Научная статья на тему 'Концептуальные основы содержательной интеграции спортивной подготовки и образовательной деятельности в спортивном вузе'

Концептуальные основы содержательной интеграции спортивной подготовки и образовательной деятельности в спортивном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HIGHER EDUCATION / SPORT TRAINING / COMPREHENSIVE INTEGRATION / NON-FORMAL EDUCATION / COACH TRAINING / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ТРЕНЕРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимов А. М.

Цель исследования. Обоснование педагогической ценности и определение общих принципов интеграции спортивной подготовки и учебного процесса студентов-спортсменов высокой квалификации, обучающихся по программам подготовки тренеров. Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, моделирование, обобщение. Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время одним из важных трендов современной системы высшего образования является повышающаяся роль неформального образования как одна из форм реализации концепции непрерывного образования. На основе анализа передовой зарубежной практики и отечественной научной литературы выявлен новый ценностный аспект спортивной деятельности неформальное образование будущих тренеров на основе их спортивного опыта и активного участия в спортивной деятельности. Доказано, что использование ситуаций и условий спорта в процессе обучения будущих тренеров в спортивном вузе формирует новый концептуальный подход к неформальному образованию профессиональное образование через профессиональный спорт. Выявлены и обоснованы общие принципы реализации концепции содержательной интеграции спортивной подготовки и учебного процесса в вузах спортивного профиля. Заключение. Пересечение планируемых результатов освоения образовательной программы подготовки тренеров и необходимых для спортсмена высокой квалификации знаний, умений и трудовых действий несет в себе огромный образовательный потенциал спортивной деятельности студента-спортсмена, обучающегося в спортивном вузе. При этом основной проблемой реализации данного потенциала является разработка и внедрение в практику конкретного вуза организационно-педагогической модели содержательной интеграции учебного процесса и спортивной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галимов А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FUNDAMENTALS OF COMPREHENSIVE INTEGRATION OF SPORT TRAINING AND EDUCATION AT A SPORTS-RELATED UNIVERSITY

Purpose of the research. Substantiation of the pedagogical value and determination of the general principles for the integration of sport training and educational process of highly qualified student-athletes enrolled in coach training programs. Research methods. Theoretical analysis, comparison, modeling and generalization. Results and discussion. Currently, the increasing importance of non-formal education is one of the essential trends in the modern system of higher education. It is one of the forms of implementing the concept of lifelong education. The analysis of top world practice and domestic scientific resources revealed a new value aspect of sports activity. This is non-formal education of future coaches based on their sport experience and active involvement in sport activities. We have demonstrated that the use of sport situations and conditions for coach training at a sports-related university creates a new concept of non-formal education, which is professional education by professional sports. We revealed and substantiated general principles for delivery of the concept of the comprehensive integration of sport training and educational process at sports-related universities. Conclusion. Intersection of expected outcomes of mastering of coach training programs and acquiring of knowledge, skills and labor effects, which are essential for highly qualified athletes, contains enormous educational potential for sport activities of student-athletes studying at a sports-related university. At the same time, the major problem of delivery of this potential is development and application of the organizational and pedagogical model of comprehensive integration of educational process and sport training at a particular university.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы содержательной интеграции спортивной подготовки и образовательной деятельности в спортивном вузе»

УДК 378.14 DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-3-66-73

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ

А.М. Галимов

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия Для связи с автором: E-mail: [email protected]

Аннотация

Цель исследования. Обоснование педагогической ценности и определение общих принципов интеграции спортивной подготовки и учебного процесса студентов-спортсменов высокой квалификации, обучающихся по программам подготовки тренеров.

Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, моделирование, обобщение. Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время одним из важных трендов современной системы высшего образования является повышающаяся роль неформального образования как одна из форм реализации концепции непрерывного образования. На основе анализа передовой зарубежной практики и отечественной научной литературы выявлен новый ценностный аспект спортивной деятельности - неформальное образование будущих тренеров на основе их спортивного опыта и активного участия в спортивной деятельности. Доказано, что использование ситуаций и условий спорта в процессе обучения будущих тренеров в спортивном вузе формирует новый концептуальный подход к неформальному образованию - профессиональное образование через профессиональный спорт. Выявлены и обоснованы общие принципы реализации концепции содержательной интеграции спортивной подготовки и учебного процесса в вузах спортивного профиля.

Заключение. Пересечение планируемых результатов освоения образовательной программы подготовки тренеров и необходимых для спортсмена высокой квалификации знаний, умений и трудовых действий несет в себе огромный образовательный потенциал спортивной деятельности студента-спортсмена, обучающегося в спортивном вузе. При этом основной проблемой реализации данного потенциала является разработка и внедрение в практику конкретного вуза организационно-педагогической модели содержательной интеграции учебного процесса и спортивной подготовки. Ключевые слова: высшее образование, спортивная подготовка, содержательная интеграция, неформальное образование, подготовка тренеров.

CONCEPTUAL FUNDAMENTALS OF COMPREHENSIVE INTEGRATION OF SPORT TRAINING AND EDUCATION AT A SPORTS-RELATED UNIVERSITY A.M. Galimov

Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia Abstract

Purpose of the research. Substantiation of the pedagogical value and determination of the general principles for the integration of sport training and educational process of highly qualified student-athletes enrolled in coach training programs.

Research methods. Theoretical analysis, comparison, modeling and generalization.

Results and discussion. Currently, the increasing importance of non-formal education is one of the essential trends in the modern system of higher education. It is one of the forms of implementing the concept of lifelong education. The analysis of top world practice and domestic scientific resources revealed a new value aspect of sports activity. This is non-formal education of future coaches based on their sport experience and active involvement in sport activities. We have demonstrated that the use of sport situations and conditions for coach training at a sports-related university creates a new concept of non-formal education, which is professional education by professional sports. We revealed and substantiated general principles for delivery of the concept of the comprehensive integration of sport training and educational process at sports-related universities. Conclusion. Intersection of expected outcomes of mastering of coach training programs and acquiring of knowledge, skills and labor effects, which are essential for highly qualified athletes, contains enormous edu-

cational potential for sport activities of student-athletes studying at a sports-related university. At the same time, the major problem of delivery of this potential is development and application of the organizational and pedagogical model of comprehensive integration of educational process and sport training at a particular university.

Keywords: higher education, sport training, comprehensive integration, non-formal education, coach training.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие сферы образования должно быть ориентировано на повышение его доступности и качества, подготовку квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования, способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни, использовать свои знания, навыки и компетенции, полученные в процессе обучения. В то же время, по мнению многих исследователей, исключительно важным трендом современной системы высшего образования является повышающаяся роль неформального образования, представляющего собой одну из форм реализации концепции непрерывного образования.

В этой связи О.В. Ройтблат пишет, что изначально, когда была принята концепция непрерывного образования, где основополагающим был положен принцип «обучение в течение всей жизни», рассматривалось три вида образования — формальное, неформальное, информальное [5]. А.В. Окерешко в своем исследовании особенностей формального, неформального и информального образования [4] отмечает, что в современном мире формального образования уже недостаточно для успешной жизни человека, происходит массовое распространение неформальных образовательных практик среди взрослого населения, которые зачастую являются более удобными, комфортными и эффективными, нежели формальное образование. Согласно «Руководству по правам человека» («Совет Европы»), «неформальное образование» означает любую запланированную программу личного и социального образования для молодых людей, направленную на улучшение ряда навыков и компетенций, выходящих за рамки формальной учебной программы. [8] По данным современных зарубежных исследований, в течение всей жизни

