DOI: 10.12731/2218-7405-2015-3-14 УДК 378
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ
Орлова В.В., Халалеева О.Е.
Современный этап развития студенческого спортивного движения в России характеризуется появлением новых задач физического воспитания в высшей школе. Организация спортивной подготовки студентов в условиях вузов должным образом научно не разработаны и не систематизированы. В условиях коммерциализации и профессионализации спорта вузы, предоставляющие возможность получения высшего профессионального образования, являются гарантами не только закрепления в регионе высококвалифицированных спортсменов, но и сохранения системы спортивной подготовки. В статье обозначены общие характеристики спорта высших достижений, в том числе среди студенческих спортивных команд; проанализирована система организации и динамику результатов студенческих спортивных команд; разработаны рекомендации, направленные на модернизацию существующей системы организации.
Ключевые слова: студенческий спорт; модернизация; система организации подготовки спортсменов.
STUDENT SPORTS AS A FACTOR IN THE PREPARATION OF SPORTSMEN OF HIGH ACHIEVEMENTS
Orlova V.V., Halaleeva O.E.
The modern stage of development of student's sports movement in Russia is characterized by the appearance of new tasks ofphysical education in high school. Organization of athletic training students in universities of science and not properly developed and systematized. In terms of commercialization and professionalization of sport universities that provide the opportunity to receive higher education, are guarantors of the docking in the region not only highly trained athletes, but also preservation of sports training. This article outlines the Ge-
neral characteristics of the sports of the higher achievements, including student sports teams; the system is analyzed and the dynamics of student sports teams; developed recommendations aimed at the modernisation of the existing system.
Keywords: student sport; modernization; system of training athletes.
После нескольких лет кризисных явлений постперестроичного времени во всех общественных сторонах жизни, в том числе и в спорте, наблюдается подъем. Молодежь постепенно возвращается в спортивные секции и клубы. Физическая культура во всех своих направлениях распространяется по всей России. На фоне этого подъема и «заражения» спортом постепенно растут результаты наших атлетов на международных стартах. Однако до рекордов СССР спортивному представительству России еще далеко и для того, чтобы курс на возвращение былой славы России был успешно воплощен в жизнь, необходимы новые свежие силы и подготовленный резерв, которым в ближайшие годы может стать студенческий спорт. Здесь стоит напомнить тот факт, что в составе олимпийской команды бывшего СССР всегда успешно выступали студенты-спортсмены. Начиная с XIX Олимпийских игр 1968 г. в Мехико в составе команды было 45-48% студентов, которые, безусловно, вносили огромный вклад в победы олимпийцев. Все это указывает на актуальность работы.
Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность. Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления, самоопределения. [1]
В современном университете импульс к развитию получили студенческие спортивные клубы, чья деятельность выходит за рамки физкультурного воспитания. Поэтому важно разделить понятия спорта и физической культуры, основной задачей которой является физическое воспитание.
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязан-
ностей в обществе. Такое понимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающее физическое развитие человека, в том числе воздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей организма, способствующее наиболее полной реализации генетической программы, обусловленной биологическими особенностями конкретного индивида. [2]
Проблемы совершенствования организации и содержания студенческого спортивного движения рассматривались отечественными специалистами И.И. Бариновым, Н.Н. Башаевым, М.Я. Виленским, А.А. Власовым, Б.М. Гзовским, Р.Г. Зубцовым, Г.Д. Ивановым, В.И. Ильини-чем, В.Г. Крагиевым, И.П. Лопатиным, А.В. Лотоненко, Л.И. Лубышевой, В.А. Масляковым, А.Д. Новиковым, Р.М. Носовой, А.И. Семейкиным, Г.Н. Скитович, Р.Н. Шаровым и др.
Развитие студенческого спорта способствует подготовке высококвалифицированных спортсменов и сохранению целостности физкультурно-спортивного движения. Этой проблеме были посвящены работы таких ученых, как В.У. Агеевец, Л.В. Аристова, В.М. Выдрин, С.И. Гуськов, В.И. Жолдак, Т.М. Каневец, В.В. Кузин, С.Г. Сейранов, Ю.П. Мичуда, В.Н. Платонов.
Спорт - воспитательная, игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений, имеющая социально значимые результаты. Спорт в Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяется как составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. В редакции Закона от 2007 года спорт определяется как сфера социально-культурной деятельности, как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ней. [3]
Понятие «спорт» необходимо рассматривать в узком и широком смыслах: спорт как собственно соревновательная деятельность и связанные с нею виды деятельности и спорт как многофункциональное общественное явление, представляющее собой систему организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по определенным комплексам физических упражнений.
Отличительной особенностью спорта является наличие к ней подготовки, а основной целью занятий спортом - достижение возможно более высокого результата. Однако попутно достигаются и другие важные социальные цели - укрепление здоровья и физическое совершенствование людей, их идейное, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. [4]
Специфические особенности деятельности как в физическом воспитании, так и в спорте вызваны разницей в условиях, целях, мотивах, средствах и достигаемых результатах. Однако и
в том и в другом случае предметом ее является человек, занимающийся физическими упражнениями.
Необычное по интенсивности и длительности физическое и психическое напряжение - это еще одна общая особенность. Занимаясь физическими упражнениями, человек испытывает напряжение, превышающее обычные, повседневные нормы. Часто, особенно в спорте, эти напряжения могут быть даже предельными. Важно отметить, что разумное систематическое использование таких физических и психических напряжений в физическом воспитании и спорте приводит к тому, что они становятся привычными. Это, несомненно, положительный эффект, так как он способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, развитию физических и психических качеств, а в спорте - росту спортивных результатов.
