Научная статья на тему 'Модель социально-культурной деятельности вузов по профилактике экстремизма в молодежной среде'

Модель социально-культурной деятельности вузов по профилактике экстремизма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / MODEL / VIOLENCE / YOUTH / PREVENTIVE MAINTENANCE / HIGH EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридов Алексей Алексеевич

Представлена авторская модель социально-культурной деятельности вуза по профилактике экстремизма в молодежной среде. В педагогической науке и практике моделированию придается важное значение, т. к. оно создает возможность более глубокого проникновения в сущность исследуемых явлений и объектов. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании. Особенность социокультурных предметов моделирования состоит в том, что они являются реальными фрагментами, воспроизводящими определенные функции и свойства моделируемого явления. Соотношение теоретического и практического в проектировании определяет его место между наукой и практикой, причем сущность заключается, прежде всего, в практико-ориентированной стороне деятельности, осуществляющей практический замысел с помощью научного знания или обобщения практического опыта. Основным понятием моделирования является «модель». В широком смысле - это мысленный или знаковый образ подлинного объекта. При построении модели ее авторы обычно исходят из социального заказа общества в нашем случае профилактики экстремизма в молодежной среде. Цель данной работы - проектирование модели организации социально-культурной деятельности вузов по профилактике экстремизма в молодежной среде. Раскрывается содержание блоков данной модели: концептуального блока (цель, задачи, внешние и внутренние факторы, принципы и организационно-педагогические условия), организационно-деятельностного блока (социально-педагогические функции, средства социально-культурной деятельности, формы и методы), критериально-результативного блока (критерии, показатели, уровни сформированности неприятия экстремистского поведения и результат).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свиридов Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES OF UNIVERSITIES TO PREVENT EXTREMISM AMONG YOUTH

The author's model of welfare activity of high school on preventive maintenance violence in youth environment is presented. In a pedagogical science and practice the important meaning is given to modeling, as it creates an opportunity of deeper penetration in essence of the researched phenomena and objects. The method of modeling is integrative; it allows uniting empirical and theoretical in pedagogical research. The feature of socio-cultural subjects of modeling is that they are the real fragments reproducing certain functions and property of the simulated phenomenon. The parity of theoretical and practical in designing defines its place between a science and practice, and the essence consists, first of all, in the practice-guided party of activity which is carrying out a practical plan with the help of scientific knowledge or generalization of practical experience. The basic concept of modeling is “model”. In a broad sense is a mental or sign image of original object. At construction of model the authors proceeded from the social order of a society, in our case it is preventive maintenance violence in youth environment. The purpose of the work is the projection of the model of organization of welfare activity of high schools on preventive maintenance violence in youth environment. The contents of blocks of this model are consistently opened: conceptual block (purpose, tasks, external and internal factors, principles and organization-pedagogical conditions), organization-activity block (social-pedagogical functions, means of welfare activity, forms and methods), criteria-productive block (criterion, parameters, levels readiness of denying violence of behavior and result).

Текст научной работы на тему «Модель социально-культурной деятельности вузов по профилактике экстремизма в молодежной среде»

УДК 378.4+316(043)

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

© Алексей Алексеевич СВИРИДОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

Представлена авторская модель социально-культурной деятельности вуза по профилактике экстремизма в молодежной среде. В педагогической науке и практике моделированию придается важное значение, т. к. оно создает возможность более глубокого проникновения в сущность исследуемых явлений и объектов. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании. Особенность социокультурных предметов моделирования состоит в том, что они являются реальными фрагментами, воспроизводящими определенные функции и свойства моделируемого явления. Соотношение теоретического и практического в проектировании определяет его место между наукой и практикой, причем сущность заключается, прежде всего, в практико-ориентированной стороне деятельности, осуществляющей практический замысел с помощью научного знания или обобщения практического опыта. Основным понятием моделирования является «модель». В широком смысле - это мысленный или знаковый образ подлинного объекта. При построении модели ее авторы обычно исходят из социального заказа общества в нашем случае профилактики экстремизма в молодежной среде. Цель данной работы - проектирование модели организации социально-культурной деятельности вузов по профилактике экстремизма в молодежной среде.

