Научная статья на тему 'Профессиональное образование и система профессиональных квалификаций в области физической культуры и спорта'

Профессиональное образование и система профессиональных квалификаций в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1515
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕНЕРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щенникова Марина Юрьевна, Костюченко Валерий Филиппович, Овсюк Татьяна Михайловна

В статье представлен анализ европейских и отечественных научных исследований последних лет в области профессионального образования по физической культуре и спорте и системы профессиональных квалификаций тренерской деятельности, подходов к их соотнесению и развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щенникова Марина Юрьевна, Костюченко Валерий Филиппович, Овсюк Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional education and system of professional qualifications in the field of physical culture and sports

The analysis of the European and domestic scientific researches for the last years in the field of the professional education in physical culture and sports and the systems of professional qualifications of trainer's activity, approaches to their correlation and development have all been presented in the article.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование и система профессиональных квалификаций в области физической культуры и спорта»

10. Философия : энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. - М. : Гардарики, 2004. - 1072 с.

11. Шулика, Ю.А. Боевое самбо и прикладные единоборства / Ю.А. Шулика. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 224 с.

REFERENCES

1. Baka, M.M. (2004), Physical and military-applied training of pre-conscription youth, Soviet sport, Moscow.

2. Blazhko, Yu.I. (1990), Hand-to-hand fight: textbook for cadets and students of the Military Institute of physical culture, VDKIFK, Leningrad.

3. Kuptsov, A.P. (1980), Evolution and application of classification, systematics and terminology of wrestling, Moscow.

4. About the approval of the Manual on the organization ofphysical training in law-enforcement bodies of the Russian Federation, the order of the Ministry of Internal Affairs, available at: http://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/71647620/.

5. About the statement of the Order of the organization of training for substitution ofpositions in law-enforcement bodies of the Russian Federation, the order of the Ministry of internal Affairs of Russia of March 31, 2015 No. 385 (with changes and additions of July 26, 2016 No. 419), available at: http://base.gar-ant.ru/71021312/.

6. Seliverstov, S.A. (1997), Sambo: (Sports, combat and special sections), Vityaz, Moscow.

7. Solovei, Yu.P. (2012), "The Legal regulation of application by police officers of physical force", Administrative law and process, No. 7, pp. 2-9.

8. Federal law dated February 07, 2011 № 3-FZ "On police", available at: http://base.gar-ant.ru/5761552/.

9. Physical training: Example program for educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia, RCAC of CSD of MIA of Russia, Moscow.

10. Ed. Ivin, A.A. (2004), Philosophy: Encyclopedic dictionary, Gardariki, Moscow.

11. Shulika, Yu.A. (2004), Combat Sambo and applied martial arts, Fenix, Rostov-on-Don.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.03.2018

УДК 796.077.5

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Марина Юрьевна Щенникова, кандидат педагогических наук, доцент, Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Михайловна Овсюк, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлен анализ европейских и отечественных научных исследований последних лет в области профессионального образования по физической культуре и спорте и системы профессиональных квалификаций тренерской деятельности, подходов к их соотнесению и развитию.

Ключевые слова: профессиональное образование, рамка квалификаций, профессиональная деятельность тренеров, профессиональные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, образовательные программы.

PROFESSIONAL EDUCATION AND SYSTEM OF PROFESSIONAL QUALIFICATIONS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Marina Yurievna ShChennikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Valery Filippovich Kostyuchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Tatyana Mikhailovna Ovsyuk, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The analysis of the European and domestic scientific researches for the last years in the field of the professional education in physical culture and sports and the systems of professional qualifications of trainer's activity, approaches to their correlation and development have all been presented in the article.

Keywords: professional education, frame of qualifications, professional activity of trainers, professional standards, Federal State educational standards of the higher education, educational programs.

