7. Красников, А.А. Основы теории спортивных соревнований / А.А. Красников // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 9. - С. 23-24
8. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта : учебное пособие / Л.И. Лубышева. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
9. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - СПб. : Издательство «Лань», 2005. - 384 с.
10. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Ю.Д. Железняка. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 384 с.
REFERENCES
1. Aliev, E.G., Andreev, O.S., Dyomin, A.A. (2011), "Interconnection of mass and professional futsal", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No.10, pp. 16-19.
2. Andreyev, O.C. (2008), Organizational and pedagogical aspects of development of futsal in the Russian Federation, dissertation, Moscow.
3. Andreev, O.S., Aliev, E.G. and Andreev, S.N. (2007), "Improve the organization of regional competitions in mini-football", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 30, No.8, pp. 6-8.
4. Andreyev, S.N. (2007), "Evolution of futsal in a modern autonomous kind of classical football", Theory and football technique, No. 1, pp. 6-7.
5. Barchukov, I.S. (2011), Theory and technique of physical training and sport: textbook, publishing house KNORUS, Moscow.
6. Guba, V.P., Shestakov, M.P., Bubnov M.P. and Borisenkov M.P. (2006), Measurements and calculations in sports student teaching: manual for higher education institutions of physical culture, Physical culture and sports, Moscow.
7. Krasnikov, A.A. (2006), "Bases of the theory of sports competitions", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 23-24.
8. Lubysheva, L.I. (2004), Sociology of physical culture and sport: manual, Publishing center "Akademiya", Moscow.
9. Matveev, L.P. (2005), General theory of sport and its applied aspects, publishing house Lan, St. Petersburg.
10. Ed. Zheleznyak, Yu.D. (2002), Pedagogical sports and sports improvement: the manual for students of the highest pedagogical educational institutions, Publishing center "Academia", Moscow.
Контактная информация: amfr.inga@mail.ru
Статья поступила в редакцию 15.09.2015.
УДК 796.323
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КОМАНД ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА В ЖЕНСКОМ БАСКЕТБОЛЕ К ВЫСТУПЛЕНИЮ В ГЛАВНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ
Раиса Игоревна Андрианова, мастер спорта РФ по баскетболу, СК «Спартак», Московская область, Марина Витальевна Леньшина, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры,
Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета, г. Москва
Аннотация
В настоящее время в баскетболе создана многоуровневая система подготовки сборных команд различного возрастного ранга: кадеты, юниоры, молодёжь, национальные команды студентов, сильнейших спортсменок. Особенностями функционирования данной системы являются преемственность процесса подготовки, взаимосвязь тренировочных программ, определение задач подготовки и выбор последовательности их решения на различных этапах возрастного и спортивного
совершенствования. В этом отношение пристальное внимание уделяется структуре подготовки команд олимпийского резерва в женском баскетболе к выступлению в главных международных соревнованиях, именно тех молодых квалифицированных спортсменок, которые в течение олимпийского цикла готовы пополнить число кандидатов в сборные команды страны. Достижение высоких результатов на крупнейших международных соревнованиях команд ближнего, действующего олимпийского резерва в женском баскетболе в значительной мере зависит от того, насколько правильно спланирован учебно-тренировочный процесс и как точно реализуется намеченная программа на этапе непосредственной подготовки (ЭНП) к главным соревнованиям.
Ключевые слова: баскетбол, женщины, Чемпионат Европы, Всемирная Универсиада, этап непосредственной подготовки, тренировочно-соревновательные комплексы, юниорская, молодёжная сборная, действующий олимпийский резерв, юные и квалифицированные спортсмены.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.09.127.p15-22
PLANNING OF PREPARATION OF TEAMS OF THE OLYMPIC RESERVE IN FEMALE BASKETBALL TO PERFORMANCE IN THE MAIN INTERNATIONAL
COMPETITIONS
Raisa Igorevna Andrianova, Master of Sports of the Russian Federation in basketball,
SC "Spartak", Moscow region, Marina Vitalyevna Lenshina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture, Voronezh,
Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow City University, Teacher training institute of physical culture and sport, Moscow
Annotation
The multilevel system for preparation of the national teams of various age ranks is created now in basketball: cadets, juniors, youth, national teams of students, the strongest sportswomen. The features of functioning of this system include the continuity of the preparation process, correlation of the training programs, and definition of the preparation problems and choice of the sequence of their decision at various stages of age and sports perfection. In relation to it the close attention is paid to the structure of preparation of teams of the Olympic reserve in female basketball to performance in the main international competitions, particularly those young qualified sportswomen who are ready to fill up the number of candidates to the national teams of the country during the Olympic cycle. Achievement of the good results at the largest international competitions by the teams of the main, active Olympic reserve in female basketball considerably depends on the fact how properly the educational and training process is planned and how precisely the targeted program is realized at the stage of direct preparation (SDP) to the main competitions.
