Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки формирования правовой компетентности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта'

Теоретические предпосылки формирования правовой компетентности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / СТРАТЕГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ / VOCATIONAL TRAINING / LEGAL EDUCATION / LEGAL COMPETENCE / THE EXPERT / STRATEGY OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронин Сергей Эдуардович

В статье анализируются роль права в профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту. Дается понятие «правовая компетентность» и раскрывается ее структура в профессиональной компетентности рассматриваемых специалистов. Определена стратегия преподавания правовых дисциплин для достижения целей ВПО и решения задач по формированию правовой компетентности выпускников вузов физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронин Сергей Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PRECONDITIONS of FORMATION of LEGAL COMPETENCE of the FUTURE EXPERTS IN PHYSICAL TRAINING And SPORTS

In this article is analyzed the function of law in the professional life of specialists in physical culture and sport, is given the conception of law competence and it's structure in professional competence of such specialists, is defined the strategy of teaching law disciplines to reach the aims of high professional education and to solve the problems in forming law competence of graduating students from high schools of physical culture.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки формирования правовой компетентности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта»

шение временных характеристик отталкивания и полета может рассматриваться как один из информативных показателей определения величины отягощения в упражнениях для повышения уровня скоростно-силовых способностей студентов.

РЕЗЮМЕ

В процессе физического воспитания студентов проведению туристских походов в горах должны предшествовать занятия с использованием дополнительных средств оздоровительного туризма. Это - оздоровительные физические упражнения и методы их выполнения, которые напрямую к туризму не относятся, но их необходимо обязательно применять для усиления оздоровительного эффекта туристского похода (А.А. Федякин, 2001). Включение в занятие физической культурой комплекса силовых упражнений локального характера, выполняемых в квазиизотоническом режиме, на основные мышечные группы позволяет повысить оздоровительный эффект занятия и будет способствовать повышению уровня адаптационных и функциональных возможностей организма студентов.

Выполнение аэробных упражнений с дополнительным отягощением в ходе предпоходной подготовки будет являться одним из основных средств подготовки к предстоящему походу, оказывать более выраженный оздоровительный эффект.

Одним из возможных путей внедрения туристских походов в физическое воспитание студентов может быть перераспределение учебных часов, отведенных на физическую культуру. Студенты первого и второго курсов занимаются физической культурой два часа в неделю в рамках регламентированных занятий по учебному расписанию, а оставшиеся часы учебного плана реализуются в ходе проведения туристских походов. Проводятся походы выходного дня, для этого в учебном расписании выделяется свободный от других занятий день. Следует отметить, что при этом дополнительное отягощение (рюкзак) не применяется.

При проведении туристских походов учитывается мотивация, личностные качества, функциональные и двигательные возможности студентов. В зависимости от физической подготовленности студенты делятся на отделения и для каждого отделения подбирается маршрут, прохождение которого оказывает максимальный оздоровительный эффект.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Сергей Эдуардович Воронин, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье анализируются роль права в профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту. Дается понятие «правовая компетентность» и раскрывается ее структура в профессиональной компетентности рассматриваемых специалистов. Определена стратегия преподавания правовых дисциплин для достижения целей ВПО и решения задач по формированию правовой компетентности выпускников вузов физической культуры.

Ключевые слова: профессиональное образование, правовое образование, правовая компетентность, специалист, стратегия преподавания.

THEORETICAL PRECONDITIONS OF FORMATION OF LEGAL COMPETENCE

OF THE FUTURE EXPERTS IN PHYSICAL TRAINING AND SPORTS

Sergey Eduardovich Voronin, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg

Abstract

In this article is analyzed the function of law in the professional life of specialists in physical culture and sport, is given the conception of “law competence” and it’s structure in professional competence of such specialists, is defined the strategy of teaching law disciplines to reach the aims of high professional education and to solve the problems in forming law competence of graduating students from high schools of physical culture.

Keywords: vocational training, legal education, legal competence, the expert, strategy of teaching.

Анализ результатов опроса специалистов физкультурно-спортивных организаций и преподавателей вузов г. Санкт-Петербурга свидетельствуют, что 83% из них постоянно и 17% иногда испытывают недостаток правовых знаний в использовании законов и иных нормативно-правовых актов (далее - НПА) в сфере спортивнофизкультурной деятельности. 91,8% хотят повышать правовую грамотность, 90,4% тренеров сборных команд города и заведующих кафедрами физической культуры высших учебных заведений испытывают потребность в юридических знаниях [2].