на долю неформального образования человека приходится до 70% [6]. Неформальное образование привлекает исследователей и практиков своей гибкостью, свободой применения форм обучения, ориентированностью на конкретные потребности и интересы обучаемых. В отличие от формального неформальное образование происходит часто вне специального образовательного пространства, в котором обозначены цели, методы и результат обучения, в различных других организациях и учреждениях и не всегда осуществляется профессиональными педагогами. Оно не обязательно структурировано и не всегда предполагает выдачу документа об образовании. Неформальное обучение включает деятельность по самостоятельному получению информации, подкрепленному любопытством, а также жизненный опыт и прочие, менее предсказуемые формы обучения, вызванные профессиональной деятельностью. Особенно интересным является профессиональная деятельность студентов, осуществляемая параллельно с учебным процессом. Она помогает повысить вовлеченность студентов в учебный процесс, стимулируя обучение в тех сферах, которые им действительно интересны.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенные нами в 2015-2019 гг. исследования показали, что более 70% обучающихся ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» совмещают свое обучение с профессиональной деятельностью. У более половины из них работа была связана с получаемой в вузе профессией. К числу работающих студентов можно отнести и студентов-спортсменов высокой квалификации, выполняющих спортивную деятельность на

профессиональном уровне. Например, по данным информационно-аналитической системы мониторинга эффективности образовательных учреждений высшего образования, в 2018 году 7,3% (более 3000 человек) студентов вузов физической культуры и спорта России являлись членами национальных сборных команд по разным видам спорта. В настоящий момент включить неформальные методы приобретения знаний в формальный процесс обучения сложно из-за отсутствия единого взгляда на то, что можно считать надежным неформальным обучением, а также из-за потребности в методах признания результатов обучения, происходящего за пределами аудитории. Учебные заведения должны, с одной стороны, поощрять самостоятельное обучение и указывать студентам на доступные формы и ресурсы, а с другой — стремиться адаптировать формальные образовательные программы на основе учета результатов неформального образования. Многие эксперты убеждены, что смешение (интеграция) формальных и неформальных методов обучения может привести к созданию среды, поощряющей эксперименты, любознательность и творческий подход. Главная цель — привить студентам и преподавателям привычку к непрерывному обучению. Вузы начинают экспериментировать с гибкими программами, учитывающими неформальное обучение, а также компетенции, полученные на работе, военной службе или за пределами кампуса. Однако, как признают международные исследователи [10], до сих пор отсутствуют методы массового формального признания и оценки навыков, полученных за пределами учебной аудитории, а также адаптации структур образовательных программ к новым способам аттестации знаний. Ключ к интеграции неформального и формального обучения — найти унифицированный метод оценки и сертификации знаний и навыков, полученных самыми различными способами. При наличии подходящей инфраструктуры студенты смогут подтверждать полученные знания гораздо убедительнее и при большей прозрачности, чем на традиционных экзаменах [7].

Европейская комиссия создала важный политический прецедент, признав, что легализация неформального обучения повышает прозрачность результатов обучения и пользу от них. Недавно опубликованное комиссией «Европейское руководство по легализации неформального обучения» предназначено для всех, кто участвует в разработке и внедрении процессов легализации результатов образования. Европейский центр развития профессионально-технического обучения создал базу данных о прецедентах легализации неформального обучения в разных странах. Министерство образования США запустило программу Education Quality through Innovative Partnerships, в рамках которой студенты получают финансовые средства, чтобы потратить их на нетрадиционные возможности для обучения — например, попробовать себя в гостиничном бизнесе, производстве или разработке мобильных веб-приложений. Министерство также экспериментирует с новыми механизмами оценки знаний, которые позволят лучше разобраться в результатах новых программ и поддерживать их [10]. Отдельные вузы разрабатывают свои практические процедуры по признанию результатов неформального обучения. Австралийский Университет Маккуори разработал политику признания предшествующего обучения, на основании которой студенты могут легализовать результаты неформального обучения, пройденного на работе, в обществе, в семье, на досуге, при занятии хобби, а также в результате прохождения неофициальных учебных программ и курсов [13]. Еще один вуз — Дублинский Тринити-колледж — разработал стратегию признания предшествующего обучения в рамках мер по повышению мобильности студентов и их доступа к знаниям [14]. Техасский университет A&M разработал программу компетентностного обучения Texas Affordable Baccalaureate (TAB), предполагающую аттестацию знаний, полученных на рабочем месте. Программа TAB позволяет студентам сдавать экзамены по большему числу предметов за семестр, экономя тем самым время и деньги [9]. Это единичные примеры легализации неформального обучения, систем-