Keywords: basketball, women, the European championship, the World Universidad, stage of direct preparation, training and competitive complexes, junior, youth team, active Olympic reserve, young qualified athletes.
ВВЕДЕНИЕ
В связи с усилением конкурентной борьбы в мировом спорте не только среди баскетбольных взрослых женских команд, национальных команд студентов, но и среди юниорских, молодёжных команд девушек [4, 5], большое значение приобретает проблема построения этапа непосредственной подготовки (ЭНП) и достижения наивысшего уровня готовности квалифицированных, молодых и юных баскетболисток к выступлению в международных соревнованиях - главных соревнованиях сезона.
Этап непосредственной подготовки к выступлению в главных международных соревнованиях женских команд включает в себя тренировочно-соревновательные комплексы (ТСК), совмещенные с централизованными учебно-тренировочными сборами определённой акцентированной направленности, международными турнирами и самостоятельными восстановительными микроциклами у спортсменок. Этап непосредственной подготовки к главным стартам в баскетболе характеризуется блочной организацией тренировочного процесса, предусматривающей в миниатюре микроподготовительный и микро-
соревновательный циклы-модули [1, 3, 6].
Целью настоящего исследования стал анализ подготовки квалифицированных, молодых и юных баскетболисток России на ЭНП при организации тренировочного процесса в условиях централизованных сборов команд к участию в главных международных соревнованиях - Чемпионатах Европы (ЧЕ-07, 09) юниоров и молодежи, соревнованиях Всемирной Универсиады (ВУ-11), и выявление структурных составляющих этого этапа.
Анализу подвергнут опыт подготовки в составе сборных команд мастера спорта России по баскетболу Р.И. Леньшиной-Андриановой, бронзового призера Первенства Европы среди юниорок (Сербия, г. Ново-Сад, 2007 г.), финалиста Первенства Европы среди молодежи (Польша, г. Гдыня, 2009 г., 4-е место), победителя Чемпионата России среди молодежных команд Премьер-лиги (2011 г.), члена сборной студенческой команды России при подготовке к участию во Всемирной Универсиаде (2011 г.), участницы Кубка Европы (2010-2013 гг.); в настоящее время играет за команду "Спартак" (Московская область) женской Премьер-Лиги.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе изучения структуры подготовки женских сборных команд к главным стартам сезона по результатам наблюдений и ретроспективного анализа дневниковых записей членов сборной команды установлено, что продолжительность ЭНП к ЧЕ составляет 8 недель, количество дней подготовки 46-47, из них рабочих дней - 30-36 (таблица 1).
Этап непосредственной подготовки для игроков сборной начинается после завершения Чемпионата России и восстановительного микроцикла, протяжённостью 10-12 дней. Как правило, централизованная подготовка начинается с учебно-тренировочного сбора и заканчивается участием команды в контрольных играх или соревнованиях. Исключение составляет первый ТСК, после которого команда не участвует в соревнованиях, а после 2-3 дней отдыха переходит к новому циклу. Этап непосредственной подготовки обычно содержит 3-5 микроциклов длительностью от 10 до 15 дней: - базовый, преимущественно специальной физической и технико-тактической подготовки; - базовый, преимущественно технико-тактической подготовки; - контрольно-подготовительный (контрольно-соревновательный); - непосредственной предсоревнова-тельной подготовки [2, 3, 6]. Необходимо отметить, что тренировочный режим в сборной включает обязательное проведение трёх разовых занятий в день: утренней зарядки (разминки), дневной и вечерней тренировки, исключение составляют игровые дни. Суммарная нагрузка по времени в день варьирует от 4 до 5 часов.
