Научная статья на тему 'Информационно-просветительская деятельность в образовательных учреждениях в профилактике распространения экстремизма и идеологии терроризма в молодежной среде'

Информационно-просветительская деятельность в образовательных учреждениях в профилактике распространения экстремизма и идеологии терроризма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1959
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / ПРОФИЛАКТИКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА / PREVENTING EXTREMISM / PREVENTION OF THE SPREAD OF TERRORISM / INFORMATION COUNTER EXTREMISM AND COUNTER-TERRORISM INFORMATION / PLANNING AND ORGANIZATION OF PREVENTIVE MAINTENANCE OF EXTREMISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Быкадорова Александра Сергеевна, Дружинина Кира Михайловна, Чурилов Сергей Анатольевич

Авторы раскрывают основные направления информационно-просветительской деятельности антитеррористического и антиэкстремистского характера в образовательных организациях в соответствии с регламентирующими документами. Также перечисляют типичные ошибки при планировании и организации профилактики экстремизма и идеологии терроризма в молодежной среде и способы их предупреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Быкадорова Александра Сергеевна, Дружинина Кира Михайловна, Чурилов Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATION IN THE PREVENTION OF THE SPREAD OF EXTREMISM AND TERRORISM IDEOLOGY AMONG YOUTH

The authors reveal the main areas of outreach anti-terrorist and anti-extremist nature in educational institutions in accordance with the regulatory documents. Also list the common mistakes in the planning and organization of preventive maintenance of extremism and terrorist ideology among young people and how to avoid them.

Текст научной работы на тему «Информационно-просветительская деятельность в образовательных учреждениях в профилактике распространения экстремизма и идеологии терроризма в молодежной среде»

УДК 316

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В ПРОФИЛАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

А.С. Быкадорова, К.М. Дружинина, С.А. Чурилов

Аннотация. Авторы раскрывают основные направления информационно-просветительской деятельности антитеррористического и антиэкстремистского характера в образовательных организациях в соответствии с регламентирующими документами. Также перечисляют типичные ошибки при планировании и организации профилактики экстремизма и идеологии терроризма в молодежной среде и способы их предупреждения.

Ключевые слова: профилактика экстремизма, профилактика распространения терроризма, информационное противодействие экстремизму, информационное противодействие терроризму, планирование и организация профилактики экстремизма.

THE EDUCATION IN THE PREVENTION OF THE SPREAD OF EXTREMISM AND TERRORISM IDEOLOGY AMONG YOUTH

A. Bykadorova, K. Druzhinina, S. Churilov

Abstract. The authors reveal the main areas of outreach anti-terrorist and anti-extremist nature in educational institutions in accordance with the regulatory documents. Also list the common mistakes in the planning and organization of preventive maintenance of extremism and terrorist ideology among young people and how to avoid them.

Keywords: preventing extremism, prevention of the spread of terrorism, information counter extremism and counter-terrorism information, planning and organization of preventive maintenance of extremism.

Профилактика экстремизма и

распространения идеологии терроризма - одна из тем, которая в последние два года приобрела особую актуальность. Важную роль в профилактической работе государство отводит образовательным организациям.

Организуя антитеррористическую и антиэкстремистскую деятельность субъекты Российской Федерации, в том числе региональные министерства образования, опираются на ключевые документы:

Концепцию противодействия терроризму в Российской Федерации [2];

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы (документ с грифом для служебного пользования) с изменениями, принятыми в 2016 году;

Стратегию противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753) и План ее реализации (далее Стратегия противодействия и План соответственно) [7].

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации к основным

мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся:

- информационные (разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму);

- культурно-образовательные (пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога), см. рис. 1. Перечисленные документы во многом повторяют друг друга: опираясь на небольшой спектр типов профилактических мероприятий, большая часть которых соприкасается с деятельностью по укреплению патриотизма в молодежной среде, профилактике агрессивного поведения, формированию толерантного общества. Курируемые Минобрнауки России образовательные организации оказались ответственными за несколько ключевых пунктов, содержание которых - информационно-просветительская деятельность в молодежной среде.

