высокой наукоемкостью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Омега-Л., 2014.
- 134 с.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. № 902 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и Педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» [Электронный ресурс] // URL : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=168082. - (Дата обращения: 21.01 2015).
REFERENCES
1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" (2014), publishing house "Omega-L", Moscow.
2. Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated July 30, 2014 № 902 "On approval of the federal state educational standard of higher education in the area of training 44.06.01 Education and Educational Sciences (level of training of highly qualified personnel), available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=168082.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.02.2015.
УДК 796.071+799.3
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНА И ТРЕНЕРА (НА ПРИМЕРЕ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ)
Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор,
Светлана Ивановна Филимонова, доктор педагогических наук, профессор, Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета, г. Москва, Ирина Александровна Сабирова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры
Аннотация
Теоретические и практические результаты исследований позволяют утверждать о формировании нового научного подхода к подготовке юных и квалифицированных спортсменов - мета-предметного подхода, сущность которого состоит в формировании универсальных знаний, имеющих всеобщий характер в спорте, обеспечивающего переход от частных представлений к всестороннему познанию процессов управления системой подготовки, интеграции разрозненных избирательных предметных методик и технологий в модель системно-деятельностного управления, в которой закономерности обучения, развития, воспитания, формирования соревновательной деятельности предписаны в виде компетентностных понятий о спортивной подготовке, реализуются в профессиональных спортивных функциях и профессиональных спортивных действиях тренера и спортсмена, ориентированных на спортивный результат.
Ключевые слова: метапредметный подход, метапредметные результаты, компетенции, трудовые функции, трудовые действия, профессиональные стандарты, тренер, спортсмен, федеральный стандарт по виду спорта «пулевая стрельба».
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p43-51
METASUBJECT EDUCATIONAL RESULTS IN VOCATIONAL TRAINING OF
ATHLETE AND COACHES (ON THE EXAMPLE OF BULLET FIRING)
Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Svetlana Ivanovna Filimonova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Teacher training institute of physical culture and sport Moscow City Teacher Training University, Moscow, Irina Aleksandrovna Sabirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture
Annotation
Theoretical and practical results of researches allow to claim about formation of the new scientific approach to training of the young and qualified athletes - metasubject approach which essence consists in formation of the encyclopedic knowledge having general character in sports, providing transition from the private representations to comprehensive knowledge of management in the system of sports preparation, integration of the separate selective subject techniques and technologies of sports preparation to the model of system and activity management of sports training where the regularities of training, development, education, formation of the competitive activity are ordered in the form of the competence-based concepts about sports preparation, realized in the professional sports functions and professional sports actions of the trainer and athlete focused on the sports result.
Keywords: metasubject approach, metasubject results, competences, labor functions, labor actions, professional standards, trainer, athlete, federal standard in the sport «bullet firing».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Сегодня важнейшим направлением и ключевым моментом повышения профессионального мастерства в спортивной деятельности является как совершенствование научно-методического сопровождения спортивных тренировочных занятий, так и разработка программно-нормативной базы массового спорта и спорта высших достижений в российском физкультурном движении. В этом отношении важное значение придается профессиональным стандартам в сфере физкультурно-спортивной деятельности [3], федеральным стандартам спортивной подготовки по видам спорта [5] и многим другим нормативным документам, которые в настоящем исследовании не являются предметом обсуждения. Рассматривая спортивные результаты как наивысшее воплощение профессионально-деятельностных отношений тренера и спортсмена, а вместе с тем зависящих от образовательных факторов, компетентности соисполнителей, следует заметить, что их достижение следует рассматривать в единой логике высоких требований к специалистам, обучающимся, работающим и соревнующимся в сфере спорта. Вместе с тем, сегодня каждый из стандартов разрабатывается и формируется отдельно, без какой-либо взаимосвязи с другими документами, еще не установлены метапредметные основания и требования к профессиональной и спортивной подготовленности в физкультурных профессиях. Упоминаний о метапредметности ни в профессиональных стандартах, ни в федеральных стандартах спортивной подготовки по видам спорта, ни в ФГОС высшего образования по направлению «спорт» не приводится. В связи с этим данная проблема остается очень важной в разработке методологических подходов поиска интегративных результирующих показателей, определяющих профессиональный облик и спортивную подготовленность специалистов в сфере спортивной деятельности.
