УДК 378.14:316.043
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
© Алексей Алексеевич СВИРИДОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Рассмотрена одна из актуальнейших проблем мирового сообщества - экстремизм. Представлен анализ теоретических подходов к проблеме и установлено, что проблема экстремизма является одной из наиболее сложных социально-политических, юридических, психолого-педагогических, культурологических проблем, что связано с вариативностью природы его возникновения, многообразием проявления и механизмов развития.
Уточняется, что под экстремизмом понимается противоправная преступная деятельность, подразумевающая действия против конституционного строя и общественного порядка, направленная на подрыв безопасности, на осуществление террористической деятельности, призывающая к разжиганию национальной, расовой, религиозной розни, насилию, осуществлению массовых беспорядков и хулиганских действий.
Подробно рассмотрены причины возникновения экстремизма: слом сложившихся социальных структур, социально-экономический кризис, приводящий к ухудшению условий жизни и к обнищанию масс населения, ослабление государственной власти, падение дисциплины, рост антисоциальных проявлений, распад прежней системы ценностей и т. д.
Социокультурный подход, формирующийся сегодня в гуманитарных науках, интегрирует научные достижения предшествующих подходов и на их основе делает вывод о социокультурной природе экстремизма.
Отмечено, что экстремизм является деструктивной формой проявления молодежной субкультуры, основанной на поведенческих стратегиях экстремального характера, и локализируется в националистических, террористических, фашистских преступных движениях, создающих угрозу для общества.
Профилактику экстремизма нужно понимать как широкий термин, охватывающий комплекс действий и мероприятий - от образования до высокотехнологичных мер безопасности, нацеленных на снижение преступности и, соответственно, опасности экстремизма и терроризма.
Одним из важнейших средств духовно-нравственного воспитания молодых людей и, соответственно, противостояния экстремистским настроениям в молодежной среде является социально-культурная деятельность.
Проявления деформации содержания досуга в виде негативных специфических особенностей поведения молодежи, ее поступков, идей, высказываний, представляют собой итоговое выражение особенностей развития личности.
Подчеркивается, что в свете задач профилактики экстремизма необходимо формирование личности студента, имеющего устойчивую внутреннюю позицию и способного противостоять экстремистским настроениям, т. е. иметь определенное мировоззрение, обладать достаточным уровнем эмоционально-волевой регуляции и практически воплощать это в деятельности.
На основе проведенного анализа проблемы представлено определение сущности и специфики социально-культурной деятельности вуза по профилактике экстремизма в молодежной среде.
Ключевые слова: экстремизм; молодежь; профилактика; высшее учебное заведение.
Одной из проблем мирового сообщества, влекущей за собой тяжелейшие последствия, является экстремизм. В России антиконституционная деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобрела широкие масштабы.
Данное явление не перестает быть актуальным: в последнее время ситуация в России становится все более напряженной в связи с наблюдаемой насыщенностью притока граждан ближнего зарубежья, недостаточной толерантностью, приводящей к возникнове-
нию криминальных конфликтов с участием представителей этнических меньшинств.
Существуют объективные предпосылки экстремистских действий: многонациональ-ность РФ, наличие проблем в социально-экономической сфере и пр.
Сегодня, с одной стороны, становятся все ощутимее тенденции возрождения и развития этносами своих традиций и языка, а с другой стороны, из-за одностороннего понимания проблемы отсутствует гармонизация этнической культуры в многонациональном окружении.
Нетерпимость нередко обусловливается национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением к мнению, отличающемуся от своего, что, безусловно, создает напряжение в полиэтничном и поликультурном обществе. Нередко раздражающими факторами являются этнокультурные и этнопсихологические различия: манера поведения в общественных местах, отношение к обычаям, особенности традиций и пр.
Молодежь - особая группа риска в отношении возникновения экстремистских настроений. По данным МВД России, в среднем до 80 % участников группировок экстремистской направленности составляют лица в возрасте до 30 лет. На учете в органах внутренних дел состоит свыше 450 молодежных группировок экстремистской направленности общей численностью около 20 тыс. человек.
Молодежь в силу своих возрастных характеристик - остроты восприятия окружающего, стремительного развития самосознания, обостренного чувства справедливости, поиска смысла жизни, романтики, желания экстрима - и, кроме того, находящаяся в ситуации свободы (обучение в другом городе, отсутствие семьи, социальная незащищенность), является той частью общества, которая может быстро накапливать и реали-зовывать негативный экстремистский потенциал. Желание сформировать рядом с собой круг единомышленников, желающих радикально переменить ситуацию, нередко приводит молодых людей в неформальное объединение, в экстремистскую субкультуру.