Только к спорту относится исключительная особенность: известно, что сущность спортивной деятельности - соревнование. Без соревнований нет спорта. Участие человека в соревнованиях выражает его стремление к достижению наивысшего спортивного результата в борьбе с другими людьми.
Проблема заключается в том, что в должной мере не отработан механизм попадания талантливых студентов-спортсменов в спорт высших достижений из-за отсутствия надлежащих условий для их подготовки.
Цель работы: выявить эффективные условия организации и подготовки студенческих спортивных команд как резерва для спорта высших достижений.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
а) обозначить общие характеристики физкультуры и спорта, а также спорта высших достижений, в том числе среди студенческих спортивных команд;
б) проанализировать систему организации и динамику результатов студенческих спортивных команд;
в) разработать рекомендации, направленные на модернизацию существующей системы организации.
Предполагается, что развитие студенческого спорта и формирования успешных условий для подготовки студенческих спортивных команд может способствовать усилению профессиональных сборных по различным видам спорта.
Новизна исследования заключается в выявлении зависимости спортивных результатов и выхода на профессиональную арену студентов-спортсменов от успешного влияния основных факторов, способствующих росту спортивного мастерства.
Необходимо отметить, что исследовательская часть опирается на положения институционального подхода (спорт как социальный институт; Ж. Кудрявцева, Л. Лубышева, Ю. Окуньков), структурно-функционального подхода (рассматривает универсальные и специфические функции массового спорта и спорта высших достижений; Ч. Стивенсон, Г. Эдвардс, Х. Татано, К. Хейнила), а также социокультурного подхода (спорт как часть культуры общества, международный спорт как глобальный феномен; С. Морин, Д. Маршалл, Ж. Фридман, Ж. Дюмазедье).
На современном этапе российская политика в области спорта в большей степени направлена на массовизацию, в том числе в области студенческого спорта. Это связано, прежде всего, с целями оздоровления нации через повышение двигательной активности и отказом от вредных привычек в пользу занятий физической культуры. Но стоит заметить, что большое внимание стало уделяться и развитию студенческих спортивных клубов, членами которых являются спортсмены высокого класса, способные показывать достойные результаты на всероссийских и международных соревнованиях, становясь ближайшим резервом в национальную сборную. Причем это касается не только высших учебных заведений с профильной спортивной подготовкой. Поддержка студенческого спорта высших достижений неоспоримо связана с периодическим проведением крупных международных соревнований среди студентов, таких как Универсиада, Чемпионаты мира и Европы среди студентов, а также участием представителей студенческой молодежи в Олимпийских играх, Чемпионатах мира и Европы. Не последнюю роль в толчке более внимательного отношения в России к студенческому спорту сыграло проведение Всемирной летней Универсиады в г. Казань в 2013 году и зимних Олимпийских игр в г.Сочи в 2014 году.
В связи с этим, необходимо дать разъяснение тому, что есть массовый спорт и спорт высших достижений.
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни. Цель занятий различными видами массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть.
Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.
Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. [5]
К массовому или «ординарному» спорту причастна группа людей, уровень спортивных результатов здесь невысок и общедоступен. Основные отличия массового спорта определяются тем, что обычная спортивная деятельность в нем строится в зависимости от профессиональной, а потому занимает подчиненное место в индивидуальном образе жизни; затраты времени и сил на спортивные занятия довольно жестко ограничены, что объективно лимитирует и уровень достижений.
Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт. Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед, на крупнейших спортивных соревнованиях.
Придя в студенческий спортивный клуб, молодой студент-спортсмен попадает в новую социальную сферу: новый коллектив, новые тренеры - это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли.
В спортивном клубе при университете социализация может проходить в ускоренном темпе, так как период обучения в учебном заведении ограничен.
Классификацию стадий социализации спортсмена путем включения его в спортивную деятельность можно связать с этапами формирования его спортивной карьеры. Если принять этот принцип, то можно выделить следующие стадии социализации [6]:
а) включение субъекта в спортивную деятельность;
б) занятия в специализированных учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования;
в) переход из любительского в профессиональный спорт;
г) завершение спортивной карьеры и переход к другой карьере.
Если говорить о студенческой спортивной субкультуре, как части общей спортивной культуры, то нельзя не сказать о том, что это довольно самобытная общность. Членов одного спортивного клуба обычно характеризуют высокая сплоченность вокруг общей идеи достижения высокого спортивного результата для повышения популярности своего вида спорта и своего университета, наличие собственных обрядов посвящения, традиций, обычаев и примет, зачастую передающихся из поколения в поколение, определенный сленг, стиль им форма одежды, возможно, с эмблемами спортивного клуба.
Затрагивая различные аспекты студенческого спорта, будь то культурные или социальные, нельзя забывать об исторических, так как в целом, именно исторические факты помогают составить полную картину формирования того или иного явления и определить вектор развития на будущее.
История студенческого спорта началась в далеком 1905 году, когда в США прошли первые международные соревнования среди студентов. Развитие международного студенческого спорта на постоянной основе связано с деятельностью видной фигуры французского образования - Жана Петижана. Благодаря его усилиям, на международной конфедерации студентов, созданной в 1919 году, было принято решение через два года провести первый студенческий чемпионат мира по нескольким видам спорта. Однако воплотить планы в жизнь удалось лишь после вступления в конфедерацию студенческих организаций США, Англии и Италии. При активном содействии этих государств удалось организовать. Первые международные университетские игры в Париже в 1923 году. Эти Игры можно назвать прообразом будущих Универсиад, но им было далеко до будущих аналогов: программа соревнований включала в себя даже менее десяти видов спорта, а женщины вообще не принимали участия в соревнованиях. Уже через год в Варшаве прошёл первый студенческий чемпионат мира, где, правда, не было никого, кроме европейцев, и который включал в себя только легкоатлетические дисциплины. Этот турнир тоже стал заметной вехой в истории университетского спорта, хоть уже и не был первым в своём роде. [7]
Через год была организована новая структура Международная конфедерация студентов (МКС). За время деятельности МКС, вплоть до 1939 года, были проведены ещё восемь соревнований среди учащихся. Все состязания проводились на территории Европы. Наибольшее число раз игры принимала Франция - 3 раза.
