Научная статья на тему 'О концепции формирования и реализации идей федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)'

О концепции формирования и реализации идей федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
817
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ (ФГОС) / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДУЛЬНАЯ СХЕМА ВПО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE THIRD GENERATION (FSES) / COMPETENCE / MODULAR SCHEME HVE / PROFESSIONAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюченко Валерий Филиппович, Орехов Евгений Федорович, Щенникова Марина Юрьевна

Анализируется специфика и традиции отечественной школы ВПО в отрасли ФКиС, дается обоснование путей сохранения отечественных традиций в ФГОС и логика формирования и реализации идей ФГОС ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костюченко Валерий Филиппович, Орехов Евгений Федорович, Щенникова Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upon the concept of formation and realization of the federal state educational standard for the higher vocational education

Specificity and traditions of the national vocational higher school inside the branch of physical culture and sport have been analyzed; substantiation of the ways for preservation of the national traditions in Federal state educational standard (FSES) and logic of formation and realization of the ideas purposed for the higher vocational education (HVE) standards are given.

Текст научной работы на тему «О концепции формирования и реализации идей федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)»

УДК 378

О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ВПО)

Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Евгений Федорович Орехов, кандидат педагогических наук, профессор,

Марина Юрьевна Щенникова, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Анализируется специфика и традиции отечественной школы ВПО в отрасли ФКиС, дается обоснование путей сохранения отечественных традиций в ФГОС и логика формирования и реализации идей ФГОС ВПО.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС), компетентность, модульная схема ВПО, профессиональная мобильность.

UPON THE CONCEPT OF FORMATION AND REALIZATION OF THE FEDERAL

STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR THE HIGHER VOCATIONAL

EDUCATION

Valery Filippovich Kostjuchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Evgenie Fedorovich Orehov, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Marina Jurevna ShChennikova, the candidate of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

Specificity and traditions of the national vocational higher school inside the branch of physical culture and sport have been analyzed; substantiation of the ways for preservation of the national traditions in Federal state educational standard (FSES) and logic of formation and realization of the ideas purposed for the higher vocational education (HVE) standards are given.

Keywords: federal state educational standard of the third generation (FSES), competence, modular scheme HVE, professional mobility.

Переход высшего профессионального образования (ВПО) в отрасли на федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС) должен быть фактором его приращения и развития, а не утраты позитивных традиций и снижения качества национального образования в отрасли ФКиС. Подготовка проекта ФГОС проводилась с учетом соблюдения базовых условий, определяющих стратегию развития ВПО. Данная посылка явилась концептуальной основой при формировании проекта ФГОС ВПО [3].

В сложившейся отечественной моноуровневой системе ВПО в отрасли физической культуры и спорта, профессиональная ориентация и образовательные маршруты преимущественно были детерминированы спортивной специализацией абитуриента. Если учесть, что стаж занятий избранным видом спорта до вуза находится в пределах от 5 до 12 лет, то соответственно профессиональное будущее выпускника вуза физической культуры было предопределено в возрастном диапазоне от 6 до 13 лет, когда ребенок еще и не задумывается о профессии.

На этапе довузовской подготовки учащиеся овладевают определенным уровнем специальной подготовленности, характеризующей профессионализм спортивного педагога. По результатам анкетироавания 511 студентов выяснилось, что все они до поступ-

ления в вуз имели представление о профессии тренера и учителя физической культуры, а учебно-тренировочная деятельность определила их профессиональный выбор. Центральное место в структуре ориентации на выбор вуза занимает эмоциональный компонент.

Сложившаяся в нашей отрасли система довузовской специализированной подготовки, является уникальным явлением для профессионального образования, аналогия имеет место только в искусстве. Реалии таковы, что воспроизводство нового поколения физкультурных кадров требуется 12-17 лет, учитывая довузовский, вузовский этапы и время становление молодого специалиста около трех лет.

Очевидно, что опыт, приобретенный на этапе довузовского образования, способствует органичному вхождению студентов в будущую профессию. Но, следует понимать и то, что в условиях моноуровневой жестко детерминированной избранным видом спорта профессиональной подготовки, система ВПО не может оперативно реагировать на социальные вызовы. Профессиональная ориентация студентов эволюционирует в процессе обучения в вузе, что демонстрируют студенты при выборе образовательных программ при переходе в магистратуру. Приходит понимание того, что профессиональный выбор должен быть обусловлен социальной востребованностью продукта труда будущего специалиста.

