Научная статья на тему 'Содержание дисциплины "История физической культуры" и ее роль в формировании компетенций обучающихся профильных вузов'

Содержание дисциплины "История физической культуры" и ее роль в формировании компетенций обучающихся профильных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1054
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФИЛЬНЫЕ ВУЗЫ / DISCIPLINE'S CONTENT / HISTORY OF PHYSICAL EDUCATION / COMPETENCES / GENERAL CULTURAL COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCES / FIELD-SPECIFIC UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева Л. С., Леонтьева Н. С., Мельникова Н. Ю., Коренева М. В.

Знания, умения и навыки, приобретенные студентом в результате обучения в образовательном учреждении высшего образования, включая приобретенные им личностные качества, безусловно, отражают не только статус и уровень конкретного высшего учебного заведения, но и дальнейшие достижения профессиональной деятельности, его культурную, образовательную, спортивную и другую ценность для общества и истории, причем не столь важно, в какой конкретно специфической области он реализуется как «профессиональная единица» (тренер, учитель, психолог и т.д.). Исследование, посвященное одной из наиболее актуальных на сегодняшний момент теме роли исторических наук в системе высшего образования, связано с основными вопросами и аспектами, раскрывающими содержание, роль и место истории физической культуры в педагогическом процессе подготовки физкультурно-спортивных кадров в рамках модернизации высшего образования в Российской Федерации. Поскольку основной целевой аудиторией подготовки бакалавров в сфере физической культуры и спорта являются, прежде всего, будущие тренеры и преподаватели физической культуры и физического воспитания, настоящее исследование раскрывает актуальные вопросы, связанные с концептуальными особенностями и значением истории физической культуры, а также с анализом основных составляющих учебно-методического комплекса дисциплины «История физической культуры», составленного в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ООП ВО по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профилю «Спортивная подготовка». В работе приводятся цели и задачи дисциплины «История физической культуры», анализируются ее основные содержательные аспекты, приводятся компоненты структуры учебно-методического комплекса дисциплины с учетом внедрения инновационных образовательных стандартов физкультурно-спортивного образования, составленных в соответствии с нормативной документацией: законами, положениями и др. В статье приведены материалы, раскрывающие содержание дисциплины, описываются инновационные формы и методы, призванные оптимизировать процесс освоения эмпирического материала в целях повышения уровня знаний по итогам аттестации студентов с учетом компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтьева Л. С., Леонтьева Н. С., Мельникова Н. Ю., Коренева М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE DISCIPLINE "HISTORY OF PHYSICAL EDUCATION" AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF GENERAL CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS AT FIELD-SPECIFIC UNIVERSITIES

Expertise, knowledge and skills acquired by a student as a result of his or her education at an academic institution of higher education, including his or her personal qualities, obviously, reflect not only the status and the level of a particular higher education institution, but also the further achievements of professional activity, its cultural, educational, sports and other value for the society and history, what is more, it is not so important in which specific area he or she will be involved as a «professional unit» (coach, teacher, psychologist, etc.). The study devoted to one of the most relevant issues at the moment to the role of historical sciences in the system of higher education is connected with key questions and aspects, disclosing the content, the role and the place of physical education history in the pedagogical preparation process of personnel of physical education and sports field in the framework of the modernization of higher education in the Russian Federation. Due to the fact that the main target audience of bachelors’ preparation in the field of physical education and sports are, first of all, future coaches and teachers of physical education, the present study highlights the current issues, related to the conceptual features and the value of physical education history, as well as to the analysis of major components of educational and methodical complex of the discipline «History of physical education» prepared in accordance with the requirements of the Federal Educational Standard of Higher Education taking into account the recommendations and the Basic Educational Programs of Higher Education of the educational direction 49.03.01 «Physical education» of the «Sports Training». In this paper the goals and the objectives of the discipline «Physical education», as well as its main content aspects are analyzed, the components of the structure of the educational and methodical complex of the discipline taking into account implementation of innovative educational standards of physical education and sports compiled in accordance with the relevant regulatory documentation: laws, regulations, etc. are given. The article contains the materials disclosing the content of the discipline, description of innovative forms and methods developed to optimize the mastering process of empirical material in order to improve knowledge according to the results of the students’ certification considering a competence approach.

