УДК 323.28
ББК Ф041.33 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.01
Назаров Владимир Лазаревич,
доктор педагогических наук, профессор, кафедра организации работы с молодежью, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; кафедра управления образованием, Институт развития образования Свердловской области; 620078, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, д. 16; e-mail: [email protected]
Суслонов Павел Евгеньевич,
кандидат философских наук, доцент, консультант Департамента внутренней политики Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области; доцент, кафедра организации работы с молодежью, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620078, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, д. 16; e-mail: [email protected]
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ОСНОВАНИЯ И ПРАКТИКИ, РИСКИ И РЕЗУЛЬТАТЫ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предупреждение экстремизма; экстремизм; молодежь; региональные системы; стратегии противодействия; правовое регулирование; правоохранительная деятельность; государственная политика; национальная политика; миграционная политика; информационная политика; молодежная политика; международное сотрудничество.
АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются признаки и специфические особенности региональной системы предупреждения экстремизма, показывается, что региональный уровень является ключевым в общегосударственной системе предупреждения экстремизма. Обосновывается тезис, что особую опасность представляют проявления экстремизма в молодежной среде. Аргументируется, что экстремизм в молодежной среде носит характер системной угрозы для общества. Подчеркивается важность совместных усилий органов государственной власти и институтов гражданского общества по предупреждению экстремистских проявлений. Показано, что содержание и структура системы предупреждения экстремизма в молодежной среде в значительной степени определяются социально-политической обстановкой и этноконфессиональной ситуацией в регионе. Отмечены возможные проблемы и риски в рамках деятельности по профилактике экстремизма среди молодежи. Представлены общефедеральные и региональные нормативно-правовые основания организации предупреждения экстремизма в молодежной среде в Свердловской области. Проанализированы основные практики предупреждения экстремизма в молодежной среде в сфере законодательной и правоохранительной деятельности, государственной национальной, миграционной, информационной политики, образования и государственной молодежной политики, государственной культурной политики, международного сотрудничества. Представлены основные результаты деятельности по предупреждению экстремизма в регионе, подчеркнуто, что в Свердловской области осуществляется полноценная системная работа по реализации всех без исключения направлений Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации, особое внимание уделяется организации работы по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений среди обучающихся и студентов в образовательных и молодежных организациях.
Nazarov Vladimir Laazarevich,
Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Youth Work, Institute of Physical Education, Sport and Youth Policy, Ural Federal University n. a. the first President of Russia B. N. Yeltsin; the Department of education, Institute of education development in Sverdlovsk region, Ekaterinburg, Russia.
Suslonov Pavel Evgenievich,
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Consultant of Department of Domestic Policy of Sverdlovsk Region Governor and Sverdlovsk Region Government; .Associate Professor of Department of Youth Work, Institute of Physical Education, Sport and Youth Policy, Ural Federal University n. a. the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia.
REGIONAL SYSTEM OF EXTREMISM PREVENTION AMONG YOUNG PEOPLE:
FOUNDATIONS AND PRACTICES, RISKS AND RESULTS (ON THE BASIS OF SVERDLOVSK REGION)
KEYWORDS: prevention of extremism; extremism; young people; regional system; strategy of counteraction; legislation; law enforcement; state national policy; national migration policy; public information policy; youth policy; cultural policy; international cooperation.
ABSTRACT. The article describes the characteristics and specific features of the regional system of preventing extremism; it shows that the regional level is key in the national system of extremism prevention. The article also argues that extremism in the groups of young people is especially dangerous. It is argued that extremism in the groups of young people exposes a systemic threat to society. The importance of joint efforts of public authorities and civil society institutions for prevention of extremism is emphasized. It is shown that the contents and structure of the system of prevention of extremism in the groups of young people is largely determined by the socio-political situation and ethnic and religious situation in the region. The article names the main problems and risks that arise when preventing extremism among young people. It presents federal and regional normative documents that regulate prevention of extremism among young people in the Sverdlovsk region. It analyzes the practice of prevention of extremism among young people in the area of legislative activities, law enforcement, national state policy, state migration policy, state information policy, education and state youth policy sphere of the state cultural policy, and interna-
tional cooperation. The main results of extremism prevention in the region show that Sverdlovsk region carries out a systematic work on the implementation of all directions of Strategy of counteracting extremism in the Russian Federation; special attention is paid to the organization of work on harmonization of interethnic and interreligious relations among the students of the educational and youth organizations.
Противодействие экстремизму является одним из важнейших направлений деятельности органов государственной власти.