Послевоенный раскол на страны Западного и Восточного блока повлиял и на развитие студенческого спорта. В 1947 году был создан Международный союз студентов (Ш1Е). В соревнованиях, проводимых этой организацией, почти не участвовали представители стран Запада. Последние игры, прошедшие под эгидой ШЕ состоялись в Хельсинки в 1962 году.
Правопреемницей Международной конфедерации студентов стала Международная федерация студенческого спорта ^КШ). Первыми играми организованными FISU и её президентом доктором Полом Шлеймером, стали «Недели университетского спорта» 1947 года в Париже. [7]
В настоящее время, основным координирующим центром международного спортивного студенческого сотрудничества является FISU, которая была фактически учреждена высшими
учебными учреждениями, являющимися ассоциативными членами своих национальных спортивных организаций, с целью развития и поощрения практики состязательной двигательной деятельности студентов в дополнение к их университетским академическим занятиям. FISU в настоящее время объединяет около ста шестидесяти национальных университетских федераций, ассоциаций, союзов и комитетов со всех континентов, регулярно встречающихся (1 раз в 2 года) на заседаниях Генеральной ассамблеи. [8] Под эгидой FISU проходят главные международные спортивные соревнования среди студентов - Универсиада.
Универсиада - всемирные спортивные студенческие игры, представляющие собой комплексные соревнования. Всемирные Универсиады - это главный спортивный молодежный форум планеты. На сегодняшний день удостоиться права проведения Всемирной Универсиады становится очень почетным, она давно перестала быть просто спортивным событием. Универсиада - это колоссальный стимул для развития страны, в которой она проходит, приносит долгосрочные позитивные социальные и экономические изменения, устанавливает новые стандарты жизни, популяризирует физическую культуру и спорт в молодежной среде. Все это богатейшее материальное и нематериальное наследие остается в стране на долгие годы, поэтому страны борются за право принимать у себя Универсиады, и в случае получения такого права объявляют ее проектом национального значения. [8] Все это говорит о том, что Универсиада имеет огромное значение для положительных сдвигов во всех сторонах жизни общества, проживающем в регионе, где проводится данное мероприятие. Также важен факт накопления социального опыта в рамках организации всего процесса спортивных состязаний: от проведения события до участия в нем как спортивной команды, так и болельщиков.
Анализ организации и подготовки студенческих спортивных команд высокого класса в Российской Федерации
В России спорт высших достижений ориентирован на «конвейерное производство» результатов в спортивных состязаниях. Такой способ подготовки основан на отборе детей в раннем возрасте зачастую по физиологическим характеристикам на данном этапе развития индивида, предполагающие дальнейшее развития физических и функциональных данных, необходимых для высоких результатов в выбранном виде спорта. Далее происходит специальная подготовка таких детей в специализированных спортивных учреждениях (спортивных школах, интернатах). Безусловно, такой подход разработан и применяется на основе научных данных и многолетнего опыта подготовки спортсменов высокого класса и имеет ряд преимуществ. Однако, наряду с преимуществами можно найти и недостатки, прежде всего, происходящие из отрабо-
танной с годами системы разделения среды подготовки спортсмена высокого уровня и общесоциальной среды. Можно сказать, что эти недостатки проявляются в следующем:
а) Определенная часть молодых людей, не попавшая по разным причинам в число перспективных атлетов на ранневозрастном этапе, при создании необходимых условий на более позднем этапе развития могла бы проявить свои таланты. Хотя в большинстве случаев у них нет возможности самореализоваться в спорте, будучи не замеченными в детском возрасте.
б) Этап столкновения с признанными реалиями жизни, такими как получение профессии, необходимость устраивать семейную жизнь, зарабатывать на жизнь происходит во время перехода спортсмена из юношеской категории во взрослый спорт. Тем самым последний из названных лишается огромного числа талантливых атлетов, делающих выбор в пользу общесоциальных ценностей жизни.
в) Идет замедление или вовсе исключение спортсмена из общесоциальной жизни при долгом пребывании его в замкнутой спортивной среде, что ведет к тому, что физически и психологически хорошо подготовленный человек тратит на дальнейшую социальную адаптацию вне спорта неоправданно много времени. Более того, это происходит с крайне тяжелыми трудностями и переживаниями.
г) Сложности возникают в общении со сверстниками, когда для последних серьезные занятия спортом и глубокая подготовка молодого спортсмена, готовящегося реализовать свои возможности на высоком уровне, кажутся несовместимыми с обычным образом жизни. Такой отрыв молодых людей от круга общения дает толчок к тому, что большое количество перспективных спортсменов заканчивают спортивную карьеру до самореализации в ней. [9]
Студенческая среда имеет свою особенность. Благодаря ей могут быть минимизированы перечисленные проблемы подготовки молодых спортсменов. Развитие студенческого спорта, однако, происходит в нашей стране противоречиво, и на фоне популярности его в других странах, выглядит бледно. Чтобы выявить все грани состояния современного студенческого спорта в России и определить возможные пути решения существующих проблем, было проведено исследование.
Для исследования проблематики студенческого спорта, был выбран метод качественного характера, а именно глубинного интервью. Данная методика позволяет выявить особенности реального отношения к проблемам студенческого спорта среди компетентных людей, просле-
дить за логикой рассуждений при уточнении личного опытного мнения в вопросе развития студенческого спорта, более широко определить механизмы работы со студенческими спортивными командами, а также наметить перспективы организации успешной реализации студенческой спортивной общественности.