ВВЕДЕНИЕ

Исследования сектора образования и сектора занятости в области физической культуры и спорта в европейском пространстве, международная и европейская рамки квалификаций спортивных тренеров, которые включают в себя требования к знаниям и компетенциям тренеров в спорте, а также введение в России Национальной системы квалификации ставят перед профессиональным образованием новые вызовы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Повышение качества высшего образования является детерминирующим условием обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда и относится к приоритетным целям международных исследований в области образования [1]. В период с 2003 года в рамках европейских программ научных изысканий, в том числе программы ERASMUS, выполнен ряд исследований, посвященных вопросам изучения рынка труда, профессионального образования и обучения, и признания квалификаций в области тренерской деятельности в спорте [2, 3, 4]. Физическая культура и спорт, охватывают большую часть населения, и обладают огромным потенциалом для решения задач в области здравоохранения, социальной интеграции, образования, а также в экономике. Важно с большей отдачей использовать потенциал физической культуры и спорта в общество в целом, увеличить их социокультурный вклад. Для того, чтобы обеспечить возможности и удовлетворить потребности каждого человека в спорте и физической активности, необходимо иметь кадры, обладающие соответствующей квалификацией, для экстенсивно развивающегося и вариативного современного рынка труда. В настоящее время в европейском пространстве в сфере физической культуры и спорта остро актуализировались такие проблемы, как обострение глобальной конкуренции, большое количество низкоквалифицированных работников и старение населения. Профессиональное образование и обучение (Vocational education and training (VET), нацеленность на непрерывное образование (Lifelong Learning (LLL) являются жизненно важным условием в процессе подготовки и поддержания конкурентоспособности кадров в современном мире, характеризующимся лавинообразным приростом новых вызовов, знаний и технологий (http://eose.org).

Результаты исследований [2, 3, 4] положены в основу предложенной Международной рамки квалификаций тренерской деятельности в спорте (International Sport Coaching Framework), которая соотнесена с Европейской рамкой квалификаций [5], а также Европейской рамки квалификаций тренерской деятельности в спорте [6] и Рамки квалификаций тренерской деятельности в спорте США [7].

В перечисленных рамках квалификаций предложены функции и задачи тренерской деятельности, категории целевой аудитории занимающихся, роли тренеров. Функции тренера сформированы на основе цикла непрерывного улучшения, известного как цикл Де-минга (PDCA) и включает в себя планирование, проведение занятий и соревнований,

контроль, анализ, обеспечение условий, налаживание взаимоотношений с заинтересованными сторонами. В свою очередь, в рамках каждой функции выделяются несколько задач (таблица 1).

Таблица 1 - Функции тренеров в соответствии с Международной рамкой квалификаций спортивных тренеров (ШСБ)_

Функции Задачи профессиональной деятельности

Определить общее видение и стратегию Понять содержание и результаты программы

Узнать систему согласования и управления программой.

Провести анализ потребностей спортсменов, социальный и организационный аспекты.

Установить цель программы.

Разработать программу, включая краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование.

Сформировать команду и условия. Разработать оперативные планы.

Провести набор спортсменов и сотрудников.

Организовать условия для проведения занятий и работы сотрудников.

Обеспечить безопасность спортсменов.

Определить индивидуальные и командные планируемые результаты.

Выстроить взаимоотношения Формировать лидерство и влияние.

Формировать хорошо функционирующую команду спортсменов и сотрудников

Развивать индивидуальные взаимоотношения со спортсменами и сотрудниками.

Обучать спортсменов, тренеров, родителей и администраторов в рамках программы тому, что необходимо для достижения конкретных результатов.

Проводить занятия и организовывать соревнования Проводить занятия.

Руководить соревновательной деятельностью.

Контролировать и анализировать Наблюдать, анализировать и обеспечивать обратную связь.

Собирать и анализировать данные для оценки прогресса.

Принимать решение на основе анализа и корректировать программу.

Наблюдайте и реагируйте на социальный и средовой контексты, в которых проходит тренировка.

Учится и размышлять Развиваться профессионально. Искать соответствующие формальные и неформальные возможности для роста в качестве тренера и педагога.

Внедрять инновации. Быть изобретательным, находить новые решения и импровизировать, чтобы добавить полезные функции в программу.

Оценивать все аспекты программы и определять сильные и слабые стороны.

Самостоятельно размышлять. Систематически размышлять над всеми аспектами деятельности тренера - от философии до графиков занятий, чтобы определить способы ускорения и максимизации обучения.

Категории занимающихся предлагается выделять в сфере физической культуры по возрастному критерию - дети, подростки и взрослые, в сфере спорта по критерию квалификации - начинающие спортсмены, спортсмены, высококвалифицированные спортсмены (рисунок 1).

