НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОГНЕВОЙ
ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К СОРЕВНОВАНИЯМ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ
SOME OF THE FEATURES OF THE TECHNIQUE OF FIRE TRAINING OF CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA FOR COMPETITIONS AT
VARIOUS LEVELS
УДК 796: 351.74
Ю.Б. ЛЕНЕВА,
кандидат педагогических наук (Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя) [email protected]
J.B. LENEVA,
сandidate of pedagogical sciences (Kikot Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia)
А.Н. ВОРОТНИК,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д.Путилина) [email protected]
A.N. VOROTNIK,
сandidate of pedagogical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в данной статье раскрываются некоторые проблемы огневой подготовки спортсменов и сборных команд к таким соревнованиям, как полоса препятствий со стрельбой и летний служебный биатлон, проводится анализ тренировочного процесса, предлагаются некоторые стрелковые упражнения для огневой подготовки спортсменов в учебно-тренировочном процессе и делается акцент на психологическую подготовку. Также определяется актуальность теоретической разработки методики огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России применительно к служебно-прикладным видам спорта.
Ключевые слова: огневая подготовка, психологическая подготовка, служебно-прикладные виды спорта, сотрудники органов внутренних дел, курсанты, спортсмены, метод моделирования, комплексный подход, стрелковые упражнения.
Abstract: this article describes some problems of fire training athletes and teams for competitions such as an obstacle course with shooting and service summer biathlon, the analysis of the training process, provides some small exercises for fire training athletes in the training process and the emphasis on psychological preparation. It also defines the relevance of the theoretical development of the technique of fire training of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia to the service-applied sports.
Keywords: fire training, psychological training, applied sports, law enforcement officers of bodies of internal Affairs, cadets, athletes, simulation method, integrated approach, shooting exercises.
Особая роль и место в профессиональном становлении человека, в том числе и сотрудника органов внутренних дел, отводится спортивной деятельности. Спорт как составная часть физической культуры воспитывает в сотруднике стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизует физические, психические и нравственные качества человека [3]. Спорт даёт возможность сотрудникам полиции развивать свои физические и волевые качества, укреплять здоровье и продлевать долголетие, что в нынешних условиях является одной из актуальных проблем здоровья населения. Физическая подготовка как одна из форм постоянного совершенствования профессионализма сотрудников органов внутренних дел обеспечивает их подготовленность к выполнению служебных задач и сохранению высокой работоспособности во время прохождения службы.
Огромное значение в профессиональной подготовке сотрудников играют служебно-прикладные виды спорта, включенные в Спартакиаду МВД России как среди территориальных подразделений ОВД, так и среди образовательных организаций системы МВД России (легкоатлетический кросс и летний служебный биатлон, плавание, лыжные гонки, дзюдо, самозащита без оружия, бокс, полоса препятствий со стрельбой, стрельба из боевого ручного стрелкового оружия), способствующие развитию прикладных качеств и двигательных навыков, необходимых в решении оперативно-служебных задач.
И все-таки, какое же влияние оказывают служебно-прикладные виды спорта в профессиональном становлении сотрудника ОВД? Так, сотрудники территориальных подразделений, курсанты и слушатели образовательных организаций системы МВД России, участвуя в учебно-тренировочном процессе при подготовке к соревнованиям и принимая непосредственно в них участие, совершенствуют не только свои физические качества и психологические способности, но и развивают такие нравственные качества, как стремление к победе, уверенность в себе, сопереживание за результат всех участников команды. Кроме того, подготовка к соревнованиям, где ежедневно сотрудники переносят различные физические нагрузки, совместно с выполнением служебных обязанностей способствует воспитанию у них дисциплинированности, ответственности за порученное дело, терпимости к преодолению различного рода трудностей.
