озабочены проблемой интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки и предлагают различные варианты ее решения, многие из которых являются фрагментарными и противоречивыми [2, 5, 7]. В соответствии с этим целью нашего исследования является сравнительный анализ субъективной оценки российскими и американскими студентами-спортсменами проблем существующей практики интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки в высшем учебном заведении.

В исследовании принимали участие 114 российских студентов-спортсменов, в том числе 2 заслуженных мастера спорта, 30 мастеров спорта, 59 кандидатов в мастера спор-

та и 13 спортсменов I разряда. Вышеназванные студенты являются членами и кандидатами в члены сборной команды Российской Федерации. К исследованию были привлечены 67 студентов-спортсменов из США, обучающихся в Колумбийском университете, университетах Гарварда и Стэнфорда. Уровень спортивной квалификации американских студентов-спортсменов определяли по их спортивным достижениям. Среди опрошенных студентов-спортсменов 25 являются победителями, призерами и участниками соревнований первого международного дивизиона, 9 - второго международного дивизиона, 2 спортсмена - национального дивизиона, 29 спортсменов являются призерами и участниками чемпионатов мира и 2 студента-спортсмена - участниками Олимпийских игр.

Для реализации цели проводился анкетный опрос по разработанной нами анкете, состоящей из 10 вопросов и 47 подвопросов открытого и закрытого типов. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы SPSS 20.

Средний спортивный стаж у российских студентов-спортсменов составил около 11 лет, у иностранных студентов - на 1,5 года меньше (9,5 лет). При этом российские студенты на тренировочные занятия затрачивают от 2,5до 4,5 часов в день; их американские сверстники - от 2 до 3 часов в день. Объем тренировочных часов у российских спортсменов составляет от 14,5 до 23 часов в неделю, в то время как у американских спортсменов он значительно меньше - от 12,5 до 16,5 часов.

Средний возраст российских студентов, принимавших участие в исследовании, составил 20,3 года, американских студентов - 19,7 лет.

В первом вопросе нами было предложено ранжировать 10 жизненных ценностей. Результаты ранжирования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ответы студентов-спортсменов на вопрос: «Определите ранг жизненных ценностей»_

Жизненные ценности Российские студенты Иностранные студенты

Благополучие Отечества 7,4 (9 место) 6,9 (9 место)

Достижение максимально высоких результатов в спорте 5,2 (5 место) 5,5 (7 место)

Получение профессии 5,5 (6 место) 5,3 (6 место)

Получение качественного образования 5,6 (7 место) 4,5 (3 место)

Здоровье 2,7 (2 место) 4,4 (2 место)

Семья 2,3 (1 место) 3,5 (1 место)

Любовь 5,1 (4 место) 5,1 (5 место)

Дружба 4,9 (3 место) 5,08 (4 место)

Взаимоотношения с тренером 6,2 (8 место) 6,3 (8 место)

Другое 9,5 (10 место) 8,3 (10 место)

Как следует из таблицы, из предлагаемых ценностей наиболее значимой для обеих категорий студентов-спортсменов является семья, второй по значимости - здоровье. Российские и американские студенты также одинаково оценивают значимость получения профессии (6-е место), взаимоотношения с партнером (8-е место), благополучие Отечества (9-е место). При этом значительно различается значимость такой ценности, как «получение качественного образования»: если для американских студентов эта ценность является очень важной и занимает почетное третье место, то для российских студентов ему отведено лишь 7-е место.

Достижение максимально высоких результатов в спорте для российских студентов является более важным (5-е место в ранге жизненных ценностей), чем у американских сверстников (7-е место в ранге жизненных ценностей). В оценке значимости остальных жизненных ценностей различия между исследуемыми группами несущественны.

Во втором вопросе было необходимо продолжить фразу « Для меня спорт - это ...». 62,3% студентов-спортсменов (71 человек) продолжили фразу следующим образом: «Спорт - это жизнь (часть жизни, образ жизни, смысл жизни)»; 7,9% (9 человек) российских респондентов считают, что спорт - это тренировка ума и тела; 9,6% (11человек) считают, что спорт - это работа.

