Статья поступила в редакцию 16.01.2016
УДК 796.07
АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕТНИМ СЛУЖЕБНЫМ БИАТЛОНОМ
Ольга Валерьевна Воронцова, преподаватель, Владимир Александрович Овчинников, доктор педагогических наук, доцент, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России), Волгоград
Аннотация
Постановлением правительства Российской Федерации № 695 от 20 августа 2009 года служебный биатлон утвержден в перечне служебно-прикладных видов спорта, а сотрудники МВД России обязаны участвовать в соревнованиях по данному виду спорта. Однако исследований, направленных на изучение закономерностей тренировочного процесса в летнем служебном биатлоне, чрезвычайно мало. Причем в основном они касаются проблем подготовки квалифицированных спортсменов. Курсанты же образовательных организаций МВД России, как правило, являются начинающими спортсменами в этом виде спорта. Отсутствие научных и методических разработок, касающихся тренировки начинающих спортсменов в летнем служебном биатлоне создает серьезные педагогические трудности в организации и подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к соревнованиям по служебно-прикладным видам спорта, что и обуславливает актуальность исследования.
Ключевые слова: летний служебный биатлон, курсанты, тренировка, подготовка к соревнованиям.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p45-48
ANALYSIS OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF RUSSIAN INTERIOR MINISTRY UNIVERSITIES INVOLVED IN SERVICE SUMMER
BIATHLON
Olga Valeryevna Vorontsova, the teacher, Vladimir Aleksandrovich Ovchinnikov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Annotation
By the resolution of the government of the Russian Federation No. 695 dated 20 August 2009 the biathlon was officially approved in the list of service-applied sports, as employees of the interior Ministry of Russia are obliged to participate in the competitions in this sport. However, the researches, aimed at studying the regularities of the training process in service summer biathlon, are extremely small. Mostly, they relate to the problems of preparation of the qualified athletes. The same cadets of the educational institutions of the MIA of Russia, as a rule, are the beginners in this sport. The lack of scientific and methodological developments related to the training of the beginners in service summer biathlon poses serious pedagogical challenges in the organization and training of the cadets and listeners of the educational institutions of the MIA of Russia for competition in office and applied sports, which causes the relevance of the study.
Keywords: summer biathlon official, students, training, preparation for competitions.
Летний служебный биатлон представляет собой бег по пересеченной местности с пистолетом Макарова и его модификации (ПММ) и последующей стрельбой на двух огневых рубежах по специальным мишенным установкам, имеющим 5 черных дисков диаметром 200 мм. При отсутствии мишенных установок стрельба ведется по одной мишени (черный круг диаметром 200 мм на белом фоне) по 5 выстрелов в одну мишень на каждом огневом рубеже. Расстояние до мишенной установки или мишени составляет 20 м. Положение для стрельбы - стоя, разрешается стрельба как с одной, так и с двух рук. За каждый промах при выполнении стрельбы по мишенным установкам участник непосред-
ственно после каждого огневого рубежа преодолевает штрафной круг длиной 150 м для мужчин I и II возрастных групп, 100 м для мужчин III возрастной группы, женщин и комбинированной эстафеты.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами были проанализированы антропометрические показатели, результаты педагогического тестирования и результаты соревновательной деятельности пятидесяти курсантов Волгоградской академии МВД России (ВА МВД России), занимающихся служебным биатлоном. Антропометрические показатели включали измерение массы и длины тела. Педагогическое тестирование состояло из батареи тестов для определения уровня общей физической подготовленности, принятой в Волгоградской академии МВД России: для определения силовых способностей - подтягивания на перекладине, отжимание в упоре на брусьях, подъем переворотом и силой на перекладине, комплексное силовое упражнение; для определения скоростных способностей - бег 100 м; для определения координационных способностей - челночный бег 10*10 м, челночный бег 4*20 м, преодоление специализированной полосы препятствий длиной 100 м; для определения выносливости - бег на 1000 м, кроссовый бег на 5000 м. Кроме этого фиксировали результаты стрельбы из пистолета Макарова без нагрузки и после выполнения 10 приседаний и 10 отжиманий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Все курсанты по результатам соревнований в летнем служебном биатлоне были разделены на три группы с интервалом в 120 с (2 минуты): время бега от 1350 с (22минуты 30 секунд) до 1470 с (24 минуты 30 секунд); время бега от 1471 с до 1590 с (26 минут 30 секунд); время бега от 1591 с до 1710 с (28 минут 30 секунд). В первую группы вошли результаты 22 человек, во вторую - 17 человек, и в третью - 11 человек.
