Научная статья на тему 'Эффективность применения электронных тренировочных устройств в системе подготовки молодых снайперов'

Эффективность применения электронных тренировочных устройств в системе подготовки молодых снайперов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
551
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРЕЛКИ / ТРАЕКТОРИЯ ПРИЦЕЛИВАНИЯ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ВИНТОВКА / ТРЕНАЖЕР "СКАТТ"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дахновский Валентин Семенович, Мейтин А. Е., Саблин В. Н., Семенов Г. П.

Исключение стрельбы из произвольной винтовки на дистанции 300 м из программы Олимпийских игр привело к падению интереса к развитию снайпинга в России. В регионах закрылись многие полигоны и стрельбища, сократилось финансирование. В то же время локальные войны в Афганистане и Чечне показали острую необходимость подготовки профессиональных снайперов. В связи с этим основной задачей нашего исследования была разработка методики начальной подготовки снайперов в условиях отсутствия необходимого количества стрельбищ и недостаточного финансирования. Решение этой задачи возможно при обучении высокоточной стрельбе из пневматического оружия и использовании электронных стрелковых тренажеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дахновский Валентин Семенович, Мейтин А. Е., Саблин В. Н., Семенов Г. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exception of shooting of an any rifle on a distance 300м from the program of Olympic games has led to falling of interest to development of sharpshooting in Russia. In regions many ranges and shooting ranges were closed, financing was reduced. At the same time local wars in Afghanistan and the Chechen Republic have shown sharp necessity of preparation of professional snipers. In this connection the primary goal of our research was development of a technique of initial preparation of snipers in conditions of absence of necessary amount of shooting ranges and insufficient financing. The decision of this problem probably at training to precision shooting from the pneumatic weapon and use of electronic shooting simulators.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения электронных тренировочных устройств в системе подготовки молодых снайперов»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ СНАЙПЕРОВ

В.С. ДАХНОВСКИЙ, А.Е. МЕЙТИН, В.Н. САБЛИН, Г.П. СЕМЕНОВ,

ВНИИФК

Аннотация

Исключение стрельбы из произвольной винтовки на дистанции 300 м из программы Олимпийских игр привело к падению интереса к развитию снайпинга в России. В регионах закрылись многие полигоны и стрельбища, сократилось финансирование. В то же время локальные войны в Афганистане и Чечне показали острую необходимость подготовки профессиональных снайперов. В связи с этим основной задачей нашего исследования была разработка методики начальной подготовки снайперов в условиях отсутствия необходимого количества стрельбищ и недостаточного финансирования. Решение этой задачи возможно при обучении высокоточной стрельбе из пневматического оружия и использовании электронных стрелковых

тренажеров.

Abstract

Exception of shooting of an any rifle on a distance 300м from the program of Olympic games has led to falling of interest to development of sharpshooting in Russia. In regions many ranges and shooting ranges were closed, financing was reduced. At the same time local wars in Afghanistan and the Chechen Republic have shown sharp necessity of preparation of professional snipers.

In this connection the primary goal of our research was development of a technique of initial preparation of snipers in conditions of absence of necessary amount of shooting ranges and insufficient financing. The decision of this problem probably at training to precision shooting from the pneumatic weapon and use of electronic shooting simulators.

Ключевые слова: стрелки, траектория прицеливания, огневая подготовка, пневматическая винтовка, тренажер «СКАТТ».

Актуальность применения индивидуального стрелкового оружия в век локальных войн повсеместно возрастает, особенно в спецподразделениях, применяющих снайперские винтовки различных систем.

Однако научно-методической литературы, посвященной проблемам подготовки снайперов, чрезвычайно мало.

В обстановке закрытия в стране многих стрельбищ для стрельбы на дистанции 300-600 м, даже таких известных, как Мытищи, подготовка снайперов требует разработки новых организационных и методических форм. Несмотря на богатый опыт массовой подготовки квалифицированных стрелков в 30-е годы прошлого столетия, когда к занятиям стрельбой привлекались сотни тысяч - школьники, студенты, рабочие и служащие предприятий и учреждений, из-за недостатка малокалиберных винтовок в коллективах для тренировок впервые в те годы было использовано пневма-

тическое оружие. Для лучших стрелков наградой служила сдача нормативов на значок «Ворошиловский стрелок» I и II ступеней.

В современных условиях в связи с исключением из программы Олимпийских игр стрельбы из произвольной винтовки на дистанции 300 м интерес спортивного руководства и соответственно финансирование подготовки стрелков в этих упражнениях снизились. Таким образом, практически утрачен резерв для подготовки профессиональных снайперов из числа стрелков-спортсменов. Попытка готовить снайперов в армейских подразделениях оказалась несостоятельной. Подготовка снайперов в войсках МВД решает узковедомственные задачи на дистанциях 150-200 м в городских условиях.