При относительно небольшом количестве зарегистрированных преступлений экстремистской направленности органы государственной власти различного уровня неизменно уделяют большое значение противодействию экстремизму, так как этот вид правонарушений носит характер системной угрозы, посягает на существование общества и государства в целом, на мир и согласие между различными национальными, религиозными и социальными группами российского общества, на политическую и правовую стабильность. Именно в этом заключается главная опасность экстремизма. Руководители российского государства постоянно подчеркивают важность деятельности в данном направлении: «Еще одна важнейшая задача - это противодействие экстремизму. Совместно с коллегами из правоохранительных и силовых структур МВД нужно активнее внедрять эффективные методы работы, пресекать любые экстремистские проявления: пропаганду насилия, ксенофобии, национализма; противодействовать попыткам вовлечь в эту деструктивную деятельность молодых людей, в том числе активно работать по тем, кто связан с международными террористическими организациями. Мы с вами многократно к этой теме возвращаемся. Знаю, что вы активно работаете по этому направлению, и прошу вас, как и прежде, действовать жестко и абсолютно бескомпромиссно» [5].
Особую обеспокоенность вызывают проявления экстремизма в молодежной среде, поскольку представители этой возрастной группы наиболее подвержены негативному информационно-
психологическому воздействию со стороны лиц и группировок экстремистской направленности. Сложности социально-экономического развития вызывают у молодежи чувства безысходности, утраты жизненной перспективы, отчаяния. В условиях отсутствия должного воспитания, образовательного и культурного уровня, жизненного опыта часть молодых людей становится на путь антисоциального поведения, совершает правонарушения экстремистской направленности.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г.
№ 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в ст. 2 [8] среди основных принципов противодействия экстремистской деятельности указывает приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, а также на необходимость сотрудничества государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности.
Справедливым будет утверждение, что ключевую роль в противодействии экстремизму играет не столько борьба правоохранительных органов с преступлениями экстремистской направленности, сколько совместные усилия органов государственной власти и институтов гражданского общества по предупреждению экстремистских проявлений среди различных групп населения. Правоохранительные органы по роду своей деятельности имеют дело с уже свершившимся фактом правонарушения и с правонарушителем как носителем сформированной экстремистской социально-психологической установки и мировоззрения. Главными же в противодействии экстремизму остаются профилактика, предупреждение формирования экстремистского сознания и последующих экстремистских проявлений.
Региональный уровень является ключевым в общегосударственной системе предупреждения экстремизма, так как именно на этом уровне осуществляется взаимодействие с органами местного самоуправления и институтами гражданского общества, непосредственно работающими с населением региона.
Содержание и структура системы предупреждения экстремизма в молодежной среде в Свердловской области в значительной степени определяются социально-политической обстановкой и этноконфессио-нальной ситуацией в регионе.
Испокон веков Урал отличается этническим, культурным и конфессиональным разнообразием. Это связано с тем, что уральский регион находится на пересечении двух мировых цивилизаций - Европы и Азии, что обусловило универсальность культурного развития региона. Культура Урала изначально складывалась как много-бразная, так как представляла собой совместное культуротворчество народов финно-угорской, тюркской и индо-иранской
© Назаров В. Л., Суслонов П. Е., 2017
общностей. Вместе с тем культурное разнообразие усложнялось разнообразием религиозной картины мира уральцев: православной, суннитской, языческой... Однако, несмотря на это, культура Урала является примером толерантного отношения народов друг к другу [6, с. 230].
В настоящее время одним из богатейших по национальному составу регионов является Средний Урал, политико-террито-риально оформленный как Свердловская область с центром в городе Екатеринбурге. В Свердловской области проживают представители более 160 национальностей [7], при этом Средний Урал традиционно является территорией национального мира и согласия. Свердловская область - один из самых поликонфессиональных регионов Российской Федерации, здесь действует 781 религиозная организация, представляющая 20 мировых и национальных религий, религиозных направлений и деноминаций 20 религий [14].
При этом Свердловская область является регионом с высокой степенью социально-политической активности. По состоянию на 11 мая 2017 г. Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области зарегистрированы 60 политических партий и организаций [13]. В Свердловской области не было зафиксировано попыток регистрации религиозных и общественно-политических организаций экстремистской и антиконституционной направленности. На протяжении 2016-2017 гг. в Свердловской области не было официально признанных межнациональных или межрелигиозных конфликтов.
