Научная статья на тему 'Ключевые аспекты разработки вузовских программ на основе федеральных государственных образовательных стандартов'

Ключевые аспекты разработки вузовских программ на основе федеральных государственных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДУЛЬ / УЧЕБНЫЙ ЦИКЛ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / ПРОФИЛЬ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ЗАЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реморенко И. М., Дубова Т. Ф., Чураева М. Л., Максимов Н. И., Караваева Е. В.

Приведены разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Реморенко И. М., Дубова Т. Ф., Чураева М. Л., Максимов Н. И., Караваева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые аспекты разработки вузовских программ на основе федеральных государственных образовательных стандартов»

----------------------------- © И.М. Реморенко, Т.Ф., Дубова М.Л. Чураева,

Н.И. Максимов, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун,

С.В. Коршунов, В.Л. Петров, Н.М. Розина,

Е.Б. Белов, Б.А. Сазонов, 2010

УДК 622: 378.1

И.М. Реморенко, Т. Ф., Дубова М.Л. Чураева, Н.И. Максимов,

Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, С.В. Коршунов, В.Л. Петров,

Н.М. Розина, Е.Б. Белов, Б.А. Сазонов

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ВУЗОВСКИХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Приведены разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, высшее учебное заведение, образовательный стандарт, образовательная программа, основная образовательная программа, примерная основная образовательная программа, результаты обучения, компетенция, модуль, учебный цикл, направление подготовки, профиль, специальность, специализация, зачетные единицы..

Публикуя материалы, которые раскрывают важные аспекты введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, в том числе подготовки горных инженеров [2-15], Учебно-методическое объединение вузов РФ по образованию в области горного дела (УМО) последовательно обеспечивает реализацию главного принципа в своей работе - публичность деятельности. Предлагая апробированные решения, УМО предполагает, что они окажут помощь горным вузам страны в разработке новых основных образовательных программ, направленных на развитие высшего горного образования. Предлагаемый материал является результатом работы группы экспертов (авторов публикации), осуществляющих разработку методических документов по вопросам разработки основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Петров В.Л. - проректор МГГУ, заместитель председателя Совета УМО вузов РФ по образованию в области горного дела, профессор

щ ш роцесс введения Федеральных

ж. .А государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в России в ближайшее время предопределит главные направления концентрации интеллектуальных и материальных ресурсов высших учебных заведений [1].

При разработке новых вузовских основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО предстоит решить зна-

чительное число задач, направленных на удовлетворение требованиям стандартов -с одной стороны, и обеспечение конкурентоспособности своих образовательных программ - с другой.

Анализ утвержденных ФГОС ВПО, опыт проектирования основных образовательных программ (ООП) в передовых вузах, обсуждения ключевых аспектов введения новых стандартов среди академической и профессиональной общественности свидетельствуют о необходимости

дать некоторые «технологические» разъяснения для разработчиков ООП в вузах, которые позволят облегчить достижение целей, декларированных в процессе проектирования ООП.

Наиболее эффективным способом представления такого документа, с точки зрения экспертов-разработчи-ков, являются наборы ответов на вопросы, которые не отражаются в содержании ФГОС ВПО и являются объективно проблемными для разработчиков ООП.

Вопрос: Должен ли вуз, проектируя профильную подготовку бакалавров в рамках вариативной части основной образовательной программы, следовать перечню профилей, установленному в соответствующей примерной основной образовательной программе (ПООП)?

Ответ: При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в примерной основной образовательной программе, утвержденной руководителем базового вуза - разработчика соответствующего ФГОС ВПО. Если ФГОС ВПО создан двумя и более разработчиками, то остальные вузы могут ориентироваться на перечень профилей, представленных в примерных основных образовательных программах вузов-разработчиков.

Вуз может разработать ООП и без указания профиля подготовки.

Вопрос: Может ли вуз разработать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров? Может ли университет, получивший право работать по собственным образовательным стандартам, не придерживаться перечня профилей подготовки бакалавров, определенного в ПООП?

Ответ: Вуз может разработать и реализовать инновационную образователь-

ную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных примерных основных образовательных программах. Для этого ему необходимо получить статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном Приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

При этом следует иметь в виду, что содержание нового профиля не должно затрагивать предметные области других направлений подготовки. Наименование нового профиля не должно совпадать с наименованиями других направлений подготовки и специальностей.

