Научная статья на тему 'Проектирование основной образовательной программы по направлению «Физическая культура» на основе компетентностного подхода'

Проектирование основной образовательной программы по направлению «Физическая культура» на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / COMPETENCE / RESULTS OF TRAINING / TEACHING AND METHODOLOGIST MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехов Евгений Федорович, Щенникова Марина Юрьевна

В статье рассмотрено подробное проектирование образовательной программы по направлению «Физическая культура» на основе компетентностного подхода в рамках государственного образовательного стандарта третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орехов Евгений Федорович, Щенникова Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of basic educational program under direction "Physical training" on a basis of competence approach

The article gives a detailed designing of educational program under direction "Physical training" on the basis of competence approach within the limits of state educational standard of the third generation.

Текст научной работы на тему «Проектирование основной образовательной программы по направлению «Физическая культура» на основе компетентностного подхода»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В системе руководящих документов, регламентирующих процесс физического совершенствования военнослужащих, центральное место занимает «Наставление по физической подготовке», так как именно оно определяет все основные элементы действующей в тот или иной отрезок времени системы физической подготовки личного состава армии и флота.

Основными принципами функционирования «Наставления по физической подготовке», которые придают ему статус главного руководящего документа специального назначения, являются: научная обоснованность, стабильность, универсальность, технологичность, обязательность и преемственность (В.В.Миронов, 2006).

ЛИТЕРАТУРА

1. Гацко, М.Ф. Правовое обеспечение строительства Вооруженных Сил Рос-

сийской Федерации / М.Ф. Гацко. - М. : Флинта : Наука, 2008. - 342 с.

2. Концепция совершенствования физической подготовки в Вооруженных силах Российской Федерации до 2016 года (утверждена Министром обороны Российской Федерации 6 мая 2008 года). -

3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 10 ноября 2007 г. № 329-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант +».

4. Педагогика физической подготовки и спорта : учебник / В.Л. Марищук,

Н.В. Романенко, В.Л. Пашута, М.А. Евдокимов ; М-во образования Рос. Федерации, Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2005. - 296 с.

5. Физическая культура : учебник / В.В. Миронов, В.А. Собина [и др.]. - М. :

Военное издательство, 2005. - 200 с.

6. Теория и организация физической подготовки : учебник / под ред. проф. В.В. Миронова; М-во образования Рос. Федерации, Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2006. - 594 с.

Контактная информация: chistiakov52@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Евгений Федорович Орехов, кандидат педагогических наук, профессор,

Марина Юрьевна Щенникова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассмотрено подробное проектирование образовательной программы по направлению «Физическая культура» на основе компетентностного подхода в рамках государственного образовательного стандарта третьего поколения.

Ключевые слова: основная образовательная программа, компетентность, результаты обучения, учебно-методические материалы.

DESIGNING OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAM UNDER DIRECTION "PHYSICAL TRAINING" ON A BASIS OF COMPETENCE APPROACH

Evgenie Fedorovich Orehov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Marina Jurevna Shennikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The article gives a detailed designing of educational program under direction "Physical training" on the basis of competence approach within the limits of state educational standard of the third generation.

Keywords: basic educational program, competence, results of training, teaching and methodologist materials.

Реформирование российского профессионального образования, происходящее в настоящее время, в полной мере коснулось отрасли физической культуры и спорта. В 2008 году в нашем университете, который является базовым вузом учебнометодического объединения вузов РФ по образованию в области физической культуры, проводилась большая работа по разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. Особенностью новых стандартов образования, отличающей их структуру от действующих ГОС ВПО второго поколения, является компетентност-ный подход и измерение трудоемкости освоения образовательных программ в зачетных единицах (кредитах).

Следующим этапом работы проектного коллектива вуза является разработка технологий проектирования и реализации образовательных программ высшего профессионального образования по направлению «Физическая культура», которые должны составить методическое обеспечение учебного процесса. Результаты обучения, представленные в компетентностном подходе, предполагают корректировку, а, возможно, и серьезную переработку действующих программ в отношении целей образовательных программ и планируемых результатов обучения.

Основная образовательная программа (ООП) по направлению включает в себя следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника.

3. Компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения данной ООП ВПО.

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП.

5. Ресурсное обеспечение ООП по направлению «Физическая культура».

6. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения студентами ООП.

Разделы ООП обусловлены структурой ФГОС ВПО.

