рить упражнение, и только тогда он может уйти на следующий этап лабиринта. В лабиринте, как уже было сказано, есть ложные ходы (упражнения составлены для других частей тела, рук, плечевого пояса, туловища), которые заводят ребенка в тупик. Необходимо вернуться назад и найти правильный ход, для чего необходимо выполнить упражнения для стоп. Из лабиринта один выход. Упражнения выполняются поточно. Игровые задания состоят из специальных упражнений для профилактики плоскостопия с использованием различных предметов: мягких мячей разных размеров, ребристых дорожек, массажных валиков, силового эспандера, гимнастической стенки и скамейки, каната, мелких кубиков, крупных пуговиц. Каждый комплекс включает разнообразные игровые задания, которые выполняются в определенной последовательности и с дозированной физической нагрузкой. В начале курса мы рекомендуем выполнять упражнения для мышц голени и стопы из облегченных исходных положений (сидя, стоя на коленях, лежа) в чередовании с расслаблением и напряжением: «ножки гуляют», «стопы здороваются», «гусеница». Специальные упражнения следует чередовать с общеразвивающими, рекомендованными для мышечных групп нижних конечностей. В этом периоде занятий необходимо добиваться выравнивания тонуса мышц, удерживающих стопу в правильном положении, улучшения координации движений, повышения физической работоспособности ребенка. Первый этап лабиринта включает игровые задания без предметов и выполняется из положения сидя. Это такие задания, как: «Знакомство», «Гусеница», «Разминка балерины», «Танец балерины», «Стирка белья», «Веер» и др.
Задачей основного периода занятий (2, 3, 4 этапы) является достижение высокой коррекции положения стопы и закрепление этого положения. Для этого используют упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся физической нагрузкой, с сопротивлением, отягощением, амортизатором, нагрузкой на стопы и упражнения с предметами. Это захватывание пальцами предметов, удерживание их, перекладывание, переворачивание, поднимание.
На втором этапе «Игрового лабиринта» выполняются игровые задания с предметами из исходного положения сидя: «Собери мусор», «Гармошка», «Ловля рыбы», «Пуговицы в коробку», «Мяч на прогулке», « Катание шаров», «Переверни кубики». Третий этап связан с переноской, бросанием, перекладыванием предметов стопами: «Поймай мяч», «Догони мяч», «Собери пирамидку», «Построй из кубиков дом», «Ходьба по лестнице», «Перенеси палочки». На четвертом этапе выполняются задания из положения стоя: «Цапля», «Медведь за ягодой», «Улитка», «Мыши на прогулке», «В гости к друзьям». Пятый этап включает упражнения в ходьбе, прыжковые, упражнения с предметами: «Убеги от змеи», «Перепрыгни забор», «Перепрыгни ров», «Прыжки по кочкам», «Прыжки через лужи», упражнения со скакалкой и обручем «Догони партнера», «Зааркань коня», « Извозчик», «Найди выход».
В следующий «Игровой лабиринт» включаются игровые задания, основанные на временах года. Например, из задания «Лето». У ребенка карточка-за-
Библиографический список
дание, на которой изображена речка, и дети в ней купаются. Ребенок должен придумать движения ногами в плавании способом «брасс» и выполнить их. В другом случае выполнить упражнение «Катание на велосипеде». Например, на карточке нарисована зима (лед, коньки), ребенок должен изобразить катание на коньках разными способами: вперед, отталкиваясь поочередно одной и другой ногой, спиной вперед, катание по виражу. Следующее задание - это карточка, на которой изображена весна с ручьями и лужами (практически дети должны выполнить прыжковые упражнения, которые они учили на физкультурных занятиях). На карточке следующей карточке изображена осень, нарисован кедр, а на нем шишки. Дети должны собрать шишки с кедра (лазанье по горизонтальной, наклонной и вертикальной опоре, опираясь на носки и руки). В другой «Игровой лабиринт» включаются игровые, самостоятельные и творческие задания, основанные на танцевальных движениях, например, «Лесная дискотека», «Петушиные бои», «Танец карапузов».
