РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ПРИЦЕЛЬНОГО ВЫСТРЕЛА С УЧЕТОМ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕЛКОВ-СПОРТСМЕНОВ
THE DEVELOPMENT OF COORDINATION AIMED SHOT TAKING INTO ACCOUNT TYPOLOGICAL PECULIARITIES OF THE
ARROW-ATHLETES
УДК 799.3
Ю.М. ГУСЕВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) 89803209873@yandex. ru
w
YU.M. GUSEV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы начальной подготовки в стрельбе из автомата Калашникова, подготовки в практической стрельбе, координации и индивидуализации обучения спортсменов - стрелков из боевого оружия.
Ключевые слова: практическая стрельба, индивидуализация, координация, нервные процессы, спортивная тренировка.
Abstract: this article addresses the issues of initial training in shooting from a Kalashnikov, training for practical shooting, coordination and individualization of training shooters, sportsmen from the fighting weapon.
Keywords: practical shooting, individualization, coordination, nerve processes, sports training.
Стрельба - индивидуальный вид спорта, осуществляемый вне прямого единоборства с противником. Все его действия определены, отрепетированы, в значительной степени освоены. Однако выступления на соревнованиях оставляют желать лучшего. В чем же причина? Стало уже традицией объяснять неудачи спортсмена в соревнованиях пробелами его психологической подготовки [1].
В последние годы в образовательном процессе вузов МВД России используется компетентност-ный подход, требующий сочетания теоретических знаний с практическими умениями и навыками, все острее звучит проблема углубления практической направленности обучения, укрепления связи теории с практикой. Эта проблема как никогда актуальна для организации учебно-тренировочного процесса по стрельбе из боевого оружия.
В настоящее время стрелковая подготовка базируется в основном на спортивной методике и поэтому наиболее яркой формой показа уровня подготовленности спортсмена, курсанта, слушателя, сотрудника внутренних дел и возможности достижения им результата выступает спортивное соревнование и, соответственно, спортивные тренировки.
Соревнование следует рассматривать как одно из сложнейших явлений, для которого стрелка готовят с помощью спортивной тренировки [2].
В нашей работе мы рассмотрим процессы первоначальной подготовки стрелков из автомата Калашникова на примере сборных команд образовательных организаций системы МВД России.
Актуальность проведения данного исследования обусловлена множеством накопившихся проблем в сфере начальной подготовки стрелков-спортсменов с учетом индивидуальных типологических особенностей при формировании первоначальных навыков координированности в процессе производства выстрела из боевого оружия [3].
В рамках исследования мы предположили, что кроме ускорения процесса обучения начальным навыкам стрельбы типологические особенности проявления свойств нервной системы влияют и на быстроту развития координированности при стрельбе.
Целью исследования явились разработка и научное обоснование педагогических условий и эффективной методики повышения уровня огневой подготовленности спортсменов - стрелков из
боевого оружия сборных команд образовательных организаций системы МВД России и территориальных органов внутренних дел.
Объект нашего исследования - координация прицельного выстрела из боевого оружия с учетом особенности нейродинамики спортсменов.
Предметом исследования являлся педагогический процесс начального обучения стрельбе из боевого оружия в спортивных секциях образовательных организаций МВД России.
Задачи исследования:
1. Изучение показателей нейродинамики и их влияния на быстроту начального обучения стрелков и результативность их стрельбы.
2. Разработка методики формирования первоначального навыка и развития координации прицельного выстрела с учетом нейродинамиче-ских особенностей стрелков (с использованием тренажера СКАТТ).
Как отмечает в своих трудах Е.П. Ильин, инертность или же подвижность процессов возбуждения и торможения особо влияет на быстроту формирования навыков [4].
В нашем исследовании диагностика подвижности нервной системы проводилась при помощи кинематометрической методики Е.П. Ильина (1991) с использованием прибора системной психологической диагностики «Активациометр АЦ-6» [5].
По итогам диагностики стрелки были распределены по трем группам: одна контрольная (К), без учета нейродинамики, и две экспериментальные. Экспериментальные группы формировались по нейродинамическим особенностям: с подвижностью нервных процессов (Э-1) и с инертностью нервных процессов (Э-2).
В начале эксперимента для всех групп проводилось два вида тестирования: 10 выстрелов в положении стоя на стрелковом комплексном автоматизированном тренажере-тестере СКАТТ с определением результата стрельбы, уровня координации для каждого выстрела и средней координации всей серии, а также 10 выстрелов в положении стоя из боевого автомата Калашникова АК-74 на дистанции 100 м (табл. 1).
Первое тестирование показало, что результаты у всех стрелков практически одинаковые. Графики
координации, полученные на тренажере СКАТТ, также свидетельствуют о примерно одинаковой координации выстрела.
В процессе исследования нами разработана и апробирована экспериментальная методика начального обучения спортсменов стрельбе из боевого оружия с учетом их нейродинамических особенностей.
На спортивных тренировках для более эффективного использования учебного времени и достижения целей занятия спортсменов разделяют на несколько групп в зависимости от их числа. Такое разделение диктуется, кроме прочего, ограниченностью учебных мест на стрельбище. Обучение проводится на трех учебных местах:
1. Учебное место для отработки элементов техники стрельбы «вхолостую» с учебным оружием.
2. Учебное место для занятий на тренажере СКАТТ.
3. Учебное место для практической стрельбы из боевого оружия - огневой рубеж.
Стрелки контрольной группы занимались по обычной программе, которая включает в себя:
- занятия с учебным оружием по отработке элементов выстрела (5-10 минут);
- занятия на тренажере СКАТТ с целью преодоления боязни выстрела (3-5 минут);
- практические стрельбы из боевого оружия.
