Научная статья на тему 'Формирование нового понимания значения спорта и физической культуры в молодежной среде посредством исследования спортивного наследия Универсиад'

Формирование нового понимания значения спорта и физической культуры в молодежной среде посредством исследования спортивного наследия Универсиад Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20577
1071
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / SPORTS / СПОРТИВНОЕ НАСЛЕДИЕ / A SPORTS HERITAGE / ОЛИМПИАДА / УНИВЕРСИАДА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL TRAINING / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / STUDENT'S SPORTS / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО / OLYMPIC GAMES / THE UNIVERSITY GAME / A PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапочкин С. В.

Спортивное наследие Олимпийских игр и Универсиад оказывает значительное влияние на развитие студенческого молодежного спорта и расширение сферы физической культуры для всего населения нашей страны. Развитию спорта и физической культуры в нашей стране уделяется большое внимание в связи с подготовкой к проведению Олимпиады-2014 в г. Сочи и Универсиады-2013 в г. Казани. Проведя анализ содержания и состояния студенческого спорта в России и Республике Татарстан на этапе подготовки проведения Олимпиады в г. Сочи и Всемирной студенческой Универсиады в г. Казани, можно сделать вывод, что развитие спорта и физической культуры обусловлено разрешением ряда причин, связанных с проведением таких международных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF NEW UNDERSTANDING OF VALUE OF SPORTS AND PHYSICAL TRAINING IN THE YOUTH ENVIRONMENT BY MEANS OF RESEARCH OF A SPORTS HERITAGE OF UNIVERSITY GAMES

The sports heritage of the Olympic Games and the University game makes considerable impact on development of student's youth sports and expansion of sphere of physical training for all population of our country. In our country the great attention in connection with preparation for Olympic Games carrying out is given to sports and physical training development 2014 in Sochi and University games 2013 in Kazan. Having carried out the analysis of the maintenance and a condition of student's sports in Russia and Republic Tatarstan at a stage of preparation for Olympic Games carrying out in Sochi and the World student's University game in Kazan, it is possible to draw a conclusion that sports and physical training development is caused by the permission of some the reasons of these international actions connected with carrying out.

Текст научной работы на тему «Формирование нового понимания значения спорта и физической культуры в молодежной среде посредством исследования спортивного наследия Универсиад»

УДК 796:061.2

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ПОНИМАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОРТИВНОГО НАСЛЕДИЯ УНИВЕРСИАД

С.В. Лапочкин - кандидат психологических наук Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

FORMATION OF NEW UNDERSTANDING OF VALUE OF SPORTS AND PHYSICAL TRAINING IN THE YOUTH ENVIRONMENT BY MEANS OF RESEARCH OF A SPORTS HERITAGE OF UNIVERSITY GAMES

S.V. Lapochkin - Candidate of psychology science The Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: nkfk@ mail.ru

Ключевые слова: спорт, спортивное наследие, Олимпиада, Универсиада, физическая культура, студенческий спорт, психолого-педагогическое руководство

Аннотация. Спортивное наследие Олимпийских игр и Универсиад оказывает значительное влияние на развитие студенческого молодежного спорта и расширение сферы физической культуры для всего населения нашей страны. Развитию спорта и физической культуры в нашей стране уделяется большое внимание в связи с подготовкой к проведению Олимпиады-2014 в г. Сочи и Универсиады-2013 в г. Казани. Проведя анализ содержания и состояния студенческого спорта в России и Республике Татарстан на этапе подготовки проведения Олимпиады в г. Сочи и Всемирной студенческой Универсиады в г. Казани, можно сделать вывод, что развитие спорта и физической культуры обусловлено разрешением ряда причин, связанных с проведением таких международных мероприятий.

Key words: sports, a sports heritage, the Olympic Games, the University game, physical training, student's sports, apsihologo-pedagogical management

Abstract. The sports heritage of the Olympic Games and the University game makes considerable impact on development of student's youth sports and expansion of sphere ofphysical training for all population of our country. In our country the great attention in connection with preparation for Olympic Games carrying out is given to sports and physical training development - 2014 in Sochi and University games - 2013 in Kazan. Having carried out the analysis of the maintenance and a condition of student's sports in Russia and Republic Tatarstan at a stage of preparation for Olympic Games carrying out in Sochi and the World student's University game in Kazan, it is possible to draw a conclusion that sports and physical training development is caused by the permission of some the reasons of these international actions connected with carrying out.

