УДК 152(571.52)
Исследование национального самосознания школьников и студентов
Республики Тыва
© Дугарова Туяна Цыреновна
доктор психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: dugarovatts@mail.ru
© Ондар Лилия Монгуновна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Тувинского государственного университета Россия, 667000, г. Кызыл, ул. Ленина, 36 E-mail: lmondar@mail.ru
© Сагалакова Лидия Петровна
преподаватель Кызылского педагогического колледжа Тувинского государственного университета, аспирант Бурятского государственного университета Россия, 667004, г. Кызыл, ул. Колхозная, 69 E-mail: slp11@bk.ru
В статье даны результаты исследований национального самосознания тувинских детей, подростков и студентов, проведенных в 2006-2014 гг. Авторы указывают, что важным фактором улучшения межнациональных отношений в социуме является психолого-педагогический подход: формирование национального самосознания личности в образовательных организациях. Данные исследований свидетельствуют об актуальности воспитания у подростков и молодежи ценностного отношения к истории и культуре своего и других народов, развития идентичности как представителя рода, этноса, страны, что возможно через конструирование образовательной среды образовательных учреждений. Углубленное изучение школьниками, студентами национальных обычаев и традиций способствует формированию и осознанию ипостаси гражданина Мира.
Ключевые слова: формирование национального самосознания, этническая идентичность, толерантность, образовательная среда.
Research of national consciousness of pupils and students of the Republic of Tyva
Tuyana Ts. Dugarova
DSc in Psychology, A/Professor, Department of Age and Pedagogical Psychology, Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia
Lilia M. Ondar
PhD in Psychology, A/Professor, Department of Psychology, Tuva State University
36 Lenina St., Kyzyl, 667000 Russia
Lidia P. Sagalakova
Lecturer, Kyzyl Teacher Training College, Tuva State University, Research Assistant, Buryat State University
69 Kolkhoznaya St., Kyzyl, 667000 Russia
The article presents the results of studies of national identity Tuva children, teenagers and students held the 2006-2014. The authors point out that an important factor in improving inter-ethnic relations in society is a psychological and pedagogical approach: the development of the national consciousness of a person in educational institutions. These studies of national consciousness of teenagers and students in Tuva indicate the relevance of developing in adolescents and young people the attitude: to value the history and culture of their own and other peoples, to develop their identity as a member of the family, the ethnic group, the country, which is possible on the basis of the educational environment in educational institutions.
Keywords: formation of national identity, ethnic identity, tolerance, educational environment.
Проблема национального самосознания признается одним из глобальных вызовов современности. На самосознание этносов и личности влияют современные тенденции глобализации и интеграции, открытия границ между культурами, роста межэтнического взаимодействия, гипермобильности населения. В то же время остро стоит проблема межнациональных конфликтов, национальной нетерпимости, эксремизма, ксенофобии.
В таких условиях важным фактором улучшения межнациональных отношений в социуме является психолого-педагогический подход: формирование национального самосознания личности в образовательных организациях. Известно, что уровень развития национального самосознания личности определяет уровень его толерантности и характер отношения к представителям других этносов (В. С. Мухина, Г. У. Солдатова, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Т. Г. Стефаненко, Н. М. Лебедева, В. Ю. Хотинец). Процесс формирования национального самосознания обучающихся требует наличия образовательных условий: соотнесения предметно-дидактического и личностно ориентированного подхода к учебно-воспитательному процессу; учета общих закономерностей развития личности учащегося; усиления роли национально-регионального компонента содержания образования; научно-методического обеспечения процесса формирования национального самосознания учащихся [2, с. 53].
Тувинцы — один из древнейших тюркоязычных этносов, населяющих Центральную Азию и Сая-но-Алтайское нагорье. Сегодня в Туве, так же как и в других регионах, наряду с процессами сохранения самобытной этнической культуры наблюдаются процессы глобализации и интернационализации, вхождения в мировое пространство, усиления межэтнического взаимодействия. Современная ситуация в республике, так же как и во всем мире, характеризуется высоким динамизмом, быстро и резко меняющимися условиями жизни, интенсификацией информационного пространства, непредсказуемостью и ростом социального разнообразия жизни.
