Научная статья на тему 'Проблема профилактики студенческого экстремизма в контексте психолого-педагогических исследований'

Проблема профилактики студенческого экстремизма в контексте психолого-педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
203
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДОСУГ / YOUTH EXTREMISM / PREVENTION / TECHNOLOGIES OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / SOCIALLY RESPONSIBLE BEHAVIOR / LEISURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сингач Артем Николаевич

Социально-педагогическая значимость профилактики молодежного экстремизма, необходимость реализации поставленной научной проблемы и отсутствие научно обоснованных технологий в теории, методике и организации социально-культурной деятельности, посвященных профилактике молодежного экстремизма, обусловили целесообразность выбора темы исследования. В статье осуществлена попытка анализа научной литературы, раскрывающего состояние разработанности понятий «экстремизм», «молодежный экстремизм». Определены области научного интереса к феномену экстремизма исследователей различных научных направлений юридических, социологических, психологических, педагогических и др. Особое внимание было уделено исследованиям в области проблемы молодежного экстремизма, а также трудам методологов и практиков в сфере досуговой деятельности. Разносторонний анализ, затрагивающий политический, социологический, юридический и др. контексты позволил уточнить сущность понятия «экстремизм», было выявлено существенное расхождение его смысловой нагрузки от приверженности к крайним взглядам и насильственным мерам, противоправным действиям до социально активного позитивно отклоняющегося общественно допустимого поведения. С позиций социально-культурной деятельности понятие «экстремизм» было определено как деструктивное явление, представляющее собой общественно опасную противоправную деятельность, попирающую законы демократии, права, свободы личности и гражданина, а также широкий круг социальных девиаций, терпимость и одобрение общественно опасного поведения. Были выявлены факторы, провоцирующие молодежь к проявлениям экстремизма определенные социально-экономические условия, в которых оказывается тот или иной молодой человек, аддиктивное поведение, провоцирующее стремление к уходу от действительности путем изменения своего психического состояния, спровоцированного употреблением различных психоактивных веществ и др. Профилактика молодежного экстремизма с позиций нашего исследования была определена как сложная система педагогического воздействия, осуществляемого в условиях досуга, основанная на сочетании и взаимодействии всех сторон социально-педагогического процесса содержания, методов, форм его организации и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of the Prevention of Student Extremism in the Context of Psychological and Pedagogical Research

The socio-pedagogical significance of the prevention of youth extremism, necessity to implement a scientific problem and lack of scientifically based technologies in the theory, methodology and organization of socio-cultural activities devoted to prevention of youth extremism, led to the expediency of choosing the topic of research. The article attempts to analyze scientific literature revealing the state of development of concepts “extremism,” and “youth extremism.” The stated areas of scientific interest in the phenomenon of extremism for researchers in various scientific areas: legal, sociological, psychological, pedagogical, etc. The essence of the concept is clarified from the standpoint of socio-cultural activity, which in the study is presented as a destructive phenomenon, accepted as socially dangerous illegal activity that violates the laws of democracy, rights and freedoms of an individual and a citizen. Attention was paid to the research in the field of the problem of youth extremism, as well as to the work of methodologists and practitioners in the sphere of leisure activities. A diverse analysis, involving the political, sociological, legal and other contexts, made it possible to clarify the essence of the concept of “extremism,” it revealed a significant discrepancy in its semantic load from adherence to extreme views and violent steps, unlawful actions to socially active positively diverting socially acceptable behavior. From the standpoint of socio-cultural activities, the concept of “extremism” was defined as a destructive phenomenon, which is a socially dangerous illegal activity that violates the laws of democracy, rights and freedoms of an individual and a citizen, as well as a wide range of social deviations, tolerance and approval of socially dangerous behavior. Factors provoking the young people to manifestations of extremism were revealed as certain socio-economic conditions in which a young man turns out to addictive behavior that provokes the desire to escape from reality by changing his mental state provoked by the use of various psychoactive substances, etc. Prevention of youth extremism from the standpoint of our research was defined as a complex system of pedagogical influence carried out in conditions of leisure, based on the combination and interaction of all aspects of the social pedagogical process, content, methods and forms of its organization, etc.