Необходимость разработки и введения профессиональных стандартов определена Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Профессиональный стандарт (англ. professional/occupational standard) - характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. То есть профессиональный
стандарт - это своего рода должностное описание требований к знаниям, умениям и навыкам работника той или иной профессии.
Профессиональные стандарты строятся по дедуктивному принципу: определяется вид профессиональной деятельности, затем он разделяется на обобщенные трудовые функции, на основе которых составляют простые трудовые функции, которые, в свою очередь, делятся на трудовые действия. Профессиональные стандарты используются при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования и основных профессиональных образовательных программ. Именно профессиональные стандарты служат отправной точкой в системе обучения и подготовки физкультурных кадров, составляя основу для образовательных стандартов. Ясно, чтобы знать, чему учить будущих специалистов, сначала необходимо знать, что они должны будут делать в будущем.
Однако так случилось исторически, что образовательные стандарты стали разрабатываться на 5 лет раньше профессиональных. При этом в основу разработки образовательных стандартов были положены компетентности, т.е. потенциальная готовность или способность работника для выполнения определенных обязанностей. Но из-за того, что строились они по разным основаниям, и в обратной причинно-следственной последовательности, то попытки разработчиков удовлетворить требованиям и тех, и других стандартов при разработке образовательных программ вызывают определенные неудобства. Разработчики образовательных программ сейчас пытаются выполнить работу по приведению в соответствие терминологии образовательных стандартов к терминологии профессиональных стандартов.
Профессиональные и образовательные стандарты имеют много общего: и те, и другие, по сути, определяют одно и то же - требования к работникам определенных профессий. Однако, в профессиональных стандартах не применяется описание должных способностей работников в виде компетенций. В профессиональных стандартах эти требования определяются в виде перечня необходимых умений и знаний. И, наоборот, в образовательных стандартах упор делается на компетентностных представлениях о профессиональной деятельности, сочетаемых со знаниями и умениями. Такие нестыковки требуют разработки матриц соответствия, которые устанавливают взаимосвязь между видами деятельности профессионального и образовательного стандарта, трудовыми действиями, компетенциями, умениями, знаниями и навыками.
Язык компетенций является сегодня наиболее адекватным для описания результатов образования. Компетенции как концептуальный подход стали актуальны в образовании именно потому, что стало очевидным, что знания, умения и навыки имеют смысл только тогда, когда деятельность специалиста-профессионала позволяет ему создавать те результаты, которые ожидаются окружающими. При этом результатами не может считаться демонстрация знаний, умений и навыков. Нужен образовательный продукт. Для спортсмена, участвующего в состязаниях, таким продуктом является спортивный результат. Для тренера, работающего со спортсменом, спортивный результат лишь косвенный показатель его работы, его участие в достижении спортивного результата оценивается уровнем компетентности, которую должен проявить тренер, учитывая все закономерности его достижения, и именно с этим спортсменом, имеющим индивидуальные особенности и способности. В то же время компетенции не противопоставляются знаниям-умениям-навыкам, а имеют с ними сопересечения, включают в себя «связки» ЗУНов, объединяемых по отношению к конкретным объектам или процессам.
В экспериментальном исследовании ключевым моментом в построение модели си-стемно-деятельностного управления многолетней тренировкой юных и квалифицированных стрелков-пистолетчиков стал метапредметный подход, предусматривающий разработку и приведение в соответствие списка предполагаемых образовательных результатов - компетенций, которые спортсмен должен освоить в процессе спортивного совершен-
ствования, со списком трудовых (спортивных) действий, излагаемых в профессиональных стандартах тренера и спортсмена в виде необходимых знаний и умений.