В то же время в регионе можно выделить факторы, способствующие эскалации экстремистских настроений в молодежной среде, потенциально способных привести к совершению экстремистских деяний. Фиксировались правонарушения, в которых сторонами конфликта выступали представители разных национальностей. Так, в апреле 2016 г. в поселке Махнево было совершено убийство молодого местного жителя русской национальности представителем иной национальности, молодым гражданином Российской Федерации, также постоянно проживающим в этом поселке. По данному факту следственным отделом по г. Алапа-евск Следственного управления Следственного комитета России по Свердловской области возбуждено уголовное дело по ст. 108 УК РФ (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны), в дальнейшем переквалифицировано на ст. 105 УК РФ (убийство) [4]. В ходе расследования было установлено, что конфликт между местными жителями, повлекший ги-
бель одного из них, не имел под собой межнациональной окраски, и произошел на чисто бытовой почве. Однако этот криминальный эпизод получил широкий общественный резонанс, активно обсуждался в социальных сетях и средствах массовой информации.
В сентябре 2016 г. в городе Екатеринбурге произошла перестрелка, в ходе которой с различными ранениями госпитализированы 8 человек, двое из них позже скончались. Среди участников конфликта с одной из сторон были представители различных национальностей, в том числе в возрасте до 30 лет. По данному факту следственным отделом Ленинского района г. Екатеринбурга Следственного управления Следственного комитета России по Свердловской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 105 (убийство), впоследствии переквалифицированное на ст. 108 УК РФ (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны) [12]. В настоящее время не найдено подтверждений межэтнического характера данного конфликта.
С целью недопущения эскалации конфликтов и перерастания их в межнациональную плоскость по каждому выявленному происшествию совместно с правоохранительными органами, органами местного самоуправления проведены мероприятия с руководителями соответствующих национально-культурных объединений, диаспор или общин. Основной проблемой и в том, и в другом случае было поведение некоторых представителей средств массовой информации, пытавшихся использовать национальную принадлежность участников конфликтов как информационный повод.
В сфере межрелигиозных отношений наиболее серьезной проблемой остается ситуация в мусульманском сообществе (умме) на территории Свердловской области. Исторически подавляющее большинство проживающих в Свердловской области мусульман относится к суннитам ханафитского масхаба. В структуре численности населения Свердловской области так называемых «этнических мусульман», принадлежащих к народам, традиционно исповедующим ислам, насчитывается свыше 242 тысяч человек.
На территории региона действует свыше 90 мусульманских организаций и групп (из них 74 официально зарегистрированы в органах юстиции), действует не менее 90 молельных помещений для последователей ислама. Наиболее крупные мусульманские организации и группы, а также их молельные помещения расположены на территории Западно-
го управленческого округа, а также в городе Екатеринбурге. Значительную долю прихожан мусульманских общин составляют молодые люди в возрасте до 30 лет.
Основными угрозообразующими факторами возможного осложнения обстановки в сфере этноконфессиональных отношений на территории Свердловской области по-прежнему являются, во-первых, миграционные потоки из стран Центральной Азии, нелегальная миграция и проникновение с миграционными потоками носителей идеологии экстремистского исламизма; во-вторых, организационная раздробленность мусульманского сообщества (наличие нескольких централизованных мусульманских организаций, конкурирующих между собой). Особенно опасным является проникновение идеологии религиозного и политического экстремизма исламистского толка в молодежную среду.
В 2016 г. в Екатеринбурге был вынесен обвинительный приговор в отношении руководителя одной из мусульманских общин. Религиозный служитель был признан виновным в создании экстремистского сообщества исламистского толка. Значительное количество прихожан этого имама были молодыми людьми, которые подвергались усиленной исламистской пропаганде [1].
По данным Главного управления МВД Российской Федерации по Свердловской области, в 2016 г. среди регистрируемых преступлений экстремистской направленности преобладают деяния, связанные с распространением экстремистской идеологии с использованием сети интернет.
В связи с этим актуальным остается обращение к превентивным мерам в противодействии экстремизму, прежде всего в педагогической сфере. В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. это «формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям» [17].
В настоящее время в Свердловской области накоплен значительный положительный опыт организации системы предупреждения экстремизма в молодежной среде. В эту систему включены органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества. Накопленный опыт позволяет проанализировать основания, практики, риски и результаты работы по профилактике раз-
личных видов экстремистских проявлений в молодежной среде.
На общегосударственном уровне принята «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г.», утвержденная Президентом РФ от 28.11.2014 г. № Пр-2752 [16].
Мероприятия в рамках Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 г. реализуются по восьми направлениям: законодательная деятельность, правоохранительная деятельность, государственная национальная политика, государственная миграционная политика, государственная информационная политика, образование и государственная молодежная политика, государственная культурная политика, международное сотрудничество.
Законодательная деятельность направлена на дальнейшее совершенствование государственных программ Свердловской области по патриотическому воспитанию молодых граждан, формированию знаний о культурно-исторических традициях России и Урала, навыков межкультурного диалога, развитию подростковых и молодежных спортивных центров и мест их интеллектуального досуга, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, работающих в сфере укрепления межнационального согласия народов, проживающих в Свердловской области.
