Научная статья на тему 'Изучение критериев комплексного контроля стрелков-пистолетчиков'

Изучение критериев комплексного контроля стрелков-пистолетчиков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
364
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА / КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / BULLET SHOOTING CORRELATED INTERRELATION / PSYCHO PHYSIOLOGICAL CONDITIONS / TECHNICAL AND PHYSICAL QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сабирова Ирина Александровна

В статье рассматривается проблема комплексной подготовки квалифицированных стрелков-пистолетчиков. Представлены результаты изучения психофизиологических показателей, технической и физической подготовки стрелков групп спортивного совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сабирова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying of criteria of gun-shooters complex control

The article deals with the problem of qualified gun-shooters complex training. The researching results of psycho physiological indices, technical and physical qualification of shooters from sports perfection groups have been represented in the article.

Текст научной работы на тему «Изучение критериев комплексного контроля стрелков-пистолетчиков»

ВЫВОДЫ

1. Адаптивное компьютерное тестирование - средство оптимизации пропедевтического, текущего и рубежного контроля знаний. Технологический эффект адаптивного тестирования - экономия времени, которое используют для восполнения “пробелов” в банке знаний обучающегося.

2. На первом этапе адаптивного тестирования целесообразно предъявлять серию заданий, успешность решения которых зависит только от сформированности банка знаний тестируемого (усвоения им элементарных дидактических единиц), на втором - задания, которые могут быть потенциально решены конкретным испытуемым при сложившемся у него банке знаний.

3. Технология применения адаптивного компьютерного тестирования в образовательном процессе включает в себя: построение когнитивной модели связи между элементарными дидактическими единицами и учебными заданиями; формирование двухсерийных наборов заданий; сохранение результатов тестирования на ЭВМ или локальной компьютерной сети; диагностика обученности тестируемого; анализ результатов образовательного процесса и его коррекция; оценка трудности учебных заданий и расчет балла рейтинга за их решение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гулидов, И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение : учебное пособие / И.Н. Гулидов. - М. : ФОРУМ, 2005. - 240 с.

2. Опарина, Н.М. Компьютерное адаптивное тестирование при подготовке специалистов / Н.М. Опарина // Педагогическая информатика. - 2005. - № 1. - С. 74-ТТ.

3. Современные методы и средства оценки обученности : учебное пособие / С.Б. Полянская, М.Л. Романова, Е.Ю. Лукьяненко, Т.П. Хлопова ; СГПИ. - Славянск-на-Кубани : [б.и.], 2008. - 64 с.

4. Автоматизированный многопараметрический педагогический контроль как фактор подготовки специалистов по физической культуре / А.В. Полянский, Е.Ю. Лукьяненко, М.Л. Романова, Т.Л. Шапошникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3 (37). - С. 75-79.

5. Терюха, Р.В. Технология адаптивного компьютерного тестирования в профессиональной подготовке инженеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Терюха Р.В.

- Краснодар, 2006. - 26 с.

6. Шапошникова, Т.Л. Методика конструирования тестовых заданий по физике для диагностики знаний и их освоенности / Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова // Проблемы современного физического образования (школа и вуз) : материалы III межрегиональной научно-практической конференции. - Армавир : РИЦ АГПУ, 2009. - С. 116-121.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

ИЗУЧЕНИЕ КРИТЕРИЕВ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ СТРЕЛКОВ-

ПИСТОЛЕТЧИКОВ

Ирина Александровна Сабирова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье рассматривается проблема комплексной подготовки квалифицированных стрел-ков-пистолетчиков. Представлены результаты изучения психофизиологических показателей, технической и физической подготовки стрелков групп спортивного совершенствования.

Ключевые слова: пулевая стрельба, корреляционная взаимосвязь, психофизиологические состояния, физическая и техническая подготовленность.

STUDYING OF CRITERIA OF GUN-SHOOTERS COMPLEX CONTROL

Irina Aleksandrovna Sabirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture

Annotation

The article deals with the problem of qualified gun-shooters complex training. The researching results of psycho physiological indices, technical and physical qualification of shooters from sports perfection groups have been represented in the article.

Keywords: bullet shooting correlated interrelation, psycho physiological conditions, technical and physical qualification.