Таблица 1
Структура подготовки сборных команд женского резерва к выступлению в главных
международных соревнованиях
Исследуемые показатели Юниорская сборная - ЧЕ-07 Молодёжная сборная - ЧЕ-09 Студенческая сборная - ВУ-11
Дни всего, кол-во 46 47 25
Дни рабочие, кол-во 30 35 18
Учебно-тренировочные сборы, кол-во 4 4 2
Контрольные и международные игры 2+8 1+9 3+1
Рабочие часы 124 119 54
Тренировки, кол-во 82 67 28
Примечание: ЭНП студенческой сборной к главным стартам Всемирной Универсиады проводился в сжатые сроки, из-за участия большинства основных игроков в предшествующем Чемпионате Европы среди молодёжных команд и Чемпионате Европы среди студентов. В связи, с чем количество дней подготовки и тренировочных занятий на ЭНП сократилось вдвое, в отличие от традиционной схемы планирования данного этапа.
Построение тренировочных нагрузок в типовых микроциклах изменяется в зависимости от акцентированной направленности конкретных учебно-тренировочных сборов и их продолжительности, а вместе с тем и квалификационного уровня спортсменок. Так, при проведении учебно-тренировочных сборов в баскетболе среди юниорских команд,
наиболее оптимальной является такая последовательность микроциклов: втягивающий, подводящий, специализированный, ударный, игровой, стабилизирующий, восстановительный. Следует отметить, что при составлении программ подготовки для втягивающего и подводящего микроциклов наиболее изменяемым параметром является объём тренировочных нагрузок, а для специализированного, ударного и игрового микроциклов -интенсивность тренировочных нагрузок. Общие параметры нагрузки на этапе непосредственной подготовки можно выразить следующим соотношением: 88 % от времени подготовки (124 часа) - тренировочные нагрузки, 12 % - участие в контрольных соревнованиях. Занятия с большой и значительной нагрузкой составили 44 % (от 82 занятий), со средней и малой нагрузкой, соответственно - 56 (таблица 2).
Таблица 2
Структура и величина тренировочных и игровых нагрузок на этапе
непосредственной подготовки к ЧЕ баскетболисток-юниорок
№ Структура Направленность микроциклов Количество тренировок с нагрузкой Кол-во часов
микроцикла Малая Средняя Большая Максимальная Всего
Базовый блок- модуль
1 3-1 Втягивающий 2 5 2 - 9 15
2 3-1 Специализированный - 5 3 1 9 15
3 3-1 Ударный (- игры) - 4 2 -1 2 9 14+1
4 3-2 Стабилизирующий (-игры) - 5 2 -1 1 9 14+1
4 12-5 Всего: 2 19 9 +2 4 36 58+2
Контрольно-подготовительный блок-модуль
1 3-1 Ударный - 4 2 3 9 14+1
2 2-1 Подводящий - 4 2 - 6 9+1
3 4-2 Соревновательный (-игры) 4 - - -4 8 10
4 4-2 Соревновательный (-игры) 4 - - -4 8 10
4 13-6 Всего: 8 8 4 3+8 31 43+2
Предсоревновательный блок-модуль
1 3-1 Игровой 1 4 2 2 9 14+1
2 2-0 Подводящий - 4 2 - 6 9+1
2 5-1 Всего: 1 8 4 2 15 23+2
10 30-12 Всего за этап: 11 35 19 17 82 124+6
Примечание. В графе «количество тренировочных часов» прибавляется количество часов на теоретическую
подготовку. После контрольно-подготовительного модуля команде было дано 4 дня на отдых и переезд, после
участия в международном турнире. Условные обозначения: в микроцикле приведено количество проведенных игр (- игры).
Таким образом, в ходе анализа этапа непосредственной подготовки к ЧЕ-07 баскетболисток-юниорок отмечено постепенное волнообразное снижение динамики нагрузки. Наибольшая величина нагрузки по показателям объёма зафиксирована в базовом блоке-модуле, по показателям интенсивности - в контрольно-подготовительном блоке-модуле подготовки, который связан с участием команды в соревновательных играх повышенной напряжённости.
В ходе подготовки молодёжной команды к ЧЕ-09 в базовых модулях реализовыва-лись требования, приводящие к увеличению функциональных возможностей организма, и осуществлялась основная тренировочная работа по совершенствованию технического мастерства баскетболисток (таблица 3). Из общего объёма времени во втором базовом модуле на общую физическую подготовку было отведено 15 часов (40 %). Из них, 6 часов осуществлялось совершенствование силовых и скоростно-силовых способностей в упражнениях с непредельными отягощениями в тренажёрном зале. Значительное внимание уделялось воспитанию специальной скоростной выносливости анаэробно-алактатного и гликолитического характера с использованием интервального метода тренировки в беге по стадиону (всего - 5 часов). В беговых упражнениях строго нормировались основные параметры нагрузки: метраж, количество повторов, интервалы отдыха, количество серий, характер отдыха.