Информационные

X

V

Формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия

Л

V

Привлечение граждан к участию в противодействии терроризму

Культурно-образовательные

I

Л

V

Пропаганда социально значимых ценностей

1

v

Создание условий для

мирного межнационального и межконфессионального диалога

Рисунок 1. - Ключевые направления антиэкстремистской деятельности

В 2016 году Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (далее - НЦПТИ) по поручению Минобрнауки России был проведен анализ отчетов за 2013 - 2015 годы из 71 субъекта Российской Федерации об исполнении указанных выше документов. Целью исследовательской работы (в рамках ГК №№ 09.770.12.0030- и 09.770.12.0031, 2016 год) было разработка рекомендаций, которые позволят повысить эффективность планирования, организации и проведения мероприятий для молодежи в рамках Комплексного плана, Стратегии противодействия и Плана реализации.

Предметом анализа стали лучшие практики реализации мероприятий Комплексного плана, которые могут служить примером при дальнейшем планировании

антитеррористической и антиэкстремистской деятельности в молодежной среде. В процессе анализа был также определен круг неохваченных направлений, по которым необходимо активизировать деятельность ответственных за их реализацию в регионах.

Результаты проделанной аналитической работы позволили составить примерный перечень типичных ошибок, допущенных на местах при организации профилактических мероприятий.

Основным недостатком, выявленным в ходе исследования документов и информации о проделанной профилактической работе, стала нескоординированность действий

образовательных организаций с другими ведомствами, общественными организациями, что свидетельствует об отсутствии долгосрочной

стратегии и непонимании конечной цели информационно-просветительской антиэкстремистской и антитеррористической работы в образовательных организациях.

Частично данную ситуацию должна была исправить одобренная Министерством образования и науки Российской Федерации программа дополнительного обучения «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма». В пункте «Основные цели и задачи реализации Программы» указано следующее:

«Стратегическая цель настоящей Программы заключается в формировании социально-политических компетенций учащихся (обучающихся) посредством правильного понимания и умения теоретически различать виды терроризма в процессе изучения таких базовых понятий, как терроризм, идеология терроризма, террористическая угроза, террористический акт, международный терроризм, экстремизм, сепаратизм, ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм, межнациональные и межконфессиональные конфликты, информационная среда,

национальная безопасность, безопасность личности, культура межнационального общения и др.» [1]. Из приведенного текста видно, что результаты реализации программы будут ограничены знаниями, полученными учащимися. Составители ДПО не учитывали тот факт, что пропаганда экстремизма и идеологии терроризма ставит перед собой конечную цель - совершение некоего действия, подтверждающего, что объект воздействия (молодой человек, школьник студент) разделяет данную идеологию.

Проблематичным для субъектов и исполнителей Комплексного плана и Стратегии на местах оказался выбор целевой аудитории воздействия. Большая часть мероприятий, представленных в отчетах, были направленны на целевую аудиторию педагогов, специалистов по воспитательной работе, либо широкие массы школьников и студентов. При этом мы понимаем, что социально активный школьник, который занимается спортом или танцами, адекватно общается со сверстниками, - это не целевая аудитория для профилактических бесед. Хотя, например, в Комплексном плане и Стратегии прописано, что основная аудитория профилактической работы - это проблемные группы молодежи и так называемые группы риска. И вопрос, который образовательные учреждения должны ставить перед Минобрнауки России, правоохранительными и

правоприменительными органами, должен касаться методик выявления проблемных подростков в сети Интернет и вне виртуальной жизни.