Университет, получивший право самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты и требования к ним, самостоятельно определяет профили подготовки бакалавров или реализует ООП без профилей.

Вопрос: Каков порядок введения новой специализации в рамках специальности?

Ответ: Для того чтобы ввести новую специализацию, необходимо внести изменения в соответствующий Федеральный государственный образовательный стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142.

Вопрос: Можно ли в рамках одного профиля подготовки бакалавров в вузе разрабатывать несколько учебных планов?

Ответ: Можно, с учетом особенностей основной образовательной программы подготовки бакалавров.

Вопрос: Сколько магистерских программ может реализовать вуз в рамках одного направления подготовки?

Ответ: В рамках одного направления подготовки вуз может реализовать любое количество основных образовательных программ магистратуры (магистерских программ), при условии выполнения требований ФГОС ВПО.

Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять редакцию компетенций, приведенных во ФГОС?

Ответ: Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными для разработки вузом основных образовательных программ. Вуз имеет право предусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной программы.

Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять требования к знаниям, умениям и навыкам, приведенные во ФГОС (таблица 2 «Структура ООП»)?

Ответ: Требования ФГОС (в том числе к знаниям, умениям и навыкам) являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемых вузом основных образовательных программ. При разработке своей основной образовательной программы вуз может вводить дополнительные требования к знаниям, умениям и навыкам.

Вопрос: Являются ли обязательным для вуза наименования дисциплин, приведенных во ФГОС (таблица 2 «Структура ООП»)?

Ответ: Наименования дисциплин

«История», «Философия», «Иностранный язык», «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» не могут быть изменены вузом при формировании основных образовательных программ бакалавриата и подготовки специалистов.

Лишь в случаях, когда наименование обязательной дисциплины совпадает с наименованием направления подготовки,

она может быть представлена в виде нескольких дисциплин.

Наименование других дисциплин вуз имеет право корректировать при условии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведенным во ФГОС (таблица 2).

Для направлений подготовки и специальностей, где требуется аттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, медицины, транспорта и т.п.) обязательный перечень дисциплин базовой части профессионального цикла может быть установлен соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Вопрос: Обязателен ли для вуза перечень дисциплин, приведенных в вариативной (профильной) части примерного учебного плана?

Ответ: Вуз формирует свой перечень дисциплин вариативной (профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части, определенной ФГОС и примерным учебным планом. Перечень дисциплин вариативной (профильной) части, приведенный в примерном учебном плане, носит рекомендательный характер при условии реализации вузом компетенций, определенных примерной ООП.

Для направлений подготовки и специальностей, где требуется аттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, медицины, транспорта и т.п.), обязательный перечень дисциплин вариативной части профессионального цикла может быть установлен по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относится данный вопрос.

Вопрос: Могут ли дисциплины базовой и вариативной частей иметь одинаковое название?

Ответ: Нет. В случае необходимости наименование может быть указано с индексом (например, математика 1, математика 2).

Вопрос: Может ли вуз при формирования учебного плана для конкретного профиля подготовки бакалавров использовать вариативную часть других циклов основной образовательной программы, а не только профессионального цикла?

Ответ: При формирования учебного плана для конкретного профиля подготовки бакалавров вуз вправе использовать вариативную часть циклов Б.1, Б.2 и Б.3, сохраняя при этом содержание дисциплин соответственно направленности циклов.

Вопрос: Должны ли дисциплины по выбору студента включаться в каждый цикл основных образовательных программ подготовки бакалавров и специалистов?

Ответ: В соответствии с п.7.5. ФГОС общий объем дисциплин по выбору обучающихся должен составлять не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Следовательно, дисциплины по выбору обучающихся могут быть не в каждом цикле.

Вопрос: Каков порядок реализации факультативных (не обязательных для освоения студентом) дисциплин?

Ответ: Согласно ФГОС, вуз может дополнительно к ООП реализовать факультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения (в бакалавриате и при подготовке специалиста объемом до 10 зачетных единиц). Дополнительно к ООП магистратуры могут быть реализованы факультативные дисциплины в объеме, определяемом вузом самостоятельно.

Высшее учебное заведение может реализовывать факультативные дисциплины

за счет ежегодного резерва в 2-5 учебных недель, образующегося за счет варьирования продолжительности каникул от 7 до 10 недель в год.

Вопрос: Предполагает ли разработка ООП на основе ФГОС ВПО обязательное использование принципа асинхронного («нелинейного») обучения?