Таблица 3
Структура ЭНП молодёжной женской команды к ЧЕ_
Блок-модуль Направленность подготовки в рамках централизованных УТС Кол-во дней Кол-во тренировок Кол-во часов
Базовый № 1: Отборочный 9 18 31
Базовый № 2: ФП и ТТП 15 26-5 37-7,5
Контрольно-подготовительный № 3: ТТП 7 15 -1 21-1,5
Международный турнир 5 1 -4 1-6
Предсоревновательный № 4: Игровой подготовки 4 7 14
Всего за этап 40 67-10 119
Главные соревнования ¡Чемпионат Европы - 09 8 игр
Условные обозначения: ФП - физическая подготовка, ТТП - технико-тактическая подготовка; в микроцикле приведено количество проведенных игр (- игры).
Каждый микроцикл подготовки завершался занятием, основным содержанием которого, являлась кроссовая подготовка с равномерным или интервальным бегом в течение 30-40 мин (всего 4 часа). Задания в тренажёрном зале и на стадионе сочетались с заданиями по технической и тактической подготовке в игровом зале, обеспечивая преемственность тренировочного эффекта и сопряжённое воздействие видов подготовки.
Структура контрольно-подготовительного блока-модуля состояла из короткого УТС и участия команды в контрольных играх, целью которых являлась отработка тактических взаимодействий в ходе соревновательной деятельности, определение стартовых составов, повышение сыгранности отдельных звеньев и команды, в целом, а также проверка состояния тренированности игроков. В предсоревновательном блоке-модуле на учебно-тренировочном сборе решались стратегические задачи, связанные с конечной комплектацией команды и последней коррекцией игровых технико-тактических взаимодействий. На этом этапе наблюдалось снижение нагрузки, преобладание в тренировочном процессе интегральной и игровой подготовки.
Наблюдение и обобщение спортивного опыта подготовки баскетболисток студенческого состава к ВУ-11 позволили описать программу тренировочной деятельности, где ставились целевые задачи на каждый этап подготовки (таблица 4).
Таблица 4
Структура этапа непосредственной подготовки студенческой женской команды к
Всемирной Универсиаде
Блок-модуль Направленность подготовки в рамках централизованных УТС Кол-во дней Кол-во тренировок Кол-во часов
Базовый № 1: ТТП 9 17 32
Контрольно-подготовительный № 2: Интегральной 5 8 11,5
Контрольные игры -3 -4,6
Предсоревновательный № 3: Игровой подготовки 4 3 4,5
Международные игры -1 1,5
Всего за этап 18 28-4 54
Главные соревнования ¡Всемирная Универсиада-11 8 игр
В базовом блоке-модуле реализовывались требования, приводящие к увеличению функциональных возможностей организма, и осуществлялась основная тренировочная работа по совершенствованию технико-тактического мастерства баскетболисток. Базовый модуль состоял из трёх микроциклов со структурой 3-1. Его тренировочная программа характеризовалась разнообразием специализированных к баскетболу средств, большой по объёму и интенсивности работой, широким использованием занятий с большими и значительными нагрузками. Продолжительность этого цикла 9 рабочих дней, он занимал 60% от всего тренировочного времени, отводимого на этап непосредственной подготовки, и включал втягивающий, специализированный, ударный микроциклы. Не смотря на то, что втягивающий микроцикл связан с подведением организма к напряжённой тренировочной работе, учитывалась укороченность подготовки, поэтому суммарная
нагрузка уже в этом микроцикле достигала значительных показателей. Специализированный микроцикл, характеризующийся средним объёмом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или около соревновательной интенсивностью, был направлен на достижение необходимого уровня специальной работоспособности и отработку технико-тактических навыков. Ударный микроцикл позволял выполнить нагрузку по отдельным компонентам, превышающую соревновательную. В данном микроцикле преобладали упражнения скоростно-силовой направленности специализированного характера, а так же задания требующие проявления скоростной выносливости в сопряжении с технико-тактическими умениями и навыками.
Структура контрольно-подготовительного блока-модуля состояла из короткого УТС и участия команды в контрольных играх, целью которых являлась отработка тактических взаимодействий в ходе соревновательной деятельности, определение стартовых составов, повышение сыгранности отдельных звеньев и команды, в целом, а также проверка состояния тренированности игроков. В данном случае, контрольно-подготовительный модуль состоял из двух тренировочных микроциклов технико-тактической направленности, в ходе вечерних тренировочных занятий проводились контрольные игры.
