Научная статья на тему 'Развитие образовательных программ в области физической культуры и спорта'

Развитие образовательных программ в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
895
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROGRAMMES / ADVANCED EDUCATION / PROFESSIONAL STAFF RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щенникова Марина Юрьевна, Борисевич Марина Андреевна

Проведен анализ состояния профессионального образования в области физической культуры и спорта в НГУ им. П. Ф. Лесгафта, тенденций его развития и ресурсного обеспечения. Представлены данные о приеме и контингенте обучающихся по профессиональным образовательным программам в области физической культуры и спорта, показана роль университета в подготовке соответствующих кадров для региона. Описана современная практика подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации для отрасли физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щенникова Марина Юрьевна, Борисевич Марина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL PROGRAMMES FOR PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

The paper focuses on the analysis of educational programmes in the sphere of physical training and sport implemented at Lesgaft University The authors present the enrolment data and show the University role in training personnel for the region needs. Special attention is paid to the system of advanced education and personnel retraining in the sphere of physical education, sport and health.

Текст научной работы на тему «Развитие образовательных программ в области физической культуры и спорта»

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ЩЕННИКОВА Марина Юрьевна - канд. пед. наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. E-mail: mshchennikova@mail.ru

БОРИСЕВИЧ Марина Андреевна - начальник центра мониторинга образования, лицензирования и аккредитации, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. E-mail: sokolesgaft@mail.ru

Аннотация.. Проведен анализ состояния профессионального образования в области физической культуры и спорта вНГУ им. П.Ф. Лесгафта, тенденций его развития и ресурсного обеспечения. Представлены данные о приеме и контингенте обучающихся по профессиональным образовательным программам в области физической культуры и спорта, показана роль университета в подготовке соответствующих кадров для региона. Описана современная практика подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации для отрасли физической культуры и спорта.

Ключевые слова: профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка кадров

Для цитирования:: Щенникова М.Ю., Борисевич М.А. Развитие образовательных программ в области физической культуры и спорта // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 135-142.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, государственные программы Российской Федерации «Развитие образования» и «Развитие физической культуры и спорта » 1 ориентируют на повышение значимости физической культуры и массового спорта, рост конкурентоспособности российского спорта высших достижений. Подготовка высококвалифицированных кадров для решения поставленных задач проходит в условиях модернизации системы профессионального образования, совершенствования нормативной базы, внедрения новых моделей обучения по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, пересмотра со-

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р.; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 295; Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. №302.

держания образования с учётом требований работодателей, прогноза рынка труда и экономического развития.

Подготовка кадров в области физической культуры и спорта в университете проводится по программам высшего образования по следующим направлениям и специальностям:

• направление подготовки бакалавриата 49.03.01 - Физическая культура, профили подготовки: Спортивная тренировка в избранном виде спорта, Спортивно-оздоровительный туризм, Спортивные сооружения и индустрия, Двигательная рекреация, Физкультурно-оздоровительные технологии, Спортивный менеджмент;

• направление подготовки бакалавриата 49.03.02 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), профили подготовки: Адаптивный спорт, Адаптивное физическое воспитание, Гидрореабилитация, Физическая культура и спорт в профилактике негативных социальных явлений, Физическая реабилитация, Лечебная физическая культура;

• направление подготовки магистратуры 49.04.01 - Физическая культура, профили подготовки: Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта, Спортивная биомеханика, Двигательная рекреация, Медико-биологическое сопровождение физической культуры и спорта, Спортивные сооружения и индустрия, Психологическое сопровождение физической культуры и спорта, Профессиональное образование в отрасли физической культуры и спорта, Физкультурно-оздоровительные технологии, Комплексная реабилитация физической культуры и спорта, Менеджмент профессионального спорта, Правовое обеспечение физической культуры и спорта, Физическая культура и спорт в системе международных отношений, Информационно-пропагандистское обеспечение физической культуры и спорта, Медико-социальное

сопровождение физической культуры, спорта и туризма, Спортивно-оздоровительный туризм, Спортивно-оздоровительный сервис, Управление проектами в отрасли физической культуры и спорта;

• направление подготовки магистратуры 49.04.02 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), профили подготовки: Адаптивное физическое воспитание в системе образования обучающихся с ограниченными возможностями, Педагогическая гидрореабилитация, Современная хореография и танцы в коррекции нарушений у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, Спортивная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов, Технологии профилактики и коррекции аддиктивного поведения, Физическая реабилитация;

• направление подготовки магистратуры 49.04.03 - Спорт, профиль подготовки

- Подготовка спортивных сборных команд по избранному виду спорта;

• направление подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре 49.06.01

- Физическая культура, профили подготовки: Биомеханика, Психологические науки, Педагогические науки;

• по специальности 032101 (65) - Физическая культура и спорт;

• по специальности 032102 (65) - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура).

