УДК 37.035.6:[343.34:39]-053.6 DOI 10.26293/chgpu.2019.103.3.037
Т. В. Романова
ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭТНИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье раскрываются особенности организации педагогической профилактики проявлений этнического экстремизма среди молодежи с использованием технологического подхода. Выделены структурные элементы технологии педагогической профилактики проявлений этнического экстремизма, в основе которой структура, предложенная А. Г. Макеевой. Приведены основные показатели проявлений этнического экстремизма в молодежной среде. Описан опыт воспитательной работы на психо лого-педагогическом факультете Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева по профилактике проявлений этнического экстремизма среди студентов.
Ключевые слова: технология, технология педагогической профилактики, экстремизм, этнический экстремизм, толерантность.
Т. V. Romanova
TECHNOLOGIES OF PEDAGOGICAL PREVENTION OF MANIFESTATIONS OF ETHNIC EXTREMISM AMONG YOUNG PEOPLE
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article reveals the features of the organization of pedagogical prevention of manifestations of ethnic extremism among young people using a technological approach; reveals the structural elements of technology of pedagogical prevention of manifestations of ethnic extremism. The technology is based on the structure offered by A. G. Makeeva. The paper also provides the main indicators of manifestation of ethnic extremism among young people; describes the experience of educational work at the faculty of psychology and pedagogics of I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University on prevention of manifestation of ethnic extremism among students.
Keywords: technology, technology of pedagogical prevention, extremism, ethnic extremism, tolerance.
Актуальность исследуемой проблемы. В современном мире проявление этнического экстремизма среди молодежи требует не только внимания, но и принятия конкретных профилактических мер по предупреждению экстремистского поведения в системе образования. Данный экстремизм выражается в экстремистских проявлениях, включающих этническую ненависть к представителям иной нации, пренебрежительное отношение к культуре другого народа. Проблема экстремистских проявлений, мотивированных этнической ненавистью, чрезвычайно актуальна. Молодому поколению необходимо привить чувство ответственности за проявление национальной нетерпимости. В обществе растет понимание того, что криминологический способ предотвращения этих опасных преступлений не может считаться единственно правильным и, следовательно, социально эффективным. Это предопределяет необходимость изучения педагогического аспекта профилактики этнического экстремизма в молодежной среде. Рассмотрение действующих методов по
предотвращению этнического экстремизма говорит об односторонности решения данного вопроса, недостаточной разработанности системы профилактических мер [6].
Программа «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Чувашской Республики на 2012-2020 гг.», включающая подпрограмму «Профилактика терроризма и экстремистской деятельности в Чувашской Республике», отражается в системе мероприятий по профилактике проявлений экстремизма среди молодежи в образовательных организациях. Так, в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева приоритетным направлением воспитательной работы стало недопущение проявлений экстремизма в студенческой среде. Оно стало актуально в вузе с появлением большого числа иностранных студентов [9]. В настоящее время здесь на очном и заочном отделениях обучаются 568 иностранцев: из них граждане Туркменистана -549 человек, Таджикистана - 2, Узбекистана - 5, Украины - 1 (заочной формы обучения), Молдавии - 1, Казахстана - 1, Китая - 9. Общий процент иностранных студентов составляет около 10, что определяет необходимость своевременной и системной работы с ними по профилактике всякого рода межнациональных распрей.
Таким образом, актуальность нашего исследования состоит в необходимости всестороннего научного изучения сущности, специфики и практических методов организации педагогической профилактики проявлений этнического экстремизма в молодежной среде на основе технологического подхода.
Материал и методика исследований. В соответствии с поставленной целью использован комплекс теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачи исследования, которое было проведено на основе:
1) системного подхода на уровне общенаучных подходов и методов исследования;
2) комплексного, технологического, деятельностного, гуманистического, контекстного подходов на уровне конкретно-научной методологии педагогической науки;
3) программно-целевого, психосоциального, личностно-ориентированного подходов на технологическом уровне методологии.