Особенностью новых стандартов образования, отличающий их структуру от действующих ГОС ВПО второго поколения, является компетентностный подход и измерение трудоемкости освоения образовательных программ в зачетных единицах (кредитах). Компетенции выступают новым типом целеполагания при проектировании образовательных систем. Это, по существу, знаменует сдвиг от сугубо (или преимущественно) академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников (с ориентацией на ее рыночную стоимость). Этот сдвиг означает трансформирование систем высшего образования и вузов в направлении их большей адаптации к миру труда, а также к освоению новой модели образования - образования через всю жизнь. Ключевым словом при оценке качества профессионального образования должно становиться «трудоустройство» и «карьерный рост», (как интегральный результат образовательного процесса), а не сам процесс с его содержательными, временными и организационными параметрами.

Реформы в профессиональном образовании требуют модуляризации обучения и обучения на основе кредитов наряду с увеличением вклада в актуализацию оценки, ориентированной не на процесс, а на результат [5].

Введение уровневого высшего профессионального образования является важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования. В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, не целесообразно готовить узких специалистов в стенах вуза в течение пяти - шести лет. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре будет более адекватно потребностям рынка труда [6].

Модульная схема построения образовательного процесса (модуляризация) позволяет реализовать один из основополагающих принципов дидактики - принцип индивидуального подхода в обучении, т.е. обеспечение академической мобильности. Опыт реализации академической мобильности в бакалавриате через элективные дисциплины показал, что обеспечить реальную возможность выбора представляется при условии достаточности количества студентов, выбравших конкретную дисциплину. При невозможности комплектации полноценной учебной группы появляются проблемы организационноматериального аспекта [1, 2].

Проблему повышения качества подготовленности выпускников следует решать вкупе с совершенствованием законов и директивных документов, регулирующих трудовые отношения специалистов и работодателей. О чем речь? Потребность в повышении квалификации должна стимулироваться и реальным повышением профессионального

статуса и, наконец, заработной платы. В настоящее же время в России (в том числе и в государственных учреждениях) можно занимать различные должности вне зависимости от уровня и качества образования. Уже первые шаги по внедрению компетентностного и модульного подхода в образовательную практику показали, что гораздо проще сформулировать профессиональные компетенции, чем обеспечить междисциплинарный подход (читай модульный) при их формировании в процессе ВПО. Модульное построение процесса образования не может быть органично, без структурных изменений в основной образовательной программе. Изменение структуры и принципов организации образовательного процесса неизбежно задевает интересы - как материальные, так и социальностатусные ППС. Модульное структурирование, замкнутое на конкретные компоненты профессиограмы соответствующего профиля, предполагает минимизацию дублирования учебного материала и устранение терминологического многообразия в толковании одних и тех же процессов и явлений, реализации принципа обобщений в обучении.

В свою очередь такой подход детерминирует необходимость изменения в технологии преподавания - а, следовательно, и в ментальности ППС и студентов. По сравнению со студентами, наиболее консервативными к инновационному процессу оказались педагоги. Это связано со многими обстоятельствами, одним из которых является вера в то, что отечественное ВПО в отрасли физической культуры и спорта до сих пор является лучшим в мире и вторым фактором - увеличение реальной нагрузки на преподавателей. Очевиден стремительный рост объема работы по разработке УМК, учебно-методических пособий и т.п., обеспечению алгоритма самостоятельного обучения студентов. Но данный вид работы в нашей стране не относится к учебной нагрузке, а является частью так называемой «правой стороны» индивидуального плана преподавателя. Это все происходит на фоне рекомендованной директивными документами министерства образования и науки сохранения аудиторной нагрузки до 900 часов в год.

Отсюда вытекает, что внедрение кредитно-модульной системы - проблема не только административная или организационно-правовая, но и, в первую очередь, социальная и психологическая. Именно эти обстоятельства следует считать основной трудностью распространения нового типа организации учебного процесса в вузах отрасли физической культуры и спорта.