Разработка компетентностных представлений о профессиональной спортивной подготовке (на примере стрелков-пистолетчиков) предусматривала опору на императивы деятельности в структуре метапредметного подхода, к числу которых мы относим:
- диалектический материализм как метатеория научно-практической деятельности; метапредметность в многолетней тренировке опирается на принципы становления спортивного мастерства, направлена на ограничение избирательного предметоцентризма в спортивной тренировке, на расширение и углубление межпредметных взаимодействий, а вместе с тем и избирательное специализированное совершенствование самих предметных областей на базе выявленных всеобщих универсальных закономерностей спортивной подготовки;
- деятельностный подход в достижении спортивных и профессиональных результатов; предусматривает решение поставленной задачи - рост спортивного мастерства через исполнение трудовой (спортивной) функции и трудовых действий на основе приобретенных в спортивной деятельности знаний (что делать) и умений (как это делать) на пути достижения прогнозируемого спортивного результата (к чему стремиться);
- компетентностный подход и его метарезультаты, которыми спортсмен должен овладеть и их освоить в процессе многолетнего спортивного совершенствования; образовательный метарезультат в спорте - это компетенции, то, что, как ожидается, спортсмен должен знать как делать и быть способен это делать, и вероятностно сможет продемонстрировать в работе с тренером в конце этапа подготовки, модуля, реализуемой модели построения тренировки; ключевые компетенции метапредметны и интегративны по своей природе, они относятся к верхнему, общепредметному содержанию образования; перечень ключевых компетенций нуждается в отборе и детализации, как по этапам становления спортивного мастерства, так и по профессиональным функциям и образовательным стандартам;
- концепция сетевого взаимодействия и блочно-модульной спортивной подготовки как метатехнологии экспериментального изучения и апробации универсальных закономерностей становления спортивного мастерства; перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны спортивно-педагогического процесса на процессуальную результирующую подготовки спортсмена, его профессиональные и спортивные результаты, которые должны быть достигнуты в результате самостоятельной, ответственной деятельности во взаимодействии с тренером;
- метаспособы спортивной деятельности в формах перспективного, этапного, циклового планирования элементов многолетнего процесса тренировки; предписанность данной метасистемы организационных форм деятельности для становления спортивного мастерства;
- перманентный контроль во взаимосвязи с операциями проектирования, конструирования, программирования, теоретического моделирования, классифицирования, экспертизы - это те метаумения в процессе спортивного совершенствования в стрелковых видах спорта, которые спортсмен умеет и должен проявлять (рисунок 1).
- Проведенные экспериментальные изыскания с опорой на положения мета-предметного подхода стали фактологией к разработке компетентностных представлений о многолетней спортивной подготовке в стрелковых дисциплинах, к уточнению перечня профессиональных спортивных функций, профессиональных спортивных действий, могут быть использованы для коррекции содержания профессиональных стандартов (таблица 1).
Так, выделены:
1) инструментальные спортивные компетенции, опосредованно отразившие трудовые (спортивные) функции и трудовые (спортивные) действия профессиональных
стандартов по участию в соревновательной деятельности, повышению эффективности соревновательной подготовки, моделированию, планированию и прогнозированию, контролю соревновательной деятельности, анализу и обобщению опыта участия в состязаниях;
2) профессиональные компетенции, отразившие трудовые (спортивные) функции и трудовые (спортивные) действия профессиональных стандартов по участию в тренерской деятельности, программированию физической подготовки, нормированию физических нагрузок, моделированию, научному сопровождению и контролю технико-тактической, психологической и волевой подготовки, оказанию экспертной помощи на основе личной компетентности;
3) личностно-ориентированные компетенции, отразившие трудовые (спортивные) функции и трудовые (спортивные) действия профессиональных стандартов по участию в методической и проектной деятельности, по научному анализу, обобщению и распространению передового опыта спортивной тренировки, планированию, организации и координации деятельности спортсмена и тренера, выполнению индивидуального плана спортивной подготовки, учету и анализу спортивных результатов по спортивной дисциплине, оказанию экспертной и методической помощи по вопросам своей компетенции спортивному резерву, взаимодействию с физкультурно-спортивными организациями в целях пополнения резерва и отбора в сборные команды и другие;
4) общекультурные компетенции в подготовке стрелков-пистолетчиков, отразившие трудовые (спортивные) функции и трудовые (спортивные) действия профессиональных стандартов по участию в культурно-просветительской деятельности, где предусматривается знание правил соревнований по стрельбе, знание требований Федерального стандарта по виду спорта «пулевая стрельба», знание олимпийского движения и олимпийской хартии, приверженность идеологии олимпизма, спортивной этике и моральным нормам Фейр-плей (Честная игра), умение в сдаче норм ГТО, знание и умение под руководством тренера или самостоятельно вести спортивный паспорт, проходить медицинский осмотр, проводить восстановительные мероприятия, предусматривается знание общероссийских и международных антидопинговых правил, умение под руководством тренера или самостоятельно контролировать состояние здоровья.