Теоретические методы включают анализ педагогической, психологической, правовой литературы; структурно-функциональный и сравнительно-сопоставительный анализ; теоретический анализ исследований и обобщение положений педагогики, психологии, правоведения; изучение и обобщение российского и зарубежного опыта профилактики экстремизма; рассмотрение нормативно-правовых актов в области профилактики экстремизма среди молодежи и федеральных стандартов образования.
По результатам работы нами выделены критерии, определяющие уровень проявления этнического экстремизма; разработана структура универсальной технологии педагогической профилактики проявления этнического экстремизма в молодежной среде на основе формирования стрессоустойчивой личности, способной противостоять негативным влияниям общества, дано ее теоретико-методологическое обоснование.
Результаты исследований и их обсуждение. Организация педагогической профилактики проявлений этнического экстремизма в молодежной среде на основе технологического подхода представляет собой совокупность специальных мер, направленных на устранение причин деструктивного поведения личности в отношении к культуре и традициям другого народа.
Понятие «педагогические технологии» можно раскрыть как совокупность основных действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих получение прогнозируемого результата [1].
На наш взгляд, наиболее эффективными в педагогической профилактике этнического экстремизма будут следующие формы работы с молодежью:
1) ее привлечение к общественно-значимой, проектной деятельности; развитие ее социальной активности;
2) приглашение к созданию социальных проектов по предотвращению межнациональных, межэтнических конфликтов;
3) вовлечение в различные виды добровольческой деятельности;
4) привлечение студентов к участию в различных творческих мероприятиях, направленных на укрепление и развитие национальных культур, традиций, ремесел народов России;
5) организация и проведение творческих фестивалей с участием представителей разных национальностей, направленных на развитие толерантного отношения к представителям различных этносов;
6) проведение совместно с общественными институтами профилактической работы; организация сотрудничества школ, техникумов, вузов и реабилитационных центров;
7) воспитательная работа в образовательных организациях, направленная на профилактику склонности к экстремизму;
8) организация курсов по повышению и переподготовке профессиональных педагогических кадров для организации работы по противодействию и предотвращению экстремизма среди молодежи;
9) ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими ответственность за действия экстремистского характера;
10) проведение научно-исследовательской работы со студентами по данной проблеме, составление рекомендаций для педагогов и кураторов студенческих групп для организации профилактической деятельности.
Организация социально-педагогической деятельности с использованием технологического подхода способствует комплексному решению социальных и образовательных задач [10]. Для определения элементов технологии педагогической профилактики этнического экстремизма среди молодежи мы взяли за основу структуру технологии педагогической профилактики, предложенную А. Г. Макеевой, и выделили следующие ее составляющие [5]:
1. Диагностика уровня проявления этнического экстремизма.
2. Оценка результатов диагностики.
3. Определение приоритетных задач в сфере профилактики проявлений этнического экстремизма.
4. Разработка содержания и подбор методов, средств, форм профилактики подобных проявлений.
5. Экспертная оценка, определение эффективности реализации технологии педагогической профилактики проявлений этнического экстремизма.
Остановимся подробнее на некоторых из них.
Диагностика уровня проявления этнического экстремизма.
Нами были выделены критерии и показатели определения склонности молодежи к проявлению этнического экстремизма. Этнический экстремизм - это радикальные, ин-толерантные идеи и действия против представителей другой национальности; его крайняя форма - терроризм против людей другой этнической группы. Раскрывая сущность данного понятия, мы выделили два аспекта, отражающие степень проявления этнического экстремизма: этническая и социальная толерантность.
Этническая толерантность определяет позитивное отношение к представителям различных наций, этносов и этнических групп, способность относиться к любому человеку с позиции презумпции национальной невиновности. Социальная толерантность - это социологический термин, обозначающий толерантное отношение к другому мировоззрению, образу жизни, поведению, обычаям, религии, национальности [7].
