СПОРТ
УДК 796.03
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ - РЕЗЕРВ СПОРТА ВЫСШИХ
ДОСТИЖЕНИЙ
Т.В. Брюховских, Д.А. Шубин, О.Г. Матонина
Рассмотрен вопрос о популяризации и развитии студенческого спорта в России. Возрождение Всероссийских Универсиад послужило повышению роли студенческого спорта в системе спорта высших достижений в целом. С каждым годом увеличивается не только количество участников соревнований на Универсиадах, но и уровень их мастерства. Студенческий резерв можно смело представить в виде ресурсов для спорта высших достижений.
Ключевые слова: Универсиада, студенческий спорт, обучение в вузе, спорт высших достижений, студенты-спортсмены.
Сегодня повышается роль высшей школы как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную, здоровую личность. Высшее профессиональное образование признается в качестве приоритетного направления в развитии личности студента во всем многообразии жизненных ситуаций. Немаловажная роль в процессе становления молодого человека принадлежит образованию в сфере физической культуры и спорта, в процессе которого происходит овладение специальными знаниями и способами их рационального применения для самосовершенствования [6].
Привлекательным и весьма популярным видом физической культуры среди студенчества является спорт. Одной из проблем студенческого спорта является успешное сочетание интенсивных тренировок и обучения в вузе по избранной специальности. В настоящее время для достижения высокого спортивного мастерства необходимо уделять спортивной тренировке несколько часов в сутки, и при этом выделять время на процесс обучения в вузе для освоения будущей профессии [1].
Одним из мотивов будущих студентов-спортсменов для поступления в вузы является возможность заниматься спортом во время
учебы. Организационно-педагогические основы развития студенческого спорта необходимо рассматривать как совокупность государственных и общественных форм деятельности, осуществляемых в целях физического и спортивного совершенствования студенческой молодежи, удовлетворения ее интересов и потребностей, подготовки спортивного резерва для сборных команд России. Данный аспект деятельности играет немаловажную роль в перспективном развитии страны и представляет собой особое направление исследования приоритетных видов спорта, культивируемых в молодежной среде, так как студенческий спорт способствует подготовке не только высококвалифицированных специалистов, но и спортсменов [4].
В.А. Щеголев, Л.Г. Яценко [7] описали организационные особенности студенческого спорта, которые состоят в следующем:
1) доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура»;
2) возможность заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах;
3) возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях по избранным видам спорта).
Вся эта система дает возможность каждому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий. Таким образом, студенческий спорт выполняет функции по подготовке спортивного резерва спорта высших достижений, где предъявляются дополнительные требования к системному подходу в решении поисковых, стимулирующих и координирующих форм управления. По многим видам спорта студенты составляют большинство сборных команд России и принимают участие в чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх [7].
Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [5] в деле повышения конкурентоспособности российских спортсменов на международной арене одним из основных направлений является развитие студенческого спорта, включая повсеместное создание спортивных клубов образовательных учреждений и оказание им всесторонней поддержки. Именно на базе высших учебных заведений и факультетов физической культуры и спорта рекомендуется создавать центры спортивной подготовки сборных команд по видам спорта [2].
Министерством спорта Российской Федерации разработан Комплекс мер по развитию системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации на 2012-2015 гг. Одним из пунктов является поддержка и развитие студенческого спорта, как базы для подготовки спортивного резерва:
- создание системы поддержки и развития студенческих спортивных клубов;
- формирование студенческих спортивных лиг и их интеграцию в систему соревновательной деятельности, в первую очередь по игровым видам спорта;
- внедрения механизмов поддержки спортсменов высокого класса, совмещающих спортивную подготовку с обучением в учреждениях профессионального образования.
Согласно приказу Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2014-2018 годы» был утвержден перечень базовых видов спорта на 2014-2018 годы в различных федеральных округах и субъектах Российской Федерации.
По инициативе Министерства образования России, Госкомспорта России и Олимпийского комитета России еще в октябре 1993 года был образован Российский студенческий спортивный союз. Он продолжил деятельность упраздненного в 1987 году Всесоюзного добровольного спортивного общества «Буревестник». Президентом РССС является О.В. Матыцин.
Основной целью деятельности РССС является содействие государству в реализации стратегии молодежной политики посредством эффективной организации системы студенческого спорта в Российской Федерации и развития международного сотрудничества в данной области [3].
РССС осуществляет общую координацию деятельности спортивных клубов и физкультурных организаций более чем 500 высших учебных заведений страны по развитию студенческого спорта в Российской Федерации.
В высших учебных заведениях России культивируется более 60 видов спорта. Наиболее массовыми из них являются бадминтон, баскетбол, бокс, гимнастика, лыжный спорт, легкая атлетика, плавание, отдельные виды спортивных единоборств, спортивный туризм, фехтование, мини-футбол, настольных теннис, шахматы. С 1994 года Российский студенческий спортивный союз проводит массовые соревнования для студенческой и учащейся молодежи - Чемпионаты России среди студентов по 55 видам спорта.