Гармонизация межнациональных отношений, достижение гражданского согласия, профилактика экстремистских проявлений -приоритетные направления деятельности российского государства.
Между тем диалог между этническими культурами возможен лишь в случае осознания каждым членом общества не только ценности своего этноса, но и понимания, уважения и принятия ценности других народов, живущих рядом. Если же подобного диалога нет - возникает этноцентризм, что отрицательно влияет на формирование межэтнических отношений.
Предупреждению молодежного экстремизма посвящен ряд государственных нормативно-правовых документов, важнейшими из которых являются: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до
2020 г. (Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537); Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р; Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. и др.
Особое значение в решении проблемы воспитания молодежи придается системе высшего образования. Существует ряд документов, регламентирующих воспитательную деятельность вуза, наиболее важными из которых представляются Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования (письмо Минобразования России от 20 марта 2002 г. № 30-55-181/16).
Таким образом, актуальность проблемы заключается в необходимости обучения подрастающего поколения бесконфликтному межэтническому взаимодействию, что актуализирует необходимость профилактики экстремистских настроений в молодежной среде.
Между тем нерешенность проблемы свидетельствует о том, что существующие превентивные меры в отношении распространения экстремизма недостаточны, необходимо продолжать поиск эффективных средств профилактики экстремистской деятельности среди молодежи. По нашему мнению, социально-культурная деятельность высших учебных заведений имеет огромный потенциал в осуществлении профилактики экстремизма среди молодежи.
Проблема экстремизма является одной из наиболее сложных социально-политических, юридических, психолого-педагогических, культурологических проблем, что связано с вариативностью природы возникновения, многообразием проявления и механизмов развития, что и обусловливает ее рассмотрение с точки зрения различных наук.
В разные времена в разных странах давалось множество научных определений экстремизму, но до сих пор отсутствует его единое определение.
Под экстремизмом (в широком смысле) понимается идеология, основанная на пропаганде принципов нетерпимости к инакомыслящим, принуждении лиц, имеющих другие убеждения; мотивация деятельности со ссылками на отдельные религиозные и идеологические учения, но фактически - непо-
следовательное выполнение толкований или даже их отрицание; применение эмоциональных способов воздействия на людей при проведении идеологической пропаганды; создание «культа лидера», сопровождающееся стремлением сформировать его идеальный моральный облик.
Под экстремистской деятельностью понимается противоправная, преступная деятельность, подразумевающая действия против конституционного строя и общественного порядка, направленные на подрыв безопасности, на осуществление террористической деятельности, призывающие к разжиганию национальной, расовой, религиозной розни, насилию, осуществлению массовых беспорядков и хулиганских действий.
Главная цель экстремистов - психологическое воздействие - привлечение общественного внимания и подрыв авторитета государства в вопросах обеспеченности безопасности граждан.
Феномен экстремизма в своем научном исследовании рассматривает Ю.А. Акунина, определяя его как приверженность в политике и идеологии крайним взглядам и действиям, основанным на радикальных идеях [1].
В научном исследовании Ю.А. Акуни-ной выявлены отличительные черты экстремизма: отрицание инакомыслия, нетерпимое отношение к сторонникам иных политических, экономических и конфессиональных взглядов; идеологическое обоснование применения насильственных методов к любым лицам, не разделяющим экстремистские убеждения; апелляция к известным идеологическим или религиозным учениям с их субъективной трактовкой; доминирование эмоциональных способов воздействия в пропагандистских целях; создание харизматич-ного имиджа лидеров экстремистских движений.
Автор выявляет социокультурные предпосылки возникновения экстремизма, показывая, что содержание установок экстремизма варьируется в контексте различных социокультурных ситуаций и выражается в синонимичных понятиях радикализма и фанатизма. Экстремистские установки личности основаны на радикалистских воззрениях, фанатичной преданности идеям, принимающим такие крайние формы выражения, как терроризм.
В современном мире экстремизм приобретает небывалую масштабность, наращива-
ет свой потенциал, экстремистские группировки проникают во влиятельные структуры жизни. Так, экстремистская деятельность радикальных мусульманских организаций приобрела международное значение. Догматы ислама не мешают созданию исламских банков, страховых компаний, торговых и иных коммерческих структур, а полученные средства расходуются на поддержание религиозной и экстремистской деятельности исламских организаций [2].