Для проведения диагностического исследования уровня этнической толерантности рекомендуется использовать методику С. В. Рыжова, которая позволяет диагностировать
этническую толерантность (цит. по [2]). Мы оцениваем ее по следующим критериям: уровень негативного отношения к своей и другим этническим группам, определение порога эмоциональной реакции на другую этническую среду, степень проявления агрессии к другим группам. Предложенные нами показатели проявлений этнического экстремизма представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели проявлений этнического экстремизма в молодежной среде
Аспекты Критерии Показатели / проявляемые качества
Этническая толерантность Когнитивный Понимание понятия толерантности и того, что независимо от этнической принадлежности люди обладают равными правами. Принятие культуры других народов
Эмоциональный Степень отношения к представителям других этнических групп
Поведенческий Проявление толерантности или нетерпимости; желания общаться или ограждаться, проявлять агрессию по отношению к представителям других этнических групп
Социальная толерантность Когнитивный Знание того, как реагировать; понимание критики и конфликта; умение выразить сочувствие и поддержку, просить и принимать помощь
Эмоциональный Проявление самообладания, терпимости к иному, тревожности
Поведенческий Степень бесконфликтного поведения в различных ситуациях. Проявление сдержанности и толерантности
Выделенные нами показатели способствуют своевременному выявлению признаков этнического экстремизма и реализации технологий его педагогической профилактики. Педагогические технологии включают в себя следующие виды деятельности: беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектные мероприятия и т. д. Они применяются для разработки профилактических программ, что обеспечивает организацию систематической и целенаправленной деятельности по решению проблем [1].
Определение приоритетных задач в сфере профилактики проявлений этнического экстремизма.
В целях профилактики этнического экстремизма и формирования межнационального согласия в студенческой среде в рамках воспитательной работы нужно:
1) активизировать деятельность кураторов и педагогов по организации мероприятий, направленных на изучение культуры и традиций разных народов России и мира, с целью улучшения межнациональных отношений;
2) организовать информирование студентов о последствиях, которые несут за собой различного рода проявления агрессии и интолерантности к различным этносам и культурам [3];
3) усилить работу по проведению тренингов по формированию стрессоустойчивой личности, способной к бесконфликтному общению.
Разработка содержания и подбор методов, средств, форм профилактики подобных проявлений.
Одним из приоритетных направлений концепции и программы воспитания и самовоспитания студентов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева на 2016-2020 гг. является реализация подпрограммы формирования российской идентичности, единства российской нации, содействия межкультурному и межконфессиональному диалогу [4]. Опираясь на основные положения данной концепции, психолого-педагогический факультет вуза реализует программу профилактики проявлений этнического экстремизма. Нами были определены следующие ее направления:
1. Предотвращение распространения экстремистской идеологии среди студентов.
2. Формирование у них неприятия идеологии терроризма в его различных проявлениях.
В представленную нами технологию педагогической профилактики проявлений этнического экстремизма мы включили такие виды деятельности:
- проведение акции «Нет экстремизму» с целью укрепления международных связей;
- организация встреч с представителями прокуратуры Чувашской Республики по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;
- проведение тренингов «Развитие коммуникативной компетенции», «Формирование толерантного поведения у подростков», «Повышение стрессоустойчивости» и т. д.;
- участие во Всероссийском конкурсе научных и творческих работ на тему: «Молодежь против экстремизма» (г. Киров, Вятская областная организация «Вече»), республиканском конкурсе социальных проектов «Мы сделаем мир лучше», региональной студенческой олимпиаде по поликультурному образованию и этнопедагогике.
Мы считаем, что реализацию программы педагогической профилактики проявления этнического экстремизма необходимо начинать с самого первого дня пребывания студента в вузе. Главная роль в этом принадлежит кураторам студенческих групп. Ряд педагогических и психологических аспектов межнационального общения может быть рассмотрен на кураторских часах. Кураторам необходимо учитывать, что их подопечные являются представителями разных национальностей и по-разному адаптируются к новым социокультурным условиям. Учитывая все это, кураторы первых курсов должны создавать условия для оптимального комфортного пребывания каждого студента в учебном заведении, в среде сверстников. В ходе работы куратору необходимо сначала познакомиться с группой, изучить ее национальный состав, традиции и культуру студентов [8]. В помощь кураторам нами была составлена программа работы (табл. 2) с иностранцами по профилактике этнических конфликтов и их успешной адаптации к новым для них социокультурным условиям.