На последнем этапе профилактики (5 этап) происходит закрепление результатов коррекции. Предлагаем детям упражнения в специальных видах ходьбы - на носках, пятках, наружной поверхности стоп, с параллельной постановкой стоп, перекатом с пятки на носок и с носка на пятку, пружинный шаг, высокий шаг, широкий шаг с перешагиванием через предметы, подвешенные шнуры, ходьба по карандашам, катание стопами гимнастических палок на конкурсной основе, например: «Дети, покажите, как ходит медведь?» А теперь посмотрите друг на друга и определите сами лучшего медведя». В другом случае при выполнении прыжковых заданий нужно определить самого прыгучего зайца.
В нашей работе мы представили несколько комплексов «Игровых лабиринтов», которые апробировали на старших дошкольниках в ДОУ. Для исследования брали две старших группы в количестве 36 человек. В течение сентября 2017 года по сентябрь 2019 года мы внедрили в группы разработанные нами комплексы «Игровые лабиринты» и проводили с детьми занятия три раза в неделю по 30 мин. На начало педагогического эксперимента из 36 детей 16 были выявлены с нормальной стопой, 14 - с уплощенной и 6 - с плоскостопием. К концу нашего исследования с помощью плантографии мы провели повторное обследование стоп у детей, результаты оказались следующие: 24 ребенка с нормальной стопой, 8 - с уплощенной и 2 - с плоскостопием.
В итоге результаты исследования подтверждают предположение о том, что внедрение «Игровых лабиринтов» в ДОУ экспериментальной группы, основанных на игровых заданиях, способствует профилактике плоскостопия у дошкольников со статистической достоверностью по всем исследованным показателям на уровне значимости (р<0,05 до р<0,001).
Проведенная опытно-экспериментальная работа исследования показала свою эффективность. Цель работы достигнута, задачи выполнены. Разработанные упражнения можно использовать для профилактики плоскостопия не только при занятиях с дошкольниками, но и с детьми начальной школы.
1. Швалева Т. А. Осанка вашего ребенка: учебное пособие. Абакан: Изд-во Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2007.
2. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: учебное пособие. Москва: ТЦ «Учитель», 2005.
3. Недовесова И.П. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей: учебное пособие. Москва: Детство-Пресс, 2014.
4. Назарова Е.Н. Основы здорового образа жизни: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2013.
5. Асачева Л.Ф., Горбунова О.В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста: учебное пособие. Москва: Детство-Пресс, 2013.
6. Коновалова Н.Г Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебное пособие. Москва: ТЦ Учитель, 2015.
7. Васильева А.В. Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения: учебное пособие. Санкт-Петербург: ИК-Крылов, 2011.
8. Швалева Т.А. Лечебная физическая культура и современные средства оздоровления дошкольников: учебное пособие. Абакан: Изд-во Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2010.
References
1. Shvaleva T.A. Osanka vashego rebenka: uchebnoe posobie. Abakan: Izd-vo Hakasskij gosudarstvennyj universitet im. N.F. Katanova, 2007.
2. Morgunova O.N. Profilaktika ploskostopiya i narushenijosanki v DOU: uchebnoe posobie. Moskva: TC «Uchitel'», 2005.
3. Nedovesova I.P. Profilaktika ikorrekciya ploskostopiya u detej: uchebnoe posobie. Moskva: Detstvo-Press, 2014.
4. Nazarova E.N. Osnovy zdorovogo obraza zhizni: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013.
5. Asacheva L.F., Gorbunova O.V. Sistema zanyatij po profilaktike narushenij osanki i ploskostopiya u detej doshkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie. Moskva: Detstvo-Press, 2013.
6. Konovalova N.G. Profilaktika ploskostopiya u detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie. Moskva: TC Uchitel', 2015.
