Научная статья на тему 'Роль социально-культурной деятельности в процессе профилактики молодежного экстремизма'

Роль социально-культурной деятельности в процессе профилактики молодежного экстремизма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
919
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
YOUTH / YOUTH EXTREMISM / PREVENTION OF EXTREMISM / SOCIAL-CULTURAL ACTIVITIES / SOCIAL-CULTURAL TECHNOLOGIES / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Негин Владимир Владимирович, Григорьева Елена Ивановна

Рассмотрены сущность и специфика молодежного экстремизма как явления социальной деструкции. Систематизированы и охарактеризованы основополагающие законодательные и правовые документы по профилактике экстремизма. Рассмотрены ведущие методологические подходы к данному явлению, выявлены характерные особенности проявления деструктивных настроений среди молодежи. Обосновано, что молодежный экстремизм возникает в основном в социально-неблагополучных семьях; при отсутствии законодательных актов, регламентирующих поведенческие ситуации; в экстремистских группах, транслирующих идеологию насилия. Определены основные векторы в превенции молодежного экстремизма согласно методических рекомендаций по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде, где особая роль отводится социально-культурной деятельности. Доказано, что социально-культурная деятельность обладает достаточным арсеналом технологий, позволяющих профилактическую работу по превенции экстремистских настроений сделать наиболее эффективной, и рассматривается как отрасль педагогической науки, которая ориентирована на формирование толерантности, кросс-культурного образования, межкультурного диалога. Проанализированы социально-культурные технологии, предотвращающие распространение экстремистской идеологии среди молодежи (культуротворческие, информационно-просветительские, коммуникативные, образовательные, исследовательские, управленческие). Проведен аналитический обзор социокультурных творческих программ для молодежи, способствующих межкультурному диалогу, культурной идентичности, межконфессиональному взаимодействию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF YOUTH EXTREMISM PREVENTION

The essence and specificity of youth extremism as a phenomenon of social destruction are considered. The basic legislative and legal documents on the prevention of extremism are described. The leading methodological approaches to the phenomenon, the characteristic peculiarities of destructive attitudes among young people are considered and revealed. It is proved that youth extremism occurs mainly in marginal environments; in situations characterized by the absence of applicable regulations, facilities that focus on law-abiding; club culture; corresponds to societies and groups adopting the ideology of violence. The main vectors in the prevention of youth extremism, according to the methodological recommendations on the prevention and combating extremism in the youth environment are defined, where the special role of socio-cultural activities is marked. The social-cultural activity has a large proved arsenal of technologies that preventive work on prevention of extremism to make the most effective and is regarded as a branch of pedagogical science that is focused on the formation of tolerance, cross-cultural education, intercultural dialogue. The social-cultural technology that can prevent the spread of extremist ideology among young people (cultural, awareness-raising, communication, education, research, management) are analyzed. An analytical review of social and cultural arts programs for youth that promote intercultural dialogue, cultural identity, interfaith interaction is made.

Текст научной работы на тему «Роль социально-культурной деятельности в процессе профилактики молодежного экстремизма»

УДК 37.01

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛАКТИКИ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

© Владимир Владимирович НЕГИН

аспирант, кафедра социально-культурной деятельности

Орловский государственный институт культуры 302020, Российская Федерация, г. Орел, ул. Лескова, 15 E-mail: [email protected] © Елена Ивановна ГРИГОРЬЕВА доктор культурологии, профессор, профессор кафедры искусств и художественного творчества Российский государственный социальный университет 129226, Российская Федерация, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1 E-mail: [email protected]

Рассмотрены сущность и специфика молодежного экстремизма как явления социальной деструкции. Систематизированы и охарактеризованы основополагающие законодательные и правовые документы по профилактике экстремизма. Рассмотрены ведущие методологические подходы к данному явлению, выявлены характерные особенности проявления деструктивных настроений среди молодежи. Обосновано, что молодежный экстремизм возникает в основном в социально-неблагополучных семьях; при отсутствии законодательных актов, регламентирующих поведенческие ситуации; в экстремистских группах, транслирующих идеологию насилия. Определены основные векторы в превенции молодежного экстремизма согласно методических рекомендаций по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде, где особая роль отводится социально-культурной деятельности. Доказано, что социально-культурная деятельность обладает достаточным арсеналом технологий, позволяющих профилактическую работу по превенции экстремистских настроений сделать наиболее эффективной, и рассматривается как отрасль педагогической науки, которая ориентирована на формирование толерантности, кросс-культурного образования, межкультурного диалога. Проанализированы социально-культурные технологии, предотвращающие распространение экстремистской идеологии среди молодежи (культуротворческие, информационно-просветительские, коммуникативные, образовательные, исследовательские, управленческие). Проведен аналитический обзор социокультурных творческих программ для молодежи, способствующих межкультурному диалогу, культурной идентичности, межконфессиональному взаимодействию.