Таблица 2
Программа работы с иностранными студентами на психолого-педагогическом факультете Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева
№ п/п Наименование мероприятия Месяц проведения
1. Расселение иностранных студентов в общежитие. Ознакомление с правилами проживания в нем Сентябрь
2. Знакомство со структурой факультета, студенческим активом, старшекурсниками, которые будут их курировать Сентябрь
3. Беседы на тему: «Правила и традиции на факультете» Сентябрь
4. Знакомство с культурой народов Поволжья Октябрь
5. Посещение музеев университета Октябрь
6. Выявление уровня знания русского языка Сентябрь-октябрь
7. Тренинги, направленные на социальную адаптацию Октябрь
8. Тренинги на сплочение коллектива Октябрь
9. Проведение факультатива «Уроки русского языка» В течение года
10. Просмотр фильмов (мультфильмов) на русском языке Ноябрь
11. Музыкальные уроки (прослушивание и исполнение русских песен) Ноябрь
12. Тренинги уверенного поведения Ноябрь
13. Организация вечеров «Обсуждение правил русского языка на примере прочитанных книг, просмотренных фильмов» Декабрь
14. Тренинги, направленные на развитие толерантности Декабрь
15. Участие в фестивале «День дружбы народов» Декабрь
Продолжение таблицы 2
16. Посещение кинотеатров Февраль
17. Участие в театрализованных постановках на русском языке к праздникам 23 февраля и 8 марта на факультете Февраль-март
18. Организация межэтнического праздника Апрель
19. Включение иностранных студентов в спортивные команды факультета В течение года
20. Оценка и анализ успеваемости с целью повышения эффективности процесса обучения Май
Экспертная оценка, определение эффективности реализации технологии педагогической профилактики проявлений этнического экстремизма.
Ежегодно в конце учебного года нами на факультете проводится повторный опрос среди студентов, чтобы определить их отношение к экстремизму как способу решать религиозные и национальные проблемы, выявить их радикальные настроения. Так, проведенный в 2018/2019 учебном году опрос показал, что число уважающих другие национальные культуры и готовых к диалогу культур повысилось с 65 до 85 %; положительно относящихся к другим национальностям и частично готовых к диалогу - также с 65 до 85 %; придерживающихся нейтральной позиции в вопросах межнационального общения и проявляющих в некоторых случаях равнодушие и нежелание общаться снизилось с 22 до 12 %. Не желающих общаться с представителями других национальностей, с негативным отношением к ним на контрольном этапе не было выявлено (на констатирующем этапе количество таких студентов составило 2 %).
Результаты мониторинга подтверждают положительные результаты систематической и планомерной педагогической профилактики, проводимой на факультете.
Резюме. Таким образом, реализация технологий педагогической профилактики проявлений этнического экстремизма в молодежной среде способствует преодолению многих этнических, культурных, религиозных проблем. Основные показатели подобных проявлений могут рассматриваться в двух аспектах (этнической и социальной толерантности, определяющей степень отношения личности к другим национальностям, их культуре и традициям).
ЛИТЕРАТУРА
1. Абашина А. Д. Продуктивные педагогические технологии профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде: методологический аспект // Академия профессионального образования. - 2018. - № 8. -С. ЗО^Ю.
2. Гришина А. В., Зеленое А. А., Лунин С. Л. Диагностика влияния этнической идентичности на формирование этнических ауто- и гетеростереотипов у беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов и принимающего населения : учебно-методическое пособие. - М. : КРЕДО, 2016. - 28 с.
3. Иванова И. П. Профилактика склонности к экстремизму в студенческой среде // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития : сборник научных статей. - Чебоксары, 2018.-С. 76-81.
4. Концепции и программы воспитания и самовоспитания студентов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева на 2016-2020 гг. / М. Б. Кожанова и др. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2016. - 96 с.
5. Макеева А. Г. Педагогическая профилактика: особенности и основные этапы // Школьные технологии.-2010.-№ 3.-С. 103-115.
6. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом Российской Федерации совместно с МВД России и ФСБ России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : 11йр8://випк.мвд.рф/ир1оа(1/8Йе152Моситеп1_Ше/Ме1о(11с11е8к1е_геко-теМаси^о^гой1аЫке_1^го1:№ос1еу stviyu_ekstremizmu_v_molodezhnoy_srede.pdf.
7. Морозова Е. А. Профилактика проявлений экстремизма в этнополикультурной образовательной среде // ЭТНОДИАЛОГИ. - 2016. - № 2(51). - С. 240-252.
8. Пальчук Н. Д. Социальные технологии профилактики экстремизма среди учащихся и молодежи // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. -2018. -№ 1. - С. 82-87.
9. Петрова Т. В., Романова Т. В. Работа куратора по профилактике межнациональных конфликтов в студенческой группе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я.Яковлева.-2017.-№3(95), ч. 1.-С. 135-141.
10. РожковМ. И., Макеева Т. В. Социальная педагогика : учебник для академического бакалавриата. -М. : Юрайт, 2017.-287 с.
Статья поступила в редакцию 25.06.2019
REFERENCES
1. Abashina A. D. Produktivnye pedagogicheskie tekhnologii profilaktiki ekstremizma i terrorizma v mo-lodezhnoj srede: metodologicheskij aspekt// Akademiya professional'nogo obrazovaniya. -2018. -№ 8. - S. ЗО^Ю.
2. GrishinaA. V., Zelenov A. A., Lunin S. L. Diagnostika vliyaniya etnicheskoj identichnosti na fomrirovanie etnicheskih auto- i geterostereotipov u bezhencev i vynuzhdennyh pereselencev iz regionov lokal'nyh voennyh kon-fliktov i prinimayushchego naseleniya : uchebno-metodicheskoe posobie. - M. : KREDO, 2016. - 28 s.
3. Ivanovo I. P. Profilaktika sklonnosti k ekstremizmu v studencheskoj srede // Psihologiya i social'naya pe-dagogika: sovremennoe sostoyanie iperspektivy razvitiya : sbornik nauchnyh statej. - Cheboksary, 2018. - S. 76-81.
4. Koncepcii i programmy vospitaniya i samovospitaniya studentov Chuvashskogo gosudarstvennogo pe-dagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva na 2016-2020 gg. / M. B. Kozhanova i dr. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2016. - 96 s.
5. Makeeva A. G. Pedagogicheskaya profilaktika: osobennosti i osnovnye etapy // Shkol'nye tekhnologii. -2010.-№3.-S. 103-115.
6. Metodicheskie rekomendacii po profilaktike i protivodejstviyu ekstremizmu v molodezhnoj srede (razra-botany Minsportturizmom Rossijskoj Federacii sovmestno s MVD Rossii i FSB Rossii) [Elektronnyj resurs], -Rezhim dostupa https://vipk.mvd.rf/upload/sitel 52/document_file/Metodicheskie_rekomendacii_po_profilakti-ke_i_protivodeystviyu_ekstremizmu_v_molodezhnoy_srede.pdf.
7. Morozova E. A. Profilaktika proyavlenij ekstremizma v etnopolikul'turnoj obrazovatel'noj srede // ETNODIALOGI. - 2016. - № 2(51). - S. 240-252.
8. Pal'chuk N. D. Social'nye tekhnologii profilaktiki ekstremizma sredi uchashchihsya i molodezhi // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. - 2018. - № 1. - S. 82-87.
9. Petrova Т. V., Romanova Т. V. Rabota kuratora po profilaktike mezhnacional'nyh konfliktov v studencheskoj gruppe // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2017.-№3(95), ch. l.-S. 135-141.
10. Rozhkov M. I., Makeeva Т. V. Social'naya pedagogika : uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. -M. : Yurajt, 2017.-287 s.
The article was contributed on June 25, 2019 Сведения об авторе
Романова Татьяна Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Author information
Romanova, Tatyana Vladimirovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Psychology and Social Pedagogics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]