Одним из факторов обеспечения преемственности ГОС ВПО первых поколений и ФГОС является сохранение профильности в образовании. Вуз может реализовывать именно те профили, которые соответствуют его традициям, научным школам, потребностям региона. Выделение профилей призвано обеспечить студенту выбор траектории обучения по циклу дисциплин специализации в более конкретной сфере профессиональной деятельности, или продолжения образования в магистратуре. Это отражено в содержании учебных планов, представленных в требованиях к структуре, качеству и функциональных характеристиках ФГОС ВПО. Названия профилей с одной стороны отражают специальности, которые реализовывались в нашей отрасли, с другой - мировую практику подготовки бакалавров для отрасли ФКиС. При формировании профилей мы исходили из необходимости их скоординированности в бакалавриате и магистратуре. Профильность образования в бакалавриате логично и возможно обеспечить за счет вариативной части цикла профессиональных дисциплин. Логическая и функциональная преемственность уровней образования обеспечивается через согласование паспортов компетенций в соответствующих видах профессиональной деятельности. В магистратуре дополнительно должна формироваться подготовленность лишь к одному виду деятельности - проектной. В рамках бакалавриата с целью обеспечения процесса формирования, как профильной подготовленности, так и профессиональной мобильности базовая и вариативная части цикла профессиональных дисциплин с одной стороны наполняется в соответствии с профилем подготовки, а с другой стороны - обеспечивается функциональная взаимосвязь между профилями (см. табл.).

Таблица

Вариативная и элективная части образовательных программ по профилям «Физкультурно-оздоровительные технологии» и «Спортивная тренировка в ИВС»

Профили

Спортивная тренировка в ИВС Физкультурно-оздоровительные технологии

Вариативная часть Дисциплины по выбору Вариативная часть Дисциплины по выбору

Технологии спортивной тренировки в ИВС Модуль «Рекреация и ФОТ». Спортивнооздоровительный мониторинг. Физическая рекреация. Психология здоровья. ЗОЖ. Диетология. Корпоративный спорт. Детско-юношеский туризм. Рекреационный туризм. Модуль «Организационно-управленческая деятельность». Экономика ФКиС. Маркетинг. Деловые коммуникации. Предпринимательство в профессиональном спорте. Спортивные сооружения и экипировка. Организация спортивнозрелищных мероприятий. Спортивный маркетинг. Менеджмент спортивных соревнований. Модуль «Педагогическая деятельность». Мировое педагогическое наследие. Профессионально-педагогическая этика. Социальная педагогика. Педагогическая психология. ВОЧ. Ак-меология ФКиС. Модуль «Адаптивная физическая культура» АФК. Адаптивный спорт. Адаптивная физическая рекреация. Адаптивное физическое воспитание. Физкультурнооздоровительные технологии Модуль «Тренерская деятельность». Спортивная морфология. Спортивная биохимия. Теория спорта. Спортивная психология. Спортивная медицина. Модуль «Организационно-управленческая деятельность». Экономика ФКиС. Маркетинг. Деловые коммуникации. Предпринимательство в ФКиС Спортивные сооружения и экипировка. Организация спортивнозрелищных мероприятий. Спортивный маркетинг. Менеджмент спортивных соревнований. Психология управленческой деятельности Модуль «Педагогическая деятельность». Мировое педагогическое наследие. Профессионально-педагогическая этика. Социальная педагогика. Педагогическая психология. ВОЧ. Ак-меология ФКиС. Модуль «Адаптивная физическая культура» АФК. Адаптивный спорт. Адаптивная физическая рекреация. Адаптивное физическое воспитание. Курортология. Диетология

Профессиональноспортивное совершенствование Профессиональнопедагогическое совершенствование

Спортивная морфология Теоретические основы ФОД

Спортивная биохимия Спортивнооздоровительный мониторинг

Физиология спорта Физиология ФОД

Спортивная психология Психология здоровья

Пропаганда и связи с общественностью в сфере ФКиС Пропаганда и связи с общественностью в сфере ФКиС