Неправильный выбор целевой аудитории влечет за собой неадекватный выбор форматов мероприятий, которые проводились в субъектах РФ, и информационно-просветительских материалов для них. В представленных отчетах большинство мероприятий относятся к традиционным типам событий, происходящих в образовательных учреждениях: лекции, семинарские занятия. Администрации и правительства субъектов РФ указывают на огромный охват молодежной аудитории в фестивалях и кинопоказах. Данные форматы позволяют отчитываться количественными показателями, однако, как уже было сказано выше, попадание в целевую аудиторию является спорным. Гораздо меньше мероприятий, использующих интерактивные технологии и направленных на узкий сегмент аудитории. Для исправления данного недостатка целесообразно изменить формат крупных мероприятий на микроформатные, рассчитанные на аудиторию до 20 человек с применением интерактивных материалов (интернет-проекты, сообщества в социальных сетях, видеоролики, фотоматериалы и др.) информационно-просветительского характера.

Ключевым фактором успеха в профилактике экстремизма и идеологии терроризма является выбор каналов коммуникации. В данном случае под каналом коммуникации понимается способ передачи информации от преподавателя или специалиста по воспитательной работе, или специалиста из правоохранительных органов непосредственно целевой аудитории - молодежи,

в том числе школьникам, студентам. Все каналы коммуникации могут быть классифицированы по возрасту аудитории воздействия. Общий недостаток в данном направлении - минимальное использование сети Интернет. По данным исследования интернет-компании «Яндекс» российская аудитория интернета более, чем наполовину состоит из молодежи (12 - 25 лет) [6] и использует интернет-ресурсы в разное время суток. Более того, растет аудитория мобильного трафика - возможности мобильного интернета (мобильные телефоны, смартфоны, планшеты) в профилактической работе фактически не используются. Перспективным использование интернет-технологий является для

распространения готовых информационно-просветительских материалов, продвижения сайтов-баз знаний об античеловеческой природе экстремизма и идеологии терроризма.

К недостаткам, выявленным в ходе изучения отчетов субъектов Российской Федерации, также относятся: неэффективное информационное сопровождение профилактических мероприятий, недоступность для общественных институтов результатов мероприятий по профилактике экстремизма и идеологии терроризма, а также отсутствие оценки эффективности проводимых мероприятий.

Чаще всего информация о проведении профилактических мероприятий доступна ограниченному кругу лиц организаторов и потенциальных участников и не выходит за рамки образовательной организации. Игнорируется общественная значимость результатов проводимых мероприятий: тезисы, рекомендации, доклады, резолюции,

меморандумы редко выходят за рамки сообщества организаторов. Потребителями информации о информационно-просветительской работе являются не только целевая аудитория (школьники и студенты), но и другие заинтересованные стороны, например, родители. Без привлечения последних усилия педагогов в воспитании сильной социализированной личности остаются малоэффективными, т.к. поведение в целом, и в сети Интернет в частности, подростки копируют у знакомых старших товарищей или родителей.

Оценка эффективности проводимых мероприятий остается «белым пятном» в профилактике экстремизма и идеологии терроризма в субъектах РФ. Качественные методики практически не используются на местах, т.к. требуют значительных трудовых и научных ресурсов. Количественные показатели в проанализированных отчетах составляют более 90%, что говорит о широте охвата информационно-

просветительской антиэкстремистской и антитеррористической деятельностью и практически не дает представления о ее эффективности.

К хорошим практикам информационно -просветительской деятельности в субъектах РФ были отнесены:

- проведение социологического исследования «Диагностика и прогнозирование рисков в этноконфессиональной сфере автономного округа» (Ямало-Ненецкий АО);

- конференции для привлечения внимания молодого поколения Пермского края к идеям милосердия, гуманизма, альтруизма, толерантности, патриотизма, недопущения дискриминации, экстремизма и насилия; встреча с представителем ФСБ в рамках традиционной встречи ректора со студентами (Пермский край);

- проведение на базе Пермского кадетского корпуса Приволжского федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина Межрегионального слета юных патриотов России кадетских корпусов, суворовских училищ, лицеев, патриотических клубов «Равнение на Победу» (Пермский край);

- размещение информации антитеррористической направленности на стендах факультетов вузов и общежитий. (Пермский край);

- деятельность школьных клубов «Мы разные, но мы вместе», «Знания ради мира и добра» и др. (Самарская область);

Таблица1. - Результаты профилактики экстрем

- организация и проведение Губернаторского автобусного тура «Толерантность - культура мира» (Пензенская область);

- областной конкурс «Наш мир без террора» (Архангельская область).

