Научная статья на тему 'Построение этапа непосредственной подготовки женской молодежной баскетбольной команды России к чемпионату Европы 2015 года'

Построение этапа непосредственной подготовки женской молодежной баскетбольной команды России к чемпионату Европы 2015 года Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
258
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / ЖЕНЩИНЫ / ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ / ЭТАП НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ / МОЛОДЁЖНАЯ СБОРНАЯ РОССИИ / ДЕЙСТВУЮЩИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ РЕЗЕРВ / ЮНЫЕ И КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / BASKETBALL / WOMEN / EUROPEAN CHAMPIONSHIP / STAGE OF DIRECT PREPARATION / YOUTH TEAM OF RUSSIA / THE OPERATING OLYMPIC ALLOWANCE / YOUNG AND SKILLED ATHLETES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Леньшина Марина Витальевна, Андрианова Раиса Игоревна, Германов Геннадий Николаевич, Кузьмина Ольга Ивановна

Проанализированы три варианта построения этапа непосредственной подготовки баскетболисток к выступлениям в официальных международных соревнованиях. Изучена структура подготовки женских сборных команд к главным стартам сезона. Предложена эффективная структура этапа непосредственной подготовки женской молодёжной команды к чемпионату Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Леньшина Марина Витальевна, Андрианова Раиса Игоревна, Германов Геннадий Николаевич, Кузьмина Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTRUCTION OF STAGE OF DIRECT PREPARATION OF THE WOMEN''S YOUTH BASKETBALL TEAM RUSSIA TO THE EUROPEAN CHAMPIONSHIP OF 2015

Three options of creation of a stage of direct training of basketball players for performances in official international competitions are analysed. The structure of training of the women's national teams of teams for the main starts of a season is studied. The effective structure of a stage of direct training of women's youth team for the European championship is offered.

Текст научной работы на тему «Построение этапа непосредственной подготовки женской молодежной баскетбольной команды России к чемпионату Европы 2015 года»

3. Горбунов Г.Д. Психология физической культуры и спорта. М.: Академия. 2009. 256 с.

4. Панченко Г.К. Нетрадиционные боевые искусства. Харьков: «ФОЛИО», 1997. 387с.

Ипатов Андрей Николаевич, преподаватель, andrey.ipat a hk.rH, Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

MOTIVATION OF "HAND TO HAND FIGHTING" ATHLETS 2-4 YEARS OF TRAINING

А..N. Ipatov

In this article runs about the issue of motivation in the martial arts, mainly, the importance of the ability to rank and identify the leading motives of an athlete. Also this article is about achieving the hest results in training and competitive activity, depending on the athlete's condition at a particular time, using the most powerful motives in the hierarchy.

Key words: motive, motivation, hierarchy of motives, psychological and educational recommendations.

Ipatov Andrey Nikolaevich, teacher, andrey. ipata hk. ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian and Pedagogical University

УДК 796.323

ПОСТРОЕНИЕ ЭТАПА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ РОССИИ К ЧЕМПИОНАТУ ЕВРОПЫ 2015 ГОДА

М.В. Леньшина, Р.И. Андрианова, Г.Н. Германов, О.И. Кузьмина

Проанализированы три варианта построения этапа непосредственной подготовки баскетболисток к выступлениям в официальных международных соревнованиях. Изучена структура подготовки женских сборных команд к главным стартам сезона. Предложена эффективная структура этапа непосредственной подготовки женской молодёжной команды к чемпионату Европы.

Ключевые слова: баскетбол, женщины, Чемпионат Европы, этап непосредственной подготовки, молодёжная сборная России, действующий олимпийский резерв, юные и квалифицированные спортсмены.

Международная федерация баскетбольных ассоциаций ежегодно составляет рейтинг национальных баскетбольных сборных на основе международных турниров под эгидой ФИБА. Лидером этого рейтинга является сборная США. К основным конкурентам женской сборной России следует отнести сборные Чехии, Франции и Испании. В 2015 году женский российский баскетбол опустился на шестую позицию в этом рейтинге. На чемпионате Европы 2015 года мы стали всего лишь шестыми, а на чемпионат Мира 2014 года и Игры XXXI Олимпиады 2016 года женская

сборная России не квалифицировалась.