В качестве статусных уровней тренеров (Coaching Roles) предлагаются следующая иерархия: помощник тренера, тренер, старший тренер (продвинутый), главный тренер (мастер). Для каждого уровня предлагаются дескрипторы, которые применяются в сфере физической культуры и в сфере спорта. Дескрипторы основаны на показателях ответственности и наукоём-кости профессиональной деятельности, что соответствует уровням и дескрипторам Европейской рамки

Participation Coaching Performance Coaching

Coaching Adults Coaching High Performance Athletes

Coaching Adolescents Coaching Performance Athletes

Coaching Children Coaching Emerging Athletes

Рисунок 1 - Категории занимающихся физической культурой и спортом (Coach occupations and coaching domains, International Sport Coaching Framework: Version 1,1).

квалификаций (таблица 2).

Таблица 2 - Дескрипторы уровней тренерской деятельности в соответствии с Европейской рамкой квалификаций (ЕрБ) и Международной рамкой квалификаций спортивных трене-

ров (ВСБ)

Роли тренеров Дескрипторы

Помощник тренера Оказывает помощь в проведении занятий.

Тренер Обеспечивает проведение занятий в течение периода. Часто в рамках программ старших тренеров.

Продвинутый / старший тренер Курирует и способствует реализации программ в течение определенного периода и в специальном контексте. Участвует в управлении и подготовке других тренеров.

Мастер / главный тренер Курирует и способствует реализации программ средних и больших циклов, подкрепленных инновациями и исследованиями. Участвует в разработке и контроле систем управления и подготовке других тренеров.

Степень компетентности тренера предлагается определять как готовность решать задачи профессиональной деятельности для каждого уровня (таблица 3). Таблица 3 -Компетентность и ответственность тренеров в соответствии с Международной

рамкой квалис )икаций спортивных тренеров (ШСБ) (фрагмент)

Функции Профессиональные задачи Помощник тренера Тренер Старший тренер Главный тренер

Определить общее видение и стратегию Понять содержание и результаты программы * ** * ** * * * *

Узнать систему согласования и управления программой. * ** * ** * * * *

Провести анализ потребностей спортсменов, социальный и организационный аспекты. * ** * ** * * * *

Установить цель программы. * ** * * * * *

Разработать программу, включая краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование. * * ** * * * *

Помимо функциональной компетентности, тренеры должны иметь базовые знания - профессиональные, межличностные и внутриличностные, которые составляют основу их решений и действий [8]. Профессиональные знания включают в себя предметные области теории и методики физической культуры, управления в физической культуре спорте, правовых основ физической культуры спорта, физиологии, биомеханики, гигиены, спортивной медицины, психологии, социологии. Межличностные знания включают в себя социальные аспекты физической культуры и спорта, основы коммуникации, дидактику. Внутриличностные знания включают в себя аспекты философии тренерской деятельности (своеобразие, ценности, убеждения, лидерство) и основы профессионального самосовершенствования. Предложенный Международным советом по совершенствованию тренеров (1ССЕ) стандарт высшего образования - бакалавриата для программ подготовки тренеров предполагает профили обучения: Рекреация (Подростки и взрослые участники, занимающиеся спортом в рекреационных, оздоровительных и фитнес-целях); Массовый спорт (Дети, которые имеют свой первый опыт спорта на уровне школы или клуба и дети и молодежь на начальных этапах спортивной подготовки); Спорт высших достижений (Подростки и взрослые, которые соревнуются на национальном и международном уровне) [9].

В период 2010-2017 годов НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург были проведены исследования системы профессионального образования в области физической культуры и спорта в Российской Федерации в части соотнесения места физической культуры и спорта в классификаторах, систематизирующих сферу занятости и образования [10], изучения традиций отечественного профессионального образования в области физической культуры и спорта [11, 12] и мировой практики [13], анализа рынка труда в отрасли и обоснования введения специальности (направления) подготовки тренерских кадров [14], определения инварианта профессионального образования как изучение предметных областей,

направленных на приобретение базовых знаний и умений и его нормативного закрепления в форме результатов обучения - общепрофессиональных компетенций ФГОС ВО [15, 16]. Категории ОПК ФГОС ВО бакалавриата могут быть содержательно соотнесены с функциями тренеров Международной рамки квалификаций тренерской деятельности в спорте, так как в их основу также был положен цикл Деминга (РБСЛ). Отечественный подход характеризуется большей теоретической фундаментальностью, практической подготовленностью по избранному виду спорта, акцентом внимания на воспитательных возможностях физической культуры и спорта, подготовкой выпускников к научно-исследовательской деятельности (таблица 4).

