ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
ОПТИМИЗАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ ИСПОЛНЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО УПРАЖНЕНИЯ ЮНЫМИ СТРЕЛКАМИ-ПУЛЕВИКАМИ НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ В СИСТЕМЕ «СТРЕЛОК - ОРУЖИЕ - МИШЕНЬ»
В.В. ШИЛЕНОК., Г.А. КУЗЬМЕНКО, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет
Аннотация
В данной статье рассматривается проблематика подбора средств формирования оптимальных параметров исполнения стрелкового упражнения с учетом изменившихся правил соревнований и соревновательных условий в пулевой стрельбе в аспектах: потери этапа врабатывания в соревновательную деятельность, сокращения времени на выполнение квалификационных стрельб, увеличения количества выстрелов в финальных упражнениях. В связи с данной ситуацией возникает необходимость пересмотра содержания средств стрелковой подготовки, направленных на воспитание выносливости к нагрузкам, связанных с перманентным проявлением устойчивости в системе «стрелок - оружие - мишень» и обеспечивающих формирование новых темпо-ритмовых характеристик исполнительской структуры движения, способствующих закреплению рационального образа соревновательной изготовки и образа движения во время выстрела. Включение в содержание физической и технической подготовки средств, направленных на воспитание статодинамической и статокинетической устойчивости, проявляющейся в динамической и кинематической структурах базовых соревновательных упражнений, заимствованных из других видов спорта и систем оздоровления, позволят повысить показатели устойчивости в системе «стрелок - оружие - мишень» - это будет способствовать достижению результативной стрельбы юного спортсмена.
Ключевые слова: юный спортсмен, пулевая стрельба, система «стрелок - оружие - мишень», статодинамическая и статокинетическая устойчивость, средства физической и технической подготовки, формирование образа движения, своевременная коррекция ошибок.
Abstract
This article discusses the problems of formation of optimal parameters of execution of a competitive exercise to meet the changed competitive conditions in shooting in the aspect of increasing the number of shots in the final exercise, decreased time to complete qualification shooting practice, and because of this separation of time to test and trial the shots, reduced the time of work in a competitive rhythm. Due to the above aspects there is a need of revision of the classic system of preparation of sportsmen-shooters for endurance, the development of new temp and rhythm characteristics, pinning the image motion during the shot and the way competitive the ready. Inclusion in the content of physical and technical training means and methods, directed on education of the static-dynamic and statokinetic stability, based on underlying competitive drills and borrowed from other sports and systems of rehabilitation that will improve the sustainability indicators in the system "shooter - gun - target", which contributes to the stability of the shooting of a young sportsman.
Keywords: young sportsman, bullet shooting, shooting technique, system "shooter - gun - target", static-dynamical balance stability, formation of a shooting exercise image, theoretical readiness, correction of mistakes.
Согласно вводимым МФСС (Международная Федерация Спортивной Стрельбы) с 2013 по 2016 г. изменениям в правила проведения соревновательных упражнений и финалов в пулевой стрельбе, появился образовательный запрос для обновления системы подготовки юных спортсменов-стрелков, в области воспитания общих, специальных физических и морально-волевых качеств, обеспечивающих юным стрелкам адаптацию к обновленной плотности распределения соревновательной нагрузки, темпо-ритмовых характеристик [2]. Темпы развития стрелкового спорта требуют поиска новых решений в повышении эффективности тренировочного процесса на основе обновления содержания методик воспитания соревновательно значимых качеств, достижения оптимальных параметров исполнения соревновательного упражнения юными стрелками-пулевиками на основе средств воспитания устойчивости в системе «стрелок - оружие - мишень», что в целом должно привести к совершенствованию подготовки спортивного резерва в пулевой стрельбе.
Цель исследования
Воспитание устойчивости юного стрелка-пулевика в системе «стрелок - оружие - мишень» на основе анализа ошибок в структуре движения и достижения педагогических эффектов при применении средств экспериментальной программы.
Методика и организация исследования
В процессе исследования применялись средства общей и специальной физической подготовки, направленные на воспитание устойчивости юного спортсмена в системе «стрелок - оружие - мишень».