Все существующие до появления «СКАТТа» тренажеры не отвечали стоящим перед нами задачам. Преимущество «СКАТТа» прежде всего в том, что он не

1аа)

только регистрирует пробоину на мишени, но и фиксирует траектории прицеливания (то есть перемещения оружия относительно мишени).

Траектория отображается на экране компьютера. Ее анализ позволяет понять результат выстрела, выявить ошибки, допущенные в процессе прицеливания и обработки спуска.

В качестве проверки нашей гипотезы о преимуществах предлагаемой тренажерно-пневматической направленности тренировочных занятий при подготовке молодых снайперов мы взяли авторскую рабочую программу А.Е. Мейтина [2], принятую к апробации и внедрению в академии МВД РФ как составную часть программного материала по огневой подготовке. При разработке этой программы были использованы методические рекомендации А.Я. Корха [1] по начальной подготовке стрелков.

Учитывая высокую стоимость подготовки снайперов (оружие, боеприпасы, аренда тиров и транспорта для доставки контингента на стрельбы и прочее), а также отсутствие отработанной методики подготовки, мы разработали для начальной подготовки снайперов 16-18 лет методику с использованием современных стрелковых тренажеров и пневматического оружия, способную заметно повысить эффективность всего тренировочного процесса.

С этой целью мы использовали современный отечественный тренажер «СКАТТ» второго поколения.

Наша гипотеза заключалась в рационализации подготовки спецконтингента в стрельбе из снайперского оружия путем формирования специальных навыков в процессе использования тренировочного комплекса «СКАТТ» и пневматического оружия.

Мы учитывали трудности обучения, связанные с отдачей боевого оружия, и особенности формирования навыков при использовании нашего комплекса, необходимость разработки специальных методических приемов при освоении техники выстрела, в процессе переноса навыков стрельбы из пневматического оружия на стрельбу из боевого оружия. Это заставило нас провести ряд поисковых экспериментов с целью обоснования оптимальной методики формирования стрелковых навыков снайпера в условиях учебного класса и малокалиберного тира.

На первом этапе мы определились с контингентом, образовав три группы (2 экспериментальных и контрольную) из состава секций «Динамо» в возрасте 1618 лет по 7 чел. в каждой (школьники 9-11 классов, 111-11 спортивного разряда).

До начала исследования мы провели инструктаж контингента в стрельбе «лежа с упора» из малокалиберного оружия (СМ-2). В дальнейшем, обучая и тренируя наши группы по типовой программе (контрольная) и с применением пневматических винтовок (1-я экспериментальная группа), используя тренажер «СКАТТ» в комплексе с пневматическим оружием (2-я экспериментальная группа), добились заметного улучшения результативности в третьей группы.

В контрольной группе тренировочный процесс был организован в соответствии с общепринятой методикой.

Вторая экспериментальная группа тренировочные стрельбы проводила из пневматического оружия в совокупности с тренажером «СКАТТ», который позволил в электронном варианте объективизировать:

1) колебания оружия;

2) характер поиска точки прицеливания;

3) технику обработки спуска курка оружия;

4) получать с помощью компьютерной обработки необходимые количественные и качественные показатели.

Это позволило участникам 2-й экспериментальной группы производить углубленный анализ применяемых в процессе обучения приемов.

Использованный нами тренажер «СКАТТ» является наиболее современным устройством, осуществляющим функции как регистрирующего устройства, т.е. является своеобразным тестером, так и функцию тренажера, что характеризует его универсальность.

В первую очередь осуществлялась регистрация фактических пробоин на мишени-экране компьютера, их последовательность, время, затрачиваемое на обработку спуска, среднее время одного выстрела и длина траектории выстрела. Мы также имели возможность строить графики временных интервалов стрельбы, характеризующие режим выполнения работы снайпера, в конечном счете определяющих уровень выполнения подготовительных и основных действий стрелка.

В тренировочных стрельбах из пневматики мы применяли для сравнительных характеристик различные прицелы: открытый, диоптрический и оптический. Учитывая отрицательное влияние отдачи на оптику, устанавливаемую на пружинное оружие, мы сравнили стрельбу квалифицированных спортсменов с оптикой и с диоптрическим прицелом. Результаты и экспертные оценки мастеров спорта не подтвердили существенных отличий в обоих случаях и дали возможность провести основной объем программных упражнений из оружия с применением диоптрических прицелов (оптика с успехом может применяться на воздушно-баллонном оружии, которого практически нет в организациях, готовящих спецконтингент).