В сфере правоохранительной деятельности в Свердловской области разработан и реализуется комплекс мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти Свердловской области по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их урегулирования и проведение системного мониторинга состояния межнациональных и этноконфессиональ-ных отношений. Органами государственной власти Свердловской области разработана система критериев оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по недопущению конфликтов на эт-ноконфессиональной почве и профилактике экстремизма в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области.
В целях своевременного выявления и принятия мер противодействия развитию конфликтных ситуаций в сфере этнокон-фессиональных отношений в муниципальных образованиях в Свердловской области регулярно проводится мониторинг состояния межнациональных и межконфессиональных отношений на региональном уровне.
В сфере государственной национальной политики в целях реализации феде-
ральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (20142020 гг.)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20.08.2013 г. № 718 [9], Правительство Свердловской области Постановлением от 24 декабря 2013 г. № 1605-ПП утвердило комплексную программу Свердловской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих в Свердловской области» на 20142020 гг. [10].
На конкурсной основе осуществляется поддержка по направлению «Изучение культуры, обычаев и традиций народов Урала, гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений, формирование у молодежи российской идентичности (россияне)» некоммерческих организаций, реализующих проекты этнокультурной и гражданско-патриотической направленности.
Министерством общего и профессионального образования Свердловской области на основании постановления Правительства Свердловской области от 14.08.2012 г. № 870-ПП «Об утверждении Положения о проведении конкурса среди частных образовательных организаций и национально-культурных автономий, реализующих этнокультурные образовательные проекты в Свердловской области» проводятся конкурсы среди частных образовательных организаций и национально-культурных автономий, реализующих этнокультурные образовательные проекты в Свердловской области [11].
В целях противостояния идеологии исламизма, в рамках Соглашения между Правительством Свердловской области и Центральным духовным управления мусульман России создана «Школа имамов» [3]. Обучение имамов два раза в год проводит Региональное духовное управление мусульман Свердловской области. В ходе курсов проводятся занятия по основам традиционного ислама, правилам чтения Корана, татарского традиционализма. Особое внимание уделяется ситуации в исламском сообществе Среднего Урала, перспективам взаимодействия религиозных организаций мусульман. Обсуждаются проблемные вопросы, связанные с профилактикой радикального исламизма.
Сотрудники органов государственной власти Свердловской области регулярно встречаются с представителями национально-культурных организаций, входящих в Ассоциацию национально-культурных объединений Свердловской области. В ходе мероприятий проводится разъяснительная и профилактическая работа по недопущению
экстремистских действий со стороны представителей диаспор, соблюдению миграционного законодательства, предупреждению провокаций и вовлечения представителей диаспор в межэтнические и межрелигиозные конфликты.
В сфере государственной миграционной политики в целях усиления государственного контроля в сфере миграционных отношений, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации на территории Свердловской области проводятся мероприятия по выявлению фактов нарушения иностранными гражданами установленных правил проживания на территории Российской Федерации, проверяются места компактного проживания и пребывания иностранных граждан на предмет законности их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Свердловской области. Предпринимаемый комплекс мер, конструктивное взаимодействие с правоохранительными органами, институтами гражданского общества в лице представителей национально-культурных объединений позволяют обеспечивать адекватное реагирование на изменения в сфере трудовой миграции на территории региона, а также недопущение экстремистских проявлений на межнациональной почве.
В сфере государственной информационной политики в целях реализации комплексной информационной кампании, направленной на укрепление единства российской нации, Министерством культуры Свердловской области через подведомственное ему государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области «Свердловская областная межнациональная библиотека» проводится Областной конкурс «Урал многоликий» [15] на лучшую журналистскую работу, направленную на гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений на территории Свердловской области, организована работа постоянно действующего информационно-методического центра по гармонизации межнациональных отношений в Свердловской области. Межнациональная библиотека тесно сотрудничает со Свердловской региональной общественной ассоциацией общественных объединений «Ассоциация национально-культурных объединения Свердловской области», в частности, на площадке Ассоциации организован информационно-методический центр по гармонизации межнациональных отношений (библиотечный пункт).
Вопросы профилактики экстремизма и гармонизации этноконфессиональных отношений в молодежной среде отражаются
не только в новостных программах, но и в информационно-аналитических программах региональных телеканалов.
