Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в условиях вуза'

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная ориентация / профессиональное самоопределение / профессиональный выбор / абитуриент / психолого-педагогическое сопровождение / дополнительная образовательная программа. / Vocational guidance / Professional self-determination / Professional choice / Entrant / Psychological and pedagogical support / Additional educational program.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. В. Еманова, А. С. Рылеева, Е. А. Хомутникова, М. А. Сокольская

В настоящей статье описана профессиональная ориентация в условиях университета, которая рассматривается как система совместной деятельности школы, семьи, вуза, призванная решать комплекс задач по формированию профессионального самоопределения и профессионального становления личности будущих абитуриентов, решает вопрос закрепления выпускников школ в высших учебных заведениях региона. Психолого-педагогическое сопровождение в вузе, реализованное в рамках дополнительной образовательной программы, действующей по принципу свободного выбора, и с возможным участием старшеклассников и их родителей, позволяет сформировать у ее участников внутреннюю готовность осознанного выбора профессии и содействует адаптации к высшему учебному заведению. Авторы статьи рассматривают работу педагога-психолога как посредничество между самоопределяющимися абитуриентами и вузом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С. В. Еманова, А. С. Рылеева, Е. А. Хомутникова, М. А. Сокольская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE UNIVERSITY.

This article describes vocational guidance in a university, it is considered as a system of joint activities of a school, family, university, designed to solve a set of tasks for the formation of professional self-determination and professional development of future applicants, and solves the issue of securing school graduates in higher educational institutions of the region. Psychological and pedagogical support at the University, implemented in the framework of additional educational programs, acting on the principle of free choice, and with the possible participation of high school students and their parents, allows the participants to form an internal readiness of conscious choice of profession and promotes adaptation to higher education. The authors of the article consider the work of a teacher-psychologist as a mediation between self-determining applicants and a university.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в условиях вуза»

УДК37.047

Hemanova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer at the Department of Pedagogy and methods of teaching humanities, Kurgan state University (Kurgan, Russia), E-mail: sv_eman@mail.ru

Ryleeva A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer at the Department of Pedagogy and methods of teaching humanities, Kurgan state University (Kurgan, Russia), E-mail: ib.75@mail.ru

Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer at the Department of Sociology, Social Work and Management of Youth Socialization, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: ea7878@mail.ru

Sokolskaya M.A., senior teacher at the Department of Pedagogy and methods of teaching humanities, Kurgan state University (Kurgan, Russia), E-mail: garmonia45@mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE UNIVERSITY.

This article describes vocational guidance in a university, it is considered as a system of joint activities of a school, family, university, designed to solve a set of tasks for the formation of professional self-determination and professional development of future applicants, and solves the issue of securing school graduates in higher educational institutions of the region. Psychological and pedagogical support at the University, implemented in the framework of additional educational programs, acting on the principle of free choice, and with the possible participation of high school students and their parents, allows the participants to form an internal readiness of conscious choice of profession and promotes adaptation to higher education. The authors of the article consider the work of a teacher-psychologist as a mediation between self-determining applicants and a university.

Key words: Vocational guidance, Professional self-determination, Professional choice, Entrant, Psychological and pedagogical support, Additional educational program.

С.В. Еманова, канд. пед. наук, доц., Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: sv_eman@mail.ru А.С. Рылеева, канд. пед. наук, Курганский государственный университет, г. (Курган, Россия, E-mail: ib.75@mail.ru Е.А. Хомутникова, канд. филол. наук, доц., Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: ea7878@mail.ru М.А. Сокольская, ст. преп., Курганский государственный университет (Курган, Россия). E-mail: garmonia45@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

В настоящей статье описана профессиональная ориентация в условиях университета, которая рассматривается как система совместной деятельности школы, семьи, вуза, призванная решать комплекс задач по формированию профессионального самоопределения и профессионального становления личности будущих абитуриентов, решает вопрос закрепления выпускников школ в высших учебных заведениях региона. Психолого-педагогическое сопровождение в вузе, реализованное в рамках дополнительной образовательной программы, действующей по принципу свободного выбора, и с возможным участием старшеклассников и их родителей, позволяет сформировать у ее участников внутреннюю готовность осознанного выбора профессии и содействует адаптации к высшему учебному заведению. Авторы статьи рассматривают работу педагога-психолога как посредничество между самоопределяющимися абитуриентами и вузом.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, абитуриент, психолого-педагогическое сопровождение, дополнительная образовательная программа.

Актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях вуза обусловлена современными требованиями к выпускникам общеобразовательных учреждений. На завершающем этапе обучения в школе вопросы выбора профессии приобретают особую остроту, так как перед выпускниками встает проблема выбора будущей профессии и учебного заведения. Основной целью профори-ентационной работы в данный период является формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению как важнейшей составляющей личностного развития.

В психолого-педагогической литературе сложилось мнение о важности проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте. А.В. Мордовская в пособии «Основы профориентологии» отмечает, что профессиональное самоопределение - существенная сторона процесса развития личности. Исследование его особенностей состоит из рассмотрения двух сторон, которые способны разрешить профориентационные задачи учащихся: во-первых, как сложной и саморегулирующий системы, представленной человеческой личностью, и, во-вторых, как системы социального ориентирования молодых людей, направленной на сознательный профессиональный выбор, состоящий из влияния таких социальных институтов, как школа, семья, общественные организации, искусство [1, с. 126].

Профессиональная ориентация изучается в качестве руководства оказания помощи в правильном выборе профессии, который наиболее полно отвечает индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека [2, с. 23]. Сегодня профессиональная ориентация представляет собой систему научно-практической деятельности различных социальных институтов (школы, семьи, общественности, вузов и др.). Она решает совокупность различных социально-экономических, медико-физиологических, психолого-педагогических задач, направленных на формирование профессионального самоопределения и профессионального становления личности [3, с. 126].

Согласно Т.А. Родионовой, «профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной и трудовой сферам, а также способ его самореализации, достигаемый благодаря согласованию внутриличностных и социально-профессиональных потребностей» [4, с. 96].

Если выбор профессии осуществляется индивидом без четкого представления о жизненных ценностях, целей и планов, то он не может считаться лич-ностно-индивидуальным выбором. Именно личностная детерминация профессиональной деятельности помогает самоопределению молодежи относительно той или иной профессиональной сферы и профессии [5, с. 63].

Результатом профессиональной ориентации может выступать профессионально-личностное самоопределение старшеклассника, сознательный выбор профессии и профессионального учреждения, связанного с будущей профессиональной деятельностью.

В настоящее время выявлено, что представления школьников о профессиях и рынке труда не совпадают с действительностью. Принятие решений о выборе профессии у выпускников часто продиктовано приоритетом внешних ценностей («современные», «престижные», «выгодные»), а не способностями и возможностями.

Вышеизложенное подчеркивает потребность психолого-педагогического сопровождения в формировании мотивационно-ценностной компоненты в структуре самоопределения школьника: профессиональные интересы; профессиональные (трудовые) мотивы и ценности; профессиональные намерения (планы).

Главная цель педагога-психолога в профессиональном самоопределении - постепенное формирование у будущего абитуриента внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Климов Е.А. говорит, что существует ряд трудностей при психолого-педагогическом сопровождении профессиональной ориентации школьников, связанных с построением адекватного образа профессии, выбором учебного заведения, определением резервных профессиональных планов, так как выбор часто осуществляется под влиянием мнения родителей или случайных факторов. В процессе сопровождения необходимо помочь молодому человеку решить следующие задачи: информационные, просветительские; диагностические; оказать помощь в выборе, принятии решения [6, с. 126]. Неоценимую поддержку в профессиональном самоопределении выпускников школ может оказать высшее учебное заведение, помимо профориентационной работы используемое элементы сопровождения.

Нами было проведено исследование на педагогическом факультете Курганского государственного университета в период приемной компании 2019 года.

Выборкасоставила160старшеклассников школ города КурганаиЗО участников курсов по подготовке к ЕГЭ по предметам гуманитарного направления (русский язык.лктс^тура, илтория,обществсзниние)Кулгиссксгогосрдарственного университета.

ркпксвбмстапоссулкнтови-6акала трашкамшги ст|аамиблли слатсныекасыв тыппссиыхгазсахо6щеобратовстерьныншоок,сокосирых, сроме былооре^л^с^^с^о по^аитоовссь 8 64^X6

сов^ь^нш п6оЩнссизнкльниго caмиапсоднлeния»E.Ш.Фaшрнис6Й онре-

деляла сформированность профессионального плана, мотивов выбора профессии про фоcииoнaлннбPк6пp авлериосаоричиости у стакшехлааиаико в.

Подводя итоги проведенного исследования, отметим, что только у 26,3% из Нби итaныпкыхccсикав иcыпшaтимeXпoогo■-oкизeлсныx курсов профессиональный план оказался полностью сформированным, т.е. адекватным и обоснованным. У 36,8% старшеклассников он сформирован частично. Результаты диагностики профессионального самоопределения представлены на рис. 1.

