Научная статья на тему 'Студенческий спорт как спорт высоких спортивных достижений'

Студенческий спорт как спорт высоких спортивных достижений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2919
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЕ И ПАРОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В СОЧИ / ОЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ / СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / HIGH PERFORMANCE SPORTS / OLYMPIC AND PARALYMPIC GAMES IN SOCHI / OLYMPIC SPORTS / STUDENT SPORT / THE FEDERAL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Лидия Александровна, Казакова Ольга Александровна

В статье сравниваются понятия спорта, спорта высших достижений, студенческого спорта, рассматриваются законы РФ, выдвигаются предложения в данной сфере деятельности. Примером успехов российского спорта в последние годы стало проведение соревнований международного уровня, которые были доверены России в знак признания ее авторитета в спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванова Лидия Александровна, Казакова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student sports as high performance sports

The paper compares the concept of sports, high performance sports, students’ sports; discusses the laws of the Russian Federation, makes the offers in this field. The example of success of Russian sport in recent years was holding the international competitions, which were entrusted to Russia in recognition of its authority in sport: XXVII World Summer Universiade in Kazan (2013), World Championships in Athletics in Moscow (2013), World Aquatics Championships. in Kazan (2014), XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games in Sochi (2014).

Текст научной работы на тему «Студенческий спорт как спорт высоких спортивных достижений»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14273 УДК 378:796.034

Иванова Л. А., Казакова О. А. Студенческий спорт как спорт высоких спортивных достижений // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14273. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14273.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Иванова Лидия Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Самарский государственный

экономический университет», г. Самара

kfv2012@mail.ru

Казакова Ольга Александровна,

кандидат педагогических наук, ст. преподаватель ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара kazakova.kpn@gmail.com

Студенческий спорт как спорт высоких спортивных достижений

Аннотация. В статье сравниваются понятия спорта, спорта высших достижений, студенческого спорта, рассматриваются законы РФ, выдвигаются предложения в данной сфере деятельности. Примером успехов российского спорта в последние годы стало проведение соревнований международного уровня, которые были доверены России в знак признания ее авторитета в спорте.

Ключевые слова: студенческий спорт, спорт высших достижений, олимпийский спорт, Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Во второй половине XX столетия отмечается значительное влияние спорта как социального института на развитие личности, на сознание и общественную жизнь людей. Углубились интегративные процессы и внедрение спорта в социальные структуры общества, продолжают активно проявлять себя современные тенденции интенсивного развития спорта как самостоятельного социального института, существенно усилилось влияние спорта на экономику, культуру и образование. Спорт стал отражать состояние общества, в котором он развивается.

Однако сегодня в России весьма неоднозначная ситуация. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем. Экономика России только набирает мощь. Развитие и всесторонняя поддержка спорта и физической культуры воспринимаются в России как важный ресурс укрепления здоровья граждан, формирования здорового образа жизни молодого поколения, повышения спортивного имиджа страны. В свете социально-политических преобразований, направленных на построение правового, демократического общества, впервые государство создает возможности для развития и процветания спорта высших достижений. Примером успехов российского спорта в последние годы стало проведение соревнований международного уровня, которые были доверены России в знак признания ее авторитета в спорте: XXVII Всемирная летняя Универсиада в Казани (2013 г.), чемпионат мира по лёгкой атлетике в Москве (2013 г.), чемпионат мира по водным видам спорта в Казани (2014 г.), XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры в Сочи (2014 г.).

Организаторы XXII Олимпийских зимних игр провели самые инновационные Игры, которые выразили характер новой России и вдохновили весь мир. Президент МОК Томас Бах назвал Олимпийские игры в Сочи превосходными с точки зрения их организации и отметил слаженную работу всех участников. Россия заняла первое место и еще раз укрепила свои позиции в международном рейтинге. XI Паралимпийские зимние игры - 2014 в Сочи поразили весь мир. Такого мощного и слаженного

r\j Л r\j

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14273 УДК 378:796.034

Иванова Л. А., Казакова О. А. Студенческий спорт как спорт высоких спортивных достижений // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14273. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14273.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

прорыва в паралимпийском движении России не ожидал никто. Но Россия в очередной раз доказала свои возможности.

Особое внимание к вопросам развития студенческого спорта в России было уделено в Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию от 12 декабря 2012 г.: «Важнейшее направление - развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи. Ведь именно для того, чтобы побудить людей заниматься спортом, чтобы занятие физкультурой и спортом стало модным, престижным делом, мы и организуем в нашей стране крупнейшие международные соревнования» [1].