Вместе с тем, специальные исследования, посвященные проблемам правовой подготовки не юристов и, в частности, студентов вузов физической культуры, немногочисленны. Имеющиеся работы в этом направлении касаются в основном обучению основам права будущих менеджеров, бухгалтеров, работников сферы здравоохранения, а также правового воспитания курсантов военных вузов [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].

Анализ данных работ, а также современной педагогической и специальной литературы свидетельствует о том, что проблемы правового образования специалистов по физической культуре и спорту (далее - ФКиС) в высшей школе не получили должного методологического и теоретического обоснования и всестороннего рассмотрения, а материалы по формированию правовой компетентности выпускников данной специальности не вошли в целевые установки преподавателей правовых дисциплин.

Анализ проектов ГОС ВПО 3-го поколения по рассматриваемой специальности позволяет выделить объективные факторы, определяющие структуру правовой компетентности:

• правовые знания, усвоение которых обеспечивает методологический подход к практической деятельности;

• общие интеллектуальные и практические умения и навыки по толкованию и правильному пониманию правовых норм, лежащих в основе конкретного вида практической деятельности;

• система мировоззренческих и поведенческих качеств личности, являющихся основой убеждений и идеалов, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с законом;

• основные черты творческой деятельности, обеспечивающие эффективное решение новых проблем, преобразование действительности и совершенствование умений в контексте постоянно меняющегося законодательства.

Рассматривая сущность правовой компетентности будущих специалистов по ФКиС, мы исходим из того, что основу ее составляет объективная потребность общества в квалифицированных, конкурентоспособных специалистах, а личностные качества, духовные ценности оказывают существенное влияние на ее формирование. Компоненты структуры правовой компетентности (личностная, теоретическая и технологическая) находятся во взаимном проникновении. Они представляют собой сложное диалектическое целое - каждый из них необходим, а все вместе достаточны для того, чтобы выпускник был подготовленным к профессиональной деятельности. Исследова-

ния содержания каждого компонента позволяют выявить уровень их соотношения, условия формирования и значимость третьего компонента. Именно профессиональные умения обеспечивают успешное выполнение трудовых функций и определяют всю структуру правовой компетентности.

Проведенный анализ педагогического явления «правовая компетентность» будущих специалистов по ФКиС позволяет сформулировать рабочее определение данного понятия. Правовая компетентность - это динамическое интегративное социальнопедагогическое образование, которое сочетает взаимосвязанные правомерные способы поведения, правовую культуру, фундаментальные правовые знания, умения и приобретенный опыт их практической реализации и проявляющийся в единстве с личностными качествами. Правовая компетентность - это результат процесса правового образования, осуществляемого непрерывно, последовательно и системно.

Исходя из этого, взаимосвязь системообразующих элементов правовой компетентности с профессиональной подготовкой специалистов по ФКиС можно предста-

Рис. 1. Взаимосвязь системообразующих элементов правовой компетентности с профессиональной подготовкой специалистов по физической культуре и спорту

Роль права в профессиональной деятельности специалистов по ФКиС как социальной среды (блок 1) определяется тем, что в настоящее время российское государство выходит на правовой уровень функционирования. Личностная составляющая пра-

вовой компетентности (блок 2) определена в проекте ГОС ВПО соответствующей специальности как общее требование образованности (блок 6), реализуемое, прежде всего, через дисциплины общегуманитарного цикла, в том числе через «Правоведение» (блок 3). В содержание личностной составляющей правовой компетентности (блок 4) в структуре профессиональной компетентности положен принцип необходимости правовой культуры человека. Правовая культура - это единство правовых знаний, отношения к праву, правового поведения. При данных условиях стратегия преподавания правовых дисциплин (блок 5) носит воспитывающий характер.

Второе значение роли права в профессиональной деятельности специалистов в сфере ФКиС - общепрофессиональная среда (блок 1). Право является правовой формой профессионального содержания трудовых, административных, финансовых и других отношений. Теоретическая составляющая правовой компетентности (блок 2) будущего специалиста осуществляется через дисциплины как общепрофессионального, так и специального циклов, в число которых входят правовые дисциплины регионального (вузовского) компонента или дисциплины по выбору (блок 3). Содержание правовой компетентности (блок 4) включает в себя полученные правовые знания, которые могут быть подразделены на представляющие фундаментальные положения науки и правовые знания в виде текущей информации. Высокий уровень теоретической составляющей правовой компетентности способствует более быстрой адаптации и включению выпускников в профессиональный социум. В этом непосредственно проявляется значение правовой компетентности (блок 6). Анализ подходов к построению содержания правовой подготовки привел нас к выводу, что стратегия преподавания правовых дисциплин (блок 5) должна базироваться на принципах фундаментализации правовых знаний по общепрофессиональным учебным дисциплинам и профессионализации всего процесса образования.