Ответ: Для реализации компетентно-стного подхода предпочтительно вводить элементы «асинхронного» обучения (формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся).

Вопрос: Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО разрабатываться с обязательным применением модульного формата?

Ответ: Согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденному постановлением Правительством Российской Федерации № 71 от 14 февраля 2008 г.: «Основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся...». На эту формулировку опирается и ФГОС ВПО.

Эффективность реализации компе-тентностного подхода, разработки совместных образовательных программ, академической мобильности студентов и преподавателей значительно повышается при проектировании ООП и реализации образовательного процесса в модульном формате.

Таким образом, вузу рекомендуется проектировать модульные ООП, но это не является обязательным требованием ФГОС.

Вопрос: Должны ли вузы перейти к учету нагрузки преподавателей в зачетных единицах?

Ответ: Вуз вправе самостоятельно решать вопрос о переходе на систему уче-

та нагрузки преподавателей в зачетных единицах при условии разработки соответствующей внутривузовской нормативной базы.

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для работников из числа профессорско-

преподавательского состава образовательных учреждений ВПО установлена постановлением Правительства от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» и составляет 36 часов в неделю. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденному постановлением Правительством Российской Федерации № 71 от 14 февраля 2008 г., учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.

Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять установленную ФГОС величину трудоемкости учебного года равную 60 зачетным единицам?

Ответ: Нет, не может. Трудоемкость одного учебного года при реализации основной образовательной программы должна быть равна 60 зачетным единицам. Однако по семестрам в рамках учебного года количество зачетных единиц может быть распределено неравномерно.

Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы отклоняться от установленного ФГОС соответствия 1 зачетной единицы 36 академическим часам?

Ответ: В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года для освоения

основной образовательной программы задана однозначно - 60 зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная в учебных неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебной нагрузки студентов в академических часах могут различаться, при разработке основных образовательных программ вуз может использовать соответствие одной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов.

Вопрос: Может ли трудоемкость дисциплин (модулей) и практик определяться дробным числом зачетных единиц?

Ответ: Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна определяться только целым числом зачетных единиц.

Вопрос: На физическую культуру в соответствии с ФГОС отводится 2 зачетные единицы, соответствующие 400 академическим часам. Каким образом должны учитываться эти зачетные единицы по годам обучения?

Ответ: Возможно два варианта в зависимости от количества семестров, отведенных вузом на освоение студентом физической культуры.

Первый вариант: если физическая

культура реализуется 4 семестра (в течение 2 лет), то можно начислять по 1 з.ед. в год.

Второй вариант: если физическая

культура реализуется 4, 5 или 6 семестров то можно начислять 2 зачетные единицы сразу по окончании всех занятий по физической культуре (в течение 2-х или 3-х лет). При таком подходе промежуточную аттестацию студента (включая академические справки при переводе из вуза в вуз) следует осуществлять только с учетом отработанных студентом академических часов.

Вопрос: Требования к количеству лекционных занятий относятся к каждой

дисциплине или к образовательной программе в целом?

Ответ: Требование к количеству лекционных занятий относится не к каждой дисциплине отдельно, а к аудиторным занятиям основной образовательной программы в целом (за исключением разделов ООП: физическая культура, практика, НИР, итоговая государственная аттестация).

Вопрос: Можно ли при разработке учебного плана вуза предусматривать экзамен в качестве формы промежуточной аттестации для дисциплин объемом в 3 и менее зачетных единиц?

Ответ: Можно, при условии, что количество экзаменов за календарный год не превышает 10.

Следует иметь в виду, что ФГОС ВПО не связывает выставление оценки с обязательной процедурой экзамена. Согласно п. 7.4. ФГОС: «По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Оценка по дисциплине может быть получена не только в результате экзамена, но и при использовании различных образовательных технологий (например, балльно-рейтинговой).

Вопрос: Сохраняется ли при переходе на ФГОС ВПО норма «один семестровый экзамен выражается одной зачетной единицей (три дня подготовки и один день на экзамен)», определенная в письме Министерства образования Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 14-52-988ин/13?

Ответ: При переходе на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины (модуля), выраженная в зачетных единицах, включает в себя все виды учебной работы студента на освоение этой дисциплины (модуля) и все виды контроля (текущий контроль и промежуточная аттестация). При проектировании ООП в рамках общего количе-

ства зачетных единиц, выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельно распределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, а также на мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (в зависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузе системы контроля).