В апреле 2014 года был проведен ряд интервью с экспертами в вопросах студенческого спорта. Общее количество интервью составило семь, что равно количеству интервьюируемых. Интервью строилось по разработанному плану, который представлял собой несколько блоков с намеченными направлениями задаваемых вопросов. Количество респондентов составило семь человек. Выбор выпал именно на этих людей ввиду их тесной связи со студенческим спортом: это тренера студенческих спортивных команд высокого класса, а также студенты-спортсмены высокого класса, добившиеся хороших результатов как на всероссийском уровне, так и на уровне международном. Среди них, например, призер Первенства мира, Чемпионата Европы и Универсиады 2013 года в городе Казань; тренер высшей категории, призер Олимпийских игр, Чемпионата мира; чемпионка Европы среди студентов; призеры и финалисты Межрегиональных и Всероссийских студенческих лиг; тренер первой категории, чемпионка мира среди студентов. Спортивные разряды и звания респондентов от 1 разряда до ЗМС (заслуженный мастер спорта). Интервьюируемые представляют несколько городов России: Саратов, Екатеринбург, Краснодар, Красноярск и Томск. Соответственно и различные университеты, такие как СГАУ им. Вавилова г.Саратов (Саратовский государственный аграрный университет), УрФУ им.Ельцина г.Екатеринбург (Уральский федеральный университет), КубГУ г.Краснодар (Кубанский государственный университет), СибГАУ им. Решетнева г.Красноярск (Сибирский государственный аэрокосмический университет), СФУ г.Красноярск (Сибирский федеральный университет), ТПУ г.Томск (Томский государственный политехнический университет), ТУСУР г. Томск (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники).
Интервью проводилось в апреле 2014 года, как личная индивидуальная беседа, так и онлайн, с использованием сети Интернет. Личное интервью были проведены в г. Темрюк Краснодарского края и г.Ростов-на-Дону, так как именно там на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях находились некоторые выбранные респонденты. Каждое интервью длилось от 30 до 60 минут. При проведении «живых» бесед запись ответов проводилась вручную.
Исследование проводилось не строго по заданным вопросам, а по заранее намеченному плану. Были составлены блоки интересующих тем в рамках общей темы исследования работы.
Так общий блок, в котором рассматривалось попадание в спорт самим респондентом, блок, включающий вопросы, касающиеся набора и организации спортивной команды, блок, по-
священный материально-техническому и финансовому обеспечению спортсменов, блок, темой которого являлось использование методик и организации тренировочного процесса, блок о популярности спорта среди молодежи, а также блок, предлагающий респонденту самому раскрыть видение о путей улучшения работы со студенческими спортивными командами. По ходу интервью нередко возникали сопутствующие вопросы, так как был намечен лишь краткий план ведения беседы.
Вопросы первого общего блока касались историй попадания в спорт, в том числе в студенческий, развития спортивной карьеры и достижений, отношения к своему виду спорта и работе со спортивными командами в целом.
Направления вопросов второго блока касались набора команды, а именно как ищут спортсменов среди молодежи, о начальном количестве занимающихся, проценте остающихся и достигающих высоких результатов, о мотивации спортсменов к занятиям, об образовании коллектива.
Третий блок - блок о материально-техническом и финансовом обеспечении. Здесь задавались вопросы о том, насколько дорого заниматься видом спорта и организовывать соревновательную деятельность, должную подготовку, а также медицинское обеспечение, вопросы об источниках финансирования, спонсорских программах. Также интересно было узнать мнение о получении заработных плат студентами-спортсменами и всевозможных премиальных выплат, то есть о профессионализации спортивной деятельности в студенческих спортивных коллективах.
Следующий блок касался путей достижения высоких результатов. Выяснялись направления подготовки по методикам: какие лучше применять, насколько часто стоит обновлять. Также без внимания не осталась система отбора на выезды и в основную спортивную команду, критерии отбора, существующий стиль руководства и то, насколько он эффективен.
Интересовали ответы на вопросы о популярности спорта среди студентов и престижность студенческого спорта у нас в стране, мнение о том каким должен быть студенческий спорт -любительским или профессиональным.
Заключительный блок - вопросы о путях улучшения ситуации вокруг студенческого спорта, предложениях по оптимизации процесса подготовки студенческих спортивных команд высокого класса.
После проведения всего интервью проводилась необходимая обработка материала, а именно окончательная расшифровка и анализ результатов. Материал переводился в печатный документ в последовательности задаваемых вопросов и полученных ответов. Затем сопоставлялись
сравнительные результаты ответов по блокам от разных респондентов, а также была выведена причинно-следственная связь между существующей организационной структурой описанных через интервью команд и их результатами на соревнованиях.
Успешность подготовки студенческих спортивных команд зависит от множества факторов и условий организации. В целом, есть ряд факторов, которые в разных городах и университетах практически не различимы на первый взгляд. Однако и эти сходства имеют свои нюансы, которые могут влиять на спортивный результат в итоге. Определенные аспекты подготовки можно проследить в соответствии с ответами респондентов на вопросы интервью.
Большинство из интервьюируемых попали в спорт со школьной скамьи, прошли подготовку на базе детских юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР), до сих пор являясь либо учащимися, либо иными представителями таких спортивных организаций. Двое из опрошенных до попадания в университетскую команду также прошли ступень специализированной созданной спортивной лиги (высшая лига Б по волейболу), являясь игроками профессиональных команд, параллельно учась в колледже (технологический колледж г. Юрга) или училище олимпийского резерва (г. Дивногорск). И только одна из спортивных команд (команда по академической гребле ТУСУР, г. Томск) является созданной исключительно из студентов, в основном не имеющих базовой подготовки по выбранному виду спорта (за исключением единичных случаев спортсменов-представителей Республики Казахстан, поступающих на обучение в университет). Это может говорить о том, что нынешний университетский спорт не может развиваться успешно без сотрудничества со специализированными детско-юношескими спортивными организациями. Интеграция и тесное сотрудничество сторон помогают создать наиболее успешную команду.