Научно-методическая деятельность в спорте Научно-методическая деятельность в ФОД

Теория спорта Физическая рекреация

Спортивная медицина Здоровый образ жизни

Массаж Массаж

ЛФК ЛФК

Профилактика наркомании средствами ФКиС Профилактика наркомании средствами ФКиС

Общими для всех профилей являются дисциплины «Пропаганда и связи с общественностью в сфере ФКиС», «Профилактика наркомании средствами ФКиС» как отвечающие современным вызовам общества, в противодействии распространению дивиант-ного поведения среди молодежи через приобщение к ценностям физической культуры и спорта. С появлением направления Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК) такой вид деятельности как реабилитационная ушел из видов деятельности выпускника по направлению Физическая культура. Однако ряд вузов отрасли имеет давние традиции подготовки по дисциплине ЛФК и массаж, которая в пред-

ставляемом учебном плане присутствует в большинстве профилей, что обусловлено соотношением контингента обучающихся по двум перечисленным выше направлениям, необходимостью сохранения научных школ и состава ППС.

В качестве дисциплин по выбору профессионального цикла общей трудоемкостью 28 зачетных единиц студентам предлагаются дисциплины, направленные на овладение компетенциями других профилей, углубленное изучение области выбранного профиля, ознакомление с особенностями деятельности в области адаптивной физической культуры. По своей направленности они могут быть объединены в модули по видам деятельности бакалавра.

Для обеспечения конкурентоспособности и мобильности выпускников вуза на рынке труда, в область деятельности бакалавра ФК были включены физкультурное образование, спорт, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду здорового образа жизни, сферу услуг, туризм, сферу управления, научно-изыскательные работы, исполнительское мастерство. Таким образом, выпускники физкультурных вузов будут подготовлены для работы в образовательных учреждениях, в физкультурных, физкультурноспортивных, спортивно-зрелищных, туристических, спортивных, лечебных, реабилитационных, рекреационных и профилактических структурах любой организационноправовой формы; в научно-исследовательских учреждениях. Определяя сферу деятельности специалистов с высшим образованием разных уровней, для бакалавров предлагается ограничение на работу в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, ведущих подготовку специалистов для сферы физической культуры и спорта. Целесообразным представляется вести подготовку научно-педагогических кадров для высшего профессионального образования отрасли в магистратуре.

Базовая часть структуры ООП магистратуры включает дисциплины: современные проблемы наук о физической культуре и спорте, история и философия науки, информационные технологии в науке и образовании. Выделение базовой части в профессиональном цикле является нецелесообразным с точки зрения большого разнообразия профилей магистерской подготовки, которые могут вводиться по решению Ученого совета вуза и требуют формирования компетенций для профессиональной деятельности в конкретной сфере [4].

Компетентностный подход, который является отличительной особенностью ФГОС ВПО, выражается в представлении результатов обучения, по сравнению с действующими стандартами, не в виде требований к уровню подготовленности по отдельным циклам дисциплин в формате «знать, уметь», а в виде компетентности как способности выполнять определенную деятельность в соответствии с заданными требованиями, что предполагает перестройку технологий разработки методического обеспечения. Компетенции неотделимы от знаний, поскольку их формирование невозможно без обучения в какой-либо области или по какой-либо дисциплине. Компетентностная модель выпускника формируется в логической взаимосвязи с задачами его профессиональной деятельности.

Как методология целеполагания компетентностный подход ориентирован на тщательное планирование системы целей и результатов обучения, разработку критериев их достижения и соответствующих процедур контроля, тщательную проработку методического обеспечения достижения студентами планируемых результатов. Определяя компетентность как умение осуществлять деятельность, становится понятным, что компетент-ностный подход направлен на обучение деятельности. В ситуации отсутствия жестко обозначенных дисциплин и их содержания именно заявляемые компетенции определяют содержание, образовательные технологии и оценочные средства дисциплин (модулей). При этом, компетенции соотносятся с компонентами деятельности специалиста по ФКиС в соответствии с видом деятельности. Вопросы планирования результатов обучения тесно взаимосвязаны с уровнем получаемого образования. Ориентиром для планируемых результатов обучения могут быть обобщенные Рамочные квалификационные характери-

стики Европейского пространства высшего образования (Framework for Qualifications of the ENEA - OF-ENEA), основанные на так называемых Дублинских дескрипторах. Сравнение описаний степеней, соответствующих бакалавриату и магистратуре должно быть положено в основу определения состава дисциплин и их содержаниях [4].

