Научная статья на тему 'Правовой статус студента-спортсмена высших учебных заведений'

Правовой статус студента-спортсмена высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1046
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЙ СТАТУС / СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / СПОРТСМЕН-ПРОФЕССИОНАЛ / СПОРТИВНАЯ СТИПЕНДИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирьянова Людмила Александровна, Морозова Лада Владимировна, Кузнецов Павел Константинович, Демиденко Олеся Валериевна

В статье рассмотрены регламентирующие правовые акты обучения студентов в высших учебных заведениях различных специальностей, которые одновременно с получением образования активно участвуют в спортивных соревнованиях в составе сборных команд России, вуза, факультетов. На основе анализа нормативно-правовой базы развития студенческого спорта, авторами статьи предложены к рассмотрению ряд мероприятий по созданию благоприятных условий для успешного выступления студентов-спортсменов в период обучения в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирьянова Людмила Александровна, Морозова Лада Владимировна, Кузнецов Павел Константинович, Демиденко Олеся Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status of student involved in sportive activity in the system of higher education

The article deals with the regulating legal acts covering the teaching of the students in higher educational institutions of various specialties, who simultaneously participate in sports competitions as members of the national teams of Russia, the university teams, and faculties. Based on the analysis of the regulatory and legal framework for the development of the student sports, the authors of the article proposed to consider a number of activities in creating the favorable conditions for the successful performance of students-athletes during their studies at the higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Правовой статус студента-спортсмена высших учебных заведений»

REFERENCES

1. Karpenko, L.A. and Zhigareva, S.A. (2016), "Specifics, classification and model characteristics of acrobatic supports in aesthetic group gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 77-81.

Контактная информация: svetik_bnb@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.08.2017

УДК 796.034.2

ПРАВОВОЙ СТАТУС СТУДЕНТА-СПОРТСМЕНА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ

Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Лада Владимировна Морозова, доцент, Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, доцент, заведующий сектором Физическая культура и спорт, СевероЗападный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, (СЗИУ РАНХиГС), г. Санкт-

Петербург; Олеся Валериевна Демиденко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, (СПбГИКиТ),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрены регламентирующие правовые акты обучения студентов в высших учебных заведениях различных специальностей, которые одновременно с получением образования активно участвуют в спортивных соревнованиях в составе сборных команд России, вуза, факультетов. На основе анализа нормативно-правовой базы развития студенческого спорта, авторами статьи предложены к рассмотрению ряд мероприятий по созданию благоприятных условий для успешного выступления студентов-спортсменов в период обучения в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: законодательство, правовой статус, спорт высших достижений, нормативные акты, спортсмен-профессионал, спортивная стипендия.

LEGAL STATUS OF STUDENT INVOLVED IN SPORTIVE ACTIVITY IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lada Vladimirovna Morozova, the senior lecturer, Pavel Konstantinovich Kuznetsov, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, head of the Physical Culture and Sports Sector, North-West Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg; Olesya Valeryevna Demidenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Institute of Film and Television, St. Petersburg

Annotation

The article deals with the regulating legal acts covering the teaching of the students in higher educational institutions of various specialties, who simultaneously participate in sports competitions as members of the national teams of Russia, the university teams, and faculties. Based on the analysis of the regulatory and legal framework for the development of the student sports, the authors of the article proposed to consider a number of activities in creating the favorable conditions for the successful performance of students-athletes during their studies at the higher educational institutions.

Keywords: legislation, legal status, sports of the higher achievements, regulations, professional athlete, sports scholarship.

ВВЕДЕНИЕ

Основная стратегия нашего правительства в оздоровлении общества направлена на возрождение студенческого спорта. И первые шаги необходимо делать в реорганизации

физического воспитания и в усовершенствовании методики физического обучения в вузах. Все преобразования значимы не только для спорта высших достижений в направлении формирования резерва, но и для пропаганды спортивной культуры, здорового образа жизни среди молодежи.