Данные социологического исследования В. С. Кана указывают, что больше половины опрошенных жителей республики оценивают состояние межнациональных отношений в диапазоне «относительно стабильное — незначительно напряженное» [5, с. 11]. По мнению В. С. Кана, в Республике Тыва межнациональная напряженность усиливается такими условиями, как высокий уровень социального неблагополучия, преступности; миграция русских из региона, миграция в направлении «село — город», понижение общей культуры населения. Это может привести впоследствии к усилению моноэт-ничности состава населения республики, уменьшению культурного и языкового многообразия, установок на этническую замкнутость, в конечном итоге к ограничению потенциала и перспектив развития Тувы.
Особенно актуальна задача изучения и формирования национального самосознания и этнической толерантности личности у представителей молодого поколения россиян. Надо отметить, что в Республике Тыва разработана государственная программа «Развитие системы государственной молодежной политики на 2014-2018 годы». В ней определена Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях республики с учетом национальных, региональных, этнокультурных потребностей многонационального народа Тувы. В разделе «Формирование у тувинской молодежи российской идентичности и профилактика этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде» говорится о поддержке воспитания молодежной социальной инициативы, устремленной на формирование у тувинской молодежи российской идентичности (проведение мероприятий, социологических опросов среди молодежи), уважения и толерантности к представителям разных этносов, культур, религий, их традициям и духовно-нравственным ценностям (создание и проведение молодежных форумов, фестивалей, конкурсов и др.) [9].
Национальное самосознание личности можно определить как отнесение себя к определенному этносу, осуществляемое на бессознательном и сознательном уровнях. Оно является важной составляющей ее самосознания, одним из условий ее целостности и саморазвития. Национальное самосознание непрерывно развивается на протяжении всей жизни одновременно с развитием психики и сознания личности [8, с. 48].
В качестве компонентов национального самосознания личности выступают система представлений о себе как члене этнической общности (когнитивный компонент), эмоционально-ценностное отношение к своему этническому я (эмоциональный компонент) и регуляция своего поведения на их основе (поведенческий компонент). Все три компонента национального самосознания личности взаимосвязаны между собой. Изменение одного из них, а также взаимосвязи между ними приводят к изменению других и изменению самосознания в целом. На наш взгляд, именно эмоциональный компонент особенно значим в структуре национального самосознания, так как именно чувства и эмоции влияют на поведение в этноконтактных ситуациях [2, с. 134].
Исследованием национального самосознания подростков и студенческой молодежи в Республике Тыва занимались Л. М. Ондар, Б. В. Салчак, Л. П. Сагалакова, Ч. К. Ламажаа, А. А. Ооржак.
Рассматривая основные исследования молодежи Тувы, Ч. К. Ламажаа отмечает, что назрела проблема междисциплинарных исследований подростков и молодежи Тувы. Среди вопросов, которые требуют изучения, нужно назвать особенности социализации разновозрастных групп, ценностные ориентации молодежи Тувы, отношение подростков и молодежи к социокультурным проблемам Тувы и России, воспитательные проблемы подростков и молодежи [4, с. 346].
В исследовании Л. М. Ондар выявлена взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности тувинских подростков. Выбор данного возраста обусловлен активным вхождением подростков в жизнь общества, расширением социальных связей и общения, усвоением социально значимых ценностей, существенными изменениями в сфере самосознания. Качественные сдвиги в самосознании у подростка, по мнению Л. С. Выготского, делают возможным более глубокое и широкое понимание других людей. Соответственно, основы этнической толерантности (или интолерант-ности) также закладываются в подростковом возрасте [6, с. 70].
В ходе исследования подростков выявлено, что развитие национального я способствует выраженности когнитивного и эмоционального компонентов образа я подростков, что отражается в поведении преобладанием осознанности, произвольности, выбором конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях межэтнического взаимодействия. Недостаточное развитие компонентов национального самосознания проявляется через негативные поведенческие установки по отношению к представителям других этносов [7, с. 92]. При сравнительном исследовании тувинских подростков, обучающихся в обычной школе, и подростков, обучающихся в национально ориентированной школе, выявлены выраженные компоненты национального самосознания учащихся национально средней школы. Было установлено, что, в отличие от подростков обычной школы, подростки школы с национально ориентированной программой образования показывают большее желание и умение решать межэтнические конфликтные ситуации доброжелательно. Таким образом, различение структуры национального самосознания происходит у подростков из национально ориентированной школы раньше, чем у подростков из традиционной школы, и можно сделать вывод о том, что национально ориентированное образование положительно воздействует на формирование национального самосознания и убыстряет его темпы. Дифференциация когнитивного и эмоционального компонентов национального самосознания обеспечивается развитием когнитивного компонента — образа индивидуального я и образа этнического я — и их отличием друг от друга.
