Научная статья на тему 'Статодинамическая устойчивость стрелков-пулевиков 13–15 лет: сущность, диагностика, пути развития'

Статодинамическая устойчивость стрелков-пулевиков 13–15 лет: сущность, диагностика, пути развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
492
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮНЫЙ СПОРТСМЕН / YOUNG SPORTSMAN / ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА / СТАТОДИНАМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / STATNAMIC BALANCE STABILITY / ЛИМИТИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / LIMITING FACTORS / КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК. / CORRECTION OF MISTAKES. / BULLET SHOOTING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шиленок В.В., Кузьменко Г.А.

В данной статье представлены средства и методы, обеспечивающие развитие статодинамической устойчивости у юных стрелков-пулевиков на основе учета факторов, лимитирующих проявление исследуемого качества. Анализ причин, вызывающих неверное выполнение двигательных действий, позволил разработать группы корректирующих упражнений, в основе исполнения которых лежит статодинамическая устойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шиленок В.В., Кузьменко Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATNAMIC BALANCE STABILITY OF BULLET-SHOOTERS OF 13–15 YEARS: ESSENCE, DIAGNOSTICS, WAYS OF DEVELOPMENT

The present article deals with means and methods providing statnamic balance stability by young bullet-shooters, taking into consideration the factors that limit the development of the researched stability. The analysis of causes inducing wrong execution of movements made it possible to work out groups of correcting exercises based on statnamic balance stability.

Текст научной работы на тему «Статодинамическая устойчивость стрелков-пулевиков 13–15 лет: сущность, диагностика, пути развития»

УДК 796 ББК 75.723

СТАТОДИНАМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СТРЕЛКОВ-ПУЛЕВИКОВ 13-15 ЛЕТ: СУЩНОСТЬ, ДИАГНОСТИКА, ПУТИ РАЗВИТИЯ

STATNAMIC BALANCE STABILITY OF BULLET-SHOOTERS OF 13-15 YEARS: ESSENCE, DIAGNOSTICS, WAYS OF DEVELOPMENT

В. В. Шиленок, Г. А. Кузьменко

В данной статье представлены средства и методы, обеспечивающие развитие статодинамической устойчивости у юных стрелков-пулевиков на основе учета факторов, лимитирующих проявление исследуемого качества. Анализ причин, вызывающих неверное выполнение двигательных действий, позволил разработать группы корректирующих упражнений, в основе исполнения которых лежит статодинамическая устойчивость.

V. V. Shilenok, G. A. Kuzmenko

The present article deals with means and methods providing statnamic balance stability by young bullet-shooters, taking into consideration the factors that limit the development of the researched stability. The analysis of causes inducing wrong execution of movements made it possible to work out groups of correcting exercises based on statnamic balance stability.

Ключевые слова: юный спортсмен, пулевая стрельба, статодинамическая устойчивость, лимитирующие факторы, коррекция ошибок.

Keywords: young sportsman, bullet shooting, stat-namic balance stability, limiting factors, correction of mistakes.

Современная спортивная стрельба из пистолета, как и другие виды спорта, предъявляет повышенные требования к специфическим качествам спортсменов, обеспечивающим эффективность подготовки спортивного резерва [1, с. 12]. У юного спортсмена

успешное выполнение соревновательного упражнения, наряду с множеством факторов, зависит от уровня развития статодинамической устойчивости [2, с. 13].

Если рассматривать статическую устойчивость тела как способность человека сопротивляться нарушению

Таблица 1

Фазовая структура выстрела в пулевой стрельбе

№ Фазы выстрела Ключевые элементы фазы Время выполнения (с )

1 Подготовка выстрела Подготовка стрелкового места 2-30

Выбор хвата оружия 6-15

Зарядка оружия 4-8

2 Выбор изготовки Выбор и проверка оптимального положения звеньев тела относительно мишени с открытыми и закрытыми глазами (применяется после каждой смены изготовки) 30-60

3 Подъем оружия Выпрямление локтевого сустава, совмещение прицельных приспособлений 3-4

Подъем оружия по прямолинейной траектории в район прицеливания 3-4

4 Фиксация оружия в районе прицеливания и выполнение выстрела Удержание оружия в районе прицеливания, контроль совмещенных прицельных приспособлений, выжим спускового крючка 6-15

5 Возвращение оружия для перезарядки Удержание оружия после выстрела 3-4

Возвращение пистолета на стол для перезарядки 2-3

6 Отдых между выстрелами Кратковременный пассивный отдых при результативной стрельбе 4-10