Сегодня происходит усиление жестокости экстремистов, их деятельность принимает все более изощренные формы, используются новейшие достижения техники, применяются средства массового поражения людей и пр.
Экстремизм порождают различные факторы: слом сложившихся социальных структур, социально-экономический кризис, приводящий к ухудшению условий жизни большинства населения и к обнищанию масс населения, ослабление государственной власти, дискредитация ее институтов, падение дисциплины, рост антисоциальных проявлений, распад прежней системы ценностей, нарастание чувства ущемления национального достоинства и т. д.
Существует комплекс противоречий, лежащих в основе зарождения экстремизма в России. Во-первых, это противоречия экономического характера, в т. ч. несоответствие результатов экономической реформы ожиданиям различных групп населения, высокая цена преобразований - безработица, маргинализация населения и т. п. Кроме того, обострилась проблема социального неравенства - замедление темпа формирования среднего слоя, который должен обеспечивать стабильность в обществе, расширение криминальных кругов за счет числа маргинали-зированных лиц.
Развитие молодежного экстремизма -это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, интолерантности, вызывающих противоправные образцы ее поведения.
Но неправильно было бы все объяснять лишь социально-групповыми особенностями сознания молодежи. Молодежь - это часть общества, социально-демографическая группа, поэтому в ней по-своему отражаются проблемы всего общества, своеобразие каждого этапа его развития.
Важнейшим вопросом является рассмотрение причин возникновения экстремистских настроений в молодежной среде.
Так, Ю.А. Зубок и В.И. Чупров указывают на «...внутренние причины, вытекающие из социально-групповых особенностей самой молодежи, и внешние, связанные с использованием молодых людей для политических, национальных, религиозных, криминальных целей» [3].
При рассмотрении противоправных действий человека необходимо, на наш взгляд, обратиться к изучению психологических и педагогических проблем отклоняющегося поведения личности.
Делинквентное (антисоциальное) поведение составляет одну из групп отклоняющегося поведения - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством [4].
Современные требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности. В связи с этим основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение. Самоопределение в социальном пространстве и самореализация личностного потенциала в нем признаются ведущими задачами индивидуального развития.
Таким образом, аффективный профиль является одним из наиболее значимых свойств личности, связанных с антисоциальным поведением и зависящих, в свою очередь, от совокупности внутренних и внешних факторов. Антисоциальные люди предпринимают запрещенные действия, пресекаемые государством и преследуемые законом.
Противоправная мотивация, как устойчивая система доминирующих мотивов конкретной личности, непосредственно связана с ее правовым сознанием, которое предполагает: знание законов и их понимание; принятие правил как личностно значимых, убежденность в их полезности и справедливости; готовность, умение и привычку действовать в соответствии с законами и правилами.
Таким образом, изучая проблему молодежного экстремизма, мы приходим к выводу о том, что его возникновение связано с несколькими компонентами, важнейшими из которых являются: идеологический, эмоционально-волевой, практический.
О целостности подобного осмысления экстремизма говорят в своей работе Г.Д. Гриценко и Е.В. Лукьянцев, рассматривая экстремизм одновременно как идеологию (мировоззрение), эмоционально-волевую регуляцию (психологическая готовность к конкретному поведению) и практическое действие (деятельность) [5].
Профилактику экстремизма нужно понимать как широкий термин, охватывающий комплекс действий и мероприятий - от образования до высокотехнологичных мер безопасности, нацеленных на снижение преступности и, соответственно, опасности экстремизма и терроризма.
Осмысление сущности и специфики профилактики экстремизма опирается на опыт традиционного рассмотрения этого явления в криминологической науке, который сегодня во многом нуждается в «расширении границ» и переосмыслении с новых позиций, прежде всего, на основе социально-культурного подхода.
Одним из важнейших средств духовно-нравственного воспитания молодых людей, и соответственно, противостояния экстремистским настроениям в молодежной среде, является досуговая деятельность.
Проблемы молодежной политики и молодежного досуга рассмотрены в ряде работ В.Я. Суртаева, которые составили цикл исследований [6]. В них рассматривается комплекс социально-культурных проблем российской молодежи на рубеже XX и XXI вв.