ное решение данной проблемы невозможно без масштабного сотрудничества между государством, вузами и работодателями. К сожалению, нам не удалось найти примеры практической реализации интеграции формального и неформального образования в вузах России. Однако есть ряд научных исследований, направленных на решение данной проблемы. Например, Д.Г. Сидоров в своем исследовании предлагает решить проблему педагогического обеспечения интеграции формального, неформального и информального видов здоровьеформирую-щего образования посредством информационного подхода на основе реализации принципов партисипативности, рефлексивного управления, фасилитации и субъектности [6]. При этом он считает основными условиями интеграции формального и неформального образования опору на самообразование, широкое использование активных форм и методов обучения, интеграцию жизненного и профессионального опыта, гуманистическое образование, саморазвитие обучающихся, формирование смысловых, жизненных здоровье-ориентированных ценностей личности, «оснащение» психологическими технологиями преодоления сложных ситуаций, самоактуализацию студентами ценностей здорового образа жизни и творческого потенциала личности в образовательном процессе.

О.С. Кутепова, принимая во внимание сущность и особенности информального иноязычного образования, выделяет такие его основополагающие дидактические принципы, как антропоцентризм, аксиологичность, принцип развития информационно-познавательной автономности, принцип самоуправляемости обучения, принцип субъектности, приоритет самостоятельного/автономного обучения, принцип индивидуализации и дифференциации, принцип креативности, контекстность обучения, принцип элективности обучения, вариативности выбора, принцип осознанности обучения [3].

Рассматривая формальное и неформальное образование с позиции «традиционной» педагогики, а информальное образование

с позиции транспедагогики («стихийной», «инонаучной»), А.А. Грякалов отмечает, что неформальное образование как неупорядоченное пространство повседневности, оказывает, наряду с традиционной педагогикой, формирующее влияние на личность и является зоной ее самореализации [2]. Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно с уверенность сказать, что в современных условиях интеграция формального и неформального образования является актуальной научно-практической проблемой. Практическая значимость решения данной проблемы в системе высшего спортивного образования заключается в том, что многие студенты спортивных вузов являются действующими спортсменами высокой квалификации. Большое количество студентов выступают в профессиональных спортивных клубах и командах. Естественно, что в их спортивной деятельности на уровне спорта высших достижений присутствует неформальное образование.

Спорт является ключевым инструментом для продвижения социальных и личных ценностей, таких как командный дух, дисциплина, настойчивость и честная игра. Спорт также может повысить знания, мотивацию и формировать профессиональные навыки. Согласно исследованиям А. Хартманна и С. Кваука, спорт может служить средством улучшения социальных и профессиональных навыков, а также инструментом повышения уровня образования [12].

Конечно, для того чтобы спортивная деятельность имела реальную образовательную ценность, работа тренеров и других участников этой деятельности должна быть направлена на формирование у спортсменов представлений о теоретических основах, навыков и доказательной базы для эффективного достижения спортивных результатов. Спортивная деятельность сама по себе представляет ценность для спортсмена. Но использование ситуаций и условий спорта для процессов обучения будущих тренеров добавляет особый ценностный аспект — профессиональное образование через профессиональный спорт. Другими словами,

