УДК 37.013.77
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТОВ
КЫЗЫЛСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА:
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ТОЛЕРАНТНОГО ВОСПИТАНИЯ
© Сагалакова Лидия Петровна
преподаватель педагогики и психологии Кызылского педагогического колледжа г. Кызыл, Россия
E-mail: [email protected]
© Гаськов Алексей Владимирович
доктор педагогических наук, профессор кафедры теории физической культуры Бурятского государственного университета г. Улан-Удэ, Россия
Е-mail: [email protected]
В статье обобщены результаты исследования этнического самосознания студентов Кызылского педагогического колледжа. Автор обосновывает необходимость профилактики экстремизма и ксенофобии в студенческой среде.
Ключевые слова: этническое самосознание, типы и компоненты этнической идентичности, экстремизм, ксенофобия._
ETHNIC IDENTITY OF KYZYL PEDAGOGICAL COLLEGE STUDENTS: PROBLEMS AND WAYS OF TOLERANT EDUCATION
Sagalakova Lidia P.
teacher of pedagogy and psychology, Kyzyl Teachers College Kyzyl, Russia
Е-mail: [email protected]
Gaskov Aleksey V.
doctor of Education, professor, Department of Theory of Physical Culture, Buryat State University Ulan-Ude, Russia
Е-mail: [email protected]
This article summarizes the results of ethnic identity study of students in Kyzyl Teachers College. The authors consider the prevention of extremism and xenophobia among young people
Keywords: ethnic identity, types and components of ethnic identity, extremism and xenophobia.
Этническое самосознание как актуальная проблема исследования начала подниматься отечественными учеными в конце XX в., в связи с ростом этничности в условиях глобализации [11]. В настоящем исследовании вслед за В. С. Мухиной и Т. Ц. Дугаровой мы понимаем под «этническим самосознанием» «потенциал идентифицирующих и отчуждающих чувств, знаний и действий, способствующих бытию в пространстве реалий культуры» [4].
В статье обобщены результаты исследования этнического самосознания студентов Кызылского педагогического колледжа ТувГУ. Юношеский возраст является благоприятным этапом для развития этнического самосознания личности, так как он является ее завершающим периодом [12]. Согласно В. С. Мухиной, возрастные границы юношеского периода развития человека составляют от 15-16 до 21-25 лет [9]. На данном этапе укрепляется самоопределение юношей и девушек, мотивация выбора своей национальности на пути формирования идентичности «Я — гражданин мира».
В ходе исследования приняли участие 100 студентов Кызылского педагогического колледжа Тувинского государственного университета в возрасте от 18 до 21 года первых курсов специальностей: «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образе», «Педагог дополнительного образования». Были выбраны следующие методики исследования: 1) «Кто я?» — тест двадцати высказываний (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой), 2) «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжова), методика Д. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности.
Обоснование методик исследования:
Тест «Кто я» позволяет исследовать содержательные характеристики идентичности и дифферен-цированности самосознания и особенности самоотношения (я-концепции). Достоинство методики заключается в том, что результаты получаемых данных самоописания по сравнению со стандартизированными методами позволяют анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанное ему исследователем.
Традиционно методика этнической идентичности используется в выявлении выраженности типов этнической идентичности. Этническая идентичность является одним из компонентов (характеристик) этнического самосознания, сознанием тождественности со своей этнической общностью. Методика Дж. Финни позволяет выявить компоненты этнической идентичности, которые характеризуют их выраженность. Следовательно, по результатам данной методики, исследователь может обратить более пристальное внимание на развитие этнического самосознания, этнической идентичности.
По результатам тестирования на основе теста «Кто я» был выявлен высокий уровень дифференци-рованности у 77,6 % респондентов, что связано со следующими личностными особенностями: общительность, уверенность в себе, ориентирование на свой внутренний мир, высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля. У оставшихся 22,4 % респондентов — соответственно низкий уровень дифференцированности, который говорит о кризисе идентичности и связано с такими личностными особенностями, как замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, трудности в контролировании себя.