В 2015 году в рамках Спартакиады МВД России по служебно-прикладным видам спорта было проведено 13 чемпионатов среди территориальных органов МВД России, 10 чемпионатов среди образовательных организаций системы МВД
России и 3 всероссийских соревнования МВД России, где приняли участие 7013 сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе курсанты и слушатели образовательных организаций системы МВД России из 1044 сборных команд. Согласно приказу МВД России от 30.12.2015 г. № 1262 «Об итогах Спартакиады МВД России в 2015 году и задачах по развитию служебно-прикладных видов спорта в 2016 году» в целях эффективной реализации государственной политики в области физической культуры и спорта в системе МВД России, повышения уровня профессиональной подготовленности личного состава и престижа службы в органах внутренних дел Российской Федерации руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России и образовательных организаций системы МВД России поставлена задача развития и пропаганды служебно-прикладных видов спорта, здорового образа жизни среди личного состава и членов их семей в региональных и ведомственных средствах массовой информации, проведения с личным составом тренировочных мероприятий по подготовке к участию в чемпионатах МВД России, региональных, всероссийских и международных соревнованиях. Поэтому показателем профессиональной подготовленности сотрудников полиции и состояния профессиональной служебной и физической подготовки в подразделении являются положительные результаты выступлений спортсменов в различных соревнованиях по служебно-прикладным видам спорта [6].
За последние годы резко возрос интерес к таким служебно-прикладным видам спорта, как легкоатлетический кросс и летний служебный биатлон, полоса препятствий со стрельбой, возросла и спортивная конкуренция среди участников данных соревнований. Высокий соревновательный результат требует ответственного подхода и трудоемкой работы по подготовке сборных спортивных команд в образовательных организациях системы МВД России. Планомерные и систематические тренировки в спортивных секциях, участие курсантов и слушателей в различных чемпионатах по служебно-прикладным видам спорта позволяют использовать все многообразие средств и методов физической и огневой подготовки для эффективного развития физических качеств, формирования у них профессионально-прикладных навыков и воспитания психологических и нравственных качеств высококвалифицированного специалиста в области правоохранительных органов.
Также следует обратить внимание, что чемпионаты по легкоатлетическому кроссу и летнему служебному биатлону проводятся совместно, поэтому при подготовке спортсменов
возникает немало трудностей. Огромную роль в летнем служебном биатлоне и преодолении полосы препятствий со стрельбой играет быстрая стрельба, и здесь не стоит говорить о преимуществе физической или огневой подготовки к тому или иному чемпионату, в подготовке должно быть взаимопонимание. При этом невозможно из тренировочного процесса выбросить стрельбу или бег, так как должна присутствовать систематичность и непрерывность в подготовке команд.
Соревнования по преодолению полосы препятствий со стрельбой - это бег, преодоление полосы препятствий и стрельба из пистолета Макарова и его модификации (ПММ) по специальным мишенным установкам, имеющим 5 черных дисков диаметром 200 мм. При отсутствии мишенных установок стрельба ведется по одной спортивной мишени № 4 с черным кругом диаметром 200 мм на белом фоне (спортивная) по 5 выстрелов в одну мишень. Расстояние от линии старта до огневого рубежа составляет 100 м, от огневого рубежа до цели 20 м. Полоса включает в себя 8 различных препятствий. За каждый промах участнику соревнований добавляется штрафное время - 10 секунд [7].
Летний служебный биатлон - это бег по пересеченной местности с пистолетом Макарова и его модификацией (ПММ) и последующей стрельбой на двух огневых рубежах по специальным мишенным установкам, имеющим 5 черных дисков диаметром 200 мм. При отсутствии мишенных установок стрельба ведется по одной спортивной мишени № 4 с черным кругом диаметром 200 мм на белом фоне (спортивная) по 5 выстрелов в одну мишень на каждом огневом рубеже. Расстояние до цели составляет 20 м. За каждый промах при стрельбе по мишени участнику начисляется штрафное время 30 с. За каждый непроизве-денный выстрел прибавляется штраф - 2 мин. За каждый промах при выполнении стрельбы по мишенным установкам спортсмен непосредственно после каждого огневого рубежа преодолевает штрафной круг длиной 200 м [7].
