ВЫВОДЫ
1. Адаптивное компьютерное тестирование - средство оптимизации пропедевтического, текущего и рубежного контроля знаний. Технологический эффект адаптивного тестирования - экономия времени, которое используют для восполнения “пробелов” в банке знаний обучающегося.
2. На первом этапе адаптивного тестирования целесообразно предъявлять серию заданий, успешность решения которых зависит только от сформированности банка знаний тестируемого (усвоения им элементарных дидактических единиц), на втором - задания, которые могут быть потенциально решены конкретным испытуемым при сложившемся у него банке знаний.
3. Технология применения адаптивного компьютерного тестирования в образовательном процессе включает в себя: построение когнитивной модели связи между элементарными дидактическими единицами и учебными заданиями; формирование двухсерийных наборов заданий; сохранение результатов тестирования на ЭВМ или локальной компьютерной сети; диагностика обученности тестируемого; анализ результатов образовательного процесса и его коррекция; оценка трудности учебных заданий и расчет балла рейтинга за их решение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гулидов, И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение : учебное пособие / И.Н. Гулидов. - М. : ФОРУМ, 2005. - 240 с.
2. Опарина, Н.М. Компьютерное адаптивное тестирование при подготовке специалистов / Н.М. Опарина // Педагогическая информатика. - 2005. - № 1. - С. 74-ТТ.
3. Современные методы и средства оценки обученности : учебное пособие / С.Б. Полянская, М.Л. Романова, Е.Ю. Лукьяненко, Т.П. Хлопова ; СГПИ. - Славянск-на-Кубани : [б.и.], 2008. - 64 с.
4. Автоматизированный многопараметрический педагогический контроль как фактор подготовки специалистов по физической культуре / А.В. Полянский, Е.Ю. Лукьяненко, М.Л. Романова, Т.Л. Шапошникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3 (37). - С. 75-79.
5. Терюха, Р.В. Технология адаптивного компьютерного тестирования в профессиональной подготовке инженеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Терюха Р.В.
- Краснодар, 2006. - 26 с.
6. Шапошникова, Т.Л. Методика конструирования тестовых заданий по физике для диагностики знаний и их освоенности / Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова // Проблемы современного физического образования (школа и вуз) : материалы III межрегиональной научно-практической конференции. - Армавир : РИЦ АГПУ, 2009. - С. 116-121.
Контактная информация: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ КРИТЕРИЕВ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ СТРЕЛКОВ-
ПИСТОЛЕТЧИКОВ
Ирина Александровна Сабирова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры
Аннотация
В статье рассматривается проблема комплексной подготовки квалифицированных стрел-ков-пистолетчиков. Представлены результаты изучения психофизиологических показателей, технической и физической подготовки стрелков групп спортивного совершенствования.
Ключевые слова: пулевая стрельба, корреляционная взаимосвязь, психофизиологические состояния, физическая и техническая подготовленность.
STUDYING OF CRITERIA OF GUN-SHOOTERS COMPLEX CONTROL
Irina Aleksandrovna Sabirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Culture
Annotation
The article deals with the problem of qualified gun-shooters complex training. The researching results of psycho physiological indices, technical and physical qualification of shooters from sports perfection groups have been represented in the article.
Keywords: bullet shooting correlated interrelation, psycho physiological conditions, technical and physical qualification.
ВВЕДЕНИЕ
Современный уровень спортивных достижений предъявляет повышенные требования к различным формам подготовленности человека - физической, технической, тактической и психической. Сочетание высокого уровня всех этих сторон подготовленности и позволяет спортсменам достигнуть высоких спортивных результатов. Определенные предпосылки для этого создают необходимые физические и психические способности человека [1, 2, 3].