Компетентностный подход, который является отличительной особенностью стандартов третьего поколения, выражается в представлении результатов обучения по сравнению с действующими стандартами не в виде требований к уровню подготовленности по отдельным циклам дисциплин в формате «знать, уметь», а в виде компетентности как способности выполнять определенную деятельность в соответствии с заданными требованиями, что предполагает перестройку технологий разработки методического обеспечения. Компетенции неотделимы от знаний, поскольку их формирование невозможно без обучения в какой-либо области или по какой-либо дисциплине.

Компетенции классифицируются как общекультурные, профессиональные и специализированно-профильные. Общекультурные компетенции (ОК) сформулированы в соответствии с рекомендациями разработчиков макета ФГОС ВПО. Профессио-

нальные компетенции (ПК) представлены в соответствии с видами деятельности. В физическом воспитании, спорте, двигательной рекреации компетенции включают в себя когнитивные умения, практический контекст, требующий применения инновационных и стандартных техник при формировании личности занимающихся, планировании своей деятельности, проведении различных видов занятий, корректировании своей профессиональной деятельности на основе результатов контроля состояния занимающихся, обеспечении безопасности занятий. В организационно-управленческой деятельности компетенции характеризуют практический контекст и переносимые умения, обеспечивают решение задач организации физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, работы малых коллективов, использования и разработки нормативной и финансово-хозяйственной документации. Переносимые компетенции выражаются в способности рассуждать в абстрактных терминах, осуществлять анализ и синтез, решать задачи (принимать решения), адаптироваться, быть лидером, работать как в команде, так и самостоятельно. В научно-исследовательской деятельности компетенции характеризуют когнитивные и переносимые умения, обеспечивают решение задач выявления актуальных вопросов отрасли физической культуры и спорта, планирование и проведение научных исследований, презентацию их результатов. Новым видом деятельности при подготовке кадров для отрасли является культурнопросветительская, что обусловлено влиянием средств массовой информации на подрастающее поколение в современных условиях. Формируемые компетенции направлены на практический контекст, проведение пропагандистских и информационных кампаний по вопросам влияния занятий физической культурой на укрепление здоровья, поддержание работоспособности, активного долголетия, привлечение детей и молодежи к занятиям спортом.

В основной образовательной программе наряду с результатами обучения, обозначенными в ФГОС ВПО, предполагается возможность их расширения. Во-первых, в соответствии с тем профилем, который реализует вуз, могут быть представлены специализированно-профильные компетенции. Например, по профилю «Спортивная тренировка» они дополняют профессиональные компетенции тренерской деятельности в части использования современных технических средств и информационных технологий, технологий восстановления, индивидуализации процесса подготовки в спорте, материально-технического обеспечения. Кроме этого, здесь могут быть конкретизированы цели ООП, заявляемые вузом в соответствии с региональными особенностями, научными школами, имеющимся кадровым потенциалом и т.д.

Наряду с традиционным дисциплинарным планом, в котором трудоемкость дисциплин выражена как в часах, так и в зачетных единицах, в ООП представлен ком-петентностно-ориентированный учебный план. Данный документ позволяет определить вклад той или иной дисциплины в формирование компетенций, а также этапы формирования отдельных компетенций на протяжении обучения, от курса к курсу. Говоря об общекультурных компетенциях, следует сказать, что они многофункциональны и надпредменты. Большинство из них формируется как на дисциплинах циклов ГСЭ и ЕН, так и на профессиональных дисциплинах, так как это определяется не только содержанием, но и используемыми образовательными технологиями и методами оценивания. В качестве примера можно привести общекультурную компетенцию «умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь», которая, в том числе, формируется в процессе проведения дискуссий, опросов, докладов и т.п. Каждая учебная дисциплина влияет на формирование нескольких компетенций, и, наоборот, компетенция может формироваться под влиянием совокупности дисциплин.

Дисциплинарный план наряду с традиционным распределением общей трудоемкости дисциплины в часах по видам работы и семестрам содержит трудоемкость дисциплин в зачетных единицах и коды формируемых компетенций по циклам дисциплин. 1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам, в соответствии с ре-

комендациями Министерства образования РФ от 28.11.2002. Таким образом, если в год студент должен освоить 60 зачетных единиц при максимально недельной нагрузке 54 часа, продолжительность теоретического обучения составляет в год не менее 40 недель, включая практики. На четвертом курсе 8 недель (12 зачетных единиц) приходится на итоговую аттестацию. Экзамены входят в трудоемкость дисциплины, могут проводиться как в период экзаменационных сессий, так и непосредственно по окончанию прохождения дисциплины в зависимости от используемых в вузе форм промежуточной аттестации, например, балльно-рейтингового контроля. Трудоемкость дисциплин в зачетных единицах кратна 3, такой подход предлагается для удобства набора 30 и 60 зачетных единиц в семестре и году, соответственно. Представляется целесообразным определение соответствия зачетной единицы:

- часам аудиторной работы в неделю (умноженным на количество недель в семестре);

- видам итоговой аттестации по дисциплине;

- формам самостоятельной работы студента.

