Научная статья на тему 'Теоретико-методические аспекты подготовки спорстменов в условиях вуза'

Теоретико-методические аспекты подготовки спорстменов в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1444
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / СПОРТИВНЫЙ КЛУБ ВУЗА / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ПО ПРИНЦИПУ «ЗВЕЗДЫ» / TRAINING OF ATHLETES ON A “STAR”PRINCIPLE / STUDENT SPORT / HIGHER SCHOOL SPORTS CLUB / STUDENTS-ATHLETES / CENTRALIZED AND DECENTRALIZED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Иван Семенович

В статье проанализированы организационно-методические особенности студенческого спорта. Показана роль спортивного клуба вуза в подготовке студентов-спортсменов. Рассмотрены возможности централизованной и децентрализованной подготовки, в том числе по принципу «звезды».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеев Иван Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF SPORTSMEN TRAINING UNDER THE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In the article the organizational and methodological features of students ’ sport have been analyzed. The role of university sports club in the training of students-athletes have been revealed. The possibilities of centralized and decentralized training, including on a “star”principle, have been considered.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические аспекты подготовки спорстменов в условиях вуза»

УДК 796:

© И.С. Алексеев

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

В УСЛОВИЯХ ВУЗА

В статье проанализированы организационно-методические особенности студенческого спорта. Показана роль спортивного клуба вуза в подготовке студентов-спортсменов. Рассмотрены возможности централизованной и децентрализованной подготовки, в том числе по принципу «звезды».

Ключевые слова: студенческий спорт, спортивный клуб вуза, студенты-спортсмены, централизованная и децентрализованная подготовка, подготовка спортсменов по принципу «звезды».

I.S. Alekseev

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF SPORTSMEN TRAINING UNDER THE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In the article the organizational and methodological features of students' sport have been analyzed. The role of university sports club in the training of students-athletes have been revealed. The possibilities of centralized and decentralized training, including on a "star " principle, have been considered.

Keywords: student sport, higher school sports club, students-athletes, centralized and decentralized training, training of athletes on a "star"principle.

Одной из проблем студенческого спорта является успешное сочетание интенсивных тренировок и обучения (освоение знаний) в вузе по избранной специальности. Сочетать занятия спортом и усваивать знания по специальности, не совместимой со спортивной деятельностью, достаточно сложно [Мельчакова Г.Г., 2005]. Поэтому создание условий для подготовки спортсменов высокого класса при обучении в вузе является актуальным.

Однако автор не обнаружил работ, где отражен процесс спортивного совершенствования в связи с обучением в вузе. Это важно, поскольку обучение в вузе связано с периодом наивысшего расцвета физических и творческих сторон молодого человека (17-25 лет). В настоящее время для достижения высокого спортивного мастерства необходимо теории и практике спортивной тренировки отводить несколько часов в сутки, а также и на процесс обучения в вузе для освоения будущей профессии.

В работе В.А. Маргазина, Н.Ю. Петрова [2011] отмечается, что студент испытывает не только спортивные нагрузки, связанные с текущим учебным процессом, сессиями, зачетами, экзаменами, практикой. Эти аспекты авторы учли при разработке методики подготовки стрелков из лука в вузе. Ими используется индивидуально-групповая форма проведения занятий со студентами-лучниками, так как одновременно занимаются спортсмены разного уровня подготовленности, разного года обучения, возраста, физического развития.

В исследовании Л.А. Раппопорта [2011] выявлено, что возможность для студентов заниматься спортом в период учебы - один из ведущих мотивов для поступления в вузы. По мнению автора, организационно-педагогические основы развития студенческого спорта необходимо рассматривать как совокупность государственных и общественных форм деятельности, осуществляемых в целях физического и спортивного совершенствования студенческой молодежи, удовлетворения ее интересов и потребностей, подготовки спортивного резерва для сборных команд РФ. Данный аспект деятельности играет немаловажную роль в перспективном развитии страны и представляет собой особое направление исследования приоритетных видов спорта, культивируемых в молодежной среде, так как студенческий спорт способствует подготовке не только высококвалифицированных специалистов, но и спортсменов [Пасмуров А.Г., 2011].