Раскрывается содержание блоков данной модели: концептуального блока (цель, задачи, внешние и внутренние факторы, принципы и организационно-педагогические условия), организационно -деятельностного блока (социально-педагогические функции, средства социально-культурной деятельности, формы и методы), критериально-результативного блока (критерии, показатели, уровни сфор-мированности неприятия экстремистского поведения и результат).

Ключевые слова: модель; экстремизм; молодежь; профилактика; высшее учебное заведение.

В России антиконституционная деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобрела широкие масштабы. Данное явление не перестает быть актуальным: в последнее время ситуация в России становится все более напряженной в связи с наблюдаемой насыщенностью притока граждан ближнего зарубежья, недостаточной толерантностью, приводящей к возникновению криминальных конфликтов с участием представителей этнических меньшинств.

Гармонизация межнациональных отношений, достижение гражданского согласия, профилактика экстремистских проявлений -приоритетные направления деятельности российского государства.

Таким образом, актуальность проблемы заключается в необходимости обучения подрастающего поколения бесконфликтному межэтническому взаимодействию, что актуализирует необходимость профилактики экстремистских настроений в молодежной среде.

По нашему мнению, социально-культурная деятельность высших учебных заведений

имеет огромный потенциал в осуществлении профилактики экстремизма среди молодежи.

Учитывая теоретический анализ проблемы, нами была разработана оригинальная модель социально-культурной деятельности вуза по профилактике экстремизма в молодежной среде.

Моделирование - это один из теоретических универсальных методов общенаучного исследования, применяемый практически во всех видах человеческой деятельности и на всех этапах ее осуществления.

В педагогической науке и практике моделированию придается большое значение, т. к. оно создает возможность более глубокого проникновения в сущность исследуемых явлений и объектов.

Метод моделирования является интегра-тивным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т. е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций [1].

Наиболее полное, на наш взгляд, определение моделированию дано Г.В. Суходоль-ским, трактующим его «...как процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами» [2].

Основным понятием моделирования является «модель». В широком смысле это мысленный или знаковый образ подлинного объекта, который отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между его элементами [3].

Особенность социокультурных предметов моделирования состоит в том, что они являются реальными фрагментами, воспроизводящими определенные функции и свойства моделируемого явления.

Соотношение теоретического и практического в проектировании определяет его место между наукой и практикой, причем сущность заключается, прежде всего, в практико-ориентированной стороне деятельности, осуществляющей практический замысел с помощью научного знания или обобщения практического опыта для продвижения науки [4].

В структурный состав разработанной нами модели включены концептуальный, организационно-деятельностный и критериально-результативный блоки (рис. 1).

Концептуальный блок.

При построении модели мы исходили из социального заказа общества - профилактики экстремизма в молодежной среде.

Цель - организация социально-культурной деятельности вузов по профилактике экстремизма в молодежной среде.

Ее реализации способствует решение следующих задач: приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали, формирование чувства уважения к законности и правопорядку, морально-правовым традициям, кодексу профессиональной чести и моральным ценностям; ориентация студентов на гуманистические мировоззренческие установки и смысложизненные ценности, определение целей жизнедеятельности; формирование адекватной самооценки результатов своей деятельности, умения самоопределяться в социальном пространстве, формирование активной позитивной жизненной позиции; формирование самосознания и высших потребностей личности, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, толе-

рантности; воспитание потребности молодежи в освоении ценностей общечеловеческой культуры и формирование стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества; реализация личностного потенциала в процессе социально значимой деятельности.

На достижение вышеуказанных цели и задач, на наш взгляд, оказывают влияние разнообразные факторы.

Анализ литературных источников позволил выделить внешние (среда, социум, культура) и внутренние (потребности, интересы, свойства личности) факторы, оказывающие влияние на воспитание молодежи в духе противодействия экстремистской деятельности.