Лучшие практики противодействия экстремизму и идеологии терроризма в регионах объединяют наличие конкретных измеримых показателей эффективности и возможность масштабирования и адаптации для других регионов.

Разработка методических рекомендаций по планированию антитеррористических и антиэкстремистских мероприятий в рамках Комплексного плана для субъектов Российской Федерации осуществлялась на основании стратегического подхода к информационно-просветительской деятельности образовательных организаций. Главная цель деятельности по профилактике экстремизма и идеологии терроризма - помочь сомневающемуся человеку развить в себе сильную социальную личность и выработать жизненную позицию, способную противостоять факторам риска, поэтому системная антитеррористическая и

антиэкстремистская деятельность должны формировать у аудитории конкретные знания, умения и навыки, см. табл. 1.

и идеологии терроризма

Знания Терминология, основы законодательства РФ в области информации, противодействия терроризму и экстремизму, принятая практика наказаний за нарушение законодательства в данной области

О национальном и религиозном многообразии страны, преступной природе терроризма и экстремизма

Права и обязанности (ответственности) пользователя сети Интернет

Типы и виды информационных угроз, исходящих из интернет-среды, способы избежать данные угрозы

О деятельности интерактивных площадок и «горячих линий», через которые молодые люди могут обратиться в правоохранительные органы, попросить психологической помощи и поддержки и пожаловаться на противоправный контент

Умения Определить противоправный контент

Определить использование манипулятивных технологий в сети Интернет и минимизировать последствия их использования

Критически осмыслить ситуацию в виртуальном пространстве и обычной жизни

Определить ситуацию необходимости морального и гражданского выбора в сложных конфликтах

Навыки Основы аналитической информационной работы, критики источника информации

Применения правил медиабезопасности в сети Интернет и в обычной жизни

Применения эффективной и контрманипулятивной коммуникации

Обращения к интерактивным площадкам и «горячим линиям», через которые молодые люди могут обратиться в правоохранительные органы, попросить психологической помощи и поддержки, пожаловаться на противоправный контент

Использование алгоритмов временной или частичной блокировки противоправного контента в сети Интернет

В целом, рекомендации, разработанные сотрудниками НЦПТИ по итогам нескольких проведенных исследований по поручению Минобрнауки России, были разделены на три большие группы:

- рекомендации по организации и планированию мероприятий в рамках Комплексного плана, Стратегии противодействия и Плана реализации [5];

- рекомендации по информационному сопровождению антиэкстремистской и антитеррористической деятельности образовательных организаций [4];

- рекомендации по ведению веб-страниц с информацией о профилактике экстремизма и идеологии терроризма и профилактическими материалами на сайтах образовательных организаций [3].

В данных рекомендациях закреплен тезис, что перечисленные в таблице 1 знания, умения и навыки формируются не за один учебный год, а могут быть распределены по различным возрастным группам. Эффективная

информационно-просветительская деятельность по профилактике экстремизма и идеологии терроризма в дошкольном, школьном, студенческом возрасте предусматривает использование определенных форматов, каналов коммуникации и методов сбора данных обратной связи от целевой аудитории. Подчеркнем, что законодательный материал для учебных и наглядных пособий для формирования знаниевых компетенций должен быть адаптирован не только для общей категории аудитории воздействия -подростки, но и различаться для различных возрастных групп. Особенно остро при реализации рекомендаций будет ощущаться именно дефицит качественных информационно-просветительских материалов.