Продолжительный пассивный и активный отдых при нерезультативной стрельбе 40-300

Длительность одиночного выстрела у юных стрелков-пулевиков 35-435

Таблица 2

Содержание средств и методов, обеспечивающих развитие статодинамической устойчивости юных стрелков-пулевиков с учетом приближенных к объективным лимитирующих факторов

Факторы, лимитирующие проявление статодинамической устойчивости Средства и методы, обеспечивающие эффективность проявления статодинамической устойчивости

Обучение ошибочной технике выполнения выстрела: - обучение прицеливанию и выжиму спуска без учета правил выбора изготовки; - выбор изготовки при стрельбе без учета положения корпуса относительно опоры Обучение эффективной технике выполнения упражнения: - последовательное обучение технике выполнения выстрела; - уточнение параметров движения через просмотр идеальной техники выполнения; - видеоанализ технических погрешностей исполняющего; - самоконтроль параметров движения в процессе выполнения упражнения

Педагогические Неверный выбор средств и методов обучения по фазам стрелковой работы: 1-я фаза (ошибки при выборе хвата оружия, неудобное расположение инвентаря при зарядке оружия); 2-я фаза (узкое или широкое положение стоп в изготовке, скручивание корпуса при подъеме и удержании пистолета, подъем пистолета совместно с отклонением корпуса, чрезмерная зажатость звеньев тела при подъеме пистолета); 3-я фаза (ошибки в траектории движения, ошибки в отклонении корпуса при движении пистолета); 4-я фаза (недостаточность силовой выносливости для удержания оружия, низкий уровень развития координационных способностей при уточнении прицеливания, отклонение корпуса «на выстрел» при нажатии на спусковой крючок); 5-я фаза (быстрое опускание руки после выстрела, приводит к «отрывам» вниз); 6-я фаза (при результативной стрельбе и при нерезультативной стрельбе утомление от стрельбы, снижение уровня статодинамической устойчивости); Организация учебно-тренировочной деятельности юных спортсменов с учетом индивидуальных особенностей: - морфометрических (рост, вес); - психологических (характер, темперамент, личностные характеристики); - уровня физической готовности; индивидуализированный подбор количества и интенсивности повторений подводящих упражнений при отработке различных фаз стрелковой работы; выбор положения головы, туловища, ног, плеча, предплечья и кисти как ведущей так и не ведущей руки с учетом индивидуальных особенностей; развитие точности с применением внешних ограничителей траектории движения (коррекционная рамка); применение комплекса упражнений, основанных на элементах, заимствованных из других видов спорта и направленных на отработку заданных движений с фиксацией положения в конечной точке; отработка упражнений на подвижной платформе для повышения уровня статодинамической устойчивости; работа с пистолетом «вхолостую» с применением стабилоплатфор-мы (в качестве метода самоконтроля); применение комплекса упражнений, направленных на исправление ошибки «ожидание выстрела»; комплекс упражнений для коррекции ошибок при возврате руки после выстрела (дополнительное удержание оружия в районе прицеливания, стрельба с грузом, система штрафов); удержание оружия в не ведущей руке для увеличения скорости восстановления во время отдыха; подсчет вскидок в серии и соотнесение с уровнем физической готовности стрелка; комплекс расслабляющих упражнений, способствующих быстрому восстановлению рабочей руки

Несвоевременное исправление ошибок в технике исполнения, в том числе колебания корпуса в различных фазах выстрела Применение стабилоплатформы и тренажера СКАТТ (как метода наглядного отображения фазовой структуры выстрела); применение комплекса упражнений, направленного на корректировку баланса движений корпуса и звеньев цепи «стрелок — оружие»

Автоматизация ошибок балансировки тела из-за неверно выбранной изготовки (узкая, широкая, закрытая, открытая стойка) Своевременная коррекция отрицательного двигательного навыка; детализированная коррекция фаз двигательного действия с применением упражнений из других видов спорта

Неудовлетворительный контроль навыка сохранения устойчивого положения, вызванный: - утомлением; - потерей концентрации; - внешними помехами Указание спортсмену на неправильно выполняемые действия и их своевременная коррекция; волевая саморегуляция при реализации функции самоконтроля в условиях выполнения упражнений с различной интенсивностью (в заимствованных из других видов спорта и направленных на совершенствование двигательного действия); выработка автоматизма в контроле устойчивого положения при выполнении выстрела