Существует два направления пополнения и набора, исходя из ответов респондентов: заинтересованность в переходе и обучение спортсменов с усиленной подготовкой на базе предыдущих спортивных организаций (в том числе помощь при поступлении) и создание команды из числа студентов, поступивших в университет самостоятельно (поиск талантливых молодых спортсменов, возможно ранее занимавшихся, с начальной подготовкой, либо с хорошей физической подготовкой и физическими данными). Как правило, представителями второго пути пополнения и образования команды отмечается более высокая сплоченность коллектива, менее выраженные конкурентные настроения внутри команды. Однако в тех же командах более высокая текучесть кадров, спортсменов тяжелее замотивировать. Примечательно то, что в обоих случаях можно наблюдать высокие спортивные результаты спортсменов. Но процент все же выше у представителей первого направления. Можно сделать вывод о том, что независимо от
организации набора команды в университетах можно получать высокие результаты, однако методы мотивации и управления командой зачастую будут отличаться для достижения наибольшей эффективности.
Не обошлось без отличий среди систем финансирования спортивных команд. Во всех случаях помощь от университета идет на развитие студенческого спорта, но в большей мере это касается небольших трат на содержание принадлежащих университету объектов, заработные платы тренеров. Хотя есть определенные вливания в спорт высших достижений, но их объем зачастую не позволяет в должной мере обеспечить команду необходимыми ресурсами. Обеспечение деятельности студенческих спортивных команд в большинстве случаев это симбиоз финансовых вливаний областного бюджета (например, Департаментов по молодежной политике, физической культуре и спорту), специализированных центров спортивной подготовки, школ высшего спортивного мастерства для спортсменов, добившихся значительных результатов. Однако, есть команды (такие как в СФУ г. Красноярск, ТПУ г. Томск), где превалирующую часть затрат берет на себя руководство университета. Помощь спонсоров, как один из путей возможности увеличения расходов на нужды спортивной команды, используется, но не так часто удается ее добиться. Ни раз при ответах можно было слышать фразу следующего смысла: «Для того чтобы были деньги, нужен результат». Затем добавлялось и выяснялось, что и для результата необходимы немалые вливания, что заставляет сделать определенный вывод о бесконечной цикличности и зависимости финансирования от результата и результата от финансирования. В ходе интервью вставал вопрос о возможности самими спортивными клубами заработать деньги, путем сдачи, допустим в аренду спортивных помещений или предоставлением платных услуг. Практически, во всех случаях это оказалось невозможным ввиду сложности правового сопровождения реализации таких планов. Стоит отметить, что не все университеты, спортсмены и тренеры, которых были проинтервьюированы, имеют свою материально-техническую базу для тренировок. Часто приходится делить спортивные объекты с теми же детско-юношескими спортивными организациями. Что касается получения бонусов за активную спортивную деятельность в разных университетах, то, как правило, это надбавка к стипендии. Причем существует проблема, когда в случае неуспеваемости или обучения с полным возмещением затрат, студент не может получать никаких стипендий даже при условии успешных занятий спортом и высоких результатов на спортивных соревнованиях. Существует также программа материальной помощи студентам, когда производятся отдельные выплаты по личному заявлению студента. Все это общее, что есть в каждом университете. Но и здесь есть отличительные черты. Например, в СибГау им. Решетнева, г. Красноярск, вы-
плата повышенных стипендий производится при условии посещения определенного процента тренировок. Есть нижняя граница количества тренировок, ниже которой выплаты дополнительных денег не производится вообще. А при условии повышения процента посещения выше этой границы сумма растет. В ТУСУР, г. Томск, назначение повышенной спортивной стипендии производится по конкурсу на основании предоставления подтверждающих документов о высоких спортивных результатах. В ТПУ, г. Томск, надбавки к стипендии имеют три степени, суммы которых значительно отличаются друг от друга, назначение которых также производится по большому конкурсу в зависимости от набранных баллов, назначаемых за результат. При условии высоких спортивных результатов и прохождения по большому конкурсу среди спортсменов, возможен вариант получения областных и городских выплат, однако, такое бывает не часто. «Как таковой профессионализации спортивной деятельности среди студентов нет, какую можно наблюдать в зарубежных университетах, где за счет своих стипендий студенты-спортсмены могут оплачивать себе обучение». Что касается оплаты медицинского обеспечения, то здесь во всех случаях одинаковая ситуация: отдельной поддержки не имеется, однако есть возможность включить дополнительную статью расходов в проходящие сметы или бюджеты, которые вследствие могут быть оплачены. Вообще, стоит отметить, что респонденты на вопросы о медицинском обеспечении команды отвечали быстро и предоставляли незначительную информацию, что может свидетельствовать о малом внимании в сторону данного вопроса, что не является положительным моментом в организации спортивных команд высокого класса.
