Научная статья на тему 'Государственный образовательный стандарт в контексте реализации социального потенциала физической культуры'

Государственный образовательный стандарт в контексте реализации социального потенциала физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФИЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / THE SUPREME VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL THE COMPETENCE / STRUCTURES OF EDUCATION / KINDS OF PROFESSIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюченко Валерий Филиппович, Орехов Евгений Федорович, Щенникова Марина Юрьевна

В работе актуализируются проблемы обусловливающие необходимость модернизации профессионального образования и пути формирования образовательных маршрутов ВПО в сфере физической культуры в соответствии с реалиями социума. Показана стратегия и логика формирования проекта ФГОС ВПО третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюченко Валерий Филиппович, Орехов Евгений Федорович, Щенникова Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE EDUCATIONAL STANDARD IN A CONTEXT OF REALIZATION OF SOCIAL POTENTIAL OF PHYSICAL TRAINING

In work problems modernizations of vocational training causing necessity and ways of formation of educational routes of the Supreme Vocational training to sphere of physical training according to realities of society are staticized. Strategy and logic of formation of the project of the Federal State Educational Standard of the Supreme Vocational Educations of the third generation is shown.

Текст научной работы на тему «Государственный образовательный стандарт в контексте реализации социального потенциала физической культуры»

О. В. Тимонина. - Киев : Здоровье, 1988. - 326 с.

3. Бортфельд, С. А. Лечебная физкультура и массаж при ДЦП I С. А. Борт-фельд, Е.И. Рогачева. - Л. : Медицина, 1986. - 320 с.

4. Гросс, Н. А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата I Н.А. Гросс. - М. : Советский спорт, 2000. - 224 с.

5. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура : учебное пособие I С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М. : Советский спорт, 2000. - 240 с.

6. Семенова, К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей I К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. - М. : Медицина, 1972. - 329 с.

7. Фонарев, М.И. Лечебная физкультура при детских заболеваниях I М.И. Фонарев, Т. А. Фонарева. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л. : Медицина, 1981. - 138 с.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Евгений Федорович Орехов, кандидат педагогических наук, профессор, Марина Юрьевна Щенникова, кандидат педагогических наук, доцент Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В работе актуализируются проблемы обусловливающие необходимость модернизации профессионального образования и пути формирования образовательных маршрутов ВПО в сфере физической культуры в соответствии с реалиями социума. Показана стратегия и логика формирования проекта ФГОС ВПО третьего поколения.

Ключевые слова: основная образовательная программа, федеральный государственный образовательный стандарт, высшее профессиональное образование, профессиональные компетенции, профили образования, виды профессиональной деятельности.

THE STATE EDUCATIONAL STANDARD IN A CONTEXT OF REALIZATION OF SOCIAL POTENTIAL OF PHYSICAL TRAINING

Valery Filippovich Kostjuchenko, the doctor of pedagogical sciences, the professor,

Evgenie Fedorovich Orexov, the candidate of pedagogical sciences, the professor, Marina Jurevna ShChennikova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg

Abstract

In work problems modernizations of vocational training causing necessity and ways of formation of educational routes of the Supreme Vocational training to sphere of physical training according to realities of society are staticized. Strategy and logic of formation of the project of the Federal State Educational Standard of the Supreme Vocational Educations of the third generation is shown.

Keywords: the basic educational program, the federal state educational standard, the supreme vocational training, professional the competence, structures of education, kinds of professional work.

Образовательная политика является стратегическим направлением в развитии общества, его экономическом прогрессе и духовном обновлении, одним из важнейших элементов культурного, общечеловеческого и качественного уровня жизни любой страны. Особое социальное значение в настоящее время приобретает проблема укрепления здоровья и профилактики заболеваний среди всех слоев населения, особенно в подростковой и молодежной среде. Сегодня в России физкультурой и спортом регулярно занимаются 15% граждан, а в странах Запада - 70-80% населения.

Основными действующими лицами в реализации потенциала физической культуры являются специалисты — выпускники вузов и факультетов физической культу-

ры. В этих условиях необычайно остро актуализируется проблема подготовки кадров для обеспечения отрасли. Модернизация системы подготовки высококвалифицированных кадров в сфере физической культуры в соответствии с требованиями XXI в. является актуальной задачей общества. При подготовке специалистов следует учитывать социально-экономическую ситуацию, традиции и ментальность населения в регионе и специалисты должны отвечать конкретным запросам региона. Учитывать рынок труда и региональные инфраструктуры.