Изменения характеристик когнитивного и эмоционального компонентов, а также связей между ними приводят к изменениям поведенческого компонента национального самосознания личности: растет толерантность в конфликтных межэтнических ситуациях, повышается адаптированность в межэтническом взаимодействии [3, с. 134].
Б. В. Салчак исходила из положения о том, что культурно-педагогическое наследие каждого народа содержит в себе уникальные образовательно-воспитательные ресурсы, опираясь на которые можно формировать национальное самосознание подрастающего поколения. Для формирования национального самосознания детей дошкольного возраста автором была разработана и апробирована программа «Приобщение детей к национальной культуре тувинского народа в условиях ДОУ», которая предполагает системное знакомство детей с этнокультурными условиями жизни и устным творчеством тувинского народа. Кроме того, в исследовании показано, что улучшение предметно-пространственной образовательной среды ДОУ с помощью использования целостных дизайн-проектов этнокультурной направленности также способствует развитию национальных качеств детей [11, с. 172].
Исследование Л. П. Сагалаковой выявило у студентов Кызылского педагогического колледжа ярко выраженную позитивную этническую идентичность, когда человек отдает предпочтение своей этнической группе, но при этом демонстрирует готовность к межэтническому общению и имеет позитивные установки по отношению к представителям других этносов. В наименьшей степени у студентов выражен этнонигилизм, когда человек равнодушен к этническим вопросам. По результатам методики Дж. Финни выявлено, что у 62,9 % студентов выражен эмоциональный (аффективный) компонент этнической идентичности, они гордятся своим этносом и чувствуют сильную привязанность к нему. У 37,1 % опрошенных студентов ярко выражен когнитивный компонент: они знают историю своего народа, соблюдают обычаи и традиции [10, с. 78].
Согласно Т. Ц. Дугаровой, А. А. Ооржак, формирование национального самосознания основывается на духовно-нравственном развитии, развитии идентификации ребенка с тувинскими фольклорными персонажами и архетипами [1, с. 174].
Таким образом, данные исследований национального самосознания подростков и студенческой молодежи Тувы указывают на актуальность воспитания у подростков и молодежи ценностного отношения к истории и культуре своего и других народов, развития идентичности как представителя рода, этноса, страны, что возможно через конструирование образовательной среды образовательных учреждений (детские сады, школы, колледжи, институты). Углубленное изучение школьниками, студентами национальных обычаев и традиций способствует формированию и осознанию ипостаси гражданина Мира.
Литература
1. Дугарова Т. Ц., Ооржак А. А. Формирование нравственного поведения на основе идентификации с фольклорными персонажами // Личность в межкультурном пространстве: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. / под ред. А. Г. Коваленко. — М., 2012. — С. 173-175.
2. Дугарова Т. Ц. Модификации этнического самосознания: профилактика экстремизма в студенческой среде // Вестник Бурятского государственного университета. — 2015. — № 5. — С. 49-54.
3. Дугарова Т. Ц. Особенности стрессоустойчивости бурятских и тувинских подростков // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. — 2015. — № 1(24). — С. 133-137.
4. Ламажаа Ч. К. Социология молодежи Тувы // Знание. Понимание. Умение. — 2015. — № 3. — С. 340-348.
5. Кан В. С. Национально-культурные автономии в Туве // Плюс Информ. — 2012. — № 13. — С. 11-12.
6. Ондар Л. М. Самосознание в подростковом возрасте // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. — 2012. — № 1(12). — С. 69-73.
7. Ондар Л. М. О результатах исследования этнической идентичности в старшем школьном возрасте // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. — 2009. — Т. 1, № 1(1). — С. 90-95.