В.А. Щеголев, Л.Г. Яценко [2013] описали организационные особенности студенческого спорта, которые состоят в следующем: 1) доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» (элективный курс в основном учебном отделении); 2) возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах; 3) возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в

учебных зачетных соревнованиях по избранным видам спорта). Вся эта система дает возможность каждому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.

Таким образом, студенческий спорт выполняет функции по подготовке спортивного резерва спорта высших достижений, где предъявляются дополнительные требования к системному подходу в решении поисковых, стимулирующих и координирующих форм управления. В этом деле активное участие принимают как общественные студенческие спортивные, так и неспортивные организации и объединения.

Спортивный клуб вуза является первичной общественной спортивной организацией. Деятельность спортивного клуба вуза предусматривает реализацию следующих мероприятий: внедрять различные современные формы физкуль-турно-спортивной работы в физическую культуру студентов; обеспечивать социальную поддержку и повышение уровня спортивно-технического мастерства спортсменов; участвовать в проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий вуза (спартакиад, спортивных праздников и соревнований); организовывать спортивно-массовую работу в студенческих общежитиях; проводить работу по подготовке общественных физкультурных кадров; проводить агитационно-пропагандистскую работу по физической культуре и спорту; организовывать физкультурно-массовую и спортивную работу с детьми сотрудников и преподавателей вуза.

При реализации этих целей спортивный клуб вуза координирует деятельность его членов по совершенствованию организации спортивно-массовой работы, оказывает информационные услуги в области физической культуры, принимает участие в подготовке студентов-спортсменов, налаживает межвузовские и международные студенческие спортивные связи.

Таким образом, он создает необходимые организационно-методические условия для занятий различными формами и видами физической культуры с учетом имеющихся ресурсов, традиций вуза и профиля подготовки специалистов. Имеет право присваивать спортивные разряды и звания спортивного судьи, награждать студентов грамотами и памятными подарками за высокие спортивные достижения, организовывать летние и зимние спортивно-оздоровительные лагеря.

Ведущую роль в организации межвузовских спортивных соревнований играет общественное

объединение студентов и работников высших учебных заведений - Российский студенческий спортивный союз, образованный в конце 1993 г., а также являющийся членом Олимпийского комитета России. Названный союз ежегодно проводит национальные и региональные чемпионаты по всем видам спорта, включенным в программы всемирных универсиад и чемпионатов мира среди студентов. По многим видам спорта студенты составляют большинство сборных команд России и принимают участие в чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх [Щего-лев В.А., Яценко Л.Г., 2013]. Так, в программу летних универсиад соревнования по вольной борьбе впервые вошли в 1973 г. в Москве в качестве дополнительного вида. Во второй раз борцы вольного стиля выступали на Универсиаде в Софии в 1977 г. В третий раз соревнования по вольной борьбе в программу универсиады были включены в 1981 г. в Бухаресте. В последний раз соревнования по вольной борьбе прошли в рамках универсиады 2005 года в Измире (Турция). И теперь, спустя 8 лет, вольная борьба вошла в программу XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани. В другие годы отдельно проводится чемпионат мира среди студентов по спортивной борьбе.

Нужно отметить, что сама история зарождения универсиад начинается с 1923 г. Название «Универсиада» появилось в 1959 г. До этого вольная борьба включалась в программу трех дружеских игр молодежи и XII Всемирных студенческих игр. Победителями универсиад становились такие великие отечественные борцы, как Л. Тедиашвили, И. Ярыгин, С. Хасимиков, А. Белоглазов, В. Алексеев, И. Мате и другие. Единственным участником и серебряным призером летней Универсиады - представителем бурятской школы вольной борьбы - является чемпион мира, Европы и Азии Б. Будаев [Тотоонти И.Х.].