Проводится системная работа по организации обучающих семинаров и мероприятий с привлечением руководителей централизованных религиозных организаций и преподавателей образовательных учреждений теологического профиля, организованы презентации российских религиозных и светских учебных заведений по профилям конфессиональной подготовки. При поддержке органов государственной власти Свердловской области Духовным управлением мусульман Свердловской области (Центральный муфтият) в 2016 г. в различных городах области были проведены круглые столы на тему «Взаимодействие органов власти и гражданского общества в контексте межнациональных и межконфессиональных отношений. Формирование непримиримого отношения к радикальным организациям и проявлениям. Недопустимость ребрендинга ИГИЛ», к участию в которых также были привлечены представители духовенства различных конфессий, эксперты, руководство правоохранительных органов.
В 2016 г. Дворцом молодежи (г. Екатеринбург) в целях повышения компетенции педагогов и руководителей молодежных СМИ в вопросах профилактики противодействия идеологии экстремизма и терроризма среди обучающихся проведено совещание-семинар на тему «Роль медиа в противодействии экстремизму и терроризму». Участие в семинаре приняли руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций и молодежных СМИ, представители Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Свердловской области.
В марте 2016 г. совместно со Свердловским государственным областным Дворцом народного творчества и национально-культурными общественными объединениями проведен VIII Областной конкурс национальных культур «Мы живем на Урале». В рамках конкурса были представлены самобытные культуры русского, украинского, башкирского, татарского и марийского народов. Это мероприятие способствовало укреплению межнационального единства и сотрудничества, гармонизации межнациональных отношений.
В марте 2016 г. в городе Екатеринбурге совместно с Екатеринбургской Епархией Московского Патриархата проведена научно-практическая конференция на тему «Феномен новообращенных мусульман в современной России», в рамках которой
особое внимание уделялось вопросам противодействия распространению псевдоисламской идеологии. В качестве экспертов на мероприятии выступили представители научного сообщества из различных регионов РФ, изучающие вопросы экстремистских проявлений в религиозной сфере.
В марте 2016 г. в городе Нижняя Тура Администрацией Нижнетуринского городского округа совместно с Администрацией Северного управленческого округа Свердловской области состоялся окружной семинар на тему «Гармонизация межнациональных и межрелигиозных отношений -залог многополярного мира» с участием педагогов общеобразовательных учреждений, специалистов по работе с молодежью, педагогов дополнительного образования.
В октябре 2016 г. на базе УрФУ состоялся семинар с иностранными студентами вуза, в котором приняли участие представители регионального духовного управления мусульман Свердловской области с выступлением «О методах предотвращения вербовки, а также различиях классического ислама и идей, продвигаемых организациями террористического и экстремистского толка». Указанные мероприятия широко освещались в федеральных и региональных средствах массовой информации.
В сфере образования и государственной молодежной политики реализуются мероприятия, направленные на повышение эффективности системы профилактики экстремистских проявлений, консолидации усилий молодежных, студенческих советов в профилактике экстремизма и ксенофобии.
В мае 2016 г. на территории Серовского городского округа проведен окружной форум Северного управленческого округа по профилактике экстремизма и ксенофобии в молодежной среде «Россия - наш общий дом!». Инициатором форума выступил студенческий совет Серовского техникума сферы обслуживания и питания, в состав оргкомитета форума вошли представители Управления культуры и молодежной политики, администрации Серовского городского округа, администрации Северного управленческого округа, администрации Губернатора Свердловской области, Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Свердловской области. Участниками форума стали студенты и преподаватели из муниципальных образований и профессиональных учебных заведений Северного управленческого округа, представители национальных диаспор (татаро-башкирской, азербайджанской, польской), представители общественных организаций и объединений, депутаты представительных органов муниципальных образований. В хо-
де мероприятия студенты получили теоретические знания и практический опыт по организации молодежных мероприятий по профилактике ксенофобии и недопустимости экстремистских действий, представители учебных заведений получили возможность продемонстрировать передовой опыт организации воспитательного процесса в направлении профилактики экстремизма и ксенофобии на широкой аудитории.
В 2016 г. на базе Уральского государственного педагогического университета прошли курсы повышения квалификации представителей образовательных организаций и муниципальных образований по теме «Гражданское и патриотическое воспитание молодежи».
Министерством общего и профессионального образования Свердловской области в адрес руководителей управлений образования, подведомственных образовательных организаций направлены для использования методические материалы «Угрозы, вызываемые распространением идеи терроризма и религиозно-политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни», подготовленные Министерством образовании и науки РФ.
В общеобразовательные организации, расположенные на территории Свердловской области, направлены информационно-справочные и методические материалы по вопросам формирования культуры толерантности, предупреждения в молодежной среде преступлений экстремистской направленности, в том числе сборники «Основы законодательства в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений», «Осторожно, экстремизм!», «Медиабезопасность детей и подростков».