В спортивно-методической, психологической и общепедагогической литературе достаточно хорошо разработаны средства, методы, методики обучения и тренировки: отдельных физических способностей, обеспечивающих проявление необходимой специальной выносливости и, как следствие, высокой работоспособности:
- в стрелковых упражнениях [1, 2];
- в овладении техникой стрельбы - устойчивость системы «стрелок-оружие» и «стрелок-оружие-мишень» [1, 2, 3];
- в воспитании и повышении эффективности использования психических качеств - концентрации и устойчивости внимания, зрительной памяти [2, 3].
В то же время, остаются не разработанными взаимосвязи между уровнем развития всех вышеперечисленных способностей и взаимовлиянием их друг на друга. Это часто выражается в реципрокных отношениях, особенно в процессе соревновательной деятельности, когда повышение или понижение интенсивности работы ведет к снижению или повышению эффективности психических процессов, что требует использования определенной структуры тренировочного процесса, задачей которого является сопряженное воспитание всех необходимых для спортсмена физических и психических качеств.
В связи с вышеизложенным, проблема сопряженного проявления в соревновательной деятельности специальных физических и психических качеств и воспитание их в процессе спортивной тренировки является одной из наиболее сложных и недостаточно решенных в спортивно-педагогической науке.
Целью настоящего исследования явилось изучение взаимосвязи психофизиологических состояний, технической и физической подготовленности стрелков-пулевиков групп спортивного совершенствования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На первом этапе проводилось изучение технических характеристик стрельбы в упр. III1-2 на стрелковом компьютерном тренажере-тесторе (СКАТТ) по следующим параметрам: среднее время выстрела (с), устойчивость внутри 10.0 относительно ЦМ и СТП (%), длина траектории по горизонтали и вертикали (мм) и поперечник стрельбы (мм) (рис.1).
В исследовании приняли участие стрелки-пистолетчики групп спортивного совершенствования СДЮСШОР № 11 г. Воронежа и МОУ ДОД СДЮСШОР с. Конь-Колодезь (в количестве 40 человек). Возраст испытуемых 16-17 лет. Уровень квалификации I разряд - КМС.
Корреляционный анализ результата в упражнении ПП-2 позволил выявить высокую плотность прямых и обратных корреляционных взаимосвязей в технических характеристиках испытуемых (от г=-0,828 до г=0,817) (рис.1).
На втором этапе проводилось изучение взаимосвязи технических характеристик в упр.ПП-2 и психофизиологических показателей спортсменов по методике разработанной В.А.Таймазовым и Я.В.Голуб (2004 г) основанной на компьютерном варианте методики психофизиологического обследования спортсменов по следующим показателям: сила, устойчивость, подвижность, уравновешенность нервных процессов, моторный и латентный период простой двигательной реакции на свет и восприятия временных интервалов в 5,10,15 с (табл.1). Изучались показатели до и по окончании выполнения стрелкового упражнения ПП-2 (40 зачетных выстрелов).
Рис. 1 Взаимосвязь технических показателей в упр. ПП-2 спортсменов групп спортивного совершенствования
Корреляционный анализ результата в упражнении ПП-2 и психофизиологических показателей позволил выявить достаточно высокую степень зависимости качества выполнения выстрела от психофизиологических показателей спортсменов.
Так, результат в упр. ПП-2 имеет сильную корреляционную взаимосвязь с показателями: теппинг-теста, индивидуальным воспроизведением 15 с временного интервала и уравновешенности нервных процессов (от г=0,789 до г =0,887).
Анализ характеристик среднего времени выстрела выявил сильную корреляционную взаимосвязь с показателями теппинг-теста, индивидуальным воспроизведением 5 с временного интервала и обратную прямую взаимосвязь с показателями уравновешенности нервных процессов (от г=-0,808 до г=0,836).
Устойчивость в 10,0 относительно ЦМ и СТП корреляционно взаимосвязана с показателями: теппинг-теста, уравновешенностью нервных процессов, индивидуальным воспроизведением 15 с временного интервала до начала упражнения, подвижностью нервных процессов до и после выполнения упражнения (от г=-0,867 до г=0,816).
