Научная статья на тему 'Дополнительное образование детей и взрослых как фактор формирования досуговой культуры студенческой молодежи'

Дополнительное образование детей и взрослых как фактор формирования досуговой культуры студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LEISURE CULTURE / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND ADULTS / STUDENTS / INTERACTION / SOCIAL CREATIVITY / SOCIAL PRACTICE / ДОСУГОВАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еманова С.В., Хомутникова Е.А.

Формирование досуговой культуры студенческой молодежи возможно в процессе унификации культурно-образовательного пространства, которое призвано обеспечить система дополнительного образования детей и взрослых, осуществляя поиск оптимальных путей проведения досуга для разных категорий обучающихся. Анализ регионального опыта организации свободного времени учащейся молодежи показывает недостаточный уровень обеспечения культурного досуга. Проведенный эксперимент по вовлечению студентов в культурно-образовательное пространство на основе общности интересов, удовлетворения запросов и социальной значимости деятельности оказал положительное влияние на формирование культуры досуга студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еманова С.В., Хомутникова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND ADULTS AS A FACTOR OF FORMATION OF LEISURE CULTURE OF STUDENTS

Forming leisure culture of students is possible in the process of unification of cultural and educational space, which is designed to provide additional education for children and adults, searching for optimal ways of leisure for different categories of students. An analysis of regional experience of organizing free time of students indicates that the level of cultural leisure comes into conflict with the requirements of life and the needs of the younger generation. The conducted experiment on the involvement of students in the cultural and educational space on the basis of common interests, satisfaction of needs and social significance of activities had a positive impact on the formation of leisure culture of students.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование детей и взрослых как фактор формирования досуговой культуры студенческой молодежи»

УДК 378

Yemanova S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: sv_eman@mail.ru

Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Organization of Work with Youth, Kurgan State University (Kurgan, Russia),

E-mail: ea7878@mail.ru

ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN AND ADULTS AS A FACTOR OF FORMATION OF LEISURE CULTURE OF STUDENTS. Forming leisure culture of students is possible in the process of unification of cultural and educational space, which is designed to provide additional education for children and adults, searching for optimal ways of leisure for different categories of students. An analysis of regional experience of organizing free time of students indicates that the level of cultural leisure comes into conflict with the requirements of life and the needs of the younger generation. The conducted experiment on the involvement of students in the cultural and educational space on the basis of common interests, satisfaction of needs and social significance of activities had a positive impact on the formation of leisure culture of students.

Key word: leisure culture, social and cultural activities, cultural and educational space, additional education of children and adults, students, interaction, social creativity, social practice.

С.В. Еманова, канд. пед. наук, доц. каф. «Педагогика», Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: sv_eman@mail.ru

Е.А. Хомутникова, канд. филол. наук, доц. каф. «Организация работы с молодежью», Курганский государственный университет, г. Курган,

E-mail: ea7878@mail.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Формирование досуговой культуры студенческой молодежи возможно в процессе унификации культурно-образовательного пространства, которое призвано обеспечить система дополнительного образования детей и взрослых, осуществляя поиск оптимальных путей проведения досуга для разных категорий обучающихся. Анализ регионального опыта организации свободного времени учащейся молодежи показывает недостаточный уровень обеспечения культурного досуга. Проведенный эксперимент по вовлечению студентов в культурно-образовательное пространство на основе общности интересов, удовлетворения запросов и социальной значимости деятельности оказал положительное влияние на формирование культуры досуга студенческой молодежи.

Ключевые слова: досуговая культура, социально-культурная деятельность, культурно-образовательное пространство, дополнительное образование детей и взрослых, студенческая молодежь, взаимодействие, социальное творчество, социальная практика.

Актуальность проблемы формирования досуговой культуры современной молодежи обусловлена соответствующими тенденциями Российской Федерации. Процесс интеграции человека в общество и самоопределения в культуре, взаимосвязь культуры и досуга остается в центре внимания философов, психологов, педагогов (Б.П Ананьев [1], А.П Асмолов [2], А.К. Бруднов [3], А.В. Золотарева [4] С.В. Еманова [5; 6]).