Период студенчества - это период огромных возможностей, новых увлечений, интересов и раскрытие физического потенциала. В кругу молодежи модным направлением и правилом хорошего тона являются фитнес - культура и занятия спортом. Студенческая аудитория к своему выбору относится избирательно, предъявляя четкие требования. Поэтому и работу по развитию спорта высших достижений, и массового спорта важно вести инновационными методами и современными средствами.

Цель государственной политики по развитию физической культуры в России - это значительное увеличение регулярно занимающихся спортом учащихся и студентов к 2020 году до 80 процентов.

Во многих источниках по данной проблеме студенческий возраст характеризуется как возраст, когда молодые люди достигают пика в физическом и психическом развитии, что способствует достижения наивысших спортивных результатов в избранном виде спорта [1, 2, 3]. В России численность студентов в 2017 году возросла до 350 тысяч человек. В Петербургские вузы поступили около 26 тысяч человек.

Для воссоздания студенческого спорта в 2013 году В.В. Путин одобрил идею образования ассоциации студенческих спортивных клубов России (АССК) [2, с.8]. В Российский студенческий спортивный союз входят всевозможные общественные организации, объединяющие более 700 учреждений высшего образования, что повлияло на учреждение 13 студенческих лиг по разнообразным видам спорта. Министерство спорта РФ, Министерство образования обеспечивают условия для совершенствования эффективности деятельности студенческих спортивных коалиций. Со стороны региональных органов власти оказывается деятельная поддержка на местах.

Государственные инвестиции окажут должную поддержку при условии, если руководство высших образовательных учреждений будут реально поддерживать спорт.

Цель исследования - на основе теоретического анализа правовых документов определить статус студента - спортсмена и предложить методы педагогического управления развития студенческого спорта в вузе.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

По определению, студент - это лицо, в установленном порядке зачисленное в вуз для обучения образовательным программам высшего профессионального образования.

Общий перечень прав студента содержится в следующих нормативно-правовых документах: Конституция РФ, Федеральные законы «Об образовании», Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования, уставах вузов и иных предусмотренных уставами вузов локальных нормативных актах («Правила внутреннего распорядка») [4].

Права спортсменов, студентов-спортсменов регламентируются такими нормативно-правовыми документами как: Конституция РФ, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ», «Трудовой кодекс РФ», Постановление Правительства о «Статусе члена сборной РФ», уставами вузов и иных локальных нормативных актах.

Исходя из перечисленных выше документов, студент владеет не только правом на образование, но и возможностью максимально реализовывать себя в вузовской среде, проявляя свои коммуникативные и личностные качества.

Практически в каждом вузе на сегодня уже созданы и функционируют спортивные клубы или спортивные центры. Студенческие сборные регулярно выступают на универсиадах, международных соревнованиях, защищая честь своей страны. Отдельные студенты-спортсмены, выступая за различные спортивные клубы в регулярном Чемпионате

России, отстаивают честь спортклуба. Сборные команды вуза по разным видам спорта принимают участие в Чемпионате города среди вузов, повышая этим самым рейтинг своего вуза.

Федеральным законом 2007 г. «О физической культуре в Российской Федерации» определены основные категории спортсменов, которые являются многочисленными субъектами спортивных отношений: 1) спортсмены; 2) спортсмены высокого класса; 3) спортсмены-профессионалы. Данный закон (ст. 2) объединяет все данные категории единым понятием - спортсмен. Правовой статус спортсмена всегда связан с реализацией прав и соблюдением обязанностей. В таблице 1 авторами подробнее рассмотрены права и обязанности спортсмена.

Права спортсмена Обязанности спортсмена

Выбор вида спорта Соблюдать технику безопасности на спортивных объектах

Участие в спортивных соревнованиях различного уровня Не употреблять допинговые средства. В установленном порядке соблюдать прохождение планового допингового контроля.

