DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-143-148 УДК 37.01
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ АНТИЭКСТРЕМИСТСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Владимир Владимирович НЕГИН
ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» 302020, Российская Федерация, г. Орел, ул. Лескова, 15 E-mail: [email protected]
Аннотация. Дана характеристика молодежного экстремизма в контексте деструктивного способа разрешения общественных проблем с позиций экстремистской идеологии. Систематизированы и охарактеризованы основные государственные направления профилактики молодежного экстремизма: превентивные меры по борьбе с терроризмом, антиэкстремистская информационно-просветительская работа, интеграционные образовательные курсы по кросс-культурной грамотности, организация мероприятий по развитию социально-культурной активности личности и формированию активной гражданской позиции. Выявлены основные векторы профилактики молодежного экстремизма, в которых особая роль отводится социальному партнерству - системе взаимодействия государственных структур и гражданского общества, консолидирующих усилия в решении данной проблемы. При этом охарактеризованы эффективные формы социально-культурной деятельности, направленные на решение рассматриваемой проблемы: мониторинг, патриотические воспитательные мероприятия, организация творческих этноориентированных вечеров, проведение международных культурно-творческих фестивалей. Доказано, что социальное партнерство обладает достаточным потенциалом, позволяющим процесс профилактики экстремизма сделать наиболее эффективным на основе комплексного взаимодействия государственных и общественных структур, участвующих в реализации антиэкстремистской политики, учете конфессиональных интересов, а также дифференциации адресной направленности проводимых превентивных мероприятий. Выделены основные принципы социального партнерства, без которых невозможно выстраивать эффективное сотрудничество: интеграция и взаимодополнение, конфессиональная паритетность, адресная направленность. Представлен анализ общественных практик, реализованных на основе социального партнерства, нацеленных на межкультурный диалог, межнациональное сотрудничество, развитие патриотизма и гражданской активности молодежи.
Ключевые слова: социальное партнерство; молодежь; молодежный экстремизм; профилактика экстремизма
Одной из актуальных проблем современного российского общества является поиск эффективных путей профилактики молодежного экстремизма. Согласно сведениям портала правовой статистики за декабрь 2017 г., при снижении на 16 % количества преступлений террористического характера (по состоянию дел на декабрь 2017 г.), на 4,9 % возросло число преступлений экстремистской направленности, зарегистрированных на территории Российской Федерации1. При этом в подобных акциях активным участником является молодежь, которая в силу недостаточной социальной интеграции оказывается в трудной жизненной ситуации, остро реагируя на происходящие в обществе события, демонстрируя противоправные образцы поведения.
1 Портал правовой статистики генеральной прокуратуры Российской Федерации: ежемесячный сборник за декабрь 2017 г. URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 30.02.2018).
Молодежный экстремизм как социально-культурное явление имеет деструктивный характер, представляет собой неадекватный способ разрешения социально-политических противоречий в области классовых, межэтнических, религиозных и иных социальных отношений [1].
Сегодня государством ведется серьезная работа по профилактике экстремизма, в частности, приоритетным направлением государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. является формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов и укрепление нравственных ценностей [2].
Также ключевыми позициями в предупреждении экстремистской идеологии являются:
превентивная политика в отношении терроризма, ориентированная на выявление,
© Негин В.В., 2018
143
устранение, нейтрализацию деструктивных факторов, благоприятствующих его развитию [3];
- информационно-просветительская работа по разъяснению последствий экстре-
мизма;
- предупреждение распространения
экстремистских учений в информационной среде, социальных сетях, блогосфере;
- интеграция в учебно-воспитательную деятельность высших учебных заведений курсов по профилактике экстремизма;
формирование социально-культурной активности личности на основе включения в культуротворческие созидательные активности [4, с. 44].
Таким образом, только при наличии разработанного целостного комплекса организационных, правовых, профилактических, воспитательных мер в условиях активного взаимодействия государственных учреждений, частного сектора и общественных организаций возможна эффективная работа по предупреждению молодежного экстремизма.
Действенной формой взаимодействия вышеперечисленных структур является социальное партнерство, которое является идеологической основой для проведения пропаганды антитеррористических ценностей [5]. По словам В.В. Путина, «...без партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни благополучного гражданского общества.. .»2.
Развитие социального партнерства - неотъемлемая часть процесса объединения общественных усилий в контексте противодействия экстремизму. В системе социального партнерства интересы государства представляют силовые ведомства, Национальный антитеррористический комитет, государственные структуры, а интересы граждан - органы самоуправления, общественные и религиозные организации, СМИ, образовательные институты.
Понятие «социальное партнерство» в российских гуманитарных науках определяется как «форма взаимодействия многообразных субъектов социума (государственных
2 Путин призывает гражданское общество к консолидации // Портал Российского информационного агентства. URL: https://ria.ru/politics/20150115/1042710083.html/ (дата обращения: 30.01.2018).