ВВЕДЕНИЕ

Современный уровень спортивных достижений предъявляет повышенные требования к различным формам подготовленности человека - физической, технической, тактической и психической. Сочетание высокого уровня всех этих сторон подготовленности и позволяет спортсменам достигнуть высоких спортивных результатов. Определенные предпосылки для этого создают необходимые физические и психические способности человека [1, 2, 3].

В спортивно-методической, психологической и общепедагогической литературе достаточно хорошо разработаны средства, методы, методики обучения и тренировки: отдельных физических способностей, обеспечивающих проявление необходимой специальной выносливости и, как следствие, высокой работоспособности:

- в стрелковых упражнениях [1, 2];

- в овладении техникой стрельбы - устойчивость системы «стрелок-оружие» и «стрелок-оружие-мишень» [1, 2, 3];

- в воспитании и повышении эффективности использования психических качеств - концентрации и устойчивости внимания, зрительной памяти [2, 3].

В то же время, остаются не разработанными взаимосвязи между уровнем развития всех вышеперечисленных способностей и взаимовлиянием их друг на друга. Это часто выражается в реципрокных отношениях, особенно в процессе соревновательной деятельности, когда повышение или понижение интенсивности работы ведет к снижению или повышению эффективности психических процессов, что требует использования определенной структуры тренировочного процесса, задачей которого является сопряженное воспитание всех необходимых для спортсмена физических и психических качеств.

В связи с вышеизложенным, проблема сопряженного проявления в соревновательной деятельности специальных физических и психических качеств и воспитание их в процессе спортивной тренировки является одной из наиболее сложных и недостаточно решенных в спортивно-педагогической науке.

Целью настоящего исследования явилось изучение взаимосвязи психофизиологических состояний, технической и физической подготовленности стрелков-пулевиков групп спортивного совершенствования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе проводилось изучение технических характеристик стрельбы в упр. III1-2 на стрелковом компьютерном тренажере-тесторе (СКАТТ) по следующим параметрам: среднее время выстрела (с), устойчивость внутри 10.0 относительно ЦМ и СТП (%), длина траектории по горизонтали и вертикали (мм) и поперечник стрельбы (мм) (рис.1).

В исследовании приняли участие стрелки-пистолетчики групп спортивного совершенствования СДЮСШОР № 11 г. Воронежа и МОУ ДОД СДЮСШОР с. Конь-Колодезь (в количестве 40 человек). Возраст испытуемых 16-17 лет. Уровень квалификации I разряд - КМС.

Корреляционный анализ результата в упражнении ПП-2 позволил выявить высокую плотность прямых и обратных корреляционных взаимосвязей в технических характеристиках испытуемых (от г=-0,828 до г=0,817) (рис.1).

На втором этапе проводилось изучение взаимосвязи технических характеристик в упр.ПП-2 и психофизиологических показателей спортсменов по методике разработанной В.А.Таймазовым и Я.В.Голуб (2004 г) основанной на компьютерном варианте методики психофизиологического обследования спортсменов по следующим показателям: сила, устойчивость, подвижность, уравновешенность нервных процессов, моторный и латентный период простой двигательной реакции на свет и восприятия временных интервалов в 5,10,15 с (табл.1). Изучались показатели до и по окончании выполнения стрелкового упражнения ПП-2 (40 зачетных выстрелов).

Рис. 1 Взаимосвязь технических показателей в упр. ПП-2 спортсменов групп спортивного совершенствования

Корреляционный анализ результата в упражнении ПП-2 и психофизиологических показателей позволил выявить достаточно высокую степень зависимости качества выполнения выстрела от психофизиологических показателей спортсменов.

Так, результат в упр. ПП-2 имеет сильную корреляционную взаимосвязь с показателями: теппинг-теста, индивидуальным воспроизведением 15 с временного интервала и уравновешенности нервных процессов (от г=0,789 до г =0,887).

Анализ характеристик среднего времени выстрела выявил сильную корреляционную взаимосвязь с показателями теппинг-теста, индивидуальным воспроизведением 5 с временного интервала и обратную прямую взаимосвязь с показателями уравновешенности нервных процессов (от г=-0,808 до г=0,836).