Именно поэтому настораживает отсутствие на таких глобальных для всей России турнирах спортсменов Самарской области.

Российская Федерация с успехом показывает всему миру роль физической культуры и спорта в формировании национальной идеи, заключающейся в культе здоровья, воспитании чувства гордости и поднятии престижа страны на международной арене.

Как отмечается в статье Ю. В. Шиховцова и соавторов, за последние годы правовые отношения в спорте и спортивной индустрии претерпели существенные изменения: во многом расформировалась система управления физической культурой и спортом, по-новому выстраиваются финансовые отношения между государством и спортивными организациями, на иных принципах производится государственное регулирование физкультурно-спортивных отношений на федеральном и региональном уровнях [2].

Однако этого недостаточно; то, что делается в области спорта на государственном уровне, сегодня не всегда правильно принимается регионами, и меры, которые должны быть направлены на обеспечение оптимальных условий для развития физической культуры и спорта в целом по отрасли, не всегда точно ориентированы на определенной результат. Очень часто регионы берут в расчет практически все направления спортивной отрасли без выделения приоритетных сегментов. К сожалению, такой всеобъемлющий подход не может принести должных результатов, учитывая среднесрочные временные рамки целевых программ развития физической культуры и спорта.

При этом в большинстве программ такой огромный пласт, как студенческая молодежь, востребован очень незначительно.

На сегодняшний день студенческая молодежь является наибольшей категорией населения по численному составу, организованной по месту получения образования. Студенчество - та социальная база, на основе которой можно закреплять инновационные методы и формы подготовки студентов - спортсменов высших достижений. В спорте человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами. Спорт - это популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений, которые крайне необходимо развивать в детском и студенческом возрасте. Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому роль спорта в студенческой среде на данный момент становится наиболее популярной и значимой.

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14273 УДК 378:796.034

Иванова Л. А., Казакова О. А. Студенческий спорт как спорт высоких спортивных достижений // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14273. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14273.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

В данный период через образовательно-воспитательный процесс необходимо реализовывать прорыв студенческого спорта на высокий уровень - «Лучший студент тот, кто занимается спортом».

Достижения на соревнованиях различного ранга самарских студентов-спорт-сменов являются бесспорным доказательством того, что студенческая молодежь -активный и реальный носитель спортивного духа и спортивного совершенствования. Студенты-спортсмены, достигшие высоких результатов как в сфере учебы, так и в сфере спорта, должны еще больше укреплять и пропагандировать мотивацию к занятиям спортом.

К сожалению, в последнее десятилетие из-за недостатка организационных и финансовых ресурсов и внимания со стороны государственных органов этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян. Так, студенты Самарской области по многим видам спорта занимали призовые места на международных и российских аренах, на сегодняшний день Самарская область потеряла свои позиции. Нет сильного студенческого общества «Буревестник», нет хорошего финансирования студен-тов-спортсменов на соревнования разного уровня. Вузы Самарской области выживают поодиночке.

Однако спортивный потенциал студенческой молодежи Самарской области настолько высок, что, по существу, может объять все направления спортивной деятельности в учебно-тренировочном процессе и достичь позиций призеров Олимпийских игр и чемпионов мира, необходимо лишь только помочь, показать общую заинтересованность правительства в студенческом спорте.

Не подлежит сомнению факт, что для достижения наивысших результатов в спорте необходимо акцентировать внимание государственных структур на возрождении и финансировании студенческого спорта в высших учебных заведениях.

Студенческий спорт должен стать базовым сегментом для развития спорта высших достижений. По авторитетному мнению В. И. Ильинича, период обучения будущих специалистов в вузе практически совпадает с периодом достижения наивысших спортивных результатов в избранном виде спорта. Спортивная деятельность одаренных студентов, которые способны показывать наивысшие спортивные результаты в том или ином виде спорта, в значительной мере определяется способностью индивида к осознанию и глубокому пониманию объективных закономерностей роста результатов; механизма воздействия спортивных упражнений на организм, включая его биологические и социальные аспекты. Стремительный рост спортивных достижений; усиление конкуренции на международной арене; постоянное повышение роли спорта в развитии и совершенствовании не только отдельной личности, но и общества в целом «омолодили» возраст участников высококвалифицированных спортивных соревнований, определили престиж спортивной деятельности в студенческой среде.

