Научная статья на тему 'К вопросу о психолого-педагогических проявлениях экстремизма в молодежной среде'

К вопросу о психолого-педагогических проявлениях экстремизма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
799
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / YOUTH / МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / YOUTH EXTREMISM / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / PSYCHOLOGICAL FACTORS / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудрин В. С.

Статья раскрывает причины возникновения экстремизма в молодежной среде на рубеже последних двух столетий. Автор дает характеристику данного феномена, опираясь на исследования отечественных ученых, рассматривает экстремизм в молодежной среде как явление психолого-педагогического и социально-культурного характера и выявляет причины его распространения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Question of Psycho-Pedagogical Manifestations of Extremism Among Young People

The article reveals the causes of extremism among young people at the turn of the last centuries, and characteristic of this phenomenon, based on the Russian scientists’ studies. The author considers extremism among young people as a phenomenon of psycho-pedagogical and socio-cultural nature and identifies the reasons for its spread.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психолого-педагогических проявлениях экстремизма в молодежной среде»

УДК 37

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Кудрин Валерий Сергеевич, подполковник полиции, слушатель 2-го факультета (очная форма обучения), Академия управления МВД России (г. Москва, РФ). E-mail: [email protected]

Статья раскрывает причины возникновения экстремизма в молодежной среде на рубеже последних двух столетий. Автор дает характеристику данного феномена, опираясь на исследования отечественных ученых, рассматривает экстремизм в молодежной среде как явление психолого-педагогического и социально-культурного характера и выявляет причины его распространения.

Ключевые слова: молодежная среда, молодежный экстремизм, психологические факторы, экстремизм.

THE QUESTION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL MANIFESTATIONS OF EXTREMISM AMONG YOUNG PEOPLE

Kudrin Valery Sergeevich, Lieutenant Colonel of Police, Listener of the 2nd Faculty (full-time), Academy of the Interior Ministry of Russia (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The article reveals the causes of extremism among young people at the turn of the last centuries, and characteristic of this phenomenon, based on the Russian scientists' studies. The author considers extremism among young people as a phenomenon of psycho-pedagogical and socio-cultural nature and identifies the reasons for its spread.

Keywords: youth, youth extremism, psychological factors, extremism.

Экстремизм в молодежной среде на рубеже ХХ-ХХ1 веков

Психолого-педагогические проявления экстремизма обозначились несколько столетий назад. Но современные черты его развития и основные сущностные характеристики стали формироваться в середине ХХ века в ряде зарубежных стран, а на рубеже ХХ и XXI веков в России, посредством приобретения массовости и присутствия на межгосударственном, внутригосударственном, социально-психологическом, культурологическом, педагогическом, бытовом, межрелигиозном, межэтническом и других уровнях. «Экстремизм, как массовое явление, начал распространяться в России в основном в среде молодежи из малообеспеченных семей, которая под лозунгами борьбы за "чистоту нации", "освобождение русского народа" и т. д., объединялась (обычно по территориальному принципу) в группы, каждая из которых насчитывала от 7 до 15 человек. Чаще подобные группировки занимались избиением

представителей иных национальностей, проживающих рядом с ними, а также мелким хулиганством и вандализмом», - указывает А. В. Кузьмин [3, с. 22].

Данное негативное социальное явление с точки зрения психолого-педагогических проявлений - разновозрастное, которое обусловлено целым рядом обстоятельств. В. А. Мишота и О. Г. Холщевников отмечают, что:

«- экстремистами становятся при стечении объективных условий, предпосылок и факторов. Молодежь изначально обладает чертами мышления и поведения, которые при особых условиях могут привести в ряды экстремистских организаций;

- современная нестабильная ситуация в политической, экономической и духовной жизни России, если не на прямую, то косвенно подталкивает молодежь к экстремизму;

- формирование современной молодежи происходило в сложных условиях изменения об-

щества. В современной России сложилось новое поколение, с учетом правовой неграмотности и безответственности, нетерпимости и невежества;

- назрела ситуация, когда требуется решение проблемы по профилактике и противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде» [4, с. 109].

Особо следует отметить, что для молодежного возраста характерными являются: эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, изменение ценностной структуры сознания, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, что зачастую приводит к совершению девиации. В ряде исследований указывается, что «в ценностной структуре сознания и поведения молодежи появляется все больше угрожающих личности элементов (криминализация сознания, экстремизм, агрессивность и др.) Социальное самочувствие большинства молодых людей может быть описано в терминах: «разочарование», «пессимизм», «неуверенность», «безнадежность», «растерянность», «апатия», «агрессивность», «злость», «экстремизм» и т. п. [2, с. 238].

