Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты формирования этнокультурной компетентности у студентов педагогического колледжа'

Теоретико-методологические аспекты формирования этнокультурной компетентности у студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнокультурная компетентность / компоненты этнокультурной компетентности / этнофор / студенческий возраст. / competence / ethnocultural competence / components of ethnocultural competence / etnofor.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дугарова Туяна Цыреновна, Сагалакова Лидия Петровна

В статье раскрывается необходимость формирования этнокультурной компетентности у студентов в условиях внедрения ФГОС 3+ в педагогическом колледже. Исследование, проведенное в Кызылском педагогическом колледже, и социологическое исследование Кан В.С. выявило «стабильное напряженное состояние» в Республике Тыва. Речь ведется о поликультурном воспитании молодежи в Республике Тыва в соответствии с нормативно-правовыми документами. Рассмотрены подходы к содержанию этнокультурной компетентности, ее компоненты: когнитивный, поведенческий и аффективный. Раскрыты педагогические условия формирования этнокультурной компетентности студентов колледжа. Автором анализируется проблема формирования этнокультурной компетентности у студентов через циклы, предусмотренные в учебном плане ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE AMONG STUDENTS OF TEACHER TRAINING COLLEGE

In the article the necessity of formation of ethnocultural competence of students in the conditions of implementation of the GEF 3+ Teachers College. It is about multicultural education of young people in the Republic of Tyva, in accordance with legal documents. The approaches to the content of the ethno-cultural competence of its components: cognitive, behavioral and affective. Disclosed pedagogical conditions of formation of ethnocultural competence of college students. The author analyzes the problem of the formation of ethno-cultural competence at students through cycles stipulated in the curriculum GEF.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты формирования этнокультурной компетентности у студентов педагогического колледжа»

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

УДК 39

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Т.Ц. Дугарова, Л.П. Сагалакова

Аннотация. В статье раскрывается необходимость формирования этнокультурной компетентности у студентов в условиях внедрения ФГОС 3+ в педагогическом колледже. Исследование, проведенное в Кызылском педагогическом колледже, и социологическое исследование Кан В.С. выявило «стабильное напряженное состояние» в Республике Тыва. Речь ведется о поликультурном воспитании молодежи в Республике Тыва в соответствии с нормативно-правовыми документами. Рассмотрены подходы к содержанию этнокультурной компетентности, ее компоненты: когнитивный, поведенческий и аффективный. Раскрыты педагогические условия формирования этнокультурной компетентности студентов колледжа. Автором анализируется проблема формирования этнокультурной компетентности у студентов через циклы, предусмотренные в учебном плане ФГОС.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность, компоненты этнокультурной компетентности, этнофор, студенческий возраст.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION

OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE AMONG STUDENTS

OF TEACHER TRAINING COLLEGE

T. Dugarova, L. Sagalakova

Abstract. In the article the necessity of formation of ethnocultural competence of students in the conditions of implementation of the GEF 3+ Teachers College. It is about multicultural education of young people in the Republic of Tyva, in accordance with legal documents. The approaches to the content of the ethno-cultural competence of its components: cognitive, behavioral and affective. Disclosed pedagogical conditions of formation of ethnocultural competence of college students. The author analyzes the problem of the formation of ethno-cultural competence at students through cycles stipulated in the curriculum GEF.

Keywords: competence, ethnocultural competence, components of ethnocultural competence, etnofor.

На современном этапе развития общества наблюдается противоречивость

цивилизационных движений: развитие

тенденций объединения, с одной стороны, а с другой - сохранение этнокультурного своеобразия этносов. Мировой опыт обнаруживает, что наиболее благополучной тактикой аккультурации является соединение, сохранение своей культурной этничности наравне с освоением культуры других народов [14, c. 258].

На данный момент перед российской системой образования в нашей стране выдвигается важная задача воспитания и развития личности, владеющей

этнокультурной компетентностью, обучение молодого поколения принципиально новому отношению к представителям разных национальностей, к совместному

существованию в одном обществе, формирование умений налаживать контакты и активно сотрудничать с людьми различных

этносов, конфессий. В условиях

поликультурного образования исследователи отводят основную роль диалогу

разнообразных этнокультур и воспитанию этнокультурной компетентности молодежи, включающей в себя интерес к духовным корням, культуре своего и остальных этносов, к национальным обычаям и традициям [7, c. 114; 8, c 17].