В силу более сознательного психолого-возрастного состояния студенчество является той социальной базой, на основе которой можно апробировать и закреплять инновационные методы и формы подготовки спортсменов в цикле четырехлетнего периода, для достижения наивысших результатов в спорте (чемпионов России, мира и призеров Олимпийских игр). Студенческий спорт может быть выделен в отдельно взятый сегмент в качестве экспериментально-инновационной площадки с целью апробирования новых подходов в развитии системы по подготовке высококвалифицированных спортсменов-студентов.

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14273 УДК 378:796.034

Иванова Л. А., Казакова О. А. Студенческий спорт как спорт высоких спортивных достижений // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14273. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14273.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

По мнению четырехкратного чемпиона мира по самбо А. И. Иванова, наиболее высокого спортивного результата в спорте спортсмен достигает в возрасте от двадцати до двадцати семи лет, но, к сожалению, при поступлении в высшее учебное заведение спортсмен не имеет возможности достичь пика спортивной формы по ряду причин. Одной из них является отсутствие данного вида спорта высших достижений на базе того высшего учебного заведения, куда он поступил. Нет моментов урегулирования этих и других проблем, каждый вуз решает возникшие проблемы индивидуально, нет закона о студенческом спорте в нашем государстве. Хотя если быть точным, то один закон о студенческом спорте все же существует, правда, мало кто о нем знает, - это модельный закон «О студенческом спорте», утвержденный Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников содружества независимых государств № 21-9 от 16 июня 2003 г. в Санкт-Петербурге. Одна из статей гласит, что государство обеспечивает формирование государственного бюджета образовательных учреждений в части расходов на физическую культуру и спорт, определения порядка финансирования системы спортивного образования студентов, подготовки спортсменов высокого класса, оказания помощи спортивным клубам [3]. Много ли вузов могут похвастаться отдельной государственной поддержкой? К сожалению, этот вопрос пока нами до конца не исследован.

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что налицо следующие противоречия: отсутствие обоснованной координации в деятельности министерств образования и науки и министерств спорта РФ и регионов в области программ по развитию студенческого спорта, отсутствие интеграции отечественной системы студенческого спорта в международную систему; невостребованность огромного потенциала студентов вузов как спортсменов высших достижений.

При этом в сфере образования отмечается пристальное внимание к развитию физической культуры и спорта. Примером могут послужить новые нормативно-правовые акты в этой области. Одними из последних таких нормативных актов стали: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

Особенно следует отметить в законе «Об образовании в Российской Федерации» статьи, касающиеся физической культуры и спорта, - 27, 28, 34, 41, 43 [4]. Однако нет акцента на спорт как отдельный сегмент физической культуры и спорт высших достижений.

Если рассматривать ФЗ Российской Федерации «О физической культуре и спорте», то в нем содержится только определение такого понятия, как «студенческий спорт», который выступает отличным от спорта высших достижений и олимпийского спорта. Как установлено в ст. 2 этого закона, студенческий спорт - это часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных [5]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что студенческий спорт может и не относиться к той части спорта, которая является спортом высших достижений. В то же время в специальной литературе по спортивному праву студенческий спорт характеризуется именно как составная часть мирового спорта высших достижений. И на студенческой

IV ^ rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14273 УДК 378:796.034

Иванова Л. А., Казакова О. А. Студенческий спорт как спорт высоких спортивных достижений // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14273. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14273.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Универсиаде в Казани министр спорта России В. Л. Мутко поставил приоритетные цели и задачи в области студенческого спорта: «Студенческий спорт в России должен стать базой, основой для спорта высших достижений и профессионального спорта страны. Вопрос обеспечения подготовки национальных и студенческих сборных команд страны является актуальным и требующим своего решения на местах».

Несомненно, важны целевые ориентиры в развитии студенческого спорта, озвученные президентом России В. В. Путиным на заседании Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта в Казани: «Развитие студенческого спорта... одно из важных направлений социальной политики, целью которой является устойчивое духовное и физическое развитие молодежи через интеграцию образования, спорта и культуры. И безусловно, мы должны сделать все, чтобы наши планы в сфере студенческого спорта в ближайшие годы и на перспективу были реализованы».

В ст. 8 ФЗ «О развитии физической культуры и спорта» отмечается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств собственных бюджетов вправе, например, оказывать содействие развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта, студенческого спорта, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта [6]. Также они могут устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной в области физической культуры и спорта. Получается, что развитие студенческого спорта и спорта высших достижений относится к компетенции и государства, и его субъектов. И тут же есть отличия - в частности, в правовом обеспечении (его содержании - установлении основных или дополнительных правовых стимулов и др.), источниках финансирования. Поэтому многие вузы с целью экономии средств на основные виды деятельности вполне могут руководствоваться то одним законом, то другим и по минимуму выделять средства на студенческий спорт высших достижений, ссылаться на отсутствие бюджетных средств на данные цели.