Для старшеклассников, занимающихся в КГУ, подготовлена методика «Изучение стотосовперфессьуназьноЙрдестичносеиоА.А.Азаалькндорчясомогла выявить 4 статуса профессиональной идентичности: неопределенная профессиональная идентичность: выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют; навязанная профессиональная идентичность: чеоосем иаеет сфо|смированныи п°одставленияо своеипроАессионнсьном буаущно,мо осичесваяютияресурмтасоАсемостоятельн оговыборе; мареаорвО (кризиноымоас) п^фессиомрльсой :чеооте о нзводчрся ве^есво

пор^н^с^емдсваорант ^l^^h^ оо^^^чл^нс сф° ри^к^с^^^о^оом профессиональная идентичность: профессиональные планы определены, что сталосеослстатом осмеюлесннго сдмчсисятедьнемо решинин[0,c.еД].Фeзoль-таты применения методики изучения статусов профессиональной идентичности A.A. Азбель у слушателей подготовительных курсов представлены на рис. 2.

■ Сформированная

■ Мораторий

■ Навязанная

■ Неопределенная

Рис. 2. Результаты изучения статусов профессиональной идентичности A.A. Азбель

Пpoagaырзиpoрaв получерные ретультаты , мывыявили,чтосреди выпускников 37% еще не определились с дальнейшей профессиональной деятельностью, их состояние можно азвать кризисным: они не имеют прочных професси-анальнлч рылей ипланоу.

Навязанная профессиональная идентичность была определена у 3 чело-уек.Л2% молыаыхлюдый ечызаласьвсссзоянчиаурлысрыя. присуща людям, которые изучают разнообразные варианты будущего профес-сиопмлксогыеазвириыи тчгаются выйапрлитего аопто^н^^г^рееыг^ул^я^^ь^я осмысленного решения. Такие юноши и девушки примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения. Находясь в статусе моратория, они активно из-очеме иовы1Лтеофмсыии,яроЛуюреали сиеые ортпнчычуччыероф есслчуарвно самоопределяются.

елрыоеелсй кapпсв.Дтнеaу группа старшеклассников определилась в своем профессиональном пути, четко фо^ыи^ет в^дсочтенея и пыыьетсч ррзвавпрь счои

росрпдрмпеа ьяачы паалготопапсихорогом (эь^^г^чсз^с^р^р^на ч йрчгысше-на фрпоасиармиклассячкыв акомичеясвп

вПoпивapeиея очжпу ветулслными нaкдpлнчcтolсиивуlЛиaнными уля соачи ЕГЭ дисциплинами, не был сформирован профессиональный план. Для данной латегорекреащиоаялс с^е^г^л^овояь^но с рсаиталями быласугалчзысаиа раеатр педагога-психолога. Проведен цикл занятий с постепенным усложнением как

аргпн изами онной, так и психологической стороны. Вводные занятия посвящены активному профинформированию.

Далее респондентам был предложен опросник «Типология профессий» Е.А. Климова для выявления склонностей и предпочтений. В соответствии с этой тппалегией все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек, ярипадвс техника, художественный образ, знаковая система» [8, с. 266].

Аосл из показал совпадение результатов проведенных методик. По резуль-татамлраф ориентационного тестирования по Е.А. Климову, у 3 участников выявлены наибольшие склонности к работе в области человек - природа; у 4 - чело-аеые змака вая система; по 5 испытуемых оказались в группах человек - человек и человек - техника; 3 старшеклассника в группе человек - художественный образ. Старшеклассники получили результаты тестирования с рекомендациями по профессиям.

Затем испытуемым было предложено заполнить анкету для получения информации о наличии профессионального плана и степени его сформированно-сти (сделан выбор профессии или еще нет; продуманы пути ее получения или нет; имеется ли уверенность в правильности выбора или нет; самостоятельно ли сделан выбор или под воздействием внешних факторов: влияние родителей, учителей, товарищей и др.); об осознанности выбора профессии (выбор построен с учетом интересов подростка или нет; с учетом предшествующего опыта; с учетом способностей оптанта или нет; выбор осознан или нет; выбор адекватно мотивирован или нет). Основные проблемы, выявленные на данном этапе, представляют собой следующие тезисы: неинформированность родителей и старшеклассников о региональных профессиональных образовательных учреждениях; приоритетное предпочтение выпускниками высшего профессионального образования в других регионах; низкий уровень информации о специфике регионального рынка труда; социальная непрестижность большинства профессий сельского хозяйства и строительства; ориентация старшеклассников на «вертикальный» вектор при планировании карьеры.