Спорт - это часть жизни молодежи. Молодые люди являются активными потребителями спортивных услуг, постоянными участниками спортивных мероприятий. Все, что касается здорового образа жизни, касается сегодня и их. Конечно, вести здоровый образ жизни необходимо для всех категорий населения и слоев общества. Продемонстрировать это, дать понять каждому человеку, что здоровый образ жизни - это необходимость, популяризировать занятия спортом, ограничив рекламу алкоголя, пива, табачных изделий - это первосте-

пенные задачи периода подготовки и проведения Международной студенческой Универсиады и следующего за ним периода. Активный образ жизни должен придти на смену модели, постоянно демонстрируемой нашим детям, распущенного образа жизни.

Спортивное наследие олимпийского и студенческого спортивного движения неразрывно связаны с развитием студенческого спорта и массовой физической культуры на современном этапе, посредством раскрытия содержания, методов и средств реализации студенческого и молодежного физкультурного движения. Вопросы, связанные с историей Олимпиад и студенческих Универсиад, этапами развития спорта в нашей стране и за рубежом, развитием физической культуры, отношением к спорту и физической культуре разных слоев населения в настоящее время являются актуальными.

Большое внимание в нашей стране уделяется развитию спорта и физической культуры в связи с подготовкой к Олимпиаде-2014 в г. Сочи и Универсиаде-2013 в г. Казани. Президент России Дмитрий Медведев в приветственном слове на открытии в г. Казани Первого Всероссийского спортивного форума «Россия - спортивная держава» отмечает, что «... Наша страна всегда славилась большими достижениями в спорте. ... А современная Россия преумножает эти достижения.

. Не менее значимо и то, что в России начал возрождаться массовый спорт. Сейчас в стране активно строятся спортивные дворцы, бассейны, катки и стадионы, уже сегодня они оборудуются лучшим спортивным инвентарем. В 2009 году было построено 200 спортивных объектов, до конца года сданы еще 170. И даже, несмотря на финансовые трудности, статья, касающаяся физической культуры и спорта, должна быть приоритетной в бюджете любого региона» [из выступления Д. Медведева на Первом Всероссийском спортивном форуме «Россия - спортивная держава»].

Свою роль в развитии спорта должны сыграть не только федеральный центр и регионы России, но и представители отечественного бизнеса, и общественная энергия, которые позволят достичь значимых улучшений в спортивной политике. И неважно, идет ли речь о миллионном мегаполисе или небольшом поселке, наша общая цель заключается в том, чтобы практически в каждом дворе были созданы возможности для занятия спортом. Для этого необходимо развивать спортивные клубы и секции, увеличивать количество детей и взрослых, занимающихся спортом. Тем более что существует масса примеров, когда любительские секции помогали раскрыться нашим выдающимся спортсменам.

. Благодаря вниманию к студенческому спорту г. Казань будет принимать у себя Универсиаду-2013. Но чтобы достойно выступить на Универсиаде, российские университеты должны стать такими образовательными центрами, где занятия физической культурой и спортом не менее важны, чем занятия по профильным дисциплинам ... (Д. Медведев, 2009).

Президент Республики Татарстан М. Шаймиев, говоря о подготовке к Универсиаде-2013, которая пройдет в г. Казани, высказал просьбу Дмитрию Медведеву - добавить в название президентского Совета по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралим-пийских зимних игр 2014 года в г. Сочи упоминание о Универсиаде-2013 в г. Казани.

«Мы уже начали работу по подготовке к Универсиаде: отведена земля, начато строительство и проектирование, - сказал президент РТ. - Сомнений нет - накануне Олимпиады в г. Сочи мы проведем Универсиаду на должном уровне».

Дмитрий Медведев согласился с предложением Минтимера Шаймиева, как отметил в ходе заседания глава государства, студенческий спорт - это «база для спорта высших достижений во всем мире. Все более острой становится нехватка спортивных кадров и профессиональных менеджеров, на сегодня спортивно-материальная база профильных вузов зачастую уступает таковой в непрофильных вузах».