В общеобразовательных организациях контролируется эффективность контент-фильтров, препятствующих доступу к интернет-сайтам, содержащим экстремистские материалы, проводится мониторинг поступающих материалов на предмет их наличия в Федеральном списке экстремистских материалов.
Об этих и других методах и технологиях противодействия ксенофобии и проявлениям экстремистской направленности шла речь на впервые проведенной 31 марта - 1 апреля 2017 г. УрФУ совместно с Институтом развития образования Свердловской области научно-практической конференции с международным участием «Этнокультурная и межрелигиозная коммуникация в образовательной среде. Тенденции развития и управление рисками».
В сфере государственной культурной политики Министерством культуры Сверд-
ловской области осуществляются мероприятия, направленные на профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия. Оказывается грантовая поддержка некоммерческим организациям, работающим в сфере межнациональных отношений.
Завершается первый год работы новой для всей России магистерской программы «Профилактика экстремизма в молодежной среде» на базе кафедры «Организация работы с молодежью» УрФУ. В июле 2017 г. состоится набор новой группы заочников по этой программе, официальным партнером которой выступает Центр противодействия проявлениям экстремистской направленности ГУ МВД Свердловской области, Департамент молодежной политики Правительства Свердловской области и Таджикский российско-славянский государственный университет (г. Бишкек, Таджикистан).
В 2016 г. в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, состоялся ряд Сабантуев, в которых приняли участие тысячи жителей Свердловской области и гостей из ряда регионов России.
Одним из средств гармонизации межнациональных отношений является празднование Дня народов Среднего Урала. Свердловская область стала первым регионом в России, где был утвержден подобный праздник. По Указу Губернатора Свердловской области от 23 сентября 2002 г. № 618-УГ «О мерах по реализации национальной политики Свердловской области» мероприятия, посвященные празднованию Дня народов Среднего Урала, проводятся ежегодно, в первое воскресенье сентября.
В 2016 г. праздник «День народов Среднего Урала» вновь собрал представителей национально-культурных обществ и автономий, жителей и гостей Екатеринбурга и области. Центральной площадкой проведения праздника стал парк семейного отдыха «Таганская слобода». Здесь были развернуты 26 этнодеревень (национальных подворий), позволяющие гостям ближе познакомиться с обычаями и культурой многонационального Урала. В мероприятии приняли участие руководители исполнительных органов государственной власти Свердловской области, депутаты Законодательного собрания Свердловской области, представители дипломатических миссий. Общее количество участников и зрителей составило более 5000 человек.
Екатеринбуржцы и гости уральской столицы могли посетить русское, украинское, белорусское, башкирское, удмуртское, марийское, чувашское, татарское, немецкое,
корейское, армянское, таджикское, грузинское, азербайджанское, казахское, узбекское, цыганское, греческое, еврейское, курдское, чеченское, осетинское и киргизское подворья. Гости праздника увидели процесс изготовления армянского вина, выпечку таджикских лепешек кулча в тандыре; грузины показали, как готовится грузинское лакомство чурчхелла из виноградного сока и грецких орехов. На русском подворье гости познакомились со знаменитым обрядовым действом «Братина», поучаствовали в изготовлении шалинских пряников, смогли прокатиться на русских и корейских качелях и ознакомились с тонкостями изготовления кедрового масла.
Здесь же работали национальные ремесленные мастерские. Программа праздничных мероприятий включала высадку саженцев на импровизированной «Аллее национальностей», а само празднование сопровождалось выступлениями творческих коллективов. Для гостей мероприятия работали интерактивные программы по традиционной культуре народов, поляны этнической музыки и танцев народов Урала.
Также в рамках праздника прошла Спартакиада народов Урала, организованная министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области совместно с Ассоциацией национально-культурных объединений. В этот день прошли состязания по футболу, волейболу, национальным видам спорта -борьбе на поясах куреш [2].
Практически в каждой религии или культуре можно найти общечеловеческие ценности и нравственные заповеди. Поэтому общаясь и изучая другую культуру, необходимо делать акцент именно на том общем, что соединяет людей, а также объективно и непредвзято знакомиться с народами и религиями, такими, какие они есть на самом деле. Если человек хорошо знаком с традицией народа, с которым живет рядом, и в то же время знаком со своей собственной традицией, то он вряд ли будет ненавидеть других только за то, что они другие.
Полагаем, что продолжение традиции празднования Дня народов Среднего Урала будет способствовать плодотворному сотрудничеству в сфере обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия, продвижению общегражданских ценностей и налаживанию межкультурного диалога, укреплению этнокультурных связей, расширению контактов между общественными объединениями и организациями.