институтов, корпораций, некоммерческих организаций, социальных групп и др.), позволяющая им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации» [5, с. 20].
Социальное партнерство государства и гражданского общества представляет собой рациональное межсекторное взаимодействие, формирующееся под воздействием внешней среды в особую социальную систему ценностно-нормативной ориентации ее субъектов в целях минимизации общественных рисков, в частности, молодежного экстремизма.
К ведущим характеристикам социального партнерства относятся:
а) наличие у взаимодействующих сторон «групп интересов», которые преследуют не только противоположные, но и совпадающие цели; ориентирование отношений взаимодействующих сторон на достижение взаимовыгодного «баланса интересов» путем соглашений (консенсуса);
б) обязательность и равная ответственность сторон за исполнение добровольно принятых решений (соглашений, договоров и т. п.);
в) наличие правовой базы для ведения переговоров и контроля над исполнением принятых соглашений, обязательств [6, с. 15].
Таким образом, в процессе реализации партнерства прослеживаются следующие этапы согласования: актуализируется проблема, которая может быть реальной или мнимой, разрешимой или перманентной; определяется позиция сторон (формальное, официальное и гласное заявление); выявляются цели участников партнерских отношений (по наиболее выраженным аспектам диалога сторон); учитываются интересы сторон.
Основными принципами социального партнерства являются:
а) интеграция и взаимодополнение -комплексное взаимодействие государственных и общественных структур, участвующих в реализации политики противодействия экстремизму (в настоящее время действует принцип параллельных служб, который не оправдывает себя, так как действия субъектов противодействия зачастую не соответствуют друг другу);
б) конфессиональная паритетность -конфессии, которые разрешены государством, имеют равные права в доступе к инфор-
мации, проведении религиозных мероприятий и должны принимать участие в популяризации и профилактике антиэкстремистских проявлений;
в) адресная направленность - методы и мероприятия, связанные с противодействием экстремизму, ориентированы на ценностные ориентации различных возрастных, социальных, национальных и конфессиональных групп [1, с. 21].
Современными исследователями среди методов противодействия экстремизму, в реализации которых могут принимать непосредственное участие органы власти, органы местного самоуправления и общественные объединения и организации, выделяются:
а) политические (нормализация общественно-политической ситуации, разрешение социальных конфликтов, снижение уровня социально-политической напряженности, осуществление международного сотрудничества в области противодействия терроризму);
б) социально-экономические (оздоровление социально-экономической ситуации в отдельных регионах и выравнивание уровня развития регионов, сокращение маргинализации населения, уменьшение имущественной дифференциации, обеспечение социальной защиты населения);
в) информационно-пропагандистские (разъяснение сущности и опасности терроризма, оказание воздействия на граждан (групп граждан) с целью воспитания у них неприятия идеологии насилия и привлечения их к участию в противодействии терроризму);
г) культурно-образовательные (формирование социально значимых ценностей в обществ;
д) организационные [7]3.
В последнее время все более активными участниками и инициаторами социального партнерства выступают учреждения культуры, деятельность которых выстраивается на основе ценностей культуры, максимально соответствующая потребностям личности.
При этом наиболее эффективными формами и средствами социально-культурной
3 Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде: разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России. URL: https://випк.мвд.рф/ upload/site152/document_file/Metodicheskie_rekomendacii _po_profilaktike_i_protivodeystviyu_ekstremizmu_v_mol odezhnoy_srede.pdf (дата обращения: 15.02.2018).
деятельности в процессе профилактической деятельности являются:
1) регулярный мониторинг социально-экономических проблем молодежи и эффективности реализации молодежной политики;
2) проведение патриотических воспитательных мероприятий, направленных на формирование гражданской активности, развитие навыков ведения позитивного диалога; способности к самоанализу, самопознанию;
3) организация творческих этноориен-тированных вечеров (знакомство с национальной культурой разных стран);
4) организация международных культурно-творческих фестивалей, содействующих развитию молодежного сотрудничества [7, с. 69].
На сегодняшний день на основе социального партнерства Федеральным агентством по делам молодежи «Росмолодежь» проводятся такие социально значимые образовательные проекты, как: «Итуруп», «Балтийский Артек», «Таврида», «Евразия», «Территория смыслов», которые способствуют формированию культурной идентичности, сохранению и трансляции культурных ценностей, развитию гражданско-патриотических качеств личности [8].
Значимым событием 2017 г. стал форум «Общественно-государственное партнерство в системе профилактики негативных проявлений в молодежной среде», собравший представителей 76 субъектов Российской Федерации.