Несмотря на отрицательную результативность выступлений нашей сборной команды на международной арене, падение конкурентоспособности и понижение ее рейтинга, женские баскетбольные команды России ближнего и действующего олимпийского резерва в 2014-2015 гг. завоевали золото и бронзу в чемпионатах Европы среди юниорок - до 18 лет, и золото среди кадеток - до 16 лет. Удачно выступила наша сборная на чемпионате Мира по баскетболу среди девушек до 19 лет, завоевав серебро. В связи с этим можно говорить о благоприятных перспективах женского российского баскетбола в части подготовки юниорских и молодёжных команд девушек к выступлению на международной арене [1, 5, 6].

Особую важность в построении тренировочного процесса игроков сборных команд страны приобретает этап непосредственной подготовки (в период участия в централизованных сборах) для выступлений в официальных международных соревнованиях. Проблема достижения наивысшего уровня готовности молодых баскетболисток к главным стартам года требует рационализации и эффективного построения этапа непосредственной подготовки (ЭНП), который многими исследователями стал рассматриваться как самостоятельное структурное образование [2, 7, 8].

В литературных источниках [1, 2, 4, 7, 8] описаны три варианта построения ЭНП, они различаются по структуре, их продолжительность зависит от времени подготовки к главному старту. Первый вариант построения ЭНП - длительный - 12 недель. Он включает подготовительный и соревновательный период, им предшествует восстановительный цикл после выступления в отборочных соревнованиях. Второй вариант построения ЭНП - средний - продолжительность от 5 до 8 недель. Как правило, он состоит из двух мезоциклов - базового и предсоревновательного. В базовом цикле планируются втягивающий и ударные микроциклы с объёмной и интенсивной нагрузкой. В предсоревновательном - подводящие микроциклы к главным соревнованиям, в которых предусматривается постепенное снижение нагрузки. Третий вариант построения ЭНП - короткий - 3-4 недели. В нём 1-й и 2-й микроциклы считаются специально-подготовительными (ударного характера), а последний микроцикл - подводящим. На 2-й микроцикл приходится наибольший объем и наибольшая интенсивность работы на этом этапе, к спортсмену предъявляются требования, часто превышающие соревновательные.

Для совершенствования системы управления тренировочным процессом ряд авторов предлагают использовать блочно-модульное построение спортивной тренировки, суть которого - модернизация и введение кластирования каждого этапа годичного цикла по

последовательной схеме: «этап»-«блок»-«модуль»-«фрагмент»-«рабочий день». Эту цепь можно продолжить - «тренировочное занятие»-«тренировочное задание». Предлагаемый вариант построения тренировочного процесса позволяет упорядочить и конкретизировать тренировочные нагрузки в соответствии с оперативными задачами этапов подготовки.

В ходе изучения структуры подготовки женских сборных команд к главным стартам сезона по результатам наблюдений и ретроспективного анализа дневниковых записей членов сборной команды России (информацию предоставила игрок молодёжной сборной-2015 Щукина Наталья, команда Воронеж-СКИФ) установлено, что продолжительность ЭНП к ЧЕ-2015 среди молодёжи составила 8 недель, количество дней подготовки 49, из них рабочих дней - 40 (табл. 1). Централизованная подготовка сборной начиналась с учебно-тренировочного сбора и заканчивалась участием команды в контрольных играх и соревнованиях (таблица 2). Этап непосредственной подготовки включил 3-5 блоков-модулей длительностью от 10 до 15 дней: базовый, преимущественно специальной физической и технико-тактической подготовки; базовый, преимущественно технико-тактической подготовки; контрольно-подготовительный (контрольно-соревновательный); модельный;

непосредственной предсоревновательной подготовки. Необходимо отметить, что рабочий день в сборной предусматривал обязательное проведение трёх разовых занятий: утренней зарядки (разминки), дневной и вечерней тренировки. Исключение составили игровые дни. Суммарная нагрузка по времени в день варьировала от 4 до 5 часов.