Далее старшеклассникам предложили программу дополнительного образования по профориенталогии. Данная программа была рассчитана на 5 месяцев с ноября по март, связана с применением различных методов профориентаци-онной работы: элементов активного профинформирования и профконсультиро-еанря, к|оафдиагностики, разработки рекомендаций по созданию и выполнению ереррпмюы самовоспитания профессионально важных качеств. В работе пре-ааравотеое й кафедры педагогики и методики преподавания гуманитарных дисциплин КГУ и педагога-психолога использовались различные активные методы взчимооой ствия: ролевая игра, коллективная дискуссия, метод взаимной групповой оценки, а также некоторые психотерапевтические приемы работы с группой: «зуркнуо» и метод анонимного обсуждения индивидуальных проблем в группе.

К работе педагога-психолога подключились преподаватели кафедры педагогами н методики преподавания гуманитарных дисциплин КГУ, предложившие участникам активные методы взаимодействия: ролевую игру, коллективную аспкуссим . метод взаимной групповой оценки, а также некоторые психотерапевтические приемы работы с группой: «зеркало» и метод анонимного обсуждения нндивкоуальных проблем в группе. Занятия проводились как отдельно, так и совместно с родителями.

teo у частия родителей процесс профессионального самоопределения подростков возможен, но мало эффективен. Половина участников программы гото-вичрськ0 ГЭ в КГУ, но предпочитала поступить в вузы Санкт-Петербурга, Омска, Невоеебир ска, Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска. Психологические консультации и собрания для родителей положительно повлияли на адекватность выбора ееафрмспс нального учреждения.

На контрольном этапе проведено тестирование по «Анкете профессио-наенчого самоопределения» Е.В. Фалуниной и методике «Изучение статусов плофессиональной идентичности» А.А. Азбель для сравнительного анализа улзультатов и оценки эффективности проведенной программы. Результаты повторной диагностики показали, что количество старшеклассников с полностью сформированным профпланом увеличилось на 14%, причем 13% перешли в эту карего рию из группы «с частично сформированным планом». Итоги повторного изучения статуса профессиональной идентичности по А.А. Азбель также проде-м онотр ировали положительную динамику. Результаты обоих тестов оказались сходными, а графы сфорсированности профессионального плана совпали, что пудыве рдило достоверность методик. К концу периода обучения остались еще 4 ученика, которые не определились со своей будущей профессией.

Авторы статьи рассматривают работу педагога-психолога как посредничество между самоопределяющимся абитуриентами и вузом. Конечным результатом проведенной нами комплексной работы стало поступление участников эксперимента на гуманитарные направления (100% участников). В Курганский университет подали документы 14 абитуриентов из 20, в другие вузы региона (Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Омск) поступило 4 человека, в учреждения СПО (педсгогический колледж, колледж культуры) - 2 выпускника школ. Средний балл пасшедших по конкурсу в КГУ составил от 178 до 196 на разные специальности.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение профессиональ-иагасамоопределения выпускников школ в условиях университета позволяет решать проблемы просвещения и отбора выпускников общеобразовательных шлов, обеспечивает приток абитуриентов в вуз, содействует адаптации будущих студентов к высшему учебному заведению.

1 ев

Библиографический список

1. Мордовская А.В. Основы профориентологии. Москва: Юрайт, 2013.

2. Захарова А.Н. Прикладная психология профессиональной деятельности: практикум. Чебоксары, 2010.

3. Мутырова А.С. Профессиональное самоопределение: принципы и актуальность проблемы. Мир науки, культуры, образования. 2010; № 3: 126 - 129.

4. Родионова JI.B. Региональный рынок труда: проблемы формирования и регулирования, Барнаул, 2008.

5. Ретивых М.В. Исторически сложившиеся концепции профориентации и особенности их развития в современных условиях. Вестник Брянского государственного университета. 2013; № 1: 60 - 63.

6. Еманова С.В., Хомутникова Е.А. Интегративный подход в системе подготовки специалистов дополнительного образования детей и молодежи в курганском госуниверситете. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5: 156 - 158.

7. Азбель А.А., Грецов А.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. Санкт-Петербург: Питер, 2007.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Academia, 2007.

Reference

1. Mordovskaya A.V. Osnovy proforientologii. Moskva: Yurajt, 2013.

2. Zaharova A.N. Prikladnaya psihologiya professional'nojdeyatel'nosti: praktikum. Cheboksary, 2010.

3. Mutyrova A.S. Professional'noe samoopredelenie: principy i aktual'nost' problemy. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2010; № 3: 126 - 129.