Метатеория • Диалектический материализм
Метадеятельность • Деятельностный подход
Метатехнологии • Сетевое взаимодействие, кластерная подготовка • Блочно-модульное построение
Метаумения • Планирование • Проектирование • Конструирование • Программирование • Моделирование • Экспертиза • Контроль
Метарезультаты • Трудовая функция • Трудовое действие • Спортивное действие • Спортивный результат • Компетенции
Рисунок 1. Системообразующие начала профессиональной и спортивной деятельности тренера и спортсмена в структуре метапредметного подхода
Таблица 1
_Компетенции в спортивной подготовке стрелков-пистолетчиков_
1. Этап начальной подготовки
Инструментальные спортивные компетенции
- способен соблюдать технику безопасности при работе с оружием, изучать материальную часть спортивного оружия, осваивать общие сведения о прицельном выстреле, соблюдать правила соревнований по пулевой стрельбе; - способен к выполнению «прицеливания», управлению дыханием и обработке спуска в стрельбе из МК (малокалиберной) винтовки из положения «лежа» с упора, ПН (пневматической) винтовки «сидя» с упора; - готов выполнять одиночный выстрел из МК винтовки в облегченных условиях спортивной деятельности -с упора, с укороченной дистанции по увеличенной мишени; - по белому листу или экрану, по мишени на кучность, на совмещение СТП (средней точки попадания); - готов выполнять стрельбу из МК винтовки «лежа» с упора с дистанции 25 м, «лежа» с ремня с дистанции 25 м, 50 м, из ПН винтовки «сидя» с упора или «стоя» с подставки с дистанции 10 м в целостной структуре технических движений; - готов выполнять серию выстрелов из МК, ПН винтовки; ориентировать «изготовку» по центру мишени, делать отметку выстрела, определять смещение СТП при выполнении серии выстрелов; - способен применять приемы «изготовки», «прицеливания», управления дыханием и обработки спуска в стрельбе из МК пистолета по мишени с дистанции 25 м с упора или подставки, из пневматического пистолета с дистанции 10 м. с упора или подставки; - готов выполнять одиночный выстрел и серию выстрелов из МК и пневматического пистолета в облегченных условиях и в целостной структуре технических движений; - готов к выполнению упражнений соревновательной программы МВ-1, МВ-
2, ВП-1._
Профессиональные компетенции
- способен определять роль физических качеств в росте спортивной подготовленности; - способен контролировать уровень развития физических качеств; - способен оценивать значение вестибулярного и зрительного анализаторов для успешного выполнения выстрела; - способен к поддержанию динамического равновесия и устойчивой оперативной позы-изготовки для стрельбы с упора; - способен к сохранению текущей работоспособности в серии выстрелов за счет активных мышечных усилий (переключения напряжения-расслабления); -способен к проявлению активной подвижности в ведущих звеньях опорно-двигательного аппарата; - способен к контролю временных фаз выстрела; - способен к быстрому и точному решению двигательных задач; - способен к продолжительному выполнению работы умеренной интенсивности; - способен к коррекции результата в связи с выбором определенных технико-тактических действий; - способен оценивать влияние ОЦД (общий центр давления) на сохранение устойчивости в положении «поза стояния»; - способен к переключению психических процессов и их контролю при подготовке к выстрелу;- способен к социальному общению, готов к самоутверждению, к адаптации в коллективе, к самостоятельности, ответственности, проявляет нравственные отношения в различных ситуациях.