В рамках форума сотрудниками федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, учеными, общественными деятелями, представителями культуры и искусства, участниками общероссийских общественных организаций и объединений были обсуждены вопросы партнерских отношений государства и общества по следующим направлениям:
а) взаимодействие НКО и профильных органов исполнительной власти в вопросах противодействия асоциальному поведению молодежи;
б) разработка системы вовлечения НКО в работу с молодежью и несовершеннолетними лицами;
в) технологии работы НКО по профилактике негативных проявлений в молодежной среде;
г) механизмы оценки результата взаимодействия государства и НКО [9].
На итоговой сессии в Общественной палате участники и эксперты форума были единодушны во мнении, что между государством и молодежными общественными организациями в настоящее время сложилась определенная практика взаимодействия, которую необходимо институализировать и оказывать активную поддержку.
В этих целях Федеральным агентством по делам молодежи совместно с государственными структурами был разработан ряд патриотических проектов и акций, среди которых особенно хочется выделить Всероссийский исторический квест «Сталинградская битва», посвященный 75-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, в ходе которого участниками на основе очерков и воспоминаний ветеранов были собраны подлинные исторические факты. В 2018 г. также планируется проведение конкурса «Моя страна - моя Россия», в задачи которого входит развитие проектной деятельности молодежи в сфере решения проблем социально-экономического развития российских регионов.
Еще одним из значимых проектов, реализованных в различных регионах России, стал фестиваль «Россия для всех», нацеленный на гармонизацию межнациональных отношений, в рамках которого были проведены вечера культур народов России, фольклорные фестивали; антиэкстремистские творческие конкурсы.
Таким образом, социальное партнерство как форма предотвращения деструктивных проявлений в молодежной среде весьма эффективна и предполагает создание оптимальных условий, ориентированных на формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения, формируя систему нормативно-правовых взаимоотношений органов власти и общественных объединений в вопросах профилактики экстремизма.
Список литературы
1. Кудрин В.С., Юдина А.И. Молодежный экстремизм: причины возникновения, технологии предупреждения. Кемерово: Кемеровский гос. ин-т культуры, 2016. 160 с.
2. Бессонова С.И. Роль общественных институтов в организации профилактической работы в контексте превенции экстремизма // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 539-542.
3. Лялякин Ю.А. Экстремизм - современная угроза безопасности государства и деятельность органов внутренних дел по его противодействию // Проблемы и перспективы противодействия современным угрозам безопасности личности, общества и государства: сб. материалов 15 Междунар. науч.-практ. конф. М., 2013. С. 65-67.
4. Кузьмин А.В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2012. 47 с.
5. Зинченко Г.П., Рогов И.И. Социальное партнерство. М.: Дашков и К°; Академцентр, 2009. 224 с.
6. Афанасьева Р.М. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (социально-философский анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2007. 22 с.
7. Григорьева Е.И. Роль социально-культурных технологий в профилактике ксенофобии среди молодежи // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ. М., 2016. С. 68-72.
8. Борисов С.В., Васнецова А.С. О некоторых вопросах противодействия экстремистской деятельности правоохранительными органами и органами прокуратуры // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 4 (28). С. 31-35.
9. Дубровский Д.В. Технологии и роль НКО в развитии межнационального сотрудничества и профилактика межнациональной напряженности. URL: http://www.kdobru.ru/materials/ (дата обращения: 30.01.2018).
Поступила в редакцию 10.03.2018 г. Отрецензирована 03.04.2018 г. Принята в печать 16.05.2018 г.
Информация об авторе
Негин Владимир Владимирович, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности. Орловский государственный институт культуры, г. Орел, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Для цитирования
Негин В.В. Социальное партнерство как актуальная форма реализации антиэкстремистской профилактики в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 174. С. 143-148. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-143-148.
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-143-148
SOCIAL PARTNERSHIP AS CURRENT FORM OF ANTI-EXTREMISM PREVENTATION REALIZATION IN THE YOUTH ENVIRONMENT
Vladimir Vladimirovich NEGIN
The Orel State Institute of Culture 15 Leskov St., Orel, Russian Federation, 302020 E-mail: [email protected]
Abstract. The characteristic of youth extremism in the context of destructive way of solving social problems from the standpoint of extremist ideology is given. The main state directions of prevention of youth extremism are systematized and characterized: preventive measures against terrorism, anti-extremist information and education, integration educational courses on intercultural literacy, events organization for the development of social and cultural activity of the individual and the formation of active citizenship. The main vectors of youth extremism prevention, in which a special role is given to social partnership - the system of interaction of state structures and civil society, consolidating efforts in this problem solution. At the same time the effective forms of social and cultural activities aimed at solving the problem: monitoring, patriotic educational activities, organization of creative ethno-oriented evenings, international cultural and creative festivals are described. It is proved that social partnership has sufficient potential to make the process of extremism prevention most effective on the basis of complex interaction of state and public structures involved in the implementation of anti-extremist policy, taking into account religious interests, as well as differentiation of the targeted focus of preventive measures. The basic principles of social partnership are highlighted, without which it is impossible to build effective cooperation: integration and complementarity, confessional parity, targeted orientation. The analysis of social practices realized on the social partnership basis, aimed at intercultural dialogue, international cooperation, patriotism development and civic activity of youth is presented.