Вопрос: Как определить трудоемкость учебного года программ бакалавриата, программ магистратуры, программ подготовки специалиста в случае реализации основных образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения?

Ответ: Трудоемкость учебного года программ бакалавриата, программ магистратуры, программ подготовки специалиста в случае реализации основных образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения определяется федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующему направлению (специальности) с учетом полной трудоемкости ООП и установленных высшим учебным заведением сроков обучения. Например, при сроке освоения ООП подготовки бакалавра в 5 лет трудоемкость образовательной программы за учебный год составит 48 зачетных единиц.

Вопрос: Обязательно ли при разработке основных образовательных программ вуза по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения предусматривать организацию практик?

Ответ: Требования федерального государственного образовательного стандарта должны выполняться вне зависимости от формы обучения. Практика для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения может быть организована по месту их работы.

Вопрос: Возможна ли реализация ускоренных образовательных программ подготовки магистров и специалистов?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 2007 года № 232-ФЗ «получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается» (статья 1, п. 5 б).

Ускоренная программа не является сокращенной. Следовательно, реализации ускоренных магистерских образовательных программ и программам подготовки специалистов возможны.

Минобрнауки России планирует в 2010-2011 годах разработку нормативного документа федерального уровня, регулирующего реализацию основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки.

Вопрос: Что может изменить вуз при ежегодном обновлении основной образовательной программы?

Ответ: Основная цель обновления ООП - гибкое реагирование на потребности рынка труда, учет новых достижений науки и техники. При обновлении основной образователь-ной программы необходимо руководствоваться Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (см. п. 39):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«.Высшее учебное заведение ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов,

обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы...».

При переработке основных образовательных программ следует учитывать мнения работодателей.

Вопрос: В какой степени содержание учебных дисциплин (модулей) должно быть раскрыто в сети Интернет?

Ответ: Содержание учебных дисциплин (модулей) может быть представлено в сети Интернет или полностью, или в аннотированном виде (по усмотрению высшего учебного заведения) с учетом соблюдения норм информационной безопасности.

Вопрос: Где можно найти примерные основные образовательные программы высшего профессионального образования?

Ответ: Разработанные на основе

ФГОС ВПО примерные основные образовательные программы размещены на сайтах вузов-разработчиков ФГОС. Ссылки на сайты можно найти на web - странице Федерального института развития образования по ссылке: http://www.firo.ru/programmy-profobrazovaniya/koordinacionnyj-plan-razrabotki-primernyx-osnovnyx-obrazovatelnyx-programm/

Определение используемых терминов

Область профессиональной деятельности - совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

объект профессиональной деятельности — системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;

вид профессиональной деятельности -методы, способы, приемы, характер воз-

действия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;

основная образовательная программа вуза - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

направление подготовки - совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области;

специальность - комплекс приобретаемых путем специальной теоретической и практической подготовки знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для определенной деятельности в рамках соответствующей области профессиональной деятельности;

профиль, специализация - направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

модуль - совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к

1. Реморенко И.М., Дубова Т.Ф., Чураева М. Л., Максимов Н. И., Караваева Е. В.,. Ковтун Е. Н., Коршунов С.В., Петров В. Л., Розина Н. М., Белов Е. Б., Сазонов Б.А. От федеральных образовательных стандартов к программам ву-зов//Высшее образование в России, № 8, 2010, С. 4-10

2. Розина Н.М., Максимов Н.И., Петров В.Л., Белов Е.Б., Кошунов С.В., Караваева Е.В., Чураева М.Л. Разработка макета федерального государственного образовательного стандарта подготов-

установленным целям и результатам воспитания, обучения;

учебный цикл - совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности;

зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы;

результаты обучения - усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;

компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

сокращенная образовательная программа - образовательная программа высшего учебного заведения, разработанная с учетом предшествующего уровня профессионального (среднего профессионального или высшего)

образования обучающегося (сокращение срока освоения программы производится или за счет переаттестации дисциплин (или их частей), изученных в среднем профессиональном учебном заведении, или пе-резачете дисциплин, изученных в высшем учебном заведении);

ускоренная образовательная программа - образовательная программа высшего учебного заведения, разработанная для обучающихся, способных

освоить полную образовательную программу в более короткие сроки.

--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ки специалиста// Горный информационный аналитический бюллетень, №7, -2009, с.5-22.

3. Петров В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Формирование структуры и содержания// Известия высших учебных заведений. Горный журнал, № 6, 2008 г., с. 95-109.