Данный подход можно характеризовать как «восходящий», когда основным элементом являются курсовые единицы (дисциплины, модули), из которых складываются курсы. При использовании «нисходящего» подхода распределение зачетных единиц между дисциплинами (модулями) производится, исходя из ожидаемых результатов обучения для:

1) программ подготовки магистров;

2) программ подготовки бакалавров;

3) каждого года обучения (например, первого, второго и т.д.);

4) каждой курсовой единицы.

Для выполнения нормы 54 часа нагрузки в неделю с учетом дисциплины «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетных единицы и 400 академических часов на первых двух курсах продолжительность семестра должна быть не менее 22 недель, включая экзаменационные сессии. Для того чтобы общее количество зачетных единиц в году составило на этих курсах 60 зачетных единиц, необходимо уменьшить трудоемкость одной из дисциплин в году до 2 зачетных единиц. Это могут быть, например, дисциплины вариативной части (по выбору студента).

Часто используемый термин кредитно-модульное обучение как бы объединяет эти два понятия в одно целое. На практике измерение трудоемкости дисциплин не обязательно предполагает модульное построение учебного процесса. Определение модуля является достаточно неопределенным, так, в соответствии с макетом ФГОС, ВПО -это совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения. В данном контексте и при неоднозначности взаимосвязей дисциплина - компетенция это может быть и комплекс дисциплин и дисциплина и часть дисциплины (раздел). Кроме этого, хотелось бы отметить, что при объединении дисциплин в модули решается в большей степени проблема сокращения форм аттестации, сам же учебный процесс остается дисциплинарным, так как и образование, и сферы научных интересов преподавателей находятся сегодня в плоскости отдельных дисциплин. Более перспективной представляется курсовая аттестация по определению уровня сформированности заявленных компетенций. Предлагаемый учебный план предусматривает сохранение большинства дисциплин действующего плана, что обеспечивает преемственность, сохранение традиций и научных школ, взаимосвязано с организационной структурой ФГОУ ВПО «НГУ им. П.Ф. Лес-гафта, Санкт-Петербург». Вариантом внедрения модульного подхода может быть реализация вариативной части циклов. Например, предложение студентам на выбор в гуманитарном, социальном и экономическом циклах следующих модулей: коммуникация, экономика, право, социология.

Как методология целеполагания компетентностный подход ориентирован на

тщательное планирование системы целей и результатов обучения, разработку критериев их достижения и соответствующих процедур контроля, тщательную проработку методического обеспечения достижения студентами планируемых результатов. Определяя компетентность как умение осуществлять деятельность, можно сказать, что компетентностный подход направлен на обучение деятельности. В ситуации отсутствия жестко обозначенных дисциплин и их содержания именно заявляемые компетенции определяют содержание, используемые образовательные технологии и оценочные средства дисциплин (модулей). При этом, компетенции соотносятся с компонентами деятельности специалиста по ФКиС в соответствии с видом деятельности. Вопросы планирования результатов обучения тесно взаимосвязаны с уровнем получаемого образования. Ориентиром для планируемых результатов обучения могут быть обобщенные Рамочные квалификационные характеристики Европейского пространства высшего образования (Framework for Qualifications of the ENEA - OF-ENEA), основанные на так называемых Дублинских дескрипторах. Сравнение описаний степеней, соответствующих бакалавриату и магистратуре, должно быть положено в основу определения состава дисциплин и их содержания. В таблице 1 курсивом обозначены результаты обучения по направлению «Физическая культура» в соответствии с проектом ФГОС ВПО.