Нами были отобраны две учебно-тренировочные группы стрелков - спортсменов 1-2 юношеских разрядов по 22 человека в каждой. Эксперимент проводился 1 год. Контрольная группа занималась в соответствии с учебной программой СШОР № 9 «Шаболовка» Моском-спорта. В программу подготовки экспериментальной группы была внедрена авторская методика подготовки, в которой ключевые тесты выступают в качестве средств, формирующих статодинамическую и статокинетическую устойчивость юного стрелка-пулевика (табл. 1). Объем времени учебно-тренировочных занятий в группах одинаков, данные первичного тестирования групп были проверены на нормальность распределения, полученные результаты обрабатывались методами описательной статистики (Ехсе1-2003), определялась достоверность
различий данных контрольной и экспериментальной групп, выявлялся прирост показателей устойчивости юных стрелков в системе «стрелок - оружие - мишень» (по методике Броди).
Результаты исследования
Изучив фазовою структуру исполнения выстрела юными стрелками-пулевиками и проведя тестирование параметров сохранения устойчивой позы в системе «стрелок - оружие - мишень», мы выявили необходимость воспитания статодинамической и статокинетической устойчивости как ключевых качеств, обеспечивающих достижение оптимальных соревновательных результатов.
В нашей работе статокинетическая устойчивость рассматривается для описания угловых характеристик «изготовки» стрелка для стрельбы из спортивного пистолета. Путем педагогического наблюдения были изучены «изготовки» 60 юных стрелков-пулевиков 2 разряда, 15 - 1 разряда, 7 - кмс, 3 - мс по пулевой стрельбе (квалификация «пистолет»). По результатам обработки данных были составлены наиболее часто встречающиеся типы стрелковых «изготовок» [3, с. 139].
Статодинамическая устойчивость как основной элемент, обеспечивающий устойчивость системы «стрелок -оружие - мишень», рассматривается рядом авторов (Иткис М.А., 1969; Игнатьев П.В., 1996; Меркулов В.Е., 1974; Кудряшов Ю.Г., 1978; Лукунина Е.А., 2000; Кочет-кова С.В., 2000, Логинова С.И., 2012 и др.) как взаимоотношение оптимального распределения веса и положений звеньев тела относительно мишени при выполнении выстрела или серии выстрелов (скоростная стрельба), позволяющее добиваться максимальной эффективности, измеряемое, благодаря стабилометрии и электронному стрелковому тренажеру СКАТТ, отражающего динамические параметры исполнения стрелкового упражнения.
Своевременная педагогическая коррекция проявлений статодинамической устойчивости на основе срочной обратной связи по самокоррекции распределения веса тела с учетом динамических характеристик давления стопы на опору способствует формированию представлений об образе движений при выполнении выстрела в системе «стрелок - оружие - мишень»; становлению оптимально экономичной позы «изготовки»; развитию статической выносливости. Самоконтроль данных статокинетической устойчивости способствует формированию целостного образа движения во всех фазах выстрела и развитию концентрации на положениях звеньев тела относительно опоры (табл. 1).
Таблица 1
Оптимизация параметров исполнения соревновательного упражнения юными стрелками-пулевиками на основе применения средств воспитания статодинамической и статокинетической устойчивости
Качество Средства направленного воздействия на оптимизацию параметров системы «стрелок - оружие - мишень»
Стато-динамическая устойчивость Упражнение 1: развитие динамической устойчивости при помощи удержания равновесия на подвижной платформе 1п<оЬоаг<1 с опорой о стол. Упражнение 2: своевременная коррекция мышечных усилий при удержании равновесия в позе «изготовки» к стрельбе из пистолета на подвижной платформе 1п<1оЬоаг<1 Упражнение 3: удержание прицельных приспособлений при контроле равновесия в позе «изготовки» с макетом пистолета на подвижной платформе 1п<1оЬоаг<1
Окончание табл. 1
Качество Средства направленного воздействия на оптимизацию параметров системы «стрелок - оружие - мишень»
Стато-динамическая устойчивость Упражнение 4: контроль статодинамической устойчивости во время выполнения подъемов руки с макетом пистолета в темпе (7 с + 3 с)*5 для отработки навыков к выполнению упражнения МП-2 [2, с. 23]. Упражнение 5: контроль колебаний пистолета относительно центра мишени при выполнении упражнений на стрелковом тренажере СКАТТ (ПП-1, ПП-2, ПП-3) [2, с. 23].
Стато-кинетическая устойчивость Упражнение 6: отслеживание удержания угла 90° (рука - туловище) при удержании равновесия в планке на тренажере ТЯХ. Упражнение 7: отслеживание удержания угла 45° (рука - туловище) при выполнении отведений рук на тренажере ТЯХ. Упражнение 8: применение упражнений из практики йоги на растяжение мышц спины для своевременной коррекции избранной позы «изготовки» (Паршвако-насана», «Паривритта паршваконасана, «Триконасана», «Паривритта триконасана», «Парасарита Падоттанасана»). Упражнение 9: своевременная коррекция «изготовки» стрелка с опорой на данные угловых параметров стрелковых «изготовок»
В ходе формирования устойчивости в системе «стрелок - оружие - мишень» мы отобрали средства общей и специальной физической подготовки (табл. 2).