Согласно разработанной нами методике
спортсменам с подвижностью нервной системы (Э-1) для прочного усвоения определенного навыка необходимо через короткое время (3-4 минуты) переключать внимание на другой вид деятельности и формировать навыки стрельбы путем кратковременного, но частого повторения необходимых элементов стрельбы.
Поэтому стрелки группы Э-1 на каждой тренировке около 3-4 минут занимались на первом учебном месте отработкой элементов техники стрельбы «вхолостую» с учебным оружием.
После этого спортсмены переходили на второе учебное место и занимались 3-4 минуты на электронном тренажере «СКАТТ», отрабатывая технику стрельбы со зрительным контролем колебаний оружия во время производства выстрела.
На огневой рубеж стрелки выходили после выполнения трех циклов тренировки.
В то же время спортсменам с инертностью нервных процессов (Э-2) для освоения необходимых начальных навыков стрельбы из боевого оружия требуется более длительная, однообразная, монотонная работа с учебным оружием. В соответствии с предло-
Таблица 1
Группы Нейродинамика Результат серии на СКАТТе Результат серии из боевого оружия
Контрольная Без учета 79 71
Экспериментальная Э-1 Подвижные 81 72
Экспериментальная Э-2 Инертные 80 69
женной методикой стрелки с подобными особенностями проявления свойств нервной системы с учебным оружием «вхолостую» занимались около 15 минут, затем 15 минут они отрабатывали технику медленной стрельбы на тренажере «СКАТТ» и после этого выходили на огневой рубеж выполнять упражнение из боевого оружия.
Такое распределение времени в группах Э-1 и Э-2 позволило упорядочить и заметно ускорить процесс формирования первоначального навыка стрельбы из автомата.
По истечении трех месяцев проводилось итоговое тестирование. Результаты итогового тестирования показали заметный рост результатов стрельбы и уровня координации в экспериментальных группах (табл. 2).
Графики координации выстрела после эксперимента в экспериментальных группах заметно ровнее, без скачков и провалов. В контрольной же группе графики координации имеют выраженный скачкообразный характер, особенно в заключительной фазе выстрела.
При этом спортсменам экспериментальной группы с подвижной нервной системой в заключи-
тельной стадии выстрела характерны нисходящие кривые графиков, что означает увеличение координации прицельного выстрела в момент нажатия на спусковой крючок.
Для спортсменов экспериментальной группы с инертной нервной системой в заключительной стадии выстрела характерна ровная кривая, что свидетельствует о стабильной координации прицельного выстрела в завершающей фазе. Результаты, показанные после эксперимента, наглядно доказывают эффективность разработанной методики подготовки спортсменов.
Учет параметров координации выстрела во время прицеливания и во время нажатия на спусковой крючок позволяет производить коррекцию координации последующих выстрелов и значительно
ускорить процесс начальной подготовки стрелка [6].
Таким образом, для одновременной выработки навыков меткого выстрела и повышения уровня координированности необходимо проводить тренировки с учетом показателей подвижности - инертности нервных процессов.
Это позволит быстрее перейти к этапу базовой подготовки, на котором спортсмены осваивают сложнокоординированные упражнения стрельб из боевого оружия в ограниченное время с различными перемещениями и сменой положения для ведения прицельной стрельбы.
Таблица 2
Группы Средний результат до эксперимента СКАТТ/АК-74 Средний результат после эксперимента СКАТТ/АК-74 Прирост результата
Контрольная 79/71 81/73 2/3
Экспериментальная Э-1 81/72 89/81 8/9
Экспериментальная Э-2 80/69 90/81 10/12
Литература
1. Вайнштейн М.Л. Психология в стрельбе. - М.: ДОСААФ, 1981. 142 с.
2. Красников А.А. Основы теории спортивных соревнований: учебное пособие для вузов физической культуры и спорта. - М.: Физическая культура, 2005. С. 21.
3. Науменко С.В. Повышение качества огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2008. С. 21.
4. ИльинЕ.П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1983. 223 с.
5. Цагарелли Ю.А. Система психологической диагностики на приборе «Активациометр»: учебное пособие. - Казань, 2004. 194 с.
6. Принцип индивидуализации в обучении стрельбе из стрелкового оружия / Ю.В. Ветрова, М.Н. Степанов, Е.Г. Ковалева, В.Ю. Радоуцкий, А.И. Кудинова // Успехи современной науки и образования. 2016. Вып. 1. № 6. С. 123-125.
= References =
1. Weinstein M.L. Psychology in shooting. - M.: DOSAAF, 1981. 142 p.
2. Krasnikov A.A. Osnovy of the theory of sports competitions: a textbook for universities of physical culture and sports. - M.: Physical culture, 2005. P.21.
3. Naumenko S.V. Improving the quality of fire training of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia: Avtoref. dis. сand. ped. sciences. - SPb., 2008. P. 21.
4. Il'in, E.P. Psychophysiology of physical education. - M.: Education, 1983. 223 p.
5. Zegarelli Y.A. The System of psychological diagnostics on the device «Activaciones»: textbook. - Kazan, 2004. 194 p.
6. The principle of individualization in learning the firing of small arms / Y.V. Vetrovа, M.N. Stepanov, E.G. Kovaleva, V.Yu. Rаdoutski, A.I. Kudinova // Advances of modern science and education. 2016. Vol. 1. № 6. Р. 123-125.
(статья сдана в редакцию 27.10.2016)