В таблице 1 представлены данные о приеме, контингенте и количестве подготовленных в НГУ им. П.Ф. Лесгафта специалистов по названным профессиональным образовательным программам за последние три года. С 2011 г. вуз полностью перешел на систему многоуровневого образования. В период 2014-2016 гг. проведена актуализация ФГОС ВО, введены в действие ФГОС ВО 3+. В настоящее время начался новый этап актуализации ФГОС ВО, связанный с внедрением профессиональных

Таблица 1

Данные о приеме и контингенте обучающихся по профессиональным образовательным программам в области физической культуры и спорта

Наименование образовательной программы Принято, чел. Контингент обучающихся, чел. Выпуск, чел.

2013 2014 2015 2013 2014 2015 2013 2014 2015

Программы бакалавриата: 828 941 994 2597 3158 3471 201 203 396

Физическая культура 738 833 858 2343 2913 3016 201 203 360

Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) 90 108 136 254 245 455 - - 36

Программы специалитета: - - - 1150 693 203 437 380 447

Физическая культура и спорт - - - 936 566 158 376 306 374

Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) - - - 214 127 45 61 74 73

Программы магистратуры: 133 174 293 308 151 515 76 117 113

Физическая культура 115 152 210 261 303 412 66 97 93

Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) 18 22 73 47 48 93 10 20 20

Спорт - - 10 - - 10 - - -

стандартов. Из числа выпускников по образовательным программам УГНП 49.00.00 Физическая культура и спорт, обучающихся за счёт средств федерального бюджета по очной форме обучения, за три года доля трудоустроенных выпускников в соответствии с квалификацией составила 74,2%, продолжили обучение по программам следующего уровня 23,2%.

Университет располагает высококвалифицированными кадрами для проведения научных исследований, подготовки аспирантов, докторантов и соискателей, в их числе: три заслуженных деятеля науки России, 16 заслуженных работников высшей школы РФ, 18 заслуженных работников физической культуры РФ, 36 заслуженных

тренеров РФ, 91 доктор и 279 кандидатов наук, 82 профессора. В разные годы доля научно-педагогических работников, имеющих учёную степень кандидата и доктора наук, в общей численности НПР вуза составляла: в 2013 г. - 62,03%, в 2014 г. -60,89%, в 2015 г. - 64,76%.

НГУ им. П.Ф. Лесгафта является признанным центром учебно-методической, научно-исследовательской, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди населения. Во взаимодействии с Комитетом по физической культуре и спорту, Комитетом по науке и высшей школе, Комитетом по молодежной политике Правительства Санкт-Петербурга вуз участвует в организации и координации деятельности по

решению социальных проблем г. Санкт-Петербурга средствами физической культуры и спорта. В таблице 2 представлена роль университета в подготовке кадров в регионе. Выделенная отдельной строкой УГНП 49.00.00. Физическая культура и спорт наглядно демонстрирует, что в НГУ им. П.Ф. Лесгафта осуществляется подготовка более чем 95% студентов Северо-Западного федерального округа по образовательным программам высшего образования в области физической культуры и спорта.

В соответствии с требованиями утверждённых профессиональных стандартов потребность в физкультурно-спортивных кадрах для УГНС 49.00.00. Физическая культура и спорт определяется наличием внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений, программ дополнительного образования детей спортивной направленности, присутствием обязательной дисциплины «Физическая культура» в ФГОС профессионального образования всех уровней, функционированием системы спортивной подготовки, подготовки спортивного резерва и сбор-

ных команд страны по летним и зимним видам спорта, системы Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне », необходимостью организации физкультурно-оздоровительной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, по месту жительства и отдыха.

По данным статистических отчетов, в 2015 г. в Российской Федерации действовали 7522 общеобразовательные организации, имеющие спортивные клубы, 4252 образовательные организации среднего профессионального образования, 1647 образовательных организаций высшего образования, 7494 организации дополнительного образования детей, 28893 учреждения и организации при спортивных сооружениях, включая спортивные клубы на предприятиях, фитнес-клубы, физкультурно-спортивные клубы по месту жительства и другие учреждения и организации, в том числе адаптивной физической культуры. Общая численность занимающихся физической культурой и спортом в них составила более 20 млн. человек.