Ключевые слова: молодежь; молодежный экстремизм; профилактика экстремизма; социально-культурная деятельность; социально-культурные технологии

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-37-42

Приоритетным направлением государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. является поддержка программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, а также профилактику экстремизма.

Процессы самоидентификации молодежи часто принимают протестные деструктивные формы, так как это особая социально-возрастная группа, которой присущ поиск смысла жизни, социальной справедливости в обществе. Одним из способов выражения протеста для молодого человека против су-

ществующей ситуации вокруг себя является деструктивный протест, порой приобретающий агрессивные формы проявления - экстремизм [1]. Согласно данным официальной статистики, в 2014 г. количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности увеличилось на 14,3 % и составило 1024 факта. За 8 месяцев 2015 г. было зарегистрировано 944 преступления экстремистской направленности, из них раскрыто 710, выявлено 605 лиц, совершивших данные преступления [2; 3].

Поиск эффективных путей профилактики данного явления является предметом пристального внимания государства. В период с 2015 по 2016 гг. была образована Межведомственная комиссия по противодействию фи-

нансированию терроризму и др. [4; 5], разработаны следующие стратегические законодательные и правовые документы по превенции экстремизма и терроризма:

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683) [6];

- Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента РФ от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму») [7].

Авторами многочисленной справочной литературы экстремизм определяется как «...приверженность к крайним взглядам и мерам в общественном бытии и сознании, как способ радикального отрицания общественных норм» [8, с. 331], «... совокупность насильственных проявлений, совершаемых в политических целях отдельными лицами и специально организованными противоправными группами и сообществами» [9].

Молодежный экстремизм, согласно концепции Ю.А. Акуниной, социально-культурное явление, имеющее антисоциальный характер, в основе которого экстремальная поведенческая стратегия, реализующаяся в радикальных религиозных учениях, оппозиционных политических настроениях, национальной нетерпимости [10, с. 146].

По мнению В.С. Кудрина, «молодежный экстремизм» - неадекватный способ разрешения социально-политических противоречий в области классовых, межэтнических, религиозных и иных социальных отношений [11].

С позиций осмысления феномена экстремизма в молодежной среде интересна точка зрения Р.М. Афанасьевой, которая определяет его как индивидуальное и социально-групповое проявление крайних идеологических воззрений, свойственных особой социальной группе и специфической возрастной категории, не являющейся субъектом экстремизма, а выступающей в качестве среды экстремистских проявлений [12].

Одним из наиболее эффективных направлений профилактики деструктивных протестных настроений среди молодежи является социально-культурная деятельность гражданского общества [13]. При этом эффективными социально-культурными техно-

логиями превенции молодежного экстремизма являются:

1) культуротворческие, нацеленные на создание гуманистически ориентированного социально-культурного пространства, способствующего личностному саморазвитию, формированию системы духовно-нравственных ценностей;

2) коммуникативные (межличностное общение, включение в созидательную субкультуру, интегрирующую личность в общество, выполняющую потребность в эмоциональной разрядке, свободе творчества, поиске новых друзей);

3) управленческие (подготовка руководителей общественных молодежных организаций, развитие некоммерческих молодежных организаций, социальное партнерство между государственными структурами и ведущими общественными социально-культурными институтами);

4) образовательные, информационно-просветительные (кросс-культурная грамотность);

5) технологии художественной самодеятельности (инициирование социально-культурной активности через участие в творческих этноориентированных мероприятиях).