Таблица 1

Структура этапа непосредственной подготовки женской молодёжной команды к чемпионату Европы-2015 (до 20 лет)

Блок-модуль Направленность подготовки Кол-во Кол-во Кол-во

в рамках централизованных рабочих трени- часов

УТС дней ровок

Базовый № 1: Установочный 2 4 8

Базовый № 2: Отборочный 9 18 36

№ 3: ФП и ТТП 9 18 36

Контрольно-подготови- № 4: ТТП 4 8 16

тельный Международный турнир 3 3-3 4,5-4,5

Модельный № 5: Интегральный 4 8 16

Международный турнир 4 4-4 6-6

Предсоревновательный № 6: Игровой подготовки 5 4-3 8-6

Всего за этап: 40 67-10 147

Главные соревнования Чемпионат Европы - 2015 8 игр

Примечание: ФП - физическая подготовка; ТТП - технико-тактическая подготовка; в микроцикле приведено количество проведенных игр (- игры).

Таблица 2

Структура централизованной подготовки женской молодёжной команды к чемпионату Европы-2015

Дата проведения № УТС Место проведения Кол-во игроков

11-12 мая № 1: г. Москва, СДЮСШОР № 71 Тимирязевская 18

13-23 мая № 2: г. Москва, Раменское 18

26 мая - 5 июня № 3: г. Алушта 16

6-10 июня № 4: г. Москва, СДЮСШОР № 71 Тимирязевская 16

11-13 июня МТ Сербия 12

14-18 июня № 5: г. Москва, СДЮСШОР № 71 Тимирязевская 16

19-22 июня МТ Франция 12

24-30 июня № 6: УТЦ Новогорск 14

1-13 июля ЧЕ Испания, г. Лансароте 12

В базовом блоке-модуле ставились задачи, приводящие к увеличению функциональных возможностей организма, и осуществлялась основная тренировочная работа по совершенствованию технического мастерства баскетболисток.

Структура контрольно-подготовительного блока-модуля, как правило, состояла из короткого УТС и участия команды в контрольных играх, целью которых являлась отработка тактических взаимодействий в ходе соревновательной деятельности, определение стартовых составов, повышение сыгранности отдельных звеньев и команды в целом, а также проверка состояния тренированности игроков. В модельном блоке -моделирование предстоящей соревновательной деятельности - тех игровых ситуаций, которые могут быть в соревнованиях с конкретным соперником, отработка игровых комбинаций в международном турнире, где заявлены команды - возможные соперники на ЧЕ. В предсоревновательном блоке-модуле на учебно-тренировочном сборе решались стратегические задачи, связанные с конечной комплектацией команды и последней коррекцией игровых технико-тактических взаимодействий. В зависимости от сроков проведения главного соревнования планировалось возможное проведение «этапа дополнительной подготовки». В последнее время, как видно из табл. 2 в целях увеличения игровой практики и опыта выступления в международных турнирах планируется несколько выездов команды для участия в международных турнирах.

Выделение блоков и модулей на уровне мезо- и микроструктуры явно не достаточно для детального анализа подготовки спортсменок и использования данного опыта в тренировочном процессе российских юниорских и молодёжных команд. Необходимо структурировать и выделить в цепи подготовки тренировочные дни-занятия-задания. При этом чётко конкретизировать содержание упражнений, направленность, величину и сложность нагрузки. То есть составить алгоритм подготовки команды понятный и удобный для работы тренера-практика.

Список литературы

1. Андрианова Р.И., Леньшина М.В., Германова Г.Н. Планирование подготовки команд олимпийского резерва в женском баскетболе к выступлению в главных международных соревнованиях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 9 (127). С. 15-22.

2. Германов Г.Н., Цуканова Е.Г. Современные тенденции развития европейского бега на средние и длинные дистанции и их реализация в подготовке российских бегунов: часть вторая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 9 (67). С. 20-28.

3. Исследование эффективности выступления мужской сборной команды Украины на чемпионате мира по баскетболу в 2014 году / И.П. Помещикова [и др.] // Слобожанський науково-спортивний вюник. 2015. № 2. С.161-165.