Текст научной работы на тему «Проблема профилактики студенческого экстремизма в контексте психолого-педагогических исследований»

2. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya napravleniyu podgotovki 44.03.01 -Pedagogicheskoe obrazovanie. Kvalifikatsiya (stepen') "bakalavr" [Federal state educational standard of the higher education direction of preparation 44.03.01 Pedagogical education. Qualification (degree) "bachelor"]. Moscow,

2015. 27 p. (In Russ.).

3. Prikaz "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 44.02.02 Prepodavanie v nachal'nykh klassakh" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 24.11.2014 № 34864). Prikaz Minobrnauki Rossii ot № 1353 [The order "About the Approval of the Federal State Educational Standard of Secondary Professional Education in 44.02.02 Teaching in Initial Classes" (It is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 11/24/2014 No. 34864). The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from No. 1353]. (In Russ.). Available at: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc. nsf/.

4. Belyaev M.A., Lysenko V.V., Malinina L.A. Osnovy informatiki: uchebnik dlya vuzov [Fundamentals of informatics. The textbook for higher education institutions]. Rostov on Don, Feniks Publ., 2006. 275 p. (In Russ.).

5. Betrozti T.I., Kokaeva I.Yu. Vliyanie komp'yutera na organizm mladshego shkol'nika [Influence of the computer on an organism of the younger school student]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki v epokhu globalizatsii: sbornik sta-tey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 7 chastyakh [Research and development during an era the globalization. Collection of articles of the International scientific and practical conference. In 7 part]. Perm, AETERNA Publ., 2016, part 4, pp. 16-19. (In Russ.).

6. Gafarova G.G., Smelyanskaya V.V. Informatsionnaya bezopasnost' lichnosti [Informational safety of the person]. "Bezopasnost' lichnosti: sostoyanie i vozmozhnosti obespecheniya": materialy konferentsii ["Security of the person: the status and capabilities of software". Materials of the conference]. Penza, Sotsiosfera Publ., 2012. (In Russ.). Available at: http://sociosphera.com/files/conference/2012/k-21-5-12.pdf.

7. Kokaeva I.Yu., Tubeeva F.K. Informatsionnaya kompetentnost' bakalavrov kak pokazatel' professionalizma i peda-gogicheskogo masterstva [Information competence of bachelors as indicator of professionalism and pedagogical skill]. Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov [Economic and humanitarian researches of regions],

2016, no. 5, pp. 24-31. (In Russ.).

УДК 343.85

проблема профилактики студенческого экстремизма в контексте психолого-педагогических исследований

Сингач Артем Николаевич, директор Инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: singach@inbox.ru

Социально-педагогическая значимость профилактики молодежного экстремизма, необходимость реализации поставленной научной проблемы и отсутствие научно обоснованных технологий в теории, методике и организации социально-культурной деятельности, посвященных профилактике молодежного экстремизма, обусловили целесообразность выбора темы исследования. В статье осуществлена попытка анализа научной литературы, раскрывающего состояние разработанности понятий «экстремизм», «молодежный экстремизм». Определены области научного интереса к феномену экстремизма исследователей различных научных направлений - юридических, социологических, психологических, педагогических и др. Особое внимание было уделено исследованиям в области проблемы молодежного экстремизма, а также трудам методологов и практиков в сфере досуговой деятельности. Разносторонний анализ, затрагивающий политический, социологический, юридический и др. контексты позволил уточнить сущность понятия «экстремизм», было выявлено существенное расхождение его смысловой нагрузки - от приверженности к крайним взглядам и насильственным мерам, противоправным действиям до социально активного позитивно отклоняющегося общественно допустимого поведения.

С позиций социально-культурной деятельности понятие «экстремизм» было определено как деструктивное явление, представляющее собой общественно опасную противоправную деятельность, попирающую законы демократии, права, свободы личности и гражданина, а также широкий круг социальных девиаций, терпимость и одобрение общественно опасного поведения. Были выявлены факторы, провоцирующие молодежь к проявлениям экстремизма - определенные социально-экономические условия, в которых оказывается тот или иной молодой человек, аддиктивное поведение, провоцирующее стремление к уходу от действительности путем изменения своего психического состояния, спровоцированного употреблением различных психоактивных веществ и др.

Профилактика молодежного экстремизма с позиций нашего исследования была определена как сложная система педагогического воздействия, осуществляемого в условиях досуга, основанная на сочетании и взаимодействии всех сторон социально-педагогического процесса - содержания, методов, форм его организации и т. д.