Таблица 2
Средства формирования оптимальных параметров исполнения соревновательного упражнения
стрелка-пулевика
Упражнение Погрешности в исполнении тестовых упражнений Педагогические эффекты применения средств корректирующей направленности
1. Упражнения на стабилоплатформе на оптимальную устойчивость
«Мишень», оценка длительности удержания оптимального положения ОЦТ Рассогласованная работа звеньев тела, неумение управлять общим центром тяжести (ОЦТ) СУ: удержание центра тяжести в строго заданной области так, чтобы отображение проекции ОЦТ на экране совпадало с центром мишени. МР: на начальном этапе тренировки слежение за перемещением центра тяжести в привычной позе «изготовки» для стрельбы (усложненная поза - ноги вместе). После достижения удержания центра мишени более 30 с возможно удержание ОЦТ с закрытыми глазами (при выходе за пределы мишени раздается звуковой сигнал). На начальном этапе удержание центра мишени предлагается с использованием подсказок («правее», «левее», «вперед», «назад») партнера по команде или руководителя тестированием. ПЭ: индивидуализация процесса спортивной подготовки юных стрелков-пулевиков с различным уровнем развития статодинамической устойчивости. ЗСЭ: умение контролировать распределение центра тяжести как наиболее эргономичное ИП, позволяющее эффективно распределять нагрузку на звенья тела во время выполнения соревновательного упражнения, способствует снижению утомляемости. СК: позволяет научиться управлять положением звеньев тела стрелка, формировать эффективные двигательные стереотипы
Упражнение на уточнение распределения веса тела по данным реакции опоры Удержание «изготовки» с неравномерным и нерациональным распределением веса тела СУ: удержание исходной позы «изготовки», ее фиксация на 30 с. МР: показатель распределения нагрузки на стопы позволяет выявить неэффективное продольное и поперечное распределение ОЦТ при удержании позы «изготовки» (на всю стопу; на наружную поверхность стопы; на правую, левую стопы; на пятки, на носки). ПЭ: результаты обследования позволяют добиться коррекции позы «изготовки» юных стрелков-пулевиков. ЗСЭ: равномерное распределение ОЦТ на стопы позволяет своевременно корректировать «изготовку» спортсмена-стрелка, что снижает его утомляемость. СК: на основе полученных данных стрелок может объективно оценить свою «изготовку», самостоятельно и осознанно скорректировать ее
2. Упражнения на тренажере СКАТТ на согласование работы звеньев тела
Упражнение ПП-1 (5 пробных и 20 зачетных выстрелов за 45 мин) Нерациональное использование времени на серию выстрелов; СУ: выполнение 5 пробных и 20 зачетных выстрелов с датчиком тренажера СКАТТ. МР: после каждого выстрела - педагогический анализ и самоанализ траектории движения руки с пистолетом относительно мишени и сопоставление ее с «отметкой» выстрела, сделанной стрелком в процессе его выполнения, своевременная коррекция погрешностей исполнения выстрела.