это использование спортивной деятельности в качестве инструмента в процессе обучения и, таким образом, принятия мер по расширению значимости спорта за пределы самой спортивной деятельности. В этом заключается концептуальная основа неформального профессионального образования будущих тренеров на основе их спортивного опыта и активного участия в спортивной деятельности. В этой связи профессиональное образование через профессиональный спорт, составляющее основу данной концепции, представляет собой:

• метод развития у спортсменов ключевых профессионально значимых компетенций;

• педагогический подход, который использует спортивную деятельность как средство распространения набора общекультурных и профессиональных ценностей, чтобы развить конкретные компетенции;

• процесс обучения и преподавания с использованием индивидуального подхода и с учетом спортивных интересов личности;

• учебный процесс, в котором спорт используется в качестве средства для реализации реальных жизненных навыков и компетенций для отдельных лиц или групп. Неформальное образование через профессиональный спорт является мощным инструментом обучения и может привнести значительную добавленную стоимость формальному обучению. Спортивная практика

студента может иметь структурное и содержательное влияние на процесс обучения в вузе. Однако это влияние во многом определяется спецификой и содержанием неспортивных компонентов спортивной деятельности, такими как знания, навыки, обучение, рефлексия, наставничество и др. Они не имеют прямого отношения к спорту, но, так как стимулируют развитие и социальное преобразование личности спортсмена, остаются очень важными и должны учитываться при использовании спорта в образовательных целях. Другими словами, если мы хотим использовать спорт в образовательных целях, важно правильно использовать упомянутые неспортивные компоненты. Это должно быть сделано структурированным, продуманным и хорошо спланированным способом. Мы считаем, что контекст неформального образования и его методология дают представление о планировании и разработке процесса обучения при использовании спорта. Это может быть полезно для вузов спортивного профиля, в которых обучаются спортсмены высокой квалификации, обладающие соответствующими знаниями, навыками и опытом в области спорта.

Образовательный компонент в спортивной деятельности присутствует всегда и выполняет различные функции. В этой связи авторы учебного пособия по неформальному образованию через спорт и физические упраж-

Таблица - Различные аспекты образования в спорте Table - Various aspects of education in sports

Характеристические особенности / Characterizing peculiarities Образование для спорта / Education for sports Образование посредством спорта / Education by means of sports Образование через спорт / Education through sports

Направленность / Orientation Для самого спорта / For sport itself Для дела / For business Для жизни / For life

Цель / Purpose Успех и победа / Success and victory Функционировать лучше / Better functioning Гражданство / Citizenship

Задачи / Tasks Улучшение спортивных компетенций для конкуренции / Refinement of sport competencies for competitiveness Улучшение здоровья и общественного благополучия / Promotion of health and social wellness Личное развитие и социальное обучение/ Personal development and social education

Педагогический подход / Pedagogical approach Технические навыки / Technical skills Функциональный / Functional Экзистенциальный, социокультурный / Existential, socio-cultural

Результаты / Results Награды, лучшие технические навыки (некоторая добавленная стоимость) / Awards, best technical skills (some additional value) Социальное обеспечение / Social support Расширение прав и возможностей / Expansion of rights and opportunities

нения с молодежью [11], опираясь на различные задачи образовательного компонента в спорте, предлагают разделять такие аспекты, как «образование для спорта», «образование посредством спорта» и «образование через спорт» (таблица).

Многие традиционные спортивные клубы и команды в основном стремятся достичь более высоких спортивных целей. Здесь проявляется аспект «Образование для спорта», главной целью которого является развитие компетенций в области спортивных результатов. Образование для спорта направлено на улучшение навыков, связанных с самим спортом. Таким образом, его цель состоит только в том, чтобы служить развитию отдельных компетенций, связанных с разнообразными дисциплинами соревновательного спорта, улучшить физическую работоспособность спортсмена. Следовательно, этот аспект имеет ограниченный интерес в контексте неформального образования.