Используя методы теоретического и эмпирического анализа, В.Я. Суртаев рассматривает молодежь как социально-культурный ресурс общества, частью жизнедеятельности которой является досуг. Это позволяет ранее очерченные проблемы рассматривать сквозь призму анализа восприятия российской молодежью досуга как фактора воспитывающего воздействия на основе характера переработки социально-культурных ценностей современного общества в досуговую практику, которая нередко носит асоциальный и даже криминальный характер.
Проблема организации досуга молодежи в научных дискуссиях остается центральной.
В отличие от социологического представления проблем досуга молодежи, характеризующего освоение свободного времени как фактора социализации, досуг представляется как духовно-нравственный феномен человека нового общества.
Молодежь дает крайне критические оценки государственным институтам, которые оказывают влияние на маргинальность сознания молодежи, что и обусловило ее вовлечение в субкультуры разного, часто противоположного толка, вплоть до экстремизма.
Поэтому так важно использовать потенциал социально-культурной деятельности в воспитании молодежи, поскольку именно в ней происходит формирование положительных качеств молодого человека и постепенно образуется внутренний механизм саморегуляции личности.
Задачи совершенствования досуговой деятельности молодежи в современном обществе определяются новым подходом к управлению этим процессом и рассматриваются как важнейший фактор изменения функций и направления деятельности учреждений социума, участвующих в организации досуговой сферы, где их слияние можно рассматривать как единый процесс.
Таким образом, в качестве стратегической задачи социально-культурной деятельности вуза выступает воспитание личности студента, осознающего многомерность мира и наличие различных взглядов, обладающего адекватной самооценкой и активной жизненной позицией, направленной на сотрудничество и установление позитивных межличностных отношений с представителями других этносов.
Следует отметить, что ведущим субъектом культурной трансмиссии в отношении студенческой молодежи выступает деятельность высшего общеобразовательного учреждения, в котором создаются наиболее благоприятные условия для позитивного восприятия и успешного освоения его содержания средствами социально-культурной деятельности.
Социально-культурная деятельность, содействуя изменению ранее сформированных мотивов, ценностей, установок и т. п., что проявляется в их изменении, переосмыслении, переоценке, корректирует поведение личности в соответствии с принятыми в социальном обществе нормами.
Процесс воспитательной работы со студенческой молодежью можно представить как усвоение ценностей общества, осознание их содержания в ходе систематизированного преподавания в вузе научных дисциплин, позволяющего обсуждать со студентами сложные проблемы смысла и назначения человеческой жизни, целей общественного развития, соотносить их личные потребности и интересы с целями и содержанием общественной деятельности и т. д.
Итак, в свете задач профилактики экстремизма необходимо формировать личность студента, имеющего устойчивую внутреннюю позицию и способного противостоять экстремистским настроениям, т. е. иметь определенное мировоззрение, обладать достаточным уровнем эмоционально-волевой регуляции и практически воплощать это в деятельности.
Для этого крайне важно:
- раскрывать несостоятельность идеологии экстремизма и одномоментно предлагать иную - гуманную идеологию;
- предлагать позитивные пути реализации стремления к экстремальности как побудительному мотиву, «принуждающему» человека, особенно молодого, к постоянному развитию;
- привлекать максимальное число молодых людей к деятельности по предупреждению экстремизма и непосредственной борьбе с экстремизмом.
Все вместе взятое позволит сформировать у молодого человека стойкое неприятие экстремистского поведения.
В связи с вышеизложенным в условиях вуза представляется необходимым решение следующих задач:
- приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали, формирование чувства уважения к законности и правопорядку, морально-правовым традициям, кодексу профессиональной чести и моральным ценностям;
- ориентация студентов на гуманистические мировоззренческие установки и смысложизненные ценности, определение целей жизнедеятельности;
- формирование адекватной самооценки результатов своей деятельности, умения самоопределяться в социальном пространстве, формирование активной позитивной жизненной позиции;
- формирование самосознания и высших потребностей личности, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, толерантности;
- воспитание потребности молодежи в освоении ценностей общечеловеческой культуры и формировании стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества;
- реализация личностного потенциала в процессе социально значимой деятельности.
Таким образом, профилактика экстремистских настроений молодежи должна быть плановой, системной, целенаправленной, систематической и являться одной из приоритетных областей воспитательной деятельности вуза.
Проведенный нами теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования позволил определить сущность социально-культурной деятельности вуза по профилактике экстремизма в молодежной среде, представляющую собой систему целенаправленных мер, предусматривающих использование средств, форм, методов и технологий социально-культурной деятельности для формирования у молодых людей неприятия экстремистского поведения: выработки определенного мировоззрения, эмоционально-волевой регуляции и потребности противодействия стратегиям экстремистского характера.