Анализ научных исследований и регионального опыта организации свободного времени студенческой молодежи показывает, что сегодня общий уровень обеспечения культурного досуга противоречит проблемам, потребностям и интересам молодого поколения. Культурный досуг студенческой молодежи имеет противоречия к современным требованиям жизни. А.К. Бруднов среди них отмечает «неумение разумно воспользоваться предоставленными возможностями, отсутствие интересов, увлечений, предпочтение пассивных форм досуга, неразвитость способностей, бездеятельность и праздность» [3].

Основной целью проведенного совместного исследования Курганского госуниверситета, городского Дома молодежи, Дома творчества детей и молодежи «Пармония» города Кургана явился анализ проблемы свободного времени городской молодежи, отбор эффективных технологий дополнительного образования в сфере досуга, разработки программы культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи.

На первом этапе педагогического исследования была проведена анкета «Твое свободное время» для студентов первого курса педагогического факультета Курганского государственного университета с целью выявления исходного уровня культуры проведения досуга. Выборка составила 96 человек. Полученные данные подтвердили наличие противоречия между возможностями удовлетворения потребности личности в дополнительных образовательных услугах для молодежи и отсутствием эффективной системы работы сданной категорией участников.

Наиболее популярным видом досуга студентов явился интернет. Согласно полученным результатам, 93,8% (90чел.) молодых людей пользуются интернетом ежедневно,13,4% (13чел.) 2-3раза в неделю и всего 0,01% (1 чел.) очень редко, 37,5% (36 чел.) студентов проводит время в чатах, форумах и дневниках, 28,1% (27 чел.) играют в онлайн игры, 14,5% (14 чел.) участвуют в телеконференциях, 13,4% (13 чел.) проверяют почту. Почти все респонденты зарегистрированы сразу в нескольких социальных сетях, наибольшей популярностью у молодёжи пользуется социальная сеть «Вконтакте», её отметили 72,9% (70 чел.) участников. Данные показали, что большинство опрошенных 93,8% (90 чел.) общаются с друзьями через Интернет. Опросник направленности увлечений выявил низкий уровень реализации творческих способностей студентов. Охват дополнительным образованием составил лишь 27,1% (26) человек.

Данные результаты убедили нас в необходимости проведения дальнейшего исследования. Проективная методика «Я и окружающая среда» позволила выявить отсутствие умений правильно организовать свой досуг у 55 человек (57,2%), проблемы во взаимоотношениях у 24 первокурсников (25%), пассивность членов молодежного коллектива отметили 17 человек (17,7%). Затем были проанализированы причины коммуникативных барьеров молодых людей - застенчивость и

неуверенность в себе. Только 5студентов (5,2%) считали себя незастенчивыми; 41 человек (42,7%) испытывали данное состояние; 30 респондентов (31,2%) неуверенность в себе переживали как серьезную жизненную проблему.

Важным условием формирования досуговой культуры в процессе организации свободного времени, мы предположили интенсификацию деятельности системы дополнительного образования детей и взрослых и создание единого культурно - образовательного пространства, позволяющего решать широкий спектр воспитательных задач, направленных на обогащение духовного облика, содействующих самообразованию и развитию личности студентов. Деятельность по формированию культуры досуга молодежи в рамках культурно -образовательного пространства имеет смысл только при наличии активного взаимодействия всех участников процесса. В деятельности молодой человек познает себя, свои возможности, приспосабливает свои силы к требованиям деятельности, формирует в себе недостающие свойства. Поэтому деятельность необходимо рассматривать как источник и фактор формирования и развития [1]. Ее организация, по мнению С.В. Емановой, должна была предусматривать педагогически регулируемое включение личности в последовательные и взаимосвязанные этапы: поисково-диагностический, репродуктивно-деятельност-ный, коррекционно-компенсирующий, рефлексивный, содержательно-креативный, творческий [5].