В предсоревновательном блоке-модуле на учебно-тренировочном сборе решались задачи климатической и временной адаптации игроков. В подводящем микроцикле, последнем перед главными стартами, продолжалась отработка и повтор тактики нападения и защиты, формировался тактический рисунок игры с предстоящим соперником. На этом этапе наблюдалось снижение нагрузки, преобладание в тренировочном процессе интегральной и игровой подготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная технология планирования централизованной подготовки женщин в сборных командах страны базируется на тренировочно-соревновательных комплексах; специализированных учебно-тренировочных сборах; типовых микроциклах, акцентированных ситуационных тренировках. Построение тренировочных нагрузок в типовых микроциклах изменяется в зависимости от акцентированной направленности конкретных учебно-тренировочных сборов и их продолжительности.
В ходе анализа централизованной подготовки команд ближнего и действующего олимпийского резерва установлено, что оптимальное количество ТСК, и соответственно сопряженных сборов, должно быть четыре. Можно выделить:
1. Установочный (отборочный) сбор. Методическая направленность: проведение занятий с целью определения объёма, разнообразия и надёжности владения арсеналом технических элементов (бросков, ведения, передач), а так же выявления тактических умений в игровой деятельности кандидатов в сборную команду; здесь осуществляется предварительный отбор игроков в состав команды (до 15-16 человек).
2. Сбор с преимущественной специальной физической и технико-тактической подготовкой. Методическая направленность: проведение занятий с использованием комплексного метода подготовки, интегративное решение задач физической и технической подготовки, физической и тактической подготовки; предусматривается участие в товарищеских играх со сборными младших или старших возрастов.
3. Технико-тактический сбор. Планируется участие в международных турнирах, осуществляется специализированная отработка групповых и командных технико-тактических взаимодействий, их моделирование в соревновательной деятельности.
4. Игровой сбор. Цель: акцент на игровую подготовку, доработка и коррекция взаимодействия игровых звеньев и команды в целом, формирование психологической устойчивости и готовности к предстоящим соревнованиям.
Весь процесс подготовки на данном этапе направлен на наиболее успешное вы-
ступление команды в главных состязаниях сезона - международных соревнованиях.
ВЫВОДЫ
Наблюдения за подготовкой к главным соревнованиям в сборных командах юношеского, молодёжного возраста и командах действующего олимпийского резерва позволяют сделать следующие заключения:
1. Систему мезоциклов, встроенных в них акцентированных учебно-тренировочных сборов, а также типовых микроциклов в полном объёме и точно спроектировать в ходе подготовки к главным стартам можно только вероятностно, так как каждый год меняются сроки проведения чемпионатов и календарь международных турниров. В связи с этим, для конкретного периода подготовки необходима определённая переработка выявленных положений планирования подготовки к главным стартам. В частности, может сокращаться или увеличиваться количество и продолжительность учебно-тренировочных сборов и несколько ограничиваться или возрастать применение отдельных типов мезо- и микроциклов.
2. Этап централизованной подготовки включает в себя тренировочно-соревновательные комплексы (ТСК), рассматриваемые в системе блочного построения учебно-тренировочных сборов с определённой целевой направленностью. Он обычно содержит 3-5 модулей-циклов длительностью от 10 до 15 дней, в том числе базовый, акцентированной специальной физической и технико-тактической подготовки, контрольно-подготовительный (контрольно-соревновательный); непосредственной предсоревнова-тельной подготовки.
3. Наибольшая величина нагрузки по показателям объёма предусматривается в базовом модуле, по показателям интенсивности - в контрольно-подготовительном модуле в период контрольных встреч и участия команды в соревновательных играх повышенной напряжённости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Леньшина, М. В. Анализ динамики нагрузки в мезоциклах подготовки к главным соревнованиям баскетболисток молодёжного возраста / М.В. Леньшина, Р.И. Леньшина // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 2 (32). - С. 51-54.
2. Леньшина, М. В. Структура этапа непосредственной подготовки к главным соревнованиям в юношеском баскетболе : учеб.-метод. пособие / М.В. Леньшина, А.В. Сысоев, Р.И. Андрианова. - Воронеж : Научная книга, 2014. - 123 с.
3. Луничкин, В.Г. Технология функционирования национальных и профессиональных команд в баскетболе / В.Г. Луничкин // Современный баскетбол - настоящее и будущее : сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. - М., 2009. - С. 147-153.