Продолжение табл. 2
Упражнение Погрешности в исполнении тестовых упражнений Педагогические эффекты применения средств корректирующей направленности
неритмичность исполнения выстрелов; ошибки в технике выполнения выстрела ПЭ: выявление причины «отрывов» на мишени, сбоя темпо-ритмовых характеристик выстрела; детализированный анализ времени, затрачиваемого на фазы выстрела; индивидуализация тренировочного процесса юного стрелка. ЗСЭ: рациональное распределение времени, затрачиваемого на выполнение зачетного выстрела как условие гармонизации нагрузки, снижения утомляемости, повышения эмоционального фона в условиях эффективной стрельбы. СК: поиск оптимального темпа «отдых - стрельба», определение наиболее адекватной техники исполнения выстрела и серии выстрелов. Самооценка траектории движения руки в районе прицеливания как условие углубленного анализа техники стрельбы и самостоятельной коррекции грубых ошибок
Работа в режиме тренировки (60 выстрелов за 1 час 30 мин) Ошибки: в выполнении траектории подъема оружия; в удержании системы «стрелок -оружие -мишень»; в фазовой структуре выстрела СУ: выполнение тренировочных задач (отработка нажатия на спусковой крючок; исполнение выстрела с двойным подъемом оружия; серия выстрелов при увеличении времени прицеливания, времени удержания оружия после выстрела и др.). МР: после каждого выстрела - анализ траектории движения руки с пистолетом относительно мишени и сравнение ее с «отметкой» выстрела, сделанной стрелком в процессе выполнения. На основе полученных данных -своевременные выводы по параметрам стрельбы с учетом поставленных тренировочных задач. ПЭ: выявление причин «отрывов» на мишени, детальный анализ времени, затрачиваемого на выстрел, индивидуализация тренировочного процесса юного стрелка. ЗСЭ: корректное распределение времени, затрачиваемого на выполнение зачетного выстрела, гармонизация нагрузки за счет эргономичной стойки, снижение утомляемости, повышение результативности стрельбы. СК: выявление: оптимального темпа «отдых - стрельба», параметров индивидуализированной техники выполнения выстрела и серии выстрелов; оценка траектории движения руки в районе прицеливания, анализ техники стрельбы при самостоятельной коррекции грубых ошибок
3. Упражнения на формирование общей физической подготовленности
Бег на 60 метров Ошибки в согласовании движений рук и ног; нарушения темпо-ритмовых характеристик движения. Педагогические эффекты представлены по аналогии
Подъем туловища из положения «лежа» за 1 мин Нарушение заданного темпа движения; ошибки мышечной фиксации заданной позы в конечных положениях упражнения. Педагогические эффекты представлены по аналогии
Прыжки со скакалкой без остановки Недостаток развития выносливости спортсмена; нарушение заданных темпо-ритмовых характеристик упражнения. Педагогические эффекты представлены по аналогии
Отжимание от пола Недостаток развити Педагогические эфе я силовой выносливости. >екты представлены по аналогии
Удержание равновесия на одной ноге с закрытыми глазами Недостаток развития межмышечной и внутримышечной координации; отсутствие концентрации на поставленной задаче СУ: удержание равновесия на опорной ноге, вторая - в вариативных положениях, глаза закрыты (до 60 с). МР: направленность на длительное удержание равновесия на одной ноге, стопа свободной ноги упирается в бедро опорной, контроль дыхания, распределение внимания на звенья тела, минимизация неспецифической мыслительной активности / анализ стрелковой проблемы. ПЭ: воспитание межмышечной и внутримышечной координации, концентрация внимания на поставленной задаче, контроль дыхания. ЗСЭ: стабилизация психоэмоционального состояния. СК: снижение психологической напряженности, замедление частоты дыхания
Прыжок в длину с места Недостаточное развитие силовой выносливости, взрывной силы, динамического равновесия. Эффекты представлены по аналогии
Проба Ромберга Недостаток развития способности к удержанию равновесия СУ: И.П. - стопы по одной линии, носок «ведущей» ноги упирается в пятку «неведущей» ноги, руки вытянуты вперед, глаза закрыты, голова медленно поворачивается вправо и влево на 90°.
Продолжение табл. 2
Упражнение Погрешности в исполнении тестовых упражнений Педагогические эффекты применения средств корректирующей направленности
МР: перед выполнением усложненной позы исполняется классическая поза с открытыми глазами без поворота головы, с открытыми глазами с поворотом головы; отбор лучшего результата из трех попыток. ПЭ: воспитание способности к удержанию равновесия, гармонизация тонуса мышц сгибателей и разгибателей. ЗСЭ: сохранение вертикального положения тела как показатель соразмерного напряжения удерживающих вертикальное положение мышечных групп. СК: формирование умения к произвольному самоконтролю качества деятельности [1]
4. Упражнения на формирование специальной физической подготовленности