Таблица 4 - Общепрофессиональные компетенции проекта ФГОС ВО направления бакалавриата Спорт и ФГОС ВО направления магистратуры Спорт_

Категория ОПК Бакалавриат Магистратура

Планирование ОПК-1. Способен планировать тренировочный процесс в виде спорта на этапах спортивной подготовки с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психических особенностей спортсменов ОПК-1. Способен планировать деятельность по подготовке спортивного резерва и спортивных сборных команд в избранном виде спорта

Спортивный отбор ОПК-2. Способен осуществлять спортивный отбор на различных этапах спортивной подготовки и в спортивную команду ОПК-2. Способен осуществлять отбор в спортивную сборную команду и в резерв

Физическая и технико-тактическая подготовка ОПК-3. Способен проводить тренировочные занятия на основе комплексов обще-развивающих упражнений с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности ОПК-4. Способен организовывать и проводить тренировочные занятия по обучению и совершенствованию техники двигательных действий, развитию физических качеств и повышению функциональных возможностей спортсменов различной квалификации в избранном виде спорта ОПК-3. Способен проводить групповые и индивидуальные тренировки с высококвалифицированными спортсменами, соответствующие специфике соревновательной деятельности

Руководство соревновательной деятельностью ОПК-5. Способен обеспечивать и осуществлять информационное, техническое и психолого-методическое сопровождение соревновательной деятельности в избранном виде спорта ОПК-10. Способен организовывать соревновательную деятельность спортивных сборных команд*

Воспитание ОПК-6. Способен воспитывать у спортсменов социально-значимые личностные качества, моральные принципы честной спортивной конкуренции, проводить профилактику негативного социального поведения. ОПК-7. Способен формировать осознанное отношение спортсменов к физкуль-турно-спортивной деятельности, мотива-ционно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни. ОПК- 4. Способен формировать воспитательную среду в процессе подготовки спортивного резерва ОПК- 5. Способен формировать общественное мнение о физической культуре как части общей культуры и факторе обеспечения здоровья, осуществлять пропаганду нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма, просветительно-образовательную и агитационную работу

Обеспечение безопасности ОПК-8. Способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь

Профилактика допинга ОПК-9. Способен проводить работу по предотвращению применения допинга

Контроль и анализ ОПК-10. Способен осуществлять контроль подготовленности спортсменов с использованием методов измерения и ОПК-6. Способен обосновывать повышение эффективности тренировочного процесса и соревновательной деятельности на

Категория ОПК Бакалавриат Магистратура

оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния спортсменов ОПК-11. Способен осуществлять анализ результатов педагогического, психологического и медико-биологического контроля для коррекции тренировочного процесса и соревновательной деятельности в избранном виде спорта основе проведения мониторинга и анализа собранной информации

Профессиональное взаимодействие ОПК-12. Способен организовать совместную деятельность и взаимодействие участников деятельности в процессе спортивной подготовки ОПК-7. Способен управлять взаимодействием заинтересованных сторон и обменом информацией в процессе подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научные исследования ОПК-13. Способен проводить научные исследования по определению эффективности используемых средств и методов спортивной подготовки ОПК-8. Способен обобщать и внедрять в практическую работу российский и зарубежный опыт по развитию спорта высших достижений ОПК-9. Способен проводить научные исследования по разрешению проблемных ситуаций в области спорта с использованием современных методов исследования, в том числе из смежных областей знаний

Правовые основы профессиональной деятельности ОПК-14. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами сферы физической культуры и спорта и нормами профессиональной этики

Организационно-методическое обеспечение ОПК-15. Способен осуществлять организацию и судейство соревнований по избранному виду спорта ОПК-16. Способен осуществлять методическое сопровождение подготовки спортсменов ОПК-11. Способен осуществлять методическое сопровождение спорта высших достижений

Материально-техническое обеспечение ОПК-17. Способен проводить материально-техническое оснащение тренировочных занятий и соревнований в избранном виде спорта

* Представлена планируемая корректировка ОПК-10 после утверждения ФГОС ВО по направлению бакалавриата Спорт.