Keywords: social partnership; youth; youth extremism; extremism prevention
References
1. Kudrin V.S., Yudina A.I. Molodezhnyy ekstremizm: prichiny vozniknoveniya, tekhnologii preduprezhdeniya [Youth Extremism: the Causes, Prevention Technologies]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture Publ., 2016, 160 p. (In Russian).
2. Bessonova S.I. Rol' obshchestvennykh institutov v organizatsii profilakticheskoy raboty v kontekste preventsii ekstre-mizma [Social institutes role in prevention work organization in the context of extremism prevention]. Molodoy uchenyy - Young Scientist, 2015, no. 7, pp. 539-542. (In Russian).
3. Lyalyakin Y.A. Ekstremizm - sovremennaya ugroza bezopasnosti gosudarstva i deyatel'nost' organov vnutrennikh del po egoprotivodeystviyu [Extremism - modern danger for state safety and prevention activity of internal affairs bodies]. Sbornik materialov 15 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Problemy i perspektivy protivodeystviya sovremennym ugrozam bezopasnosti lichnosti, obshchestva i gosudarstva» [Proceedings of the 15th International Scientific and Practical Conference "Problems and Prospects of Counteracting Modern Threats to the Personal, Society and State Security"]. Moscow, 2013, pp. 65-67. (In Russian).
4. Kuzmin A.V. Sotsial'no-kul'turnayaprofilaktika ekstremizma v molodezhnoy srede: avtoref. dis. ... d-raped. nauk [Social and Cultural Prevention of Extremism in Youth Sphere. Dr. ped. sci. diss. abstr.]. Tambov, 2012, 47 p. (In Russian).
5. Zinchenko G.P., Rogov I.I. Sotsial'noepartnerstvo [Social Partnership]. Moscow, Dashkov and K, Akademtsentr Publ., 2009, 224 p. (In Russian).
6. Afanaseva R.M. Sotsiokul'turnye usloviya protivodeystviya ekstremizmu v molodezhnoy srede (sotsial'no-filosofskiy analiz): avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk [Social and Cultural Conditions to Extremism Counteraction Among Young People (Social and Philosophical Analysis). Cand. philos. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2007, 22 p. (In Russian).
7. Grigoreva E.I. Rol' sotsial'no-kul'turnykh tekhnologiy v profilaktike ksenofobii sredi molodezhi [The role of social and cultural technologies in prevention of xenophobia among young people]. Kul'tura, iskusstvo, obrazovanie v informat-sionnom prostranstve tret'ego tysyacheletiya: problemy i perspektivy: sbornik nauchnykh trudov fakul'teta iskusstv i sot-siokul'turnoy deyatel'nosti RGSU [Collection of Scientific Works of Faculty of Arts and Social and Cultural Activity of Russian State Social University "Culture, Art, Education in Information Space of the Third Millennium: Problems and Prospects"]. Moscow, 2016, pp. 68-72. (In Russian).
8. Borisov S.V., Vasnetsova A.S. O nekotorykh voprosakh protivodeystviya ekstremistskoy deyatel'nosti pravookhrani-tel'nymi organami i organami prokuratury [About some questions of extremism activity prevention by law enforcement and public prosecution office]. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii - Proceedings of the Academy ofManagement of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013, no. 4 (28), pp. 31-35. (In Russian).
9. Dubrovskiy D.V. Tekhnologii i rol'NKO v razvitii mezhnatsional'nogo sotrudnichestva iprofilaktika mezhnatsional'noy napryazhennosti [Technologies and role of non-profit organisation in the development of international cooperation and prevention of international sharpness]. (In Russian). Available at: http://www.kdobru.ru/materials/ (accessed 30.01.2018).
Received 10 March 2018 Reviewed 3 April 2018 Accepted for press 16 May 2018
Information about the author
Negin Vladimir Vladimirovich, Post-Graduate Student, Social and Cultural Activity Department. The Orel State Institute of Culture, Orel, Russian Federation. E-mail: [email protected]
For citation
Negin V.V. Sotsial'noe partnerstvo kak aktual'naya forma realizatsii antiekstremistskoy profilaktiki v molodezhnoy srede [Social partnership as current form of anti-extremism preventation realization in the youth environment]. Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 174, pp. 143-148. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-143-148. (In Russian, Abstr. in Engl.).