Кроме того, для осуществления педагогической деятельности необходимо выполнение ряда организационно-педагогических условий: рассмотрение профилактики экстремизма как одной из приоритетных воспитательных задач вуза; использование воспитательного потенциала социально-культурной деятельности в формировании у молодых людей социально приемлемых форм поведения; осуществление педагогической деятельности на основе модельного представления; комплексное целевое воздействие на личность при ее непосредственном включении в социально-культурную деятельность; организация педагогической деятельности в соответствии с разработанной авторской программой «Мы - дети Земли»; определение эффективности социально-культурной деятельности вуза с помощью разработанного нами критериального аппарата.

Следует отметить, что социально-культурная деятельность приобретает значимость и становится эффективной в том случае, если она построена в соответствии с основополагающими принципами.

Принципы социально-культурной деятельности - исходные, фундаментальные понятия, правила, в которых отражаются наиболее характерные, существенные черты и закономерности социально-культурной деятельности [5].

Социальный заказ общества: профилактика экстремизма в молодежной среде

Цель: организация социально-культурной деятельности вузов по профилактике экстремизма в молодежной среде

Задачи:

приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали, формирование чувства уважения к законности и правопорядку, морально-правовым традициям, моральным ценностям_

ориентация студентов на гуманистические мировоззренческие установки, ценности; определение целей жизнедеятельности

Формирование адекватной самооценки, умения самоопределяться в социальном пространстве; формирование активной позитивной жизненной позиции_

формирование самосознания и высших потребностей личности, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, толерантности

воспитание потребности в освоении ценностей культуры и формировании стремления к приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни общества_

реализация личностного потенциала в процессе социально значимой деятельности

Факторы: внешние (политические, экономические, социальные, культурные); _внутренние (индивидуальные, личностные, психофизиологические)_

Оргагизационно-педагогические условия: рассмотрение профилактики экстремизма как приоритетной задачи вуза; использование воспитательного потенциала СКД в формировании у молодых людей социально приемлемых форм поведения; осуществление педагогической деятельности на основе модельного представления; комплексное целевое воздействие на личность при ее непосредственном включении в СКД; использование авторской программы «Мы - дети Земли»; определение эффективности с помощью разработанного критериального аппарата_

Принципы социально-культурной деятельности: воспитывающего и развивающего обучения, развития личности, природосообразности, систематичности и последовательности, сознательности, творческой активности и самостоятельности, связи педагогической деятельности с жизнью, с практикой построения демократического общества, культуросообразности, народности и историзма, региональности

Функции

социализация; познание окружающего; международное общение; вхождение в мир науки и культуры; трансляция культурных образцов деятельности; передача культурных ценностей; активизация культурных перемен и преобразований

Содержание

педагогическая программа «Мы -дети Земли», направленная на профилактику экстремизма в молодежной среде в процессе социально-культурной деятельности вузов_

Методы

формирование сознания личности: организация поведения и деятельности; педагогическое стимулирование; контроль и самоконтроль; наблюдение; анкетирование; тестирование; анализ результатов деятельности и пр.

Средства

живое слово; художественные средства: произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература)

Формы

массовые;

групповые;

индивидуальные

Критерии и показатели: когнитивный - информированность молодежи об опасности экстремизма, способность структурировать информацию, умение оценивать значимость действий в регуляции деятельности в соответствии с принятыми для этой деятельности нормами; мотивационно-ценностный - гуманистические мировоззренческие установки и смысложизненные ценности, правовое сознание, потребность противодействия стратегиям экстремистского характера; аффективный - сформиро-ванность самосознания и высших потребностей личности, эмоциональной и коммуникативной сфер, адекватная самооценка, эмпатия, толерантность, эмоционально-волевая регуляция; поведенческо-деятельностный - активное участие в общественной жизни, осмысленный поведенческий стиль, созидательное взаимодействие с представителями других народов; участие в социально значимой деятельности, несовместимой с деструктивными формами. Уровни: низкий, средний, высокий_

Результат: эффективная профилактика экстремизма в молодежной среде

Рис. 1. Модель социально-культурной деятельности вузов по профилактике экстремизма в молодежной среде

В педагогической литературе термин «принцип» трактуется как основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы [6]; определенная система исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность; руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению педагогического процесса.