Третье значение роли права в профессиональной деятельности специалистов в сфере ФКиС - деятельностная среда (блок 1) - определяется необходимостью постоянного применения правовых норм в практической деятельности для принятия грамотных и юридически обоснованных решений, в чем и проявляется реальное значение правовой компетентности специалиста (блок 6). Технологическая составляющая правовой компетентности студентов вузов физической культуры (блок 3) предполагает наличие у них умений: моделировать самостоятельную деятельность по пополнению правовых знаний и поиску необходимых норм права для решения профессиональных задач; анализировать нормы права и уяснять их истинный смысл; работать с текстами НПА; получать и предоставлять правовую информацию, регулирующую профессиональную деятельность, с использованием современных компьютерных справочных правовых систем.

Эти умения мы определяем как прикладные, совпадающие с целью профессионального образования - формированием профессиональной компетентности выпускников - и включаем в содержание правовой компетентности (блок 4). Можно систематизировать их по четырем группам: профессионально-организационные, профессионально-интеллектуальные, профессионально-информационные, профессионально-

коммуникативные. Стратегия преподавания правовых дисциплин (блок 5) обусловлена необходимостью овладения всем спектром умений, предопределяющих конкурентоспособных выпускников, чему помогает достаточное количество практических занятий с использованием НПА (блок 3).

Выявленные особенности структуры правовой компетентности, необходимой студентам вузов физической культуры, и взаимосвязи ее компонентов свидетельствуют о том, что система правовой подготовки предполагает учет целого ряда условий, тесно связанных между собой. Наиболее существенное влияние на повышение уровня правовой компетентности оказывают такие психолого-педагогические условия, как: осознание студентами необходимости правовой подготовки для успешной практической деятельности; непрерывность основной и дополнительной правовой подготовки;

взаимопроникновение правового профессионального компонентов в процесс подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта; системный и комплексный характер работы с НПА, обеспечивающий освоение правовых знаний, умений и навыков как методологических средств профессиональной деятельности; применение инновационной технологии обучения правовым дисциплинам.

Среди вышеперечисленного наиболее эффективным условием формирования правовой компетентности будущих специалистов по ФКиС является создание преподавателями таких психолого-педагогических условий, в которых студент может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект процесса ее формирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р. - М. : АПК и ПРО, 2002. - 24 с.

2. Воронин, С.Э. Правовая информация в управлении физкультурноспортивными организациями : монография / С.Э. Воронин, С. С. Филиппов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2000. - 206 с.

3. Абулатипов, А.Р. Содержание и структура профессионально-направленной подготовки специалистов в техническом вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Абулатипов А.Р. - Казань, 2006. - 20 с.

4. Белоконь, С.Н. Формирование ключевых компетентностей руководителей в процессе обучения по специальности «менеджер образования» : автореф. дис. . канд. пед. наук / Белоконь С.Н. - Ставрополь, 2006. - 24 с.

5. Болотина, С.В. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах : автореф. дис. . канд. пед. наук / Болотина С. В. - М., 2000. - 22 с.

6. Бородин, Ю.И. Компетенстно-ориентированный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов для лесопромышленности : автореф. дис. . канд. пед. наук / Бородин Ю.И. - Самара, 2006. - 22 с.

7. Доронина, Ю.Ю. Формирование правовой культуры студентов вузов экономического профиля : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Доронина Ю.Ю. - М., 2005. -22 с.

8. Патронова, И.П. Развитие профессиональной компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Патронова И.П. - Курск, 2006. - 24 с.

9. Петрунин, О.В. Правовое воспитание курсантов в образовательном процессе военно-физкультурного вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / Петрунин О.В. -СПб., 1999. - 26 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ ЖЕНСКИХ КОМАНД НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА 2007 ГОДА

Ильяс Тофик оглы Гасанов, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург (НГУФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта)

Аннотация

Вопросы, рассматриваемые в данной статье, касаются выявления особенностей структуры атакующих действий женских команд на современном этапе развития гандбола. В качестве объектов исследования избраны сильнейшие команды - участницы XVIII чемпионата мира по гандболу среди женских команд.

Ключевые слова: гандбол, тактика, атакующие действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.