Все это говорит о направленности соревнований и их влиянии на развитие профессионально-важных качеств сотрудника полиции при выполнении оперативно-служебных задач, в том числе и в экстремальных ситуациях, когда осуществляется преследование вооруженного преступника в различных естественных условиях по пересеченной местности с преодолением всевозможных препятствий. Поэтому основная цель данных соревнований - подготовить высококвалифицированных сотрудников органов внутренних дел, способных решать любого рода служебно-боевые задачи.
Ю.Ф. Подлипняк [5] в своей работе обращал внимание на специальную стрелковую подготовку к действиям в экстремальных условиях, где ощущается психический дискомфорт, вызывающий значительные физиологические сдвиги в организме человека, находящегося в такой ситуации. Что же характеризует такое состояние? Это и повышенная частота пульса и дыхания, увеличение тремора пальцев, раскоординация движений, замедление реакции на движущийся объект и т.д. Все эти воздействия оказывают существенное влияние на изменение функционального уровня деятельности и отрицательно сказываются на технике и качестве стрельбы, что проявляется в изменении времени прицеливания, понижении точности, темпа и ритма стрельбы.
Современные условия несения службы диктуют необходимость создания новых научно-методических подходов к обучению стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия. В системе профессиональной подготовки сотрудников полиции особая роль отводится огневой подготовке, которая представляет собой педагогический процесс, направленный на усвоение теоретических знаний, привитие сотрудникам умений и навыков, необходимых для умелого и полного использования возможностей различных видов оружия, ведения прицельной стрельбы в различных условиях оперативно-служебной деятельности и из различных положений, обеспечения выполнения служебно-боевых задач, связанных с его применением [4, 9].
Особое значение в огневой подготовке сотрудников полиции и спортсменов сборных команд должен играть метод моделирования. Данный метод получил свое широкое применение и был взят за основу при разработке нормативных требований по физической подготовке в работах Ю.Ф. Подлипняка, В.В. Яншина, С.В. Клименко, В.В. Шлыкова [9]. Ведь разработка модели сотрудника органов внутренних дел и требований к его профессиональной компетентности является наиболее актуальной в современных условиях.
Необходимым условием успешной стрельбы в летнем служебном биатлоне и преодоления полосы препятствий со стрельбой является высокий уровень развития целостной системы осознанной регуляции деятельности, включающей целепола-гание, анализ значимых условий деятельности, планирование, контроль и оценку, причинные схемы объяснения успехов и неудач [8].
Психологическая подготовка в спорте высших достижений занимает особое место в подготовке спортсменов к ответственным стартам, где наиболее актуальными становятся такие задачи, как регуляция уровня психических нагрузок и психическая реабилитация [8]. На тренировках
необходимо обращать внимание на психический стереотип поведения спортсмена, учитывающий как собственные действия, окружающую обстановку, так и обстоятельства каждого выстрела (отдача, удержание после выстрела, влияние ветра и др.).
Реализация функциональной подготовленности на соревнованиях полностью зависит от психики спортсмена, того психического состояния, в котором он находился перед выступлением и во время него. Спортивный результат планируется, прогнозируется, но все равно остается непредсказуемым. Проблема психического состояния для психологической практики до сих пор остается актуальной в теоретическом и методическом аспектах. К примеру, мы хорошо знаем идеальные характеристики состояния психической готовности спортсмена, но как сделать, чтобы это состояние было у него непосредственно перед стартом? В рамках структурно-динамической модели психического состояния оно рассматривается как интегральный фактор успешности-неуспешности выступления спортсмена на конкретных соревнованиях [1].
Интегральными составляющими психического состояния являются уровень активации нервной системы - объективная составляющая и ощущения, чувства, переживания - субъективная составляющая [1]. Более сложным представляется вопрос о субъективной составляющей психического состояния, для оценки которой используются методы самооценки состояния. Практика работы со спортсменами свидетельствует, что спортсмены в основной своей массе практически ничего не могут сказать о своем психическом состоянии до, в процессе и после соревнования. В спортивной психологии хорошо нам известны подобные переживания спортсменов, о которых писали спортивные психологи А.Ц. Пуни, Г.Д. Горбунов, Ю.Я. Киселев [1]. Обычно спортсмены описывают свое состояние после успешного старта так: «ничего особенного не заметил», «нормально», «легко», «волнение», «кураж» и т.д. Когда же речь идет о неуспешном выступлении, то чаще всего спортсмены ссылаются на внешние факторы, помешавшие успеху. Следует подчеркнуть, что спортсмены во время выступления на соревнованиях испытывают чрезвычайные трудности вербализации (т.е. осмысления, осознавания) своих ощущений и чувств.