Всемирная Универсиада - всемирные студенческие спортивные соревнования, учрежденные в 1924 году. Проводятся Международной федерацией университетского спорта ^^и основана в 1949 году).
История студенческого спорта началась в 1905 году, когда в США прошли первые международные соревнования среди студентов. В 1919 году Жаном Птижаном была создана Конфедерация студентов. Под эгидой
этой организации в 1923 году состоялись первые Всемирные университетские игры в Париже. В 1959 году в Турине (Италия) прошла первая Универсиада. Именно тогда родилось и новое название Игр -«Универсиада», означающее «универсальность», «единство», «университет». Первая Всемирная зимняя Универсиада прошла в 1960 году в г. Шамони (Франция). С тех пор каждые два года проводятся летние и зимние Универсиады. Девиз Универсиады: «Наука - Спорт - Дружба -Мир». Советские студенты участвуют в Универсиаде с 1957 года [8].
В России с 2010 года стали проводиться Всероссийские летние и зимние Универсиады. Основными задачами проведения Универсиад являются повышение качества учебно-тренировочной работы в вузах и выявление сильнейших спортсменов и их подготовка для участия в международных соревнованиях, студенческих Чемпионатах Европы, мира и Всемирных Универсиадах.
Виды спорта, входящие в программу Всероссийских зимних Универсиад, на протяжении их существования оставались неизменными: биатлон, горнолыжный спорт, конькобежный спорт, лыжные гонки, сноуборд, спортивное ориентирование, хоккей (мужчины).
Во Всероссийских летних Универсиадах происходили изменения в видах спорта. В 2010 году соревнования проходили по: бадминтону, баскетболу (мужчины, женщины), боксу, волейболу (мужчины, женщины), легкой атлетике, мини-футболу (мужчины, женщины), настольному теннису, плаванию, самбо, теннису, тхэквондо-ВТФ, фехтованию, шахматам. В 2012 году из программы Универсиады убрали мини-футбол, но ввели гандбол (мужчины, женщины) и русскую лапту. В 2014 году на смену русской лапте пришли регби-7 и танцевальный спорт.
Наибольшее количество участников на Всероссийских зимних Универсиадах зафиксировано на II Универсиаде 2012 г. (775 спортсменов), проходившей в г. Уфа, при этом самое большое число вузов пришлось на III Универсиаду 2014 г. в г. Ижевск (58 вузов).
На Всероссийских летних Универсиадах количество участников постепенно возрастало от второй Универсиады к четвертой и в 2014 г. в г. Казань достигло 1872 спортсмена. Наибольшее число вузов приняло участие во II Универсиаде 2010 г. в г. Пенза (129 вузов).
Статистика Всероссийских зимних и летних Универсиад по количеству участников представлена в табл. 1.
С ростом количества участников на Всероссийских Универсиадах происходило и увеличение числа высококвалифицированных спортсменов. Особенно ярко это тенденция наблюдается в росте число участников, имеющих звание Мастер спорта, как на Всероссийских зимних, так и на летних Универсиадах.
Таблица 1
Статистика Всероссийских зимних и летних Универсиад по количеству участников
Универсиада Количество субъектов РФ Количество вузов Количество спортсменов
Мужчины Женщины Итого
Всероссийские зимние Универсиады
I Универсиада 2010 г. 34 54 393 223 616
II Универсиада 2012 г. 36 58 512 263 775
III Универсиада 2014 г. 36 61 435 216 651
Всероссийские летние Универсиады
II Универсиада 2010г. 46 129 902 645 1547
III Универсиада 2012 г. 57 120 898 609 1507
IV Универсиада 2014 г. 56 126 1158 714 1872
Квалификация спортсменов Всероссийских Универсиад представлена в табл. 2.
Таблица 2
Квалификация участников Всероссийских зимних и летних Универсиад
Универсиада Количество спортсменов
ЗМС МСМК МС КМС 1р
Всероссийские зимние Универсиады
I Универсиада 2010 г. - 4 150 224 -
II Универсиада 2012 г. 1 8 170 244 274
III Универсиада 2014 г. - 6 185 201 221
Всероссийские летние Универсиады
II Универсиада 2010 г. 3 54 323 605 378
III Универсиада 2012 г. - 42 343 652 333
IV Универсиада 2014 г. 2 51 402 763 408
Рост количества участников соревнований и числа вузов, принимающих участие в Универсиадах, говорит о популяризации студенческого спорта в России и о повышении его роли в системе спорта
высших достижений в целом.
Относительную стабильность в завоевании призовых мест на Всероссийских зимних Универсиадах можно отметить у Сибирского федерального университета. При этом лидером среди субъектов Российской Федерации на зимних Универсиадах является г. Москва.
На Всероссийских летних Универсиадах лидирующие позиции неизменно занимает Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, а лидерами среди субъектов Российской Федерации являются г. Москва и г. Санкт-Петербург.