Расчеты по показателям-компонентам идентичности были распределены следующим образом:
Шкала «Социальное я» выявляет разные показатели, среди которых показатель учебно-профессиональной ролевой позиции является самым высоким (26 %), на втором месте — показатель семейной принадлежности студентов (24 %), который проявляется через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.). При указании своей семейной принадлежности студенты часто употребляют прилагательные «любимая, младшая, единственная, гордая, мамина, папина». Ответ «жена» также встречается и сопровождается прилагательными «любимая, неповторимая, единственная, верная, любящая, заботливая». Этническо-региональная идентичность, включающая этническую идентичность, гражданство, выявлена у 6,3 % студентов. В ответах студентов подчеркивается гражданство Российской Федерации и Республики Тыва по отдельности. Групповая и мировоззренческая принадлежности выявлены соответственно у 4,1 и 2,1 % студентов.
Итак, шкала «Социальное я» выражена у 62, 5 % студентов, при этом на первом месте испытуемые идентифицируют учебно-профессиональную роль «студент», на втором — семейную роль, на третьем — роль этнической принадлежности «тувинец» и на последнем — групповую и мировоззренческую принадлежности.
По результатам исследования по методике «Типы этнической идентичности», преобладающим типом этнической идентичности является позитивная этническая идентичность (51 %), которой свойственно сочетание позитивного отношения к собственному народу с адекватным отношением к другим народам. В столице Республики Тыва, Кызыле, проживают представители более 40 национальностей и позитивная этническая идентичность является нормой, т. е. условием мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире, с одной стороны, и условием самостоятельности и стабильного существования этнической группы — с другой.
Оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа, характеризующееся выраженностью этнофанатизма, выявлено у 19,8 % студентов. Данный тип идентичности проявляется через отказ другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека.
Этническая индифферентность выявлена у 16,4 % студентов, описывающееся как «размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности».
У 15 % студентов выражен этноэгоизм, что, может, проявляется в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет.
Убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия определяют как этноизоляционизм и выявлен у 14,7 % студентов.
Наименьшее количество студентов (11,3 %) демонстрирует такой тип этнической идентичности, как этнонигилизм, представляющий собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.
Итак, у студентов наиболее выражен такой вид этнической идентичности, как позитивная этническая идентичность, наименее — этнонигилизм.
По методике Д. Финни, у 62,9 % студентов выражен аффективный компонент: они гордятся и чувствуют сильную привязанность к своей этнической группе, а также хорошо относятся к своему этническому происхождению. Когнитивный компонент проявлен у 37,1 % студентов. Данные студенты соблюдают традиции, обычаи и истории своего народа, общаются с людьми, для того чтобы узнать побольше о своей этнической группе.
В ходе исследования этнического самосознания студентов выявлено, что, во-первых, наиболее выражена обратно пропорциональная связь между позитивной этнической идентичностью и этноэги-озмом, во-вторых, наиболее выражена прямо пропорциональная связь между этноэгоизмом и этнои-золяционизмом.
Следует отметить, что для студентов-первокурсников Кызылского педагогического колледжа ТувГУ характерна выраженность шкалы «Социальное я» (по тесту 20 высказываний М. Куна); наиболее выражена позитивная этническая идентичность, которая выражается в обратно пропорциональной связи с этноэгоизмом.
Исследование позволило выявить, что наиболее выражены этнонигилизм, этноизоляционизм, при этом преобладает аффективный компонент идентичности. Данные результаты указывают на необходимость проведения профилактики экстремизма и ксенофобии.
Мы убеждены, что профилактика экстремизма, ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде должна стать приоритетом молодежной политики и социально-культурной деятельности с молодежью. При этом должно быть подготовлено соответствующее ресурсное, методическое, информационное и экспертное обеспечение. Необходимо стимулировать поиск и разработку инновационных технологий социально-культурной деятельности, предполагающих противостояние ксенофобии и нетерпимости в молодежной среде, а также социально-культурную адаптацию молодежи с учетом лучших достижений в этой сфере в отечественном и международном опыте.