Таблица 1

Степень бакалавра присуждают выпускникам, которые: Степень магистра присуждают выпускникам, которые:

показали знание и понимание в изучаемой области, основанные на общем среднем образовании и обычно находящиеся на уровне, который, будучи поддержан продвинутыми учебниками, включает в себя некоторые аспекты, содержащие передовые знания в изучаемой области; осознают истоки и эволюцию формирования теории спортивной тренировки, медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в избранном виде спорта, санитарногигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта (ПК-8); способны выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта (ПК-25); показали знание и понимание расширенные и/или углубленные по сравнению с типичными выпускниками первого цикла (бакалавриата) и создающие основу или возможность для оригинальности в развитии и/или применении идей, часто в исследовательском контексте; обладают высоким уровнем знаний в области подготовки спортсменов (новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями) (ПК-8); обладают высоким уровнем знаний о выполняемых научных исследованиях в области физической культуры и спорта (новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями) (ПК-31);

умеют применять знание и понимание способом, показывающим профессиональный подход к работе или профессиональной деятельности, и обладают умениями, обычно проявляющимися в выдвижении и поддержке аргументов и в решении проблем в рамках изучаемой области; самостоятельно проводят учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и учащимися в образовательных учреждениях общего среднего, среднего и высшего профессионального образования, внеклассную спортивно-массовую работу с учащимися (ПК-5); умеют оценивать физические способности и функциональное состояние учащихся, адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей (ПК-6); умеют проводить научные исследования по определению эффективности различных сторон умеют применять знание, понимание и умения решать проблемы в новых или незнакомых условиях в широких (междисциплинарных) контекстах, связанных с изучаемой областью; решают нестандартные проблемы в процессе подготовки спортсменов (ПК-12); разрабатывают обобщенные варианты решения проблемы, анализируют эти варианты, прогнозируют последствия, способны находить компромиссные решения в условиях мно-гокритериальности, неопределенности, планировать реализацию проекта (ПК-16); используют методики и технологии из смежных областей знаний при проведении научноисследовательской работы в области физической культуры и спорта (ПК-34);

Степень бакалавра присуждают выпускникам, которые: Степень магистра присуждают выпускникам, которые:

деятельности в сфере физической культуры и спорта с использованием апробированных методик (ПК-26); проводят научный анализ результатов исследований и используют их в практической деятельности (ПК-28);

умеют подбирать и интерпретировать значимые данные для того, чтобы сообщать суждения/решения, включающие в себя отражение значимых социальных, научных или этических проблем; используют накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях (ПК-30); умеют интегрировать знания, управлять сложностью и формулировать суждения/решения в условиях неполной или ограниченной информации, включающие в себя отражение социальной и этической ответственности в связи с применением своих знаний и решений; умеют формулировать цели проекта (программы) для решения задач повышения эффективности физкультурно-оздоровительной, спортивной деятельности, определять критерии и показатели достижения целей, выявлять приоритеты решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности (ПК-15);

умеют разъяснять информацию, идеи, проблемы и решения как специалистам, так и неспециалистам; владеют приемами общения и умеют использовать их при работе с коллективом занимающихся и каждым индивидуумом (ПК-31); способны формулировать и представлять обобщения и выводы (ПК-27); умеют представлять свои выводы, знания и поддерживающие их объяснения специалистам и неспециалистам ясно и однозначно; способны управлять отношениями с лицами, вовлеченными в процесс физкультурноспортивной деятельности (ПК-5,ПК-13, ПК-24,ПК-40)

развили учебные умения и навыки, необходимые для продолжения образования с высокой степенью самостоятельности. имеют учебные умения и навыки, позволяющие продолжать учиться большей частью на основе самоуправления или самостоятельности.

В апреле 2008 года Европейским парламентом и Советом Европы приняты Европейские рамочные квалификационные характеристики для обучения в течение жизни, в которых первой квалификации высшего образования соответствует 6 и 7 уровни, которые по своему содержанию близки к представленным выше дескрипорам (таблица

2).

Таким образом, программа подготовки магистров характеризуется изучением передовых теорий и технологий физкультурно-спортивной деятельности, междисциплинарным подходом к организации учебного и исследовательского процесса, достаточно высокой степенью самостоятельности. Именно такой подход реализуется в университете и представлен сегодня в имеющихся учебно-методических материалах. Отдельные трудности при определении уровневости предлагаемого учебного материала возникают на программах «Спорт и система подготовки спортсменов» и «Спортивнооздоровительный туризм», где сохраняются повторы и дублирование материала на первом и втором уровнях.

К документам, регламентирующим содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП, относят рабочие программы дисциплин/практик и методические материалы для студентов и преподавателей, образующие учебнометодический комплекс по дисциплине/практике. Прежде всего, в учебнометодических комплексах должны быть отражены результаты образования по дисциплине и методики из измерения. Уже в начале обучения студент должен представлять, что он будет знать, понимать и научится делать в результате обучения. Разработанные в настоящее время преподавателями университета учебно-методические комплексы по дисциплинам во многом соответствуют предъявляемым требованиям. устранения.