II. Тренировочный этап (спортивной специализации)
Инструментальные спортивные компетенции
- способен овладеть действиями по формированию оптимальной изготовки в стрельбе из пневматического и малокалиберного пистолета; - способен овладеть действиями по регулированию устойчивости с учетом индивидуальных билатеральных показателей ЦД; - способен овладеть приемами техники стрельбы из пневматического пистолета при выполнении одиночного выстрела, серии выстрелов и всего упражнения в целом с дистанции 10 м.; - способен овладеть приемами техники стрельбы из стандартного пистолета при выполнении одиночного выстрела, серии и всего упражнения в целом с дистанции 25 м.; - способен овладеть приемами техники стрельбы из малокалиберного пистолета при выполнении одиночного выстрела, серии и всего упражнения в целом по появляющейся мишени, по пяти появляющимся мишеням с дистанции 25 м.; - способен овладеть приемами техники стрельбы из произвольного пистолета при выполнении одиночного выстрела, серии и всего упражнения в целом с дистанции 50 м.; - способен определять СТП и вносить поправки в прицел; - способен к быстрому и качественному переключению на двигательные действия, обеспечивающие стабильность выполнения упражнений по неподвижной и появляющейся мишени, с учетом эргодических фрагментов; - готов выполнить упражнения пистолетной программы в полной координации в условиях быстрой и медленной стрельбы; - готов выполнить упражнения стрелковой программы в соревновательной деятельности в условиях спортивной конкуренции: ПП-1, ПП-2, ПП-3, МП-2, МП-4, МП-5, МП-3, МП-6, МП-8; - способен выполнить квалификационные нормативы в упражнениях ПП-2, ПП-3, МП-5, МП-3, МП-6, МП-8 для отбора в сборные команды муниципальных, областных образований, федеральных округов России; - способен контролировать и анализировать технико-тактические показатели квалификационного упражнения в условиях соревновательной деятельности; — способен к выявлению, анализу и коррекции индивидуальных недостатков опыта соревновательной деятельности.
Профессиональные компетенции
- способен повышать уровень физической подготовленности; - способен к разностороннему развитию силовых способностей в единстве с освоением технических двигательных действий; - способен в течение длительного времени поддерживать мышечные напряжения без изменения позы; - способен к точности управления
силовыми, пространственными и временными параметрами движения; - способен к рациональной межмышечной координации; - способен к согласованной работе мышц-антагонистов; - способен точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях смешанных режимов работы мышц; - способен к принятию растянутого положения и его поддержанию своим собственным весом; - способен к поддержанию устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень» в условиях утомления сенсорных систем организма; - способен к эффективному выполнению стрелкового упражнения, преодолевая развивающееся утомление; - способен продолжать выполнение упражнения при усталости благодаря проявлению волевых качеств; - способен к длительному перенесению нагрузок, характерных для пулевой стрельбы; - способен бороться с утомлением и эффективно восстанавливаться во время работы и после неё; - способен контролировать индивидуальный уровень развития основных двигательных качеств, обеспечивающих успех в соревновательной деятельности в пулевой стрельбе; - способен выполнить контрольные переводные нормативы в группы подготовки СШОР; - способен к выполнению запланированных объемов физической подготовки по годам обучения в СШОР; - способен наиболее совершенно решать двигательные задачи; - способен выполнять поставленную задачу наиболее эффективно в условиях ограниченного времени; - способен к овладению двигательными действиями стрельбы, связанными с рациональностью, экономичностью техники и тактики; - способен к формированию, контролю и коррекции элементов техники стрельбы с учетом данных полученных с применением СКТ с БОС (компьютерные технологии с биологической обратной связью); - способен в анализу модельных параметров технико-тактической подготовленности ведущих спортсменов в различных видах пистолетной программы; - способен к контролю индивидуального психологического состояния; - способен к выбору наиболее значимых методик для индивидуальной психологической подготовки к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; -способен к развитию психомоторики, перцептивности, интеллектуальности, рефлексии, к абстрактному и теоретическому мышлению, к формированию собственной позиции, к персонолизации, к созданию личностно-значимых отношений, проявляет моральную устойчивость, толерантность, выдержку, спокойствие, нравственное мировоззрение.