Для реализации этого направления социально-культурной деятельности необходимы профильная подготовка специалистов в области социально-культурной профилактики ксенофобии и постоянный мониторинг социально-культурных проблем профилактики экстремизма и ксенофобии в молодежной среде, способствующий нивелированию активности радикально-националистических групп. Полученные в ходе мониторинга данные следует учитывать при прогнозировании, проектировании и планировании деятельности, разработке соответствующего комплекса программ и мероприятий. Необходима ресурсная, методическая, информационная и экспертная поддержка социально-культурных инициатив и проектов, направленных на противостояние ксенофобии в молодежной среде.
В отечественных педагогических исследованиях и проектах проблематика профилактики ксенофобии и экстремизма часто рассматривается в контексте патриотического воспитания, хотя каждое из указанных направлений воспитательной работы имеет специфические особенности.
Преодоление ксенофобии рассматривается как создание условий для интеграции молодежи в жизнь поликультурного общества и как профилактика экстремизма в молодежной среде.
Традиционно противодействие ксенофобии исследователи связывают с выявлением, профилактикой и предупреждением экстремистской деятельности как общественных и религиозных объединений, иных организаций, так и физических лиц.
Ю. С. Бузыкина описала эмпирическое исследование, которое проводилось на базе Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, согласно которой существуют различия в отношении к проявлениям экстремизма у студентов вуза и учащихся школы, которые проявляются в том, что у студентов преобладает отрицательное отношение к проявлениям экстремизма, а у учащихся — равнодушное отношение к проявлениям экстремизма [2].
Э. С. Гареев проводит анализ исследования степени выраженности и соотношения этнической идентичности и этнической толерантности студентов Уфимского государственного нефтяного технического университета. По результатам исследования, 11,5 % студентов УГНТУ в той или иной степени испытывает интолерантные чувства к другим этносам и их культурам. Радует тот факт, что 80,3% респондентов имеет нормальную этническую идентичность (сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам). Остальные опрошенные продемонстрировали равнодушие и размывание этнической идентичности (этнонигилизм и этническую индифферентность) [3].
Анализ данных опроса позволяет сделать общий вывод: несмотря на то, что большинство студентов УГНТУ имеет позитивную этническую идентичность и настроено на толерантность, существуют студенты, испытывающие неприязнь к представителям других национальностей, кроме того, готовые к применению насилия, то есть в УГНТУ существует опасность возникновения различных конфликтов и столкновений на почве межэтнических разногласий и непонимания. В связи с этим профилактическая деятельность вуза должна проявляться в учебной и внеучебной деятельности, технология профилактики межнациональных конфликтов в образовательной среде вуза представляет собой формы и методы организации деятельности студентов, ориентированные на формирование толерантного опыта, чувства уважения к представителям иной национальности.
Согласно исследованию, проведенному в Оренбургском государственном педагогическом университете, выявлено, что современной молодежи присуща низкая информированность и компетентность в вопросах экстремизма, только такой явный признак, как «терроризм», всего 50 % респондентов отнесли к проявлениям экстремизма, 42 % опрошенных классифицировали как пропаганду нацизма, 38 % — возбуждение национальной розни. Только тотальное неприятие всех этносов считают ксенофобией 43 % опрошенных. Здесь очень четко прослеживается психологическая база ксенофобии: неприятие всего чужого, нетерпимость к определенным нациям большинство опрошенных не отметило как проявление ксенофобии (22-30 %). Почти половина анкетируемых (44 %) на вопрос «Есть ли нации, с представителями которых Вы стараетесь не общаться?» ответила утвердительно: «Таких наций немного, но они есть». Еще 7 % отметили позицию «Таких наций много». Для 45 % национальных ограничений не существует. Именно здесь заложен серьезный мировоззренческий и социально-политический диссонанс: для половины респондентов бытовая ксенофобия — жизненная реальность, другая половина не ощущает такой проблемы. Фактических оснований для ксенофобии отмечено сравнительно немного: 85 % молодых людей высказались, что не испытывали в жизни сложностей, связанных с их национальной или религиозной принадлежностью. Исходя из результатов данного исследования, особое внимание уделяется созданию психолого-педагогических условий для формирования этнического самосознания студенческой молодежи [7].