Аспект «Образование посредством спорта» является более сложным процессом и включает в себя конкретные цели, такие как цель решения проблем здоровья и благополучия. В этом случае образовательные цели не значимы, но в основном они отодвигаются на второй план. Поэтому цель состоит в том, чтобы согласовать спортивные и общественные цели. Данный аспект использует спорт, физические упражнения и физическую активность для решения социальных проблем, таких как здоровье, благополучие, общественное благосостояние или социальная интеграция. Новые движения «спорта для всех» очень близки к этому подходу. Ожидается, что люди, занимаясь разными видами спорта, приобщаются к здоровому образу жизни и таким образом повышают социальное благополучие общества.

Аспект «Образование через спорт» намного глубже с точки зрения целей и ожидаемых результатов и должен рассматриваться более целостно по сравнению с двумя другими подходами. Данный аспект состоит в интеграции спортивной подготовки и образовательного процесса путем реализации спортивных элементов в образовательных целях для развития

социально-профессиональных компетенций личности. В этом случае образовательный процесс должен быть спланирован и подготовлен, и после него ожидаются четкие, реалистичные и измеримые педагогические результаты.

Таким образом, образование через спорт (в нашем случае — профессиональное образование через профессиональный спорт) является неформальным образовательным подходом, который работает со спортом и способствует развитию ключевых компетенций отдельных лиц и групп для содействия личному развитию и устойчивым социальным преобразованиям.

С методологической точки зрения профессиональное образование через профессиональный спорт заключается в содержательном совмещении спортивной деятельности с образовательной программой. Это вопрос и процесс адаптации содержания образовательной программы спортсмена исходя из его личностного социально-профессионального развития в ходе спортивной деятельности. В этот момент возникает проблема измерения образовательных результатов спортивной деятельности. Если спортивные результаты измеряются по стандартным показателям и с помощью единых подходов, то степень сформированности в итоге спортивной деятельности социально-профессиональных ценностей и компетенций измерить не так легко. В этом нам помогает компетентност-ный подход в педагогике, согласно которому ключевые компетенции представляют собой сочетание навыков, знаний и опыта деятельности, необходимых как для достижения спортивных результатов, так и для личностного профессионального роста будущего тренера. Благодаря этому результаты неформального образовательного воздействия спорта на студента-спортсмена становятся измеримыми. В этой связи нами разработана специальная методика оценки качества владения компетенциями на основе установления соответствия с требованиями профессионального стандарта «Спортсмен» [1]. Для реализации рассматриваемой концепции интеграции спортивной подготовки и учеб-

ного процесса в вузах спортивного профиля требуется выполнение некоторых общих принципов. Первым принципом, на наш взгляд, является признание образовательных ценностей спортивной деятельности. Руководители образовательных программ и преподаватели учебных дисциплин должны признать, что у студентов-спортсменов высокой квалификации в некоторой степени могут быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции, необходимые для выполнения функций тренера. Более того, важным является полное понимание преподавателями данного педагогического подхода и привязка его к собственной практической деятельности.

Вторым принципом является сопоставимость планируемых результатов учебной работы студента и образовательных эффектов спортсмена. Другими словами, запланированные в образовательной программе результаты учебной деятельности студента и полученные им в итоге спортивной деятельности социально-профессиональные ценности и навыки должны иметь одинаковый формат, уровень детализации, методику измерения и др. Данный принцип реализуется путем определения единых (совпадающих по содержанию, структуре, объему и др.) знаний, умений и опыта деятельности, приобретаемых студентом в ходе учебного процесса и в спортивной деятельности. Мы предлагаем применять для этого нормативный подход, когда сопоставляются

ЛИТЕРАТУРА

1. Галимов, А.М. Модель содержательной интеграции учебного процесса и спортивной подготовки в вузе спортивного профиля / А.М, Галимов, Л.Н, Ботова,А.С. Назаренко, М, И, Галяутдинов // Наука и спорт: современные тенденции.- 2018.- Т. 21. - № 4 (21). - С. 134144.

