Научная статья на тему 'Актуальные проблемы огневой подготовки и спортивной тренировки'

Актуальные проблемы огневой подготовки и спортивной тренировки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2408
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕЛЬБА / СТРЕСС / ПСИХИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ / ТРЕНИРОВКА / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / SHOOTING / STRESS / MENTAL RELIABILITY / TRAINING / FIRE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусев Ю. М., Поздняков А. П.

В статье рассматриваются вопросы основ спортивной тренировки, психической надежности стрелка, их связь с огневой подготовкой в образовательных организациях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF FIRE AND SPORTS TRAINING

The article deals with the questions of sports training bases, mental reliability of the marksman, their communication with fire training in the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs in Russia.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы огневой подготовки и спортивной тренировки»

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.

5. Алексеев НА, Кутергин Н.Б., Кулиничев А.Н. Совершенствование физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России // Физическое воспитание студентов. 2013. №1. С. 5.

References

1. The Federal Act from February 7 2011 3-FA “About the police” // IPS: “Consultant-Plus”. 2012.

2. Alekseev N.A, Zajtsev V.P. Socio-pedagogical aspect of the formation of morally-strong-willed personality of the cadet, engaged in physical training / Physical education of the students in the creative arts. 2002. № 4. P. 36-41.

3. Kolyukhov VC. Physical training of law enforcement officers: The textbook. - M.: COKR MIA Russia, 2006. 136 p.

4. Matveev L.P. The theory and methods of the physical culture (the general bases to theory and methods of the physical education; the theoretical and methodical aspects of the sport and professional-applied forms of the physical culture): The textbook for institutes of physical culture. - M.: Physical culture and sport, 1991. 543 p.

5. Alekseev N.A., Kutergin N.B., Kulinichev A.N. Improvement of physical training of cadets and listeners of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs in Russia // Physical training of students. 2013. № 1. P. 5.

актуальные проблемы огневой подготовки и

СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

ACTUAL PROBLEMS OF FIRE AND SPORTS TRAINING

УДК 37:799.3

Ю.М. ГУСЕВ А.П. ПОЗДНЯКОВ

(Белгородский юридический институт МВД России) (Белгородский юридический институт МВД России)

Y.M. GUSEV A.P. POZDNYAKOV

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation) of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы основ спортивной тренировки, психической надежности стрелка, их связь с огневой подготовкой в образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова: стрельба, стресс, психическая надежность, тренировка, огневая подготовка.

Abstract: The article deals with the questions of sports training bases, mental reliability of the marksman, their communication with fire training in the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs in Russia.

Keywords: shooting, stress, mental reliability, training, fire training.

Стрельба из боевого оружия - индивидуальный вид профессиональной подготовки сотрудника ОВД, осуществляемый вне прямого единоборства с противником. И требования к атлетическим качествам стрелка - силе, быстроте, выносливости - сравнительно невелики. Все его действия определены, многократно отрепетированы, в значительной степени освоены.

Но почему тогда стрельба является одним из сложнейших видов боевой подготовки?

Дело в том, что существует другая сторона работы стрелка - выполнение прицельного выстрела требует высокой и длительной концентрации всех психических сил сотрудника на производимых действиях.

Длительное выполнение упражнения в состоянии высокой психической напряженности вызывает сильное утомление. Необходимость противостоять утомлению, сохранить психическую устойчивость в течение всего времени стрельбы является важной отличительной чертой этого вида подготовки [1, с.115].

Высокая общественная и личная значимость поставленных оперативно-служебных задач, сложные условия их выполнения способствуют возникновению психофизиологической напряженности сотрудника ОВД - состоянию стресса. Сохранить в этом состоянии навыки сложной координации тонких мышечных усилий, составляющих технику прицельного выстрела, чрезвычайно сложно. Кроме того, стрелку, с одной стороны, приходится в высокой степени концентрировать внимание (в момент прицеливания), а с другой - переключать его в момент нажатия на спусковой крючок.

Умение максимально сосредоточиться, сконцентрироваться на предстоящем выстреле способствует полному использованию физических и технических возможностей стрелка. Как в жизни, так и в служебной деятельности наиболее частой причиной неудач является именно чрезмерная психическая напряженность сотрудников, которая почти всегда ведет к снижению эффективности стрельбы.