Наиболее эффективными формами и средствами социально-культурной деятельности в процессе предупреждения молодежного экстремизма выступают: а) мониторинг уровня экстремистских настроений, социально-экономических проблем молодежи; б) тренинги по толерантности, нацеленные на формирование навыков ведения позитивного диалога, развитие адекватной самооценки, эмпа-тии; в) тематические этноориентированные вечера [14, с. 15]; г) международные творческие фестивали; д) научные исследования по профилактике протестных настроений среди молодежи; е) научные конференции.

В современных условиях ключевое значение в профилактике протестных настроений среди молодежи приобретают именно сфера культуры, транслирующая идеи толерантности, формирующая уважительное отношение к культурным ценностям, традициям и обычаям, не оставляя места для межнациональной или межрелигиозной розни.

Сегодня в России проводятся значимые социокультурные проекты, направленные на противодействие молодежному экстремизму.

Охарактеризуем наиболее значительные из них.

Проект «Россия для всех» был реализован в различных регионах России и нацелен на гармонизацию межнациональных отношений среди народов, проживающих на территории России [12], и в рамках которого были проведены следующие мероприятия: образовательные вечера культур народов России, фольклорные фестивали; конкурсы «Творчество против экстремизма»; дискуссионные клубы «Роль СМИ в профилактике экстремизма» и др.

К основным задачам проекта относились: а) содействие сохранению, укреплению и развитию национальных культур, языков, традиционного жизненного уклада, промыслов и ремесел народов России; б) популяризация в молодежной среде национальных традиций, литературного русского языка и истории России; в) создание межрегиональных молодежных площадок по изучению истории и традиций народов России; г) формирование активной гражданской позиции, национально-государственной идентичности, уважительного отношения к представителям различных этносов.

Молодежный форум «Экстремизму -отпор!», который был проведен в Приволжском федеральном округе и собрал круг молодых ученых, занимающихся актуальными проблемами превенции экстремизма в современной России, такими как молодежный экстремизм, ареал его распространения, роль общественных институтов в организации профилактической работы.

Ежегодно по инициативе Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь» проводятся такие социально значимые образовательные проекты, как «Итуруп», «Балтийский Артек», «Таврида», «Евразия», «Территория смыслов», которые способствуют формированию культурной идентичности, сохранению и трансляции культурных ценностей, развитию гражданско-патриотических качеств личности.

Всероссийский молодежный форум «Таврида», объединяющий творческую молодежь на территории Крымского полуострова под девизом «Найти своих», в котором участвуют различные деятели культуры (художники, скульпторы и искусствоведы, писатели, поэты, критики, композиторы, музы-

канты и хореографы, режиссеры, журналисты), ведущие творческий диалог, тем самым влияя на уровень социально-культурной активности участников мероприятия, в частности и посвященные культурным традициям разных стран. Также на площадках функционирует «Конвейер проектов», где участники презентуют свои социально значимые идеи перед коллегами и экспертами.

XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов (14-22 октября 2017 г., г. Сочи) объединит более 20 000 молодых людей из 150 стран мира, представителей молодежных НКО, молодых журналистов, творческую и спортивную молодежь, лидеров молодежных организаций, а также соотечественников и иностранцев, изучающих русский язык и интересующихся российской культурой. В рамках фестиваля пройдут панельные дискуссии, открытые лектории, научные конференции, где ключевыми темами станут: «Культура и глобализация», «Глобальная экономика», «Экономика знаний», «Развитие общественных институтов», «Политика и международная безопасность». На наш взгляд, такой формат способствует налаживанию межкультурного общения, тем самым снижая риск экстремистских угроз.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что социально-культурная деятельность общества по противодействию экстремистских настроений среди подрастающего поколения нацелена на формирование гуманистического мировоззрения, не зависящего от национальности и вероисповедания человека, межкультурной коммуникации, прививающей уважение к вере и обычаям других народов, мультикультурного образования.

Список литературы

1. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во «Модек», 2002.

2. Главный информационно-аналитический центр МВД России: официальный сайт Министерства внутренних дел РФ. URL: https:// mvd.ru/mvd/structure1/Centri/Glavnij_informaci onno_anali-ticheskij_centr (дата обращения: 20.01.2017).

3. Кудрина Е.Л., Кудрин В.С. Основные тенденции молодежного экстремизма в современной социально-культурной ситуации // Вестник

Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 32. С. 205-212.

4. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде: разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России // Наша молодежь. 2011. № 6. С. 40-41.

5. О противодействии экстремистской деятельности (ред. 23.11.2015 г.): федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ. Доступ из справоч-но-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму: указ Президента РФ от 26.12.2015 г. № 664. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Алексеев А.И. Криминология (курс лекций). М., 1999.

9. Густов В.Л. Меры по противодействию на региональном уровне // Политический экстремизм в России и конституционные меры борьбы с ним: материалы конференции. М., 1998. С. 18-35.

10. Акунина Ю.А. Социально-культурные условия профилактики в молодежной среде. М.: МГУКИ, 2013.

11. Кудрин В.С. Молодежный экстремизм: основные факторы и черты его проявления, особенности и причины распространения в современной социально-культурной ситуации // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 127-130.

12. Афанасьева Р.М. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (социально-философский анализ): авто-реф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2007. 22 с.

13. Кузьмин А.В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2012. 47 с.

14. Григорьева Е.И. Роль социально-культурных технологий в профилактике ксенофобии среди молодежи // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. М., 2016. С. 68-72.

References

1. Bashkatov I.P. Psikhologiya asotsial'no-kriminal'nykh grupp podrostkov i molodezhi [Psychology of Asocial-Criminal Groups of Teenagers and Youth]. Moscow, Moscow Psy-

chological Social Institute Publ., Voronezh, "Modek" Publ., 2002. (In Russian).

2. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva vnutrennikh del RF «Glavnyy informatsionno-analiticheskiy tsentr MVD Rossii» [The official website of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation "Main informational-analytical centre MIA of Russia"]. (In Russian). Available at: https:// mvd. ru/mvd/structure1 /Centri/Glavnij_informaci onno_analiticheskij_centr (accessed 20.01.2017).

3. Kudrina E.L., Kudrin V.S. Osnovnye tendentsii molodezhnogo ekstremizma v sovremennoy sot-sial'no-kul'turnoy situatsii [Main trends of youth extremism in modern socialcultural situation]. Vestnik Kemerovskogo gosudarst-vennogo uni-versiteta kul'tury i iskusstv - Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, 2015, no. 32, pp. 205-212. (In Russian).

4. Metodicheskie rekomendatsii po profilaktike i protivodeystviyu ekstremizmu v molodezhnoy srede: razrabotany Minsportturizmom Rossii sovmestno s MVD Rossii i FSB Rossii [Methodological recommendations on prevention and counteraction to extremism in youth sphere: developed by Ministry of Sport and Tourism of Russia with MIA of Russia and FSS of Russia]. Nasha molodezh' [Our Youth], 2011, no. 6, pp. 40-41. (In Russian).

5. Russian Federation. Federal Law no. 114-FZ of July 25, 2002, O protivodeystvii ekstremistskoy deyatel'nosti (red. 23.11.2015) [About counteraction to extremism activity (ed. as of November 23, 2015)]. (In Russian). Available at: www. consultant.ru (accessed 20.01.2017).

6. Russian Federation. President Decree no. 683 of December 31, 2015, O strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [About strategy of national security of Russian Federation]. (In Russian). Available at: www.consultant.ru (accessed 20.01.2017).

7. Russian Federation. President Decree no. 664 of December 26, 2015, O merakh po sovershenstvovaniyu gosudarstvennogo uprav-leniya v oblasti protivodeystviya terrorizmu [About measures on improvement of state management in the sphere of terrorism counteraction]. (In Russian). Available at: www. consultant.™ (accessed 20.01.2017).

8. Alekseev A.I. Kriminologiya (kurs lektsiy) [Criminology (Lectures Course)]. Moscow, 1999. (In Russian).

9. Gustov V.L. Mery po protivodeystviyu na re-gional'nom urovne [Measures of prevention at regional level]. Materialy konferentsii «Poli-ticheskiy ekstremizm v Rossii i konstitutsionnye mery bor'by s nim» [Materials of Conference "Political Extremism in Russia and Constitutional Measures of its Prevention"]. Moscow, 1998, pp. 18-35. (In Russian).

10. Akunina Y.A. Sotsial'no-kul'turnye usloviya profilaktiki v molodezhnoy srede [Social-Cultural Conditions of Prevention in Youth Sphere]. Moscow, Moscow State University of Culture and Art Publ., 2013. (In Russian).