2. Грякалов, АА «Транспедагогика» города и философия детства / АА Грякалов // Ребенок в современном мире, Дети и город, СПб., 2002. - С. 12.

3. Кутепова, О.С. Дидактические принципы информаль-ного образования / О.С, Кутепова // Успехи современной науки и образования.-2017.- Том 2, №4.- С. 109111.

4. Окерешко, А.В. Формальное, неформальное и ин-формальное образование: анализ отечественного и зарубежного опыта / А.В. Окерешко // Непрерывное образование. - 2017.- № 2 (20). - С. 80-84.

5. Ройтблат, О.В. Неформальное образование - совре-

соответствующий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования и профессиональный стандарт «Спортсмен».

Третьим принципом является оптимизация учебного процесса для студентов-спортсменов высокой квалификации. Его можно было бы назвать и принципом эффективности. Нет никакой необходимости проводить работу по интеграции учебного процесса и спортивной деятельности, если в итоге не произойдет оптимизация и упрощение (или облегчение) учебной работы спортсмена. В итоге признания спортивной деятельности студента как неформального образования должен произойти организационный и социально-психологический эффект, заключающийся в сокращении объема учебной нагрузки и повышении удовлетворенности учебным процессом. Таким образом, пересечение планируемых результатов освоения образовательной программы подготовки тренеров и необходимых для спортсмена высокой квалификации знаний, умений и трудовых действий несет в себе огромный образовательный потенциал спортивной деятельности студента-спортсмена, обучающегося в спортивном вузе. При этом основной проблемой реализации данного потенциала является разработка и внедрение в практику конкретного вуза организационно-педагогической модели содержательной интеграции учебного процесса и спортивной подготовки.

менный тренд в обеспечении непрерывного образования / О.В. Ройтблат // Специфика педагогического образования в регионах России. - 2016.-№ 1 (9). - С. 35-36.

6. Сидоров,Д.П Педагогическая интеграция формального, неформального и информального видов образования в процессе формирования здорового образа жизни студентов : автореф. дис.... д-ра пед. наук /Д.П Сидоров.- Нижний Новгород, 2013. - 66 с.

7. Are Digital Badges The New Measure Of Mastery? URL: https://www.forbes.com/sites/grad-soflife/2016/06/13/are-digital-badges-the-new-measure-of-mastery/#395fa2d45253 (Дата обращения - 07.08.2019).

8. COMPASS, A Manual on Human Rights Education for Young People. URL: https://www.coe.int/en/web/ compass (Дата обращения - 21.07.2019).

9. Competency-Based Education: Saving Students Time and Money. URL: https://er.educause.edu/articles/2016/12/

competency-based-education-saving-students-time-and-money (Дата обращения - 21.07.2019).

10. NMC Horizon Report > 2017 Higher Education Edition (Russian) URL: https://www.nmc.org/publication/nmc-horizon-report-2017-higher-education-edition-russian (Дата обращения -14.09.2018).

11. Denitsa Andonova, Maria Acs, Douglas Holmes. Move and learn. URL: https://www.moveandlearn.org/files/ Move&Learn.pdf (Дата обращения - 30.05.2019).

REFERENCES

1. Galimov A.M., Botova L.N., Nazarenko A.S., Galiautdi-nov M.I. A model of comprehensive integration of the educational process and sports training at a sports-related university. Science and Sport: Current Trends, 2018, vol. 21, no. 4 (21), pp. 134-144 (in Russ.).

2. Griakalov A.A. Urban ["Transpedagogy" and the philosophy of childhood]. Rebenok v sovremennom mire. Deti i gorod [Child in the modern world. Children and the city]. Sankt-Peterburg, 2002, p. 12.

3. Kutepova O.S. [Didactic principles of informal education]. Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovaniia [Success of modern science and education]. 2017, vol. 2, no. 4, pp. 109-111 (in Russ.).