4. Петров В.Л. Структура и содержание новых стандартов подготовки горных инженеров// Горный информационный аналитический бюллетень, №10, - 2008, с. 5-22.

5. Петров В.Л. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов подготовки горных инженеров// М.: Горный информационный аналитический бюллетень, №9, -

2008, с. 5-18.

6. Петров В.Л. Новые стандарты подготовки горных инженеров. Концепция проектирования и реализации// Известия высших учебных заведений. Горный журнал, № 5, 2008 г., с. 80-90.

7. Хроник В.В. Роль работодателей в разработке и реализации государственных образовательных стандартов подготовки горных инженеров/В.В. Хронин, В.С. Коваленко, А. А. Журавлев//Горный информационно-аналити-ческий бюллетень. -2008. -№11, С. 34-37.

8. Авдохин ВМ. Структура и содержание компетентностной модели подготовки горных инженеров по специальности «Обогащение полезных ископаемых» »/В.М. Авдохин, Т.И. Юшина//Горный информационно-аналитический бюллетень. -2008. -№ 12, С. 19-39.

9. Вознесенский А. С. Подготовка горных инженеров по специальности «Физические процессы горного или нефтегазового производства» в рамках новой концепции высшего образова-ния/А.С. Вознесенский//Горный информационно-аналити-ческий бюллетень. -2008. -№11, С. 20-29.

10. Кутузов Б.Н. Подготовка горных инженеров по специальности «Взрывное дело»/Б.Н. Кутузов, В.А. Белин, М.Г. Горбонос//Горный ин-формационно-аналитичес-кий бюллетень. -2008. -№11, С. 30-34.

11. Кантович Л.И. Структура и содержание стандартов и программ подготовки горных инженеров по специальности «горные машины и обо-рудование»/Л.И. Кантович, В.Ф. Замышляев,

B.Ф.Сандалов, М.Р. Хромой//Горный информационно-аналитический бюллетень. -2008. -№ 12,

C. 50-56.

12. Попов В.Н. Разработка федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальности маркшейдерское дело/В.Н. Попов, М.Е. Певзнер, П.В. Яковлев, Е.А. Тухель// Горный информационно-аналити-ческий бюллетень. -2009. -№4, С. 16-27.

13. Кузнецов Ю.Н., Мельник В.В. Горный инженер-технолог - уникальный специалист по рациональному и безопасному освоению георесурсов недр/Ю.Н. Кузнецов, В.В. Мельник // Горный информационно-аналитический бюллетень. -

2009. -№9, С. 10-15.

14. Пучков Л.А. Система подготовки горных инженеров России. Стратегический подход в определении прогнозов развития/Л.А. Пучков, В.Л. Петров//Известия высших учебных заведений. Горный журнал, № 1, 2008. -С. 128-145.

15. Петров В.Л., СкачковМ.С. Обзор количественных характеристик подготовки горных инженеров в России по специальности Подземная разработка месторождений полезных ископаемых/ В.Л. Петров, М.С. Скачков // Горный информационно-аналитический бюллетень. -2009. -№9, С. 16-21. ЕШ

— Коротко об авторах --------------------------------------------------------------------

Реморенко И.М. - Директор Департамента стратегического развития Минобрнауки,

Дубова Т. Ф. - заместитель директора департамента Минобрнауки,

Чураева М.Л. - заместитель начальника отдела Департамента профессионального образования Минобрнауки,

Максимов Н.И. - МГТУ им. А.Н. Косыгина, проректор, Председатель Координационного Совета УМО и НМС высшей школы, профессор,

Караваева Е.В. - МГУ им. М.В. Ломоносова, координатор программ развития нормативнометодического обеспечения, доцент,

Ковтун Е.Н. - МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель председателя Совета УМО вузов РФ по образованию в области филологии, профессор,

Коршунов С.В. - МГТУ им. Н.Э. Баумана, проректор, заместитель председателя Совета УМО вузов РФ по политехническому образованию, профессор,

Петров В.Л. - Московский государственный горный университет, проректор, заместитель председателя Совета УМО вузов РФ по образованию в области горного дела, профессор, Розина Н.М. - Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации), профессор, заместитель проректора,

Белов Е.Б. - Академия ФСБ РФ, заместитель председателя Совета УМО вузов РФ по образованию в области информационной безопасности, профессор,

Сазонов Б.А. - Федеральный институт развития образования), советник, профессор.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.