Практически большинство вузов Самарской области выделяют очень незначительные средства на развитие спорта, нет условий для развития спорта высших достижений, даже если есть талантливые спортсмены, нет средств для их дальнейшего становления как спортсменов - чемпионов мира и Олимпийских игр.

С другой стороны, специфика студенческого спорта в целом свидетельствует о том, что эта сфера должна регулироваться не только собственно законодательством о физической культуре и спорте, но и законодательством об образовании (в широком смысле этого слова). Думается, что такой подход явствует из позиции законодателя, согласно которой одним из элементов системы образования выступает физическая культура и спорт [7].

Ссылки на источники

1. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию от 12 декабря 2013 г. - URL: http://www.kremlin.ru/news/19825 (дата обращения 1.08.2014).

2. Шиховцов Ю. В., Шиховцова Л. Г., Королев А. Г., Белова О. В. Понятие и особенности общественных отношений в сфере профессионального спорта // Известия института систем управления Самарского государственного экономического университета. - Самара: Изд-во: Самар. гос. экон. ун-та, 2012. - № 1-2 (4-5). - С.12-16.

3. Постановление межпарламентской ассамблеи государств-участников содружества независимых

государств № 21-9 от 16 июня 2003. - URL:

http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor41/text41218.htm (дата обращения 1.04.2014).

4. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 1 сентября 2013. - URL:http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/4/ (дата обращения 1.04.2014).

(V С rw

КОНТ TF.TTT

научно-методический электронный журнал ART 14273 УДК 378:796.034

Иванова Л. А., Казакова О. А. Студенческий спорт как спорт высоких спортивных достижений // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14273. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14273.htm. - Гос. per.

Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». - URL: http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.htm (дата обращения 1.04.2014).

6. Постановление межпарламентской ассамблеи государств-участников содружества независимых государств № 21-9 от 16 июня 2003.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». - Ст. 28.

Lidiya Ivanova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Head of the chair of physical education, Samara State University of Economics, Samara kfv2012@mail.ru Olga Kazakova,

Candidate of Pedagogic Sciences, senior lecturer at the chair of physical education, Samara State University of Economics, Samara kazakova.kpn@.gmail.com Students’ sports as high performance sports

Abstract. The paper compares the concept of sports, high performance sports, students’ sports; discusses the laws of the Russian Federation, makes the offers in this field. The example of success of Russian sport in recent years was holding the international competitions, which were entrusted to Russia in recognition of its authority in sport: XXVII World Summer Universiade in Kazan (2013), World Championships in Athletics in Moscow (2013), World Aquatics Championships. in Kazan (2014), XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games in Sochi (2014).

Key words: students’ sport, high performance sports, Olympic sports, Olympic and Paralympic Games in Sochi, the Federal Law of the Russian Federation.

References

1. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V. V. Putina Federal'nomu sobraniju ot 12 dekab-rja 2013 g. Available at: http://www.kremlin.ru/news/19825 (data obrashhenija 1.08.2014) (Russian).

2. Shihovcov, Ju. V., Shihovcova, L. G., Korolev, A. G. & Belova, O. V. (2012) “Ponjatie i osobennosti ob-shhestvennyh otnoshenij v sfere professional'nogo sporta”, Izvestija instituta sistem upravlenija Samar-skogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta, Izd-vo Samar. gos. jekon. un-ta, Samara, № 1-2 (4-5), pp.12-16 (Russian).

3. Postanovlenie mezhparlamentskoj assamblei gosudarstv-uchastnikov sodruzhestva nezavisimyh gosu-

darstv № 21-9 ot 16 ijunja 2003. Available at:

http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor41/text41218.htm (data obrashhenija 1.04.2014) (Russian).

4. Federal'nyj zakon RF “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii” № 273-FZ ot 1 sentjabrja 2013. Available at: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/4/ (data obrashhenija 1.04.2014) (Russian).

5. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 4 dekabrja 2007. № 329-FZ “O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii”. Available at: http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.htm (data obrashhenija 1.04.2014) (Russian).

6. Postanovlenie mezhparlamentskoj assamblei gosudarstv-uchastnikov sodruzhestva nezavisimyh gosu-darstv № 21-9 ot 16 ijunja 2003 (Russian).

7. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 4 dekabrja 2007. № 329-FZ “O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii”, st. 28 (Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

6 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.