Таблица 2

6 уровень (бакалавр) 7 уровень (магистр)

Знания

Углубленные знания области работы или изучения, включая критическое понимание теорий и принципов. Высокоспециализированные знания, часть которых является передовыми в области работы или изучения, как основа для оригинального мышления и/или исследований. Критическое понимание проблем знаний в области работы или изучения и на границе между различными областями.

Умения

Глубокие умения/навыки, показывающие мастерство и инновации, требующиеся для решения сложных и непредсказуемых проблем/задач в специализированной области работы или учебы. Специализированные умения/навыки решения проблем/задач, необходимые в исследованиях и/или инновациях для развития новых знаний и процедур и для интеграции знаний из различных областей.

Компетенции

Управление сложной технической или профессиональной деятельностью или проектами с принятием ответственности за принятие решений в непредсказуемых рабочих или учебных контекстах, за управление профессиональным развитием индивидуумов и групп. Умение самостоятельно и ответственно справляться со сложными, непредсказуемыми и требующими новых стратегических подходов проблемами/задачами в области работы или изучения. Принятие ответственности за вклад в профессиональные знания и практику и/или за рассмотрение стратегической работы команд.

В процессе внедрения балльно-рейтингового контроля в течение последних четырех лет поэтапно разрабатывались технологические карты дисциплин учебного плана по направлению «Физическая культура». Данная работа оказала положительное влияние на формулировку и описание используемых в учебном процессе образовательных технологий и видов контроля. По сравнению с традиционной формой аттестации внедрение балльно-рейтингового контроля и разработка технологических карт дисциплин позволили усилить такой важный фактор среди форм оценки, каковым является «обратная связь». Такой вид оценки называют формирующим, поскольку студенты учатся, выполняя работу, а затем получая комментарии преподавателя в отношении успешности выполнения этой работы, недостатков, возможностей, а также практических способов их

Чаще, однако, формы оценки являются исключительно итоговыми: они используются для оценки достижений студентов в конце обучения по дисциплине, студенты получают только оценку, но не отзыв. Сегодня разработаны учебно-методические комплексы по всем дисциплинам, которые включают в себя содержание дисциплин, в том числе лекционного курса, вопросы для обсуждения на каждом семинарском занятии, средства и методы, используемые на практических и лабораторных занятиях. В разделе «Методические указания для студентов по самостоятельной работе» представлены задания по всем видам текущего контроля с описанием алгоритма выполнения тех из них, которые студент делает самостоятельно, внеаудиторно. Критерии оценивания представлены для всех видов контроля. Сегодня под эгидой европейской сети агентств по гарантии качества (ENQA) разработаны общеевропейские руководства, например Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education. В соответствии с этим документом, «Процедуры оценки студентов должны:

- разрабатываться с целью оценки степени достижения желаемых результатов обучения и других целей учебной программы;

- соответствовать своим целям, какими бы они не были - диагностическим, формирующим или итоговым;

- сопровождаться четкими и опубликованными критериями оценки;

- осуществляться лицами, понимающими роль оценки в процессе овладения студентами знаниями и навыками, ассоциируемыми с их будущей квалификацией;

- по возможности, не основываться на мнении одного экзаменатора».

По направлению «Физическая культура» виды контроля и критерии оценивания основываются на дифференцированной оценке по всем дисциплинам (модулям) учебного плана по 100-балльной шкале, в соответствии с «Положением о балльнорейтинговом контроле». Итоговая оценка по дисциплине включает в себя, в том числе, оценки за выполнение практических заданий, учебную практику, участие в ролевых играх, разработку планирующей и отчетной документации и другое. Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов и экзаменов, вклад которых в общую оценку по дисциплине составляет 30%. 70% баллов студент набирает по результатам текущих контролей и рубежного контроля в форме тестирования, проводимого по методике оценки Федерального Интернет-экзамена, по степени освоения всех разделов дисциплины.