Удержание позы «изготовки» на подвижной платформе без оружия с открытыми глазами Недостаточный уровень развития статодинамиче-ской устойчивости в системе «стрелок -оружие -мишень» СУ: И.П. - стрелковая «изготовка» на подвижной платформе 1п<оЬоаг< руки на поясе (или с имитацией удержания пистолета). МР: удержание равновесия рядом с поручнем, с увеличивающимися промежутками выполнения упражнения без опоры. ПЭ: воспитание статокинетической и статодинамической устойчивости в системе «стрелок - оружие - мишень». ЗСЭ: воспитание межмышечной и внутримышечной координации, способности к сохранению баланса, устойчивой позы на подвижной платформе при контроле дыхания. СК: эргономичное распределение напряжения на мышцы ног при кратковременной фиксации передней, задней, левосторонней, правосторонней стоек; контроль дыхания; демонстрация психоэмоциональной устойчивости к сбивающим факторам
Удержание позы «изготовки» на подвижной платформе без оружия с закрытыми глазами Несформирован-ность межмышечной и внутримышечной координации, способности к сохранению баланса без зрительного контроля СУ: И.П. - стрелковая «изготовка» на подвижной платформе 1п<оЬоаг< руки на поясе (или с имитацией удержания пистолета), глаза закрыты. МР: удержание равновесия рядом с поручнем, с увеличивающимися промежутками выполнения упражнения без опоры. ПЭ: воспитание статокинетической и статодинамической устойчивости в системе «стрелок - оружие - мишень». ЗСЭ: воспитание межмышечной и внутримышечной координации, способности к сохранению баланса без зрительного контроля. СК: эргономичное распределение напряжения на мышцы ног при кратковременной фиксации передней, задней, левосторонней, правосторонней стойках в условиях отсутствия визуального контроля; контроль дыхания; демонстрация психоэмоциональной устойчивости к сбивающим факторам
Удержание позы «изготовки» на подвижной платформе с макетом пистолета Недостаточный уровень развития статокинетической и статодинамиче-ской устойчивости в системе «стрелок -оружие -мишень» СУ: И.П. - стрелковая «изготовка» на подвижной платформе 1п<оЬоаг< руки в изготовке к стрельбе из пистолета. МР: удержание равновесия рядом с поручнем, с увеличивающимися промежутками выполнения упражнения без опоры, подъем и удержание макета в классическом режиме (для медленной или быстрой стрельбы без нажатия на спусковой крючок). ПЭ: воспитание статокинетической и статодинамической устойчивости в системе «стрелок - оружие - мишень». ЗСЭ: воспитание межмышечной и внутримышечной координации, способности к сохранению баланса, устойчивой позы на подвижной платформе при контроле дыхания. СК: удержание прицельной линии при балансировке на подвижной платформе
Удержание позы «изготовки» при выполнении выстрела вхолостую из пневматического оружия Недостаточный самоконтроль устойчивости системы «стрелок -оружие -мишень» в неспецифических условиях СУ: И.П. - стрелковая «изготовка» на подвижной платформе 1п<оЬоаг< руки в изготовке к стрельбе из пневматического пистолета. МР: удержание равновесия рядом с поручнем, с увеличивающимися промежутками выполнения упражнения без опоры при подъеме и удержании пистолета в классическом режиме (с нажатием на спусковой крючок). ПЭ: воспитание статокинетической и статодинамической устойчивости в системе «стрелок - оружие - мишень»; совершенствование стрелковой техники в неспецифических условиях. ЗСЭ: воспитание межмышечной и внутримышечной координации, баланса, устойчивой позы на подвижной платформе при нажатии на спусковой крючок на фоне контроля дыхания. СК: удержание прицельной линии, сохранение плавности нажатия на спусковой крючок пневматического пистолета при балансировке на подвижной платформе
Окончание табл. 2
Упражнение Погрешности в исполнении тестовых упражнений Педагогические эффекты применения средств корректирующей направленности
Удержание позы «изготовки» при выполнении холостого выстрела из малокалиберного оружия Недостаток контроля системы «стрелок -оружие - мишень» в неспецифических условиях при имитации стрельбы из малокалиберного оружия СУ: И.П. - стрелковая «изготовка» на подвижной платформе 1п<оЬоаг< руки в изготовке к стрельбе из стандартного малокалиберного пистолета. МР: удержание равновесия рядом с поручнем, с увеличивающимися промежутками выполнения упражнения без опоры при подъеме и удержании малокалиберного пистолета в классическом режиме (для медленной или быстрой стрельбы). ПЭ: воспитание статокинетической и статодинамической устойчивости в системе «стрелок - оружие - мишень»; совершенствование техники стрельбы из малокалиберного оружия в неспецифических условиях. ЗСЭ: воспитание межмышечной и внутримышечной координации, способности к сохранению баланса, устойчивой позы на подвижной платформе при поднятии и удержании малокалиберного пистолета и нажатии на спусковой крючок. СК: удержание прицельной линии, сохранение плавности нажатия на спусковой крючок малокалиберного пистолета при балансировке на подвижной платформе
Примечание: СУ - содержание упражнения; МР - методические рекомендации к исполнению упражнения; ПЭ - педагогический эффект; ЗСЭ - здоровьесберегающий эффект; СК - самоконтроль.