Подготовка кадров с высшим образование в области физической культуры и спорта предполагает изучение предметных областей анатомии, физиологии, биохимии, биомеханики, гигиены, основ медицинских знаний, педагогики, психологии, теории и методики физической культуры, менеджмента физической культуры и спорта, правовых основ физической культуры спорта, социологии физической культуры и спорта, научно-методической деятельности, теории и методики базовых видов спорта и избранного вида спорта.

В Российской Федерации в основе введения Национальной системы квалификаций лежит Указ Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [17]. В 2013 году Министерство труда и социальной защиты РФ приказом от 12 апреля 2013 г. № 148н утвердило уровни квалификации в целях разработки профессиональных стандартов [18], новые положения Трудового кодекса РФ о профессиональных стандартах в статьях 195.1-195.3 узаконили понятия квалификация работника и профессиональный стандарт [19]. Показатели уровней квалификации Российской Федерации включают в себя «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», что соответствует Европейской рамке квалификаций. Соотнесение содержания компетенций на уровнях бакалавриата и магистратуры демонстрирует взаимосвязь с уровнями квалификаций, предполагает на уровне магистратуры понимание методологических основ профессиональной деятельности, формирование способностей к

стратегическому планированию, созданию новых прикладных знаний и методик на основе междисциплинарности.

Сфера физической культуры и спорта относится к регулируемым сферам рынка труда, где для занятия должностей требуется наличие профессионального образования [20, 21], в качестве заказчика подготовки квалифицированных кадров выступает государство, более 75% студентов очной формы обучения по данным образовательным программа обучается за счет средств федерального бюджета. В этих условиях правомерно качество образования оценивать, в первую очередь, с позиций его соответствия требованиям развития физической культуры и спорта, которые отражены в программных документах развития отрасли [22] и требованиям рынка труда, формализованным в профессиональных стандартах. В рамках направления высшего образования - бакалавриата «Физическая культура» определена направленность образовательных программ «Спортивная подготовка в избранном виде спорта», «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Физкультурное образование», «Менеджмент в физической культуре и спорте». Технология соотнесения профессиональных образовательных программ с профессиональными стандартами предполагает формирование вариативной части образовательных программ, формируемой участниками образовательных отношений, и включает в себя формирование профессиональных компетенций на основе контекстного анализа профессиональных стандартов и их соотнесения с общепрофессиональными компетенциями, определение индикаторов достижения компетенций во взаимосвязи с необходимыми знаниями и умениями, предписанными профессиональными стандартами [14].

ВЫВОДЫ

1. В основу требований к результатам обучения в форме общепрофессиональных компетенций ФГОС ВО положены базовые компоненты содержания профессионального образования в области физической культуры и спорта, установленные на основе ретроспективного анализа отечественного и зарубежного опыта.

Для направления подготовки бакалавриата «Физическая культура» и «Спорт» категории общепрофессиональных компетенций базируется на процессном подходе и цикле управления и включают в себя входы в виде характеристик занимающихся, выявленных в процессе спортивного отбора, нормативное обеспечение (правовые основы профессиональной деятельности), материально-техническое обеспечение, организационно-методическое обеспечение (в том числе профессиональное взаимодействие), этапы основного процесса планирование, проведение занятий по обучению, развитию (в сфере спорта рамках физической и технико-тактической подготовки), воспитанию занимающихся и профилактике допинга в соответствии с задачами физкультурно-спортивной деятельности и требованиями безопасности, контроль и анализ.

Содержание общепрофессиональных компетенций направления подготовки бакалавриата «Физическая культура» определяет предметные области дисциплин примерного учебного плана, в том числе общетеоретической направленности (история физической культуры и спорта, теория и методика физической культуры), естественнонаучной и медико-биологической направленности (анатомия человека, физиология человека, биохимия человека, биомеханика двигательной деятельности, гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, основы медицинских знаний), психолого-педагогической направленности (психология физической культуры и спорта, педагогика физической культуры и спорта), науки об обществе (правовые основы профессиональной деятельности, менеджмент физической культуры и спорта, пропаганда физической культуры и спорта), научно-методической направленности (научно-методическая деятельность), спортивно-педагогической направленности (теория и методика обучения базовым видам спорта, теория и методика обучения избранного вида спорта).