Текст научной работы на тему «Содержание дисциплины "История физической культуры" и ее роль в формировании компетенций обучающихся профильных вузов»

УДК 796.011.1+378.14

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ

Л.С. Леонтьева, преподаватель кафедры истории физической культуры, спорта и олимпийского образования,

Н.С. Леонтьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории физической культуры, спорта и олимпийского образования,

Н.Ю. Мельникова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой истории физической культуры, спорта и олимпийского образования,

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва,

М.В. Коренева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161; e-mail: maria [email protected].

Знания, умения и навыки, приобретенные студентом в результате обучения в образовательном учреждении высшего образования, включая приобретенные им личностные качества, безусловно, отражают не только статус и уровень конкретного высшего учебного заведения, но и дальнейшие достижения профессиональной деятельности, его культурную, образовательную, спортивную и другую ценность для общества и истории, причем не столь важно, в какой конкретно специфической области он реализуется как «профессиональная единица» (тренер, учитель, психолог и т.д.).

Исследование, посвященное одной из наиболее актуальных на сегодняшний момент теме -роли исторических наук в системе высшего образования, связано с основными вопросами и аспектами, раскрывающими содержание, роль и место истории физической культуры в педагогическом процессе подготовки физкультурно-спортивных кадров в рамках модернизации высшего образования в Российской Федерации.

Поскольку основной целевой аудиторией подготовки бакалавров в сфере физической культуры и спорта являются, прежде всего, будущие тренеры и

преподаватели физической культуры и физического воспитания, настоящее исследование раскрывает актуальные вопросы, связанные с концептуальными особенностями и значением истории физической культуры, а также с анализом основных составляющих учебно-методического комплекса дисциплины «История физической культуры», составленного в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ООП ВО по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профилю «Спортивная подготовка».

В работе приводятся цели и задачи дисциплины «История физической культуры», анализируются ее основные содержательные аспекты, приводятся компоненты структуры учебно-методического комплекса дисциплины с учетом внедрения инновационных образовательных стандартов физкультурно-спортивного образования, составленных в соответствии с нормативной документацией: законами, положениями и др.

В статье приведены материалы, раскрывающие содержание дисциплины, описываются инновационные формы и методы, призванные оптимизировать процесс освоения эмпирического материала

в целях повышения уровня знаний по итогам аттестации студентов с учетом компетентностного подхода.

Ключевые слова: содержание дисциплины, история физической культуры, компетенции, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, профильные вузы.

Для цитирования: Леонтьева Л.С., Леонтьева Н.С., Мельникова Н.Ю., Коренева М.В. Содержание дисциплины «История физической культуры» и ее роль в формировании компетенций обучающихся профильных вузов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 3. - С. 100-106.

For citation: Leontieva L., Leontieva N., Melnikova N., Koreneva М. The content of the discipline «History of physical education» and its role in the formation of general cultural and professional competencies of students at field-specific universities. Fizicheskaja kul'tura, sport -nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 2, pp. 100-106 (in Russian).

Актуальность. Сфера образования является неотъемлемой составной частью государственной политики Российской Федерации. Следовательно, российское государство заинтересовано в постоянном развитии образовательной системы. Существенную роль в этом, наряду с расширением и углублением общих исторических знаний, играют знания в области истории физической культуры и спорта [1, 3, 5].

Формирование и развитие современной модели образования в области физической культуры и спорта, основанной на гуманистических и инновационных принципах образования, должно быть реализовано в контексте приоритета историко-спортивных дисциплин, в том числе истории физической культуры и спорта. Знания об истории развития мира в целом и России в частности, а также истории физической культуры и спорта важны, в том числе, с точки зрения формирования национальной идеи России и воспитания патриотизма [1, 3, 5].