Получение спортивных разрядов и спортивных званий согласно Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК). Руководствоваться положением (регламентом) о физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях.

Получение медицинской страховки. Соблюдать медицинские требования, систематически проходить диспансеризацию.

Придерживаться этических норм на спортивной площадке.

Как и во многих вузах Санкт-Петербурга в Северо-Западном институте управления (СЗИУ) уже не первый год функционирует спортивный центр «Виктория». Сегодня в центре организована секционная работа более чем 20 видам спорта. Сформированы 36 сборных команд, выступающих в Чемпионате города среди вузов. На протяжении и многих лет наши сборные показывают высокие результаты, занимая призовые места. Так по результатам 2015-2016 учебного года СЗИУ занял 1-е место за лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы среди студентов на смотре-конкурсе образовательных организаций высшего профессионального образования в Санкт-Петербурге.

Приоритетом в деятельности спортивного центра «Виктория» совместно с руководством вуза является создание соответствующих условий для студентов, членов сборных команд СЗИУ. Студенты, принятые в состав сборной команды СЗИУ, приобретают статус студента-спортсмена. Главные тренеры по видам спорта до 1 февраля текущего года представляют списки студентов-спортсменов, на утверждение директором спортивного центра «Виктория» и проректора по учебной работе.

Правилами внутреннего распорядка СЗИУ для студента-спортсмена предусмотрены следующие права и обязанности (таблица 2).

Таблица 2 - Права и обязанности студента-спортсмена СЗИУ

Права студента-спортсмена Обязанности студента-спортсмена

1. Индивидуальный график посещения учебных занятий, продление сроков экзаменационной сессии. 1. Выступать за СЗИУ на городских, республиканских, Всероссийских и Международных соревнованиях.

2. Безвозмездное пользование материально-технической базой вуза. 2. Рекламировать и пропагандировать обучение в СЗИУ на соревнованиях различного уровня.

3. Материальная помощь, для нуждающихся студентов-спортсменов. 3. Непрерывно усовершенствовать свое спортивное мастерство.

4. Спортивная стипендия, при успешной сдачи экзаменационной сессии. 4. Активно проявлять себя в физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях проводимых в рамках Академиады.

5. Именная повышенная стипендия студентам-спортсменам, по итогам года, вошедшим в «десятку» лучших спортсменов СЗИУ. 5. Выражать практическую помощь в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий.

6. Возможность обучения или стажировки в другой стране. 6. Успешно сочетать занятия спортом и обучение в вузе.

Правила, касающиеся внутренней деятельности спортивной организации вуза, постоянно совершенствуются. Эти правила и требования определены для совершенства студенческого спортивного движения, активизации спортивной работы среди студентов, аспирантов и сотрудников академии, и надлежащего. Но они не безупречны и поэтому требуют внесения корректив в управление развития студенческого спорта, и определить принципы педагогического управления.

Нами была изучена динамика развития студенческого спорта, исследованы тенденции развития студенческого спорта в Северо-Западном институте управления РАН-ХиГС при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург с 2010 по 2017 гг.

В анкетировании участвовали более 250 студентов. Все студенты-спортсмены, в разные годы, участники соревнований по 5 зимним и 31 летнему видам спорта: баскетболу, волейболу, мини-футболу, борьбе, зимним видам спорта, легкой атлетике, плаванию, теннису и другим. Студенты-спортсмены различались по уровню спортивной квалификации, по возрасту, по тендерному аспекту. Нами были получены экспертные оценки интервьюирования студентов-спортсменов, педагогический опыт преподавательского состава сектора физической культуры и спорта вуза, продолжен сбор и анализ документальных материалов.

Авторами было изучено законодательство, проштудированы нормативно-правовые акты по социально-экономическим, управленческим и правовым проблемам управления в спорте, проанализированы аспекты педагогического управления развитием студенческого спорта в академии. Совместно с руководством спортивного центра «Виктория» и профессорско-преподавательским составом сектора физической культуры и спорта вуза проведены коррективы по совершенствованию нормативно-правовой базы, содействующей созданию условий педагогического управления развитием студенческого спорта в академии.