Стрельба в боевых условиях требует умения поражать не только неподвижные, но и появляющиеся и движущиеся цели, на разных дистанциях, из разных положений, в движении, с переносом огня по фронту и в глубину, в разных условиях освещения и погоды, в ограниченное время.

Комплексное обучение сотрудников спец-подразделений стрельбе в особых условиях

постепенно превратилось в самостоятельное прикладное спортивное состязание с широким набором огневых упражнений.

Каждое огневое упражнение включает элементы, присущие реальному огневому контакту: мгновенная оценка ситуации и извлечения оружия, приведение его к бою, уход с линии огня противника, ведение огня способом «флэш», перенос огня, стрельба в движении, быстрая перезарядка оружия, наличие непоражаемых мишеней (заложников, прохожих и т. д.), быстрое устранение задержек, использование укрытий и многое другое.

Навыки меткой стрельбы вырабатываются в результате правильно поставленного обучения, тренировок и постоянной практики.

В настоящее время внимание специалистов акцентируется на вопросах разработки методических рекомендаций для повышения психической надежности посредством развития и совершенствования волевых качеств.

В условиях соревнований победу одерживает спортсмен, который может регулировать свое психофизиологическое состояние, которое во многом зависит от компонентов психической надежности.

Психическая надежность в соревновательной деятельности спортсменов как объект научных исследований начала изучаться в 60-х годах прошлого века. В ходе проведенных исследований было установлено, что она проявляется через ряд компонентов: соревновательную эмоциональную устойчивость, мотивационно-эмоциональный компонент, саморегуляцию, а также стабильность и помехоустойчивость.

Было установлено, что каждый вид оружия предъявляет различные требования к четырем основным компонентам психической надежности стрелков: соревновательной эмоциональной устойчивости, мотивационно-эмоциональном компоненте, саморегуляции, стабильности и помехоустойчивости.

Эмоциональная устойчивость в процессе соревнований является, вероятно, одним из наиболее важных свойств личности стрелка.

Кроме этого, немаловажную роль в подготовке стрелка играет спортивная саморегуляция, конкретные проявления которой всегда специфичны, так как связаны с особенностями деятельности (владение стрелковым оружием) и непосредственным окружением [2, с.22].

Исследованиями было доказано, что более высокие показатели в компонентах пси-

хической надежности имеют пистолетчики, особенно в компоненте саморегуляции (5 баллов) [3, с.60].

Свобода выбора в использовании вариантов саморегуляции позволяет пистолетчикам быть более мобилизованными к выполнению стрельбы с целью достижения высокого спортивного результата.

Но, прежде чем говорить о спортсменах и методиках их подготовки, необходимо сказать, что огневая подготовка является составной частью профессиональной служебной и физической подготовки. Она относится к циклу специальных дисциплин и призвана содействовать повышению квалификации сотрудников органов внутренних дел, в том числе курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, в части обеспечения готовности к вооруженной защите закона. На занятиях по огневой подготовке должны формироваться и отрабатываться практические навыки обращения с огнестрельным оружием с учетом специфики и профиля оперативно-служебной деятельности сотрудников, оперативной обстановки, а также другие вопросы огневой подготовки, возникающие в процессе оперативно-служебной деятельности.

Кроме этого, воспитание психологической устойчивости курсантов и слушателей необходимо осуществлять последовательно, путем систематической постановки усложняющихся задач на выполнение приемов и действий, связанных с элементами новизны, риска, опасности, дефицита времени, длительного физического и психологического напряжения, в сочетании с неожиданными сильными эмоциональными воздействиями и обязательным контролем за ходом их выполнения.

Для того чтобы достичь максимальных результатов в стрельбе, необходимы постоянные разминки, тренировки, спортивные упражнения, как с боевым оружием, так и с учебным, а также соревнования.

Соревнование, состязание следует рассматривать как одно из сложнейших явлений, для которого стрелка готовят с помощью спортивной тренировки [4].

Тренировка - это форма воспитания и обучения, предусматривающая совершенствование техники, повышение функциональных возможностей спортсмена при тщательном контроле со стороны тренера.