Анализ показателей длины траектории по вертикали и горизонтали выявил сильную корреляционную взаимосвязь с показателями подвижности, силы и уравновешенности нервных процессов (от г=-0,947 до г=0,916).
Поперечник стрельбы взаимосвязан с уравновешенностью, силой нервных процессов индивидуальным восприятием 15 с временного интервала (от г=-0,891 до г=0,831).
Проведенное исследование позволило также выявить низкие коэффициенты корреляционной взаимосвязи исследуемых показателей. Так результат в упражнении ПП-2 имеет низкую корреляционную взаимосвязь с индивидуальным восприятием 5с и 10 с. временных интервалов, подвижностью нервных процессов, двигательной реакцией на световой раздражитель, что непременно должно учитываться при разработке нормативных показателей при отборе перспективных спортсменов в группы спортивного совершенствования.
Таким образом, анализ величин и знаков коэффициентов корреляции позволил
выявить наиболее существенное взаимовлияние параметров влияющих на качество стрельбы в упражнении ПП-2 спортсменов групп спортивного совершенствования, таких как: показатели индивидуальных особенностей субъективного восприятия временного интервала в 15 с., уравновешенности и силы нервных процессов.
Сравнительный анализ полученных показателей по нормализованным данным позволил определить вклад каждого компонента в успех соревновательной деятельности в стрельбе из пневматического пистолета (97,16% - уравновешенность нервных процессов, 2,49% - субъективное восприятие, 0,35% - сила нервных процессов).
Таблица 1
Показатели психофизиологических характеристик стрелков-пистолетчиков ГСС
(средние данные)
№ Психофизиологические показатели Х ср ±5 ±т
1 Теппинг-тест (до) оптимальное, кол-во уд 22,5 ±6,8 ±2,1
2 Теппинг-тест (до) максимальное, кол-во уд 56,8 ±3,5 ±1,1
3 Теппинг-тест (до) 50% от макс, кол-во уд 30,4 ±5,2 ±1,65
4 Теппинг-тест(после) оптимальное, кол-во уд 23,6 ±8,1 ±2,56
5 Теппинг-тест(после) максимальное, кол-во уд 57,4 ±2,3 ±0,73
6 Теппинг-тест(после) 50% от макс кол-во уд 28,3 ±3,9 ±1,23
7 Уравнов. нервных проц (до) меньших , мм 2,9 ±0,97 ±0,30
8 Уравнов. нервных проц (до) больших, мм 2,4 ±1,6 ±0,50
9 Уравнов. нервных проц (до) точных, мм 0,9 ±0,65 ±0,20
10 Уравнов. нерв проц (после) меньших, мм 5,5 ±0,97 ±0,30
11 Уравнов. нерв проц (после) больших, мм 1,9 ±1,3 ±0,41
12 Уравнов. нерв проц (после) точных , мм 1,5 ±0,32 ±0,10
13 Индив. воспр. времен интервалов 5с (до), с 4,75 ±0,50 ±0,16
14 Индив. воспр. времен интервалов 10 с (до), с 9,54 ±1,03 ±0,32
15 Индив. воспр. времен интервалов 15 с.(до), с 15,02 ±1,2 ±0,38
16 Индив. воспр. времен интервалов 5 с (после), с 4,35 ±0,36 ±0,11
17 Индив. воспр. времен интервалов 10 с.(после), с 10,13 ±0,94 ±0,3
18 Индив. воспр. времен интервалов 15 с (после), с 15,26 ±0,6 ±0,2
19 Латентное время пр. двигат. реакции на свет (до), с 253,7 ±6,2 ±1,96
20 Моторный комп. пр. двигат. реакции на свет (до), с 59,7 ±11,7 ±3,7
21 Латентное время пр. двигат. реакции на свет (после), с 262,4 ±9,1 ±2,9
22 Моторный комп. пр. двигат. реакц. на свет (после), с 66,7 ±13,9 ±4,4
23 Подвижность нерв.процесс.(до) устойчивость, с 0,99 ±0,02 ±0,006
24 Подвижность нерв.процесс.(до) коэфф.точности, с 0,97 ±0,03 ±0,009
25 Подвижность нерв.процесс.(до) кол-во ошибок, с 1,3 ±1,6 ±0,5
26 Подвижность нерв.процесс.( после) устойч., с 0.99 ±0,02 ±0,006
27 Подвижность нерв.процесс.( после коэф.точн., с 0,97 ±0,03 ±0,009
28 Подвижность нерв.процесс.(после) кол-во ошиб., с 1,3 ±1,6 ±0,5
Изучение физической подготовленности спортсменов проводилось на том же контингенте испытуемых.