III. Этап совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства
Инструментальные спортивные компетенции
- способен выполнить квалификационное стрелковое упражнение и финальную серию в условиях спортивной деятельности; - способен к быстрому и качественному переключению на двигательные действия, обеспечивающие стабильность выполнения квалификации и финальной серии в упражнениях пистолетной программы;- способен контролировать технико-тактические показатели по выполнению квалификационного упражнения и финальной серии в условиях соревновательной деятельности; - способен к повышению эффективности соревновательной подготовки спортсменов в стрельбе, к субъективации по выявлению, контролю и коррекции двигательных действий и обеспечению надежности соревновательной деятельности; - способен к конкурентной борьбе в условиях соревновательной деятельности и ее оценке; - готов к выполнению квалификационных нормативов в соответствии со специализацией для отбора в сборные команды России в упражнениях ПП-2ф, ПП-3ф; МП-5ф; МП-6ф; МП-8ф; - способен к выполнению квалификационных нормативов в упражнениях олимпийской программы; - способен к выявлению и коррекции индивидуальных недостатков опыта соревновательной деятельности в динамике тренировочного процесса; - способен оценить индивидуальную соревновательную деятельность с учетом современных тенденций спорта высших достижений; - способен к обобщению, анализу и синтезу передового опыта спортивной деятельности стрелков-пистолетчиков мировой элиты.
Профессиональные компетенции
- способен к оценке, контролю и осознанной коррекции различных видов подготовки для достижения запланированного метарезультата; - способен контролировать рост и совершенствование индивидуальных физических показателей; - способен к выполнению запланированных объемов физической подготовки; - способен к коррекции индивидуальных параметров технико-тактической подготовки с учетом модельных параметров соревновательной деятельности сильнейших спортсменов в различных видах пистолетной программы; -способен к осмыслению передового соревновательного опыта спортивной тренировки; - способен к планированию, контролю и учету индивидуальных показателей стрельбы в многолетнем тренировочном процессе с применением СКТ с БОС;- способен к выполнению индивидуальной ранней и предсоревновательной подготовки к соревнованиям; - способен к выбору наиболее значимых технологий для обеспечения индивидуальной психологической готовности к тренировочной деятельности; - способен на коррекцию профессиональных компетенций на основании сенситивных периодов психического развития спортсмена; - способен на основе осознанного восприятия тренировочной и соревнователь-ной деятельности к самоактуализации с учетом динамики и тенденций роста специальной работоспособности стрелков-пистолетчиков; - способен синтезировать и внедрять полученные знания в подготовку стрелков-пистолетчиков различного возраста и квалификации.
ВЫВОДЫ
Теоретические и практические результаты проведенных нами исследований [1, 4, 6] позволяют утверждать о формировании нового научного подхода к подготовке юных и квалифицированных спортсменов - метапредметного подхода [2, 7], сущность которого
состоит в формировании универсальных знаний, имеющих всеобщий характер, обеспечивающего переход от частных представлений к всестороннему познанию процессов управления системой подготовки в спорте, интеграции разрозненных избирательных предметных методик и технологий спортивной подготовки в модель системно-деятельностного управления спортивной тренировкой, где закономерности обучения, развития, воспитания, формирования соревновательной деятельности предписаны в виде компетентностных понятий о спортивной подготовке, реализуются в профессиональных спортивных функциях и профессиональных спортивных действиях тренера и спортсмена, ориентированных на спортивный результат.
Проведенная опытная работа с учетом основных положений метапредметного подхода стала фактологией к разработке компетентностных представлений о многолетней спортивной подготовке в стрелковых дисциплинах, выявления необходимых спортивных действий для роста спортивных достижений, формирования профессиональных спортивных функций, составляющих основу спортивной профессиональной деятельности стрелков-пистолетчиков и обеспечивающих рост профессионального мастерства в виде спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Германов, Г.Н. Методологические подходы в управлении подготовкой юных и квалифицированных спортсменов: научно-теоретический анализ / Г.Н. Германов, С.И. Филимонова, И.А. Сабирова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. -№ 8 (114). - С. 48-56.
2. Колесина, К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Колесина Карина Юрьевна ; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. - Ростов н/Д., 2009. - 36 с.
3. Профессиональные стандарты : сборник 1 : "Спортсмен", "Тренер", "Инструктор-методист" : документы и методические материалы / сост. И.И. Григорьева. - М. : Советский спорт, 2015. - 272 с.