19,4% (13 человек) американских студентов спортсменов утверждают, что спорт -это жизнь (смысл жизни). 10 американских респондентов считают, что спорт - это счастье, по 7 человек (10,7%) отметили, что спорт - это конкуренция, спорт - тренировка ума и тела.

Среди ответов респондентов обеих групп были также такие, как «спорт - это хобби», «спорт - это вера» и другие. Анализ ответов на выше поставленный вопрос показывает большую фанатичность, преданность спорту российских студентов-спортсменов по сравнению с американскими спортсменами. Только пятая часть американских спортсменов считают спорт смыслом жизни (или жизнью), в то время как количество таковых среди российских студентов больше в три раза.

В тоже время среди российских студентов никто не оценил спорт как счастье. Количество утверждающих, что спорт - это счастье, среди американских спортсменов составляет около 15%. Беседы и опрос российских спортсменов, которым удалось тренироваться в российской и зарубежных командах, показывают, что нередко отношение к тренировочному процессу в них и к спорту в целом различается. В зарубежных командах часто к спорту относятся как к игре (хобби), тренеры настраивают спортсмена на соревнования: «Получите удовольствие от выступления. Играйте (выступайте) так, чтобы вам это понравилось». Российским командам больше характерна нацеленность на то, чтобы показать максимальный результат независимо от ранга соревнования. Возможно, такой настрой тренеров и определяет различие между группами в оценке роли спорта, которую дают российские и иностранные студенты-спортсмены.

Очень интересные факты удалось выявить при анализе ответов студентов-спортсменов на вопрос «Чем занимаетесь в свободное время?». Как видно из таблицы 2, значительная разница в ответах наблюдается в распределении свободного времени. Так, американские студенты в свободное время в первую очередь выполняют учебные задания и читают по программе университета, в то время как российские студенты-спортсмены такой вариант проведения досуга ставят на 7-е место. Такая разница в ответах свидетельствует о высокой самоорганизации американских студентов, о значимости для них получения образования, что подтверждено ответами на первый вопрос анкеты. При организации учебного процесса в вузе, вероятно, управлять такими мотивированными к учебе студентами значительно легче, чем иными студентами. Более пассивное отношения к освоению программного материала вуза может объясняться разными причинами (критерии в выборе вуза; качество организации учебного процесса в вузе; чрезмерная привлекательность спортивных побед для данных студентов, мотивы учебной деятельности студентов-спортсменов и др.). Для студентов обеих групп важными являются отдых и восстановление, а также проведение досуга с друзьями (таблица 2).

Таблица 2 - Ответы студентов-спортсменов на вопрос «Чем занимаетесь в свободное время?»_

Виды занятий в свободное время Российские студенты Иностранные студенты

Отдыхаю (сплю, восстанавливаюсь) 3,0 (1 место) 4,28 (2 место)

занимаюсь домашними делами 4,72 (6 место) 6,52 (8 место)

Смотрю телевизор 6,36 (8 место) 5,7 (7 место)

Сижу в Интернете 4,64 (5 место) 4,88 (4 место)

Провожу время с семьей 3,79 (2 место) 5,29 (6 место)

Провожу время с друзьями 3,9 (3 место) 4, 67 (3 место)

Посещаю концерты, кино и т.д. 6,39 (9 место) 6,58 (9 место)

Выполняю учебные задания и читаю по программе вуза 5,68 (7 место) 3,76 (1 место)

Готовлюсь к сессии 6,42 (4 место) 5,17 (5 место)

Другое 9,35 (10 место) 8,11 (10 место)

Несмотря на существующее в литературе и в быту мнение о том, как значима семья для американского гражданина, вариант ответа «свободное время провожу с семьей» американские студенты ставят на 6-ю позицию, а российские студенты - на 2-ю пози-

цию. В остальных ответах существенных различий между группами не выявлено.

Интересным, на наш взгляд, является также анализ ответов на вопрос о причинах выбора конкретного вуза. Распределение ответов на вопрос «Что повлияло на выбор вуза?» представлено на рисунке 1.