В 2015 г. численность штатных трене-

Таблица 2

Роль НГУ им. П.Ф. Лесгафта в системе подготовки кадров для региона

Год Реализуемые УГС Приведенный контингент студентов по УГС Доля приведенного контингента студентов по УГС от общего приведенного контингента студентов вуза Доля приведенного контингента студентов от общего приведенного контингента студентов, обучающихся по данной УГС в регионе

2013 030000 - Гуманитарные науки 2609 86,8% 6,94%

050000 - Образование и педагогика 31 1,03% 0,4%

2014 030000 - Гуманитарные науки 2681,3 86,98% 7,1%

050000 - Образование и педагогика 59 1,91% 0,72%

2015 030000 - Гуманитарные науки 2074,8 62,55% 8,14%

49.00.00 - Физическая культура и спорт 809,3 24,4% 95,44%

050000 - Образование и педагогика 52 1,57% 0,86%

44.00.00 - Образование и педагогика 49,1 1,48% 1,71%

ров-преподавателей по видам спорта составила 121 272 человека. При этом штатных работников, осуществляющих работу по физической культуре и спорту в образовательных организациях среднего профессионального образования, было 11853 чел., в образовательных организациях высшего образования - 17806 чел., в организациях дополнительного образования детей - 106560 чел., из них с высшим образованием - 73222 чел. (69%), на предприятиях, в организациях и учреждениях, на спортсооружениях, в фитнес-клубах, по месту жительства и т.п. - 100669 чел., из них с высшим образованием - 57199 (57%), в аппаратах физкультурно-спортивных организаций, органах управления физической культурой и спортом -12784 чел., из них с высшим образованием

- 8803 (69%) 2.

Решение задач совершенствования системы физического воспитания, приобщения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, подготовки молодых специалистов для физической культуры и спорта, а также подготовки спортсменов высокой квалификации зависит от организации повышения квалификации кадров. В университете реализуется более 50 программ повышения квалификации. При этом удельный вес численности слушателей из сторонних организаций в общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки, составлял: в 2013 г. - 91,87%, в 2014 г.

- 95,72%, в 2015 г. - 94,11%. Проводится работа по организации повышения квалификации тренерского состава и специалистов, обеспечивающих подготовку спортивного резерва и сборных команд страны по видам спорта. В университете действуют

Высшие школы тренеров по хоккею и баскетболу.

В хоккее востребованным является формирование компетенций организационно-управленческой деятельности для руководителей клубов, органов управления хоккеем. Кафедрой теории и методики хоккея НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Академией хоккея и Высшей школой тренеров им. Н.Г. Пучкова при поддержке Фонда Елены и Геннадия Тимченко в настоящее время апробирована и внедрена система, позволяющая эффективно решать такие задачи. В период проведения краткосрочных курсов повышения квалификации на базе университета, а также выездных курсов бригады ученых и преподавателей ВШТ проведен анализ традиций и условий подготовки, квалификации тренерских и других кадров, административного ресурса спортивной подготовки по хоккею в раз-

2 Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» за 2015 год. URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/ statisticheskaya-inf/

личных регионах страны, в том числе Ханты-Мансийске, Тольятти, Калининграде, Уфе, Мурманске. На краткосрочных курсах прошли обучение более 400 тренеров, а в ВШТ за 11 лет - 350 тренеров высшей категории и 120 менеджеров из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Республики Карелия, других субъектов СевероЗападного федерального округа и России в целом. Из них более 50% тренеров (175 чел.) в настоящее время трудятся в системе КХЛ, ВХЛ и МХЛ, остальные - в СДЮШОР, клубах и командах российского хоккея. В связи с крайне неудовлетворительным состоянием судейства соревнований КХЛ, ВХЛ, МХЛ и других лиг на базе ВШТ им. Н.Г. Пучкова создана и приступила к работе школа хоккейного арбитра (ШХА). Перспективным направлением является разработка и внедрение образова-тельныхпрограмм магистратуры и повышения квалификации по следж-хоккею с использованием потенциала института адаптивной физической культуры.

Решением коллегии Росспорта и на основания решения Ученого совета НГУ им П.Ф. Лесгафта в мае 2007 г. на базе университета открыта Высшая школа тренеров (ВШТ) по баскетболу. За период её деятельности было подготовлено восемь выпусков тренеров. Всего за эти годы в школе прошли обучение 79 тренеров из России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Эстонии и Германии. Более 30% выпускников имеют звания заслуженных тренеров России, заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса и мастеров спорта. 57% выпускников работают в профессиональных баскетбольных клубах, остальные - в организациях, связанных с подготовкой спортивного резерва. В течение последних двух лет пять выпускников ВШТ работали с различными сборными командами России, в том числе два - в национальной сборной. В настоящее время выпускники школы работают в таких клубах России, как

«ЦСКА», «Зенит», «Уникс», «Химки», «Енисей ».