Право принять Всемирные летние студенческие игры 2013 года г. Казань получила в г. Брюсселе в результате голосования в Международной федерации студенческого спорта (БКи). Соперниками российской Казани были испанский Виго и южнокорейский Кванджу.

Казань одержала убедительную победу - за столицу Татарстана отдали свои голоса 20 из 27 членов исполкома БКИ.

Всемирные Универсиады - вторые по значимости и масштабу международные спортивные соревнования после Олимпийских игр. Их организатором является Международная федерация студенческого спорта, в которую входит 141 государство. Россию в этой организации представляет Российский студенческий спортивный союз [4].

До 2020 года вопросы развития спорта в нашей стране должны быть проработаны в рамках отдельной стратегии. Основная ее цель - сделать физкультуру и спорт доступными и, что немаловажно, привлекательными для большинства россиян.

Изменения в сфере высшего спортивного образования происходят, прежде всего, в результате перемен в политической и социально-экономической жизни России. В современных отношениях, когда практически отсутствует государственная поддержка спорта, происходит коммерциализация и профессионализация спорта, высшая школа вынуждена перестраивать условия подготовки студентов, стремящихся заниматься спортом в период обучения в вузе

[3].

Анализ содержания и состояния студенческого спорта в России и Республике Татарстан на этапе подготовки к проведению Всемирной студенческой Универсиады в г. Казани позволяет сделать вывод о том, что его развитие обусловлено разрешением ряда причин. К ним относятся следующие причины:

- недостаточно разработано правовое и нормативное обеспечение управления студенческим спортом со стороны федеральных, региональных структур и со стороны вузов, что ограничивает права и возможности студентов в занятиях избранным видом спорта;

- отсутствие научно обоснованной психолого-педагогической координации в деятельности государственных уполномоченных органов образования, физической культуры и спорта, молодежной политики и высших учебных заведений в вопросах развития спорта среди студенческой молодежи;

- развитие студенческого спорта носит многоуровневый характер, что затруднено слабой разработанностью проблемы педагогического управления в разграничении уровней компетенций и согласованности различных государственных структур, как в сфере физической культуры, спорта и туризма, так и в сфере образования;

- современные требования к физической культуре личности и способности к направленному использованию разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма, которые надо учитывать в процессе педагогического управления, находятся в стадии перехода от декларативного характера к демократическому;

- теоретические и практические основы психолого-педагогического управления соревновательной деятельностью и подготовки к ней научно недостаточно разработаны и систематизированы.

Разрешение отмеченных выше причин возможно в случаях реализации психолого-педагогического знания в аспектах управления развитием спорта среди студентов, так как у студентов высших учебных заведений наблюдается несовпадение целей - получения специальности и повышения спортивного мастерства.

Одним из наиболее важных направлений государственной политики в России - совершенствование процесса физического воспитания подрастающего поколения как составной части укрепления его здоровья. Выполняя решения Госсовета Российской Федерации от 30 января 2002 г. «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян», Госкомспорт, Минобразования, Минздрав России и Российская академия образования провели совместную коллегию. По итогам коллеги и был издан совместный приказ «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», в котором предусмотрен комплекс мер, направленных на создание в образовательных учреждениях условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физической культуры и спорта [7].

При разработке новых подходов психолого-педагогического управления развитием студенческого спорта в ВУЗах России, в период подготовки к Универсиаде, необходимо провести исследование существующих тенденций развития спорта в университетах зарубежья. Успешное развитие студенческого спорта в Англии, Болгарии, Германии, Италии, Израиле, Канаде, Китае, Монголии, Польше, Румынии, США, Франции, Японии обусловлено следующими процессами:

- разработанностью законодательной базы, иерархичностью и многообразием организационных структур, реализующих студенческие спортивные программы различного уровня;

- многоканальностью финансирования и правовой защищенностью деятельности в сфере студенческого спорта;

- наличием системы отбора и различных форм материальной поддержки для студентов-спортсменов;

- учетом расписания финальных студенческих соревнований при утверждении национального календаря спортивных мероприятий;

- официальной регистрацией спортивных результатов университетов и наличием спортивного рейтинга университетов;

- наличием договоров о совместной деятельности между студенческими лигами, спортивными клубами университетов и профессиональными клубами по видам спорта;

- преемственностью и взаимосвязью программ физического воспитания и развития спорта среди студентов в университетах большинства стран мира.