По рекомендации тренера Мечтаю работать по данной специальности Мечтал поступить в данный вуз Позволяет совмещвть тренировочный процесс Здесь легко учиться

□ Инностранные студенты □ Российские студенты 4,5%

29,8%

13,4%

9,6%

28% 25,4%

1,5%

□ 10,5%

55,2%

64%

Рисунок 1 - Ответы студентов-спортсменов на вопрос «Что повлияло на выбор вуза?»

Как видно из рисунка 1, большинство опрошенных студентов утверждают, что обучение в данном вузе позволяет совмещать тренировочный процесс с учебой. Такой вариант ответа выбрали 64%российских и 55,2% американских студентов. В остальных ответах имеются значительные различия между группами. Так, вариант ответа «Я выбрал вуз по рекомендации тренера» отметили треть российских студентов и только 4,5% американских студентов. Вероятно, американские тренеры считают выбор вуза зоной ответственности самого спортсмена и, соответственно, не влияют на его выбор.

В целом отношения тренера и спортсмена могут строиться по трем моделям: модель эскорта (тренер работает со спортсменами на протяжении всей его спортивной карьеры - с детства до ухода из спорта); модель партнерства (тренер работает с другим тренером (партнером), реализуя с ним различные стороны подготовки спортсмена) и модель перехода (спортсмен переходит от одного тренера к другому по мере повышения спортивной квалификации или по иным причинам (например, поступление в вуз)).

Четверть американских студентов-спортсменов сделали достаточно осознанный выбор вуза, долгие годы мечтали поступить в данный университет. Это неудивительно, так как Колумбийский университет, университеты Гарварда и Стэнфорда считаются высоко престижными учебными заведениями. Такой вариант ответа («мечтал поступить в данный вуз») выбрали менее 10% российских студентов. Примерно такое же количество российских студентов выбрали свой вуз потому, что «здесь легко учиться» и только один американский студент выбрал такой вариант ответа.

В рамках нашего исследования мы изучали мнение студентов-спортсменов о том, ощущают ли они себя истинным членом студенческой аудитории своего вуза. Большинство студентов, принимавших участие в анкетном опросе, ответили утвердительно, добавив, что они гордятся тем, что обучаются в данном вузе. При этом количество выбравших такой вариант ответа среди американских студентов-спортсменов на 19% больше, чем среди российский студентов (таблица 3).

Таблица 3 - Ответы студентов-спортсменов на вопрос: «Ощущаете ли Вы себя истинным членом студенческой аудитории своего вуза?»_

Ощущаете ли Вы себя истинным студентом своего вуза? Российские студенты Иностранные студенты

Да, я горжусь тем, что обучаюсь в данном вузе 56 / 49,1% 46 / 68,6%

Скорее да, чем нет 34 / 29,8% 15 / 22,4%

Скорее нет, чем да 8 / 7 % 2 / 3%

Нет, для меня важнее всего спортивная карьера, поэтому мне достаточно чувствовать себя членом спортивного клуба (команды, группы под руководством моего тренера) 15 / 13,2% 4 / 6%

Если учитывать, что количество студентов, выбравших вариант ответа «скорее да, чем нет» составляет соответственно 22,4 % и 29,8%, то можно утверждать, что 91% аме-

риканских студентов-спортсменов и почти 79% российских студентов-спортсменов довольны выбором вуза и принадлежностью к студенческой аудитории. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что 21% российских студентов не вполне ощущают себя студентами своего вуза и расценивают этот факт без особых переживаний. Для этой категории студентов достаточно чувствовать себя членами спортивной команды или клуба. Возможно, это связано с мотивами учебной деятельности данной категории студентов.

По утверждению Е.П. Ильина (1993), «под мотивами учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности, потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п.».

По его утверждению, выраженность того или иного мотива зависит от успеваемости и курса обучения, успешность в учебе в большей степени зависит не от интеллекта, а от мотивации [4]. При этом установлено, что ведущими учебными мотивами являются «профессиональные» и «мотив личного престижа», менее важными - «утилитарный (прагматический)» и «познавательный».