Выявленные погрешности структуры движения позволили сформировать содержание педагогических эффектов, ожидаемых от применения средств корректирующей направленности.
Данная структурная организация средства воспитания устойчивости в системе «стрелок - оружие -
мишень» позволила более эффективно выстроить субъект-субъектное взаимодействие в системе «тренер -юный спортсмен».
В результате проведенного эксперимента были получены следующие показатели (табл. 3).
Таблица 3
Динамика показателей устойчивости системы «стрелок - оружие - мишень» у юных спортсменов
учебно-тренировочных групп 1-2 года обучения
Группа Данные тестов* (X ± а)
1 2 3 4 5
и Св 1-е тестирование 19,5 ± 2,0 14,6 ± 2,2 7 ± 1,3 126,0 ± 9,7 5,8 ± 0,2
X Л ч 2-е тестирование 28,6 ± 1,5 30,0 ± 2,3 13,7 ± 1,4 156,4 ± 7,8 6,0 ± 0,1
о А н Прирост абсолютный 9,1 15,5 6,7 130,4 0,2
X О &Й Прирост относительный (по Вго<1у) 37,8 69,3 65 21,5 2,7
и 1-е тестирование 17,5 ± 1,9 14,8 ± 1,5 7,8 ± 0,8 133,5 ± 13,1 5,8 ± 0,1
' св 5 * 2-е тестирование 43,4 ± 2,8 62,5 ± 7,5 25,8 ± 3,1 168,7 ± 10,5 6,6 ± 0,3
е Я О Н И я т и 2 Прирост абсолютный 25,9 47,7 18 35,2 0,8
Прирост относительный (по Вго<1у) 84,9 123,4 107,1 23,3 13,6
р < 0,01 < 0,01 < 0,01 < 0,05 < 0,05
* 1 - пяточно-носочная проба Ромберга с закрытыми глазами; 2 - удержание равновесия на подвижной платформе 1п<оЬоаг< 3 - показатели устойчивости на тренажере СКАТТ; 4 - результаты контрольных стрельб в упражнениях ПП-1 [3]; 5 - данные психофизической готовности по Калинину (РБС-3)
Выводы
Выявленные параметры проявлений статодинамиче-ской и статокинетической устойчивости выступают не только в качестве средств, формирующих оценочные суждения о текущей физической подготовленности юных стрелков, но и становятся средствами самоконтроля принятия и сохранения устойчивости в соревновательной стойке, самокоррекции параметров системы «стрелок - оружие - мишень».
Проведенный нами эксперимент позволяет констатировать, что применение экспериментальных средств позволяет повысить показатели устойчивости в системе «стрелок - оружие - мишень» в экспериментальной группе, прирост показателей которой составляет 107,1% в сравнении с контрольной группой - 65,1%. Апробированные средства обеспечили прирост показателей результативности при выполнении выстрела в тренировочных и соревновательных условиях: в экспериментальной группе - 23,3%; в контрольной группе - 21,5%.
Литература
1. Капилевич, Л.В., Физиологические методы контроля в спорте: учебное пособие / Л.В. Капилевич, К.В. Давлетьярова, Е.В. Кошельская, Ю.П. Бредихина, В.И. Андреев. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 172 с.
2. Правила КБР: пулевая стрельба - 4-е. изд. [Электронный ресурс]. http://www.issf-sports.org/documents/ ш^/2013/188РКи1еБоок2013-4ШРп^-ЕМО^
3. Шиленок, В.В. Особенности формирования устойчивости в системе «стрелок - оружие - мишень» у юных стрелков-пулевиков / В.В. Шиленок, Г.А. Кузьменко// I международная научно-практическая конференция «Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы». - М.: "Chronos", 2016. - С. 137-140.
References
1. Kapilevich, L.V. Physiological control methods in sport: methodological manual / L.V. Kapilevich, K.V. Davlet'yarova, E.V. Koshel'skaya, Ju.P. Bredihina, V.I. Andreev. - Tomsk: publisher Tomsk Polytechnic University, 2009. - 172 p.
2. Rules ISSIF sport shooting - 4 print [Electronic resource]. http://www.issf-sports.org/documents/rules/ 2013/ISSFRuleBook2013-4thPrint-ENG.pdf
3. Shilenok, V.V. Features of formation of stability in the system "shooter - weapon - target" of the we young shooters / V.V. Shilenok, G.A. Kuz'menko // The I International scientific-practical conference "The problems of modern science: problems, trends and prospects". - M.: Chronos, 2016. - Pp. 137-140.