8. Ондар Л. М. Исследование взаимосвязи структурных компонентов национального самосознания личности // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Психологические науки. — 2007. — № 2. — С. 48-51.
9. Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Развитие системы государственной молодежной политики на 2014-2018 годы»: постановление Правительства Республики Тыва от 14 ноября 2013 г. № 605.
10. Сагалакова Л. П., Гаськов А. В. Этническое самосознание студентов Кызылского педагогического колледжа: постановка проблемы и пути толерантного воспитания // Вестник Бурятского государственного университета. — 2015. — Вып. 1. — С. 76-81.
11. Салчак Б. В. Развитие национального самосознания детей в дошкольных образовательных учреждениях Республики Тыва // Мир образования — образование в мире. — 2009. — № 3. — С. 170-177.
References
1. Dugarova T. Ts., Oorzhak A. A. Formirovanie nravstvennogo povedeniya na osnove identifikatsii s fol'klornymi personaz-hami [Formation of Moral Behavior Based on Identification with Folk Characters]. Lichnost' v mezhkul'turnom prostranstve - Personality in InterculturalSpaces. Proc. 7th Int. sci. conf. In 2 v. Moscow. 2012. Pp. 173-175.
2. Dugarova T. Ts. Modifikatsii etnicheskogo samosoznaniya: profilaktika ekstremizma v studencheskoi srede [Modifications of Ethnic Identity: Prevention of Extremism among Students]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Buryat State University. 2015. No. 5. Pp. 49-54.
3. Dugarova T. Ts. Osobennosti stressoustoichivosti buryatskikh i tuvinskikh podrostkov [Features of Buryat and Tuva teenagers' Stress Resistance]. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki - Bulletin of Tuva State University. Social and Human Sciences. 2015. No. 1 (24). Pp. 133-137.
4. Lamazhaa Ch. K. Sotsiologiya molodezhi Tuvy [Sociology of Tuva Youth]. Znanie. Ponimanie. Umenie - Knowledge. Comprehension. Skills. 2015. No. 3. Pp. 340-348.
5. Kan V. S. Natsional'no-kul'turnye avtonomii v Tuve [National-cultural Autonomies in Tuva]. Plyus Inform. 2012. No. 13. Pp.11-12.
6. Ondar L. M. Samosoznanie v podrostkovom vozraste [Self-consciousness in Adolescence]. Vestnik Tuvinskogo gosu-darstvennogo universiteta. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki - Bulletin of Tuva State University. Social and Humanitarian Sciences. 2012. No. 1 (12). Pp. 69-73.
7. Ondar L.M. O rezul'tatakh issledovaniya etnicheskoi identichnosti v starshem shkol'nom vozraste [To the Results of Ethnic Identity Reseach in Senior School Age]. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki - Bulletin of Tuva State University. Social and Humanitarian Sciences. 2009. V. 1. No. 1 (1). Pp. 90-95.
8. Ondar L. M. Issledovanie vzaimosvyazi strukturnykh komponentov natsional'nogo samosoznaniya lichnosti [Study of Structural Components Interrelation in National Identity of a Person]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya. Psikhologicheskie nauki - Bulletin of Moscow State Regional University. Ser. Psychological Sciences. 2007. No. 2. Pp. 48-51.
9. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Respubliki Tyva «Razvitie sistemy gosudarstvennoi molodezhnoi politiki na 2014 - 2018 gody» [On Approval of the Tuva Republic State Program "Development of State Youth Policy for 2014-2018"]. Resolution of the Tuva Republic Government No. 605 of October 14, 2013.
10. Sagalakova L. P., Gas'kov A. V. Etnicheskoe samosoznanie studentov Kyzylskogo pedagogicheskogo kolledzha: postanovka problemy i puti tolerantnogo vospitaniya [Ethnic Consciousness of Kyzyl Pedagogical College Students: Problem Definition and Ways of Tolerant Education]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Buryat State University. 2015. V. 1. Pp. 76-81.
11. Salchak B. V. Razvitie natsional'nogo samosoznaniya detei v doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh Respubliki Tyva [Development of National Consciousness of Children in the Tyva Republic Preschool Educational Institutions]. Mir obra-zovaniya - obrazovanie v mire - World of Education - Education in the World. 2009. No. 3. Pp. 170-177.