УДК [617.586-007.58+37.037]-053.4
Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N.F. Katanov
(Abakan, Russia), E-mail: shvaleva-t@mail.ru
PREVENTION OF FLAT FEET IN OLDER PRESCHOOL AGE CHILDREN ON THE BASIS OF "GAME LABYRINTHS". The article represents collected and generalized materials about flat feet. The points of view of leading scientists are examined. The worked out complexes "Playing labyrinth" that consists of five stages are suggested. Each stage includes complexes of playing tasks for prevented measures of flat feet of senior children under the school age which are used at the lessons of Physical culture and medical Physical culture. The results of research that took place with senior children under the school age are shown. The worked out complexes of playing tasks are done individually, in pairs, in groups if various outcome positions. The author shows the results of research at the end of the article.
Key words: physical development, physical preparedness, supporting moving apparatus, oblong and diametrical flat feet, prevented measures, physical exercises, playing tasks.
Т.А. Шеалееа, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: shvaleva-t@mail.ru
ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ «ИГРОВЫХ ЛАБИРИНТОВ»
В данной работе представлены собранные и обобщенные материалы о профилактике плоскостопия. За последние годы увеличивается рост нарушений не только в осанке, но и развитии плоскостопия у дошкольников. Мы считаем, что эта проблема на сегодняшний день актуальна, так как дошкольники - это будущее поколение нашей страны, и они должны быть крепкими и здоровыми. В статье автор предлагает разработанные комплексы физических упражнений, основанных на «Игровых лабиринтах». Каждый «Игровой лабиринт» включает пять этапов игровых заданий, которые используются для профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста. Эти комплексы можно использовать на занятиях по физической культуре в ДОУ и на занятиях по лечебной физической культуре. Составленные нами комплексы игровых заданий выполняются индивидуально, в парах, в подгруппах из разных исходных положений. Данные комплексы апробированы в ДОУ на протяжении 2-х лет. Результаты исследования представлены в конце статьи.
Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, опорно-двигательный аппарат, продольное и поперечное плоскостопие, профилактика, физические упражнения, игровые задания.
Цель данной статьи заключается в выявлении влияний, разработанных комплексов «Игровых лабиринтов» для профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования заключаются в следующем: разработать и внедрить в ДОУ «Игровые лабиринты», основанные на игровых заданиях, и проверить их эффективность во время занятий со старшими дошкольниками.
Исследовательской базой является МБОУ ЦРР д/сад № 3 «Дельфин» г Абакана. По исследованиям Т.А. Швалевой выявлено, что «в дошкольном возрасте деформация стоп, как правило, носит функциональный характер и определяется в основном слабостью мышечного тонуса и связочного аппарата и незавершенностью строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у детей плоскостопия, причиной которого могут стать еще и обувь большего размера, чем нужно, и излишняя масса тела. В некоторых случаях причиной являются перенесенные заболевания. Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений и не вызывать чрезмерное давление на суставы, сосуды и нервы стопы. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой или резиновой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 - 2 см. Для предупреждения плоскостопия в детском возрасте необходимо выполнять упражнения, направленные на укрепление мышц и суставо-связочного аппарата стоп. Также полезна ходьба босиком по неровной почве, песку, мелким камушкам, а в домашних условиях - по рассыпанным на полу плоским пуговицам. В результате происходит тренировка мышц голени и активно поддерживается свод стопы - так называемый «рефлекс щажения» [1, с. 43 - 44].
Научными исследованиями Моргуновой О.Н. доказано, что за время обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 4 раза -нарушений осанки, в 3 раза - патологии органов пищеварения. Практически здоровые дети составляют сегодня лишь 1 - 2% от всего детского населения. В среднем 4 ребенка из 5 имеют видимые деформации опорно-двигательного аппарата. Следовательно, причина различных нарушений появляется уже в дошкольном детстве [2, с. 8].
По мнению И.П. Недовесовой, сегодня необходимо обучать человека здоровому образу жизни. И в первую очередь такие знания нужны родителям, преподавателям, воспитателям. От их знаний, умений зависит, воспитают ли они здорового, гармонически развитого человека, здорового духовно и физически. Знания о состоянии здоровья детей, его укреплении, отношение детей к своему физическому развитию должны стать неотъемлемой частью общей культуры [3, с. 13].