Так, например, при планировании информационно-просветительских встреч в качестве целевой аудитории мероприятий рекомендуется рассматривать школьников-старшеклассников и студентов, т.е. категории граждан, способных сделать осознанный выбор в пользу радикальных идеологий. В данном случае нецелесообразно выбирать в качестве целевой аудитории педагогическое сообщество, сотрудников ведомственных организаций. Информационно-просветительские встречи могут носить индивидуальный и массовый характер и обязательны для групп риска (обучающихся 8 -11 классов, студентов 1 - 2 курса). В качестве инициаторов таких встреч могут выступать администрации образовательных учреждений,

молодежные организации, а также культурно-просветительские организации. При проведении встреч рекомендуется, чтобы количество участников-слушателей не превышало 25 - 30 человек, поскольку это позволит выступающему держать связь со всей аудиторией. Спикером может быть не только приглашенный специалист, но и подготовленный школьник/студент, т.к. горизонтальное общение (участники и выступающие - представители одного социального уровня) может быть более эффективным, чем вертикальное (участники и выступающие - представители разных социальных уровней).

Одной из главных составляющих таких информационно-просветительских встреч должен быть сбор обратной связи об обсуждаемых вопросах и представленных материалах (просветительских брошюрах, кинофильмах, видеороликах): в данном случае под обратной связью понимается реакция участников встречи на озвученные вопросы, собранная в виде анкет или онлайн-опросов. Рекомендуется

аналитические материалы по собранным отзывам включать в отчетную документацию по проведенным мероприятиям. Пример: встречи с представителями ФСБ, сотрудниками Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Пермскому краю; международная научно-практическая конференция «Языковая толерантность как фактор эффективности языковой политики» (Пермский край); международная конференция «Новые концепты современной массовой культуры: национальная самоидентификация, патриотизм,

гражданственность» (Пермский край); межрегиональный слет юных патриотов России кадетских корпусов, суворовских училищ, лицеев, патриотических клубов «Равнение на Победу» (Пермский край). Итогом встречи может быть одобренная всеми участниками резолюция, меморандум о дальнейших намерениях участников, перечень правил медиабезопасности, разработанный участникам и опубликованный в школьных и/или студенческих СМИ и интернет-сообществах (со ссылками URL).

Разработанные рекомендации предоставляют минимальные требования к организации, планированию и информационно-

просветительскому оснащению мероприятий по профилактике экстремизма и идеологии терроризма в молодежной среде в образовательных организациях, что позволит повысить общий уровень эффективности подобного рода мероприятий.

Литература:

1. Дополнительная образовательная программа «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма». - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2015.

2. Концепция противодействию терроризму в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2G09/10/20/zakon-dok.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Методические рекомендации для сотрудников, обеспечивающих сопровождение работы интернет-ресурсов, по организации и ведению работы разделов официальных сайтов образовательных организаций, посвященных антитеррористической деятельности. - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2016. - 18 с.

4. Методические рекомендации по информационному сопровождению мероприятий

комплексного плана в субъектах Российской Федерации. - М. Министерство образования и науки Российской Федерации, 2016. - 23 с.

5. Методические рекомендации по планированию мероприятий комплексного плана в молодежной среде в субъектах Российской Федерации. - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2016. - 18 с.

6. Развитие интернета в регионах России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_intemet_reg юпб_2015

7. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753) и План ее реализации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/16/130.html

Сведения об авторах:

Быкадорова Александра Сергеевна (Ростов-на-Дону, Россия), кандидат филологических наук, начальник аналитического отдела Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, e-mail: [email protected]

Дружинина Кира Михайловна (Ростов-на-Дону, Россия), кандидат филологических наук, научный сотрудник Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, e-mail: [email protected]

Чурилов Сергей Анатольевич (Ростов-на-Дону, Россия), директор Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

A. Bykadorova (Rostov-on-Don, Russia), Candidate of Science, Head of Analytical Department, National Centre of Information Counteraction to Terrorism and Extremism in the educational environment and the Internet, [email protected]

K. Druzhinina (Rostov-on-Don, Russia), Candidate of Science, Researcher in the National Centre of Information Counteraction to Terrorism and Extremism in the educational environment and the Internet, [email protected]

S. Churilov (Rostov-on-Don, Russia), director in the National Centre of Information Counteraction to Terrorism and Extremism in the educational environment and the Internet, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.