В таблице 1 представлены сравнительные данные показателей физической подготовленности курсантов ВА МВД России, занимающихся служебным биатлоном, трех групп, различающихся уровнем результатов соревновательной деятельности.
Таблица 1
Сравнительные данные показателей физической подготовленности курсантов
ВА МВД России, занимающихся летним служебным биатлоном (M±g)
№ Показатели Группы курсантов 1-2 группа t, Р 1-3 группа t, Р 2-3 группа t, Р
1-я (n = 22) 2-я (n = 17) 3-я (n=11)
1. Длина тела (см) 177,25±2,99 176,22±3,46 182,33±4,04 0,98, >0,05 3,71 <0,001 4,13 <0,001
2. Масса тела (кг) 72,25±3,59 71,05±2,65 77,33±4,73 1,21 >0,05 3,15 <0,01 4,03 <0,001
3. Подтягивания на перекладине (раз) 14,50±0,58 14,33±0,54 14,67±1,15 0,94 >0,05 0,46 >0,05 0,92 >0,05
4. Отжимание на брусьях (раз) 21,25±0,96 21,33±1,53 20,07±0,78 0,19 >0,05 3,80 <0,001 2,86 <0,01
5. Подъем переворотом (раз) 8,75±0,50 8,33±0,58 8,05±0,24 2,40 <0,05 5,56 <0,001 1,75 >0,05
6. КСУ (раз) 5,75±0,52 5,33±0,58 5,06±0,23 2,33 <0,05 5,31 <0,001 1,67 >0,05
7. Преодоление полосы препятствий (с) 70,15±3,82 64,67±4,93 66,09±3,46 3,78 <0,001 3,08 <0,01 0,89 >0,05
8. Бег 100 м (с) 13,45±0,26 13,00±0,82 12,93±0,74 2,14 <0,05 2,28 <0,05 0,23 >0,05
9. Бег 1000 м (с) 188,75±2,08 190,27±2,03 191,33±1,15 2,29 <0,05 4,61 <0,001 1,77 >0,05
10. Кросс 5000 м (с) 1336,50±31,89 1364,08±31,75 1385,71±28,35 2,69 <0,05 4,52 <0,001 1,88 >0,05
№ Показатели Группы курсантов 1-2 группа Ъ Р 1-3 группа Ъ Р 2-3 группа Ъ Р
1-я (п = 22) 2-я (п = 17) 3-я (п=11)
11. Челночный бег 10*10 м (с) 25,60±0,32 25,07±0,21 25,13±0,40 5,89 <0,001 3,07 <0,01 0,85 >0,05
12. Челночный бег 4*20 м (с) 15,72±0,17 15,57±0,21 15,53±0,15 2,51 <0,05 3,17 <0,01 0,56 >0,05
13. Стрельба из ПМ без нагрузки (кол-во попаданий) 8,25±0,50 8,00±0,50 8,33 ±0,58 1,56 > 0,05 0,42 >0,05 1,57 >0,05
14. Стрельба из ПМ после нагрузки (кол-во попаданий) 7,25±0,50 7,00±0,50 6,87±0,45 1,58 >0,05 2,23 <0,05 0,71 >0,05
У группы курсантов, которые на соревнованиях по служебному биатлону показали самый слабый результат, по сравнению с двумя другими, средняя величина длины и массы тела оказалась больше. Их средний рост составил 182,33 см, а масса тела - 77,33 кг. Причем разница в средних показателях статистически значима на очень высоком уровне - 99,9% (Р <0,001). То есть, более «габаритные» спортсмены в летнем служебном биатлоне на начальном этапе подготовки спортсменов проигрывают менее высоким и тяжелым курсантам.
Первая группа курсантов, показавших в среднем лучший результат на соревнования в летнем служебном биатлоне, по сравнению со второй и третьей группой курсантов, у которых скорость бега по дистанции была несколько ниже, в тестах, характеризующих общую и силовую выносливость, показала более высокие результаты.
Так, у курсантов первой группы средний результат в беге на 1000 м лучше на 1,52 с, по сравнению с курсантами второй группы, и на 2,58 с меньше, чем у курсантов третьей группы. Еще большая разница оказалась в результатах кроссового бега на 5000 м. Здесь у курсантов первой группы результат лучше, чем у второй группы курсантов, на 27,58 с, а по сравнению с третьей группой - на 49,21 с.