Согласно исследованиям Е.Н. Назаровой, важно, чтобы в период роста и развития организма ребёнка, его формирования, родители, воспитатели создали все условия для здорового образа жизни, профилактики заболеваний: питание, движение, физическая культура, соблюдение рационального психологического и гигиенического режима в семье [4, с. 24].
Другими учеными, такими как Асачева Л.Ф. и Горбунова О.В. выявлены различные виды нарушений осанки и плоскостопия (продольное и поперечное) у де-
тей дошкольного возраста. Они рассматривают систему занятий по физической культуре как одну из форм профилактики этих нарушений [5].
Коновалова Н.П доказывает, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста есть все возможности для профилактики плоскостопия при условии выполнения физических упражнений [6].
Васильева А.В. предлагает эффективные методы лечения (медицинские и физические упражнения), используя различные средства для профилактики плоскостопия [7].
Мы предлагаем в исследовательской работе разработанную нами технологию «Игровые лабиринты» в качестве профилактики плоскостопия у дошкольников на основе игровых заданий. Мы полагаем, что стопы - это очень тонко сбалансированный механизм. Они ежедневно совершают больше работы, чем любая другая часть тела и больше, чем другая часть тела, подвергаются травмам. Ребенок начинает ходить в конце первого года. Стопа выдерживает всю тяжесть тела при стоянии и ходьбе, а также обеспечивает плавность походки, а рессорные свойства стопы предохраняют тело и головной мозг от сотрясения при беге, прыжках и ходьбе. Эти функции стопа выполняет благодаря своему сводчатому строению, а некачественная обувь (нестандартный каблучок, грубая ткань, слишком узкая или широкая внутренняя часть обуви), ежедневный контакт с жестким грунтом - все это приводит к смещению костей стопы и нарушению функции равновесия. При ходьбе человеку приходится все время балансировать то на одной ноге, то на другой, перенося вес тела вперед, слева направо и справа налево. Действительно, эти движения требуют точного равновесия, удерживая целый день массу тела на очень маленькой площади опоры - стопе. Для развития равновесия большую роль играет хорошая координация движений по управлению костями ног Это означает, что человек должен учиться правильно ходить. Правильная походка - это искусство сохранения равновесия на неустойчивых ногах.
Стопа ребенка отличается большим развитием жировой ткани на подошвенной стороне, чем у взрослого, она более широка и коротка и при осмотре кажется плоской. Изменение формы свода стоп приводит не только к местному ухудшению их функции, но и по мере дальнейшей деформации стопы, к изменению положения таза, нарушению правильного стояния позвоночника, что ведет к дефектам осанки. Для диагностики плоскостопия применяют метод плантогра-фии - отпечатков стоп. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или уменьшить его. Поэтому особое значение имеет организация профилактики плоскостопия в раннем возрасте. Эта работа должна проводиться под руководством родителей дома и медперсонала в дошкольных учреждениях [1, с. 42 - 43].
Подбирая упражнения для решения поставленных задач, мы учитывали особенности работы мышц нижних конечностей и двигательной подготовленности детей, для этой цели мы создали несколько «Игровых лабиринтов». В каждом лабиринте есть ложные ходы. Поэтому перед детьми ставились задачи, чтобы они правильно находили решение двигательной задачи. Представляем один из них, который состоит из пяти этапов. На каждом этапе необходимо правильно выполнить игровое задание, которое открывает путь к следующему этапу. Допущенные ошибки в упражнениях приносят штрафы игроку, который должен повто-
рить упражнение, и только тогда он может уйти на следующий этап лабиринта. В лабиринте, как уже было сказано, есть ложные ходы (упражнения составлены для других частей тела, рук, плечевого пояса, туловища), которые заводят ребенка в тупик. Необходимо вернуться назад и найти правильный ход, для чего необходимо выполнить упражнения для стоп. Из лабиринта один выход. Упражнения выполняются поточно. Игровые задания состоят из специальных упражнений для профилактики плоскостопия с использованием различных предметов: мягких мячей разных размеров, ребристых дорожек, массажных валиков, силового эспандера, гимнастической стенки и скамейки, каната, мелких кубиков, крупных пуговиц. Каждый комплекс включает разнообразные игровые задания, которые выполняются в определенной последовательности и с дозированной физической нагрузкой. В начале курса мы рекомендуем выполнять упражнения для мышц голени и стопы из облегченных исходных положений (сидя, стоя на коленях, лежа) в чередовании с расслаблением и напряжением: «ножки гуляют», «стопы здороваются», «гусеница». Специальные упражнения следует чередовать с общеразвивающими, рекомендованными для мышечных групп нижних конечностей. В этом периоде занятий необходимо добиваться выравнивания тонуса мышц, удерживающих стопу в правильном положении, улучшения координации движений, повышения физической работоспособности ребенка. Первый этап лабиринта включает игровые задания без предметов и выполняется из положения сидя. Это такие задания, как: «Знакомство», «Гусеница», «Разминка балерины», «Танец балерины», «Стирка белья», «Веер» и др.