4. Метапредметный подход к тренировочному процессу стрелков в системе спортивной подготовки / И.А. Сабирова, С.И. Филимонова, Г.Н. Германов, А.А. Володин // Культура физическая и здоровье. - 2014. - Т. 51. - № 4. - С. 32-34.
5. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта "Пулевая стрельба" / Министерство спорта Российской Федерации. - М. : Советский спорт, 2015. - 28 с.
6. Филимонова, С.И. Метапредметный подход: новый взгляд на методологию подготовки спортсменов в многолетнем процессе / С.И. Филимонова, Г.Н. Германов, И.А. Сабирова // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 1. - С. 100-101.
7. Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении : науч.-метод. пособие / А.В. Хуторской. - М. : Изд-во «Эйдос» : Изд-во Института образования человека, 2012. - 73 с.
REFERENCES
1. Germanov, G.N., Filimonova, S.I. and Sabirova, I.A. (2014), Methodological approaches in management of training of the young and qualified athletes: scientific-theoretical analysis, Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 8(114), pp. 48-56.
2. Kolesina, K.Yu. (2009), Metadesign tutoring: the theory and technologies of realization in educational process, dissertation, Rostov-on-Don, Russian Federation.
3. Ed. Grigorieva, I.I. (2015), Professional standards: collection 1: "Athlete", "Trainer", "Instructor-methodologist": documents and methodical materials, Soviet sport, Moscow, Russian Federation.
4. Sabirova, I.A., Filimonova, S.I. Germanov, G.N. and Volodin, A.A. (2014), "Metasubject approach to training process of shooters in system of sports preparation", Kul'tura fizicheskaja i zdorov'e, № 4, Vol. 51, pp. 32-34.
5. Federal standard of sports preparation by the form sport "Bullet firing" (2015), Ministry of sport of the Russian Federation, Soviet sport, Moscow, Russian Federation.
6. Filimonova, S.I., Germanov, G.N. and Sabirova, I.A. (2015), "Metasubject approach: a new view on methodology of training of athletes in long-term process", Teorija i praktika fizicheskoj kultury,
№ 1, pp. 100-101.
7. Xutorskoi, A.V. (2012), Metasubject approach in training, publishing house "Ados", Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.02.2015.
УДК 796
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РФ С 2006 ПО 2015 ГГ. НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ В ХАБАРОВСКЕ
Дмитрий Иванович Дьяков, кандидат биологических наук, профессор, Александр Владимирович Аднорал, магистрант, Евгения Викторовна Иванова, магистр, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ФБГОУВПО ДВГАФК), г. Хабаровск
Аннотация
В статье рассматриваются результаты социологического исследования по реализации комплексной программы развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне. На вопросы анкеты, разработанной Министерством спорта РФ, отвечали специалисты ФКиС муниципального и субъектов федерации уровней.
Ключевые слова: программа, спортивные сооружения, пропускная способность, финансирование, материально-техническое обеспечение.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.02.120.p51-53
SOME RESULTS OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL TARGET PROGRAM OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION FROM 2006 TO 2015 AT THE MUNICIPAL LEVEL IN
KHABAROVSK
Dmitry Ivanovich Diakov, the candidate of biological sciences, professor, Aleksandr Vladimirovich Adnoral, the undergraduate, Eugenia Viktorovna Ivanova, the master, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk
Annotation
This article discusses the results of the sociological survey on the implementation of the complex program for the development of physical culture and sports at the municipal level. The experts in PE of the municipal entities and the Federation subjects have answered the questionnaire, developed by the Ministry of sports of the Russian Federation.
Keywords: program, sports facilities, capacity, funding, logistical support.
На вопросы анкеты, разработанной Министерством спорта Российской Федерации и посвященной мониторингу результатов исполнения федеральной целевой программы развития физической культуры и спорта до 2015 г., отвечали штатные сотрудники сферы физической культуры и спорта (далее ФКиС), преимущественно муниципального уровня Хабаровска. Социологическое обследование было проведено в 2014 году. В число опрошенных вошли служащие: 4,3% - федерального статуса; 7,1% - субъекта федерации и 88,6% - муниципального (работники городских и районных комитетов и управлений ФКиС).
По мнению респондентов, число занимающихся физическими упражнениями увеличивается. Этот показатель (75,7%) положительно коррелирует с данными статистиче-