Таким образом, программа подготовки магистров характеризуется изучением передовых теорий и технологий физкультурно-спортивной деятельности, междисциплина-рым подходом к организации учебного и исследовательского процесса, достаточно высокой степенью самостоятельности. Именно такой подход апробирован в НГУ им. П.Ф.Лесгафта, и представлен в учебно-методических материалах.

К документам, регламентирующим содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП, относят рабочие программы дисциплин/практик и методические материалы для студентов и преподавателей, образующие учебно-методический комплекс по дисциплине/практике. Уже вначале обучения студент должен представлять, что он будет знать, понимать и научиться делать в результате обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфической особенностью подготовки специалистов в вузах отрасли ФКиС является наличие в учебном плане дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта», которая изучается на протяжении всего периода обучения. Именно в процессе изучения данной дисциплины студент учится использовать знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения на других дисциплинах для решения практических задач профессиональной деятельности.

Поскольку в соответствии с традициями отечественной школой ВПО в отрасли выпускающими кафедрами являлись спортивно-педагогические кафедры, а в бакалавриате таковыми являются до сих пор, то самой востребованной образовательной профиль в магистратуре явилась программа «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в ИВС», что отражает специфику вузов отрасли физическая культура и спорт.

Изменение структуры и принципов организации образовательного процесса неизбежно задевает интересы - как материальные, так и социально-статусные ППС. Модульное структурирование, замкнутое на конкретные компоненты профессиограмы соответствующего профиля, предполагает минимизацию учебного материала через устранение дублирования и терминологического многообразия в толковании одних и тех же процессов и явлений, реализации принципа обобщений в обучении. Очевидна необходимость устранения искусственных перегрузок внутри каждой дисциплины.

Важное достоинство модульного обучения - его преемственность. Модульное обучение позволяет сочетать в себе различные подходы к обучению. От проблемного обучения модульное позаимствовало его главные особенности: проблемную подачу материала в модуле, нестандартность упражнений. От активного обучения в модульное перешли методы обучения, позволяющие повысить познавательную активность обучающихся. Удачно вплетаются в дидактическую систему модульного обучения игровые формы текущего и рубежного контроля. С переходом на модульное обучение должна изменяться традиционная предметная система образования. От предмета осуществляется переход к образовательному модулю.

Уже первые шаги по внедрению компетентностного и модульного подхода образовательную практику показали, что гораздо проще сформулировать профессиональные компетенции (общекультурные рекомендованы в проекте ФГОС), чем обеспечить междисциплинарный подход (читай модульный) при их формировании в процессе ВПО.

В разрабатываемых учебных планах четко позиционируется тенденция к увеличению доли самостоятельной работы студентов и магистрантов в процессе обучения. Доля аудиторной работы составляет 26%. С учетом раздела научно-исследовательской работы соотношение аудиторной и самостоятельной работы составляет 1:3, что соответствует

мировой практике. Кроме этого У учебного времени отводится на научноисследовательскую и научно-педагогическую практики, где студент выступает в качестве активного субъекта профессиональной деятельности в соответствии с профилем образовательной программы.

При такой структуре образовательной программы по существу меняется роль преподавателя в процессе обучения. Преподаватель становится не столько (не только) источником специальных знаний, сколько консультантом, наставником.

Необычайную актуальность приобретает проблема адаптации всех теоретических дисциплин (особенно дисциплин медико-биологического цикла) к условиям физкультурной деятельности (практикуется механический перенос университетских учебных программ в вузы физической культуры). „Академическое" изложение общих основ науки бывает весьма отдалённое от практической деятельности будущих физкультурных педагогов, в незначительной степени или вообще не учитывает физкультурно-педагогических интересов студентов. Полагаем, это связано с тем, что большинство преподавателей теоретических кафедр имеют смутное представление о физической культуре и спорте.