Количество подъемов переворотом на перекладине и количество серий комплексного силового упражнения (КСУ) у курсантов первой группы также оказалось большим, по сравнению с другими группами. Важно, что все межгрупповые различия в средних величинах перечисленных показателей статистически значимы на уровне не ниже 95% (Р<0,05).
Это позволяет сделать вывод, что уровень развития общей и силовой выносливости курсантов ВА МВД России положительно влияет на итоговый результат их соревнований в летнем служебном биатлоне на начальном этапе подготовки. Самый низкий уровень силовой и общей выносливости у курсантов третьей группы вполне может быть и причиной их низкой точности стрельбы из ПМ после физической нагрузки. То есть, чем выше уровень общей и силовой выносливости у курсантов, тем лучше их спортивный результат не только в беге, но и в стрельбе.
Однако курсанты первой группы не по всем показателям физической подготовленности превосходят курсантов второй и третьей группы. Так, они уступают второй и третьей группе в беге на 100 м, что характеризует проявление скоростных и скоростно-силовых способностей. Также курсанты первой группы имеют ниже показатели в челночном беге 10*10 м и 4*20 м, и в преодолении специализированной полосы препятствий. То есть, у курсантов первой группы, по сравнению с курсантами второй и третьей группы, уровень скоростных и координационных способностей ниже. Однако это на результативность соревновательной деятельности курсантов ВА МВД в летнем служебном биатлоне не влияет.
Между показателями физической подготовленности курсантов второй и третьей группы статистически значимых различий гораздо меньше, по сравнению с первой группой курсантов. Так, курсанты третьей группы только в отжиманиях на брусьях в среднем показали результат ниже, чем курсанты второй группы. В остальных показателях, хотя и есть разница, но она не имеет статистически значимого различия.
Заключение. Таким образом, можно утверждать, что наиболее важными физическими способностями, проявление которых положительно влияет на соревновательный результат в летнем служебном биатлоне на начальном этапе подготовки взрослых спортсменов, являются общая и силовая выносливость. Именно акцент на развитие данных физических способностей и следует делать в тренировочном процессе курсантов вузов МВД России, которые целенаправленно готовятся к выступлениям на соревнованиях по летнему служебному биатлону.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 № 695 «Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта» [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/196159/. - Дата обращения 30.12.2015.
2. Сарбаев, Р.С. Инновационные пути подготовки спортсменов, специализирующихся в служебном биатлоне : дис. ... канд. пед. наук / Сарбаев Р.С. - М., 2010. - 208 с.
3. Фокин, В.В. Оптимизация структуры и содержания тренировочного процесса в служебном биатлоне : дис. ... канд. пед. наук / Фокин В.В. - М., 2005. - 264 с.
REFERENCES
1. The decree of the Government of the Russian Federation dated 20.08.2009 № 695 "On approval of the list of military-applied and service and application sports and the Federal bodies of Executive power, which manage the development of these sports", available at: http://base.garant.ru/196159/.
2. Sarbaev, R.S. (2010), Innovative ways of training athletes, specializing in the service biathlon, dissertation, Moscow.
3. Fokin, V.V. (2005), Optimization of the structure and content of the training process in the service biathlon, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2016
УДК 796.433
ОЦЕНКА УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ МЕТАНИЯХ СИДЯЧИХ АТЛЕТОВ СПОРТА ЛИЦ С
ПОРАЖЕНИЕМ ОДА
Игорь Николаевич Ворошин, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры
(СПбНИИФК),
Алексей Витальевич Ашапатов, четырехкратный Паралимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет (СурГПУ)
Аннотация
Педагогический контроль уровня специальной физической подготовленности неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса в каждом виде спорота. Данный контроль основывается на информативных, высоко коррелирующих с основным соревновательным упражнением тестах. В данном исследовании для каждой спортивной метательной дисциплине сидячих легкоатлетов спорта лиц с поражением ОДА, каждого спортивно-функционального класса выявлены педагогические тесты, способные оценить уровень развития специальных физических качеств. Данные тесты высоко коррелируют с результатами в соревновательном упражнении и доступные для выполнения в рамках учебно-тренировочного процесса.
Ключевые слова: специальная физическая подготовка, паралимпийская легкая атлетика, спорт лиц с поражением ОДА, метание из сидячего положения, оценка специальной физической подготовленности, Паралимпийские игры.