Задачей основного периода занятий (2, 3, 4 этапы) является достижение высокой коррекции положения стопы и закрепление этого положения. Для этого используют упражнения для большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся физической нагрузкой, с сопротивлением, отягощением, амортизатором, нагрузкой на стопы и упражнения с предметами. Это захватывание пальцами предметов, удерживание их, перекладывание, переворачивание, поднимание.
На втором этапе «Игрового лабиринта» выполняются игровые задания с предметами из исходного положения сидя: «Собери мусор», «Гармошка», «Ловля рыбы», «Пуговицы в коробку», «Мяч на прогулке», « Катание шаров», «Переверни кубики». Третий этап связан с переноской, бросанием, перекладыванием предметов стопами: «Поймай мяч», «Догони мяч», «Собери пирамидку», «Построй из кубиков дом», «Ходьба по лестнице», «Перенеси палочки». На четвертом этапе выполняются задания из положения стоя: «Цапля», «Медведь за ягодой», «Улитка», «Мыши на прогулке», «В гости к друзьям». Пятый этап включает упражнения в ходьбе, прыжковые, упражнения с предметами: «Убеги от змеи», «Перепрыгни забор», «Перепрыгни ров», «Прыжки по кочкам», «Прыжки через лужи», упражнения со скакалкой и обручем «Догони партнера», «Зааркань коня», « Извозчик», «Найди выход».
В следующий «Игровой лабиринт» включаются игровые задания, основанные на временах года. Например, из задания «Лето». У ребенка карточка-за-
Библиографический список
дание, на которой изображена речка, и дети в ней купаются. Ребенок должен придумать движения ногами в плавании способом «брасс» и выполнить их. В другом случае выполнить упражнение «Катание на велосипеде». Например, на карточке нарисована зима (лед, коньки), ребенок должен изобразить катание на коньках разными способами: вперед, отталкиваясь поочередно одной и другой ногой, спиной вперед, катание по виражу. Следующее задание - это карточка, на которой изображена весна с ручьями и лужами (практически дети должны выполнить прыжковые упражнения, которые они учили на физкультурных занятиях). На карточке следующей карточке изображена осень, нарисован кедр, а на нем шишки. Дети должны собрать шишки с кедра (лазанье по горизонтальной, наклонной и вертикальной опоре, опираясь на носки и руки). В другой «Игровой лабиринт» включаются игровые, самостоятельные и творческие задания, основанные на танцевальных движениях, например, «Лесная дискотека», «Петушиные бои», «Танец карапузов».
На последнем этапе профилактики (5 этап) происходит закрепление результатов коррекции. Предлагаем детям упражнения в специальных видах ходьбы - на носках, пятках, наружной поверхности стоп, с параллельной постановкой стоп, перекатом с пятки на носок и с носка на пятку, пружинный шаг, высокий шаг, широкий шаг с перешагиванием через предметы, подвешенные шнуры, ходьба по карандашам, катание стопами гимнастических палок на конкурсной основе, например: «Дети, покажите, как ходит медведь?» А теперь посмотрите друг на друга и определите сами лучшего медведя». В другом случае при выполнении прыжковых заданий нужно определить самого прыгучего зайца.