Физическая культура является обязательной и полноправной дисциплиной в учебных планах подготовки специалистов, реализуемых кафедрами физического воспитания (спортивными центрами, департаментами) университетов и колледжей зарубежья.

Основные цели занятий физической культурой и спортом в большинстве стран это -укрепление здоровья и физической подготовленности студентов, стимулирование процесса их социальной адаптации [9].

Развитие студенческого спорта обусловлено разработкой национальных программ по студенческому спорту и является одним из приоритетных направлений в деятельности государств многих стран мира. Ответственность государства за развитие студенческого спорта подтверждается принятием специальных законов и утверждением программ подготовки спортсменов в университетах (включающих организации студенческих соревнований различного уровня) [12].

Во многих странах финансирование студенческого спорта обеспечивается преимущественно за счет трех основных источников: спортивных стипендий университетов, субсидий, поступающих от общественных организаций и частных лиц, государственных дотаций. Успешность развития спорта в университетах обуславливается согласованностью и координацией деятельности организационных структур системы образования (в лице колледжей и университетов) и системы спорта (в лице спортивных клубов, профессиональных клубов, федераций по видам спорта). Различия и ответственность в реализации программ студенческого спорта обусловлены спортивным рейтингом университетов, который определяется успехами студентов в спортивных соревнованиях, уровнем квалификации кадров, количеством культивируемых видов спорта, уровнем материальной базы.

Деятельность по совершенствованию физического воспитания детей и молодежи не должна ограничиваться учебным процессом. Для изменения ситуации в детском и юношеском спорте нужно создавать центры здорового, спортивного образа жизни, развивать систему дополнительного образования. Подготовка, проведение и спортивное наследие Универ-сиады-2013 позволит расширить возможности развития молодежного спорта в городе, республике и стране. В настоящее время в стране действует более 4 тысяч спортивных школ разного типа, в которых занимаются более 2,5 миллиона ребят, по месту жительства создаются спортивные клубы для детей и подростков. На сегодняшний день в них занимаются более 750 тысяч детей и подростков [20].

Исследователи развития спорта в вузах нашей страны отмечают недостаток целенаправленного педагогического знания в организации спортивной деятельности студентов, способного конкретизировать планомерное воздействие субъекта (того, кто управляет) на объект (того, кем управляют) для организации и координации деятельности.

Занятия спортом выступают формой самовыражения и самоутверждения студента, определяя его образ жизни, общекультурные и социально значимые приоритеты. На передний план в спорте выдвигается стремление к успеху, поощряется стремление личности к реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария. Результатом сопряженной учебной и спортивной деятельности студентов является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах, а также честолюбия.

Государственная политика в сфере физкультурного воспитания и образования студентов, определяется возрастанием количества сверхсложных систем и технологий, информатизацией всех сфер жизни общества, новыми требованиями к творческой подготовке будущего специалиста, его готовности к высокопроизводительному труду. Их реализация связана с раскрытием психофизических возможностей студенческой молодежи, гармоническим развитием ее физических, интеллектуальных и духовных сил путем использования физических упражнений, различных видов двигательной активности, рационального питания, природо-сообразного режима труда и отдыха. Используемая с этой целью физкультурно-спортивная деятельность связана с физическими упражнениями, сущность которых отражает целенаправленное выполнение двигательных действий, включающих моторно-исполнительные (операционные механизмы) и познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные аспекты. Таким образом, свои развивающие и формирующие функции физическая культура и спорт наиболее полно реализует в системе физического воспитания студентов, направленного на решение следующих основных задач:

- всестороннее развитие физических способностей и на этой основе укрепление здоровья и обеспечение высокой работоспособности;

- овладение техникой двигательных действий различных видов спорта;

- овладение специальными знаниями, формирование потребности систематически заниматься физическими упражнениями;

- обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии;

- освоение организаторских умений и навыков по проведению самостоятельных форм занятий физической культурой.