7. Vasil'eva A.V. Ploskostopie. Samye 'effektivnye metody lecheniya: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: IK-Krylov, 2011.
8. Shvaleva T.A. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura i sovremennye sredstva ozdorovleniya doshkol'nikov: uchebnoe posobie. Abakan: Izd-vo Hakasskij gosudarstvennyj universitet im. N.F. Katanova, 2010.
Статья поступила в редакцию 29.09.19
УДК 378.1:796.071.4
Shchennikova M.Y., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health (St. Petersburg, Russia), E-mail: mshchennikova@mail.ru
DEVELOPMENT OF THE FIELD OF PROFESSIONAL ACTIVITY AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS. The article studies a problem of optimization of higher education in physical culture and sport, substantiation of the factors determining the development of professional education from the professional sphere. The study uses the methods of theoretical and empirical research: analysis of literature, state documents of strategic planning, forms of state statistical accounting, a survey of specialists. The development of higher education of physical culture and sports is due to the
integration of factors of the industry, which include: the socio-cultural potential of physical culture and sports, strategic objectives of physical culture and sports in the Russian Federation, the dynamics of the personnel potential of the industry, the formalized requirements of the National system of qualifications by skill levels, reflected in professional standards, satisfaction of specialists.
Key words: higher education, physical culture and sports, strategic development objectives, human resources, professional standards, demand for professional competencies.
М.Ю. Щенникова, канд. пед. наук, проф., Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья
им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, E-mail: mshchennikova@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Исследование посвящено обоснованию факторов, детерминирующих развитие системы высшего образования в области физической культуры и спорта со стороны отрасли. Развитие системы высшего образования в области физической культуры и спорта обусловлено интеграцией факторов, к которым относятся: социокультурный потенциал и стратегические задачи развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, динамика кадрового потенциала отрасли, отраслевая система профессиональных квалификаций, удовлетворенность в специалистах.
Ключевые слова: сфера физической культуры и спорта, профессиональное образование, стратегические задачи развития, кадровый потенциал, профессиональные стандарты, востребованность профессиональных компетенций.
Высшее образование в области физической культуры и спорта формировалось в нашей стране как отраслевое образование, документы стратегического планирования в сфере физической культуры и спорта всегда включали в себя вопросы развития кадрового потенциала, в том числе подготовки и переподготовки кадров. Высшее образование было сконцентрировано в подведомственных отраслевых вузах, учебные планы утверждались совместно органами государственной власти в области образования и физической культуры и спорта. Последние десятилетия характеризуются распространением программ подготовки кадров для развития физической культуры и спорта в значительное количество образовательных организаций, в первую очередь классические и педагогические региональные вузы, что, с одной стороны, повышает доступность образования, приближает места обучения к местам профессиональной деятельности, с другой стороны, характеризуется переходом от направленности программ на вид спорта к программам широкой направленности, более характерной для подготовки кадров в сфере образования. Сложившаяся ситуация ставит задачи осмысления взаимосвязи развития отрасли профессиональной деятельности и профессионального образования в общегосударственном и региональном аспекте, которые призваны определить оптимальные направления развития системы подготовки кадров для физической культуры и спорта.
В исследовании решена задача, связанная с обоснованием факторов, детерминирующих развитие системы высшего образования в области физической культуры и спорта со стороны отрасли. Исследовались социокультурный потенциал физической культуры и спорта, стратегические задачи развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, динамика кадрового потенциала отрасли, формализованные требования Национальной системы квалификаций по их уровням, отраженные в профессиональных стандартах, удовлетворенность в специалистах.