В «Методических рекомендациях по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде», которые разработаны Мин-спорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России отмечается, что, по данным МВД России, на учете внутренних дел состоят 302 неформальных молодежных объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность. В первом полугодии 2011 года расследовано 362 преступления экстремистской направленности, из которых 120 совершены в составе организованной группы, а 19 - преступным сообществом (организацией). Выявлены 245 лиц, их совершивших, из них 171 человек в возрасте от 14 до 29 лет, в том числе 52 - несовершеннолетние [5, с. 40].

Актуальные проблемы российской молодежи во многом связаны не только с объективными процессами, протекающими в современном мире, среди которых: глобализация, прагматизация, информатизация, урбанизация, снижение уровня рождаемости, рост уровня старения населения и др., но и опосредованы российской действительностью, а также рядом психологических факторов. Среди последних следует указать на

«реализацию инфантильных сценариев достижения целей, а также отсутствие в обществе единых моральных норм. Личностные качества организаторов террористических актов - это иллюзорное ощущение исключительной значимости своих целей (синдром мессии), мегаломания (мания величия), фанатизм, манипулятивность, склонность к рискованному поведению и обесцениванию чужой жизни. Личностные свойства исполнителей террористической деятельности: эти люди отличаются большой зависимостью, внушаемостью, трудностями идентификации, примитивной драматизацией, упрощением ситуации и поляризацией (когнитивной упрощенностью), поиском врага. Их мотивы связаны с компенсаторной идентификацией себя с героями, необходимостью принадлежности к группе [12, с. 55].

Следует подчеркнуть, что в обобщенном виде эксперты называют следующие основные факторы, влияющие на формирование экстремистских настроений в молодежной среде:

- духовно-нравственная трансформация общества;

- капитализация общественных отношений;

- развал и девальвация патриотической идеи;

- нестабильное состояние системы образования и воспитательной работы как результат процесса их реформирования и модернизации;

- резкое расслоение общества на бедных и богатых;

- растущая скрытая и явная безработица;

- детская и подростковая беспризорность.

В настоящее время не выработано единого понимания термина «экстремизм». Это связано со сложностью и многоплановостью этого явления. Однако можно указать два центральных вектора, позволяющих дифференцировать различные проявления экстремизма - «направленность деятельности» и «степень сформированности экстремистских установок».

По направленности выделяют экстремизм этнический, религиозный, политический, социальный и экстремизм в молодежных субкультурах. По «степени сформированности экстремистских установок» выделяют экстремизм стихийный и организованный. В табл. 1 нами представлены определения понятия «экстремизм», которые характеризуют его наполнение.

Таблица 1

Характеристика определения «экстремизм»

Содержание понятия «экстремизм» Источник, в котором содержится данное определение

1) (от лат. ех1тетш крайний) - приверженность крайностям в политике. Чаще всего Э. проявляется в отрицании существующих политических норм, ценностей, процедур, основополагающих принципов организации политических систем, стремление к подрыву политической стабильности и низвержению существующей власти. Для Э. характерны нетерпимость к инакомыслию, плюрализму, поиску консенсуса 10, с. 320

2) (от лат. ех1тетш - крайний) - приверженность в политике к крайним взглядам и мерам. Экстремизм порождают различные факторы: слом сложившихся социальных структур; обнищание массовых групп населения; экономический и социальный кризис, ухудшающий условия жизни большинства населения; ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов; падение исполнительной дисциплины; рост антисоциальных проявлений; распад прежней системы ценностей; нарастание чувства ущемления национального достоинства и т. д. 8

3) (лат. ех1тетш - крайний) - приверженность к крайним взглядам, мерам и действиям (обычно в политике). В дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо - действий, высказываний, взглядов и т. п. 7

4) представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультранационализма 11

5) какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством сторон 15

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В соответствии с поправками от 2008 года «к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг» [14].

Экстремизм в молодежной среде как явление психолого-педагогического и социально-культурного характера и причины его распространения

Психологическое содержание экстремизма характеризуется агрессивностью, жестокостью, радикальностью, предрассудками, стереотипиза-

цией, иррациональностью и другими крайне отрицательными видами своего проявления. Экстремистскому поведению молодежи присущи духовная ущербность и антиинтеллектуализм, апеллирование к предрассудкам.