Также нам важно было знать мнение самих спортсменов об эффективности тренировочного процесса и проблемах, возникающих на данном этапе подготовки. Анкетирование, беседы и анализ соревновательной деятельности спортсменов, являющихся членами сборных команд, показали, что для 70% респондентов стрельба после физической
нагрузки представляет особую сложность. При этом комплексной подготовке уделяют внимание только 30% опрошенных и для 50% респондентов подготовка не носит систематизированный характер. Около 75% спортсменов обращают внимание на сложности в стрельбе по мишенным установкам, нежели по спортивной мишени. По итогам выступления спортсменов на соревнованиях можно сказать, что общая динамика результатов не отличается из года в год.
Стало быть, проблема поиска методов и методических приемов сопряженного воспитания физических, психологических и тактико-технических качеств остается очевидной [2]. Поэтому вопросы целевого теоретического моделирования всех сторон подготовки приобретают первостепенное значение в учебно-тренировочном процессе спортсменов.
Стоит обратить внимание на особенности чемпионатов по летнему служебному биатлону и преодолению полосы препятствий со стрельбой, где в одном соревновании соединяются различные по двигательным навыкам и физическим качествам виды спорта, взаимно отрицательно влияющие друг на друга. В ходе учебно-тренировочного процесса необходимо создавать оптимальные условия для совершенствования профессионализма спортсменов как в беге и в стрельбе, так и в их сочетании, то есть делать акцент на комплексных тренировках, направленных на формирование и совершенствование двигательных навыков в беговой и стрелковой подготовках.
Кроме того, предлагается использовать в учебно-тренировочном процессе спортсменов с целью отработки техники и тактики стрельбы следующие стрелковые упражнения без нагрузки и с нагрузкой в различных погодных условиях в ограниченное время:
1. Одиночная стрельба без нагрузки (стрельба из положения стоя лицом к мишени). И.п. -спортсмен находится на огневом рубеже, пистолет в кобуре, стоя лицом к мишени. По команде «Огонь» спортсмен извлекает пистолет из кобуры, досылает патрон в патронник и производит прицельный один выстрел в мишень. Нормативное время - 3-4 секунды.
2. Одиночная стрельба без нагрузки (стрельба из положения стоя лицом к мишени). И.п. - спортсмен находится на огневом рубеже, пистолет в кобуре, стоя спиной к мишени. По команде «Огонь» спортсмен разворачивается, извлекает пистолет из кобуры, досылает патрон в патронник и производит прицельный один выстрел в мишень. Нормативное время - 4-5 секунд.
3. Скоростная стрельба без нагрузки (стрельба из положения стоя лицом к мишени на скорость пятью выстрелами). И.п. - спортсмен находится
на огневом рубеже, пистолет в кобуре, стоя лицом к мишени. По команде «Огонь» спортсмен извлекает пистолет из кобуры, досылает патрон в патронник и производит пять прицельных выстрелов в мишень. Нормативное время - 12-14 секунд.
4. Скоростная стрельба с нагрузкой (стрельба 3х5 выстрелов в мишень после пробегания по пересеченной местности отрезка длиной 1 км). После пробегания отрезка длиной 1 км (частота сердечных сокращений до 160-170 уд/ мин) спортсмен принимает изготовку на огневом рубеже, извлекает пистолет из кобуры, досылает патрон в патронник и производит 5 прицельных выстрелов в мишень. По окончании стрельбы участник на огневом рубеже снимает затвор с затворной задержки, ставит пистолет на предохранитель, убирает его в кобуру и после этого продолжает бег по дистанции. Прибыв на второй огневой рубеж, спортсмен занимает то же направление для стрельбы, извлекает пистолет из кобуры, производит смену магазина, поместив пустой в кармашек кобуры, досылает патрон в патронник, производит 5 прицельных
выстрелов в мишень. Далее совершает те же действия с оружием, что и на первом огневом рубеже. Нормативное время на 1 км (3 мин. 10 с - 3 мин. 20 с), для стрельбы - 14-16 секунд.