Специфика социально-культурной деятельности вуза по профилактике экстремизма в молодежной среде заключается в особом потенциале социально-культурной деятельности в воспитании молодежи: нерегламентированности, добровольности выбора различных форм деятельности, демократичности досугового пространства и времени, что позволяет ненавязчиво приобщать молодежь к общечеловеческим нормам морали и ценностям, формировать уважение к законности и морально-правовым традициям, формировать положительные качества и
внутренний механизм саморегуляции личности молодого человека, реализовывать личностный потенциал в процессе социально значимой деятельности, несовместимой с деструктивными формами молодежной субкультуры.
1. Акунина Ю.А. Социально-культурные условия профилактики экстремизма в молодежной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
2. Калинин В.Н. Религия и безопасность (религиозный экстремизм) // Право и безопасность. 2002. № 4.
3. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5.
4. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М., 2003.
5. Гриценко Г.Д., Лукьянцев Е.В. К вопросу о понимании экстремизма в современной науке // Теория и практика общественного развития. 2012. № 11. С. 112-116.
6. Суртаев В.Я. Социология молодежного досуга. Санкт-Петербург; Ростов-на-Дону, 1998.
1. Akunina YuA. Sotsial'no-kul'turnye usloviya profilaktiki ekstremizma v molodezhnoy srede: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2005.
2. Kalinin V.N. Religiya i bezopasnost' (religioznyy ekstremizm) // Pravo i bezopasnost'. 2002. № 4.
3. Zubok YuA., Chuprov V.I. Molodezhnyy ekstremizm. Sushchnost' i osobennosti proyavle-niya // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2008. № 5.
4. Zmanovskaya E.V. Deviantologiya: psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya. M., 2003.
5. Gritsenko G.D., Luk'yantsev E.V. K voprosu o ponimanii ekstremizma v sovremennoy nauke // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2012. № 11. S. 112-116.
6. Surtaev V.Ya. Sotsiologiya molodezhnogo dosu-ga. Sankt-Peterburg; Rostov-na-Donu, 1998.
Поступила в редакцию 17.12.2013 г.
UDC 378.14:316.043
ESSENCE AND SPECIFICITY OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF UNIVERSITIES ON PREVENTIVE WORK OF EXTREMISM AMONG YOUTH
Aleksey Alekseyevich SVIRIDOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
One of most urgent problems of world community, violence, is considered. The analysis of the theoretical approaches to a problem is submitted and is established, that the problem violence is one of most complex social-political, legal, psycholog-
ical-pedagogical, cultural problems that is connected with variants of nature of occurrence, variety of display and mechanisms of its development.
It as specified that under extremism is understood illegal, criminal activity meaning actions against constitutional building and public order, directed on having undermined safety, on realization of terrorist activity calling to kindling national, racial, religious disputes, violence, realization of mass disorders and hooligan actions.
The reasons of occurrence violence are in detail considered such as demolition of the usual social structures, socioeconomic crisis resulting in deterioration of conditions life and to poverty of weights of the population, easing of state authority, fall of discipline, growth of antisocial displays, disintegration of former system of values etc.
Welfare approach formed today in humanitarian sciences integrates scientific achievement of the previous approaches and on their basis judges about welfare to nature violence.
It is marked that violence is destructive the form of display of youth subculture based on behavior strategy of extreme character, and is focused in nationalist, terrorist, fascist criminal movements creating threat for a society.
The preventive maintenance violence is necessary to understood as the wide term by a covering complex of actions and measures from education up to modern of security measures aimed at decrease of criminality and, accordingly, danger violence and terrorism.
One of major means of spiritual is moral education of the young people and accordingly the opposition violence to moods in youth environment is the welfare activity.
The displays of deformation of the contents of leisure as negative specific features of behavior of youth, its acts, ideas, statements, represent final expression of features of development of the person.
It is emphasized that in light of tasks of preventive maintenance violence the formation of the person of the student having a steady internal position and capable to resist violence to moods, is necessary that is to have the certain outlook, to have a sufficient level emotional-strong-willed order and practically to embody it in activity.
On the basis of the carried out analysis of a problem the definition of essence and specificity of welfare activity of high school on preventive maintenance violence in youth environment is submitted.
Key words: violence; youth; preventive maintenance; high educational institution.