УДК 316.628
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сингач Артём Николаевич, директор концертно-продюсерского центра, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: [email protected]
Проблема формирования социально ответственного поведения студенческой молодежи с успехом может быть решена в рамках целесообразно организованного досуга при активном включении институтов социально-культурной деятельности. Студенческая молодежь представляет собой передовой отряд этой социально-демографической группы, и от того, насколько плодотворно молодые люди проводят свое свободное время, во многом зависит уровень духовно-нравственного развития общества в будущем. Выбор средств социально-культурной деятельности в формировании социально ответственного поведения студенческой молодежи обусловлен потребностью систематического воздействия как на отдельные субъекты воспитательного процесса, так и на социальную группу в целом, построен на основе учета закономерностей психофизиологического развития молодежи как особого социального слоя. Сущность формирования социальной ответственности студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности заключается в целенаправленно организованном педагогическом воздействии, реализуемом в досуговой деятельности. Основными направлениями формирования социально ответственного поведения определены оснащение молодежи знаниями в области отечественного культурно-исторического наследия, приобщение к национально-культурным традициям этносов, проживающих в регионе, формирование комплекса нравственно-этических качеств, мотивация к культурным формам проведения досуга, здоровому образу жизни, участию в различных социальных акциях, волонтерской деятельности, массовых мероприятиях. К наиболее значимым и эффективным формам отнесены массовые, групповые и индивидуальные формы социально-культурной деятельности. В статье подчеркивается роль мотивационно-деятельностного, когнитивного, эмоционально-оценочного компонентов.
Ключевые слова: социально ответственное поведение, студенческая молодежь, социально-культурная деятельность, социально одобряемые виды досуга.
TO THE ISSUE OF THE FORMATION OF SOCIALLY RESPONSIBLE BEHAVIOR OF STUDENT YOUTH BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES
Singach Artem Nikolaevich, Director of the Concert Production Center, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The problem of formation of socially responsible behavior of students with success can be solved in the framework of appropriately organized leisure activities with the active inclusion of the institutions of socio-cultural activities. Student youth represents this socio-demographic group. The main characteristics of the student youth are: age homogeneity, certain number, territorial location, specific social role, special subculture and group self-consciousness, generated by a common lifestyle, etc. This actualizes the need to organize a special activity, the purpose of which will be to introduce young people to socially approved forms of leisure, create conditions for their creative self-realization, increase the significance of a healthy lifestyle, encourage socially responsible behavior in general. This raises the problem of identifying the means of educational
influence on the younger generation, contributing to the formation in these categories of people of the need for cultural development, their socialization, consolidation of ethical values and moral standards - all these will lead to the formation of socially responsible behavior. The choice of means of socio-cultural activity in shaping the socially responsible behavior of students is determined by the need for a systematic impact, both on the individual person of the educational process and on the social group as a whole, based on taking into account the psychophysiological regularities and development of young people into a particular social layer. The essence of the formation of social responsibility of student youth by means of socio-cultural activities lies in purposefully organized pedagogical influence, implemented in leisure activities. The most significant and effective forms include mass, group and individual forms of socio-cultural activities. The article emphasizes the role of motivational, cognitive, emotional and evaluative components.
Keywords: socially responsible behavior, student youth, social and cultural activities, socially approved leisure activities.
Социально-культурная деятельность, будучи в силу своей специфики сферой, привлекательной для молодежи, обладает неограниченными возможностями в воздействии на внутренний мир молодого человека, формирование и развитие его личности. Арсенал средств социально-культурной деятельности достаточно широк, и именно он может стать основой формирования поведенческой модели молодых людей. А. А. Жаркова отмечает, что «социально-культурная деятельность как сфера проявления свободной активности личности, направленной на удовлетворение многообразных духовных потребностей, выступает сегодня как открытая, индивидуализированная, многовариантная... деятельность» [4, с. 103]. Молодежь является самой динамичной социальной группой современного общества. От того, насколько плодотворно молодые люди проводят свое свободное время, во многом зависит уровень духовно-нравственного развития общества в будущем. Как отмечают ученые, «молодые люди намного больше остальных социальных групп склонны подвергаться влиянию современных веяний общества, поэтому досуговая сфера должна быть направлена на формирование гармонично развитой личности» [9, с. 35].