Устойчивость в 10,0 относительно ЦМ и СТП корреляционно взаимосвязана с показателями: теппинг-теста, уравновешенностью нервных процессов, индивидуальным воспроизведением 15 с временного интервала до начала упражнения, подвижностью нервных процессов до и после выполнения упражнения (от г=-0,867 до г=0,816).

Анализ показателей длины траектории по вертикали и горизонтали выявил сильную корреляционную взаимосвязь с показателями подвижности, силы и уравновешенности нервных процессов (от г=-0,947 до г=0,916).

Поперечник стрельбы взаимосвязан с уравновешенностью, силой нервных процессов индивидуальным восприятием 15 с временного интервала (от г=-0,891 до г=0,831).

Проведенное исследование позволило также выявить низкие коэффициенты корреляционной взаимосвязи исследуемых показателей. Так результат в упражнении ПП-2 имеет низкую корреляционную взаимосвязь с индивидуальным восприятием 5с и 10 с. временных интервалов, подвижностью нервных процессов, двигательной реакцией на световой раздражитель, что непременно должно учитываться при разработке нормативных показателей при отборе перспективных спортсменов в группы спортивного совершенствования.

Таким образом, анализ величин и знаков коэффициентов корреляции позволил

выявить наиболее существенное взаимовлияние параметров влияющих на качество стрельбы в упражнении ПП-2 спортсменов групп спортивного совершенствования, таких как: показатели индивидуальных особенностей субъективного восприятия временного интервала в 15 с., уравновешенности и силы нервных процессов.

Сравнительный анализ полученных показателей по нормализованным данным позволил определить вклад каждого компонента в успех соревновательной деятельности в стрельбе из пневматического пистолета (97,16% - уравновешенность нервных процессов, 2,49% - субъективное восприятие, 0,35% - сила нервных процессов).

Таблица 1

Показатели психофизиологических характеристик стрелков-пистолетчиков ГСС

(средние данные)