Преподаватели ВШТ провели более 20 мастер-классов для профессиональных тренеров по баскетболу во многих регионах России от Владивостока до Калининграда, а также в Швеции, Испании, Польше, Белоруссии, Украине, Казахстане. На базе ВШТ дважды в год издается научно-методический вестник «Баскетбол» для профессиональных тренеров; всего было выпущено 19 номеров. Содержание журнала позволяет тренерам быть в курсе наиболее актуальных проблем подготовки квалифицированных баскетболистов, познакомиться с современными технологиями подготовки спортсменов.

Современная практика подготовки и переподготовки кадров для отрасли физической культуры и спорта требует постоянного творческого совершенствования педагогических кадров высшей школы, обеспечивающих решение данной образовательной задачи. Тщательная теоретическая и практическая проработка современной дидактики повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений позволяет НПР вуза удерживать ведущие позиции в области развития содержания образования, сохранять уровень подготовки высокопрофессиональных специалистов мирового класса. Современные инновационные программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава основываются на активных методах обучения, включают изучение современных теорий смежныхобластей знаний и междисциплинарных проектов с привлечением соответствующих специалистов, предполагают широкое использование информационных технологий и расширение международного сотрудничества с зарубежными университетами [1].

Введение и актуализация ФГОС по разным направлениям подготовки и специальностям высшего образования, совершен-

ствование нормативной базы в сфере физической культуры и спорта и образования предъявляет новые требования к учебно-методическому обеспечению подготовки кадров нового поколения. Спорт развивается стремительными темпами, и это должно своевременно проецироваться в образовательный процесс подготовки специалистов. С 2013 г. профессорско-преподавательским составом университета подготовлено четыре учебника и 180 учебных пособий для программ различных уровней высшего образования УГНП 49.00.00 Физическая культура и спорт, в том числе по программам аспирантуры.

Современная подготовка высококвалифицированных кадров для отрасли физической культуры и спорта возможна только в единстве с научно-исследовательским процессом. Основными формами научно-исследовательской работы студентов являются исследовательская работа, выполняемая индивидуально или в составе научных групп под руководством опытного преподавателя, а также кафедральные научные конференции, тематические конференции, проводимые по инициативе кафедр, подготовка и участие в межвузовских и региональных конференциях и конкурсах. В итоговой научной конференции университета «Человек в мире спорта» ежегодно с 2008 г. принимают участие 7080 студентов и 30-40 аспирантов и магистрантов.

За последнее время в НГУ им. П.Ф. Лес-гафта произошли кардинальные улучше-

ния в оснащении современной материально-технической базы. В рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2015 годы» введен в действие учебно-тренировочный центр «Кавголово». Сегодня это современная научно-практическая база, оснащённая новейшим оборудованием, позволяющая эффективно решать задачи развития отрасли физической культуры и спорта, обеспечивать повышение качества образования. Только наличие мощной материально-технической и исследовательской базы может обеспечить интеграцию научной и образовательной деятельности, возможность проведения научной и практической подготовки обучающихся, в первую очередь -на факультете зимних олимпийских видов спорта в реальных условиях будущей профессиональной деятельности, а научно-педагогическим работникам университета -осуществлять полезные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, направленные на развитие спорта высших достижений.

Литература

1. Евсеев С.П, Щенникова М.Ю. Тенденции развития профессионального образования в области физической культуры и спорта // Вестник Российского международного олимпийского университета. 2013. № 1 (6). С. 54-61.

Статья поступила в редакцию 19.07.16.

Статья написана в рамках реализации государственного задания ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» на выполнение научно-исследовательской работы «Совершенствование системы профессионального образования в области физической культуры» (Приказ Минспорта России от 07 апреля 2015 г.).

DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL PROGRAMMES FOR PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

SHCHENNIKOVA Marina Yu. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.Petersburg, Russia. E-mail: mshchennikova@mail.ru

BORISEVICH Marina A. - Chief of the Centre for educational monitoring, licensing and accreditation, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health. St.Petersburg, Russia. E-mail: sokolesgaft@mail.ru

Abstract. The paper focuses on the analysis of educational programmes in the sphere of physical training and sport implemented at Lesgaft University The authors present the enrolment data and show the University role in training personnel for the region needs. Special attention is paid to the system of advanced education and personnel retraining in the sphere of physical education, sport and health.

Keywords: physical culture and sports, professional education, educational programmes, advanced education, professional staff retraining

Cite as: Shchennikova, M.Yu., Borisevich, M.A. (2016). [Development of the Educational Programmes for Physical Education and Sports]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11 (206), pp. 135-142. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Evseev, S.P, Shchennikova, M.Yu. (2013). [Development Trends of the Professional Education in the Sphere of Physical Training and Sports]. Vestnik Rossiyskogo mezhdunarodnogo olimpiyskogo universiteta [The Bulletin of the Russian International Olympic University]. No. 1(6), pp. 54-61. (In Russ.).

The paper was submitted 19.07.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.