Л. А. Апанасюк внедрила в практику модель и технологию профилактики ксенофобии в студенческой среде, которая может быть использована при разработке региональных проектов и программ межнационального сотрудничества и этнокультурного развития, преодоления ксенофобии и экстремизма; при проведении в регионах мероприятий, направленных на реализацию Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Разработаны и реализованы экспериментальные педагогические проекты, которые нашли применение в социально-воспитательной работе вузов в различных регионах РФ. Экспериментально проверена и внедрена в деятельность высших учебных заведений Воронежской, Московской, Самарской и Тамбовской областей межвузовская кластерная система организации социально-воспитательной работы, которая направлена на профилактику ксенофобии [1].
А. А. Свиридов разработал педагогическую программу социально-культурной деятельности вуза по профилактике экстремизма в молодежной среде «Мы — дети Земли», которая направлена на приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали, формирование чувства уважения к законности и правопорядку, морально-правовым традициям, кодексу профессиональной чести и моральным ценностям, формирование адекватной самооценки результатов своей деятельности, умения самоопределяться в социальном пространстве, активной позитивной жизненной позиции; формирование самосознания и высших потребностей личности, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, толерантности; воспитание потребности молодежи в освоении ценностей общечеловеческой культуры и формирование стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества [10].
А. В. Кузьминым внедрена программа профилактики экстремизма в молодежной среде, она нацелена на преодоление дублирования и противостояния между учреждениями и организациями, призванными обеспечить профилактику экстремистского поведения молодежи; устранения элементов имитации социально-культурного взаимодействия (формальные планы, безрезультатные программы); интеграцию всех уровней социально-культурной профилактики (макрообъективный, макросубъек-тивный, микрообъективный, микросубъективный); наполнение программ социально-культурной деятельности вариативным содержанием и воспитательными технологиями. Автор разработал муниципальную долгосрочную целевую программу «Ступино — территория, свободная от экстремизма» на 2011-2013 гг. Этот документ определяет не только цели и задачи организации социально-культурной профилактики экстремистского поведения в молодежной среде, но и конкретные практические мероприятия, осуществление которых позволит поднять социальную эффективность этой работы [8].
По результатам нашего исследования, мы предлагаем проведение комплекса профилактических мероприятий во избежание экстремизма и ксенофобии у студентов, который включает заполнение стендов по профилактике экстремизма и ксенофобии; преподавание предметов и введение факультативов правового, гражданского и духовно-нравственного воспитания; проведение дней родного и русского языка; научно-практической конференции, посвященной дню толерантности; мероприятия, посвященные Дню Победы; тренинги, проводимые психологической службой ТувГУ. Внеурочная деятельность предполагает проведение классных часов, направленных на профилактику экстремизма и ксенофобии, родительские собрания по профилактике терроризма, экстремизма, ксенофобии с участием работников правоохранительных органов, представителей религиозных организаций.
Педагогическая профилактика молодежного экстремизма — это система специальных мер, применяемых в процессе воспитания и обучения подростков и молодежи, направленных на выявление и устранение причин и условий возникновения и развития физических, психологических и социокультурных характеристик, способствующих формированию экстремистских установок личности с учетом степени и характера деформации поведения отдельных лиц, на которых направлена профилактика.
Литература
1. Апанасюк Л. А. Теоретико-методологические основы профилактики ксенофобии в студенческой среде средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Тамбов, 2014. — С. 26.
2. Бузыкина Ю. С. Психологические аспекты отношения к проявлениям экстремизма у студентов вузов и учащихся школ // Пензенский психологический вестник. — 2014. — С. 19-37.
3. Гареев Э. С. Поликультурное образование как профилактика межэтнических конфликтов в процессе подготовки специалистов для нефтегазовой отрасли (на примере студентов УГНТУ г. Уфа) // Нефтегазовое дело. — 2014. — № 3. — С. 417-434.
4. Гырылова О. А., Дугарова Т. Ц. Развитие профессионального самосознания у студентов медицинского колледжа // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосо-ва. — Якутск, 2014. — С. 45-48.
