Научная статья на тему 'Мультимедийные технологии в олимпийском образовании студентов высших учебных заведений физической культуры'

Мультимедийные технологии в олимпийском образовании студентов высших учебных заведений физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Александр Юрьевич, Ефременков Константин Николаевич

В данной статье рассматриваются вопросы применения мультимедийных технологий в олимпийском образовании студентов высших учебных заведений физической культуры. Разработанная модель олимпийского образования профессиональной подготовки бакалавров физической культуры с использованием мультимедийных технологий, отличающаяся воспроизводимостью и открытостью, основанная на системе единого стандарта ФГОС ВПО, может быть использована в учебном процессе учреждений высшего профессионального образования любого профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинников Александр Юрьевич, Ефременков Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimedia technologies in the Olympic education of students of higher educational institutions of physical culture

This article discusses the application of the multimedia technologies in the Olympic education of the students of higher educational institutions of physical culture. The developed model of the Olympic education for the vocational training of the bachelors in the physical culture with use of the multimedia technologies differed with the reproducibility and openness and based on the system of the FGOS VPO uniform standards can be used in the educational process of institutions of higher professional education of any profile.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные технологии в олимпийском образовании студентов высших учебных заведений физической культуры»

УДК 796.077.5

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОЛИМПИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Александр Юрьевич Овчинников, преподаватель, Константин Николаевич Ефременков, доктор педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой, Смоленская государственная академия физической культуры и спорта (СГАФКСТ)

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы применения мультимедийных технологий в олимпийском образовании студентов высших учебных заведений физической культуры. Разработанная модель олимпийского образования профессиональной подготовки бакалавров физической культуры с использованием мультимедийных технологий, отличающаяся воспроизводимостью и открытостью, основанная на системе единого стандарта ФГОС ВПО, может быть использована в учебном процессе учреждений высшего профессионального образования любого профиля.

Ключевые слова: информационные технологии, мультимедиа, мультимедийные технологии, олимпийское образование, модель олимпийского образования.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p208-211

MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN THE OLYMPIC EDUCATION OF STUDENTS

OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE

Alexander Yuryevich Ovchinnikov, the post-graduate student, Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

department chairman, Smolensk State Academy of Physical Culture and Sports and Tourism

Annotation

This article discusses the application of the multimedia technologies in the Olympic education of the students of higher educational institutions of physical culture. The developed model of the Olympic education for the vocational training of the bachelors in the physical culture with use of the multimedia technologies differed with the reproducibility and openness and based on the system of the FGOS VPO uniform standards can be used in the educational process of institutions of higher professional education of any profile.

Keywords: Information technology, multimedia, multimedia technologies, Olympic education, Olympic education model.

Применение информационных технологий в учебном процессе все больше происходит за счет внедрения мультимедийных учебных материалов. Использование различных способов подачи информации - основная идея мультимедиа. Применение видео и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации позволяет сделать учебный продукт наглядным, информационно насыщенным, удобным для восприятия и более привлекательным для студента.

Возможность использования мультимедийных технологий в подготовке по олимпийскому образованию и как следствие повышение качества учебных занятий определили актуальность данного исследования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках научного исследования, с целью определения уровня информационного обеспечения учебной деятельности студентов СГАФКСТ, было проведено анкетирование, в котором приняло участие 200 студентов 1-5 курсов очной формы обучения.

Анкетирование показало, что использование информационных и, в частности, мультимедийных технологий в учебном процессе студентов, ограничивается мультимедийными лекциями в формате презентаций и компьютерным тестированием преимуще-

ственно в рамках аудиторных занятий, в то время как 80,4% студентов проявляют интерес и желание использовать более продвинутые мультимедийные технологии в учебном процессе. [5].

С целью определения уровня методической подготовленности преподавателей вуза на базе Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма было проведено анкетирование. В нем приняли участия 30 методистов и преподавателей вуза.

Самыми распространенными формами аудиторной учебной деятельности с использованием информационных технологий в вузе являются мультимедийная лекция и компьютерное тестирование 93,8% и 47,7% соответственно, 18,5% используют электронные ресурсы и мультимедийные учебники. Несмотря на то, что 93,3% респондентов (преподавателей вуза) используют на методических занятиях компьютер и мультимедийные технологии (мультимедийные презентации, компьютерное тестирование и др.), большинство из них, 70%, считают свой уровень владения этими технологиями недостаточным. Методисты и преподаватели вуза полагают, что повысить уровень методической подготовленности можно за счет использования более адаптированных обучающих мультимедийных материалов и программ, прохождения курсов повышения квалификации в этой сфере, которые способны усилить контроль и повысить требования к методической подготовке студентов. Проведенная работа позволила нам разработать модель олимпийского образования профессиональной подготовки бакалавров физической культуры с использованием мультимедийных технологий (рисунок 1).

Модель учитывает особенности функционального взаимодействия структурных компонентов системного обеспечения (нормативно-правового, целевого, содержательно-функционального, технологического, дидактического и интегративно-результативного). [4]. Новаторская сущность модели состоит в признании мультимедийных технологий одним из инструментов в формировании компетенций при подготовке бакалавров физической культуры, механизмом их становления в качестве субъекта профессиональной деятельности. Модель отражает целостность ее структуры, обеспечивая преемственность подготовки по вертикали (бакалавриат - магистратура) и по горизонтали (социально-гуманитарной, естественнонаучной, профессиональной и специальной подготовки), расширяет возможности междисциплинарной интеграции с использованием олимпийских знаний. [3].