По мнению В.И. Загвязинского, суть принципов состоит в том, что это рекомендации о способах регулирования отношений противоположных сторон, тенденций педагогического процесса, о способах разрешения противоречий, о достижении меры, гармонии, позволяющих успешно решать учебно-воспитательные задачи [7].

Базой для выработки системы стратегических идей, которые составляют ядро современной педагогической концепции обучения, являются следующие идеи:

а) нацеленность обучения и воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями, гармонически развитой, способной к плодотворной и продуктивной деятельности;

б) единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности обучающегося как условие формирования личности;

в) органическое единство обучения и воспитания, требующее рассматривать обучение как специфический способ воспитания и придавать ему развивающий и воспитывающий характер;

г) оптимизация содержания, методов, средств, установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда [8].

При выделении системы принципов обучения в высшей школе необходимо учитывать особенности образовательного процесса этой группы учебных заведений:

- в высшей школе изучаются не основы наук, а сами науки в развитии;

- самостоятельная работа студентов сближена с научно-исследовательской работой преподавателей;

- характерно единство научного и учебного процессов в деятельности преподавателей;

- преподаванию наук свойственна профессионализация.

Принципы педагогического процесса образуют систему, целостное единство, скрепленное разнообразными связями. Реализация одного принципа влечет за собой реализацию других. Принципы дают педагогу совокупность указаний, основных направлений организации педагогического процесса от момента постановки целей до анализа результатов.

При построении социально-культурной деятельности вуза по профилактике экстремизма в молодежной среде мы руководствовались следующими основными принципами: принцип воспитывающего и развивающего обучения, развития личности, природо-сообразности, принцип добровольности, принцип систематичности и последовательности, сознательности, творческой активности и самостоятельности, связи педагогической деятельности с жизнью, с практикой построения демократического общества, культуросообразности, народности и историзма, региональности.

Таким образом, принципы обучения применяются в реальных условиях в тесной взаимосвязи. Целостное использование их на практике обеспечивает успешное функционирование всех основных компонентов педагогического процесса и достижение оптимальных результатов [9].

Организационно-деятельностный блок.

Рассмотрим основные социокультурные функции вуза в отношении формирования личности молодого человека.

1. Оптимальное и интенсивное вхождение молодого человека в мир науки и культуры. В процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяют усилия в сфере образования, направленные на воспитание гражданина мира и всей планеты.

2. Функция познания окружающего мира и международного общения. Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к Отечеству, к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Образовательная среда, сформированная в вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе.

Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем будут использоваться в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

Духовное в человеке проявляется благодаря его «врастанию» в культуру [10]. Носителем культуры выступает семья, и первая осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми. Однако именно в процессе обучения и воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и человека. В свою очередь, содержание образования может быть ограничено стандартами региона, страны, всего мира, которые учитывают характер взаимодействия человека с культурными ценностями, меру и степень их присвоения и созидания.

3. Социализация человека и преемственность поколений. Эта функция позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития.

Не случайно одной из главных задач является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга). В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом необходима стабилизирующая функция, способствующая адаптации человека к новым жизненным условиям.

Социальная функция, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе.

4. Формирование общественной и духовной жизни человека и массового духовного производства. Образовательные учреждения и учреждения культуры концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность определяется

значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

5. Трансляция культурно-оформленных образцов человеческой деятельности. В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл видится не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

6. Функция развития региональных систем и национальных традиций. Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических задач. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения.

7. Передача и воплощение базовых культурных ценностей. Образовательные учреждения - это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных учреждений необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. В данном контексте образовательные учреждения включены в социальную практику.

8. Активизация культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке. Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие, в культурную традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности [10]. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности.

Реализация вышеуказанных функций осуществляется в содержании авторской педагогической программы «Мы - дети Земли», направленной на профилактику экстремизма в молодежной среде в процессе социально-культурной деятельности вузов.

В структуру педагогического процесса наряду с другими элементами входят также методы, средства и организационные формы. Методы обучения являются одним из компонентов педагогического процесса.