Особую тревожность вызывает проблема этнокультурной компетентности в Республике Тыва. Исследование, проведенное в Кызылском педагогическом колледже, позволило выявить у студентов следующие наиболее выражены

этноизоляционизм при аффективного компонента Полученные результаты необходимость проведения профилактики экстремизма и ксенофобии у молодежи студенческого возраста [11, стр. 78]. Социологическое исследование Кан В.С.

особенности: этнонигилизм, преобладании идентичности. указывают на

80

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

выявило, что межнациональные отношения у половины респондентов, независимо от национальности, оцениваются как

относительно «стабильное напряженное состояние» [4, стр. 11]. Согласно исследователю присутствуют открытые

столкновения на национальной почве и проявления экстремизма у молодых людей, прослеживается определенная степень межэтнической напряженности, имеются

проблемы в сфере межличностного общения. Кан В.С. выделяет факторы, усиливающие межнациональную напряженность: высокий

уровеньсоциального неблагополучия,

преступности; миграция русских из региона, ведущая к уменьшению культурного и языкового многообразия.

Питательной средой для развития напряженности являются социальные трудности, недостаток духовно-нравственных ценностей, прежде всего у молодежи. Это может привести к уменьшению культурного и языкового многообразия, формированию установок на этническую замкнутость, в конечном итоге - к ограничению потенциала и перспектив развития Тувы.

Поликультурное воспитание молодежи в Республике Тыва ведется в соответствии с Конституцией РФ, Республики Тыва, Законом РФ и Республики Тыва «Об образовании», концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе ежегодного послания Президента России Федеральному Собранию РФ, обращения председателя Правительства республики Тыва Верховному Хуралу.

В Республике Тыва разработана государственная программа «Развитие системы государственной молодежной политики на 2014-2018 годы». В разделе «Формирование у тувинской молодежи российской идентичности и профилактика этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде» представлены мероприятия: поддержка

воспитания молодежной социальной

инициативы, устремленной на формирование у тувинской молодежи российской

идентичности (проведение мероприятий, социологических опросов среди молодежи);

формирование у молодого поколения

уважения и толерантности к представителям разных этносов, культур, религий, их традициям и духовно-нравственным

ценностям (создание и проведение молодежных форумов, фестивалей, конкурсов

и др.). Также преодоление этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде (изготовление и распространение методической литературы и раздаточного материала); организация работы по позитивному восприятию малой Родины как места проживания (организация конкурсов, защита проектов). Разработана «Концепция духовно-нравственного

воспитания и развития личности в образовательном учреждении РТ» с учетом национальных, региональных, этнокультурных потребностей многонационального народа Тувы.

В образовательных организациях Республики Тыва уделяется большое внимание формированию этнокультурной

компетентности студенческой молодежи. В настоящее время в контексте внедрения нового ФГОС 3+ Кызылский педагогический колледж Тувинского государственного университета Республики Тыва работает над конструированием поликультурной

образовательной среды с целью развития взаимопонимания, взаимообогащения между участниками образовательного процесса, изучения удовлетворенности культурных, образовательных, познавательных интересов и потребностей студентов. Формирование этнокультурной компетенции у студентов педагогического колледжа осуществляется через вариативную часть ФГОС 3+, которая воспроизводит особенности подготовки педагогических кадров конкретного региона на основе учета национальной культуры. Обзор научных источников свидетельствует о том, что до настоящего времени остается недостаточно изученной проблема

этнокультурной компетентности студентов среднего профессионального образования Республики Тыва.

В рамках нашей статьи необходимо уточнение содержания и структуры понятия этнокультурной компетентности.

Современные педагогические и этнопсихологические исследования известны различными подходами к пониманию этнокультурной компетентности.

С позиции универсального подхода этническая компетентность рассматривается как:

1) свойство личности, которое выражается в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализуется через умения, навыки и модели поведения, способствующие

81

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

эффективному межэтническому

взаимопониманию и взаимодействию, которое формируется в ходе полиэтнического образования в контексте поликультурной образовательной среды [10, стр. 39];

2) степень проявления человеком знаний, навыков и умений, разрешающих ему адекватно оценивать особенность и условия взаимодействия, взаимоотношений с людьми разнообразных этнических общностей, находить правильные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия [6, стр. 305].

С точки зрения характеристики профессионально-педагогической деятельности специалиста этнокультурная компетентность трактуется как:

1) свойство личности, выражающееся

интегративной совокупностью

взаимообусловленных компетенций,

реализующейся через знания, умения и технологии, способствующие эффективному формированию этнокультурных отношений в поликультурном образовательном

пространстве [1, стр. 38];

2) сложная интегративная характеристика, предполагающая высокую степень его теоретической, практической и личностной подготовленности к значительной реализации задач этнокультурного воспитания личности в соответствии с национальным идеалом воспитания и учетом этнопсихологических особенностей их развития [12, стр. 28];

3) совокупность этнопедагогических знаний, умений, навыков и способностей, позволяющих проектировать этнокультурное образование, с учетом личностных качеств, определяющих ценностные позиции студентов [9, стр. 23].