4. Okereshko A.V. [Formal, non-formal and informal education: analysis of domestic and foreign experience]. Nepreryvnoe obrazovanie [Continuing Education]. 2017, no. 2(20), pp. 80-84 (in Russ.).

5. Roitblat O.V. [Non-formal education - a current trend in the provision of continuing education]. Spetsifika pedagogicheskogo obrazovaniia v regionakh Rossii [Specifics of pedagogical education in the Russian regions]. 2016, no. 1(9), pp. 35-36 (in Russ.).

6. Sidorov D.G. Pedagogical integration of formal, nonformal and informal types of education in the process of forming a healthy lifestyle for students: abstr.

of dis... doctor of ped. scien [avtoref. dis____d-ra ped.

nauk]. Nizhnii Novgorod, 2013, 66 p.

12. Hartmann, D.; Kwauk, C. (2011). Sport and Development: An Overview, Critique, and Reconstruction. Journal of Sport and Social Issues, 35(3) 284-305.

13. Recognition of prior learning. URL: https://Www.mq.edu. au/study/admissions/recognition-of-prior-learning (Дата обращения - 09.08.2019).

14. Recognition of Prior Learning Policy. URL: https://www. tcd.ie/teaching-learning/assets/pdf/RPL%20Policy%20 FinaLpdf (Дата обращения - 09.08.2019).

7. Are Digital Badges The New Measure Of Mastery? URL: https://www.forbes.com/sites/gradsoflife/2016/06/13/ are-digital-badges-the-new-measure-of-mastery/#395fa2d45253 (access mode - 07.08.2019).

8. COMPASS, A Manual on Human Rights Education for Young People. URL: https://www.coe.int/en/web/ compass (access mode - 21.07.2019).

9. Competency-Based Education: Saving Students Time and Money. URL: https://er.educause.edu/ articles/2016/12/competency-based-education-saving-students-time-and-money (access mode -21.07.2019).

10. NMC Horizon Report > 2017 Higher Education Edition (Russian) URL: https://www.nmc.org/publica-tion/nmc-horizon-report-2017-higher-education-edition-russian (access mode - 14.09.2018).

11. Denitsa Andonova, Maria Acs, Douglas Holmes. Move and learn. URL: https://www.moveandlearn.org/ files/Move&Learn.pdf (access mode - 30.05.2019).

12. Hartmann, D.; Kwauk, C. (2011). Sport and Development: An Overview, Critique, and Reconstruction. Journal of Sport and Social Issues, 35(3) 284-305.

13. Recognition of prior learning. URL: https://www. mq.edu.au/study/admissions/recognition-of-prior-learning (access mode - 09.08.2019).

14. Recognition of Prior Learning Policy. URL: https:// www.tcd.ie/teaching-learning/assets/pdf/RPL%20 Policy%20Final.pdf (access mode - 09.08.2019).

Статья подготовлена в рамках выполнения Тематического плана проведения прикладных научных исследований в области физической культуры и спорта в целях формирования государственного задания для подведомственных Министерству спорта Российской Федерации научных организаций и образовательных организаций высшего образования на 2017-2019 годы (приказ Минспорта России от 16 декабря 2016 года № 1298).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Галимов Алмаз Мирзанурович (Galimov Almaz Mirzanurovich) - кандидат педагогических наук, доцент; Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, 35; e-mail: [email protected].

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Галимов, А.М. Концептуальные основы содержательной интеграции спортивной подготовки и образовательной деятельности в спортивном вузе / А.М. Галимов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - Т. 7, № 3. - С. 66-73. РО!: 10.36028/2308-8826-2019-7-3-66-73

FOR CITATION

Galimov A. M. Conceptual fundamentals of comprehensive integration of sport training and education at a sports-related university. Science and sport: current trends, 2019, vol. 7, no. 3, pp. 66-73 (in Russ.). DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-3-66-73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.