Ключевые слова: молодежный экстремизм, профилактика, технологии социально-культурной деятельности, социально ответственное поведение, досуг.

the problem of the prevention of student extremism in the context of psychological and pedagogical research

Singach Artem Nikolaevich, Director of Innovative Teaching and Concert Production Center, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russian Federation). E-mail: singach@inbox.ru

The socio-pedagogical significance of the prevention of youth extremism, necessity to implement a scientific problem and lack of scientifically based technologies in the theory, methodology and organization of socio-cultural activities devoted to prevention of youth extremism, led to the expediency of choosing the topic of research. The article attempts to analyze scientific literature revealing the state of development of concepts "extremism," and "youth extremism." The stated areas of scientific interest in the phenomenon of extremism for researchers in various scientific areas: legal, sociological, psychological, pedagogical, etc. The essence of the concept is clarified from the standpoint of socio-cultural activity, which in the study is presented as a destructive phenomenon, accepted as socially dangerous illegal activity that violates the laws of democracy, rights and freedoms of an individual and a citizen. Attention was paid to the research in the field of the problem of youth extremism, as well as to the work of methodologists and practitioners in the sphere of leisure activities. A diverse analysis, involving the political, sociological, legal and other contexts, made it possible to clarify the essence of the concept of "extremism," it revealed a significant discrepancy in its semantic load from adherence to extreme views and violent steps, unlawful actions to socially active positively diverting socially acceptable behavior. From the standpoint of socio-cultural activities, the concept of "extremism" was defined as a destructive phenomenon, which is a socially dangerous illegal activity that violates the laws of democracy, rights and freedoms of an individual and a citizen, as well as a wide range of social deviations, tolerance and approval of socially dangerous behavior. Factors provoking the young people to manifestations of extremism were revealed as certain socio-economic conditions in which a young man turns out to addictive behavior that provokes the desire to escape from reality by changing his mental state provoked by the use of various psychoactive substances, etc.

Prevention of youth extremism from the standpoint of our research was defined as a complex system of pedagogical influence carried out in conditions of leisure, based on the combination and interaction of all aspects of the social pedagogical process, content, methods and forms of its organization, etc.

Keywor ds: youth extremism, prevention, technologies of socio-cultural activities, socially responsible behavior, leisure.

Внимание к проблемам молодежи, как самого мобильного и в то же время социально неадаптированного пласта общества, является не случайным, учитывая сложность и противоречивость ситуации в современном обществе, одной их характеристик которого является резко возросший уровень экстремизма. И наибольшее распространение это негативное явление получило именно в молодежной среде. Как подчеркивается в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной 20 ноября 2013 года Президентом Российской Федерации, распространение экстремистских настроений среди молодежи вызывает особую озабоченность [2]. С позиций нашего исследования профилактика экстремизма студенческой молодежи представляет собой сложную систему «педагогического воздействия, осуществляемого в условиях досуга, структура разработанной модели основана на сочетании и взаимодействии всех сторон социально-педагогического процесса - содержания, методов, форм его организации и т. д., что позволяет достигнуть необходимой эффективности в достижении цели, определить общее направление, содержание, совокупность и логику применяемых средств» [6].

Операционализация понятия «экстремизм» тесно связана с социально-политическим состоянием общества. Во многом этим обусловлено достаточно большое количество разночтений, неоднозначностью этого понятия. Этимологически сущность понятия «экстремизм» основывается на его первоначальном значении (от латинского ейгешш - крайний), то есть приверженность кого-либо к крайним взглядам. Такая трактовка лишь отчасти дает представление о сути этого явления.

Абсолютно обусловленным является интерес исследователей различных научных направлений к феномену экстремизма - юридических, социологических, психологических, педагогических и других наук. Такая ситуация определена многозначностью, противоречивостью и до сих пор недостаточной изученностью этого явления. Так, определение характера и сущности экстремистских проявлений, анализ направлений деятельности государственных и социальных институтов по выявлению и предотвращению проявлений экстремизма, статистический анализ и их количествен-

ный учет находится в поле зрения социологов. Интересом ученых-психологов и педагогов являются мотивы, провоцирующие социально опасное поведение личности. Интерпретация понятия «экстремизм» с позиций нормативных правовых актов, законодательное закрепление определения этого явления является сферой юриспруденции. В целом можно достоверно утверждать отсутствие единой позиции в смысловой интерпретации понятия «экстремизм».