Постоянно проводимый анализ технологических карт показал, что ведущими формами контроля оставались устные опросы как в процессе семинарских занятий, так и при приеме экзамена. Основной принцип, по которому проходило совершенствование учебно-методических материалов, был определен как взаимосвязь заявленных результатов обучения в формате «знать, уметь» с формами проведения занятий и видами контроля. Такой подход позволил расширить спектр используемых образовательных технологий, стали больше использоваться практикоориентированные технологии, тренинги, ролевые игры, работа в группах. Одновременно разрабатывались критерии оценивания участия студентов в таких занятиях. В спортивно-педагогических дисциплинах накоплен большой опыт оценивания владения студентами техникой изучаемых видов и проведения фрагментов уроков по заданию преподавателя, что характеризует степень сформированности профессиональных компетенций образовательной деятельности: умеет разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий (ПК-4); самостоятельно проводит учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и учащимися в образовательных учреждениях общего среднего, среднего и высшего профессионального образования, внеклассную спортивно-массовую работу с учащимися (ПК-5). Внедрение балльно-рейтингового контроля в магистратуре показало, что на данном этапе обучения преподаватели предпочитают как вид текущего контроля реферат, что, безусловно, характеризует умение студентов интегрировать знания, анализировать и интерпретировать имеющиеся данные, работать самостоятельно. В соответствии с ожидаемыми результатами обучения, больше внимания требуется формированию умения представлять свои выводы, аргументированно их обосновывая, шире используя дискуссии, круглые столы, презентации и другое, больше внедрять проектную деятельность.

Таким образом, корректировка имеющихся материалов в соответствии с ФГОС ВПО предусматривает определение взаимосвязи дисциплин с заявленными результатами обучения, дополнение разделов используемых образовательных технологий и видов контроля. В результате проделанной работы по учебно-методическому обеспечению системы балльно-рейтингового контроля и разработке материалов основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС ВПО в университете утверждено «Положение о разработке и корректировке основных образовательных программ», учитывающее переход к компетентностному подходу.

Спецификой подготовки специалистов по физической культуре и спорту является наличие в учебном плане дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта», которая изучается на протяжении всего периода обучения по программе. Следует учитывать, что студенты имеют практических опыт занятий избранным видом спорта до 10 лет. Именно в процессе изучения данной дисциплины студент учится использовать знания, умения и навыки, приобретенные в процессе изучения других дисциплин для решения практических задач профессиональной деятельности. Возвращаясь к вопросу курсового оценивания уровня сформированности заявленных результатов обучения, следует сказать, что выполняемый по данной дисциплине ежегодный междис-

циплинарный проект является вариантом курсовой аттестации.

Итоговая государственная аттестация включает в себя государственный междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы. Оценочные средства для государственного экзамена предполагают интеграцию знаний из различных предметных областей на примере избранного вида спорта. Программа итоговой государственной аттестации определяет соответствие итоговых испытаний ожидаемым результатам обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсеньев, Д.Г. Современные подходы к проектированию и реализации образовательных программ в вузе / Д.Г. Арсеньев, А.И. Сурыгин, Е.В. Шевченко. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2009. - 82 с.

2. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : методическое пособие / В.И. Байденко ; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М. : [б.и.], 2006. - 55 с.

3. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования : метод. рекомендации для руководителей и актива учеб.-метод. объединений вузов / науч. ред. д-ра техн. наук, проф. Н.А. Селезневой ; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Координац. совет учеб.-метод. объединений и науч.-метод. советов высш. школы. - М. : [б.и.], 2009. - 82 с.

4. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс // http://tuning.unideusto.org/tuningeu.

Контактная информация: chistiakov52@mail.ru

БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИКИ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ БОКСЕРОВ ПО РИНГУ

Василий Александрович Осколков, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В работе проводится биомеханический анализ техники передвижения боксёров по рингу различными способами, и на этой основе предлагается классификация передвижений по рингу.

Ключевые слова: анализ, биомеханика, передвижения, классификация.

BIOMECHANICAL ANALYSIS AND CLASSIFICATION OF TECHNIQUES OF MOVEMENT AMONG RING BOXERS

Vasily Aleksandrovich Osnolkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

dean,

The Volgograd State Physical Education Academy

Annotation

We performed biomechanical analysis of movement technique of boxer in ring by different ways and on this basis proposed classification of movement around the ring.

Key words: analysis, biomechanics, movement, classification.

ВВЕДЕНИЕ

Многообразие способов передвижения по рингу, отсутствие четких определений, несовершенство терминологии позволяет тренерам и специалистам в области бокса вольно пользоваться существующей терминологией. Мало что изменилось с шестидесятых годов и до нашего времени - [1], [5], [7], [8]. Ошибкой авторов [1] при попытке создать классификацию передвижений было то, что они выделяли в качестве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.