Можно предположить, что, будучи слабоуспевающими студентами в силу чрезмерной занятости тренировочным процессом, часть студентов-спортсменов руководствуются не потребностью познать новое, приобретать знания, а желанием получить диплом о высшем образовании (прагматичный мотив).

Безусловно, в организации учебного процесса со студентами-спортсменами необходимо, с одной стороны, учитывать их мотивацию к учебной деятельности, ас другой -вести поиск способов их социализации в студенческую среду.

Представленное ниже распределение ответов на вопрос, «С какими проблемами Вы столкнулись при обучении в вузе?» показывает единодушие российских и американских студентов-спортсменов: главная проблема - это отсутствие времени на учебу в силу их высокой занятости тренировочным процессом (рисунок 2). При этом треть опрошенных российских студентов-спортсменов жалуются на отсутствие понимания со стороны преподавателей относительного того, что уровень спортивных достижений и конкуренция в мировом спорте требуют от спортсменов максимальной самоотдачи, значительных затрат времени и энергии. Они заявляют, что преподаватели не делают скидок на спортивную загруженность и заставляют отрабатывать все пропуски.

Треть иностранных студентов-спортсменов сетуют на неудобное расписание занятий. При этом у этой категории респондентов значительно меньше претензий, как к преподавателям университетов, так и к своему тренеру. Только один иностранный студент заявил, что его тренер не считается с его проблемами, возникающими во время учебы в университете (рисунок 2).

□ Иностранные студенты □ Российские студенты

О "I 1,5%

Отсутствие понимания со стороны тренера... ' | 7%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предвзятое отношение преподавателей Отсутствие времени на учебу Неудобное расписание занятий Отсутствие понимания со стороны преподавателей

1,5%

I 12,3%

47,8% 47,4%

13,1% 17,9%

31,3%

32,4%

Рисунок 2 - Ответы студентов-спортсменов на вопрос: «С какими проблемами Вы столкнулись при обучении в

вузе?»

Согласно данным анкетного опроса, почти половине российских студентов-спортсменов, принимавших участие в анкетировании и 2/3 американских студентов-спортсменов, удается совмещать учебный процесс со спортивной подготовкой ценой больших усилий (таблица 4). Чуть больше трети респондентов в обеих группах утверди-

тельно ответили на вопрос «Вам удается успешно совмещать учебный процесс со спортивной подготовкой?». Примечательно, что количество отрицательно ответивших на этот вопрос среди российских студентов-спортсменов почти в три раза больше, чем среди иностранных студентов.

Таблица 4 - Ответы студентов-спортсменов на вопрос: «Вам удается успешно совмещать учебный процесс со спортивной подготовкой?»_

Вам удается успешно совмещать учебный процесс со спортивной подготовкой? Российские студенты Иностранные студенты

Да 40 / 35,1% 24 / 35,8%

Да, но ценой очень больших усилий 56 / 49,1% 39 / 58,2%

Нет 18 / 15,8% 4 / 6%

Ответы студентов-спортсменов на вопрос «Если Вам удается успешно совмещать учебный процесс со спортивной подготовкой, то какие формы и приемы организации учебного процесса способствуют этому?» представлены в таблице 5. Как следует из таблицы, российские и иностранные студенты-спортсмены единодушны в двух позициях. Они утверждают, что эффективное совмещение учебного процесса возможно, если студенту-спортсмену будет предоставлен индивидуальный график обучения и составлено удобное расписание занятий.

Таблица 5 - Ответы студентов-спортсменов на вопрос: «Если Вам удается успешно совмещать учебный процесс со спортивной подготовкой, то какие формы и приемы организации учебного процесса способствуют этому?»_

Если Вам удается успешно совмещать учебный процесс со спортивной подготовкой, то какие формы и приемы организации учебного процесса способствуют этому? Российские студенты Иностранные студенты

Дистанционное обучение 58 / 50,9% 5/ 7,5%

Индивидуальный график обучения 48 / 42,1% 27 / 40,3%

Лояльное отношение преподавателей 25 / 21,9% 4 / 6%

Удобное расписание занятий 26 / 22,8% 20 / 29,85%

Другое 6 / 5,3% 13 / 19,4%

Эффективными формами и приемами организации тренировочного процесса, по мнению российских студентов-спортсменов, также являются дистанционное обучение и лояльное отношение преподавателей. Такой вариант ответа выбрали 50,9% и 21,9% респондентов соответственно. Количество выбравших такие варианты ответа среди иностранных студентов-спортсменов меньше в 7 и 3 раза, соответственно.