5. Дугарова Т. Ц. Особенности этнического самосознания современных бурят России: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2010. — С. 26.
6. Дугарова Т. Ц. Идентификация как механизм развития этнического самосознания // Наука и школа. — 2009. — № 3. — С. 59-61.
7. Конькина Е. В. Анализ результатов мониторинга взаимодействия государственных и общественных институтов в профилактике экстремизма в молодежной среде // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2012. — № 5-2(22). — С. 127-131.
8. Кузьмин А. В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Тамбов, 2012. — С. 25.
9. Мухина В.С. Возрастная психология. — 7-е изд. — М.: Академия, 2008. — 624 с.
10. Свиридов А. А. Социально-культурная деятельность вузов по профилактике экстремизма в молодежной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Тамбов, 2014. — С. 27.
11. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. — М.: Академический проект, 1999. — 320 с.
12. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. — СПб., 2000. — 240 с.
13.Черная А. В., Гришина Л. Н. Психолого-педагогическое сопровождение развития толерантности в подростковом возрасте // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2014. — № 8. — С. 85-93.
Literatura
1. Apanasyuk L. A. Teoretiko-metodologicheskie osnovyi profilaktiki ksenofobii v studencheskoy srede sredstvami sotsialno-kulturnoy deyatelnosti: avtoref. dis. .. .d-ra ped. nauk. — Tambov, 2014. — S. 26.
2. Buzyikina Yu. S. Psihologicheskie aspektyi otnosheniya k proyavleniyam ekstremizma u studentov vuzov i uchaschihsya shkol // Penzenskiy psihologicheskiy vestnik. — 2014. — S. 19-37
3. Gareev E. S. Polikulturnoe obrazovanie kak profilaktika mezhetnicheskih konfliktov v protsesse podgotovki spetsialistov dlya neftegazovoy otrasli (na primere studentov UGNTU g. Ufa) // Neftegazovoe delo. — 2014. — №3. — S. 417-434.
4. Gyiryilova O. A., Dugarova T. Ts. Razvitie professionalnogo samosoznaniya u studentov meditsinskogo kol-ledzha // Aktualnyie problemyi razvitiya lichnosti v ontogeneze: sb. materialov III Vseros. nauch.-prakt. konf. studentov i aspirantov; Severo-Vostochnyiy federalnyiy universitet im. M. K. Ammosova. — Yakutsk, 2014. — S. 45-48.
5. Dugarova T. Ts. Osobennosti etnicheskogo samosoznaniya sovremennyih buryat Rossii: avtoref. dis. .d-ra psi-hol. nauk. — M., 2010. — S. 26.
6. Dugarova T. Ts. Identifikatsiya kak mehanizm razvitiya etnicheskogo samosoznaniya // Nauka i shkola. — 2009. — № 3. — S. 59-61.
7. Konkina E. V. Analiz rezultatov monitoringa vzaimodeystviya gosudarstvennyih i obsche-stvennyih institutov v profilaktike ekstremizma v molodezhnoy srede // Intellekt. Innovatsii. Investitsii. — 2012. — № 5-2(22). — S. 127-131.
8. Kuzmin A. V. Sotsialno-kulturnaya profilaktika ekstremizma v molodezhnoy srede: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. — Tambov, 2012. — S. 25.
9. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya // 7-e izd. — M.: Akademiya, 2008. — 624 s.
10. Sviridov A. A. Sotsialno-kulturnaya deyatelnost vuzov po profilaktike ekstremizma v molodezhnoy srede: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. — Tambov, 2014. — S. 27.
11. Stefanenko T. G. Etnopsihologiya. — M.: Akademicheskiy proekt, 1999. — 320 s.
12. Hotinets V. Yu. Etnicheskoe samosoznanie. — SPb., 2000. — 240 s.
13. Chernaya A. V., Grishina L. N. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya tolerantnosti v podrostko-vom vozraste // Izvestiya Yuzhnogo federalnogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. — 2014. — № 8. — S. 85-93.