Все вышеизложенное явилось концептуальной основой при формировании проекта федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. [1].

Разработка проектов ФГОС ВПО нового поколения опирались на следующие позиции нормативно-правовой документации в сфере высшего профессионального образования: "Федеральный закон о высшем и послевузовском образовании", макеты ФГОС ВПО, разработанные Минобразования и науки РФ и утвержденные 1.09.2008 г.; узнаваемость квалификаций в общеевропейском образовательном пространстве в соответствии с положениями Болонской декларации; преемственность традиций отечественного образования в сфере физической культуры и спорта в соответствии с содержанием ГОС ВПО первого и второго поколения; реализация компетентностного подхода.

Обеспечивая конкурентоспособность и мобильность выпускников на рынке труда, область деятельности бакалавра ФК включает физкультурное образование, спорт, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду здорового образа жизни, сферу услуг, туризм, сферу управления, научно-изыскательные работы, исполнительское мастерство. Таким образом, выпускники физкультурных вузов подготовлены для работы в образовательных учреждениях, в физкультурных, физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристических, спортивных, лечебных, реабилитационных, рекреационных и профилактических структурах любой организационно-правовой формы; в научно-исследовательских учреждениях. Определяя сферу деятельности специалистов с высшим образованием разных уровней, для бакалавров предлагается ограничение на работу в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, ведущих подготовку специалистов для сферы физической культуры и спорта.

. Представляется целесообразным вести подготовку научно-педагогических кадров для высшего профессионального образования отрасли в магистратуре.

В соответствии с областью деятельности выделены следующие её виды: образовательная, тренерская, рекреационная, реабилитационная, организационно-

управленческая, научно-исследовательская, культурно-просветительская. В своем большинстве они соответствуют представленным в ФГОС ВПО первого и второго поколении (таблица 1).

Таблица 1

Виды профессиональной деятельности бакалавров, обусловленные ФГОС ВПО

различных поколений

1995 год 2000 год 2008 год

Образовательно-профессиональная, коррекционная, консультационная Педагогическая и тренерская Образовательная

Спортивно-педагогическая (преподавательская, тренерская) Тренерская

Рекреационно-досуговая оздоровительно-реабилитационная Рекреационная и реабилитационная Рекреационная

Реабилитационная

Научно-исследовательская научнометодическая Научно-исследовательская

Организационно-управленческая Управленческая Организационно-управленческая

Культурно-просветительская

В качестве дополнительного вида деятельности в стандарте третьего поколения вводится культурно-просветительская деятельность, важность которой в современных условиях тотального влияния средств массовой информации на подрастающее поколение трудно переоценить.

Задачи по видам деятельности направлены на реализацию следующих её составляющих: воспитательная деятельность, планирование деятельности, проведение занятий, обеспечивающее решение поставленных задач в соответствии с нормативной документацией, корректирование деятельности с учетом результатов контроля.

Профессиональные компетенции логически взаимосвязаны с задачами и обеспечивают способность выпускника их решать. В качестве примера, эта взаимосвязь приведена в таблице 2.

Таблица 2

Задачи и профессиональные компетенции в тренерской деятельности

Задачи тренерской деятельности Формируемые профессиональные компетенции

Осуществлять планирование тренировочного процесса с установкой на достижение высоких спортивных результатов; Способен разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных замятий в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов (ОПК-11);

Подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки, определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида с установкой на достижение спортивного результата; Готов самостоятельно проводить тренировочные занятия по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов, проводить профилактику травматизма (ОПК-12);

К компетенциям бакалавров относится способность разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы конкретных занятий и самостоятельно проводить тренировочные занятия по избранному виду спорта в детско-юношеском спорте и со спортсменами массовых разрядов

Безусловно, имеет место пересечение компетенций различных видов деятельности. Так, для осуществления тренерской деятельности немаловажна способность «оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе занятий". В свою очередь, педагогическая деятельность по физической культуре требует овладения компетенциями тренерской, рекреационной и реабилитационной деятельности. В данном случае для исключения дублирования и необоснованного увеличения числа профессиональных компетенций, они распределяются по видам деятельности по преимущественному проявлению.