Проведенная экспериментальная работа позволила установить, что спортивная подготовка студентов-спортсменов идет успешнее при использовании разработанного комплекса педагогических условий, содержащего выявление мотивации студентов на осуществление спортивной деятельности в определенном виде спорта; использование личностно-ориентированного подхода в процессе спортивной подготовки; направленность физкультурно-спортивной деятельности спортсменов на становление существенных характеристик технико-тактической готовности; развитие на основе использования «вариативного компонента» [Стадник А.В.,

2005] специфической двигательной подготовленности; развитие психических качеств личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Доказано, что эффективным направлением физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов является спортизация физического воспитания посредством занятий различными видами единоборств, что обеспечивается общими и специфическими организационно-методическими условиями: применение состязательно-игрового метода; моделирование соревновательных условий; применение современных технологий; последовательное изучение учебного материала; осуществление разносторонней физической подготовки с использованием упражнений, сходных по структуре с соревновательными упражнениями; участие в соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях; приобретение практических навыков организации занятий; осуществление рейтинговой системы контроля; оценка личного и группового результата. Так, в диссертационном исследовании А.О. Акопяна [1] сделан вывод о том, что в качестве основной единицы планирования подготовки спортсменов высокого класса в видах единоборств является годичный тренировочный период, в котором предлагается 3-этапная пред-соревновательная подготовка. Длительность каждого этапа централизованной подготовки -12-16 дней, децентрализованная подготовка между этапами - не более 10 дней.

И.И. Иванов [3] выявил различия в методах предсоревновательной подготовки борцов греко-римского стиля на региональном уровне и в условиях централизованных сборов.

Т.М. Мансуров [5] отмечает, что сборные команды по видам единоборств в годичном цикле подготовки проводят 8-9 централизованных сборов. Как правило, к каждому из основных соревнований предусмотрена 3-этапная подготовка длительностью 14-18 дней, с перерывом 710 дней. Централизованная подготовка всегда связана с жесткой, объемной или интенсивной работой в зависимости от этапа подготовки. Кроме этого, она включает и конкурентную борьбу, что создает определенную психологическую напряженность. При этом до одной трети кандидатов в сборные команды на централизованных сборах требуется коррекция тренировочного процесса в сторону снижения нагрузок из-за травм, заболеваний или неадекватной адаптации к нагрузкам.

Ведущие специалисты (Д.Г. Миндиашвили, Ш.Т. Невретдинов, Б.А. Подливаев, Р.М. Дмит-

риев) указывают, что в последние годы в связи с резким ухудшением финансирования спортивного движения в стране существенно изменилась структура системы подготовки спортсменов в сборных командах. В настоящее время продолжительность централизованной подготовки снизилась почти в три раза. Вместо 10-11 сборов общей продолжительностью 240-260 дней сейчас имеется финансирование лишь 6-7 сборов продолжительностью 80-90 дней. В результате этого ответственность за подготовку резерва сборной команды России возложена на регионы. Следует отметить, что эта тенденция сохраняется и в наши дни.

В результате исследования организации тренировочного процесса в макроцикле предсорев-новательной подготовки Э.П. Назаров констатировал, что технология построения децентрализованной подготовки должна моделировать этап базовой подготовки длительностью не менее 21 дня и времени тренировочного занятия 125 ± 14 мин; этап специальной подготовки длительностью не менее 16 дней и временем тренировочного занятия 90 ± 13 мин.

В.М. Смолевский [7] в ответ на статью А.М. Якимова [7], где прозвучала критика в адрес централизованной подготовки спортсменов, описал ее выгодные особенности организации по принципу «звезды», что предусматривает наличие пяти «станций»: 1) спальня; 2) спортивный зал; 3) столовая; 4) реабилитационный центр; 5) учебное заведение, которые образуют замкнутую систему спортивного и социального обеспечения атлетов и тренеров. По его мнению, централизованная тренировка по принципу «звезды» - самый результативный способ организации работы со спортсменами, нацеленными на высокие достижения. Централизованная подготовка перспективных атлетов наиболее экономически целесообразнее при оценке стоимости медали.