Изучение, отработка элементов техники в ходе тренировки должны вызвать у стрелка интерес, желание совершенствоваться,

непрерывно повторять отдельные один-два элемента или весь комплекс [5, с.6].

В течение учебно-тренировочного процесса происходит становление спортсмена, проводится планомерная и целенаправленная тренировка, способствующая повышению уровня тренированности и поддержанию его длительное время. Она направлена на достижение высоких результатов и совершенствование стрелкового мастерства спортсмена и определяет комплекс положительных биологических и психических изменений, способствующих целесообразному и прогрессивному развитию тренированности спортсмена, повышению его физической работоспособности, созданию оптимальных условий для достижения максимальных результатов.

Следует иметь в виду, что в начальный период тренировки, когда временные связи в коре головного мозга ещё не окрепли, внешние раздражители, вызывая побочные очаги возбуждения, могут разрушить ещё неокрепшие рефлексы. Однако в дальнейшем в ходе тренировки условные рефлексы прочно закрепляются, выполнение упражнений автоматизируется и посторонние раздражители уже не вызывают вредного влияния.

Стрелковая практика показала, что наиболее эффективной является система тренировок, при которой обучаемый сочетает действительную стрельбу патронами с тренировкой “вхолостую” - без стрельбы. Особенно необходима тренировка “вхолостую” для совершенствования изготовки и плавного нажатия на спусковой крючок, согласованного с правильным прицеливанием, а также для поисков более выгодных для себя вариантов изготовки.

Освоив навыки точной медленной и скоростной стрельбы, можно переходить к стрельбе с перемещениями, сменой позиции ведения огня, по разноудаленным целям. Применительно к сотрудникам правоохранительных органов данный вид подготовки реализуется при помощи моделирования типовых ситуаций оперативно-служебной деятельности по правомерности применения огнестрельного оружия при самообороне, пресечении правонарушений, задержании сопротивляющихся или пытающихся скрыться правонарушителей и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что в огневой подготовке нельзя ограничиваться упражнениями, совершенствующими отдельные навыки.

Освоив практические навыки владения

оружием, правильного удержания, быстрого ратить внимание курсантов, слушателей,

извлечения и приведения его в готовность, сотрудников органов внутренних дел на пра-

а также поражения целей, необходимо об- вомерность и быстроту его применения.

Литература —

1. Гусев Ю.М., Попова И.В. Психолого-педагогические аспекты производства меткого выстрела // Проблемы правоохранительной деятельности и образования: сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов, соискателей. Выпуск 6. - Белгород: ООНИ и РИД Бел ЮИ МВД России, 2009.

2. Гусев Ю.М. Влияние стресса на соревновательную деятельность стрелка // Сборник научных трудов. Выпуск 1. - Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2012.

3. ГусевЮ.М., ВоронинЕ.В. Проявление компонентов психической надежности у стрелков различных видов оружия // Проблемы правоохранительной деятельности и образования: сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов, соискателей. Выпуск 8. - Белгород: РИО Бел ЮИ МВД России, 2011. 111 с.

4. Красников А.А. Основы теории спортивных соревнований: учебное пособие для вузов физической культуры и спорта. - М.: Физическая культура, 2005.

5. Петров В.П. Тренировка стрелка из пистолета. - М.: ДОСААФ, 1975.

References

1. Gusev J.M, Popova I.V. Psychology-pedagogical aspects of a well-aimed shot // Рroblems of law-enforcement activity and education: the collection of research works of some graduates in a military academy. № 6. - Belgorod: ООМ and RID Bel LI MIA Russia, 2009.

2. Gusev J.M. Influence of stress on competitive activity of the marksman // The collection of research works. № 1. - Belgorod: Bel LI MIA Russia, 2012.

3. Gusev J.M., VoroninE.V. Display of mental reliability components at marksmen of various types of weapon», , problems of law-enforcement activity and education: the collection of research works of some graduates in a military academy. № 8. - Belgorod: RIO Bel LI MIA Russia, 2011. - 111 p.

4. Krasnikov A.A. Bases of the theory of sports competitions: the textbook for physical training and sports higher educational institutions. - М: Physical training, 2005.

5. Petrov V.P. Training of a marksman from a pistol. - М: DОSААF, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.