Практически все экстремистские молодежные группировки носят, как правило, неформальный характер. Зачастую члены таких группировок не имеют представления об идеологической основе экстремистских движений, свое влияние на них оказывают громкие лозунги, внешняя атрибутика и другие броские аксессуары. Участие в экстремистских группировках воспринимается ими как приятное времяпрепровождение в кругу сверстников. Группировки молодежи экстремистской направленности объединяются по «сетевому» принципу, который предполагает большую самостоятельность ячеек, образующих сеть молодежных экстремистских группировок, которые, действуя в обычное время автономно, в определенное время объединяются в большие группы для проведения групповых противоправных действий, используя при этом различные способы контактов, включая Интернет.

По данным Межрегиональной общественной организации «Центр содействия государству в противодействии экстремистской деятельности» [16], одними из основных причин распространения молодежного экстремизма являются:

- криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса), влекущая изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации, секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности);

- проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций);

- использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности);

- обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. д.);

- наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. п.).

При построении системы профилактической работы в рамках противодействия экстремизму необходимо обозначить объект, предмет и цели такой деятельности. Выделяя объект профилактической работы, необходимо учитывать иерархич-ный характер деятельности по профилактике молодежного экстремизма, в связи с чем сам объект предстает как система, включающая несколько уровней.

1. Вся молодежь, проживающая на территории Российской Федерации, в возрасте от 12 до 25 лет. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для полноценной самореализации и жизнедеятельности.

2. Молодые люди в возрасте от 12 до 25 лет, имеющие потенциальную возможность оказаться в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность попадания в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

• выходцы из неблагополучных, социально дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

• «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как форму времяпрепровождения;

• дети, подростки, молодежь независимо от аскриптивного статуса, имеющие склонность к ненормативной агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

• участники молодежных субкультур, неформальных объединений, устойчивых и склонных к девиациям уличных компаний;

• члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект [9].

Как отмечено в [9] основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы:

• на оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств конструктивного взаимодействия, положительных эмоций, реальных социальных проектов, достижимых перспектив, реального опыта решения молодежных проблем;

• формирование механизмов оптимизации молодежного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, создание на его месте конструктивных социальных зон;

• создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включение его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и всего социума в целом. Итогом такой работы должно стать развитие толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

• разработку системы психокоррекционной работы, направленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции,

формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

Стратегия по профилактике экстремистской деятельности должна быть направлена на усиление взаимодействия и интеграцию воспитательного воздействия семьи, школы, учреждений профессионального образования различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации.

От позиции молодежи и ее поведения в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности зависит темп продвижения России по пути демократических преобразований. В «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» сказано: «Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам» [13, с. 1].

Выводы и рекомендации

Экстремизм за последние годы превратился в системную угрозу существованию нашего общества, которой необходимо противопоставить системные меры противодействия. Следует отметить, что анализ оперативной обстановки в стране показывает тревожные результаты. По данным Генеральной прокуратуры и МВД России, начиная с 2007 года отмечается устойчивая тенденция роста преступлений экстремистской направленности. С точки зрения Т. А. Петровой, «существующая в настоящее время угроза распространения экстремизма в молодежной среде свидетельствует о том, что предпринимаемые органами внутренних дел меры, закрепленные в соответствующих нормативных правовых актах, а также состояние

правового регулирования их деятельности недостаточны для противодействия этому явлению. Неблагополучная ситуация послужила причиной создания Департамента по противодействию экстремизму МВД России... деятельность которого нуждается в необходимом научно-методическом обеспечении, отрегулированном механизме внутриведомственного и межведомственного взаимодействия субъектов противодействия экстремизму» [6, с. 3].

Предпринимаемые меры, на наш взгляд, должны включать в себя как специальные технологии, реализуемые правоохранительными органами в целях выявления, пресечения и раскрытия противоправных экстремистских проявлений, так и гражданские технологии, направленные на предупреждение экстремизма и ликвидацию (минимизацию) его последствий. Следует согласиться с мнением Р. М. Афанасьевой, утверждающей, что «нельзя отдавать молодежь на откуп нецивилизованному рынку, трудовой неустроенности, организованной преступности, массовой культуре и шоу-бизнесу, бесконтрольной работе средств массовой информации. Давно пора содержательно и предметно осуществлять целенаправленную молодежную политику» [1, с. 3]. Поскольку активизация молодежного экстремизма в настоящее время представляет серьезную опасность для каждой личности, для российского общества, для мирового сообщества в целом, именно поэтому данный феномен должен быть глубоко и всесторонне изучен, как явление, требующее социально-правового, общественного, административно-управленческого, социально-психологического и социокультурного противодействия и вмешательства.