Автором централизованная подготовка показана как эффективный метод подготовки спортсменов, отмечены ее наиболее важные преимущества: а) использование лучших баз (спортзалов, стадионов) и т.п.; б) обмен опытом и применение передовой методики обучения и тренировки; в) концентрация усилий специалистов различного профиля (тренеров, медиков, научных работников); г) возможность контроля за ходом подготовки команды и каждого участника; д) моделирование ситуаций при подготовке к соревнованиям; е) отбор команды и отработка тактических задач выступления в соревнованиях; ж) создание здорового психологического

климата и психологическом совместимости членов команды.

Следует отметить, что реализовать принцип такой подготовки можно прежде всего в условиях спортивного клуба высшего учебного заведения, обеспечив студентов-спортсменов питанием, проживанием, местами для занятий, восстановления и не прерывая при этом учебный процесс.

Таким образом, главной особенностью студенческого спорта является необходимость сочетания занятий спортом и академических занятий по избранной специальности. Вместе с тем, используя возможности вуза и его спортивного клуба, можно обеспечить необходимый уровень учебно-тренировочной работы и в целом подготовки студентов-спортсменов.

Литература

1. Акопян А.О. Средства и методы информационного обеспечения тренировочного процесса спортсменов высокого класса: дис. канд. пед. наук. М., 1999. 121 с.

2. Аксенов М.О., Гаськов А.В. Принципы спортивной тренировки: учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2009. 80 с.

3. Иванов И.И. Повышение надежности соревновательной деятельности высококвалифицированных борцов греко-римского стиля: дис. канд. ...пед. наук. Краснодар, 2002. 185 с.

4. Калмыков С.В., Сагалеев А.С., Цыбиков А.С. Соревновательная деятельность единоборцев в условиях диалога культур Востока и Запада. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. 312 с.

5. Мансуров Т.М. Построение тренировочного процесса в ходе децентрализованной подготовки высококвалифицированных борцов греко-римского стиля: дис. .канд. пед. наук. М., 2007. 140 с.

6. Миндиашвили Д.Г., Невретдинов Ш.Т., Подливаев Б.А., Дмитриев Р.М. Итоги выступления сборной команды России по вольной борьбе в 1999 году: метод. рекомендации. М., 2000. 48 с.

7. Смолевский В.М. Централизованная тренировка (подготовка) спортсменов высокого класса: принципы, организация и методы реализации // Теория и практика физической культуры. 2003. №5. С. 28-32.

Алексеев Иван Семенович, председатель спортивного клуба, преподаватель кафедры физического воспитания. Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, тел.: 8(9834)288095.

Alekseev Ivan Semenovich, chairman of sports club, a teacher, department of physical education, V.R. Philipov Buryat State Agricultural Academy, ph.: 8(9834)288095.

УДК 378-057.175:796

© В.В. Аюшеев

ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

(НА ПРИМЕРЕ ВОЛЕЙБОЛА)

В статье показаны особенности профессиональной деятельности преподавателей высшей школы. Раскрыты основные положения и обоснована эффективность занятий волейболом для повышения их профессиональной устойчивости.

Ключевые слова: профессиональная устойчивость, преподаватели вуза, занятия волейболом.

V. V. Ayusheev

CLASSES OF PHYSICAL CULTURE AS EFFECTIVE MEANS OF ACADEMIC STAFF'S PROFESSIONAL STABILITY DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF VOLLEYBALL)

The article is aimed at showing the features of academic staff's professional activity. The author reveals the main notions and proves efficiency of volleyball classes for the development of their professional stability. Keywords: professional stability, academic staff, volleyball.

Труд работников вуза характеризуется высокой социальной ответственностью, большим объемом перерабатываемой информации, выраженной речевой и двигательной активностью (аудиторная нагрузка). Профессиональной дея-

тельности преподавателей вуза свойствены дефицит времени и нерегулярность нагрузки, часто обусловленная нерациональной организацией трудового процесса, что определяет высокую напряженность преподавательского труда [Коп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.