ВЫВОДЫ

Таки образом, педагогическое управление развитием спорта в вузах предполагает координацию деятельности государственных органов образования, физической культуры, спорта, молодежной политики по созданию нормативных, финансовых и организационных условий для занятий спортом конкретно для каждого вуза. От этого зависит успешность занятий студентами спортом и повышение их спортивного мастерства.

Рейтинг высшего учебного заведения только повысится, если педагогическое управление развитием студенческого спорта создаст определенные условия и предоставит студентам возможность права выбора занятия спортом в зависимости от уровня их спортивной квалификации. Во многом это зависит от грамотно разработанных нормативных документов, регламентирующих спортивную деятельность вузов: «Положение об Академиаде вуза», «О спортивной стипендии вуза», конкурс «Лучший тренер» и «Лучший спортсмен академии», и т.д.

По нашему мнению основной принцип педагогического управления развитием студенческого спорта - поддержка и признание прав студентов-спортсменов заниматься спортом в период обучения в высших учебных заведениях Российской Федерации в целях спортивного совершенствования. Крайне важно поддержать стремление студентов к активной жизни, в том числе через спорт.

Для этого необходимо установить: программно-нормативные основы развития студенческого спорта в вузах, принципы материального обеспечения студентов-спортсменов (спортивные стипендии), условия поступления в государственные вузы и учебы спортсменов высокого класса, показатели, характеризующие успешность вузов в развитии спорта среди студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильинич, В.И. Студенческий спорт и жизнь : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Ильинич. - М. : АО "Аспект Пресс", 1995. - 144 с.

2. Морозова, Л.В. Популяризация спортивного движения среди студенческой молодежи / Морозова Л.В., Морозов О.Г. // Материалы VIII Международной научной конференции "Педагогика: традиции и инновации". Челябинск, 20-23 января 2017 г. - Казань : Изд-во «Бук», 2017. - С. 8-11.

3. Рапопорт, Л. А. Практическое управление развитием студенческого спорта в университетах России : дис. ... д-ра пед. наук / Рапопорт Леонид Аронович. - Екатеринбург, 2001. - 365 с.

4. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)" // URL : http://base.garant.ru/192772/. - Дата обращения 17.07.1917.

REFERENCES

1. Ilyinich, V.I. (1995), Student's sport and life: grant for students of higher educational institutions, Aspect Press, Moscow

2. Morozova, L.V. and Morozov, O.G. (2017), "Promoting of the sports movement among student's youth", Materials VIII of the International scientific conference. 2017 "Pedagogics: traditions and innovations" Chelyabinsk, on January 20-23, 2017, publishing house Buk, Kazan.

3. Rapoport, L.A. (2001), Practical management of development of student's sport at the universities of Russia, dissertation, Yekaterinburg.

4. Resolution of the Government of the Russian Federation of February 14, 2008 N 71 "About the adoption of the Standard provision on educational institution of higher education (a higher educational institution)", available at: http://base.garant.ru/192772/.

Контактная информация: ludasport@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.08.2017

УДК 796.015:34

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО

РЕЗЕРВА

Юрий Федорович Курамшин, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Ксения Александровна Бирюкова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования, посвященного анализу правовой информированности сотрудников спортивных школ. Показана значимость правовых документов, каналы их получения и использования. Установлено влияние различных видов деятельности в сфере спорта на использование правовых документов. Полученные данные свидетельствуют, что модернизация системы подготовки юных спортсменов связана с включением в этот процесс разнообразных источников правовой информации. Выделены факторы, препятствующие эффективному использованию правовых документов.

Ключевые слова: подготовка спортивного резерва, правовое обеспечение, нормативно-правовые документы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.