Хотя и существуют различные трактовки смысла предоставленной дефиниции,

этнокультурная компетентность разрешает каждому этнофору отыскать лучшие способы поведения, содействующие поддержанию

атмосферы гармонии и взаимного доверия, высокой эффективности в современной деятельности, и устранению интолерантного отношения к людям, различающимся языком, национальностью, расой, культурой,

ценностями.

В структуру этнокультурной

компетентности входят логически

взаимосвязанные части: когнитивный,

поведенческий и аффективный компоненты. Когнитивный компонент изучает знания и суждения о многочисленных национальностях,

своей и чужой культуре, истории, национально-психологических особенностях индивидов, образе жизни; признанием культурных отличий. Овладение

иностранными языками является основой для предупреждения непонимания, правильной интерпретации поведения этнофоров,

причиной для исправления личного поведения в межэтническом взаимодействии.

Поведенческий компонент изучает способы поведения, стратегии, умения, содействующие результативному взаимодействию с иноэтническим окружением, оказывает

влияние и на амплификацию знаниевого содержания культурной оригинальности этнофоров. Аффективный компонент изучает положительное отношение человека к этнической среде и этнофорам в частности, толерантное отношение к другому образу жизни и мыслей. Способность общаться на эмоциональном уровне, ощущать чувство эстетического удовольствия при знакомстве с произведениями искусства разных этносов, уметь сопереживать и встать на позицию иноэтнического окружения, все это создает базис для результативного межэтнического взаимодействия и взаимопонимания.

Кабанова Н.Э. [3, стр. 13], анализируя понятия «этническая толерантность» и «этнокультурная компетентность», пришла к выводу, что этническая толерантность и этнокультурная компетентность

характеризуют одно и то же явление с разных сторон, а именно составляющую структуры личности, которая отвечает за ее способность результативного взаимодействия и

взаимопонимания с этнофором другой этнической группы.

Таким образом, этническая толерантность определяет значимую направленность личности, а этнокультурная компетентность представляет ее деятельностную

характеристику, представляющую собой

способность к функциональному

межэтническому взаимодействию.

Коновалова Л.В. [5, стр. 16] рассматривает структуру этнокультурной компетентности как системное образование, состоящее из взаимосвязанных компонентов, имеющих

свою специфику и особенности функционирования в рамках этнокультурной компетентности: мотивационно-ценностный,

интеллектуально-познавательный, действеннопрактический, рефлексивно-оценочный.

Дугарова Т.Ц. [2, стр. 60] рассматривает структуру этнического самосознания

82

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

личности, которая формирует идентификацию с ценностями, образующими бытие его окружения, такими как: имя; притязание на признание; половая идентичность;

психологическое время личности; социальнопсихологическое пространство личности.

Можно сделать вывод, что этнокультурная компетентность связывает одновременно реальные знания, суждения об этнических общностях и культуру, а также толерантные взаимоотношения, направленные на

этнокультурное взаимодействие и

взаимопонимание.

Формирование этнокультурной

компетентности в студенческом возрасте представляет собой особую психологопедагогическую проблему.

Педагогическими условиями

формирования этнокультурной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компетентности студентов колледжа являются:

- воспитание принятия и

понимания других народов, признание ценности этнокультурного многообразия;

- развитие межэтнического

общения, привитие идей альтруизма и уважения к другим, воспитание эмоциональной устойчивости и толерантных черт личности;

- приобретение знаний о культуре, истории, образе жизни, обычаях и традициях, ценностях разных народов;

- формирование осмысления и

признания главенства гуманных ценностей над классовыми и коллективными, осознания необходимости согласования

общечеловеческих и этнических интересов и поиск общих культурных интересов, элементов, потребностей;

- развитие функциональных

коммуникативных умений и способов поведения во взаимодействии с этнофорами.

В Кызылском педагогическом колледже обязательная часть Программы подготовки специалистов среднего звена по учебным циклам составляет около 70% от общего объема программы, отведенного на их изучение. На вариативную часть отводится около 30%, которая дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных

компетенций (в том числе этнокультурных компетенций), знаний и умений, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии запросами

регионального рынка труда и возможностями продолжения образования [13].