Экспериментально проверенный механизм функционирования модели, в условиях профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях физической культуры, позволяет сформировать высокий (креативный) уровень профессиональных и общекультурных компетенций выпускников. В основу компетенций положена идеология олимпизма, отраженная в воспитании «совершенного человека», на ценностях олимпиз-ма (стремление к телесной красоте, здоровью, поведению в духе Фэйр Плэй (честной игры) и др.) [1, 2].

В процессе анализа статистических данных исследования студентов в СГАФКСТ за период обучения с 2011-2012 уч. года по 2014-2015 уч. год было отмечено значительное повышение уровня общекультурной и профессиональной компетентности в экспериментальной группе, реализующей модель олимпийского образования. Так, число бакалавров в этой группе по общекультурной компетентности (ОК) в экспериментальной группе (ЭГ-1) (СГАФКСТ), достигших высокого уровня, увеличилось на 24% и составило 39%, а по ОП компетентности - на 24,7% и составило 37,2%.

В контрольной группе данная динамика не наблюдалась. Так, число бакалавров в этой группе по общекультурной компетентности (ОК) в контрольной группе (КГ-1) (СГАФКСТ), достигших высокого уровня, уменьшилось на 0,2% и составило 14,8% от первоначальных 15%, а по (ОП) компетентности увеличение было незначительно всего на 0,3%. Резюмируя вышесказанное можно отметить, что разработанная нами модель

олимпийского образования профессиональной подготовки бакалавров физической культуры с использованием мультимедийных технологий, отличающаяся воспроизводимостью и открытостью, основанная на системе единого стандарта ФГОС ВПО, может быть использована в учебном процессе учреждений высшего профессионального образования любого профиля.

Рис. 1. Модель олимпийского образования профессиональной подготовки бакалавров физической культуры с использованием мультимедийных технологий

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефременков, К.Н. Олимпийское образование в физкультурных вузах России в контексте интеграции в общеевропейское образовательное пространство / К.Н. Ефременков, Г.Н. Грец, И.А. Ефременкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3 (49). - С. 913.

2. Ефременков, К.Н. Трансформация физкультурных вузов России в контексте Болонских соглашений / К.Н. Ефременков, И.А. Ефременкова, А.И. Сергеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 2 (48). - С. 24-27.

3. Ефременков, К.Н. Социально-педагогические условия эффективной подготовки кадров в области физической культуры в период формирования единого европейского образовательного пространства (опыт социологического анализа) / К.Н. Ефременков, И.А. Ефременкова, М.М. Ковы-лин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 29-37.

4. Ефременков, К.Н. Экспериментальная модель олимпийского образования в условиях реформирования системы высшего физкультурного образования России / К.Н. Ефременков, А.С. Силкин, М.М. Ковылин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 29-37.

5. Овчинников, А.Ю. Применение мультимедийных технологий в подготовке студентов по дисциплинам профессионального цикла в вузах физической культуры / А.Ю. Овчинников, Н.Ю. Иванова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 99103.

REFERENCES

1. Efremenkov, K. N., Grets, G.N. and Efremenkova I.A. (2009), "Olympic education in sports high schools of Russia in the context of integration into European educational space", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 3, No. 49, pp. 9-13.

2. Efremenkov, K. N., Efremenkova, I. A. and Sergeev, A.I. (2009a), "Transformation of sports high schools of Russia in the context of the Bologna agreements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 2, No. 48, pp. 24-27.

3. Efremenkov, K.N., Efremenkova, I.A. and Kovylin, M. M. (2011), "Socio-pedagogical conditions of effective training in the field of physical culture in the period of formation of uniform European educational space (experience of sociological analysis)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 3, No.73, pp. 29-37.

4. Efremenkov, K.N., Silkin, S.A. and Kovylin, M.M. (2011), "Experimental model of Olympic education in the conditions of reforming the system of higher physical education in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 2, No. 72, pp. 29-37.

5. Ovchinnikov, A.Yu. and Ivanova N.Yu. (2014), "The application of multimedia technology in the training of students on disciplines of a professional cycle in higher educational establishments of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 10, No. 116, pp. 99-103.

Контактная информация: etivon18@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 02.11.2015

УДК 61:796/799

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

ИЗУЧЕНИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ

Андрей Леонидович Похачевский, кандидат медицинских наук, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России, Рязань); Андрей Борисович Петров, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Сергей Александрович Глушков, старший преподаватель, Алексей Викторович Фомичев, старший преподаватель, Александр Николаевич Воробьев, преподаватель, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (ВИПЭ ФСИН России)

Аннотация

Исследование посвящено изучению сердечного ритма в период нагрузочного тестирования с целью выявления критических точек его изменчивости - маркеров смешанной выносливости, тренированности, нагрузочной толерантности и регуляции. При этом гипотеза исследования предполагает, что локализация и подвижность этих маркеров бу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.