Литература

1. Афанасьева Р. М. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (социально-философский анализ): автореф. ... канд. филос. наук 09.00.11. - М., 2007. - 22 с.

2. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001. - 694 с.

3. Кузьмин А. В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде: автореф. ... д-ра пед. наук. 13.00.05. - Тамбов, 2012. - 47 с.

4. Мишота В. А., Холщевников О. Г. К вопросу об экстремистских проявлениях в молодежной среде // Юриспруденция. - 2010. - № 3. - С. 109-117.

5. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России) // Наша молодежь. - 2011. - № 6.

6. Петрова Т. А. Административно-правовые основы деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму в молодежной среде: автореф. ... канд. юрид. наук. 12.00.14. - М., 2009. - 18 с.

7. Политическая наука: слов.-справ. / сост. проф. И. И. Санжаревский, 2010.

8. Политология: слов. - М.: РГУ / сост. В. Н. Коновалов, 2010.

9. Профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде Республики Татарстан: сб. науч.-метод. и ин-формац. мат-лов / М-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Респ. Центр молод., инновац. и проф. программ. - Казань: РЦМИПП, 2011. - 180 с.

10. Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://mirslovarei.com/content_psy/ jekstremizm-6672.html#ixzz2yBTKUVe3

11. Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы, принятая в 2003 году [Электронный ресурс]. -URL: http://www.coe.int/.../%5B2003%5D/%5BSept_ 2003%5D/Res%201344%20 Rus.asp (дата обращения: 25.11.2014).

12. Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Роль и задачи муниципальных образований: сб. итог. мат-лов науч.-практ. сем., проведенных в г. Москве, г. Ростове-на-Дону, г. Ставрополе, г. Сочи. - М.: НЕФТЬ и ГАЗ, 2012. - 226 с.

13. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р.

14. Федеральный Закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]. -URL: http:// www.rg.ru/2002/07/30/extremizm-dok.html (дата обращения: 24.11.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 года (п. 3 ч. 1 ст. 1) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1070 (дата обращения: 28.11.2014).

16. Экстремизм [Электронный ресурс]. - URL: http://www.csgped.ru/ekstremizmxarka_lichnosti_privergenca_ekstr_ deiat.html.

References

1. Afanas'eva R.M. Sotsiokul'turnye usloviia protivodeistviia ekstremizmu v molodezhnoi srede (sotsial'no-filosofskii analiz): avtoref. ... kand. filos. nauk. 09.00.11 [Sociocultural conditions countering extremism among young people (social-philosophical analysis): the author's abstract on soisk. uch. step. Candidate Philosophy Sciences on spec. 09.00.11]. Moscow, 2007. 22 p. (In Russ.).

2. Il'inskii I.M. Molodezh' i molodezhnaia politika. Filosofiia. Istoriia. Teoriia [Youth and youth policy. Philosophy. History. Teoriya]. Moscow, Golos Publ., 2001. 694 p. (In Russ.).

3. Kuz'min A.V. Sotsial'no-kul'turnaia profilaktika ekstremizma v molodezhnoi srede: avtoref. ... d-ra ped. nauk. 13.00.05 [Socio-cultural preventing extremism among young people: the author's abstract on soisk. uch. Doctor degree. ped. sciences on 13.00.05]. Tambov, 2012. 47 p. (In Russ.).

4. Mishota V.A., Kholshchevnikov O.G. K voprosu ob ekstremistskikh proiavleniiakh v molodezhnoi srede [On the issue of extremism among young people]. Iurisprudentsiia [Jurisprudence], 2010, no 3. pp. 109-117. (In Russ.).

5. Metodicheskie rekomendatsii po profilaktike i protivodeistviiu ekstremizmu v molodezhnoi srede (razrabotany Minsportturizmom Rossii sovmestno s MVD Rossii i FSB Rossii) [Guidelines for the prevention and combat extremism among young people (developed jointly with the Ministry of Sports Russia Russian Interior Ministry and Federal Security Service of Russia)]. Nasha molodezh'[Our Youth], 2011, no 6. (In Russ.).