Проведение Универсиады в г. Казани и период подготовки к ней позволит студенческой молодежи по новому посмотреть на отношение к физической культуре и спорту. Физическая культура и спорт воспитывают у студентов потребность в организации здорового стиля жизни, что связано с воспитанием их ценностного отношения к спорту путем развития клубной деятельности (объединяющей студентов по интересам), способствуя активизации их творческой деятельности в овладении навыками продуктивной самостоятельной работы. Это предусматривает создание физкультурного пространства (инфраструктуры физической культуры), способствующего объединению студенческого актива, привлечению из студенческой среды волонтеров, участвующих в организации и проведении массовых физкультурных мероприятий (спортивных вечеров, массовых соревнований, Универсиад), в целом обеспечивающих усиление роли различных форм студенческого самоуправления, развития демократических основ творческой самореализации студенческой молодежи. Универсиада будет способствовать развитию образовательной инфраструктуры республики и серьёзному позиционированию нашей высшей школы на мировом рынке образовательных услуг.

Всемирные студенческие Универсиады, регулярно проводимые с 90-х годов прошлого века в различных государствах, способствуют развитию спорта в стране-организаторе и странах-участницах таких соревнований. Спорт, в том числе и студенческий, выполняет особую роль в создании ценностей спортивной культуры и является мощным социальным фе-

номеном и средством успешной социализации. Об этом свидетельствуют и научные данные, и примеры жизненного пути многих выдающихся спортсменов. По данным социологических опросов современной молодежи, спортсменов, становится ясно, что именно спорт оказал значительное влияние на их представление об общественной жизни и мире в целом. Этому способствуют студенческие игры, проводимые на разных уровнях в нашей стране и за рубежом. Представители Татарстана впервые приняли участие в Универсиадах в 1959 году. За годы проведения Универсиад 100 наших земляков принимали участие в летних и зимних Всемирных Универсиадах, а более 20 из них стали чемпионами. На Универсиаде в Бангкоке спортсмены Татарстана завоевали 3 золотые, 2 серебряные, 3 бронзовые медали по таким видам спорта как баскетбол, спортивная гимнастика, легкая атлетика, стендовая стрельба.

При правильной организации спортивная деятельность является действенным средством формирования социальной активности и здорового образа жизни и стиля детей и молодежи. Нужно также отметить, что в Республике Татарстан увеличивается показатель студентов, занимающихся физической культурой и спортом, и на начало 2009 года составил - 19,2 %, а в Российской Федерации - 18,7%. Активизирована Спартакиада студентов вузов по 24 видам спорта, значительно активизировалось проведение весенних студенческих эстафет. Растет количество участников - школьников, студентов - активно принимающих участие во Всероссийских массовых акциях таких как «Лыжня России», Всероссийский день бега «Кросс наций», в которых уже участвует более 100 тысяч человек, основной континент которых - молодежь.

Люди, прошедшие школу спорта, убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умело ими воспользоваться. Спорт учит идти на разумные жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают им в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха в любом виде деятельности зависит, прежде всего, от личных индивидуальных качеств: честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых качеств и трезвой оценки своих возможностей. Успешно развить эти качества можно, прежде всего, в спортивной деятельности. Однако эффективность социализации личности в спорте во многом зависит от того, какие ценности спортивной культуры осваиваются человеком, как организован процесс спортивного воспитания [14].

Сравнительный анализ отечественного и зарубежного студенческого спорта свидетельствует о том, что, хотя его развитию способствуют политические, экономические, административные, социально-психологические факторы, однако слабо психолого-педагогическое руководство, что крайне негативно сказывается на личности и индивидуальности студентов, занимающихся спортом. Психолого-педагогическое руководство развитием студенческого спорта реализовано недостаточно полно, потому что не исследовано методологически, теоретически и практически.

Каждый вид спорта для успешных выступлений требует определенного состояния физических и психических качеств и сегодня решающим фактором для победы в соревновании становится психологическая готовность. Помочь найти будущих чемпионов, определить предпосылки развития необходимых психических качеств - это задача психологического отбора и спортивной профориентации [15].

Подготовка спортсменов осуществляется по различным направлениям, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в тренировочном процессе становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений [15].