Последняя версия макета ФГОС ВПО и разъяснения по нему допускают сокращение число компетенций, относящихся к социально-личностным, общекультурным, общенаучным и инструментальным компетенциям, которые теперь объединены в одну группу общекультурных компетенций и не содержат обязательных позиций. Это, в свою очередь, позволит сократить количество дисциплин базовых составляющих циклов социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин.

Обращаясь к непосредственной наполняемости структуры основной образовательной программы (ООП) бакалавров и разъяснениям по ФГОС ВПО возможно внесение следующих корректив: цикл социально-гуманитарных и экономических дисциплин может включать три обязательные дисциплины иностранный язык, отечественная история, философия. В цикле естественно-научных дисциплин, при возможности сохранении состава дисциплин первого и второго поколения ГОС, важным представляется сокращение изучаемых дидактических единиц, ограничиваясь областями знаний, которые будут являться пререквизитами дисциплин профессионального цикла. Профессиональный цикл в базовой части состоит из дисциплин медико-биологических, психолого-педагогических, управленческих, теории физической культуры, теории и методики базовых видов спорта. Теория и методика избранного вида спорта входит в базовую часть профессионального цикла. Вариантом является перевод её в вариатив-

ную часть, совместно с ФСС. При этом следует обозначить её в стандарте, а вариативность обеспечивать выбором избранного вида спорта.

Вариативная часть цикла профессиональных дисциплин наполняется в соответствии с профилем подготовки бакалавров.

Названия профилей с одной стороны отражают специальности, которые реализовывались в нашей отрасли, с другой - мировую практику подготовки бакалавров для сферы ФКиС (таблица 3).

Таблица 3

Соотношение профилей российского и мирового ВПО в сфере физической культуры Физическая культура и спорт Спортивно-оздоровительные технологии и физкультурное образование (Kinesiology and Physical Education). Спортивная тренировка (Sport Coaching).

Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм Спортивно-оздоровительный туризм (Tourism Studies). Двигательная рекреация (Recreation and Leisure Studies)

Спортивный менеджмент (Sport Management).

Выделение профилей призвано обеспечить студенту выбор траектории обучения в цикле дисциплин специализации в более конкретной сфере профессиональной деятельности, или продолжения образования в магистратуре. Это отражено в содержании учебных планов, представленных в требованиях к структуре, качеству и функциональных характеристиках ФГОС ВПО третьего поколения.

Новым является только профиль спортивный менеджмент. Следует отметить, что его наполняемость не призвана дублировать образовательные программы по группе направлений «Экономика и управление». Введение профиля спортивный менеджмент определяется развитием в стране профессионального и клубного спорта. Сегодня существует область профессиональной деятельности в спорте, которая включает представление интересов организации и спортсменов в сферах заключения договоров, материально-технического обеспечения тренировочного процесса, сервисного обслуживания спортсменов, реализации товаров и услуг клубов, организации рекламы и работы с болельщиками. Мы говорим о работниках профессиональных команд, агентах, скаутах, которые часто являются бывшими квалифицированными спортсменами, знают специфику того или иного вида спорта не понаслышке. Представляется целесообразным включение этой области в круг интересов профессионального сообщества.

Составителями представленного проекта ФГОС ВПО на сегодняшний день разработаны профильные компетенции, например, по профилю спортивная тренировка:

- способен осуществлять практическую деятельность с учетом психологических особенностей спортсменов разного возраста, пола и квалификации, социальнопсихологических особенностей спортивных команд, психолого-педагогических средств, способов организации и управления спортивной командой;

- способен выявлять причины технических ошибок у занимающихся с использованием информационных технологий, подбирать адекватные приемы и средства для их устранения, создавать условия для самоанализа техники в избранном виде спорта;

- готов использовать современные технические средства для тренировки в избранном виде спорта;

- способен применять адекватные средства и методы восстановления и реабилитации спортсменов на основе контроля состояния физического развития и функционального состояния и знания особенностей спортивной патологии;

- способен на основе оценки особенностей развития и физической подготовленности занимающихся и подбирать индивидуальные программы коррекции выявленных несоответствий;

- знает устройство и функционирование спортивных сооружений, инвентаря

и, экипировки, способен осуществлять контроль мест тренировок и соревнований.

Состав дисциплин и их трудоемкость в вариативной Таблица 4 части профиля

Наименование дисциплины Трудоемкость, з.е.