Говоря о социокультурном потенциале физической культуры и спорта, следует отметить, что он связан с воздействием двигательной активности на человека и определяет роль физической культуры как важнейшей составляющей здорового образа жизни. Оптимальная двигательная активность имеет как оздоровительное значение для соматического и психического здоровья человека, так и огромное воспитательное значение - способствует дисциплинированности, повышению ответственности, проявлению настойчивости и трудолюбия в достижении поставленной цели, воспитанию социальной, трудовой и творческой активности, что оказывает влияние на развитие общества. Прикладной характер, основанный на естественных биологических характеристиках, является важной отличительной особенностью физической культуры и заключается в формировании тех навыков, способностей и социальных ценностей, освоении того практического опыта, которые наиболее значимы и востребованы для личности в профессиональной и социальной деятельности. Физическая культура обладает мощнейшим воспитательным потенциалом в формировании моральных и этических ценностей, не имеет биологических, возрастных, социальных и профессиональных границ. Всестороннее гармоничное развитие личности основывается на единстве физического совершенствования, интеллектуального и духовно-нравственного воспитания [1 - 3].
Современные условия характеризуются эволюцией социокультурной сущности спорта, когда он становится не просто состязанием, а средством идеологических, экономических, политических и иных сфер международных отношений, приобретает межнациональный и межконтинентальный статус; повышает конкурентность на мировом рынке труда и снижает конкурентноспособность отечественных кадров, что наиболее видно в игровых видах спорта [4, с. 170; 5, с. 95].
Социокультурный потенциал физической культуры и спорта находит свое отражение в стратегических задачах её развития. Стратегические задачи развития физической культуры и её место в социально-экономическом развитии стра-
ны характеризуется задачами развития человеческого капитала и повышением конкурентоспособности российского спорта на мировых аренах [6].
В 2018 году в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» поставлена задача доведения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 55%, что соответствует увеличению количества занимающихся на 25 млн. человек и требует подготовки кадров современной формации [7]. Целевыми показателями деятельности специалистов по решению задач развития физической культуры и массового спорта, модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения является привлечение к занятиям различных категорий граждан: детей и молодежи, населения, занятого в экономике, старшего поколения, лиц с ограниченными возможностями.
С 2011 года в стране формируется система подготовки спортивного резерва, в законодательство включено понятие спортивной подготовки, введены федеральные стандарты, реализуется соответствующая государственная услуга, в 2018 году утверждена Концепция развития системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации на период до 2025 года. Ключевым вопросом для успешной реализации Концепции является кадровое обеспечение отрасли. В документе подчеркивается «необходимость изменения процесса подготовки специалистов отрасли, формирования новой генерации тренеров, обладающих знаниями особенностей взросления детского организма, соответствующих нагрузок с учетом сенситивных периодов» без интенсификации подготовки [8]. Развитие спорта, достижение высших результатов требуют внедрения инновационных технологий, результатов передовой науки, продвижения этических ценностей спорта, развития отбора и сопровождения спортивно одаренных детей, кадров, ориентированных на достижение целевых показателей профессиональной деятельности, связанных с высокими результатами в виде спорта на основе развития методики подготовки.
Социокультурный потенциал физической культуры и спорта и стратегические задачи развития отрасли как факторы развития профессионального образования должны определять выбор направлений и направленности подготовки кадров, ключевых целей образовательных программ и составлять основу целевого управления образовательной программой [9]. Это позволяет формировать зоны ответственности образовательных организаций, реализующих данные образовательные программы, оптимально используя их сильные стороны. Для региональных вузов - это подготовка кадров для физической культуры, массового спорта, детско-юношеского спорта в сфере регионального управления. Для ведущих университетов - реализация программ, направленных на подготовку научных кадров, на основе междисциплинарности, научных школ, внедрения передовых научных исследований в сферу физической культуры и спорта. При этом в настоящее время качественно осуществлять подготовку кадров для спорта в соответствии со спецификой видов спорта готовы только отраслевые вузы, подведомственные Минспорту России, что в первую очередь связано с наличием кадровых ресурсов и спецификой учебного процесса с большой долей практической подготовки по виду спорта.