С позиций данного исследования было важным проанализировать формы проявления молодежного студенческого экстремизма в сфере молодежного досуга. Было предпринято осмысление проблемы на трех уровнях: философском, общенаучном и конкретно-научном. Теоретико-методологической основой нашего исследования на философском уровне стали воззрения на сущность и социальные предпосылки досуга Аристотеля, Н. А. Бердяева, М. С. Кагана и др., методологические основы формирования личности и роль деятельности как основы личностного развития Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. На общенаучном уровне мы опирались учения о направлениях и условиях формирования личности, развития ее способностей (Б. В. Асафьев, А. А. Бодалев, П. Ф. Лесгафт, И. Н. Трофимова); исследования, посвященные методологии возрастной психологии (Л. С. Выготский, И. Кон, Н. Леонтьев, Л. Ф. Обухова, В. А. Сластенин); исследования в области психологии и педагогики, посвященные различным аспектам диагностики развития психических процессов и личности (В. В. Бойко, Л. С. Выготский, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн). Конкретно-научный уровень представлен трудами по различным аспектам социально-культурной деятельности М. А. Ариарского, И. Арнольдова, Д. М. Генкина, А. Д. Жаркова, Ю. А. Стрельцова, В. Е. Триодина, Н. Н. Ярошенко и др.; подходами, формирующими культуру межнациональных отношений, выявление проблем общения и социальной зрелости личности, и, в частности, педагогические аспекты этих проблем (А. Н. Джурин-ский, В. И. Матис и др.).

Следует особо выделить изыскания в области проблемы молодежного экстремизма и труды методологов и практиков в сфере досуговой деятельности, рассматривавших методы реали-

зации проектной деятельности (Е. И. Григорьева, Ю. Д. Красильников, Е. О. Кубякин, А. В. Кузьмин, И. В. Малявкина, Г. Н. Новикова, Г. К. Селев-ко, Л. Е. Судоргина и др.).

Анализ Федерального закона № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности», Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р, Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной 20 ноября 2013 года Президентом Российской Федерации, Государственной программы Алтайского края «Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае» на 2015-2019 годы - информационная база исследования.

Для более полной характеристики и классификации использованных источников и литературы рассмотрим их подробнее. Мониторинг состояния изученности проблемы выявил наличие определённого количество трудов, осветивших вопросы осмысления сущности понятия «экстремизм». Так, вопросам методологии изучения экстремизма посвящены труды А. Г. Никитина, А. В. Римского, С. А. Сергеева, К. Б. Толкачева, С. И. Чудинова. Среди исследований, проведенных зарубежными авторами, мы выделяем труды в области общеметодологических проблем терроризма и экстремизма Дж. Белла, Б. Дженкин-са, Ч. Добсона, Д. Карлтона, У Лакера, Р. Пейна, А. Шмидта, П. Уилкинсона и др. Различные формы проявления экстремизма (религиозного, политического, национального, информационного и т. д.) были проанализированы в трудах Н. Б. Бааль, А. Ю. Евтюшкина, В. Э. Мозгового, Е. П. Олиференко, Е. П. Сергуна, К. М. Ханбабае-ва. Вопросы предупреждения проявлений экстремизма в молодежной среде с позиций криминологии, социологии, психологии и других наук были рассмотрены в трудах А. В. Кузьмина, С. Е. Про-летенковой, Е. В. Сальникова, А. А. Свиридова, О. А. Селивановой, Ю. В. Сергеевой, М. А. Хады-сова, С. Н. Фридинского.

Изучению сущности феномена экстремизма в молодежной среде посвятили свое внимание такие ученые, как Ю. М. Антонян, Н. Б. Бааль, С. В. Векленко, А. И. Долгова, Ю. Н. Зеленов,

Д. З. Зиядова, Е. О. Кубякин, А. В. Кузьмин, Н. Ф. Кузнецова, Г. М. Миньковский, Е. П. Оли-ференко, К. Н. Поливанова, К. Н. Салимов, Ю. В. Сергеева, А. В. Сериков, К. Н. Шевелев, И. И. Щиголев, П. М. Якобсон и др.