Взаимодействие участников осуществлялось по принципу территориальных и функциональных связей: Курганский госуниверситет, городской Дом молодежи, Дом творчества детей и молодежи «Гармония». Устойчивость взаимодействия обеспечивалась единой программой деятельности, способствующей реализации потенциалов всех учреждений данной социальной среды, что придавало новые качества досугу, обеспечивало включение участников в активную деятельность. Программирование содержания деятельности культурно-досу-говой деятельности было призвано способствовать реализации потенциалов всех учреждений социальной среды, и получение возможности придать новые качества самой досуговой деятельности. Организация досуговой деятельности обучающихся в рамках культурно - образовательного пространства решала задачи поддержки культурных традиций городской среды, адаптации нововведений, коррекции личностных свойств, содействия приобретению социального и коммуникативного опыта молодежи. В организации художественно-эстетического всеобуча важная роль отводилась филармонии и художественному музею.

Совместная программа включила деятельность по следующим направлениям: социальное творчество (занятия в факультативах и по интересам, спецкурсах, индивидуальные занятия по способностям); социально - культурная деятельность (активное участие в смотрах, конкурсах, концертах, выставках; организация праздников, самоуправления, клубная работа); социальная практика (самостоятельная общественно-полезная практика; научно-исследовательская работа; проведение педагогической и реабилитационной работы; волонтерская деятельность, участие в профессиональных конкурсах, выставках); пропаганда ценностей отечественной культуры (народное художественное творчество с познавательно-игровой деятельностью).

Таблица 1

Сравнительный анализ данных эксперимента по формированию культуры досуга студенческой молодежи

№ п\п Вопросы анкеты Результаты до эксперимента Результаты после эксперимента

1. Общаюсь с друзьями по интернету 93,8% (90) 89,6% (86)

2. Посещаю дискотеки и другие увеселительные мероприятия 63,5% (61) 55,2% (53)

3. Смотрю телепередачи 34,3% (33) 30,2% (29)

4. Занимаюсь спортом 15,6% (15) 28,1% (27)

5. Читаю художественную литературу 0,02% (2 ) 0,02% (2 )

6. Посещаю выставки, театр, филармонию 0,01% (1 ) 44,8% (43)

7. Занимаюсь социально-полезной деятельностью 0,03%(3) 38,5% (37)

8. Занимаюсь в кружке 9,6%(10) 67,7% (65)

9. Готовлюсь к занятиям в университете 60,4%(58) 60,4%(58)

10. Ничем не занимаюсь 0,02% (2 ) 0,0% (0 )

Художественно-эстетический всеобуч включал ежемесячное посещение первокурсниками филармонии и художественного музея по абонементам и организацию совместных мероприятий. Для повышения творческого потенциала молодых людей были использованы дополнительные образовательные программы (мастерские, студии, объединения). Социально-проектная деятельность осуществлялась через включение студентов в молодежные движения, клубы по интересам, в общественное самоуправление.

Социальный ресурс клубных объединений выражается в их функциях: информационно-познавательной, культурно-творческой, рекреативно-оздоровительной, социализирующей, воспитательной, профориентационной [6]. Концептуальные основы деятельности, организаторский талант руководителей, гармоничность отношений участников позволили данной форме деятельности сыграть важную роль в формировании общей и досуговой культуры студенческой молодежи [5].

Контрольный этап эксперимента проводился во втором семестре и показал следующие результаты (таблица 1):

Библиографический список

Полученные на контрольном этапе результаты выявили эмоционально-приподнятое состояние у 93% участников, уверенность в себе у 74% человек, улучшение отношений со сверстниками у 69% студентов. В процессе целенаправленной совместной деятельности 65 студентов вместо 10 в начале года были вовлечены в кружковые занятия, как на базе университета, так и учреждений дополнительного образования. Сотрудничество с Домом молодежи пробудило социальную активность студентов. Каждый третий первокурсник стал членом волонтерского или вожатского отряда, Российского движения школьников. Сорок три человека (вместо одного в начале эксперимента) стали активно посещать театр и филармонию, организовывать групповые посещения художественного музея и культурно-выставочного центра.