№ Психофизиологические показатели Х ср ±5 ±т

1 Теппинг-тест (до) оптимальное, кол-во уд 22,5 ±6,8 ±2,1

2 Теппинг-тест (до) максимальное, кол-во уд 56,8 ±3,5 ±1,1

3 Теппинг-тест (до) 50% от макс, кол-во уд 30,4 ±5,2 ±1,65

4 Теппинг-тест(после) оптимальное, кол-во уд 23,6 ±8,1 ±2,56

5 Теппинг-тест(после) максимальное, кол-во уд 57,4 ±2,3 ±0,73

6 Теппинг-тест(после) 50% от макс кол-во уд 28,3 ±3,9 ±1,23

7 Уравнов. нервных проц (до) меньших , мм 2,9 ±0,97 ±0,30

8 Уравнов. нервных проц (до) больших, мм 2,4 ±1,6 ±0,50

9 Уравнов. нервных проц (до) точных, мм 0,9 ±0,65 ±0,20

10 Уравнов. нерв проц (после) меньших, мм 5,5 ±0,97 ±0,30

11 Уравнов. нерв проц (после) больших, мм 1,9 ±1,3 ±0,41

12 Уравнов. нерв проц (после) точных , мм 1,5 ±0,32 ±0,10

13 Индив. воспр. времен интервалов 5с (до), с 4,75 ±0,50 ±0,16

14 Индив. воспр. времен интервалов 10 с (до), с 9,54 ±1,03 ±0,32

15 Индив. воспр. времен интервалов 15 с.(до), с 15,02 ±1,2 ±0,38

16 Индив. воспр. времен интервалов 5 с (после), с 4,35 ±0,36 ±0,11

17 Индив. воспр. времен интервалов 10 с.(после), с 10,13 ±0,94 ±0,3

18 Индив. воспр. времен интервалов 15 с (после), с 15,26 ±0,6 ±0,2

19 Латентное время пр. двигат. реакции на свет (до), с 253,7 ±6,2 ±1,96

20 Моторный комп. пр. двигат. реакции на свет (до), с 59,7 ±11,7 ±3,7

21 Латентное время пр. двигат. реакции на свет (после), с 262,4 ±9,1 ±2,9

22 Моторный комп. пр. двигат. реакц. на свет (после), с 66,7 ±13,9 ±4,4

23 Подвижность нерв.процесс.(до) устойчивость, с 0,99 ±0,02 ±0,006

24 Подвижность нерв.процесс.(до) коэфф.точности, с 0,97 ±0,03 ±0,009

25 Подвижность нерв.процесс.(до) кол-во ошибок, с 1,3 ±1,6 ±0,5

26 Подвижность нерв.процесс.( после) устойч., с 0.99 ±0,02 ±0,006

27 Подвижность нерв.процесс.( после коэф.точн., с 0,97 ±0,03 ±0,009

28 Подвижность нерв.процесс.(после) кол-во ошиб., с 1,3 ±1,6 ±0,5

Изучение физической подготовленности спортсменов проводилось на том же контингенте испытуемых.

За основу были приняты тесты, разработанные на кафедре теории и методики сложно-координационных и прикладных видов спорта ВГИФК:

- подтягивание на перекладине (кол-во раз);

- разгибание рук в упоре (кол-во раз);

- приседание с грифом штанги 20кг (кол-во раз);

- подъем гантелей весом 1,5 кг в сторону-вверх одной рукой (кол-во раз);

- удержание оружия в позе «изготовка» до выраженных колебаний (с);

- становая динамометрия (максимальная сила разгибателей туловища (кг) и статическая выносливость (с).

Корреляционный анализ результата в упражнении ПП-2 позволил выявить высокую плотность прямых корреляционных взаимосвязей в физических и технических характеристиках испытуемых (от г=0,461 до г=0,782).

На основании полученных данных корреляционного анализа, для приблизительной оценки результатов в упражнении ПП-2 по показателям физической подготовленности составлены уравнения регрессии, на основе которых можно четко контролировать уровень физической и технической подготовленности спортсменов.

Я = 36375 - 0,15 х X1 + 0,71х X 2 + 0,14 х X3, где

Х] - сгибание-разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз);

Х2 - приседание с грифом штанги весом 20 кг (кол-во раз);

Х3 - подъем гантели весом 1,5 кг в сторону-вверх одной рукой (кол-во раз). Таким образом, проведенное исследование позволило определить взаимосвязь и взаимовлияние параметров технической, физической и психологической подготовленности спортсменов и определить направления в комплексной подготовке квалифицированных стрелков-пистолетчиков.

ВЫВОДЫ

1. В результате корреляционного и регрессионного анализа выявлена взаимосвязь показателей психофизиологических состояний организма стрелков-

пистолетчиков со спортивным результатом и определен вклад каждого компонента в успех соревновательной деятельности (97,16% - уравновешенность нервных процессов, 2,49% - субъективное восприятие, 0,35% - сила нервных процессов).

2. Установлены наиболее корреляционно взаимосвязанные показатели физической и технической подготовленности стрелков-пистолетчиков ГСС 1 года обучения ДЮСШ:

- из блока физических показателей характеризующих статическую силу: становая динамометрия (максимальная сила разгибателей туловища, статическая выносливость), удержание оружия в позе «изготовка» до выраженных колебаний.

- из блока физических показателей характеризующих динамическую силу: подтягивание на перекладине, разгибание рук в упоре, приседание с грифом штанги весом 20кг, подъем гантелей весом 1,5 кг в сторону-вверх одной рукой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зозулина, И. А. Силовая подготовка стрелков-пистолетчиков на этапах спортивного совершенствования : дис. ... канд. пед. наук / Зозулина И.А. ; Рос. гос. ун-т физ. культуры. - М., 2001. - 165 с.

2. Корх, А.Я. Комплексный контроль в пулевой стрельбе : методические рекомендации / А.Я. Корх, Е.В. Комова ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1987.

- 65 с. : ил.

3. Сабирова, И. А. Инновационный подход к отбору стрелков-пистолетчиков в группы спортивного совершенствования // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 5. - С. 34-37.

4. Таймазов, В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена (методы оценки и коррекции) : учебно-метод. пособие / В. А. Таймазов, П. А. Голуб. - СПб. : Изд-во «Олимп-СПб», 2004. - 400 с.

Контактная информация: sabirova27.02@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.