Студенческая молодежь, по мнению ряда исследователей (С. Н. Иконникова, И. О. Кон и др.), представляет собой наиболее активную часть молодежи. Эта социально-демографическая группа, несмотря на изначально разное социальное происхождение, характеризуется рядом общих признаков - возрастной однородностью, определенной численностью, территориальной локацией, специфической общественной ролью, особой
субкультурой и групповым самосознанием, порожденным общностью образа жизни, и т. д.
Эта группа также характеризуется широтой и разнообразием духовных потребностей, стремлением к саморазвитию, в то же время она имеет и ряд специфических проблем: материальных (невозможность в достаточной степени обеспечивать себя без ущерба для учебы), социально-бытовых (необходимость проживать в общежитии), психологических (адаптация в новом коллективе, формирование мировоззрения, в том числе связанного с приобретением профессии) и т. д.
Эти обстоятельства актуализируют необходимость организации специальной деятельности, целями которой будут являться: приобщение молодежи к социально одобряемым формам проведения досуга, создание условий для ее творческой самореализации, повышение значимости здорового образа жизни, воспитание социально ответственного поведения в целом. Отсюда возникает проблема выявления средств воспитательного воздействия на подрастающее поколение, способствующих формированию у этой категории людей потребности в культурном развитии, их социализации, закреплению этических ценностей и нравственных норм, что в совокупности приведет к становлению социально ответственного поведения.
Следует отметить, что понятие «социально ответственное поведение», будучи междисциплинарной категорией, трактуется по-своему с позиций каждой отдельно взятой науки. Исходя из проблематики нашего исследования, важным является: осмысление ответственности как факта понимания личностью социальной значимо-
сти собственного поведения, сформированность готовности субъекта отвечать за совершенные действия, желание выполнять социально одобряемые действия без учета наличия или отсутствия контроля со стороны. Причем, говоря о личности, обладающей социально ответственным поведением, предполагается, что такие качества устойчивы в своих проявлениях в различных жизненных обстоятельствах. «Ответственность, -по мнению И. И. Золотаревой, - выступает как один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности» [5, с. 133]. Социальное поведение проявляется во взаимоотношении субъекта и общества, взаимодействием с представителями различных социальных групп и отдельных индивидуумов.
Таким образом, в нашем исследовании социально ответственное поведение молодежи с позиций теории социально-культурной деятельности трактуется как «поведение личности в ситуации социального общения, основанное на свободе волеизъявления и возможности выбора, направленное на разрешение возникших противоречий и предполагающее минимизацию негативных последствий разногласий, то есть позитивное, социально полезное поведение. Личность, обладающая социально ответственным поведением, осознает всю полноту требований, предъявляемых к ней социумом, готова нести социальную ответственность за свое поведение, осознает объективную необходимость отвечать за нарушение социальных норм, соблюдения основных норм, требований, принципов, правил совместного сосуществования» [7, с. 52].
Особенность формирования социально ответственного поведения студенческой молодежи в рамках социально-культурной деятельности заключается том, что этот процесс осуществляется в условиях добровольности, свободы выбора тех или иных форм проведения досуга, общественной направленности деятельности. Как отмечал известный французский исследователь Ж. Дю-мазедье, досуг является единством важных с точки зрения развития индивида мотивационных устремлений:
1) потребность в релаксации и многообразии переживаний;
2) стремление к увеличению объема собственных познаний, созданию условий для игры эмоций и памяти;
3) увеличение спектра собственного участия в непосредственно социальном и межиндивидуальном взаимодействии [3].
Исходя из этого сущность формирования социальной ответственности студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности предстает как целенаправленно организованное педагогическое воздействие, реализуемое в досуговой деятельности, направленное на формирование у молодых людей следующих качеств:
- добровольное отношение к соблюдению принятых сообществом нравственно-этических норм, осознание необходимости брать ответственность за свое поведение, понимание его последствий, наличие зрелой самооценки;
- направленность на межличностное, в том числе межкультурное взаимодействие, обладание определенными этнокультурными, религиоведческими, историческими знаниями, способствующими эффективной реализации такого общения;
- сформированная потребность в культурных формах проведения досуга, творческой самореализации, вовлеченность в культурно-массовую, спортивно-оздоровительную, волонтерскую деятельность и другие социально одобряемые формы досуга.