Для уточнения сущности экстремизма и учитывая его сложность и многозначность, нами был проведен его разносторонний анализ, затрагивающий политический, социологический, юридический и др. контекст: от приверженности к крайним взглядам и мерам, насильственного принуждения всего общества к диктатуре на идеократической основе (Е. П. Олиференко), противоправной деятельности, способной причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений (А. Г. Хлебушкин), неприятия основополагающих принципов демократии (Е. П. Сергун) до понимания экстремизма как негативных установок, ненависти, неприязни, одобрения радикальных действий по отношению к представителям других национальностей (И. В. Вехов), неприятия консенсуса, прав личности и ее самоценности (В. В. Устинов), социально активного, позитивно отклоняющегося, основанного «на крайних оценках существующих общественных отношений и их участников поведения, не запрещенного правом и допустимого им в части обеспечения неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина» [5, с. 190].

Определенным аспектам социально-профилактической деятельности в подростковой и молодежной среде уделено внимание отечественных ученых-педагогов - Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьева, В. С. Афанасьева, Л. С. Выготского, А. А. Габиани, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Д. Б. Эльконина и др.

Интерес с позиций данного исследования представляют труды известных ученых в области психологии и педагогики, где были рассмотрены вопросы особенностей психофизиологического развития человека (Л. С. Выготский, И. В. Дубровин, И. С. Кон и др.). Вопросы анализа социально-педагогических оснований организации свободного времени представителей различных социально-демографических групп и, как особой социальной категории, - молодежи, посвящены работы

Р. Н. Азаровой, И. Н. Ерошенкова, М. Б. Зацепи-ной, Т. С. Комаровой, Г. В. Олениной, Э. В. Соколова, Б. А. Титова, С. А. Шмакова и др.

Среди работ, посвященных теоретическому и эмпирическому осмыслению оптимизации деятельности в области организации подростково-молодежного досуга, следует выделить исследования М. А. Ариарского, Г. М. Бирженюка, Г. В. Брындиной, А. П. Маркова, А. А. Сукало,

B. Я. Суртаева, Б. А. Титова и др.

Проблемы разработки комплекса технологий социально-культурной деятельности, а также основы межкультурного взаимодействия, вопросы художественно-творческой деятельности рассмотрены в работах Т. И. Баклановой,

C. Б. Брижатовой, Т. И. Головко, Е. И. Григорьевой, В. И. Матиса, В. П. Пешковой, Г. К. Селевко, Е. И. Смирновой, Ю. А. Стрельцова, Л. Е. Судор-гиной.

В работах исследователей в сфере социально-культурной деятельности (М. А. Ариарского, Т. И. Баклановой, Г. М. Бирженюка, Е. И. Григорьевой, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, С. Н. Иконниковой, Ю. Д. Красильникова, Р. А. Литвак, А. В. Соколова, Ю. А. Стрельцова, В. Я. Суртаева, Б. А. Титова В. В. Туева, В. М. Чижикова Н. Н. Ярошенко и др.) анализируются воспитательный потенциал, функции, принципы, средства социально-культурной деятельности, а также методы влияния социально-культурной деятельности на становление личности, необходимость включения потенциала социально-культурной деятельности в практику работы с молодежью, формирование ее личностных качеств, необходимость специально организованной работы по профилактике этнического экстремизма, формированию среди молодежи «культуры межнационального общения как совокупности специальных знаний, позволяющих на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах» [4, с. 344].

Основываясь на результатах проведенного анализа обозначенных выше исследований, было уточнено понятие «экстремизм» с позиций социально-культурной деятельности как деструктивное явление, представляющее собой общественно опасную противоправную деятельность, попирающую законы демократии, права, свобо-

ды личности и гражданина. В отличие от юриспруденции, исследователи в сфере социально-культурной деятельности включают в понятие «экстремизм» не только делинквентное поведение, а широкий круг социальных девиаций, терпимость и одобрение общественно опасного поведения.

Основными содержательными чертами молодежного экстремизма были определены высокая демонстративность, агрессия (физическая, вербальная, психологическое давление и травля); повышенная криминогенность, высокая неумеренность и эскалация насильственных форм, про-тестный характер, отсутствие толерантности и негативное отношение к каким-либо «социальным группам (обычно к другим национальностям); пропаганда своих идей, демонстрация символики, своего превосходства; неприятие социальных норм и ценностей окружающих людей, игнорирование законов; массовость, групповой характер экстремистских проявлений, а также многообразие форм проявления» [1].