На уровне магистратуры определение перечня единых общепрофессиональных компетенций обусловливается положениями Национальной рамки квалификаций и Европейской рамки квалификаций по 7 уровню квалификации и предполагают формирование способностей по определению стратегии, управлению процессами и деятельностью в области физической культуры и спорта, разработке новых методов, технологий, знаний, обеспечивающих создание новых знаний прикладного характера, применять свои знания и решать задачи в междисциплинарном контексте.

2. Национальная система квалификаций создает формализованную основу согласования образовательных программ с требованиями рынка труда. Интеграция задач развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и требований Национальной системы квалификаций является основой формирования образовательных программ различной направленности.

3. Разработанная методика формирования примерных основных образовательных программ по направлениям подготовки «Физическая культура и Спорт» обеспечивает в соответствии с направленностью образовательной программы на основе контент-анализа требований профессиональных стандартов технологию разработки обязательных и рекомендованных профессиональных компетенций, примерных учебных планов, соотнесения содержания дисциплин (модулей) и практик, индикаторов достижения компетенций и оценочных средств промежуточной и итоговой аттестации с трудовыми действиями, необходимыми знаниями и умениями профессиональных стандартов. Рабочие программы дисциплин и практик наглядно обеспечивают взаимосвязь с требованиями профессиональных стандартов как для работодателей, так и для студентов. Процесс разработки учебно-методической документации требует от преподавательского состава детального изучения тенденций изменений рынка труда, позволяет реализовывать опережающее обучение. Ссылки на профессиональные стандарты предлагаются в двух разделах рабочей программы: результаты обучения по дисциплине (модулю) или практике, где дается ссылка на коды трудовых функций, которые включают в себя соответствующие необходимые знания и умения, и в разделе фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации, где представлены трудовые функции, готовность выполнять которые проверяется в ходе педагогического контроля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Erasmus+ Programme Guide: Version 2 (2018): 15/12/2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/sites/erasmusplus2/files/erasmus-plus-programme-guide2_en.pdf. - Дата обращения: 20.03.2018.

2. Vocational education and training in the field of sport in the European Union: situation, trends and outlook [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://eose.org/wp-content/up-loads/2014/03/vocasport-Final-Report-English-Version.pdf. - Дата обращения: 20.03.2018.

3. Petry, K. Thematic Network Project AEHESIS 'Aligning a European Higher Education Structure in Sport Science' [Электронный ресурс] / Karen Petry, Karsten Froberg, Alberto Madella // German Sport University Cologne, 2004. - Режим доступа: http://eose.eu/wp-content/uploads/2014/03/AEHESIS-Report1stYEAR.pdf. - Дата обращения 20.03.2018.

4. Lara-Bercial, S. European Sport Coaching Framework [Электронный ресурс] / Sergio Lara-Bercial, Julian North, Kirsi Hamalainen, Klaus Oltmanns, Jan Minkhorst, Ladislav Petrovic. - United States : Human Kinetics, Champaign, Illinois, 2017. - 75 с. - Режим доступа : http://www.coachlearn.eu/_as-sets/files/project_documents/european-sport-coaching-framework.pdf. - Дата обращения 20.03.2018.

5. Council Recommendation on the European Qualifications Framework [Электронный ресурс] // URL : http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-9620-2017-INIT/en/pdf. - Дата обращения: 20.03.2018.

6. International Sport Coaching Framework: Version 1,1 [Электронный ресурс] / International Council for Coaching Excellence and the Association of Summer Olympic International Federations. 2012. - Режим доступа : http://www.icce.ws/documents/2012/ISCF_1_aug_2012.pdf. - Дата обращения: 20.03.2018.

7. Quality Coaching Framework [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.teamusa.org/About-the-USOC/Athlete-Development/Coaching-Education/Quality-Coaching-Framework. - Дата обращения: 20.03.2018.