Выбор средств социально-культурной деятельности в формировании социально ответственного поведения студенческой молодежи обусловлен потребностью систематического воздействия как на отдельные субъекты воспитательного процесса, так и на социальную группу в целом, построен на основе учета закономерностей психофизиологического развития молодежи как особого социального слоя.
При определении целесообразности тех или иных средств воздействия следует, на наш взгляд, в первую очередь, ориентироваться на те технологии социально-культурной деятельности, которые будут способствовать формированию личностных качеств, отвечающих за социально ответственное поведение молодого человека. Исходя из сказанного ранее, эти технологии должны быть направлены на сочетание развивающей, познавательной, рекреационной деятельности на основе анализа досуговых потребностей молодежи.
Для реализации разработанной в нашем исследовании модели формирования социально ответственного поведения нами была разработана социально-культурная программа «Содружество», представляющая собой «научно-обоснованную и методически выверенную совокупность эффективных методов, принципов и приемов воспитания, просвещения, социализации и рекреации» [7, с. 51].
В рамках реализации программы предусмотрено добровольное включение молодежи в различные виды социально одобряемой деятельности, дающие возможность как личностного развития, так и рационального наполнения свободного времени с учетом предпочтений, свойственных этой социальной группе. Как отмечает Ю. А. Стрельцова, досуговые мероприятия при условии их целенаправленной организации приобретают конкретную культурную ценность, становясь культуротворческим фактором [8]. Основываясь на позиции М. А. Ариарского о том, что в рамках досуга могут быть созданы условия для личностного развития, в том числе самоутверждения, самореализации [2], был предложен комплекс условий, позволяющих сориентировать педагогический процесс в досуговой сфере на формирование социально значимых качеств личности, в том числе не совместимых с деструктивным поведением. При этом важным, с позиций нашего исследования, вслед за утверждением А. А. Свиридова, было формирование у молодежи определенной системы ценностей, что, на наш взгляд, формирует социально значимые доминанты, лежащие в основе личностного смысла жизни субъекта, оказывая влияние на процесс социализации личности [6].
С этой целью в программе «Содружество» нами были выбраны следующие направления деятельности:
- оснащение участников программы знаниями в области отечественного культурно-исторического наследия, приобщение к национально-культурным традициям этносов, проживающих в регионе;
- формирование у молодежи комплекса нравственно-этических качеств (высокая культура поведения, формирование нравственных убеждений и привычек, чувства ответственности,
гуманного отношения к окружающей действительности, стремление к сохранению общечеловеческих ценностей);
- формирование мотивации к культурным формам проведения досуга, участию в различных социальных акциях, волонтерской деятельности, концертно-массовых, спортивно-оздоровительных мероприятиях.
Важную роль в формировании социально ответственного поведения в нашем исследовании играет вовлечение молодежи в социально одобряемые виды проведения досуга, представляющие собой сплав различных средств социально-культурной деятельности. Эти виды имеют различные модификации в зависимости от количества участников, тематической и жанровой направленности, методов организации социально-культурных проектов.
Выбор этих форм обусловлен привлекательностью именно для этой возрастной группы, что немаловажно с позиций социально-культурной деятельности. Мотивация, являющаяся фактором, гарантирующим эффективность любой деятельности, безусловно, важна и в формировании социально ответственного поведения, так как оно, в первую очередь, основывается, как подчеркивалось ранее, на самоконтроле и добровольной готовности личности нести ответственность за собственное поведение независимо от наличия или отсутствия внешнего контроля.