Технология спортивной тренировки в ИВС 15

Проф-пед совершенствование (тренировка в ИВС) 21

Спортсооружения и экипировка 3

Теория спорта 3

Физиология спорта 3

Спортивная морфология 3

Спортивная биохимия 3

Спортивная медицина 6

Психология спорта 3

Спортивная метрология 3

Научно-методическая деятельность в спорте 3

Информационные технологии в спорте 3

Дисциплины по выбору 18

Итого: 87 зачетных единиц (кредитов).

В своей практической деятельности вуз может реализовывать именно те профили, которые соответствуют его традициям, научным школам, потребностям региона.

Опыт инновационной деятельности университета по внедрению кредитномодульного обучения и изучение планов европейских и американских университетов, свидетельствует, что наиболее распространенная трудоемкость отдельных дисциплин или модулей кратна трем. Определение этого параметра облегчит реализацию положения «обучающийся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации».

В части требований к условиям реализации ООП бакалавриата представленный проект по сравнению с предыдущим стандартом предусматривает:

- исключение из максимального объема аудиторных часов практических занятий по спортивно-педагогическим дисциплинам;

- приравнивание к лицам с учеными степенями и/или учеными званиями лиц без ученых степеней и званий имеющие государственные почетные звания, звание «Заслуженного тренера России», спортивные звания, лауреатов международных и всероссийских конкурсов; лауреатов государственных премий в сфере физической культуры.

Виды профессиональной деятельности магистров ФК включают кроме перечисленных ранее проектную деятельность, к задачами которой относятся умения:

- осуществлять оперативное и стратегическое прогнозирование, проектирование и планирование физкультурно-спортивной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном (локальном) уровне;

- осуществлять оперативное и стратегическое проектирование и планирование деятельности спортивных, физкультурно-оздоровительных и туристских организаций.

По остальным видам деятельности задачи магистра ориентированы на приобретение способностей к самосовершенствованию своего интеллектуального и профессионального уровня на основе анализа и обобщении имеющегося теоретического знания и практического опыта и критического анализа своей деятельности.

Базовая часть структуры ООП магистратуры включает дисциплины: современные проблемы наук о физической культуре и спорте, история и I философия науки, информационные технологии в науке и образовании. Выделение базовой части в профессиональном цикле является нецелесообразным с точки зрения большого разнообразия программ магистерской подготовки, которые могут вводиться по решению Уче-

ного совета вуза и требуют формирования компетенций для профессиональной деятельности в конкретной сфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проект федеральных государственных образовательных стандартов по направлению физическая культура / Нац. Гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2008. - 51 с.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Дмитрий Андреевич Кумпен, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В настоящее время развитие высшего профессионального образования в России в области менеджмента определяется такими тенденциями как обновление реализуемых образовательных программ, переход на двухуровневую систему подготовки выпускников (бакалавриат -магистратура), введение балльно-рейтинговой оценки знаний и др. В этой связи особое значение имеет трансформация государственных образовательных стандартов, являющихся федеральной нормой качества и определяющих совокупность требований к подготовке специалистов в этой сфере. В статье проанализированы особенности структуры и содержания стандартов менеджмент-образования трех поколений.

Ключевые слова: высшее образование, менеджмент-образование, образовательный стандарт.

LAW REGULATION OF MANAGEMENT-EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE

Dmitry Andreevich Kumpen, the post-graduate student Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg

Abstract

Now days the development of the higher professional education in Russia in the field of management is defined by such tendencies as updating of educational programs, transition to two-level system (a bachelor degree - a magistracy), introduction of a rating estimation of knowledge, etc. In this connection special value has transformation of the state educational standard as federal norm of quality and requirements to preparation of specialists in this sphere. In the article features of structure and the maintenance of management- education standards of three generations are analyzed.

Keywords: higher education, management-education, the educational standard.

К числу основных нормативно-правовых документов, устанавливающих требования к структуре и содержанию высшего профессионального образования относятся государственные образовательные стандарты (ГОС ВПО). Образовательные стандарты определяют название направления и специальности, квалификацию выпускника, срок обучения по полной программе подготовки, дифференциацию основных видов обучения, объемные соотношения циклов, комплекс обязательных дисциплин, объем учебного времени, выделяемого для практики, каникул и контрольных мероприятий [4]. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования был утвержден приказом Госкомвуза России от 05.03.94 № 180, в соответствие с которым вводились следующие образовательные программы в области менеджмента: (см. табл.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.