Современный студент становится носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия.

Этнокультурные компетентности позволяют принять своеобразие жизни этнических общностей, адекватно оценить особенность и условия взаимодействия с их этносами, находить адекватные способы поведения с целью поддержания эмоциональной атмосферы. Формирование этнокультурной компетентности у студентов педагогического колледжа является необходимым условием для реализации ФГОС 3+ в области образования, ориентированной на воспитание у молодежи патриотического самосознания, формирование российской идентичности, сохранение мира между всеми этносами.

Рассмотрим особенности формирования этнокультурной компетентности через циклы, предусмотренные в учебном плане ФГОС 3+:

- общегуманитарные и специально-

экономические дисциплины могут оказывать воздействие на формирование когнитивного, поведенческого и аффективного компонентов, при условии включения в содержание этих дисциплин национально-регионального

элемента;

- общепрофессиональные дисциплины, такие как педагогика и психология, способствуют возможности формирования компонентов этнокультурной компетентности при изучении отдельных тем («Межэтническое общение», «Национальный характер», «Эмоции и чувства» и т.д.);

- вариативная часть программы воздействует на когнитивные, поведенческие и аффективные компоненты этнокультурной компетентности и включает дисциплины: «Родной язык», «Национальные ремесла», «Родная детская литература с практикумом по выразительному чтению», «Тувинские национальные виды борьбы», «Основы религиозных культур и светской этики», «Тувинские национальные игры и забавы». Эти дисциплины изучают студенты очного и заочного отделений, независимо от их специализации. Сложностью воплощения замысла подготовки педагогов-специалистов этнокультурного профиля является постоянное количества часов в учебном плане, постоянно меняющимся в связи с внедрением ФГОС, ФГОС 3+.

83

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

В процессе формирования этнокультурной компетентности у студентов педагогического колледжа целесообразен учет следующих условий: организация встреч с иными

культурами; создание проблемных ситуаций, направленных на выявление противоречий в отношении с иными культурами; организация проблемных дискуссий; организация процесса

Литература:

1. Вертякова Э.Ф. Концепция

этнокультурных отношений будущих учителей в современном образовательном пространстве / Э.Ф. Вертякова // Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. - С. 34-41.

2. Дугарова Т.Ц. Идентификация как

механизм развития этнического самосознания /Т.Ц. Дугарова // Наука и школа. - 2009. - № 3. - С. 5961.

3. Кабанова Н.Э. Формирование

этнокультурной компетентности студентов в полиэтнической образовательной среде университета: автореф. дис. ... кан. пед. наук:

13.00. 08. / Кабанова Надежда Эргашевна. - Самара, 2014. - 25 с.

4. Кан В.С. Национально-культурные автономии в Туве / В.С. Кан / Плюс Информ. -2012. - № 13. - С. 11-12.

5. Коновалова Л.В. Формирование и развитие этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. / Коновалова Людмила Викторовна. - Великий Новгород, 2011. - 52 с.

6. Крысько В.Г. Этнопсихологический

словарь. М.: МПСИ, 1999. - 486 с.

7. Мухаметзянова Ф.Ш. Идеи толерантности,

межкультурного и межконфессионального диалога в условиях развития национального образования в поликультурном пространстве российского

общества / Ф.Ш. Мухаметзянова, И.Ш. Мухаметзянов, Л.Р. Храпаль // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 11-16.

8. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А.

Этнокультурное образование педагогов среднего профессионального учебного заведения: возможные подходы / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический

журнал. - 2015. - № 1. - С. 17-22.

9. Нестеренко О.П. Формирование

этнокультурного компонента профессиональной компетенции учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук:

13.00. 08 / Нестеренко Ольга Петровна. - М., 2010. -34 с.

10. Поштарева Т.В. Формирование

этнокультурной компетентности / Т.В. Поштарева // Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 35-42.

11. Сагалакова Л.П., Гасков А.В. Этническое

самосознание студентов Кызылского

педагогического колледжа: постановка проблемы и пути толерантного воспитания / Л.П. Сагалакова,

рефлексии молодежью своего отношения к представителям иных культур; оказание помощи в овладении студентами умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свою и чужие точки зрения.

А.В. Гасков // Вестник Бурятского гос. ун-та. -2015. - Вып. 1. - С. 76-81.

12. Федорова С.Н. Формирование

этнокультурной компетентности будущих педагогов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Федорова Светлана Николаевна. - М., 2006. - 54 с.

13. Федеральный государственный

образовательный стандарт среднего

профессионального образования от 24 октября 2014 г. №1351.