Проведение на территории Российской Федерации крупных международных комплексных соревнований и мировых первенств обусловливает целый ряд первостепенных воспитательных задач, требующих решения государственной системой образования в настоящее время, в том числе передача духовно-нравственных основ, воспитание патриотизма, гражданской ответственности и гордости за родную страну, за соотечественников [3, 5, 7].

Инновационные образовательные стандарты, в соответствии с которыми реализуются современные программы подготовки бакалавров и магистров в системе высшего физкультурно-спортивного образования, определяют очевидную необходимость создания и внедрения усовершенствованных педагогических концепций преподавания дисциплин с учетом компетент-ностного подхода [2].

Результаты исследования. Использование новых или обновленных, усовершенствованных форм, методик и методологических подходов к изучению дисциплины «История физической культуры» с учетом ранее существующей теоретической базы привело к созданию комплекса мер по оптимизации преподавания данной дисциплины, обусловленных рядом актуальных факторов:

- сокращение аудиторных часов в пользу самостоятельной работы студентов с целью активизации их самостоятельности и творчества;

- необходимость применения широкого спектра информационных источников для обеспечения мобильности при осуществлении студентом самостоятельной работы;

- наличие объективной необходимости формирования комплекса компете-нций, предусмотренных стандартами и учебно-методическим комплексом;

- решение ряда первостепенных образовательных и воспитательных задач, таких как стремление к самообразованию, любознательность, умение сформировать свою точку зрения, основанную на объективных знаниях и достоверной информации и др. [2-7].

Обновленные формы и методы преподавания истории физической культуры для бакалавров направления подготовки «Физическая культура» направлены, прежде всего, на подготовку будущих высококвалифицированных физкультурно-спортивных кадров, с учетом оптимизации процесса передачи всесторонних знаний в области истории отрасли [3-7].

Учитывая все вышеизложенное, были разработаны следующие концептуальные аспекты, призванные оптимизировать и усовершенствовать процесс преподавания теоретических знаний в области истории физической культуры, основанные на содержательных и методологических подходах:

Корректировка и совершенствование содержания «Истории физической культуры» с целью оптимизации процесса усвоения эмпирической составляющей дисциплины.

Конкретизация исторических этапов развития физической культуры и спорта с учетом результатов последних научных исследований.

Совершенствование форм, средств и методов преподавания «Истории физической культуры» в сочетании с аудиторными и самостоятельными формами освоения дисциплины в рамках оптимизации использования времени на подготовку к итоговой аттестации.

Использование инновационных средств и методов для получения оптимальных результатов обучения, в том числе: инновационных образовательных технологий, новейших достижений науки и техники и др.

Разработка и внедрение инновационных или обновленных форм текущей проверки знаний студентов, а также при промежуточной аттестации, в том числе при сдаче зачета (компьютерные тесты, таблицы, дистанционная проверка знаний и др.) [3-7].

Вышеуказанные подходы были учтены при разра-

ботке и внедрении учебно-методического комплекса дисциплины «История физической культуры», работа над которым была осуществлена авторами данной статьи для последующей реализации в рамках подготовки бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профилю «Спортивная подготовка» [4, 6, 7].

Следует отметить, что в соответствии с ФГОС ВО реализация любой дисциплины в рамках образовательного процесса предусматривает освоение студентами соответствующего комплекса знаний, который определяется освоением необходимого уровня компетентности. Компетенциями обучающегося, формируемыми в результате освоения дисциплины «История физической культуры», являются:

- Общекультурные компетенции (ОК): «анализ основных этапов и закономерностей исторического развития общества с целью формирования собственной гражданской позиции (ОК-2)»; «способность к са-моорганизции и самообразовани ю (ОК-7)»;

- Общепрофессиональные компетенции (ОПК): «способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-13)»;

- Профессиональные компетенции (ПК): «способность выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта (ПК-28)»; «способность проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-30)»; «способность применять методы и средства сбора и обобщения информации о достижениях физической культуры и спорта в ее историческом развитии, приемы агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью (ПК-31)» [2-7].