В большом спорте выдающийся спортсмен является обладателем уникальных способностей, на проявлении которых основывается вся его соревновательная деятельность или

тактика команды. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревнова-тельного и соревновательного поведения - это важная задача психолого-педагогического руководства.

В профессиональной карьере любого спортсмена бывают кризисные периоды, которые могут быть вызваны самыми различными причинами: неудачей в соревновании, переходом в другой клуб, сменой тренера, обстоятельствами личной жизни и другими. Специалист, осуществляющий психолого-педагогическое руководство, спортивный психолог сможет помочь спортсмену разобраться в проблемах и найти такой выход из ситуации, который придаст силы для новых спортивных достижений. [11]

Сочетание исторического и логического анализов позволяет выявить конвергенцию содержания основ педагогики и социального управления в развитии студенческого спорта, заключающуюся в том, что цели и задачи психолого-педагогического руководства подчинены закономерностям социального управления, а принципы и методы характерны для образовательного процесса. Изменить ситуацию позволит исследование, проводимое в рамках подготовки и проведения Всемирной студенческой Универсиады-2013 в г. Казани, и это даст толчок новому этапу качественного развития физической культуры и спорта в республике и стране. Исследования, проводимые в рамках программы подготовки к проведению Униве-сиады-2013, направлены на развитие и расширение сферы действия физической культуры и спорта в студенческой молодежной среде на подрастающее поколение [18].

Литература

1. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. - М., 2003. - С. 352.

2. Барчуков, И. Физическая культура и физическая подготовка / И. Барчуков, Ю. Назаров. - М., 2007.

- С. 432.

3. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт : методология, теория, практика / И.С. Барчуков, А. А. Нестеров. - М., 2006. - С. 528.

4. Вестник Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан : вып. 9 / Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ; под ред. М.М. Бариева. - Казань : РЦМИПП, 2008. - 124 с.

5. Войнар, Ю. Тенденции и проблемы профессионального образования в сфере физической культуры / Ю. Войнар // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 10. - С. 25-26; 39-40.

6. Гуськов, С.И. Новые виды физической активности женщин - веление времени / С.И. Гуськов, Е.И. Дегтярева // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 2. - С. 56-58.

7. Евсеев, С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования : реалии и перспективы / С.П. Евсеев. - СПб., 2007. - С. 144.

8. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М., 2004. - С. 272.

9. Захаров, А. А. Проблемы и перспективы развития университетского образования в области физической культуры и спорта / А. А. Захаров // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 5. - С. 50-52.

10. Ионов, А. А. Физическая культура и спорт в воспитании учащейся молодежи [Электронный ресурс] / А. А. Ионов, Н.Н. Софронов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 13(4). - Режим доступа : http://www.kamgifk.ru/magazin /archive.htm.

11. Кайнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта / Э.Б. Кайнова. - М., 2007. - С.

208.

12. Костюченко, В.Ф. Специальное профессиональное образование в сфере физической культуры / В.Ф. Костюченко. - СПб., 2006. - С. 102.

13. Кузин, В. Национальное законодательство о физической культуре и спорте / В. Кузин, М. Кутепов.

- М., 2006. - С. 600.

14. Кузнецова, З.М. Возрождение Олимпийской традиции [Электронный ресурс] / З.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 10(1). - Режим доступа : : //www. kamgifk. ru/magazin/archive. Мт.

15. Кузьмин, Е.Б. Формирование спортивной мотивации как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Е. Б. Кузьмин, Г. Л. Драндров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 13(4). - Режим доступа : http://www.kamgifk.ru/magazin/archive.htm.

16. Родиченко, В.С. Спорт и совесть : учебно-методическое пособие для системы олимпийского образования / В.С. Родиченко. - М. : Физкультура и спорт, 2007. - 144 с.

17. Соломахин, О.Б. Формирование осознанной потребности и мотивации в регулярных занятиях физической культурой у учащихся начальных классов [Электронный ресурс] / О.Б. Соломахин, Э.И. Ахметшина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 11(2). - Режим доступа : http://www.kamgifk.ru/magazin/archive.htm.

18. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов : хрестоматия. - СПб. : Питер, 2002.

- 384 с.