6. Petrova T.A. Administrativno-pravovye osnovy deiatel'nosti organov vnutrennikh del po protivodeistviiu ekstremizmu v molodezhnoi srede: avtoref. ... kand. yurid. nauk po spets. 12.00.14 [Administrative and legal bases of the internal affairs agencies to combat extremism among young people: the author's abstract on soisk. uch. step. candidate jurid. sciences on spec. 12.00.2014]. Moscow, 2009. 18 p. (In Russ.).

7. Politicheskaia nauka. Slovar'-spravochnik. [Political Science. Reference Dictionary]. Comp. Prof. I.I. Sanzharevskii, 2010 (In Russ.).

8. Politologiia. Slovar' [Political Science. Dictionary]. Comp. V.N. Konovalov. Moscow, RGU V.N. Konovalov Publ., 2010. (In Russ.).

9. Profilaktika ekstremizma i radikalizma v molodezhnoi srede Respubliki Tatarstan [Prevention of extremism and radicalism among the youth of the Republic of Tatarstan]. Sb. nauchno-metodicheskikh i informatsionnykh materialov [Sat. scientific, methodological and information materials]. Kazan, RTsMIPP Publ., 2011. 180 p. (In Russ.).

10. Psikhologicheskaia entsiklopediia [Psychological Encyclopedia]. Available at: http://mirslovarei.com/content_psy/ jekstremizm-6672.html#ixzz2yBTKUVe3

11. Rezoliutsiia Parlamentskoi Assamblei Soveta Evropy, priniataia v 2003 goda [Resolution of the Parliamentary Assembly of the Council of Europe, adopted in 2003]. Available at: www.coe.int/.../%5B2003%5D/%5BSept_ 2003%5D/Res%201344%20 Rus.asp (accessed: 25.11.2014).

12. Formy i metody protivodeystviya rasprostraneniyu ideologii ekstremizma i terrorizma sredi molodezhi. Rol' i zada-chi munitsipal'nykh obrazovaniy. Sbornik itogovykh materialov nauchno-prakticheskikh seminarov, provedennykh v g. Moskve, g. Rostove-na-Donu, g. Stavropole, g. Sochi [Forms and methods of combating the spread of the ideology of extremism and terrorism among young people. The role and tasks of municipalities Collection of the outcomes of the workshops and seminars held in Moscow, Rostov-on-Don, Stavropol, Sochi]. Moscow, NEFT i GAZ Publ., 2012. 226 p. (In Russ.).

13. Strategiia gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v Rossiiskoi Federatsii, utverzhdena Rasporiazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 18 dekabria 2006 goda № 1760-r The strategy of state youth policy in the Russian Federation, approved by Decree of the Government of the Russian Federation of December 18, 2006 № 1760-p.]. (In Russ.).

14. Federal'nyi Zakon № 114-FZ "O protivodeistvii ekstremistskoi deiatel'nosti" [Federal Law № 114-FZ "On Countering Extremist Activity"]. Available at: www.rg.ru/2002/07/30/extremizm-dok.html (accessed: 24.11.2014) (In Russ.).

15. "Shankhaiskaia konventsiia o bor'be s terrorizmom, separatizmom i ekstremizmom» ot 15 iiunia 2001 goda (p. 3 ch. 1 st. 1) [Shanghai Convention on Combating Terrorism, Separatism and Extremism," dated June 15, 2001 (p. 3 h. 1, Art. 1)]. - URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1070 (accessed: 28.11.2014). (In Russ.).

16. Ekstremizm [Extremism]. Available at: http://www.csgped.ru/ekstremizmxarka_lichnosti_privergenca_ekstr_ deiat.html. (In Russ.).

УДК 37

К ВОПРОСУ О МОРФОЛОГИИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Смирнов Ярослав Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры народных инструментов, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, заслуженный работник культуры РФ (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: 12345os@mail. ru

Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Возрождение фольклора, народных обычаев, обрядов и праздников, художественно-творческого искусства - это актуальная проблема современности. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор - это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки. Целью данной статьи является анализ морфологии русской народной песни и выявление на этой основе принципов ее включения в репертуар самодеятельных коллективов. Для достижения этой цели автором статьи уточнен концептуальный аппарат таких понятий, как фольклор и народная песня, проанализирована общепринятая морфология народной песни и сформулирована педагогическая концепция включения народной песни в репертуар любительских коллективов.

Ключевые слова: фольклор, народная песня, устное народное творчество, этнокультурная составляющая, утилитарное назначение, жанрово-видовая система, напевы, социокультурное явление, морфология, жанр, музыкальное восприятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.