Разработанная с учетом соответствующей нормативной документации и рекомендаций по внедрению инновационных образовательных стандартов программа «История физической культуры» содержит следующие основные составляющие: цели и задачи дисциплины, место дисциплины в структуре бакалавриата, компетенции обучающегося, структура и содержание дисциплины, образовательные технологии, оценочные средства, учебно-методическое (темы рефератов, докладов и презентаций, таблицы по ИФК, вопросы для самостоятельной подготовки студентов, вопросы к зачету и др.), информационное (основная и дополнительная литература, перечень фото-, видеоматериалов, интернет-ресурсов и др.) и материально-техническое обеспечение дисциплины [2-4, 6, 7].

Воспитание историей является важным методом углубления и совершенствования интеллектуальной и морально-нравственной подготовки бакалавра, который будет в дальнейшем осуществлять профессиональную деятельность в физкультурно-спортивной

сфере, что обуславливает основную цель дисциплины «История физической культуры» - передачу всесторонних исторических знаний посредством изучения объемного эмпирического материала, включающего вопросы в области истории физической культуры и спорта с древнейших времен до настоящего времени, в том числе изучение многообразия форм, средств и методов, идей и теорий в данной отрасли [3, 4, 6].

Образовательное и воспитательное значение «Истории физической культуры» заключается в следующих основных аспектах: формирование научного мировоззрения, обогащение историческими событиями и фактами, воспитание гуманистической нравственности, приобщение к культуре и обычаям своих предков и народов мира, воспитание и укрепление патриотизма, воспитание уважительного отношения к народам мира, воспитание чувства национальной гордости и др. [3, 6].

Основными задачами, реализуемыми в результате освоения дисциплины, следует считать:

1) передачу знаний на основе научных подходов, отражающих вопросы становления, развития и состояния физической культуры и спорта с древнейших времен до настоящего времени;

2) раскрытие значения, роли и места физической культуры и спорта на разных этапах развития человеческого общества;

3) формирование научного мировоззрения, исторического самосознания и критического мышления;

4) воспитание профессиональной гордости и любви к будущей профессии;

5) повышение общей культуры;

6) расширение умственного кругозора;

7) обогащение знаний в области истории физической культуры и спорта [6].

Следует отметить, что «История физической культуры» принадлежит к профилирующим дисциплинам и занимает значительное место в системе теоретико-педагогических и гуманитарных дисциплин, которые изучаются в высших учебных заведениях соответствующего образовательного направления [3, 4, 6].

Важным является и тот факт, что высшее образование, направленное на подготовку педагогических кадров в области физической культуры и спорта, обуславливает объективную необходимость передачи поколению будущих учителей, педагогов, воспитателей и тренеров не только практических навыков при подготовке спортсменов, но и исторического опыта, морально-нравственных аспектов, ценностей, эстетических и других составляющих физической культуры, спорта и олимпийского движения, являющихся важной педагогической составляющей, необходимой для формирования не только профессиональной, но, в целом, гармонично развитой личности [3-6].

Очевидно, что результат воспитания должен быть не только социально признанным, но и устойчивым, прозрачным и прогнозируемым. Система образования и воспитания в масштабах общества призвана обеспе-

чить достижение оптимального результата в виде конкретных качеств, свойств и черт личности. Данный процесс формируется и развивается, в том числе в аспекте рассмотрения вопросов, связанных с изучением и анализом зарождения и развития физической культуры с древнейших времен до настоящего времени [3, 5, 6].

«История физической культуры» призвана помогать студентам познать свою будущую сферу деятельности, профессию и специфику деятельности в области физической культуры и спорта, повысить педагогическую культуру, вооружить необходимой исторической перспективой, что способствует оптимизации системы образования и непосредственной подготовки к их практической деятельности [4, 6].