Анализ кадрового потенциала отрасли по данным формам статистической отчетности за период 2012 - 2018 годов свидетельствует, что в 2018 году общее количество работников составило 38 3845 человек, из которых 144 066 человек (38%) - это работники сферы неспециального физкультурного образования, 109 867 человек (29%) - сферы дополнительного образования детей в области физической культуры, 94 129 человек (25%) - сферы физической культуры и массового спорта по месту работы, жительства, в фитнесс-клубах и спортивных сооружениях, 21 706 человек (6%) работают в иных организациях, в том числе адаптивной физической культуры, 14 077 человек (4%) в органах управления.
За последние 5 лет общее количество работников сферы физической культуры и массового спорта увеличилось на 43 803 человека (13,5%). Доля лиц, имеющих высшее образование в области физической культуры и спорта, составляет в системе общего и профессионального образования 78%, в дополнительном образовании детей (ДОД) - 72%, в дошкольном образовании, в сфере организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением по месту работы, жительства, в фитнесс-клубах и спортивных сооружениях - 58%. В последние 5 лет наблюдается тенденция увеличения доли лиц с высшим образованием в области физической культуры и спорта во всех группах работников, наиболее характерно это для организаций ДОД, где доля таких работников увеличилась на 8%. Во всех сферах деятельности в области физической культуры и спорта сохраняется достаточно высокий процент лиц, не имеющих соответствующего профессионального образования, которые занимают 40 936 рабочих мест.
Кадровый потенциал административных работников физкультурно-спор-тивных организаций и органов управления физической культурой и спортом всех уровней с 2012 по 2018 год увеличился на 2 333 человека, что составляет 20%. Имеют высшее образование в области физической культуры и спорта 66% административных работников физкультурно-спортивных организаций, 76% работников органов управления физической культурой и спортом.
Кадровый потенциал системы подготовки спортивного резерва в лице тренеров с 2014 по 2018 года имеет тенденцию к стабилизации, количество штатных тренеров увеличилось на 911 человек, что составляет 1%. Профессиональное образование в области физической культуры и спорта имеют 82% от общего числа штатных тренеров, из них 72% имеют высшее образование, 10% - среднее профессиональное. Для СДЮСШОР характерна большая доля тренеров с высшим образованием - 82%, что на 11% больше, чем в ДЮСШ, и меньшая доля тренеров со средним профессиональным образованием - 7%, по сравнению с 9% в ДЮСШ. За последние пять лет отмечается тенденция повышения доли тренеров с высшим образованием в области физической культуры и спорта на 1 - 2% за год, при этом 18% штатных тренеров не имеют профессионального образования в области физической культуры и спорта, что в 2018 году составило 12 087 рабочих мест. Тенденцией последних лет является увеличение количества и доли тренеров пенсионного возраста. В таких летних видах спорта, как гребля на байдарках и каноэ, гребной спорт, велоспорт-трек, лёгкая атлетика, пулевая стрельба, тяжёлая атлетика, фехтование и зимних видах спорта (лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт) доля тренеров в возрасте до 30 лет составляет менее 20%, а старше 60 лет - более 12%. Из числа административных работников и специалистов за последние 5 лет количество руководителей, заместителей руководителя и инструкторов-методистов увеличилось на 4 405 человек, высшее образование в области физической культуры имеют только 68% руководителей, 42% заместителей руководителя, 57% инструкторов-методистов, что не соответствует требованиям профессионального стандарта [10].
Таким образом, в условиях решения задач интенсивного развития отрасли наличие среди работников физической культуры и спорта достаточного количества лиц, не имеющих соответствующего профессионального образования, увеличение количества работников пенсионного возраста обусловливают по-
Библиографический список
требность в подготовке кадров с высшим образованием. Структура кадрового потенциала отрасли как фактор развития профессионального образования определяет количественную потребность в кадрах по областям и сферам профессиональной деятельности, видам спорта. Планирование потребности в кадрах в области физической культуры и спорта должно опираться на объективные показатели мониторинга рынка труда в отрасли в разрезе регионов и видов спорта.