19. Теория и методика физической культуры. - М., 2007. - С. 464.

20. Теория и организация адаптивной физической культуры : в 2-х т. Том 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и ее основных видов. - М., 2007. - С. 448.

21. Физическая культура / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р. Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. - М., 2008. - С. 176.

Literature

1. Baronenko, V.A. Health and physical culture of a student / V.A. Baronenko, L.A. Rapoport. - M., 2003. -

P. 352.

2. Barchukov, I. Physical culture and physical training / I. Barchukov, Yu. Nazarov. - M., 2007. - P. 432.

3. Barchukov, I.S. Physical culture and sport: methodology, theory and practice / I.S. Barchukov, A.A. Nesterov. - M., 2006. - P. 528.

4. Vestnik of the Ministry of Youth, Sport and Tourism of the Republic of Tatarstan : № 9. / Ministry of Youth, Sport and Tourism RT; under the editorship of M.M. Bariev. - Kazan : RTSMIPP, 2008. - 124 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Wojnar, Yu. Trends and issues in vocational education in physical culture / Yu. Wojnar // Theory and Practice of Physical Culture. - 1999. - № 10. - P. 25-26; 39-40.

6. Guskov, S.I. New types of women's physical activity - the dictates of time / S.I. Guskov, E.I. Degtyarev // Theory and Practice of Physical Culture. - 1998. - № 2. - P. 56-58.

7. Evseyev, S.P. Physical culture in the system of higher vocational education : realities and perspectives / S.P. Evseyev. - SPb., 2007. - P. 144.

8. Zheleznyak, Yu.D. The theory and methodology of teaching the subject of "Physical Culture" : a textbook for students of higher educational institutions / Yu.D. Zheleznyak, V.M. Minbulatov. - M., 2004. - P. 272.

9. Zakharov, A.A. Problems and prospects of development of university education in the field of physical culture and sport / A.A. Zakharov // Theory and Practice of Physical Culture. - 2003. - № 5. - P. 50-52.

10. Ionov, A.A. Physical culture and sport in educating young students [electronic resource] / A.A. Ionov, N.N. Sofronov // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport. - 2009. -№ 13(4). - Mode of access : http://www.kamgifk.ru/magazin/archive.htm.

11. Kaynova, E.B. General pedagogy of physical culture and sport / E.B. Kaynova. - M., 2007. - P. 208.

12. Kostyuchenko, V.F. Special professional education in physical culture / V.F. Kostyuchenko. - SPb., 2006.

- P. 102.

13. Kuzin, V. National legislation on physical culture and sport / V. Kuzin, M. Kutepov. - M., 2006. - P. 600.

14. Kuznetsova, Z.M. Revival of the Olympic tradition [electronic resource] / Z.M. Kuznetsova, Yu.P. Sima-kov // Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. - 2009. - № 10(1). - Mode of access : http: //www. kamgifk. ru/magazin/archive.htm.

15. Kuzmin, E.B. Formation of sports motivation as psychological and pedagogical problem [electronic resource] / E.B. Kuzmin, G.L. Drandrov // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport. - 2009. - № 13(4). - Mode of access : http://www.kamgifk.ru/magazin/archive.htm.

16. Rodichenko, V.S. Sport and conscience: a teaching manual for the system of Olympic education / V.S. Rodichenko. - M. : Physical culture and sport, 2007. - 144 p.

17. Solomakhin, O.B. Formation of a conscious needs and motivation in regular physical education classes of pupils of primary classes [electronic resource] / O.B. Solomakhin, E.I. Akhmetshina // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport. - 2009. - № 11(2). - Mode of access : http://www.kamgifk.ru/magazin /archive.htm.

18. Sport Psychology in the works of native experts: chrestomathy. - SPb. : Piter, 2002. - 384 p.

19. Theory and methods of physical culture. - M., 2007. - P. 464.

20. Theory and organization of adaptive physical culture : in 2 Vol. Volume 2. The content and methodology of adaptive physical culture and its main types. - M., 2007. - P. 448.

21. Physical Culture / N.V. Reshetnikov, Yu.L. Kislitsyn, R.L. Paltievich, G.I. Pogadaev. - M., 2008. - P.

176.

Статья поступила в редакцию 22.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.