В процессе освоения дисциплины «История физической культуры», наряду с теоретическими курсами исторической, гуманитарной, социальной и других на-правленностей, следует последовательно придерживаться трех основных принципов:

- создание общего представления о структуре и содержании дисциплины «история физической культуры»;

- освоение основного материала, касающегося трех основных разделов дисциплины: всеобщей истории физической культуры и спорта, истории физической культуры и спорта в нашей стране, истории международного спортивного и олимпийского движения;

- углубленное изучение и систематизация основных и сопутствующих процессов, связанных с развити-

ем физической культуры, спорта и олимпийского движения на разных исторических этапах развития общества [3-7].

Основное содержание дисциплины «История физической культуры» для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Физическая культура» профилю «Спортивная подготовка», представлено в таблице 1 [3, 4, 6, 7].

Следует отметить, что удельный вес самостоятельной формы студентов составляет примерно 56% от общего количества часов (2 зачетные единицы, 72 часа, 34 из которых - аудиторные занятия: 12 лекционных и 20 практических, и 40 - самостоятельная работа студентов). Это обуславливает расширение и обогащение форм самостоятельной работы студентов, а именно на основе: таблиц, рефератов, презентаций, докладов, тестирований, круглых столов, посещения музеев и выставок, подготовки к конференциям и т.д. [3, 4, 6, 7].

Учитывая то, что рамки данного исследования не позволяют подробно рассмотреть все составляющие самостоятельной формы работы студентов, целесообразным является остановиться на ее основных компонентах.

Основными видами самостоятельной работы студентов на сегодняшний день являются: подготовка учебных заданий (таблиц), рефератов и презентаций. Тематика учебных заданий (таблиц) представлена в таблице 2 [3, 4, 6, 7].

Таблица 1

Структура и содержание дисциплины «История физической культуры»

№ п./п. Раздел дисциплины Наименование темы

1 Всеобщая история физической культуры и спорта - История физической культуры и спорта. Введение в предмет. - Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе. - Физическая культура и спорт в Древнем мире. - Физическая культура и спорт в Средние века. - Физическая культура и спорт в Новое время (XVII - нач. XX вв.). - Физическая культура и спорт с начала 1920-х гг. до окончания II Мировой войны. - Физическая культура и спорт в странах мира (II пол. ХХ - нач. XXI вв.).

2 История физической культуры и спорта в России - Физическая культура и спорт в нашей стране с древнейших времен до XVIII в. - Физическая культура и спорт в Российской империи с XVIII до II пол. XIX в. - Развитие физической культуры и спорта во II половине XIX в. - Физическая культура и спорт в России в I половине XX в. - Физкультурное движение в годы Великой Отечественной войны. - Физическая культура и спорт в СССР со II половины 1940-х до начала 1990 гг. - Физическая культура и спорт в РФ на современной этапе.

3 История международного спортивного и олимпийского движения -Возникновение и первоначальное развитие международного спортивного и олимпийского движения. - Международное спортивное и олимпийское движение в I половине XX в. - Международное спортивное и олимпийское движение во II половине XX в. - Международное спортивное и олимпийское движение в XXI в.

Таблица 2

Тематика учебных заданий (таблиц) по разделам дисциплины «История физической культуры»

№/Раздел № Наименование таблицы

1. Всеобщая история физической культуры и спорта 1 Развитие физической культуры в государствах Древнего Востока

2 Физическая культура в Древней Греции и в Древнем Риме

3 Развитие физической культуры и спорта в регионах мира в Средние века

4 Гимнастические и спортивно-игровые системы в Новое время

5 Физическая культура и спорт в странах мира в I половине XX в.

6 Развитие физической культуры и спорта в странах мира во II половине XX - начале XXI вв.

2. История физической культуры и спорта в России 7 Основные показатели развития ФКиС в России с древнейших времен до конца XIX в.