Насколько результаты профессионального образования могут быть использованы для решения задач при работе в конкретной должности, определяется непосредственно в процессе профессиональной деятельности. Для выявления необходимости и сформированности профессиональных умений проведен опрос работников физической культуры и спорта из числа тренеров различной квалификации. Разработанный механизм осуществления аналитической деятельности по исследованию требований рынка труда включал в себя контент-анализ, фильтрацию и сортировку требований профессиональных стандартов [11], [12], разработку анкет по результатам их соотнесения с категориями профессиональных компетенций ФГОС ВО, анкетирование 43 тренеров по легкой атлетике и лыжным гонкам и 11 инструкторов-методистов. Данные анкетирования обрабатывались с использованием методов дескриптивной статистики и регрессионного анализа. В результате анализа матрицы корреляций выявлены статистически значимые, выраженные регрессионные зависимости средних уровней сформированности профессиональных умений от средних уровней их необходимостей. Выявлены умения, уровень которых не вполне соответствует их необходимости. Специалисты высоко оценивают вклад профессионального образования в сформиро-ванность профессиональных умений, необходимых для выполнения трудовых функций профессиональных стандартов. Необходимость усиления роли профессионального образования определена для умений в области воспитания, в первую очередь готовности формировать потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, в организационно-методическом обеспечении, коммуникации и профессиональном взаимодействии.
Анализ востребованности профессиональных компетенций со стороны работников различных сфер профессиональной деятельности обеспечивает для сферы профессионального образования обратную связь с рынком труда, рассматривается как фактор развития профессионального образования с точки зрения выявления несоответствий и корректировки результатов обучения и содержания образования. Перспективным направлением использования разработанного механизма является создание дополнительных профессиональных программ с учетом выявленных дефицитов подготовленности работников и занимаемых должностей.
В исследовании обоснованы факторы, детерминирующие развитие системы высшего образования в области физической культуры и спорта со стороны отрасли. Развитие системы высшего образования в сфере физической культуры и спорта обусловлено интеграцией факторов развития отрасли, к которым относятся: социокультурный потенциал физической культуры и спорта, стратегические задачи развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, динамика кадрового потенциала отрасли, формализованные требования Национальной системы квалификаций по их уровням, отраженные в профессиональных стандартах, удовлетворенность в специалистах.
1. Войнар Ю. Подготовка физкультурных кадров. Традиции, реалии, перспективы. Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2001.
2. Вадюхин С.В. Подготовка кадров в отрасли физической культуры в условиях университетского комплекса. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2009.
3. Орехов Е.Ф. Модернизация высшего профессионального образования в отрасли физической культуры и спорта в современных социокультурных условиях. Санкт-Петербург, 2011.
4. Лукьянов AE., Mазов Н.Ю. Спорт как социально-ценностная система. Философия и общество. 2008; № 4: 168 - 184.
5. Лубышева Л.И., Mоченов В.П. Новый концептуальный подход к современному пониманию социальной природы спорта. Теория и практика физической культуры. 2015; № 4: 94 - 101.
6. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_90500
7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432
8. Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_309457
9. Щенникова M.IO., Овсюк T.M. Методические рекомендации по формированию примерных основных образовательных программ по направлениям подготовки «Физическая культура» и «Спорт» в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Санкт-Петербург: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2017.
10. Щенникова M.O., Петров С.И. Подготовка кадров для спорта: современное состояние и перспективы развития. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017; № 5 (147): 203 - 211.
11. Профессиональный стандарт «Тренер».
12. Профессиональный стандарт «Инструктор-методист. Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=54495
References
1. Vojnar Yu. Podgotovka fizkulturnyh kadrov. Tradicii, realii, perspektivy. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2001.
2. Vadyuhin S.V. Podgotovka kadrov v otrasli fizicheskoj kultury v usloviyah universitetskogo kompleksa. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.
3. Orehov E.F. Modernizaciya vysshego professional'nogo obrazovaniya v otrasli fizicheskoj kultury i sporta v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Sankt-Peterburg, 2011.