Совершенно разные взгляды в ходе интервью выявились на организацию тренировочного процесса команды. Применение старых методик со времен СССР с минимальным включением новых компонентов подготовки у команды ТУСУР г. Томск. Также наиболее распространенная система подготовки в УрФУ им. Ельцина, г. Екатеринбург, хотя стоит отметить, что в данном случае нет централизованной специализированной спортивной команды от университета как такового. Следуют за тенденциями и стараются вводить новшества в команде СибГАУ им. Решетнева, не забывая при этом про старые проверенные методы работы. Похожая ситуация в СГАУ им. Вавилова, г. Саратов. Что касается критериев отбора в команду, то здесь в большинстве случаев (кроме ТУСУРа) студенты из команды - это люди не только с начальной подготовкой, но и с подготовкой более углубленной в выбранном виде спорта. Также создаются смешанные типы команд: начальной и более углубленной подготовки (СФУ). В этом случае существует как отдельная, так и совместная подготовка в тренировочном процессе. При выборе стиля руководства командой все ссылаются на демократический стиль, как наиболее приемлемый. «Важно, чтобы между тренером и спортсменом было доверие». С этим нельзя ни
согласиться, ведь успех в спортивной деятельности - это тонкая грань физического и психологического самочувствия и подготовки спортсмена, благодаря которой он может проявить свой спортивный талант. Чтобы выудить такой талант наружу тренеру необходимо знать личные особенности, находить подход в работе с воспитанником, что невозможно без определенного взаимного положительного и доверительного отношения.
Не обошли стороной и вопросы про популярность и престижность занятий спортом в нашей стране, и студенческим спортом в частности. Все респонденты отметили, что популярность спорта растет. «Во многом этому способствует политика государства, которая направлена на увеличение доли занимающихся спортом в России, т.е. на массовость». Однако было отмечено, что если массовый, любительский спорт имеет более выраженную тенденцию к увеличению показателей количества занимающихся, среди молодежи в том числе, то спорт высших достижений пока не может похвастаться такими значительными позитивными сдвигами.
Далее следовал вопрос о том, каким все же должен быть студенческий спорт - любительским или профессиональным? Студенческий спорт опрашиваемые все-таки видят больше в любительском направлении, то есть делают ставку на массовость. Но это не значит, что существует отвержение идеи создания команд высокого класса. «Из большой студенческой команды талантливые пробьются дальше». То есть массовость студенческого спорта - это необходимая основа для создания профессиональной спортивной студенческой команды, которая может стать необходимым резервом для пополнения национальных сборных.
Для наиболее наглядного предоставления результатов интервью был проведен сравнительный анализ существующей организации студенческой спортивной команды и результативных характеристик за несколько последних лет. [Приложение]
За критерии организации взяты источник финансирования, наличие материально-технической базы, система набора в команду, а также использование методик в тренировочном процессе (насколько часто меняются, разработаны собственно тренерами или используют заимствованные у коллег).
Результаты в период с 2011-2013 год взяты именно тех команд, представители которых были опрошены в интервью. Следует заметить, что в соответствии с видами спорта, результат будет считаться высоким в разных по рангу соревнованиях, что зависит от сложности системы соревнований, а также системы присвоения спортивных разрядов и званий (так, например, в игровом виде спорта относительно циклического (особенно там, где квалификационный норматив является чисто временным) гораздо сложнее выполнить норматив на присвоение определенного разряда). Из представленной таблицы можно увидеть, что наиболее значительных
успехов добились спортсмены КубГУ г. Краснодар, УрФУ г. Екатеринбург, ТПУ г. Томск. Об этом свидетельствуют высокие спортивные показатели, вхождение в сборную страны, а также в высший дивизион студенческой лиги. Однако стоит заметить, что среди названных университетов только в ТПУ г. Томска студенческая команда является исконно университетской, с поддержкой университета, с материально-технической базой университета, а также примечательно то, что студенты команды поступают в университет по собственному выбору, ключевыми позициями которого кроме спорта являются получение образования хорошего уровня и возможность реализовать себя в профессиональной области.
Что касается Красноярских команд СибГАУ и СФУ, то результаты последних трех лет остаются низменными, что может говорить либо о стабильности, либо о необходимой модернизации, для того, чтобы выйти на более высокий уровень.
В ТУСУРе г. Томск и СГАУ г. Саратов можно отметить схожесть результатов по годам, но по организации существуют различия. Здесь не маловажно различие в организации набора спортсменов: в ТУСУРе при собственной материально-технической базе и финансовой поддержке с разных сторон набор осуществляется только из числа студентов университета без специализированной подготовки по выбранному виду спорта. С учетом того, что вид спорта, респондент-представитель которого отвечал на вопросы интервью, развит только в одном университете, но имеется и СДЮШОР и другие крупные университеты, количество занимающихся и дальнейший отбор наиболее перспективных спортсменов мог бы быть увеличен. В СГАУ ситуация с финансированием и материально-технической базой отличается от ситуации в Томске (следует заметить, что вид спорта аналогичен г. Томску). Однако, в отличие от ТУСУРа, СГАУ ни один представлен в Саратовской области по данному виду спорта, что предполагает определенный уровень конкуренции и возможность проведения межвузовских соревнований в области, для популяризации спорта и качественного отбора в сборную области. Возможность рассмотрения кооперативной работы университетских команд и усиление материально-технической стороны университетов могло бы стать толчком к новому этапу развития студенческого спорта.
Рекомендации по улучшению условий и факторов организации и подготовки студенческих спортивных команд
Развитие студенческого спорта способно сгладить недостатки существующего порядка «промышленного производства» спортивных результатов в среде молодежного спорта. Возможность достижения высоких спортивных результатов на базе грамотно сформированной
спортивной среды с должной инфраструктурой, а также среды для активных занятий физической активностью позволяет:
• повысить популярность здорового образа жизни посредством постоянного пребывания студентов-спортсменов в студенческой общественности университета;
• выявлять спортивные таланты на более поздних этапах спортивного совершенствования (17-18 лет) и развивать до профессионального уровня, вплоть до резерва национальной сборной;
• продлевать спортивную карьеру молодых людей, которые могут успешно совмещать ее с получением высшего образования;
• смягчить социальную адаптацию спортсменов профессионального класса после завершения спортивной карьеры.