В нашей работе мы представили несколько комплексов «Игровых лабиринтов», которые апробировали на старших дошкольниках в ДОУ. Для исследования брали две старших группы в количестве 36 человек. В течение сентября 2017 года по сентябрь 2019 года мы внедрили в группы разработанные нами комплексы «Игровые лабиринты» и проводили с детьми занятия три раза в неделю по 30 мин. На начало педагогического эксперимента из 36 детей 16 были выявлены с нормальной стопой, 14 - с уплощенной и 6 - с плоскостопием. К концу нашего исследования с помощью плантографии мы провели повторное обследование стоп у детей, результаты оказались следующие: 24 ребенка с нормальной стопой, 8 - с уплощенной и 2 - с плоскостопием.
В итоге результаты исследования подтверждают предположение о том, что внедрение «Игровых лабиринтов» в ДОУ экспериментальной группы, основанных на игровых заданиях, способствует профилактике плоскостопия у дошкольников со статистической достоверностью по всем исследованным показателям на уровне значимости (р<0,05 до р<0,001).
Проведенная опытно-экспериментальная работа исследования показала свою эффективность. Цель работы достигнута, задачи выполнены. Разработанные упражнения можно использовать для профилактики плоскостопия не только при занятиях с дошкольниками, но и с детьми начальной школы.
1. Швалева Т. А. Осанка вашего ребенка: учебное пособие. Абакан: Изд-во Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2007.
2. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: учебное пособие. Москва: ТЦ «Учитель», 2005.
3. Недовесова И.П. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей: учебное пособие. Москва: Детство-Пресс, 2014.
4. Назарова Е.Н. Основы здорового образа жизни: учебное пособие. Москва: Издательский центр «Академия», 2013.
5. Асачева Л.Ф., Горбунова О.В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста: учебное пособие. Москва: Детство-Пресс, 2013.
6. Коновалова Н.Г Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебное пособие. Москва: ТЦ Учитель, 2015.
7. Васильева А.В. Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения: учебное пособие. Санкт-Петербург: ИК-Крылов, 2011.
8. Швалева Т.А. Лечебная физическая культура и современные средства оздоровления дошкольников: учебное пособие. Абакан: Изд-во Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2010.
References
1. Shvaleva T.A. Osanka vashego rebenka: uchebnoe posobie. Abakan: Izd-vo Hakasskij gosudarstvennyj universitet im. N.F. Katanova, 2007.
2. Morgunova O.N. Profilaktika ploskostopiya i narushenijosanki v DOU: uchebnoe posobie. Moskva: TC «Uchitel'», 2005.
3. Nedovesova I.P. Profilaktika ikorrekciya ploskostopiya u detej: uchebnoe posobie. Moskva: Detstvo-Press, 2014.
4. Nazarova E.N. Osnovy zdorovogo obraza zhizni: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2013.
5. Asacheva L.F., Gorbunova O.V. Sistema zanyatij po profilaktike narushenij osanki i ploskostopiya u detej doshkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie. Moskva: Detstvo-Press, 2013.
6. Konovalova N.G. Profilaktika ploskostopiya u detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie. Moskva: TC Uchitel', 2015.
7. Vasil'eva A.V. Ploskostopie. Samye 'effektivnye metody lecheniya: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: IK-Krylov, 2011.
8. Shvaleva T.A. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura i sovremennye sredstva ozdorovleniya doshkol'nikov: uchebnoe posobie. Abakan: Izd-vo Hakasskij gosudarstvennyj universitet im. N.F. Katanova, 2010.
Статья поступила в редакцию 29.09.19
УДК 378.1:796.071.4
Shchennikova M.Y., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health (St. Petersburg, Russia), E-mail: mshchennikova@mail.ru
DEVELOPMENT OF THE FIELD OF PROFESSIONAL ACTIVITY AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS. The article studies a problem of optimization of higher education in physical culture and sport, substantiation of the factors determining the development of professional education from the professional sphere. The study uses the methods of theoretical and empirical research: analysis of literature, state documents of strategic planning, forms of state statistical accounting, a survey of specialists. The development of higher education of physical culture and sports is due to the