4. Rodionova JI.B. Regional'nyjrynok truda: problemy formirovaniya iregulirovaniya, Barnaul, 2008.

5. Retivyh M.V. Istoricheski slozhivshiesya koncepcii proforientacii i osobennosti ih razvitiya v sovremennyh usloviyah. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 1: 60 - 63.

6. Emanova S.V., Homutnikova E.A. Integrativnyj podhod v sisteme podgotovki specialistov dopolnitel'nogo obrazovaniya detej i molodezhi v kurganskom gosuniversitete. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5: 156 - 158.

7. Azbel' A.A., Grecov A.G. Uznajsebya. Psihologicheskie testydlya podrostkov. Sankt-Peterburg: Piter, 2007.

8. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. Moskva: Academia, 2007.

Статья поступила в редакцию 30.09.19

УДК 371.134:796:001.895

Zorina O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Humanities and Education Science Academy (Branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University

(Yalta, Russia), E-mail: zorina.oksana2017@mail.ru

THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMING OF FUTURE PHYSICAL CULTURE TEACHERS READINESS FOR INNOVATING PROCESS. This article consider a problem of formation a preparedness among a future teachers of physical culture for innovative activity. The purpose of the article is to substantiate the pedagogical technology and analyze its effectiveness on the basis of criteria and indicators of readiness for innovation.

The development of pedagogical technology about formation of readiness for innovative activity is based on the Concept of purposeful development of psychomotor abilities V. Ozerova. The author gives the generalized characteristic of technology which is based on using of active, interactive and psychomotor methods of training, which consists of motivational-reflexive, pedagogical, trainer's, recreational-creative components at the beginning, main and final stages. This article presents the results of the researching, which confirm the effectiveness the developed experimental technology.

Key words: pedagogical technology, innovating process, forming of teacher readiness, physical culture.

О.В. Зорина, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», г. Ялта,

Е-mail: zorina.oksana2017@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье рассматривается проблема формирования готовности будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности. Цель статьи заключается в обосновании педагогической технологии и анализе её эффективности на основе критериев и показателей готовности к инновационной деятельности.

В основу разработки педагогической технологии формирования готовности к инновационной деятельности положена Концепция целенаправленного развития психомоторных способностей В. Озерова. Автор дает обобщенную характеристику технологии, которая состоит из мотивационно-рефлексивного, педагогического, тренерского, рекреационно-творческого компонентов. В статье представлены результаты исследования, которые подтверждают эффективность разработанной экспериментальной технологии.

Ключевые слова: педагогическая технология, инновационная деятельность, формирование готовности учителя, физическая культура.

Актуальность подготовки будущих учителей к инновационной деятельности обусловлена Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 года, Государственным проектом «Вузы как центры пространства создания инноваций» на 2018 - 2025 годы и др. [1]. Исходя из этого, государство должно создавать условия для подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, способных к творческой деятельности, профессиональному саморазвитию; обеспечения инновационного характера учебно-воспитательной деятельности учителя; разработки и внедрения вариативных учебных программ, индивидуализации обучения и воспитания школьников; способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки учителей физической культуры в соответствии с требованиями современной системы образования. Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость обусловливают необходимость разработки технологии формирования их готовности к инновационной деятельности.

Организация исследования. Эксперимент проводился в течение 2016 -2019 гг на базе Севастопольского экономико-гуманитарного института. В нём принимали участие обучающиеся направления подготовки 49.03.01 Физическая культура.

Цель исследования была направлена на решение следующих задач:

1) обосновать педагогическую технологию формирования готовности будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности;

2) проанализировать эффективность разработанной технологии на основе критериев и показателей готовности к инновационной деятельности.

Совершенствование педагогической технологии занимает первое место среди многочисленных направлений развития высшей школы, в частности повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.

Существует обширная литература, посвященная трактовке педагогической технологии. В нашей статье мы представим только те, которые в большей степени соответствуют предмету и объекту нашего исследования.

Согласно учебнику по общей и профессиональной педагогике, педагогическая технология - это систематический метод планирования, использования и оценки всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета личностных и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наибольшей эффективности образования [2, с. 205].

С точки зрения Г. Селевко, педагогическая технология функционирует и как наука, исследующая рациональные пути обучения, и как система способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и как реальный процесс обучения [3].

В аспекте инновационной деятельности Л. Подымова, В. Сластёнин выдвигают положение о том, что педагогическая технология представляет законо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.