Чтобы студенческий спорт максимально эффективно смог решать названные задачи он должен:
а) обладать соответствующей материально-технической и кадровой базой;
б) провести оптимизацию совмещения профессиональных занятий спортом с обучением на выбранной специальности с помощью гибкого графика занятий, предоставления качественных условий проживания и питания, а также необходимых условий для самостоятельной работы студентов-спортсменов;
в) разработать наиболее приемлемый календарь спортивных соревнований с учетом особенностей учебной нагрузки, при этом придав студенческим стартам самостоятельную ценность как значимому общественному событию, как местного, так и всероссийского уровня;
г) сделать основанием формирования команд принцип справедливости в выявление лучших, прозрачности отбора и продвижения спортсменов.
Безусловно, построение успешной системы подготовки студенческих спортивных команд высокого класса - дело, не решающееся в короткие сроки. Однако, для того, чтобы двигаться в сторону модернизации этого общественно-значимого феномена, необходимо наметить план первоочередных мер. В качестве последнего можно предложить следующие положения, носящие рекомендательный характер:
а) необходимость финансового и налогового стимулирования деятельности и развития спортивных организаций, создаваемых в образовательных учреждениях;
б) обеспечение интеграции систем спорта в образовательных учреждениях по специализированной спортивной подготовке и спорта в университетах, а также обеспечение преемственности этих систем;
в) организация оптимизированной системы управления спортом в университете;
г) привлечение университета и его базы для включения научных знаний и разработок в систему технологического и материально-технического обеспечения студенческого спорта, сопровождения тренировочного процесса;
д) развитие системы общественных спортивных инструкторов среди студенческой молодежи;
е) развитие в университете спорта для студентов с ограниченными возможностями;
ж) формирование информационно-пропагандистской программы по вовлечению студентов в активные занятия спортом, просвещению в области спортивных достижений, действующей на постоянной основе;
з) создание на базе спортивных комплексов предоставления студентам сопутствующих услуг таких как, медицинские, косметологические, организация здорового питания, спортивные аксессуары, одежда, атрибутика.
Необходимо отметить, что рекомендации разработаны с учетом проанализированных проблем студенческого спорта на основании ответов, полученных в ходе проведенного интервью, а также сравнительного анализа результатов и организации спортивных команд в различных университетах. Данные рекомендации обсуждались на собрании правления Федерации гребного спорта г. Томска, имеющей непосредственное отношение к развитию студенческой спортивной команды по академической гребле ТУСУР. Некоторые положения успешно реализуются в спортивной команде студентов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).
Заключение
Студенческие спортивные команды высокого класса в ближайшие годы могут стать отличной платформой для создания крепкого резерва для спорта высших достижений в России. Учитывая количество обучающихся в высших учебных заведениях, беря во внимание собственный опыт и наиболее успешный опыт зарубежных стран, студенческий спорт может встать на новую, более высокую ступень развития. Однако, для этого необходимо улучшать условия и факторы функционирования студенческих спортивных клубов.
Обязательными для существования студенческих спортивных команд являются условия наличия материально-технической базы, соответствующей нормам и современным стандартам, наличие подготовленной кадровой базы, оптимизированного функционирования совмещенной системы обучения по специальности и тренировочного процесса, наличие оптимального спортивного календаря с учетом подготовки на различных уровнях, главенство принципа справедливого отбора. Помимо этого необходима совместная интегрированная деятельность студенческих спортивных клубов и организаций по работе со спортсменами юношеского возраста, готовых в будущем совмещать обучение и занятия спортом. Кроме всего этого, необходимо помнить, что основным толчком к развитию университетского спорта будет являться экономическая сторона - финансовое и налоговое стимулирование как самих спортивных организаций, так и организаций, оказывающих поддержку. Большим и важным направлением является общественное, направленное на массовость студенческого спорта и привлечению студентов к здоровому образу жизни. Это и развитие системы общественных спортивных инструкторов, создание комплекса на базе университета по предоставлению дополнительных услуг, развитие спорта для студентов с ограниченными возможностями. Ёще одним перспективным направлением является привлечение научной базы университетов в систему сопровождения тренировочного процесса.
Направление развития студенческого спорта отдельно прописано в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года», что говорит о его важности и приоритетности. Победы в международных спортивных состязаниях - это мерило социально-экономического развития, элемент единения нации, ориентир на здоровый образ жизни и занятия спортом для подрастающего поколения. Спортивные успехи студентов становятся не только их личным достижением, но и достоянием высшего учебного заведения, который влияет на престиж университета в целом, а в конечном счете на показатель уровня общественного развития.