В сфере международного сотрудничества органы государственной власти Сверд-
ловской области активно контактируют с представителями мусульманских организаций стран ближнего зарубежья. Например, в 2016 г. была проведена рабочая встреча с делегацией Управления мусульман Республики Узбекистан (УМУ). Инициатором проведения встречи выступала Централизованная религиозная организация «Духовное управление мусульман Свердловской области (Центральный муфтият)».
УМУ имеет большой опыт работы с молодыми мусульманами в сфере противодействия радикальным течениям и террористическим организациям. Религиозными деятелями УМУ в 2015 г. была издана книга «Смута ИГИЛ», в которой анализируются аспекты деятельности радикальных групп, использующих насильственные и захватнические методы в утверждении «исламского государства». Данное издание нашло широкое признание среди организаций мусульман в России.
Со стороны УМУ была выражена благодарность за содействие в организации визита, а также остались благоприятные впечатления о Свердловской области как регионе межнационального и межконфессионального мира и согласия. В ходе рабочей встречи делегацией УМУ было предложено провести в 2017 г. совместный обучающий семинар по профилактике экстремизма в религиозной среде для специалистов органов местного самоуправления Свердловской области.
Таким образом, в Свердловской области осуществляется полноценная системная работа по реализации всех без исключения направлений Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации. В регионе создаются все необходимые условия для развития духовной культуры, национальных обычаев и традиций народов. Исполнительные органы государственной власти Свердловской области оказывают активную поддержку общественным объединениям, участвующим в работе по развитию этнических культур, профилактике экстремизма. Особое внимание уделяется организации работы по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений среди обучающихся и студентов в образовательных и молодежных организациях.
Суммируя описанные выше результаты реализации направлений Стратегии, следует подчеркнуть, что конкретные мероприятия оказываются действенными только в том случае, если будут основаны на продуманной методологии организации профилактики экстремизма в молодежной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. В Екатеринбурге вынесен приговор по уголовному делу о совершении преступлений экстремистской направленности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //sverdlovsk.sledcom.ru/Novosti/item/1081066 (дата обращения: 07.05.20l7).
2. В Екатеринбурге День народов Среднего Урала отметили песнями и плясками [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.el.ru/news/spool/news_id-451320.html (дата обращения: 07.05.2017).
3. В Екатеринбурге открылась «Школа молодого имама» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.islamnews.ru/news-141486.html (дата обращения: 07.05.2017).
4. В Свердловской области местный житель обвиняется в убийстве своего знакомого на почве конфликта, возникшего в ходе совместного распития спиртного [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sverdlovsk.sledcom.ru/Novosti/item/1038993 (дата обращения: 07.05.2017).
5. Выступление Президента РФ па расширенном заседании коллегии МВД России 9 марта 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/preside nt/news//540l4.
6. Казакова Г. М. Формирование «Уральской ветви» Российской культуры: теоретико-методологические подходы к изучению // Вестник ЮУрГУ. - 200б. - да 17 (72). - С. 229-232.
7. Национальный состав Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.midural.ru/community/100332/100689/100690/ (дата обращения: 07.05.2017).
S. О противодействии экстремистской деятельности : ФЗ от 25 июля 2002 г. N° 114-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - да 30. - Ст. 303l.
9. О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской пации и этнокультурное развитие пародов России (2014-2020 гг)» : Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 W 718 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151043/ (дата обращения: 07.05.2017).
10. Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих в Свердловской области на 20142020 гг.» : Постановление от 24 дек. 2013 г. W 1605-ПП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sverdlovsk-gov.ru/doc/110342 (дата обращения: 07.05.2017).
11. Об утверждении Положения о проведении конкурса среди частных образовательных организаций и национально-культурных автономий, реализующих этнокультурные образовательные проекты, в Свердловской области : Постановление Правительства Свердловской области от 14 авг. 2012 г. W 870-ПП [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/20901980 (дата обращения: 07.05.20l7).
12. Органами Следственного комитета возбуждено уголовное дело по факту покушения на убийство нескольких человек и незаконного оборота оружия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //sverdlovsk.sledcom.ru/Novosti/item/106455s (дата обращения: 07.05.20l7).
13. Перечень документов, представляемых, для государственной регистрации регионального отделения политической партии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://to66.minjust.ru/node/2555 (дата обращения: 07.05.2017).
14. Религиозные организации Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.midural.ru/community/100326/ (дата обращения: 07.05.2017).
15. Сайт Свердловской областной межнациональной библиотеки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www•somЪ•ru/jirЪis2/components/com_irЪis/images/covers/ll/0579/ (дата обращения: 07.05.20l7).
16. Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 г. (утв. Указом Президента РФ от 28 пояб. 20l4 г. Ж Пр-2752) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/strategija-protivodeistvija-ekstremizmu-v-rossiiskoi-federatsii-do/ (дата обращения: 07.05.2017).
17. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. W 996-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402 (дата обращения: 07.05.2017).
REFERENCES
1. V Ekaterinburge vynesen prigovor po ugolovnomu delu o sovershenii prestupleniy ekstremistskoy naprav-lennosti [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://sverdlovsk.sledcom.ru/Novosti/item/l0Sl066 (data oteashcheniya: 07.05.20l7).
2. V Ekaterinburge Den' narodov Srednego Urala otmetili pesnyami i plyaskami [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.el.ru/news/spool/news_id-45l320.html (data oteashchernya: 07.05.20l7).
3. V Ekaterinburge otkrylas' «Shkola molodogo imama» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.islamnews.ru/news-l4l4S6.html (data ofa-ashcheniya: 07.05.20l7).
4. V Sverdlovskoy oWasti mestnyy zhitel' ohvinyaetsya v uWystve svoego znakomogo na pochve konflikta, voz-nikshego v khode sovmestnogo raspitiya spirtnogo [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://sverdlovsk.sledcom.ru/Novosti/item/l03S993 (data ofa-ashcheniya: 07.05.20l7).
5. Vystuplenie Prezidenta RF na rasshirennom zasedanii kollegii MVD Rossii 9 marta 20l7 g. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/events/preside nt/news//540l4.
6. Kazakova G. M. Formirovanie «Ural'skoy vetvi» Rossiyskoy kul'tury: teoretiko-metodologicheskie podkho-dy k izucheniyu // Vestnik YuUrGU. - 2006. - да 17 (72). - S. 229-232.
7. Natsional'nyy sostav Sverdlovskoy ohlasti [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.midural.ru/community/l00332/l006S9/l00690/ (data ofa-ashcheniya: 07.05.20l7).
8. O protivodeystvii ekstremistskoy deyatel'nosti : FZ ot 25 iyulya 2002 g. да 114-FZ // SoЪranie za-konodatel'stva RF. - 2002. - да 30. - St. 303!.
9. O federal'noy tselevoy programme «Ukreplenie edinstva rossiyskoy natsii i etnokul'tumoe razvitie narodov Rossii (2014-2020 gg)» : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.08.2013 № 718 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_i5i043/ (data obrashcheniya: 07.05.2017).
10. Ob utverzhdenii kompleksnoy programmy Sverdlovskoy oblasti «Ukreplenie edinstva rossiyskoy natsii i etnokul'turnoe razvitie narodov Rossii, prozhivayushchikh v Sverdlovskoy oblasti na 2014-2020 gg.» : Postanovlenie ot 24 dek. 2013 g. № 1605-PP [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://sverdlovsk-gov.ru/doc/110342 (data obrashcheniya: 07.05.2017).
11. Ob utverzhdenii Polozheniya o provedenii konkursa sredi chastnykh obrazovatel'nykh organizatsiy i natsional'no-kul'turnykh avtonomiy, realizuyushchikh etnokul'turnye obrazovatel'nye proekty, v Sverdlovskoy oblas-ti : Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti ot 14 avg. 2012 g. № 870-PP [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/20901980 (data obrashcheniya: 07.05.2017).
12. Organami Sledstvennogo komiteta vozbuzhdeno ugolovnoe delo po faktu pokusheniya na ubiystvo neskol'kikh chelovek i nezakonnogo oborota oruzhiya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://sverdlovsk.sledcom.ru/Novosti/item/1064558 (data obrashcheniya: 07.05.2017).
13. Perechen' dokumentov, predstavlyaemykh, dlya gosudarstvennoy registratsii regional'nogo otdeleniya politicheskoy partii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://to66.minjust.ru/node/2555 (data obrashcheni-ya: 07.05.2017).
14. Religioznye organizatsii Sverdlovskoy oblasti [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.midural.ru/community/100326/ (data obrashcheniya: 07.05.2017).
15. Sayt Sverdlovskoy oblastnoy mezhnatsional'noy biblioteki [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.somb.ru/jirbis2/components/com_irbis/images/covers/11/0579/ (data obrashcheniya: 07.05.2017).
16. Strategiya protivodeystviya ekstremizmu v RF do 2025 g. (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 28 noyab. 2014 g. № Pr-2752) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://legalacts.ru/doc/strategija-protivodeistvija-ekstremizmu-v-rossiiskoi-federatsii-do/ (data obrashcheniya: 07.05.2017).
17. Strategiya razvitiya vospitaniya v RF na period do 2025 g. (Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 g. № 996-r) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402 (data obrashcheniya: 07.05.2017).