Снижение показателей статодинами-ческой устойчивости, связанное с недостаточной статической выносливостью; низкий уровень и дисгармоничность компонентов общей физической подготовки Повышение уровня статической выносливости спортсменов: - дифференцированный подход к дозированию и варьированию содержания нагрузки на тренировке; - подбор упражнений на развитие статической выносливости мышц, задействованных в удержании изготовки, с дифференциацией применяемых положений тела и отягощений; - повышение уровня общей физической подготовки спортсменов, включая выполнение упражнений на основные мышечные группы, в том числе комплекса упражнений на мышцы, не задействованные в соревновательном упражнении

Внешние факторы соревновательной деятельности, оказывающие неблагоприятное психологическое влияние на сохранение устойчивости при выполнении выстрела (звуковые раздражители, резкие запахи и т. п.); сбивающее психологическое влияние особенностей поведения соперника (враждебность, вызов на конфликт, демонстративная активность, публичная презентация образа лидера) на уровень статодинамической устойчивости при выполнении выстрела

Применение в ходе учебно-тренировочных занятий упражнений на формирование психоэмоциональной устойчивости спортсмена (медитация, аутогенная тренировка, дыхательные упражнения); создание трудных психологических ситуаций на учебно-тренировочных занятиях и последующий анализ адаптивного поведения;

формирование психоэмоциональной устойчивости к поведенческим проявлениям соперников, абстрагирование от внешних раздражителей, концентрация на выполнении упражнения, сосредоточение на выборе стойки, применение упражнений на баланс; аутогенная тренировка;

психотехническая разминка на увеличение времени удержания внимания на выполнении стрелковых элементов

Несформированность образа двигательного действия:

- подъем пистолета по деформированной траектории;

- отклонение и/или колебание корпуса в различных фазах выполнения выстрела и др.

Формирование правильного образа двигательного действия:

- применение коррекционной рамки для исключения вероятности деформи-рованного движения;

- применение комплекса упражнений, направленных на отслеживание параметров движения, отработку заранее заданных движений с фиксацией в конечной точке, основанных на элементах, заимствованных из других видов спорта

и к с е ч и н х

е т-

н ь л а

и р

Материально-технические особенности условий проведения соревнования:

- характер поверхности пола на линии огня;

- погодные условия;

- высота стрелковых столиков;

- освещение линии мишеней;

- освещение линии огня;

- температура воздуха;

- особенности тира (открытое стрельбище, крытый тир)

Проведение учебно-тренировочных занятий в различных условиях:

- формирование устойчивой позы изготовки, позволяющей удерживать оптимальное рабочее положение на различных поверхностях пола и при различных внешних воздействиях;

- моделирование индивидуальных и коллективных трудностей на тренировочных занятиях;

- проведение учебно-тренировочных занятий при различных условиях освещения, температуре воздуха;

- самостоятельное оборудование стрелкового места с помощью разрешенных правилами подручных средств

Поломка оружия, некачественные патроны;

недостаточная физическая подготовленность обучаемого

Своевременное техническое обслуживание оружия, отстрел патронов;

увеличение объема времени, выделенного на формирование общей физической подготовленности, варьирование интенсивности и количества повторений тренировочного упражнения; выполнение общеразвивающих упражнений различной степени координационной сложности, в том числе упражнений на баланс, заимствованных из других видов спорта

и к б и

ы н й а

ч

у

л С

Потеря устойчивости в момент выстрела, вызванные субъективными факторами или реакцией на внешние раздражители:

- духота/сквозняк;

- ухудшение самочувствия (резкая головная боль, болезнь);

- резкое снижение физической работоспособности (судорога, онемение и т. п.)

Отработка элементов соревновательных упражнений в неспецифических условиях

своевременное прохождение медицинской комиссии аутогенная тренировка;

умение поддерживать концентрацию внимания и т. п.; своевременный (само)контроль физического состояния спортсмена; своевременная (само)коррекция стрелковой изготовки при болевых ощущениях, защемлении нерва и чрезмерной статической нагрузки на суставы;

профилактика развития сколиозов и т. п.

его равновесия, а динамическую устойчивость - как возвращение тела в равновесное положение после прекращения действий, нарушающих равновесие [3, с. 11], тогда выполнение стрелкового упражнения можно представить как определенную последовательность статодинамиче-ских двигательных действий. Статодинамическая устойчивость при медленной стрельбе позволяет стрелку после выполнения подъема пистолета в район прицеливания зафиксировать оружие для осуществления точного выстрела [4, с. 38]. При выполнении скоростных стрелковых упражнений статодинамическая устойчивость также обеспечивает удержание пистолета и «ровной мушки» в прорези в центре мишени при выполнении серии быстрых выстрелов по появляющимся мишеням [4, с. 40].