4. Luk'yanov A.V., Mazov N.Yu. Sport kak social'no-cennostnaya sistema. Filosofiya iobschestvo. 2008; № 4: 168 - 184.
5. Lubysheva L.I., Mochenov V.P. Novyj konceptual'nyj podhod k sovremennomu ponimaniyu social'noj prirody sporta. Teoriya ipraktika fizicheskojkultury. 2015; № 4: 94 - 101.
6. Strategiya razvitiya fizicheskoj kultury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500
7. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/
8. Koncepciya podgotovki sportivnogo rezerva v Rossijskoj Federacii do 2025 goda. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_309457
9. Schennikova M.Yu., Ovsyuk T.M. Metodicheskie rekomendacii po formirovaniyu primernyh osnovnyh obrazovatel'nyh programm po napravleniyam podgotovki «Fizicheskaya kul'tura»i «Sport» v sootvetstvii s trebovaniyami professional'nyh standartov. Sankt-Peterburg: NGU im. P.F. Lesgafta, 2017.
10. Schennikova M.Yu., Petrov S.I. Podgotovka kadrov dlya sporta: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Uchenyezapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017; № 5 (147): 203 - 211.
11. Professionally] standart «Trener».
12. Professionally] standart «Instruktor-metodist. Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/ reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=54495
Статья поступила в редакцию 30.09.19
УДК 376
Shebunyaeva E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Northern (Arctic) Federal University n.a. M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia),
E-mail: e.pekisheva@narfu.ru
Tolstikova O.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Northern (Arctic) Federal University n.a. M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia),
E-mail: o.tolstikova@narfu.ru
Gradova G.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Northern (Arctic) Federal University n.a. M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia),
E-mail: gradova.g@narfu.ru
TO THE QUESTION OF POSSESSION OF MEDIATED KNOWLEDGE FORMS OF KNOWLEDGE BY PRESCHOOLERS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES. The article presents the use of a theoretical analysis of the problem of mastering children by symbolic and symbolic means in preschool childhood. The authors' scientific positions are analyzed, revealing the specifics of the use of elementary and complex symbolic constructs by preschoolers. The article reveals the symbolic-modeling nature and qualitative changes in the child's playing, visual, constructive, speech activities, due to the use of elementary and complex model forms of mediating the child's cognitive activity. The conditions for the formation of indirect forms of cognition in preschool children with developmental problems are determined.
Key words: sign-symbolic mediation, elementary and complex substitution, standard, modeling, game activity, children with developmental problems.
Е.В. Шебуняееа, канд. психол. наук, доц., Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск,
E-mail: e.pekisheva@narfu.ru
О.Н. Толстикова, канд. психол. наук, доц., Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск,
E-mail: o.tolstikova@narfu.ru
Г.Н. Градоеа, канд. пед. наук, доц., Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск,
E-mail: gradova.g@narfu.ru
К ВОПРОСУ ОВЛАДЕНИЯ ОПОСРЕДОВАННЫМИ ФОРМАМИ ПОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья посвящена теоретическому анализу проблемы овладения детьми знаково-символическими средствами в дошкольном детстве. Проанализированы авторские научные позиции, раскрывающие специфику использования дошкольниками элементарных и сложных знаковых конструктов. В статье раскрывается символико-моделирующий характер и качественные изменения игровой, изобразительной, конструктивной, речевой деятельностей ребенка, обусловленные использованием элементарных и сложных модельных форм опосредствования его познавательной активности. Определены условия становления опосредствованных форм познания у дошкольников с проблемами в развитии.
Ключевые слова: знаково-символическое опосредствование, элементарное и сложное замещение, эталон, моделирование, игровая деятельность, дети с проблемами в развитии.