Анализ психолого-педагогической литературы (Н. В. Елфимова, В. Г. Леонтьев и др.) подтверждает значимость мотивации в структуре личности как компонента, инициирующего значимую деятельность, способствующего установлению целевой иерархии и акцентуации основной цели деятельности. В соответствии с этим тезисом, можно предположить, что наличие и успешная реализация какого-либо одного мотива может обеспечить возникновение других соподчиненных мотивов. Таким образом, институты социально-культурной деятельности, организующие досуговую деятельность молодежи, педагогически целенаправленно могут оказывать влияние на формирование тех или иных мотивов у молодежи, в том числе и стремление к реализации социально ответственного поведения.
Следствием этого в предложенной в нашем исследовании модели формирования социаль-
но ответственного поведения стало включение мотивационно-деятельностного компонента. Этот компонент направлен на создание позитивного настроя на межкультурную коммуникацию, формирование стабильной потребности в освоении ценностей общечеловеческой культуры, сохранение и приумножение культурных ценностей своего народа, уважительное отношение к культуре и истории других народов, приверженность общечеловеческим нормам морали, ориентацию на совместную деятельность и культурный досуг, активное участие в социально-культурной жизни общества, устойчивое отношение к различным проявлениям девиаций, деструктивным формам молодежной субкультуры, творческое самовыражение.
В этой ситуации важным является выбор таких форм досуга, которые, с одной стороны, были бы привлекательны для молодежи, а с другой -несли определенную педагогическую значимость.
К наиболее значимым и эффективным можно отнести следующие формы:
- массовые (спортивно-массовые мероприятия, волонтерские акции, творческие конкурсы и фестивали, концертно-массовые праздники, туристические походы и т. д.);
- групповые (круглые столы, дискуссии, деловые игры, творческие и исследовательские проекты и пр.);
- индивидуальные (беседы, консультации, моделирование личностно значимых социокультурных ситуаций и др.).
Определенную значимость в разработанной в ходе исследования модели имеет когнитивный компонент, инициирующий осуществление познавательных действий субъекта, направленных на формирование представлений о нормах межличностных взаимоотношений, гибкости мышления, овладение системой знаний (культурологических, социально-политических, психолого-педагогических и др.). Наличие такого компонента обеспечивает самостоятельную познавательную активность молодежи в сфере досуга, касающуюся норм межличностного взаимодействия, понимания исторических, культурных особенностей социально-демографических, этнических, религиозных групп, отличных от своей, важности здорового образа жизни и отказа от факторов, негативно влияющих на физическое и
психическое здоровье человека (в том числе отказ от приема любых психоактивных веществ), знаний в области профилактики и противодействия экстремизму (об опасности и формах проявления экстремизма и экстремистской деятельности, неотвратимости наказания за участие в экстремистской деятельности, способах предотвращения проявлений экстремизма) и т. д.
Осознанному объективному восприятию межкультурных различий, позитивному отношению к осуществлению межкультурной коммуникации, а также формированию адекватной самооценки, ценностного отношения к продуктивному использованию свободного времени способствует наличие эмоционально-оценочного компонента. Значимыми элементами структуры этого компонента являются, по мнению Л. А. Апа-насюк, «позитивный настрой и удовлетворенность от межкультурного диалога и взаимодействия; ценностное отношение к традициям собственной культуры, а также уважение и толерантное отношение к особенностям иной культуры (расовой, этнической конфессиональной, субъектной и т. п.); осознание художественно-эстетической ценности... родной и иной культуры; уважение мировоззренческих позиций, религиозных и атеистических чувств партнера по взаимодействию; понимание, сопереживание и эмпатия в отношении партнера по межкультурному диалогу» [1, с. 319-320]. Сформированность у молодежи таких характеристик, как эмпатия, толерантность, ценностные установки, эмоционально-волевая регуляция, перцепция, являются следствием включения эмоционально-оценочного компонента. Все эти качества являются весьма значимыми доминантами личностного развития, способными свести к минимуму вероятность проявлений отклоняющегося поведения.
В целом, критериями, характеризующими сформированность у студенческой молодежи социально ответственного поведения, являются:
- наличие когнитивных установок, арсенала поликультурных исторических знаний;
- обладание адекватной самооценкой, уважительным отношением к культурным ценностям своего народа и инокультурным явлениям;
- наличие коммуникативной культуры, эм-патии;
- ориентация на творческое саморазвитие, спортивно-оздоровительную, волонтерскую деятельность и другие виды досуга, одобряемые обществом.