Можно выделить следующие группы методов в профилактике экстремизма молодежи:

- формирование сознания личности: объяснение, разъяснение, беседа, дискуссия, рассказ, пример, анализ ситуаций и др.;

- организация поведения и деятельности: упражнения, деловые игры, творческие задания, моделирование личностно-значи-мых социокультурных ситуаций, исследовательская творческая деятельность;

- педагогическое стимулирование: поощрение, создание ситуации успеха, стимулирование социально-культурной активности и пр.;

- контроль и самоконтроль: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование, тестирование), анализ результатов деятельности и пр.

Средства обучения являются своеобразным языком дидактики. Средство - это и прием, и способ действия для достижения чего-нибудь, это и орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности.

Социально-значимые виды общественной организации свободного времени и различные формы социально-культурной деятельности масс обусловливают выбор средств социально-культурной деятельности: печать, радио и телевидение, живое слово, искусство, наглядность и другие средства социально-культурной деятельности.

Разнообразие вышеперечисленных

средств позволяет их использовать для организации социально-культурной деятельности вуза по профилактике экстремизма в молодежной среде с применением ряда форм.

Формы обучения имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность педагога и обучающихся, определяют соотношение индивидуального и коллективного, степень активности в деятельности и руководства со стороны педагога.

В социально-культурной деятельности вуза по профилактике экстремизма в молодежной среде применялись следующие формы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- массовые (акции, соревнования, конкурсы, праздники, ролевые и коммуникативные игры, походы, экскурсии, конференции);

- групповые (видеофильмы, диспуты, дискуссии, конференции, викторины, блицтурниры, проекты, исследовательская работа и пр.);

- индивидуальные (беседы, консультации, исследовательская работа и др.).

Критериально-результативный блок.

С целью оценки эффективности педагогической деятельности по профилактике экстремизма нами были выделены следующие критерии и показатели сформированности неприятия экстремистского поведения.

Среди критериев мы выделили: когнитивный, мотивационно-ценностный, аффективный, поведенческо-деятельностный.

Показателями каждого из критериев являются:

1) когнитивный - просвещенность и информированность молодых людей об опасности экстремизма, наличие знаний об опасности экстремистской деятельности (понятие и основные угрозы экстремизма, субъекты религиозного экстремизма: экстремистские организации, их религиозные, националистические, политические идеи и т. п.); гибкость мышления, способность структурировать информацию и представлять возможные исходы ситуации, умение понимать и оценивать значимость отдельных действий в регуляции интеллектуальной деятельности для оптимального решения возникших проблем и в соответствии с принятыми для этой деятельности нормами;

2) мотивационно-ценностный - сфор-мированность и приверженность общечеловеческим нормам морали; гуманистические мировоззренческие установки и смысложиз-ненные ценности; правовое сознание; уважение к законности и морально-правовым традициям; уважение к многонациональности нашего общества; потребность в освоении ценностей общечеловеческой культуры и формировании стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, к участию в культурной жизни российского общества; наличие определенного мировоззрения, несовместимого с экстремистскими настроениями; потребность противо-

действия стратегиям экстремистского характера;

3) аффективный - сформированность самосознания и высших потребностей личности, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, эмоциональной и коммуникативной сфер, адекватная самооценка, развитость эмпатии, толерантность, достаточная сформированность эмоционально-волевой регуляции, устойчивость к различным отрицательным социальным влияниям;

4) поведенческо-деятельностный - активное участие в общественной жизни, контроль над собственным поведением, контроль над ситуацией и вовлеченными в нее людьми, осмысленный собственный поведенческий стиль; созидательное взаимодействие молодого человека с представителями других народов; участие в социально значимой деятельности, несовместимой с деструктивными формами молодежной субкультуры.

Нами также были выделены уровни сформированности неприятия экстремистского поведения: высокий, средний, низкий.

Результатом педагогической деятельности будет эффективная профилактика экстремизма в молодежной среде.