В связи с неоспоримой значимостью статодинамиче-ской устойчивости для стрелков-пулевиков нами была избрана цель исследования: на основе выявления объективных трудностей, препятствующих совершенствованию техники исполнения стрелкового соревновательного упражнения и связанных с уровнем проявления статоди-намической устойчивости, определить группы эффективных средств и методов, способствующих развитию данного физического качества у юных стрелков-пулевиков.

Для исследования статодинамической устойчивости в структуре соревновательного упражнения нами были выявлены фазы выполнения выстрела (табл. 1) и представлено место исследуемого качества в различных фазах. Сопоставление временных отрезков исполнения

Таблица 3

Динамика показателей статодинамической устойчивости и результативности соревновательной

деятельности у юных стрелков-пулевиков

Группы Тесты

1 2 3 4

контрольная 1-е тестирование 40,2 ± 4,8 33,3 ± 3,7 132,5 ± 8,3 287,2 ± 13,5

2-е тестирование 48,3 ± 4,0 44,7 ± 3,2 137,9 ± 8,2 297,2 ± 8,2

прирост абсолютный 8,1 11,4 5,4 10

прирост относительный (по Вгс^у) 18,3 29,2 3,9 3,42

экспериментальная 1-е тестирование 40,3 ± 4,4 35,6 ± 2,2 132,9 ± 9,11 283,3 ± 8,0

2-е тестирование 55,6 ± 2,1 53,5 ± 3,3 153,3 ± 7,0 318,3 ± 11,9

прирост абсолютный 15,3 17,9 20,4 35,5

прирост относительный, по Вгс^у 31,9 40,2 14,3 11,6

вспомогательных действий (подготовка к выстрелу) и собственно соревновательного (выстрел) позволяет увидеть существенное временное преобладание (в десятки раз) подготовительных действий, в структуре которых также одно из ключевых мест занимает статодинамическая устойчивость.

Исследование приближенных к объективным трудностей, связанных с реализацией статодинамической устойчивости в ряду значимых физических качеств и возникающих у подростков при выполнении соревновательного упражнения, позволило структурировать факторы, лимитирующие проявление статодинамической устойчивости. На основе выделенных параметров и с учетом типологии ошибок, рассмотренных Ю. В. Менхиным и Р. Р. Алиходжи-ным [5, с. 156; 6, с. 13], были разработаны и классифицированы средства и методы, обеспечивающие развитие статодинамической устойчивости у стрелков-пулевиков. Разработанные нами средства, в исполнительской структуре которых представлена статодинамическая устойчивость, были направлены на совершенствование техники выполнения соревновательного упражнения и повышение результативности соревновательной деятельности в целом.

Интервьюирование и анкетирование, проведенное на контингенте юных стрелков-пулевиков 14-16 лет, занимающихся в группах начальной спортивной специализации СДЮСШОР № 9 «Шаболовка» по пулевой стрельбе (п = 40), позволило систематизировать приближенные к объективным и субъективные трудности собственно соревновательного упражнения (в табл. 2 представлены трудности, приближенные к объективным).

Возможность классифицировать средства и методы, обеспечивающие формирование статодинамической устойчивости спортсмена с учетом лимитирующих факторов, способствует совершенствованию взаимодействия в системе звеньев «стрелок - оружие - мишень», создавая педагогические условия для своевременной коррекции технических погрешностей при исполнении выстрела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для анализа эффективности вышеизложенных средств спортсмены группы начальной спортивной специализации по пулевой стрельбе были разделены на две подгруппы (контрольную и экспериментальную) по 20 человек в каждой. Экспериментальная подгруппа работала на трениров-

ках с учетом средств и методов, обеспечивающих эффективное формирование статодинамической устойчивости, контрольная проводила учебно-тренировочные занятия по стандартной программе. Для оценки статодинамической устойчивости использовались следующие тесты: пяточно-носочная проба Ромберга с закрытыми глазами на ведущую ногу (тест 1) и удержание равновесия на подвижной платформе ЫоЬоа^ (тест 2). Отражение эффективности проведенного эксперимента проверялось по результатам контрольных стрельб в упражнениях ПП-1 (тест 3) и ПП-2 (тест 4 - 20 и 40 зачетных выстрелов из стандартного пневматического пистолета). Динамика показателей статодинамической устойчивости и результативности стрельбы приводится в табл. 3.