8. Cote, J. An integrative definition of coaching effectiveness and expertise / J. Cote, W. Gilbert // International Journal of Sports Science and Coaching. - 2009. - № 4 (3). - С. 307-323.

9. ICCE Standards for Higher Education Sport Coaching Bachelor Degree [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.icce.ws/_assets/files/icds-draft-4-final-november-23.pdf. - Дата обращения: 20.03.2018.

10. Щенникова, М.Ю. Профессиональное образование в области физической культуры и спорта в международных и российских классификаторах / М.Ю. Щенникова, С.П. Евсеев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 1. - С. 12-18.

11. Щенникова, М.Ю. Эволюция структуры и содержания профессионального блока образовательных программ в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, В.Ф. Костюченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 198-203.

12. Щенникова, М.Ю. Логика трансформации блока дисциплин социально-гуманитарной и профессиональной направленности в образовательных программах в области физической культуры и спорта / М.Ю. Щенникова, В.Ф. Костюченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 291-297.

13. Щенникова, М.Ю. Высшее образование в области физической культуры и спорта: международный опыт : учебное пособие / М.Ю. Щенникова, А.Н. Яковлюк, С.В. Катаева ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2017. - 85 с.

14. Щенникова, М.Ю. Подготовка кадров для спорта: современное состояние и перспективы развития / М.Ю. Щенникова, С.И. Петров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 5 (147). - С. 203-211.

15. Щенникова, М.Ю. Эволюция и перспективы совершенствования профессионального образования в области физической культуры и спорта в России / М.Ю. Щенникова, В.Ф. Костюченко // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 10. - С. 27-30.

16. Щенникова, М.Ю. Методические рекомендации по формированию примерных основных образовательных программ по направлениям подготовки «Физическая культура» и «Спорт» в соответствии с требованиями профессиональных стандартов / М.Ю. Щенникова, Т.М. Овсюк ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2017. - 285 с.

17. Указ Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70170950. - Дата обращения: 20.03.2018.

18. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146970. - Дата обращения: 20.03.2018. - Дата обращения: 20.03.2018.

19. Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 02.05.2015, № 122-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178864. - Дата обращения: 20.03.2018. -

20. Профессиональный стандарт «Тренер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 193н [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=62052. - Дата обращения: 20.03.2018.

21. Профессиональный стандарт «Инструктор-методист», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. № 630н [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=54495. - Дата обращения: 20.03.2018.

22. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»

[Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500. - Дата обращения 20.03.2018.

REFERENCES

1. Erasmus+ Programme Guide: Version 2 (2018): 15/12/2017, available at: https://ec.eu-ropa.eu/programmes/erasmus-plus/sites/erasmusplus2/files/erasmus-plus-programme-guide2_en.pdf.

2. Vocational education and training in the field of sport in the European Union: situation, trends and outlook, available at:http://eose.org/wp-content/uploads/2014/03/vocasport-Final-Report-English-Ver-sion.pdf.

3. Petry, K., Froberg, K. and Madella, A. (2014), "Thematic Network Project AEHESIS 'Aligning a European Higher Education Structure in Sport Science", German Sport University Cologne, available at: http://eose.eu/wp-content/uploads/2014/03/AEHESISReport1stYEAR.pdf.

4. Lara-Bercial, S., North, J., Hamalainen, K., Oltmanns, K., Minkhorst, J. and Petrovic, L. (2017), European Sport Coaching Framework, Human Kinetics, United States : Champaign, Illinois , available at: http://www.coachlearn.eu/_assets/files/project_documents/european-sport-coaching-frame-work.pdf.

5. Council Recommendation on the European Qualifications Framework, available at: http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-9620-2017-INIT/en/pdf.

6. International Sport Coaching Framework: Version 1.1, International Council for Coaching Excellence and the Association of Summer Olympic International Federations, available at: http://www.icce.ws/documents/2012/ISCF_1_aug_2012.pdf.

7. Quality Coaching Framework, available at: https://www.teamusa.org/About-the-USOC/Athlete-Development/Coaching-Education/Quality-Coaching-Framework.

8. Cote, J. and Gilbert W. (2009), "An integrative definition of coaching effectiveness and expertise", International Journal of Sports Science and Coaching, No. 4 (3), pp. 307-323.