Такое положение дел может говорить о хорошем развитии студенческого спорта в этих вузах и соответственно - регионах.
Победители и призеры Всероссийских Универсиад представлены в табл. 3, 4.
Таблица 3
Победители и призеры в общекомандном зачете среди команд вузов и субъектов Российской Федерации на Всероссийских зимних
Универсиадах
Всероссийские зимние Универсиады
Универсиада I Универсиада 2010 г. II Универсиада 2012 г. III Универсиада 2014 г.
Место Вуз
Сибирский Сибирский Тюменский
1 место федеральный федеральный государственный
университет университет университет
2 место Башкирский институт физической культуры Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК Сибирский федеральный университет
Российский государственный университет физической культуры, спорта и Тюменский Уральский государственный
3 место государственный университет университет физической культуры
туризма
Субъект РФ
1 место Красноярский край г. Москва Красноярский край
2 место г. Санкт-Петербург Челябинская область г. Москва
3 место г. Москва Республика Башкортостан Челябинская область
Таблица 4
Победители и призеры в общекомандном зачете среди команд вузов и субъектов Российской Федерации на Всероссийских летних
Универсиадах
Всероссийские летние Универсиады
Универсиада I Универсиада 2010 г. II Универсиада 2012 г. III Универсиада 2014 г.
Место Вуз
Российский Российский Российский
государственный государственный государственный
1 место университет физической университет физической университет физической
культуры, спорта и культуры, спорта, культуры, спорта,
туризма молодежи и туризма молодежи и туризма
2 место Сибирский федеральный Дальневосточный федеральный Дальневосточный федеральный
университет университет университет
Национальный Сибирский Кубанский
государственный государственный государственный
3 место университет физической университет физической университет физической
культуры, спорта и культуры и спорта культуры, спорта и
здоровья туризма
Субъект РФ
1 место г. Москва г. Москва г. Москва
2 место г. Санкт-Петербург г. Санкт-Петербург г. Санкт-Петербург
3 место Красноярский край Приморский край Краснодарский край
Популярность студенческого спорта растет во всем мире с каждым годом. Возрождение Всероссийских Универсиад дало огромный толчок для развития и популяризации студенческого спорта в России. Стало уделяться больше внимания спорту студентов, появились Чемпионаты России среди студенческих команд по многим видам спорта. Универсиада стала одним из главных событий, как в спортивной жизни России, так и мира. Многие олимпийские чемпионы и призеры являются студентами или тренируются в университетских клубах. Такие студенты-спортсмены составляют сильную конкуренцию для профессиональных спортсменов. Студенческий резерв можно смело представить в виде ресурсов для спорта высших достижений.
Список литературы
1. Алексеев И.С. Теоретико-методические аспекты подготовки спортсменов в условиях вуза // Вестник бурятского государственного
университета. 2013. № 13. С. 5-8.
2. Близневский А.Ю., Близневская В.С. Региональные межвузовские центры студенческого спорта на базе федеральных университетов // Высшее образование сегодня. 2012. № 3. С. 70-72.
3. Журова И.А. Российский студенческий спорт на современном этапе и его реформы // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2013. Т. 6. № 2. С. 21-24.
4. Пасмуров А.Г. Влияние Универсиады 2013 в Казани на развитие студенческого спорта в России // Омский научный вестник. 2011. № 5. С. 168-171.
5. Распоряжение Правительства РФ от 07 августа 2009г № 1101-р. «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020г». URL: http://fizvosp.ru/assets/media/d1/ee/1370.pdf (дата обращения: 11.11.2014).
6. Цакоев А.А. Эффективность занятий физической культурой студентов ВУЗа // Вестник Университета. 2012. № 7. С. 287-291.
7. Щеголев В.А., Яценко Л.Г. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. URL: http://www.unibassein.ru/trener/kurs/t8.htm (дата обращения: 11.11.2014).
8. World student games (pre-universiade). GBR Athletics. Retrieved on 2010-12-10. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Universiade (дата обращения: 11.11.2014).
Брюховских Татьяна Викторовна, преп., tanybr@,mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский федеральный университет,
Шубин Дмитрий Александрович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Красноярск, Сибирский федеральный университет
Матонина Ольга Геннадьевна, ст., преп., [email protected], Россия, Красноярск, Сибирский федеральный университет
STUDENT'S SPORT - THE RESERVE OF THE ELITE SPORT T.V. Bryukhovskikh, D.A. Shubin, O.G. Matonina
In article the question of promoting and development of student's sport in Russia is considered. Revival of the All-Russian Universiades served increase of a role of student's sport in system of an elite sport in general. Every year increases not only number of participants of competitions on Universiades, but also the level of their skill. The student's reserve can be presented safely in the form of resources for an elite sport.
Key words: Universiade, student's sport, training in higher education institution, an elite sport, students-athletes.
Bryukhovskikh Tatyana Viktorovna, teacher, [email protected], Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University,
Shubin Dmitry Aleksandrovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University,
Matonina Olga Gennadyevna, senior teacher, [email protected], Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University