ФОРМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
ТО THE QUESTION OF FORMS OF PRACTICAL ACTIVITY ON PREVENTION OF EXTREMISM AND TERRORISM IN THE YOUTH ENVIRONMENT AT THE REGIONAL LEVEL
УДК 343.592
ЗАЙЦЕВА Е.Г.
(МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76», Россия, г. Белгород)
ELENA G. ZAITSEVA
(Municipal budget preschool educational institution kindergarten of the combined kind № 76, Belgorod, Russia)
ШНЛНШПАНОВ Р.В.,
кандидат философских наук (Институт общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород) shilishpanov@bsu.edu.ru
ROMAN V. SHILISHPANOV,
candidate of philosophical Sciences (the Institute of social Sciences and mass communications «Belgorod state national research University», Belgorod, Russia)
Аннотация: статья посвящена анализу практических форм деятельности по профилактике негативных проявлений в молодежной среде. В статье рассмотрены основные подходы к практической деятельности по профилактике экстремизма в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ), средней общеобразовательной школе (далее - СОШ), среднем специальном учебном заведении (далее - ссузе) и вузе. В качестве основного средства распространения подобных идей рассматривается сеть Интернет, а в качестве одной из главных целевых аудиторий для экстремистских вербовщиков - современная молодежь. В соответствии с этим большое значение, по мнению авторов, приобретает работа по предотвращению подобных негативных проявлений. В статье отмечается, что проблема методического наполнения деятельности по профилактике экстремизма, терроризма и других негативных проявлений в молодежной среде получила осмысление в современной российской науке. В качестве примера приводятся работы исследователей и электронные ресурсы сети Интернет. В процессе анализа современной деятельности по профилактике экстремизма, терроризма и других негативных проявлений в молодежной среде в качестве основных форм этой деятельности предлагаются профилактические лекции и беседы. Проводится анализ опыта деятельности на региональном уровне «Центра религиоведческих исследований и профилактики экстремизма» социально-теологического факультета имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) Института общественных наук и массовых коммуникаций «Белгородского государственного национального исследовательского университета».
Ключевые слова: профилактика, экстремизм, терроризм, негативные проявления, детский сад, школа, ссуз, вуз, молодежная среда.
Для цитирования: Зайцева Е.Г., Шилишпанов Р.В. К вопросу о формах практической деятельности по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде на региональном уровне // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 4. С. 66-69.
Abstract: this article is devoted to the analysis of practical forms of activities for prevention of negative manifestations among young people. In article the main approaches to practical activities on prevention of extremism in preschool educational institution, SOSh, SUZE and HIGHER EDUCATION INSTITUTION are considered. As the main means of distribution of the similar ideas the Internet, and as one of the main target audiences for extremist recruiters - modern youth is considered. According to it the importance, according to authors, is gained by work on prevention of similar negative manifestations. In article it is noted that the problem of methodical filling of activities for prevention of extremism, terrorism and other negative manifestations among young people received judgment in modern Russian science. Works of researchers and electronic resources of the Internet are given as an example. In the course of the analysis of modern activities for prevention of extremism, terrorism and other negative manifestations among young people, as the main forms of this activity preventive lectures and conversations are offered. The analysis of experience of activity at the regional level of «The center of theological researches and prevention of extremism» of social and theological faculty of a name of the Metropolitan of Moscow and the Kolomna Makari (Bulgakov) of Institute of social sciences and mass communications of «The Belgorod state national research university» is carried out.
Keywords: prevention, extremism, terrorism, negative manifestations, kindergarten, school, CPS, University, youth environment.
For citation: Elena G. Zaitseva, Roman V. Shilishpanov. To the question of forms of practical activity on prevention of extremism and terrorism in the youth environment at the regional level // Problems of Law Enforcement Activity. 2018. № . Рр. 66-69.
В современном обществе одной из главных проблем является распространение идей и практик экстремизма и терроризма. Причем основным местом распространения подобных идей является сеть Интернет, а одной из главных целевых аудиторий для экстремистских вербовщиков является молодежь. В соответствии с этим большое значение приобретает задача профилактики подобных негативных проявлений.
Следует отметить, что проблема методического наполнения деятельности по профилактике экстремизма, терроризма и других негативных проявлений в молодежной среде получила осмысление в современной российской науке. В качестве примера подобного осмысления необходимо привести материалы портала «Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет», материала портала «Наука и образование против террора» [9], «Вестник Национального антитеррористического комитета», труд М.Н. Мироновой «Интернет и субкультура смерти: война против подростков» [6], статью Т. Григорьянц «Разговор «про это»: с какого возраста рассказывать детям про терроризм?» [5].