К факторам, провоцирующим молодежь к проявлениям экстремизма, были отнесены определенные социально-экономические условия, в которых оказывается тот или иной молодой человек. Среди предпосылок формирования экстремистского поведения отдельную позицию занимает деструктивная форма, представляющая собой аддиктивное поведение (от лат. аddiction - пагубная привычка, порочная склонность), провоцирующая стремление к уходу от действительности путем изменения своего психического состояния, спровоцированного употреблением различных психоактивных веществ [3].

В целом анализ литературы по проблеме исследования показал, что, несмотря на имеющиеся разночтения в трактовке понятия «экстремизм», подавляющее большинство ученых сходится в понимании социальной опасности этого явления, в понимании экстремизма как угрозы современному обществу, проблемы, требующей целого комплекса действий различных институтов (общественных, государственно-политических, юридических, социальных и других), анализа причин возникновения его различных проявлений, поиска путей профилактики данного негативного явления, включающего вовлечение молодежи в социально-одобряемую деятельность.

Литература

1. Кирсанов А. И., Давыдов Д. Г., Завальский А. В., Скрибцова Н. А. Экстремизм в молодежной среде и его профилактика в образовательной организации (по результатам экспертного опроса) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2014. - Т. 6, № 1. - URL: http://psyedu.ru/ journal/2014/1/Kirsanov_Davydov_Zavalskij_Skrib.phtml.

2. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная 20 ноября 2013 года Президентом Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653.

3. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Олсиб, 2001. - 251 с.

4. Матис В. И. К вопросу о методологии формирования государственной политики в сфере культуры, искусства и образования // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6 (37). - С 342-345.

5. Никитин А. Г. Виды и классификации экстремистского поведения: общетеоретические и правовые проблемы // Актуальные проблемы экономики и права. - 2014. - № 1 (29). - С. 186-194.

6. Сингач А. Н. Профилактика молодежного экстремизма проектными технологиями социально-культурной деятельности // Научное обозрение: реф. журн. - 2016. - № 2. - С. 49-53.

References

1. Kirsanov A.I., Davydov D.G., Zavalskiy A.V., Skribtsova N.A. Ekstremizm v molodezhnoy srede i ego profilaktika v obrazovatel'noy organizatsii (po rezul'tatam ekspertnogo oprosa) [Extremism among young people and its prevention in educational organization]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru [Psychological Science and Education psyedu.ru], 2014, vol. 6, no. 1. (In Russ.). Available at: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Kirsanov_Davydov_ Zavalskij_Skrib.phtml.

2. Kontseptsiya obshchestvennoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii, utverzhdennaya 20 noyabrya 2013 goda Pre-zidentom Rossiyskoy Federatsii [The concept of public safety in the Russian Federation, approved on November 20, 2013 by the President of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: http://www.kremlin.ru/acts/19653.

3. Korolenko Ts.P., Dmitrieva N.V. Psikhosotsial'naya addiktologiya [Psychosocial addiction]. Novosibirsk, Olsib Publ., 2001. 251 p. (In Russ.).

4. Matis V.I. K voprosu o metodologii formirovaniya gosudarstvennoy politiki v sfere kul'tury, iskusstva i obrazovaniya [On the question of the methodology of the formation of state policy in the sphere of culture, art and education]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education], 2012, no. 6 (37), pp. 342-345. (In Russ.).

5. Nikitin A.G. Vidy i klassifikatsii ekstremistskogo povedeniya: obshcheteoreticheskie i pravovye problemy [Types and classification of extremist behavior: general theoretical and legal issues]. Aktual'nye problemy ekonomiki iprava [Actual problems of economics and law], 2014, no. 1 (29), pp. 186-194. (In Russ.).

6. Singach A.N. Profilaktika molodezhnogo ekstremizma proektnymi tekhnologiyami sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [The youth extrimism preventative measures with the means of the social cultural activity's project technologies]. Nauchnoye obozreniye: referativnyy zhurnal [The scientific review. Abstract journal], 2016, no. 2, pp. 49-53. (In Russ.).

УДК 373

педагогические условия формирования гражданственности старших школьников в современном обществе

Вагайцева Елена Сергеевна, учитель, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» (г. Кемерово, РФ). E-mail: dialog_24@list.ru

Игонина Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической работе, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Кемерово, РФ). E-mail: t.b.igonina@mail.ru

В статье представлены результаты педагогического эксперимента по формированию гражданственности старших школьников в современном обществе. Описана педагогическая модель фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.