4. Сысоев, В.И. Государственное управление юношеским спортом и его поддержка -залог успешного выступления сборных команд России на международной арене / В. И. Сысоев, Г.Н. Германов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 4. - С. 12-15.
5. Сысоев, В. И. Прогноз выступления сборных команд России по баскетболу на европейской арене в 2002-2005 годах / В.И. Сысоев, Г.Н. Германов, Е.В. Суханова // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 11. - С. 34-37.
6. Тихоненко, В.А. О подготовке женской сборной команды России по баскетболу в Олимпийском цикле 2009-2012 гг. / В.А. Тихоненко, Л.В. Костикова // Современный баскетбол -настоящее и будущее : сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. - М., 2009. - С.101-107.
REFERENCES
1. Lenshina, M. V., Lenshina, R. I. (2011), "The analysis of dynamics of loading in mesocycles of preparation for the main competitions of basketball players of youth age", Kul'tura fizicheskaja i zdo-rov'e, V. 50, No. 3, pp. 43-45.
2. Lenshina, M.V., Sysoyev, A.V. and Andrianova, R.I. (2014), Structure of a stage of direct preparation for the main competitions in youthful basketball, Scientific book, Voronezh, Russian Federation.
3. Lunichkin, V.G. (2009), "Technology of functioning of national and professional teams in basketball", Modern basketball - the present and the future, RGUFKSiT, pp. 147-153, Moscow, Russian Federation.
4. Sysoyev, V.I. and Germanov, G.N. (2002), "Public administration by youthful sport and its support - pledge of successful performance of national teams of Russia on the international scene", Teori-ja ipraktikafizicheskoj kul'tury, No. 4, pp. 12-15.
5. Sysoyev, V I., Germanov, G.N. and Sukhanova, E.V. (2002), "The forecast of performance of national teams of Russia for basketball on the European arena in 2002-2005", Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, No. 11, pp. 34-37.
6. Tikhonenko, V.A. and Kostikova, L.V. (2009), "About preparation of the women's national team of a team of Russia on basketball in the Olympic cycle 2009-2012", Modern basketball - the present and the future, RGUFKSiT, pp. 101-107, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: lmv05@mail.ru
Статья поступила в редакцию 21.09.2015.
УДК 796.966
СПЕЦИФИКА И КОНКРЕТИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ХОККЕИСТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РОССИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ К УПРАВЛЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
Андрей Алексеевич Антонов, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановская государственная медицинская академия (ИГМА, Иваново); Александр Сергеевич Махов, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой, профессор, советник президента Сурдлимпийского комитета России, Российский государственный социальный университет, (РГСУ), Москва; Александр Николаевич Романцов, президент Сурдлимпийского
комитета России, Москва
Аннотация
В статье анализируются требования глухих спортсменов к управлению учебно-тренировочным процессом в хоккее с шайбой. В исследовании участвовали спортсмены с нарушением слуха XVIII зимних Сурдлимпийских Игр из пяти стран: России, Финляндии, США, Канады, Казахстана. В структуре выявленных требований выделяются следующие группы: требования к наличию квалифицированного тренерского персонала с применением в тренировках специальных программ (методик) и обязательным использованием индивидуального подхода к спортсменам с учётом их нозологии, наличию необходимого материально-технического обеспечения и инвентаря тренировочно-соревновательного процесса.
Ключевые слова: хоккей с шайбой, спорт глухих, требования, учебно-тренировочный процесс.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.09.127.p22-28
SPECIFICS AND SPECIFICATION OF REQUIREMENTS OF HOCKEY PLAYERS WITH HEARING DISORDER OF RUSSIA AND THE ABROAD TO MANAGEMENT OF THE TRAINING AND COMPETITIVE PROCESS
Andrey Alekseevich Antonov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ivanovo State Medical Academy; Alexander Sergeevich Makhov, the doctor ofpedagogical sciences, Department chairman, professor, advisor to the President of Russian Committee of deaf sports of Russia, Russian state social University, Moscow; Alexander Nikolaevich Romantsov, the President of Russian Committee of deaf sports of Russia, Moscow
Annotation
The article analyzes the requirements of deaf athletes for management of the training process in hockey. The study involved athletes with hearing impairment of the XVIII winter Deaflympics from five countries: Russia, Finland, USA, Canada and Kazakhstan. The following groups are allocated in the structure of the revealed requirements: requirements to presence of the qualified trainer personnel with applica-