В процессе эксперимента мы также убедились в том, что негативное влияние боязни отдачи и звука выстрела при стрельбе из боевого оружия после тренировки с использованием пневматического преувеличены.

Трудности проявляются в результате неправильно сформированного навыка производства выстрела (обработка спуска, боязнь выстрела, звука, отдачи), что в результате нарушает основные условия точного выстрела (толкание приклада плечом, дергание спускового крючка и т.д.).

Все эти погрешности в наших условиях мы постарались исключить, опираясь на срочную информацию, получаемую с тренажера «СКАТТ».

(шШ)

Таким образом, использование в подготовке снайперов тренажера «СКАТТ» и пневматического оружия позволяет в полном объеме проводить обучение и совершенствование техники выстрела. При этом преодолеваются общие для всех обучающихся высокоточной стрельбе трудности, связанные прежде всего с заниженными объемами тренировочных стрельб вследствие высокой стоимости программ обучения снайперов. Это приводит к невыполнению основной задачи начального обучения снайперов - формирования оптимального стереотипа производства выстрела.

Разработанная нами программа начального обучения полностью снимает эти проблемы и позволяет перейти к массовой подготовке отличных стрелков из числа школьников, студентов, курсантов военных училищ.

Результаты обследования стрелков в педагогическом эксперименте приведены в табл. 1-3. Следует от-

метить относительно низкий уровень во всех

трех группах в исходном состоянии, что свидетельствует об отсутствии целенаправленной работы в процессе подготовки в годичном цикле над повышением общей выносливости стрелков.

Анализ результатов тестирования юных стрелков показывает, что в контрольной группе (табл. 1) в 7 показателях из 14 сдвиги после завершения эксперимента были достоверны: это PWC170 восстановление ЧСС на 1 и 2 минутах после нагрузки на велоэргометре, уменьшение ошибки ориентации в пространстве на 47%, снижение ошибки при тестировании внимания на 41%, увеличение количества точных «отметок» выстрела на 26% и коэффициента технической готовности на 26,92%. Улучшение психологических показателей тренированности свидетельствует об эффективности планирования подготовки стрелков [3].

Таблица 1

Результаты обследования 7 стрелков контрольной группы до и после окончания педагогического эксперимента

Показатели тестирования Результаты тестирования % 1 Р

до эксперимента после эксперимента

PWC170, кгм/мин/кг 14,72 16,43 11,62 2,67 <0,05

Восстан. ЧСС на 1 мин, уд./мин 143,14 126 12,01 3,57 < 0,05

Восстан. ЧСС на 2 мин, уд./мин 130,28 110,57 15,39 5,87 < 0,05

М-ответ, мА 25,86 23,14 10,47 1,42 >0,05

Ошибка диффер. усилий, г 189,28 172,85 8,47 0,76 > 0,05

Ошибка ориентации, град 32,14 17,14 46,98 6,7 < 0,001

Теппинг-тест, мс 150 138,46 8,00 0,92 > 0,05

Время простой реакц., мс 256,28 236,86 7,43 0,74 > 0,05

Время реакц.выбора, мс 327,42 305,14 6,73 2,52 >0,05

Вним., % ошибок 17,28 10,14 41,18 7,51 <0,001

Операт. память, баллы 7,11 7,47 7,86 0,84 >0,05

Кол-во зачетн. очков 80,4 86,42 7,46 1,8 >0,05

Кол-во точн. «отметок» выст. 3,28 4,14 26,22 3,73 < 0,05

Технич. готовн., отн. ед. 0,26 0,33 26,92 2,81 <0,05

Во 2-й группе стрелков, тренировавшихся в стрельбе из пневматической винтовки на дистанции 10 м, по сравнению с контрольной группой, стрелявшей из МК винтовки на 50 м, эмоциональное напряжение в процессе подготовки было значительно меньше, чему способствовало также уменьшение звука выстрела.

Поэтому в первой экспериментальной группе (табл. 2) по сравнению с контрольной увеличилось количество статистически значимых сдвигов после эксперимента и достигло 9 из 14. Недостоверно повысились следующие показатели: PWC170, теппинг-тест, время простой и сложной двигательной реакций, количество зачетных баллов.