За основу были приняты тесты, разработанные на кафедре теории и методики сложно-координационных и прикладных видов спорта ВГИФК:
- подтягивание на перекладине (кол-во раз);
- разгибание рук в упоре (кол-во раз);
- приседание с грифом штанги 20кг (кол-во раз);
- подъем гантелей весом 1,5 кг в сторону-вверх одной рукой (кол-во раз);
- удержание оружия в позе «изготовка» до выраженных колебаний (с);
- становая динамометрия (максимальная сила разгибателей туловища (кг) и статическая выносливость (с).
Корреляционный анализ результата в упражнении ПП-2 позволил выявить высокую плотность прямых корреляционных взаимосвязей в физических и технических характеристиках испытуемых (от г=0,461 до г=0,782).
На основании полученных данных корреляционного анализа, для приблизительной оценки результатов в упражнении ПП-2 по показателям физической подготовленности составлены уравнения регрессии, на основе которых можно четко контролировать уровень физической и технической подготовленности спортсменов.
Я = 36375 - 0,15 х X1 + 0,71х X 2 + 0,14 х X3, где
Х] - сгибание-разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз);
Х2 - приседание с грифом штанги весом 20 кг (кол-во раз);
Х3 - подъем гантели весом 1,5 кг в сторону-вверх одной рукой (кол-во раз). Таким образом, проведенное исследование позволило определить взаимосвязь и взаимовлияние параметров технической, физической и психологической подготовленности спортсменов и определить направления в комплексной подготовке квалифицированных стрелков-пистолетчиков.
ВЫВОДЫ
1. В результате корреляционного и регрессионного анализа выявлена взаимосвязь показателей психофизиологических состояний организма стрелков-
пистолетчиков со спортивным результатом и определен вклад каждого компонента в успех соревновательной деятельности (97,16% - уравновешенность нервных процессов, 2,49% - субъективное восприятие, 0,35% - сила нервных процессов).
2. Установлены наиболее корреляционно взаимосвязанные показатели физической и технической подготовленности стрелков-пистолетчиков ГСС 1 года обучения ДЮСШ:
- из блока физических показателей характеризующих статическую силу: становая динамометрия (максимальная сила разгибателей туловища, статическая выносливость), удержание оружия в позе «изготовка» до выраженных колебаний.
- из блока физических показателей характеризующих динамическую силу: подтягивание на перекладине, разгибание рук в упоре, приседание с грифом штанги весом 20кг, подъем гантелей весом 1,5 кг в сторону-вверх одной рукой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зозулина, И. А. Силовая подготовка стрелков-пистолетчиков на этапах спортивного совершенствования : дис. ... канд. пед. наук / Зозулина И.А. ; Рос. гос. ун-т физ. культуры. - М., 2001. - 165 с.
2. Корх, А.Я. Комплексный контроль в пулевой стрельбе : методические рекомендации / А.Я. Корх, Е.В. Комова ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1987.
- 65 с. : ил.
3. Сабирова, И. А. Инновационный подход к отбору стрелков-пистолетчиков в группы спортивного совершенствования // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 5. - С. 34-37.
4. Таймазов, В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена (методы оценки и коррекции) : учебно-метод. пособие / В. А. Таймазов, П. А. Голуб. - СПб. : Изд-во «Олимп-СПб», 2004. - 400 с.
Контактная информация: [email protected]