4. Прогноз достижений российских бегунов на средние и длинные дистанции на Чемпионатах Европы 2012-2014 гг. по результатам выступлений юниоров и молодых спортсменов в европейских первенствах / Г.Н. Германов [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2010. № 4 (29). С. 7-11.

5. Сысоев В.И., Германов Г.Н. Государственное управление юношеским спортом и его поддержка - залог успешного выступления сборных команд России на международной арене // Теория и практика физической культуры. 2002. № 4. С. 12-15.

6. Сысоев В.И., Германов Г.Н., Суханова Е.В. Прогноз выступления сборных команд России по баскетболу на европейской арене в 2002-2005 годах // Теория и практика физической культуры. 2002. № 11. С. 34-37.

7. Тихоненко В.А., Костикова Л.В. О подготовке женской сборной команды России по баскетболу в Олимпийском цикле 2009-2012 г.г. // Современный баскетбол - настоящее и будущее: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. М.: РГУФКСиТ, 2009. С.101-107.

8. Чернов С.В. Организационно-методические и технологические аспекты управления олимпийской подготовкой женской сборной команды РФ по баскетболу: на основе Целевой комплексной программы: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2000. 27 с.

Леньшина Марина Витальевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Воронеж, Воронежский государственный институт физической культуры,

Андрианова Раиса Игоревна, соискатель, Мастер спорта РФ, [email protected], Россия, Москва, СК «Спартак», Московский городской педагогический университет,

Германов Геннадий Николаевич, д-р пед. наук, проф., genchay@mail.ги, [email protected], Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,

Кузьмина Ольга Ивановна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Иркутск, Иркутский национальный исследовательский технический университет

THE CONSTRUCTION OF STAGE OF DIRECT PREPARATION OF THE WOMEN'S YOUTH BASKETBALL TEAM RUSSIA TO THE EUROPEAN CHAMPIONSHIP OF 2015

M.V. Lenshina, R.I. Andrianov, G.N. Germanov, O.I. Kuzmina

Three options of creation of a stage of direct training of basketball players for performances in official international competitions are analysed. The structure of training of the women's national teams of teams for the main starts of a season is studied. The effective structure of a stage of direct training of women's youth team for the European championship is offered.

Key words: basketball, women, the European championship, a stage of direct preparation, youth team of Russia, the operating Olympic allowance, young and skilled athletes.

Lenshina Marina Vitalyevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Voronezh, Voronezh State Institute of Physical Culture,

Andrianova Raisa Igorevna, applicant, master of Sports of the Russian Federation, [email protected], Russia, Moscow, SK "Spartak", Moscow City Pedagogical University,

Germanov Gennady Nikolaevich, doctor of pedagogical Sciences, professor, [email protected], [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,

Kuzmina Olga Ivanovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, www.ariana.ru@,mail.ru, Russia, Irkutsk, Irkutsk National Research Technical University

УДК 796.01:612

ХРОНОТИП И СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У СТУДЕНТОВ

Ф.А. Мавлиев, Э.Ш. Шамсувалеева, Ю.Р. Сафиканова, А.М. Ахатов,

А. С. Назаренко

Исследована принадлежность студентов Поволжской ГАФКСиТ, занимающихся и незанимающихся спортом к определенному хронотипу. Показано, что в исследуемой выборке хронотип не имеет связей с видом спорта, со спортивными достижениями, а также особенностями тренировочной деятельности. При этом не обнаружено никаких отличий в распределении хронотипов между группой занимающихся и незанимающихся спортом. Полученные данные необходимо подтвердить исследованиями с большим объемом выборки и с большим разнообразием видов спорта, куда будут включены как спортсмены массовых разрядов, так и мастера спорта и спортсмены международного уровня.

Ключевые слова: хронотип, спорт, тест Хорна-Остберга, спортсмены.

Тренировочная и соревновательная деятельность у спортсменов проходит в большом суточном диапазоне, часто со сменой часовых поясов. Подобная организация спортивной деятельности делает актуальным определение хронотипа у атлетов. На наш взгляд, это важно при выборе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.