8 Развитие физической культуры и спорта в России в начале XX в.

9 Основные показатели развития физической культуры и спорта в СССР в первой половине XX в.

10 Развитие физической культуры и спорта в СССР во II половине XX в.

11 Показатели развития физической культуры и спорта в Российской Федерации

12 Результаты выступлений спортсменов СССР и Российской Федерации на Играх Олимпиад и зимних Олимпийских играх с 1952 по настоящее время

3. История международного спортивного и олимпийского движения 13 Деятельность президентов Международного олимпийского комитета с 1896 г. по настоящее время

14 Особенности возникновения и развития международного олимпийского движения и основных показателей Игр Олимпиад за время их проведения (с 1896 по настоящее время)

15 Основные показатели зимних Олимпийских игр за время их проведения (с 1924 г. по настоящее время)

Как видно из таблицы, были разработаны и подготовлены для дальнейшей реализации 15 основных учебных заданий (таблиц) по трем разделам дисциплины «История физической культуры», которые включают в себя составляющие, необходимые для заполнения студентами в соответствующих столбцах, содержание которых позволяет максимально раскрыть тематику курса [3, 4, 6, 7].

Выводы. Таким образом, реализация инновационных форм и методов в процессе освоения эмпирического материала историко-спортивных дисциплин с учетом компетентностного подхода, в совокупности с контентом основных образовательных программ бакалавриата, может способствовать последовательному совершенствованию и обеспечить наиболее благоприятный результат обучения, что, в свою очередь, содействует всестороннему развитию будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», квалификация (степень) бакалавр.

3. Леонтьева Л.С. Система оценочных средств историко-спортивных дисциплин в рамках модернизации физкультурно-спортивного образования / Л.С. Леонтьева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 09 - С. 45.

4. Методические рекомендации по изучению дисциплины «История физической культуры», направление подготовки 49.03.01 «Физическая культура», квалификация (степень) выпускника Бакалавр / сост. Н.Ю. Мельникова, Н.С. Леонтьева, Л.С. Леонтьева. -М.: РГУФКСМиТ, 2017. - 48 с.

5. Олимпийский бюллетень № 18 / сост. Н.Ю. Мельникова, А.В. Трескин, Н.С. Леонтьева, Л.С. Леонтьева, А.Ю. Никифорова, Е.А. Самойлова. - М.: Издательство «Человек», 2017. - 340 с.

6. Рабочая программа по дисциплине «История физической культуры», направление подготовки 49.03.01 «Физическая культура», квалификация (степень) выпускника Бакалавр / сост. Н.Ю. Мельникова, Н.С. Леонтьева, Л.С. Леонтьева. - М.: РГУФКСМиТ, 2017. - 30 с.

7. Фонд оценочных средств для проведения текущего и итогового контроля по дисциплине «История физической культуры», направление подготовки 49.03.01 «Физическая культура», квалификация (степень) выпускника Бакалавр / сост. Н.Ю. Мельникова, Н.С. Леонтьева, Л.С. Леонтьева. - М.: РГУФКСМиТ, 2017. - 46 с.

THE CONTENT OF THE DISCIPLINE «HISTORY OF PHYSICAL EDUCATION» AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF GENERAL CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS AT FIELD-SPECIFIC UNIVERSITIES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

L. Leontieva, Lecturer of the History of Physical Education, Sports and Olympic Education Department, N. Leontieva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the History of Physical Education, Sports and Olympic Education Department,

N. Melnikova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Physical Education, Sports and Olympic Education Department,

Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow, М. Koreneva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Social and Cultural Services and Tourism Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,

email: maria [email protected].

Expertise, knowledge and skills acquired by a student as a result of his or her education at an academic institution of higher education, including his or her personal qualities, obviously, reflect not only the status and the level of a particular higher education institution, but also the further achievements of professional activity, its cultural, educational, sports and other value for the society and history, what is more, it is not so important in which specific area he or she will be involved as a «professional unit» (coach, teacher, psychologist, etc.).