Переходя к анализу современной деятельности по профилактике экстремизма, терроризма и дру-
гих негативных проявлений в молодежной среде, представляется возможным отметить тот факт, что в качестве основных форм этой деятельности предлагаются профилактические лекции и беседы. Но все еще недостаточно разработанными на сегодняшний день являются непосредственно содержательные аспекты практической деятельности по профилактике экстремизма, терроризма и других негативных проявлений в молодежной среде. К одному из таких аспектов необходимо отнести содержательное наполнение профилактических мероприятий в ДОУ, СОШ, ссузе и вузе.
Так, например, на региональном уровне в Белгородской области существует «Центр религиоведческих исследований и профилактики экстремизма» социально-теологического факультета им. митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) Института общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ» (далее - Центр). Одной из задач Центра является проведение деятельности по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде. Специалистами Центра в 2017-2018 учебном году было проведено около 30 профилактических мероприятий в образовательных учреждениях города Белгорода.
В свою очередь, анализируя опыт практической профилактической деятельности данного Центра
за 2017-2018 учебный год, можно говорить о том, что основным инструментом профилактической деятельности при проведении тематических бесед и лекций на региональном уровне является профилактическая презентация.
Прежде чем перейти к содержательной части профилактических презентаций, необходимо подробнее рассмотреть целевую аудиторию профилактических бесед каждого из вышеуказанных видов образовательных учреждений. Так, например, основной целевой аудиторией профилактических бесед в ДОУ являются родители обучающихся, так как именно данная категория слушателей имеет возможность следить за отбором информации, поступающей к их детям. В отличие от ДОУ, основными целевыми категориями профилактических бесед в СОШ являются не только родители, но и педагогический коллектив, одной из воспитательных задач которого выступает профилактика актуальных негативных проявлений в молодежной среде. В третьем типе образовательных учреждений - в ссузе - основной целевой аудиторией профилактических бесед является педагогический коллектив, постоянно контактирующий с обучающимися и ограждающий их от проявлений терроризма и экстремизма. В вузе основными целевыми категориями профилактических тематических лекций являются студенты и преподаватели - организаторы воспитательного процесса. Данное разделение на целевые аудитории в разных типах учебных заведений обусловлено двумя факторами, во-первых, присутствующим на профилактических беседах должно быть не менее восемнадцати лет, а, во-вторых, актуальную информацию о современных негативных проявлениях, в том числе экстремизме и терроризме, необходимо освещать категориям слушателей, которые выступают основными субъектами воспитательной деятельности в тот или иной период жизни молодых людей.
Переходя к рассмотрению содержательной части профилактических бесед и тематических лекций, а также к разработке наглядного материала для них - профилактических презентаций, можно предложить следующую их структуру: определение терминов «экстремизм» и «терроризм», закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» (особое внимание обращается на разъяснение признаков экстремистской деятельности, а также на ответственность за нарушение данного закона)1, закон Российской Федерации «О противодействии
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12127578/ (дата обращения -02.09.2018).
терроризму» (особое внимание обращается на разъяснение видов современного терроризма, а также на ответственность за нарушение данного закона)2, список экстремистских материалов Министерства юстиции РФ3, список отечественных и иностранных физических и юридических лиц, признанных на территории РФ экстремистскими и террористическими (список Росфинмониторинга), примеры символики экстремистских объединений и экстремистских материалов (необходимо привести примеры символики и материалов, отмеченных в регионе), примеры правоприменительной практики за терроризм и экстремизм в РФ и регионе, критические примеры других негативных проявлений и административной или уголовной ответственности за них (наиболее актуальными на сегодняшний день являются статья 148 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) «Оскорбление чувств верующих», а также кибер-суициды), краткий обзор существующих и общедоступных профилактических материалов и памяток (материалы сайта НЦПТИ.рф). В итоге получается комбинированная теоретико-практическая профилактическая беседа-презентация, состоящая из девяти смысловых блоков. В среднем на каждый блок отводится по пять минут, то есть подобное профилактическое занятие рассчитано на 45 минут.
Эффективность такого вида практической деятельности по профилактике экстремизма, терроризма и других негативных проявлений в молодежной среде выражается в том, что, во-первых, со стороны большого числа родителей во время бесед наблюдался неподдельный интерес к ознакомлению с примерами того деструктивного контента сети Интернет, который предлагается молодежи на сегодняшний день, в результате чего родители в разных образовательных учреждениях задавали однотипные вопросы, направленные на выяснение их собственных возможностей по мониторингу и пресечению доступа к негативной информации для детей на бытовом уровне. Во-вторых, педагогические коллективы разных учебных заведений значительное внимание уделяли актуально существующим негативным проявлениям в молодежной среде региона, а также методическим материалам сайта НЦПТИ.рф, способным оказать существенную помощь в их воспитательной деятельности по профилактике экстремизма и терроризма. И, в-третьих, в студенческой среде вузов неподдельный интерес
Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12145408/ (дата обращения -02.09.2018).
Федеральный список экстремистских материалов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minjust.ru/ru/ extremist-materials (дата обращения - 02.09.2018).
в ходе профилактической тематической лекции вызвала информация о российской и региональной правоприменительной практике и ответственности за экстремизм и терроризм.