Данные табл. 3 показывают, что применение выделенных нами средств формирования статодинамической устойчивости позволило улучшить ее показатели и результативность соревновательной деятельности в целом. В связи с этим представляется оправданным и целесообразным продолжение экспериментального исследования статодинамической устойчивости и методов ее развития в процессе подготовки юных стрелков-пулевиков, а также применение экспериментально отобранных средств воспитания значимого качества в практике тренерской деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Железное О. В. Стрелковая подготовка военнослужащих на основе средств и методов спорта высших достижений по пулевой стрельбе: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка: МГАФК, 2009. С. 26.

2. Мачула А. Ф. Средние показатели психофизической подготовленности юношей 19—20 лет, занимающихся пулевой стрельбой. В 2 т. Т. 1 / ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула: Изд-во ТГПУ, 2010. С. 155-159.

3. Афанасьев А. В. Обучение сотрудников органов внутренних дел приемам стрельбы из пистолета после перемещений в секторах: автореф. дис. . канд. пед. наук. Омск: СибГУФКиС, 2011. С. 23.

4. Правила ISSF: пулевая стрельба. 2-е. изд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shooting-russia.ru/documents/-1249711761.pdf (дата обращения: 8.02.2014).

5. Менхин Ю. В. Физическая подготовка спортсменов. Малаховка: МГАФК, 1997. С. 100.

6. Алиходжин Р. Р. Теоретико-методическое обоснование критериев интегральной трудности двигательных действий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка: МГАФК, 2006. С. 26.

REFERENCES

1. Zheleznov O. V. Strelkovaya podgotovka voen-nosluzhashchikh na osnove sredstv i metodov sporta vysshikh dostizheniy po pulevoy strelbe (Marksmanship training of military men on the basis of sport means and methods of achivieng the highest results in bullet shooting). Malakhovka: MGAFK, 2009, p. 26.

2. Machula A. F. Srednie pokazateli psikhofizicheskoy podgotovlennosti yunoshey 19—20 let, zanimayush-

chikhsya pulevoy strelboy, v 2 t. (Average indices of psychophysical readiness of young men of 19-20 years going in for bullet shooting, in 2 vol.). Vol. 1. Tula: Izd-vo TGPU, 2010. pp. 155-159.

3. Afanasyev A. V. Obuchenie sotrudnikov organov vnutrennikh del priemam strelby iz pistoleta posle peremeshcheniy v sektorakh (Teaching workers of internal affairs authorities the techniques of pis-tolry). Omsk: SibGUFKiS, 2011. P. 23.

4. Pravila ISSF: pulevaya strelba. 2-e. izd. (Rules of ISSF: bullet shooting. 2nd ed.) Available at: http:// shooting-russia.ru/documents/-1249711761.pdf (accessed 8.02.2014).

5. Menkhin Yu. V. Fizicheskaya podgotovka sports-menov (Physical training of sportsmen). Malak-hovka: MGAFK, 1997, p. 100.

6. Alikhodzhin R. R. Teoretiko-metodicheskoe obos-novanie kriteriev integralnoy trudnosti dvigatel-nykh deystviy (Theoretical and methodical substantiation of physical capacity integral difficulty criteria). Malakhovka: MGAFK, 2006. P. 26.

УДК 37

ББК 74.200.554

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ И АЭРОБИКИ

DETERMINATION OF OPTIMAL SAFE PHYSICAL EXERTION DURING PUPILS PHYSICAL EDUCATION USING MEANS OF RHYTHMIC GYMNASTICS AND AEROBICS

Д. В. Бермудес

В статье представлены результаты определения оптимального дозирования физической нагрузки с использованием показателей частоты сердечных сокращений, которое осуществлялось с помощью инструментальной функционально-диагностической компьютерной программы «Комплекс диагностический автоматизированный "Кардио+"». Это дало возможность непрерывно фиксировать оперативную информацию об изменениях показателей частоты сердечных сокращений и реакцию учеников на физическую нагрузку в течение выполнения комплекса предложенных упражнений по ритмической гимнастике и аэробике.

Ключевые слова: физическая нагрузка, ритмическая гимнастика, аэробика, физиологическая кривая.

D. V. Bermudes

The article presents the results of determining the optimal dosing of physical exertion using indicators of heart rate, which was carried out by means of instrumental functional diagnostic computer program "Complex diagnostic automated 'Cardio+'". This made it possible to record without a pause the immediate information on indicator changes in heart rate as well as pupils' reaction to physical exertion during the execution of the proposed complex of exercises in rhythmic gymnastics and aerobics.

Keywords: physical exertion, rhythmic gymnastics, aerobics, physiological curve.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.