14. Храпаль Л.Р. Концептуальная модель социокультурной модернизации системы высшего профессионального экологического образования в структуре регионального образовательного кластера / Л.Р. Храпаль, Т.З. Мухутдинова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - № 4. - С. 257-265.

References:

1. Vertjakova Je.F. Koncepcija jetnokul'turnyh otnoshenij budushhih uchitelej v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve / Je.F. Vertjakova // Ufa: Izd-vo BGPU, 2009. - S. 34-41.

2. Dugarova T.C. Identifikacija kak mehanizm razvitija jetnicheskogo samosoznanija /T.C. Dugarova // Nauka i shkola. - 2009. - № 3. - S. 59-61.

3. Kabanova N.Je. Formirovanie jetnokul'turnoj

kompetentnosti studentov v polijetnicheskoj obrazovatel'noj srede universiteta: avtoref. dis. ... kan. ped. nauk: 13.00.08. / Kabanova Nadezhda

Jergashevna. - Samara, 2014. - 25 s.

4. Kan V.S. Nacional'no-kul'turnye avtonomii v Tuve / V.S. Kan / Pljus Inform. - 2012. - № 13. - S. 11 - 12.

5. Konovalova L.V. Formirovanie i razvitie jetnokul'turnoj kompetentnosti pedagogov v processe nepreryvnogo obrazovanija: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08. / Konovalova Ljudmila Viktorovna. -Velikij Novgorod, 2011. - 52 s.

6. Krys'ko V.G. Jetnopsihologicheskij slovar'. M.: MPSI, 1999. - 486 s.

7. Muhametzjanova F.Sh. Idei tolerantnosti, mezhkul'turnogo i mezhkonfessional'nogo dialoga v uslovijah razvitija nacional'nogo obrazovanija v polikul'turnom prostranstve rossijskogo obshhestva /

F.Sh. Muhametzjanova, I.Sh. Muhametzjanov, L.R. Hrapal' // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2015. -№ 1. - S. 11-16.

8. Muhametzjanova F.Sh., Shajhutdinova G.A. Jetnokul'turnoe obrazovanie pedagogov srednego professional'nogo uchebnogo zavedenija: vozmozhnye podhody / F.Sh. Muhametzjanova, G.A. Shajhutdinova

84

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

// Kazanskij pedagogicheskij zhumal. - 2015. - № 1. -

S. 17-22.

9. Nesterenko O.P. Formirovanie

jetnokul'tumogo komponenta professional'noj kompetencii uchitelja v sisteme povyshenija kvalifikacii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. / Nesterenko Ol'ga Petrovna. - M., 2010. - 34 s.

10. Poshtareva T.V. Formirovanie jetnokul'turnoj kompetentnosti / T.V. Poshtareva // Pedagogika. -

2005. - № 3. - S. 35-42.

11. Sagalakova L.P., Gaskov A.V. Jetnicheskoe

samosoznanie studentov Kyzylskogo

pedagogicheskogo kolledzha: postanovka problemy i puti tolerantnogo vospitanija / L.P. Sagalakova, A.V. Gaskov // Vestnik Burjatskogo gos. un-ta. - 2015. -Vyp. 1. - S. 76-81.

12. Fedorova S.N. Formirovanie jetnokul'turnoj

kompetentnosti budushhih pedagogov: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08 / Fedorova Svetlana

Nikolaevna. - M., 2006. - 54 s.

13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovanija ot 24 oktjabrja 2014 g. №1351.

14. Hrapal' L.R. Konceptual'naja model' sociokul'turnoj modernizacii sistemy vysshego professional'nogo jekologicheskogo obrazovanija v strukture regional'nogo obrazovatel'nogo klastera / L.R. Hrapal', T.Z. Muhutdinova // Vestnik Kazan. tehnol. un-ta. - 2011. - № 4. - S. 257-265.

Сведения об авторах:

Дугарова Туяна Цыреновна (г. Улан-Удэ, Россия), доктор психологических наук, доцент БГУ, преподаватель.

Сагалакова Лидия Петровна (г. Кызыл, Россия), аспирант БГУ, преподаватель ТувГУ Кызылский педагогический колледж, e-mail:[email protected]

Data about the authors:

T. Dugarova (Ulan-Ude, Russia), doctor of psychology, associate professor of Buryat State University, lecturer.

L. Sagalakova (Kyzyl, Russia), postgraduate student of Buryat State University, lecturer of Kyzyl Teacher Training College of Tuvan State University, e-mail:[email protected]

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.