Подводя итог, необходимо сказать о том, что профилактика экстремизма, терроризма и других негативных проявлений в молодежной среде является одной из основных задач современного российского общества. В свою очередь, методические материалы для осуществления подобного вида профилактической деятельности в образовательных учреждениях фактически отсутствуют или находятся в состоянии разработки. Однако можно говорить о том, что к наиболее эффективным формам работы по профилактике негативных проявлений в молодежной среде на региональ-
ном уровне необходимо отнести проведение профилактических бесед и тематических лекций с использованием презентаций в качестве наглядного материала. Подобное мероприятие имеет несколько целевых аудиторий в зависимости от вида образовательного учреждения и возраста участников. В среднем данное мероприятие включает в себя несколько компонентов - от определения терминов «экстремизм» и «терроризм» до примеров региональной правоприменительной практики по данным видам преступлений и правонарушений. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что в каждой целевой аудитории такие профилактические мероприятия имеют разные направления актуальности и эффективности в зависимости от целевой аудитории.
Литература
1. Рожкова Д.С. Профилактика и противодействие экстремизму и терроризму в молодежной среде (на примере НИУ «Бел-ГУ») / Социокультурное пространство Юга России: межнациональное и межконфессиональное взаимодействие: материалы региональной научно-практической конференции. - Волгоград, 2017. С. 131-135.
2. Гатауллин З.Ш., Закирова Л.Р. Меры профилактики терроризма и экстремизма в молодежной среде / Юридические и социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Елабуга, 2016. С. 8-10.
3. Бахаев А.М.А. Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде // Евразийский научный журнал. 2017. № 1. С. 306-307.
4. Малыхина Т.А. Экстремизм и терроризм в молодежной среде: основные детерминанты и особенности профилактики // Библиотека уголовного права и криминологии. 2018. № 2 (26). С. 83-88.
5. Григорьянц Т. Разговор «про это»: с какого возраста рассказывать детям про терроризм? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1427522/ (дата обращения - 02.09.2018).
6. Миронова М.Н. Интернет и субкультура смерти: война против подростков. - М.: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2018. - 48 с.
7. Официальные издания НАК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nac.gov.ru/publikacii/oficialnye-izdaniya-nak. html (дата обращения - 02.09.2018).
8. Перечень террористов и экстремистов (действующие) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/ documents/terrorists-catalog-portal-act (дата обращения - 02.09.2018).
9. Портал «Наука и образование против террора» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scienceport.ru/ (дата обращения - 02.09.2018).
10. Портал «Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://map.ncpti.ru/ (дата обращения - 02.09.2018).
= References =
1. Rozhkova D.S. Profilaktika i protivodejstvie ehkstremizmu i terrorizmu v molodezhnoj srede (na primere NIU «BelGU») / Sociokul'turnoe prostranstvo YUga Rossii: mezhnacional'noe i mezhkonfessional'noe vzaimodejstvie: materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Volgograd, 2017. S. 131-135.
2. Gataullin Z.SH., Zakirova L.R. Mery profilaktiki terrorizma i ehkstremizma v molodezhnoj srede / YUridicheskie i social'no-pedagogicheskie aspekty profilaktiki pravonarushenij nesovershennoletnih i molodezhi: materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Elabuga, 2016. S. 8-10.
3. Bahaev A.M.A. Profilaktika ehkstremizma i terrorizma v molodezhnoj srede // Evrazijskij nauchnyj zhurnal. 2017. № 1. S. 306-307.
4. Malyhina T.A. EHkstremizm i terrorizm v molodezhnoj srede: osnovnye determinanty i osobennosti profilaktiki // Biblioteka ugolovnogo prava i kriminologii. 2018. № 2 (26). S. 83-88.
5. Grigor'yanc T. Razgovor «pro ehto»: s kakogo vozrasta rasskazyvat' detyam pro terrorizm? [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1427522/ (data obrashcheniya - 02.09.2018).
6. Mironova M.N. Internet i subkul'tura smerti: vojna protiv podrostkov. - M.: Bratstvo svyatogo apostola Ioanna Bogoslova, 2018. - 48 s.
7. Oficial'nye izdaniya NAK [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://nac.gov.ru/publikacii/oficialnye-izdaniya-nak.html (data obrashcheniya - 02.09.2018).
8. Perechen' terroristov i ehkstremistov (dejstvuyushchie) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.fedsfm.ru/ documents/terrorists-catalog-portal-act (data obrashcheniya - 02.09.2018).
9. Portal «Nauka i obrazovanie protiv terrora» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://scienceport.ru/ (data obrashcheniya - 02.09.2018).
10. Portal «Nacional'nogo centra informacionnogo protivodejstviya terrorizmu i ehkstremizmu v obrazovatel'noj srede i seti Internet» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://map.ncpti.ru/ (data obrashcheniya - 02.09.2018).
(статья сдана в редакцию 23.11.2018)