В ФГОС ДО в качестве одной из основных линий развития детей дошкольного возраста определяется познавательное развитие, предполагающее формирование познавательных действий ребенка и становление его сознания, а также развитие его воображения и творческой активности, формирование первичных представлений ребенка о природном, социальном мире и социокультурных ценностях и т.д. Познание детьми окружающего мира возможно только при условии овладения ими опосредствованными формами познания, особого рода знаково-символической деятельностью, поддерживаемой способностью к знаково-символическому опосредствованию [1 - 4]. Известно, что нормально развивающиеся дети испытывают особые трудности при использовании знако-во-символических средств и опосредованных форм познания (Е.Е. Кравцова, Н.Г Салмина и др.). Значительный дефицит способности к знаково-символиче-скому опосредствованию отмечается у детей с недостатками сенсорного, когнитивного, речевого, эмоционального и двигательного опыта (О.П. Гаврилушкина, А.А. Гостар, Л.В. Лопатина, Л.С. Медникова, О.С. Никольская, Л.И. Плаксина, О.Г. Приходько и др.).
Обозначенные выше проблемы воспитания и обучения современных дошкольников требуют подробного рассмотрения вопроса специфики овладения опосредствованными формами познания в дошкольном детстве. Это позволит наиболее полно понять сущность способности к знаково-символическому опосредствованию как базового психического новообразования дошкольника и оптимизировать педагогический процесс формирования знаково-символической деятельности у детей с проблемами в развитии.
Существенный вклад в изучение проблемы овладения детьми дошкольного возраста опосредствованными формами познания внесли исследования ГА. Глотовой, Н.Г Салминой, Е.Е. Сапоговой и др. Согласно научным точкам зрения указанных авторов, возможно различать элементарное и сложное замещение как уровни сформированности символической функции сознания, которые соответствуют последовательному овладению дошкольником алфавитами и синтаксисами доступных для него знаково-символических систем.
На уровне элементарного замещения дошкольник может распознать или отобразить в знаковом конструкте (выразительном движении, рисунке, выска-
зывании и т.д.) смыслообразующие (существенные) характеристики предмета, явления окружающего мира, связанные с его практическим опытом и закрепившиеся в его образной памяти. Иными словами, ребенок осваивает отдельные единицы алфавита кодирования как элементарные знаки, за которыми остаются закрепленными первичные образы-представления, лежащие в основе обозначения, наименования. Алфавит, определяемый в семиотике как конечное множество символов, служит основой любой знаковой системы. И уже на уровне элементарного замещения первично мотивированные знаковые средства приобретают сигнальную, т.е. референтную функцию [4].
На уровне сложного замещения качественно изменяется способ опознания и выражения смыслообразующих (существенных) составляющих знакового конструкта. Его смысловое единство определяется отношением между отдельными единицами алфавита кодирования, их занимаемым местом в пространстве и времени. В таком случае смысловая нагрузка отдельной единицы алфавита зависит от других единиц, а единый смысл (в дошкольном возрасте это образ-представление) закрепляется за синтаксическими (кодовыми) структурами, системными алфавитами. Синтаксические структуры в каждой знаковой системе позволяют создавать бесконечное множество символов. В таком случае, на наш взгляд, возможно говорить о вторичной мотивированности знаково-символических структур, максимальном соответствии знаковой структуры закрепленному за ней содержанию. Например, при использовании языкового знака это будут вторичные словесно-образные связи, образующие «вербальную сеть», определяющие образную мотивированность, психологическую предикативность речевого высказывания. На уровне сложного замещения знаковые средства становятся комплексными, объединяющими несколько единиц алфавита кодирования и приобретают обобщающую, категориальную функцию [4].
Появление в дошкольном возрасте таких составляющих семиотической функции, как возможность выделять элементарные (алфавиты) и сложные (синтаксисы) знаки соотносится с возможностью осуществления кодирования/ декодирования действительности посредством образно-двигательной, образно-графической и вербальной знаковых систем. При этом усвоение визуальных знаково-символических систем осложняется отсутствием постоянного алфавита