The study devoted to one of the most relevant issues at the moment - to the role of historical sciences in the system of higher education is connected with key questions and aspects, disclosing the content, the role and the place of physical education history in the pedagogical preparation process of personnel of physical education and sports field in the framework of the modernization of higher education in the Russian Federation.

Due to the fact that the main target audience of bachelors' preparation in the field of physical education and sports are, first of all, future coaches and teachers of physical education, the present study highlights the current issues, related to the conceptual features and the value of physical education history, as well as to the analysis of major components of educational and methodical complex of the discipline «History of physical education» prepared in accordance with the requirements of the Federal Educational Standard of Higher Education taking into account the recommendations and the Basic Educational Programs of Higher Education of the educational direction 49.03.01 «Physical education» of the «Sports Training».

In this paper the goals and the objectives of the discipline «Physical education», as well as its main content aspects are analyzed, the components of the structure of the educational and methodical complex of the discipline taking into account implementation of innovative education-

al standards of physical education and sports compiled in accordance with the relevant regulatory documentation: laws, regulations, etc. are given.

The article contains the materials disclosing the content of the discipline, description of innovative forms and methods developed to optimize the mastering process of empirical material in order to improve knowledge according to the results of the students' certification considering a competence approach.

Keywords: discipline's content, history of physical education, competences, general cultural competences, professional competences, field-specific universities.

References:

1. The federal law of the Russian Federation of 29.12.2012 №. 273-FZ of "On education in the Russian Federation". (in Russian).

2. Federal state educational standard of higher professional education in the field of training 49.03.01 "Physical education", qualification (degree) bachelor. (in Russian).

3. Leontieva L.S. System of evaluation means of historical and sports disciplines in the framework of modernization of sports education. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury.[Theory and practice of physical culture], 2017, no. 09, pp. 45. (in Russian).

4. Metodicheskie rekomendacii po izucheniyu discipliny «Isto-riya fizicheskoj kul'tury», napravlenie podgotovki 49.03.01 «Fizicheskaya kul'tura», kvalifikaciya (stepen') vypusknika Bakalavr [Guidelines for the study of the discipline "History of physical culture", the direction of training 49.03.01" physical education", qualification (degree) graduate Bachelor], comp. N.Yu. Melnikova, N.S. Leontieva, L.S. Leontieva, M, Rsupesy, 2017, 48 p. (in Russian).

5. Olimpijskijbyulleten'№ 18 [Olympic Bulletin № 18], comp. N.Yu. Melnikov, AV. Treskin, N.S. Leontiev, L.S. Leont'eva, A.Yu. Nikiforov, E.A. Samoilov, M, Publishing House Of The "Man" In 2017, 340 p. (in Russian).

6. Rabochaya programma po discipline «Istoriya fizicheskoj kul'tury», napravlenie podgotovki 49.03.01 «Fizicheskaya kul'tura», kvalifikaciya (stepen') vypusknika Bakalavr [The working program on discipline "History of physical culture", the direction of training 49.03.01" physical culture", qualification (degree) graduate Bachelor], comp. N.Yu. Melnikova, N.S. Leontieva, L.S. Leontieva, M, Rsupesy, 2017, 30 p. (in Russian).

7. Fond ocenochnyh sredstv dlya provedeniya tekushchego i itogovogo kontrolya po discipline «Istoriya fizicheskoj kul'tury», napravlenie podgotovki 49.03.01 «Fizicheskaya kul'tura», kvalifikaciya (stepen') vypusknika Bakalavr

[Fund of estimated means for carrying out the current and final control on discipline "History of physical culture", the direction of preparation 49.03.01" physical culture", qualification (degree) of the graduate the Bachelor], comp. N.Yu. Melnikov, N.S. Leontiev, L.S. Leontiev, M, Rsupesy, 2017, 46 p. (in Russian).

Поступила / Received 15.06.2018 Принята в печать / Accepted 13.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.