Приложение
Таблица 1
Динамика спортивных результатов исследуемых команд
в зависимости от условий организации и подготовки
Университет, город Система организации 2011 год 2012 год 2013 год
ТУСУР, г. Томск Финансирование: средства университета и областного бюджета, спонсорская помощь; материально-техническая база: собственная; набор: только студенты ТУСУР без специализированной подготовки по выбранному виду спорта; методика: советские методы работы с минимальным применением нового 2 общекомандное место во Всероссийских студенческих соревнованиях 5 общекомандное место во Всероссийских студенческих соревнованиях, 2 медали на Всероссийских соревнованиях общего календаря 3 медали на Всероссийских соревнованиях общего календаря
СФУ, г. Красноярск Финансирование: средства университета; материально-техническая база: собственная; набор: студенты университета, как со специальной подготовкой, так и без, но с начальными навыками; методика: старые модели с применением новых методик тренировочного процесса Краевая универсиада 2 место Краевая универсиада 4 место Краевая универсиада 2 место
СибГАУ, г. Красноярск Финансирование: средства университета; материально-техническая база собственная; набор: студенты со специализированной подготовкой; методика: старая совмещенная с новыми направлениями Краевая универсиада 5 место Краевая универсиада 3 место Краевая универсиада 3 место
СГАУ, г. Саратов Финансирование: средства университета, областного бюджета, спонсоров; материально-техническая база: основная часть не принадлежит университету; набор: студенты с специализированной подготовкой; методика: новые методы работы совместимо со старыми тренировочными программами 1 место областной универсиады, 2 медали Первенства России 1 место областной универсиады, 5 общекомандное место на Первенстве России 1 место в областной универсиаде, 2 медали Первенства России, участие в Первенстве Мира
КубГУ, г. Краснодар Финансирование: областной бюджет; материально-техническая база: заимствованная; набор: спортсмены с специализированной подготовкой; методика: современная совместно со старыми методами Медаль Чемпионата Европы среди студентов, вхождение в сборную страны, медали Чемпионата России Вхождение в сборную страны, медали Чемпионата России Медаль Всемирной Универсиады, Чемпионата Европы среди студентов, вхождение в сборную страны
УрФУ, г. Екатеринбург Финансирование: областной бюджет, университетский бюджет; материально-техническая база: заимствованная; набор: специализированный; методика: интегрированы новые методы в старую систему подготовки Медаль Чемпионата Европы, вхождение в сборную страны, медали Чемпионата России Вхождение в сборную страны, Медали чемпионата России Медаль Всемирной Универсиады, вхождение в сборную страны, медали чемпионата России
ТПУ, г. Томск Финансирование: средства университета; материально-техническая база собственная; набор: студенты со специализированной подготовкой; методика: интегрированная Финалисты Студенческой волейбольной лиги РФ 3 место Чемпионата Студенческой волейбольной лиги РФ, выход в высший дивизион Высший дивизион Студенческой волейбольной лиги РФ (СВЛ), 1 место Кубка СВЛ зоны Сибирь и Дальний Восток
*За критерии организации взяты источник финансирования, наличие материально-технической базы, система набора в команду, а также использование методик.
Список литературы
1. Физическая культура студента: Учебник для вузов / В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2000. 448 с.
2. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях: Словарь-справочник / Е.Н. Сурков. - СПб.: ГАФК им. Лесгафта, 2001. 620 с.
3. ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_149841/ (дата обращения 4.06.2014).
4. Грицак Н.И. Студенческий спорт и его связь с общей культурой общества // Фундаментальные исследования. 2008. №1. С. 89-90.
5. Физическая культура и образование, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы Международной научной конференции, посвященной 70-летию АГУ / Под общ. ред. Я.К. Коблева, Е.Г. Вержбицкой. - Майкоп: Издательство АГУ, 2010. 328 с.
6. Захаров М.А. Социология спорта: Учебно-методическое пособие. - Смоленск: СГАФКСТ, 2008. 352 с.
7. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - Москва: Радуга, 1982. 220 с.
8. Пасмуров А.Г. Влияние наследия Универсиад на развитие студенческого спорта: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Набережные Челны, 2011. 21 с.
9. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2005. 287 с.
References
1. Fizicheskaja kul'tura studenta: Uchebnik dlja vuzov [Physical education student: textbook for high schools]. 2000. 448 p.
2. Psihologija sporta v terminah, ponjatijah, mezhdisciplinarnyh svjazjah: Slovar '-spravochnik [Sports psychology in terms of concepts of interdisciplinary linkages: Dictionary-reference book]. - SPb.: GAFK im. Lesgafta, 2001. 620 p.
3. FZ «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii» [The Federal law on physical culture and sport in the Russian Federation] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_149841/ (accessed 4.06.2014).
4. Gricak N.I. Studencheskij sport i ego svjaz' s obshhej kul'turoj obshhestva // Fundamental'nye issledovanija. [Student sports and its relationship to the common culture societyStudent sports and its relationship to the common culture society]. 2008. №1. Pp. 89-90.
5. Fizicheskaja kul'tura i obrazovanie, sport, biomehanika, bezopasnost' zhiznedejatel'nosti: ma-terialy Mezhdunarodnoj nuchnoj konferencii, posvjashhennoj 70-letiju AGU / Pod obsh. red. Ja.K. Kobleva, E.G. Verzhbickoj. [Physical culture and education, sports, biomechanics, safety of life: the materials of the international scientific conference]. AGU, 2010. 328 p.
6. Zaharov M.A. Sociologija sporta: Uchebno-metodicheskoe posobie. Smolensk: [Zakharov M.A. Sociology of sport: a training manual]. - Smolensk: SGAFKST, 2008. 352 p.
7. Kun L. Vseobshhaja istorijafizicheskoj kul'tury i sporta. [General history of physical culture and sports]. - M.: Raduga, 1982. 220 p.
8. Pasmurov A.G. Vlijanie nasledija Universiad na razvitie studencheskogo sporta: [Influence of heritage on the development of student's sports Universiades] Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. - Naberezhnye Chelny, 2011. 21 p.
9. Platonov V.N. Podgotovka kvalificirovannyh sportsmenov. [Training of qualified athletes]. - M.: Fizkul'tura i sport, 2005. 287 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Орлова Вера Вениаминовна, доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии,
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
пр-кт Ленина, 40, г. Томск, 634034, Россия
Халалеева Ольга Евгеньевна, аспирант кафедры философии и социологии, мастер спорта по академической гребле,
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники пр-кт Ленина, 40, г. Томск, 634034, Россия
DATA ABOUT THE AUTHORS
Orlova Vera Veniaminovna, Doctor of sociological science, Professor, Department of philosophy and sociology
Tomsk State University of control systems and Radioelectronics Prospect Lenin, 40, Tomsk, 634034, Russia [email protected]
Halaleeva Olga Evgenevna, master of sport of rowing Tomsk State University of control systems and Radioelectronics Prospect Lenin, 40, Tomsk, 634034, Russia