Таким образом, создание культурно-досугового пространства в процессе взаимодействия высшего и дополнительного образования является объективной реальностью, в которой на основе общности интересов, удовлетворения совпадающих или сочетающихся запросов, потребностей формируется культура досуга студенческой молодежи.

1. Ананьев Б.Г Личность, субъект деятельности, индивидуальность. Москва: Директ-Медиа, 2008.

2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к - педагогике развития. Стенограмма межрегионального семинара - Совещания 13-15 марта 1996. Петрозаводск, 1996: 4-13.

3. Бруднов А.К. От внешкольной работе - к дополнительному образованию детей. Внешкольник. 1996; 1: 2 - 5.

4. Еманова С.В. Роль культурно-досугоеой деятельности в социализации подростков. Курган: информационно-издательский центр ГлавУо, 2005.

5. Еманова С.В. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие для студентов вуза. Курган: Изд. центр КГУ, 2012.

6. Золотарева А.В. Приоритетные направления развития системы дополнительного образования детей Ярославской области. Педагогический калейдоскоп. 2001; 1: 22 - 27. References

1. Anan'ev B.G. Lichnost', sub'ekt deyatel'nosti, individual'nost'. Moskva: Direkt-Media, 2008.

2. Asmolov A.G. Dopolnitel'noe obrazovanie detej kak zona blizhajshego razvitiya obrazovaniya Rossii: ot tradicionnoj pedagogiki k - pedagogike razvitiya. Stenogramma mezhregional'nogo seminara - Soveschaniya 13-15 marta 1996. Petrozavodsk, 1996: 4-13.

3. Brudnov A.K. Ot vneshkol'noj rabote - k dopolnitel'nomu obrazovaniyu detej. Vneshkol'nik. 1996; 1: 2 - 5.

4. Emanova S.V. Rol' kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti v socializaciipodrostkov. Kurgan: informacionno-izdatel'skij centr GlavUo, 2005.

5. Emanova S.V. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vuza. Kurgan: Izd. centr KGU, 2012.

6. Zolotareva A.V. Prioritetnye napravleniya razvitiya sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej Yaroslavskoj oblasti. Pedagogicheskij kalejdoskop. 2001; 1: 22 - 27.

Статья поступила в редакцию 04.10.18

УДК 378. 091.21

Eryomina I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of State and Legal Disciplines, Crimean Branch of the Russian State

University of Justice (Simferopol, Russia), E-mail: i.eremina27@mail.ru

Emelyanova O.V., senior teacher, Department of Information and Technical Support, Far Eastern Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

E-mail: emelianova84@mail.ru

A SYSTEMIC APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS TO SOLVE PROBLEM OF SELF-DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE IN STUDENTS AT A UNIVERSITY (BASED ON RESEARCH MATERIALS). The current state in the training of specialists at a law school allows to state an aggravated contradiction between the need for students to develop a subjective position in terms of manifestation of independence and insufficient scientific recommendations that allow for targeted interaction during training at a university, causing the transfer of the training system to self-study and self-education future specialists. The article discusses various approaches to the definition of autonomy, highlights a set of essential features, identifies the relevance of the problem of self-upbringing independence among students at a university, and proposes a solution to it on a methodological basis of a system approach.

Key words: autonomy, subject, self-education, systematic approach and its adaptation to educational system.

И.С. Ерёмина, д-р пед. наук, доц., зав. каф. государственно-правовых дисциплин Крымский филиал Российского государственного университета

правосудия, г. Симферополь, E-mail: i.eremina27@mail.ru

О.В. Емельянова, ст. преп. каф. информационного и технического обеспечения, Дальневосточный юридический институт МВД России,

E-mail: emelianova84@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.