Таким образом, педагогическая модель социально-культурной деятельности вузов по профилактике экстремизма в молодежной среде состоит из взаимосвязанных между собой блоков: концептуального блока (цель, задачи, внешние и внутренние факторы, принципы и организационно-педагогические условия); организационно-деятельностного блока (социально-педагогические функции, средства социально-культурной деятельности, формы и методы); критериально-результативного блока (критерии, показатели, уровни сформированности неприятия экстремистского поведения и результат).

1. Богатырев А.И., Устинова И.М. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность. URL: http://www. rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%2 0a.i..doc.htm (дата обращения: 18.12.2013).

2. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л., 1976.

3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 21-26.

4. Засыпкина Е.В. Педагогическое моделирование как фактор перспективы модернизации образования. URL: http://school46.admsurgut. ru/win/downIoad/1179/ (дата обращения: 17.12.2013).

5. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: словарь-справочник. Омск, 1992.

6. Толковый словарь русского языка / под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой; Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М., 1997.

7. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы. Новосибирск, 2008.

8. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2004.

9. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999.

1. Bogatyrev A.I., Ustinova I.M. Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo modelirovanija: sushhnost' i jeffektivnost'. URL: http://www. rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%2 0a.i..doc.htm (data obrashhenija: 18.12.2013).

2. Suhodol'skij G.V. Strukturno-algoritmicheskij analiz i sintez dejatel'nosti. L., 1976.

3. Dahin A.N. Pedagogicheskoe modelirovanie: sushhnost', jeffektivnost' i neopredelennost' // Pedagogika. 2003. № 4. S. 21-26.

4. Zasypkina E.V. Pedagogicheskoe modelirovanie kak faktor perspektivy modernizacii obrazovani-ja. URL: http://school46.admsurgut. ru/win/download/1179/ (data obrashhenija: 17.12.2013).

5. Novatorov V.E. Kul'turno-dosugovaja dejatel'nost': slovar'-spravochnik. Omsk, 1992.

6. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka / pod red. S.I. Ozhegova, N.Ju. Shvedovoj; Rossijskaja akademija nauk. Institut russkogo jazyka im. V.V. Vinogradova. M., 1997.

7. Egorov V.V., Skibickij Je.G., Hrapchenkov V.G. Pedagogika vysshej shkoly. Novosibirsk, 2008.

8. Zagvjazinskij V.I. Teorija obuchenija: sovremen-naja interpretacija. M., 2004.

9. AsmolovA.G. Kul'turno-istoricheskaja psihologi-ja i konstruirovanie mirov. M., 1996.

10. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaja psihologija. M., 1999.

Поступила в редакцию 17.12.2013 г.

UDC 378.4+316(043)

MODEL OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES OF UNIVERSITIES TO PREVENT EXTREMISM AMONG YOUTH

Aleksey Alekseyevich SVIRIDOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Russian Language Department, Post-graduate Student, Socio-cultural Activities Department, e-mail: [email protected]

The author's model of welfare activity of high school on preventive maintenance violence in youth environment is presented. In a pedagogical science and practice the important meaning is given to modeling, as it creates an opportunity of deeper penetration in essence of the researched phenomena and objects. The method of modeling is integrative; it allows uniting empirical and theoretical in pedagogical research. The feature of socio-cultural subjects of modeling is that they are the real fragments reproducing certain functions and property of the simulated phenomenon. The parity of theoretical and practical in designing defines its place between a science and practice, and the essence consists, first of all, in the practice-guided party of activity which is carrying out a practical plan with the help of scientific knowledge or generalization of practical experience. The basic concept of modeling is "model". In a broad sense is a mental or sign image of original object. At construction of model the authors proceeded from the social order of a society, in our case it is preventive maintenance violence in youth environment. The purpose of the work is the projection of the model of organization of welfare activity of high schools on preventive maintenance violence in youth environment.

The contents of blocks of this model are consistently opened: conceptual block (purpose, tasks, external and internal factors, principles and organization-pedagogical conditions), organization-activity block (social-pedagogical functions, means of welfare activity, forms and methods), criteria-productive block (criterion, parameters, levels readiness of denying violence of behavior and result).

Key words: model; violence; youth; preventive maintenance; high educational institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.