9. I^E Standards for Higher Education Sport Coaching Bachelor Degree, available at: http://www.icce.ws/_assets/files/icds-draft-4-final-november-23.pdf.

10. ShChennikova, M.Yu. and Evseev, S.P. (2015), "Professional education in the field of physical culture and sport in the international and Russian qualifiers", Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 12-18.

11. ShChennikova, M.Yu. and Kostyuchenko, V.F. (2015), "Evolution of structure and the maintenance of the professional block of educational programs in the field of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 198-203.

12. ShChennikova, M.Yu. and Kostyuchenko, V.F. (2016), "Logic of transformation of the block of disciplines of social and humanitarian and professional orientation in educational programs in the field of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 291-297.

13. ShChennikova, M.Yu. Yakovlyuk, A.N. and Kataeva, S.V. (2017), Higher education in the field of physical culture and sport: international experience: manual, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg.

14. ShChennikova, M.Yu. and Petrov, S.I. (2017), "Training for sport: current state and prospects of development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 147, No. 5, pp. 203-211.

15. ShChennikova, M.Yu. and Kostyuchenko, V.F. (2016), "Evolution and the prospects of improvement of professional education in the field of physical culture and sport in Russia", Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 27-30.

16. ShChennikova, M.Yu. and Ovsyuk, T.M. (2017), Methodical recommendations about formation of approximate main educational programs for the directions ofpreparation "Physical culture" and "Sport" according to requirements of professional standards, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg.

17. Decree of the Russian President No. 597 of May 7, 2012. "About actions for realization of the state social policy", available at: http://base.garant.ru/70170950.

18. Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation ofApril 12, 2013 No. 148n, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146970. - Date of the address: 3/20/2018.

19. The federal law "About introduction of amendments to the Labor Code of the Russian Federation and articles 11 and 73 of the Federal law "About Education in the Russian Federation" (from 5/2/2015, No. 122 Federal Law), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178864.

20. The professional Trainer standard approved by the order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of April 7, 2014 No. 193n, available at: http://profstandart.ros-mintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-profes-sionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=62052.

21. The professional Instructor-methodologist standard approved by the order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of September 8, 2014 No. 630n, available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=54495.

22. The order of the Government of the Russian Federation from 8/7/2009 No. 1101-r "About the approval of the Strategy of development ofphysical culture and sport in the Russian Federation until 2020", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.03.2018

УДК 796.856.2

СОПРЯЖЕННАЯ НЕПРЕРЫВНАЯ УДАРНАЯ ТРЕНИРОВКА В ТХЭКВОНДО

ВТФ

Олег Георгиевич Эпов, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

Аннотация

В статье рассматривается сопряженная непрерывная ударная тренировка как часть системы спортивной подготовки тхэквондистов, обозначен ее фазовый состав, содержательный и методический компоненты.

Ключевые слова: непрерывная ударная тренировка, система сопряженной тренировки, структура и содержание, аэробная производительность.

CONJUGATE CONTINUOUS IMPACT TRAINING IN TAEKWONDO OF VTF

Oleg Georgiyevich Epov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian state University of physical culture, sport, youth and tourism (SCOLIPE), Moscow

Annotation

The article discusses the conjugate continuous impact training as part of the system of sports preparation of athletes, marked its phase composition, contents and methodological components.

Keywords: continuous impact training, conjugate system of training, structure and content, and aerobic performance.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития тхэквондо ВТФ высококвалифицированные спортсмены работают в соревновательном поединке, используя две манеры ведения поединка -провоцирующую и атакующую.

Провоцирующая манера - это манера, которая позволяет удерживать противника на своих ударных дистанциях и не разрешать ему осуществлять атакующие действия по отношению к себе. В провоцирующей манере ведения поединка спортсмен находится в высокой стойке, при этом туловище отклонено назад, потому что дальняя нога является опорной. Все действия по отношению к противнику являются встречными атаками, защитными действиями или опережающими атаками. Спортсмен атакует противника ближней ногой (80% применения спортсменами в поединке).

В атакующей манере ведения поединка спортсмен находится в высокой стойке и осуществляет непрерывные ударные действия руками и ногами со средней скоростью и со средней интенсивностью. При этом через определенные интервалы времени он наносит акцентированные удары в открытые ударные поверхности противника (составляет 20%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.