Таким образом, данные специальные подготовительные упражнения будут способствовать повышению скорострельности и слаженности действий на огневом рубеже. Также для улучшения качества и надежности стрельбы на соревнованиях необходимо увеличивать количество комплексных тренировок с более высокой частотой сердечных сокращений по сравнению с прошедшим подготовительным сезоном, а также количество выстрелов в соревновательном режиме. Для более полноценного достижения результата необходимо уменьшить время изготовки до производства первого выстрела и довести скорострельность до 10-12 секунд при ритме стрельбы примерно равным - 1,7-2,0 секунды. Кроме того, проводить некоторые тренировочные занятия на околосоревновательных, соревновательных и вышесоревновательных скоростях для формирования навыка быстрой и точной стрельбы.
Литература
1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. 288 с.
2. Гросс И.Л., Кузнецов А.И. Применение технологий сопряженного воздействия в процессе физической подготовки / Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров в ОВД: материалы межвузовской научно-практической конференции. - М.: МосУ МВД России, 2003. С. 43-44.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
4. Ноздрачев В.В. Методика совершенствования боевой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.04. - М., 2000. 24 с.
5. ПодлипнякЮ.Ф. Педагогические основы системы физической подготовки слушателей вузов МВД СССР: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1985. 430 с.
6. Приказ МВД России от 30.12.2015 г. № 1262 «Об итогах Спартакиады МВД России в 2015 году и задачах по развитию служеб-но-прикладных видов спорта в 2016 году».
7. Регламент проведения соревнований Спартакиады Министерства внутренних дел Российской Федерации по служебно-при-кладным видам спорта среди образовательных организаций МВД России в 2016 году. - М.: МВД России, 2016. 40 с.
8. Фокин В.В. Оптимизация структуры и содержания тренировочного процесса в служебном биатлоне: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - М., 2005. 264 с.
9. Хвастунов А.А. Методика огневой подготовки в системе первоначального обучения сотрудников ОВД: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - М., 1995. 24 с.
= References =
1. Gogunov E.N., Martyanov B.I. Psychology of physical education and sport : textbook for stud. ouch. ped. proc. institutions. -M.: Academy, 2000. 288 p.
2. Gross I.L., Kuznetsov A.I. Application of technologies coupled effects in physical training // Improvement of the vocational training system in the police Department : materials of interuniversity scientific-practical conference. - M.: MosU of the MIA of Russia, 2003. P. 43-44.
3. MatveevL.P. Theory and methodology of physical culture (General basics of the theory and methodology of physical education; theoretical and methodological aspects of sports and professional-applied physical culture): Textbook. - M.: Physical culture and sport, 1991.
4. Nozdrachev V.V. A method of improving the combat training of cadets of educational institutions of the MIA of Russia : avtoref. dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.04. - M., 2000. 24 p.
5. Podlipnayk Yu.F. Pedagogical basis of the system of physical preparation of students of universities of the USSR Ministry of internal Affairs: diss. ... d-ra ped. sciences. - M., 1985. 430 p.
6. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia from 30.12.2015 № 1262 «About the results of the sports contest of the MIA of Russia in 2015 and tasks for development applied sports in 2016».
7. The regulations of the competitions of the sports contest of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation in a serviceapplied sports among the educational institutions of the MIA of Russia in 2016. - M.: Ministry of internal Affairs of Russia, 2016. 40 p.
8. Fokin V.V. Optimization of the structure and content of the training process in the service biathlon : dis. cand. ped. Sciences: 13.00.04. - M., 2005. 264 p.
9. HvastunovA.A. Methods of fire training in the system of initial training of police officers: abstract. dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.04. - M., 1995. 24 p.
(статья сдана в редакцию 26.10.2016)
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 4'16 102