Анализ сдвигов после педагогического эксперимента во второй экспериментальной группе (табл. 3) показывает, что наибольшее количество достоверных сдвигов произошло именно в этой группе, тренировавшейся с использованием тренажера «СКАТТ». Возможность анализировать основные детали произведен-

ного выстрела на экране монитора и вносить поправки в производство следующего выстрела положительно сказалась почти на всех показателях психофизиологического состояния спортсменов. Несмотря на положительную динамику, два показателя тестирования не достигли уровня статистической значимости: теппинг-тест - 9,6%, время простой двигательной реакции -7,58%. Только в этой группе количество очков в контрольных стрельбах достигло статистически значимых величин, хотя в исходном состоянии у стрелков этой группы они были самыми низкими - 75,43.

Анализируя экспериментальные данные, мы можем прийти к следующим выводам:

1. Использование в начальной подготовке снайперов пневматического оружия позволяет улучшить материальную базу, так как тиры для стрельбы из пневматических винтовок можно оборудовать в классных комнатах, коридорах, в небольших по площади помещениях.

1аа)

Таблица 2

Результаты обследования 7 стрелков 2-й группы (1-я экспериментальная) до и после окончания педагогического эксперимента

Показатели тестирования Результаты тестирования % 1 Р

до эксперимента после эксперимента

PWC170, кгм/мин/кг 15,37 16,06 5,2 1,07 >0,05

Восстан. ЧСС на 1 мин, уд./мин 142,10 120,00 15,50 4,20 < 0,05

Восстан. ЧСС на 2 мин, уд./мин 128,00 105,10 18,00 5,19 < 0,05

М-ответ, мА 26,30 20,30 29,56 3,73 <0,01

Ошибка диффер. усилий, г 193,20 157,00 18,66 9,18 <0,001

Ошибка ориентации, град 24,00 11,20 44,17 6,88 < 0,001

Теппинг-тест, мс 147,10 132,30 10,21 1,66 > 0,05

Время простой реакц., мс 272,30 248,00 8,83 1,43 > 0,05

Время реакц.выбора, мс 339,40 316,40 7,16 2,13 > 0,05

Вним., % ошибок 20,00 10,10 50,00 6,92 <0,001

Операт. память, баллы 7,10 8,40 20,00 3,74 <0,01

Кол-во зачетн. очков 80,60 88,30 9,55 1,91 >0,05

Кол-во точн. «отметок» выст. 3,28 4,30 30,30 2,47 < 0,01

Технич. готовн., отн. ед. 0,21 0,29 38,00 3,68 <0,001

Таблица 3

Результатов обследования 7 стрелков 3-й группы (2-я экспериментальная) до и после эксперимента

Показатели обследования до и после эксперимента Результаты тестирования % 1 Р

до эксперимента после эксперимента

PWC170, кгм/мин/кг 15,00 16,86 12,41 2,08 <0,05

Восстан. ЧСС на 1 мин, уд./мин 145,71 127,71 12,37 2,95 <0,05

Восстан. ЧСС на 2 мин, уд./мин 129,43 108,00 16,56 5,10 <0,05

М-ответ, мА 24,00 18,86 21,42 5,69 <0,01

Ошибка диффер. усилий, г 188,57 125,00 33,72 2,87 <0,001

Ошибка ориентации, град 28,59 11,43 60,03 3,79 <0,001

Теппинг-тест, мс 147,29 133,14 9,61 1,18 >0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время простой реакц., мс 284,86 263,29 7,58 0,45 >0,05

Время реакц.выбора, мс 362,71 326,86 9,88 1,13 <0,05

Вним., % ошибок 19,00 9,14 48,11 5,24 <0,001

Операт. память, баллы 6,73 8,20 21,16 3,49 <0,01

Кол-во зачетн. очков 75,43 89,86 19,13 4,37 <0,01

Кол-во точн. «отметок» выст. 2,86 4,14 44,75 5,93 <0,001

Технич. готовн., отн. ед. 0,19 0,28 47,3 6,52 <0,001

2. Использование в подготовке молодых стрелков электронных тренажеров «СКАТТ» позволяет повысить эффективность обучения и сформировать навыки стрельбы для перехода к стрельбе из крупнокалиберного оружия.

3. Уменьшение дистанции стрельбы до 10 м из пневматического оружия снижает психическую напряженность и позволяет улучшить большинство психофизиологических показателей в процессе начальной подготовки снайперов, что положительно сказывается на результатах контрольных стрельб.

Литература

1.Корх АЯ. Спортивная стрельба. Учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1987. -186 с.

2.Мейтин А.Е. Программа начальной снайперской подготовки. - М.: РГУФК, 2001. - 25 с.

3.Романин А.Н. Исследования психических показателей тренированности (на материале стрелкового спорта): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1970. -24 с.

СЙ

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.