Весьма существенный недостаток системы теоретической подготовки физкультурных педагогов является то, что студентам представлялась сумма знаний, а не их система. Происходит это из-за того, что преподаются отдельные дисциплины, а не обобщенные сведения о тех или иных сторонах будущей педагогической деятельности (обучении, воспитании, общении с учащимися, направлении тренировочных нагрузок, курировании спортсменов на соревнованиях и т. п.).

Уровневое образование, профильная и уровневая преемственность образовательных программ позволяют системе ВПО оперативно реагировать на потребности рынка труда и отдельных личностей в рамках соответствующего направления.

Университетское образование предусматривает широкую теоретическую и практическую подготовленность студентов, где физическое воспитание интегративно связано с широким комплексом естественных и гуманитарных наук о человеке. Выпускники университетов являются специалистами широкого профиля в сфере физической культуры с фундаментальной подготовленностью, что повышает их социальную мобильность и возможности в деле воспитания и формирования ценностных ориентиров у населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Реализация принципов Болонского процесса в Санкт-Петербургском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта / В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов, В.С. Степанов, М.Ю. Щенникова // Теория и практика физической культуры. -2006. - № 10. - С. 45-48.

2. Инновационная деятельность СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта в условиях модернизации российского образования Лесгафта / В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов, В.С. Степанов, М. Ю. Щенникова // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования : тез. IV Всерос. науч.-практ. конф. - М. : Физ. культура, 2006. - С. 24-32.

3. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта третьего поколения, какими им быть? (приглашение к дискуссии) Лесгафта / В.Ф. Костюченко, А.В. Минаев, Е.Ф. Орехов, В.С. Степанов // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 10. - С. 2-7.

4. Орехов, Е.Ф. Проектирование основной образовательной программы по направлению «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Лесгафта / Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 1 (59). - С. 56-64.

5. Оценка качества профессионального образования / под общей редакцией В.И. Байденко, Дж. ван Зантворта. - М. : Исследовательский центр проблем качества подго-

товки специалистов, 2001. - 186 с.

6. Wojnar, J. Проблемы подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту / J. Wojnar, R. Tataruch // Zeszyty Naukowe Politechniki Opolskiej ; seria : Wy-chowanie Fizyczne i Fizjoterapia. - 2001. - Zeszyt 3. - S. 179-186.

Контактная информация: vf-kost@mail.ru

УДК 378

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Григорий Павлович Косяченко,

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь,

Минск

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы эффективности формирования процесса профессиональной компетентности, а также роли и места информационных потребностей в системе формирования педагогической компетентности субъектов высшего физкультурного образования. Их анализ позволил разработать практические рекомендации по оптимизации процесса формирования информационных потребностей студента.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, физкультурное образование, информационное обеспечение.

EFFICIENCY OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE PROCESS FORMATION IN

SPORTS EDUCATION SYSTEM Grigory Pavlovich Kosjachenko,

The ministry of sports and tourism of Byelorussia,

Minsk

Annotation

The article considers the questions of efficiency of the process of professional competence formation and also role and place of information needs in the system of formation of pedagogical competence for the subjects of the higher sports education. Their analysis has allowed developing practical recommendations on optimization the process of students' information needs formation.

Keywords: professional competency, sports education, information maintenance.

В результате анализа специальной литературы было выявлено противоречие между сложившейся в педагогической науке и практике потребности в формировании необходимого уровня педагогического мастерства и практическим обеспечением этого процесса в системе высшего физкультурного образования. [1,2].

В связи с этим целью данного исследования явилось определение роли и места научно-информационных потребностей как фактора повышения педагогической компетентности субъектов высшего физкультурного образования [3]. Методологической основой данного исследования явились теоретические разработки и концептуальные положения, современные методологические разработки по истории образования, культурологии и философии образования, социологии, теории и педагогики физической культуры и спорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве обследуемого контингента выступили студенты и преподаватели системы высшего физкультурного образования. Объект исследования - роль и место научного потенциала высшей школы и готовности к научно-исследовательской деятельности в процессе формирования у студентов профессиональной готовности и педагогического мастерства. Исследование проводилось в Белорусском государственном университете физической культуры. В процессе выполнения данного исследования предметнообъектная область работы включала следующие компоненты:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.