11. Kudrin V.S. Molodezhnyy ekstremizm: osnov-nye faktory i cherty ego proyavleniya, osoben-nosti i prichiny rasprostraneniya v sovremennoy sotsial'no-kul'turnoy situatsii [Youth extremism: key factors and its features of manifestation, specifics and reasons of spreading in the modern social and cultural situation]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The World of Science, Culture and Education, 2014, no. 3 (46), pp. 127-130. (In Russian).

12. Afanaseva R.M. Sotsiokul'turnye usloviya protivodeystviya ekstremizmu v molodezhnoy srede (sotsial'no-filosofskiy analiz). Avtoref. diss. ... kand. filos. nauk [Social-cultural conditions of extremism prevention in youth sphere (social-philosophic analysis). Cand. philos. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2007, 22 p. (In Russian).

13. Kuzmin A.V. Sotsial'no-kul'turnaya profilaktika ekstremizma v molodezhnoy srede. Avtoref. diss. ... d-ra ped. nauk [Social-cultural prevention of extremism in youth sphere. Dr. ped. sci. diss. abstr.]. Tambov, 2012, 47 p. (In Russian).

14. Grigoreva E.I. Rol' sotsial'no-kul'turnykh tekhnologiy v profilaktike ksenofobii sredi molodezhi [The role of social-cultural technologies in prevention of xenophobia among young people]. Sbornik nauchnykh trudov fakul'teta iskusstv i sotsiokul'turnoy deyatel'nosti RGSU «Kul'tura, iskusstvo, obrazovanie v informa-tsionnom prostranstve tret'ego tysyacheletiya: problemy i perspektivy» [A Collection of Scientific Works of Faculty of Arts and Social-cultural Activity of Russian State Social University "Culture, Art, Education in Information Space of the Third Millennium: Problems and Prospects"]. Moscow, 2016, pp. 68-72. (In Russian).

Поступила в редакцию 10.03.2017 г. Received 10 March 2017

UDC 37.01

THE ROLE OF SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF YOUTH EXTREMISM PREVENTION Vladimir Vladimirovich NEGIN

Post-graduate Student, Social-Cultural Activity Department

The Orel State Institute of Culture

15 Leskov St., Orel, Russian Federation, 302020

E-mail: [email protected]

Elena Ivanovna GRIGOREVA

Doctor of Culturology, Professor, Professor of Art and Artwork Department Russian State Social University

Bldg. 1 4 Vilgelm Pik St., Moscow, Russian Federation, 129226 E-mail: [email protected]

The essence and specificity of youth extremism as a phenomenon of social destruction are considered. The basic legislative and legal documents on the prevention of extremism are described. The leading methodological approaches to the phenomenon, the characteristic peculiarities of destructive attitudes among young people are considered and revealed. It is proved that youth extremism occurs mainly in marginal environments; in situations characterized by the absence of applicable regulations, facilities that focus on law-abiding; club culture; corresponds to societies and groups adopting the ideology of violence. The main vectors in the prevention of youth extremism, according to the methodological recommendations on the prevention and combating extremism in the youth environment are defined, where the special role of socio-cultural activities is marked. The social-cultural activity has a large proved arsenal of technologies that preventive work on prevention of extremism to make the most effective and is regarded as a branch of pedagogical science that is focused on the formation of tolerance, cross-cultural education, intercultural dialogue. The social-cultural technology that can prevent the spread of extremist ideology among young people (cultural, awareness-raising, communication, education, research, management) are analyzed. An analytical review of social and cultural arts programs for youth that promote intercultural dialogue, cultural identity, interfaith interaction is made.

Key words: youth; youth extremism; prevention of extremism; social-cultural activities; social-cultural technologies DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-4(168)-37-42

Для цитирования: Негин В.В., Григорьева Е.И. Роль социально-культурной деятельности в процессе профилактики молодежного экстремизма // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 4 (168). С. 37-42. DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-4(168)-37-42.

For citation: Negin V.V., Grigoreva E.I. Rol' sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti v protsesse profilaktiki molodezhnogo ekstremizma [The role of social-cultural activity in the process of youth extremism prevention]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 4 (168), pp. 3742. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-37-42. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.