Таким образом, анализ результатов анкетного опроса российских и иностранных студентов-спортсменов выявил общность проблем в вопросах интеграции учебного процесса и спортивной подготовки, трудности совмещения академической и спортивной карьер, предлагаемых способов разрешения существующих проблем.

Вместе с тем, нами выявлены определенные различия в: а) ранге жизненных ценностей (для иностранных студентов получение качественного образования является приоритетом и занимает третье место в ранге жизненных ценностей, в то время, как у российских студентов-спортсменов данная ценность занимает седьмую позицию); б) структуре свободного времени студентов обеих групп; в) роли тренера в выборе вуза; г) распределении зон ответственности в эффективном совмещении учебного и тренировочного процесса

Статья подготовлена в рамках выполнения Тематического плана проведения прикладных научных исследований в области физической культуры и спорта в целях формирования государственного задания для подведомственных Министерству спорта Российской Федерации научных организаций и образовательных организаций высшего образования на 2017 - 2019 годы (приказ Минспорта России от «16» декабря № 1298) по теме " Разработка научно обоснованных подходов к интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки в вузах спортивного профиля".

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева, В.М. Интеграция образовательного процесса и спортивной подготовки в физкультурных вузах России / В. М. Афанасьева // Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Казань, 2015. - С. 512-513.

2. Афанасьева, В.М. Спортивная карьера или высшее образование? К вопросу об интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки / В.М. Афанасьева, Ф.Р. Зотова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014. - Т. 4. - № 3. - С. 115-119.

3. Галимов, А.М. Организационно-педагогические условия интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью [Электронный ресурс] / А.М. Галимов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - URL : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25441 (дата обращения: 16.03.2017).

4. Ильин, Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения / Е.П. Ильин. - Киев : Вища школа, 1998. - 292 с.

5. Отношение студентов-спортсменов к интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки / Ф.Р. Зотова, В.М. Афанасьева, Н.Х. Давлетова, Ф.А. Мавлиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 73-79.

6. Фискалов, В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта : учебное пособие / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. - М. : Спорт, 2016. - 352 с.

7. Хуббиев, Ш.З. Сочетание качественной учебы и занятий спортом высших достижений в училищах олимпийского резерва и вузах физической культуры / Ш.З. Хуббиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 116-121.

REFERENCES

1. Afanasyeva, V.M. (2015), "Integration of educational process and sport training in Russian sport universities", Modern problems and development perspectives of the sport reserve training system in the run-up to XXXI Olympics in Rio-de-Janeiro: materials of the All-Russian conference on science and practice with international participation, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, pp. 512-513.

2. Afanasyeva, V.M. and Zotova, F.R. (2014), "Professional sporting career or higher education path? Notion of integrating educational process with sport training", Science and Sport: Current Trends, Vol. 4, No. 3, pp. 115-119.

3. Galimov, A.M. (2016), "Organizational and pedagogical conditions for integrating educational process with sport activities", Modern problems of science and education, No. 5, available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25441.

4. Ilyin, E.P. (1998), Human motives: studying theory and methods, Higher school, Kiev, Ukraine.

5. Zotova, F.R. Afanasyeva, V.M., Davletova N.Kh. and Mavliev, F.A. (2015), "Attitude of student-athletes to integration of educational process and sport training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 5, pp. 73-79.

6. Fiskalov, V.D. and Cherkashin, V.P. (2016), Theory and methodical aspects of sport practice: tutorial guide, Sport, Moscow.

7. Hubbiev, Sh.Z. (2010), "The combination of high-quality studies and elite sport in the schools of Olympic reserve and in high schools of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 61, No. 3, pp. 116-121.

Контактная информация: zfr-nauka@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.