Таким образом, социально-культурная деятельность обладает существенным арсеналом средств формирования социально ответственного поведения студенческой молодежи.
Литература
1. Апанасюк Л. А. Теоретико-методологические основы профилактики ксенофобии в студенческой среде средствами социально-культурной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. - Тамбов, 2014. - 536 с.
2. Ариарский М. А. Прикладная культурология. - СПб.: ЭГО, 2001. - 287 с.
3. Дюмазедье Ж. Планирование досуга и культурное развитие // Образование взрослых и досуг в современной Европе. - Прага: Обрис, 1966. - С. 51-59.
4. Жаркова А. А. Проблемы развития личности в условиях социально-культурной деятельности // Вестн. МГУКИ. - 2011. - № 2(40). - С. 98 - 105.
5. Золотарева И. И. К вопросу о сущности социально-психологической ответственности современной молодежи // Изв. ВГПУ Пед. науки. - 2015. - № 4 (269). - С. 130-133.
6. Свиридов А. А. Социально-культурная деятельность вузов по профилактике экстремизма в молодежной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2014. - 27 с.
7. Сингач А. Н. Профилактика молодежного экстремизма проектными технологиями социально-культурной деятельности // Науч. обозрение. Реферат. журн. - 2016. - № 2. - С. 49-53.
8. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.
9. Юдина А. И., Константинова А. Ю. Информационная поддержка деятельности учреждений культуры по организации досуга молодежи // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2018. - № 45/2. - С. 33-37.
References
1. Apanasyuk L.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy profilaktiki ksenofobii v studencheskoy srede sredstvami sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti: dis. doktora ped. nauk [Theoretical and methodological bases of prevention of xenophobia among students by means of social and cultural activities. Dr. ped. sci. diss.]. Tambov, 2014. 536 p. (In Russ.).
2. Ariarskiy M.A. Prikladnaya kul'turologiya [Applied Cultural Studies]. St. Petersburg, EGO Publ., 2001. 287 p. (In Russ.).
3. Dyumazedye Zh. Planirovanie dosuga i kul'turnoe razvitie [Leisure planning and cultural development]. Obrazovanie vzroslykh i dosug v sovremennoy Evrope [Adult education and leisure in modern Europe]. Praga, Obris Publ., 1966, pp. 51-59. (In Russ.).
4. Zharkova A.A. Problemy razvitiya lichnosti v usloviyakh sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Problems of personal development in the conditions of socio-cultural activities]. Vestnik MGUKI [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2011, no. 2 (40), pp. 98-105. (In Russ.).
5. Zolotareva I.I. K voprosu o sushchnosti sotsial'no-psikhologicheskoy otvetstvennosti sovremennoy molode-zhi [To the question of the essence of the socio-psychological responsibility of today's youth]. Izvestiya VGPU. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Voronezh State Pedagogical University. Pedagogical sciences], 2015, no. 4 (269), pp. 130-133. (In Russ.).
6. Sviridov A.A. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' vuzov po profilaktike ekstremizma v molodezhnoy srede: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Socio-cultural activities of universities for the prevention of extremism among young people. Author's abstract of dis. PhD in pedagogy]. Tambov, 2014. 27 p. (In Russ.).
7. Singach A.N. Profilaktika molodezhnogo ekstremizma proektnymi tekhnologiyami sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Prevention of youth extremism with the help of project technologies of socio-cultural activity]. Nauchnoe obozrenie. Referativnyy zhurnal [Scientific Servey. Review Journal], 2016, no. 2, pp. 49-53. (In Russ.).
8. Streltsov Yu.A. Kul'turologiya dosuga [Culturology of leisure]. Moscow, MGUKI Publ., 2003. 296 p. (In Russ.).
9. Yudina A.I., Konstantinova A.Yu. Informatsionnaya podderzhka deyatel'nosti uchrezhdeniy kul'tury po organizatsii dosuga molodezhi [Informational support for the activities of cultural institutions on the organization of leisure activities for young people]. Vestnik Kemguki [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 45/2, pp. 33-37. (In Russ.).